Программа факультативного курса «Музеи России» по предмету «Искусство» (МХК)
Цель: формирование у учащихся представлений о русской культуре и истории, как о величайшей и общечеловеческой ценности, воплотившей духовные и нравственные идеалы.
Программа факультативного курса «Музеи России» по предмету «Искусство» (МХК) (для учащихся 8 – 9 классов, составила учитель МХК Пентюхина Т.А.) 2013 – 2014 уч. год
Пояснительная записка. «Музей – грандиозная памятная
книга человечества»
Л.В. Луначарский
Программа факультатива «Музеи России» предназначена для учеников 8-9 классов и рассчитана на 34 часа. Актуальность и новизна программы: в наше сложное время, когда полностью утрачивают свое значение нравственные ценности и чувство патриотизма, порой вовсе не знакомо подростковому поколению, возникает необходимость в изучении предметов, основанных на традициях культуры родного Отечества. Уважение к своему Отечеству начинается с уважения и изучения её истории и культуры. Знакомство с историей и культурой России – это познание прошлого, восстановление связи времен, необходимое условие развития современного человека.Именно музей позволяет сохранять историческую и культурную память народа. Программа факультативного курса поможет учащимся познакомиться с различными музеями России, в которых хранится память о прошлом нашего России. Данный материал выходит за рамки программы по МХК, а также включает в себя и краеведческий материал. Путешествуя по разным города России через образные рассказы экскурсовода — учителя или ученика, мультимедийных презентаций и красочных видеофильмов, учащиеся ближе познакомятся с с интересными музеями нашей страны. Программа построена на основе межпредметной интеграции с предметами гуманитарного цикла: историей, литературой, изобразительным искусством. Особенностьюданного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием информационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитыватьиндивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир, используя информационную систему. Цель: формирование у учащихся представлений о русской культуре и истории, как о величайшей и общечеловеческой ценности, воплотившей духовные и нравственные идеалы. Задачи: 1. дать представление о многообразии видов музеев; 2. познакомить детей с известными музеями России, отражающими важные этапы её исторического развития, художественную культуру и традиции быта. 3. сформировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации; 4. вызвать интерес к культурному наследию России через знакомство с коллекциями различных музеев. Виды деятельности: виртуальные экскурсии, творческие работы детей, проектная деятельность, посещение музеев города Читы, викторины, конкурсы, подготовка презентаций. Формы контроля: тестирование, защита экскурсионных проектов, видеовикторины, участие в интерактивных играх и конкурсах. Данный курс обеспечен информационным материалом:видеофильмами о достопримечательностях России, научно-исследовательскими статьями учащихся, принимавших участие городских научно – практических конференциях, мультимедийными презентациями. Структура программы.Программа состоит из шести разделов, в каждом из которых выделены темы. Введениевключает в себя ознакомление учащихся с целями и задачами курса, а также знакомит с историей музейного дела в России, видами музеев, специальной терминологией. Первый разделзнакомит учащихся с историческими видами музеев: с коллекциями Государственного исторического музея и Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на «Поклонной Горе» в Москве. Ученики также знакомятся с местными музеями: музеем «Церковь Декабристов» и военно-историческим музеем Забайкальского края. Второй разделнаправлен на знакомство с историей создания и коллекциями известных музеев изобразительного искусства нашей страны: Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей, Музеем древнерусского искусства им. А. Рублева. Запланирована экскурсия в картинную галерею и художественный музей г. Читы. Третий раздел раскрывает особенности музеев народных промыслов.Ученик совершат виртуальные экскурсии по Московскому областному музею народных художественных промыслов, получат информацию об уникальном музее «Тульский пряник». Ребята примут участие в музейном празднике «Ярмарка ремесел народов Забайкалья» в Забайкальском краевом краеведческом музее им. Кузнецова. Четвертый раздел знакомит учеников с различными видами архитектурных музеев. — с музеями – памятниками: Покровским собором в г. Москве на Красной площади (собор Василия Блаженного), Иссакиевским собором и храмом «Спаса на Крови» в г. Санкт – Петербурге; — участникам факультативного курса представится возможность соприкоснуться с историей удивительных музеев — заповедников, которые по праву можно назвать гордостью нашего Отечества. Ребята посмотрят видеофильмы о знаменитом Петергофе и Царском Селе, о музее – заповеднике на острове Кижи и ансамбле Суздальского Кремля, а также учащиеся совершат заочное путешествие в музей-заповедник г. Великий Устюг;— с музеями – усадьбами XVIII — нач. XX веков,которые в значительной степени определяют «национальное лицо» русской культуры. Для изучения данного раздела выбраны: ü Музей — усадьба «Абрамцево»(в ходе занятия дети узнают много интересного об истории усадьбы, о творчестве писателя С. Т. Аксакова, о его дружной и многодетной семье, о С. И. Мамонтове, о русских художниках, которые жили и творили в Абрамцеве в конце XIX – начале XX веков); ü Музей — усадьба «Архангельское»(школьники познакомятся с историей усадьбы и узнают о её именитых гостях); ü Музей – усадьба «Кузьминки»(на занятии дети познакомятся с историей усадьбы и традициями дворянских развлечений). ü Музей — усадьбаМ.Д. Бутина в г. Нерчинске (Забайкальский край). После изучения каждого раздела предусмотрено проведение зачетного занятия, с использованием различных форм деятельности учащихся. После изучения факультативного курса запланировано проведение итогового занятия, на котором дети представят проект «Музеи России». В результате изучения факультативного курса «Музеи России» учащиеся должны знать: развитие музейного дела в России;
виды музеев;
известные музеи страны; музеи города Читы. Уметь: пользоваться различными источниками информации;выполнять учебные и творческие задания (доклады, презентации, составлять план экскурсии, участвовать в проектах). Ожидаемые результаты: учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира русской культуры и истории. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение позволит сформировать ответственность и самостоятельность. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир. Учебно – тематический план (34 часа)
№ занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма работы с учащимися |
1 | 1 |
Введение. История музейного дела в России. Виды музеев. Музейная терминология. | Лекция – рассказ учителя с элементами беседы и использованием презентации |
1 раздел: Исторические музеи
№ занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма работы с учащимися |
2 | 1 |
Государственный исторический музей в Москве – музей национальной истории и культуры с древнейших времен до наших дней | Заочная экскурсия по музею. Знакомство с экспонатами. |
3 |
1 |
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на «Поклонной Горе» в Москве | |
4 |
1 |
Военно-исторический музей Дома офицеров Забайкальского края | Посещение музея. Обзорная экскурсия. |
5 | 1 |
Музей «Церковь декабристов» в г.Чите | |
6 | 1 | Зачетная работа | Сообщение «История одного экспоната» |
2 раздел: Музеи изобразительного искусства
№ занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма работы с учащимися |
7 | 1 | Государственный Эрмитаж | Рассказ с использованием презентаций; сообщения уч-ся на тему «История одной картины» |
8 | 1 | Государственный Русский музей | |
9 | 1 | Государственная Третьяковская галерея | |
10 | 1 | Музей древнерусского искусства им. А. Рублева | |
11 | 1 | Городская картинная галерея г. Читы | Посещение художественных выставок |
12 | 1 | Художественный музей г. Читы | |
13 | 1 | Зачетная работа | Викторина «Знатоки живописи» |
3 раздел: Музеи народных промыслов
№ занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма работы с учащимися |
14 | 1 | Московский областной музей народных художественных промыслов | Беседа, презентация |
15 | 1 | Музей «Тульский пряник» | Беседа, презентация |
16-17 | 2 |
Забайкальский краевой краеведческий музей им. Кузнецова. Музейный праздник «Ярмарка народных ремесел» | Посещение музея, участие в музейном празднике |
18 | 1 | Зачетная работа | Викторина «Традиционные народные ремесла России» |
4 раздел: Архитектурные музеи
4.1.Музей — памятник | |||
№ занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма работы с учащимися |
19 |
1 | Музей — памятник «Собор Василия Блаженного» г. Москва |
Лекция – рассказ учителя с элементами беседы. Виртуальные экскурсии. |
20 |
1 |
Музей-памятник «Иссакиевский собор» г. Санкт — Петербург | |
21 | 1 |
Музей-памятник Храм «Спас на Крови» г. Санкт — Петербург | |
22 | 1 | Зачетная работа | Составление паспорта экскурсионного объекта |
4.2.Музей — заповедник | |||
23 | 1 | Государственный музей-заповедник «Царское Село» | Просмотр видеофильмов, беседа, сообщения уч-ся |
24 | 1 | Государственныйдворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф» | |
25 | 1 | Государственныймузей-заповедник «Великий Устюг» | |
26 | 1 | Государственныймузей-заповедник «Кижи» | |
27 | 1 | Музей – заповедник «Суздальский кремль» | |
28 | 1 | Зачетная работа | Викторина |
4.3.Музей — усадьба | |||
29 | 1 | Музей- усадьба «Абрамцево» (Подмосковье) | Виртуальные экскурсии, рассказ учителя |
30 | 1 | Музей – усадьба «Кузьминки» (Подмосковье) | |
31 | 1 | Музей- усадьба «Архангельское» (Подмосковье) | |
32 | 1 | Музей — усадьба Бутиных (г. Нерчинск, Забайкальский край) | Просмотр видеофильма, беседа |
33 | 1 | Зачетная работа | Познавательная игра «Традиции усадебной жизни» |
34 | 1 | Итоговое занятие | Проектная работа «Музеи России» |
Список литературы 1.Глушкова В.Г.«Усадьбы Подмосковья. История. Владельцы. Жители. Архитектура», — М., Вече, — 2011 г.; 2. Глушкова В.Г. «Усадьбы Подмосковья. История. Владельцы. Жители. Архитектура», — М., Вече, — 2011 г.; 3.Глушкова В.Г. «Дворцы Санкт-Петербурга. Наследие Романовых» », — М., Вече, — 2011 г.; 4. Иванова Ю.Д. «Петергоф. Столица фонтанов», — СПб., — Фома, — 2013 г. 5.Мельников И.В.«Кижи: альбом-путеводитель по музею-заповеднику», — Петрозаводск: Издательский центр музея-заповедника «Кижи», 2012. 6. Наседкин К. «Все музеи России». – М., — Бестселлер, — 2006 г. 7. Низовский А. Ю. Самые знаменитые усадьбы России, - М., Вече,. — 2001 г.
8.Немеров В. «Прогулка по старой Чите», — Чита, — Экспресс-издательство, — 2010 г.
9. Поняев Б.И. «Все музеи Москвы», — М., ОлмаМедиаГрупп. — 2010 г. 10. Сурмина И.О. «Сокровища музеев России», — М., — Славянский Дом Книги, — 2009 г. 11.Шинкарук М.Т. «Музеи России», — М., — Аванта+, — 2008 г.
Список интернет — источников1.http://abc.vvsu.ru/Books/muzeebed/
2.http://www.museum.ru
3.http://russian7.ru/
4.http://zabnet.my1.ru/
5.http://www.visitchita.ru/
6.http://www.pryanik-tula.ru/museum/
7. http://www.hramy.ru/
8. http://www.logoslovo.ru/
9. http://www.cathedral.ru/
10. http://www.tzar.ru/
11. http://www.zabstudio.ru/panoramas/
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30» г. Читы
Программа факультативного курса
«Музеи России»
по предмету «Искусство» (МХК)
(для учащихся 8 – 9 классов, составила учитель МХК Пентюхина Т.А.)
2013 – 2014 уч. год
Пояснительная записка.
«Музей
– грандиозная памятная
книга
человечества»
Л.В.
Луначарский
Программа факультатива «Музеи России» предназначена для учеников 8-9 классов и рассчитана на 34 часа.
Актуальность и новизна программы: в наше сложное время, когда полностью утрачивают свое значение нравственные ценности и чувство патриотизма, порой вовсе не знакомо подростковому поколению, возникает необходимость в изучении предметов, основанных на традициях культуры родного Отечества. Уважение к своему Отечеству начинается с уважения и изучения её истории и культуры. Знакомство с историей и культурой России – это познание прошлого, восстановление связи времен, необходимое условие развития современного человека. Именно музей позволяет сохранять историческую и культурную память народа.
Программа факультативного курса поможет учащимся познакомиться с различными музеями России, в которых хранится память о прошлом нашего России. Данный материал выходит за рамки программы по МХК, а также включает в себя и краеведческий материал.
Путешествуя по разным города России через образные рассказы экскурсовода - учителя или ученика, мультимедийных презентаций и красочных видеофильмов, учащиеся ближе познакомятся с с интересными музеями нашей страны. Программа построена на основе межпредметной интеграции с предметами гуманитарного цикла: историей, литературой, изобразительным искусством.
Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием информационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир, используя информационную систему.
Цель: формирование у учащихся представлений о русской культуре и истории, как о величайшей и общечеловеческой ценности, воплотившей духовные и нравственные идеалы.
Задачи:
-
дать представление о многообразии видов музеев;
-
познакомить детей с известными музеями России, отражающими важные этапы её исторического развития, художественную культуру и традиции быта.
-
сформировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
-
вызвать интерес к культурному наследию России через знакомство с коллекциями различных музеев.
Виды деятельности: виртуальные экскурсии, творческие работы детей, проектная деятельность, посещение музеев города Читы, викторины, конкурсы, подготовка презентаций.
Формы контроля: тестирование, защита экскурсионных проектов, видеовикторины, участие в интерактивных играх и конкурсах.
Данный курс обеспечен информационным материалом: видеофильмами о достопримечательностях России, научно-исследовательскими статьями учащихся, принимавших участие городских научно – практических конференциях, мультимедийными презентациями.
Структура программы. Программа состоит из шести разделов, в каждом из которых выделены темы.
Введение включает в себя ознакомление учащихся с целями и задачами курса, а также знакомит с историей музейного дела в России, видами музеев, специальной терминологией.
Первый раздел знакомит учащихся с историческими видами музеев: с коллекциями Государственного исторического музея и Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на «Поклонной Горе» в Москве. Ученики также знакомятся с местными музеями: музеем «Церковь Декабристов» и военно-историческим музеем Забайкальского края.
Второй раздел направлен на знакомство с историей создания и коллекциями известных музеев изобразительного искусства нашей страны: Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей, Музеем древнерусского искусства им. А. Рублева. Запланирована экскурсия в картинную галерею и художественный музей г. Читы.
Третий раздел раскрывает особенности музеев народных промыслов. Ученик совершат виртуальные экскурсии по Московскому областному музею народных художественных промыслов, получат информацию об уникальном музее «Тульский пряник». Ребята примут участие в музейном празднике «Ярмарка ремесел народов Забайкалья» в Забайкальском краевом краеведческом музее им. Кузнецова.
Четвертый раздел знакомит учеников с различными видами архитектурных музеев.
- с музеями – памятниками: Покровским собором в г. Москве на Красной площади (собор Василия Блаженного), Иссакиевским собором и храмом «Спаса на Крови» в г. Санкт – Петербурге;
- участникам факультативного курса представится возможность соприкоснуться с историей удивительных музеев - заповедников, которые по праву можно назвать гордостью нашего Отечества. Ребята посмотрят видеофильмы о знаменитом Петергофе и Царском Селе, о музее – заповеднике на острове Кижи и ансамбле Суздальского Кремля, а также учащиеся совершат заочное путешествие в музей-заповедник г. Великий Устюг;
- с музеями – усадьбами XVIII - нач. XX веков, которые в значительной степени определяют «национальное лицо» русской культуры. Для изучения данного раздела выбраны:
-
Музей - усадьба «Абрамцево» (в ходе занятия дети узнают много интересного об истории усадьбы, о творчестве писателя С. Т. Аксакова, о его дружной и многодетной семье, о С. И. Мамонтове, о русских художниках, которые жили и творили в Абрамцеве в конце XIX – начале XX веков);
-
Музей - усадьба «Архангельское» (школьники познакомятся с историей усадьбы и узнают о её именитых гостях);
-
Музей – усадьба «Кузьминки» (на занятии дети познакомятся с историей усадьбы и традициями дворянских развлечений).
-
Музей - усадьба М.Д. Бутина в г. Нерчинске (Забайкальский край).
После изучения каждого раздела предусмотрено проведение зачетного занятия, с использованием различных форм деятельности учащихся. После изучения факультативного курса запланировано проведение итогового занятия, на котором дети представят проект «Музеи России».
В результате изучения факультативного курса «Музеи России» учащиеся должны знать:
-
развитие музейного дела в России;
-
виды музеев;
-
известные музеи страны;
-
музеи города Читы.
Уметь:
-
пользоваться различными источниками информации;
-
выполнять учебные и творческие задания (доклады, презентации, составлять план экскурсии, участвовать в проектах).
Ожидаемые результаты:
-
учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира русской культуры и истории.
Постоянная работа с источниками информации, работа и общение позволит сформировать ответственность и самостоятельность. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир.
Учебно – тематический план (34 часа)
№ занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Форма работы с учащимися |
1 |
1 |
Введение. История музейного дела в России. Виды музеев. Музейная терминология. |
Лекция – рассказ учителя с элементами беседы и использованием презентации |
1 раздел: Исторические музеи
№ занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Форма работы с учащимися |
2 |
1 |
Государственный исторический музей в Москве – музей национальной истории и культуры с древнейших времен до наших дней |
Заочная экскурсия по музею. Знакомство с экспонатами. |
3 |
1 |
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на «Поклонной Горе» в Москве |
|
4 |
1 |
Военно-исторический музей Дома офицеров Забайкальского края |
Посещение музея. Обзорная экскурсия. |
5 |
1 |
Музей «Церковь декабристов» в г.Чите |
|
6 |
1 |
Зачетная работа |
Сообщение «История одного экспоната» |
2 раздел: Музеи изобразительного искусства
№ занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Форма работы с учащимися |
7 |
1 |
Государственный Эрмитаж |
Рассказ с использованием презентаций; сообщения уч-ся на тему «История одной картины» |
8 |
1 |
Государственный Русский музей |
|
9 |
1 |
Государственная Третьяковская галерея |
|
10 |
1 |
Музей древнерусского искусства им. А. Рублева |
|
11 |
1 |
Городская картинная галерея г. Читы |
Посещение художественных выставок |
12 |
1 |
Художественный музей г. Читы |
|
13 |
1 |
Зачетная работа |
Викторина «Знатоки живописи» |
3 раздел: Музеи народных промыслов
№ занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Форма работы с учащимися |
14 |
1 |
Московский областной музей народных художественных промыслов |
Беседа, презентация |
15 |
1 |
Музей «Тульский пряник» |
Беседа, презентация |
16-17 |
2 |
Забайкальский краевой краеведческий музей им. Кузнецова. Музейный праздник «Ярмарка народных ремесел» |
Посещение музея, участие в музейном празднике |
18 |
1 |
Зачетная работа |
Викторина «Традиционные народные ремесла России» |
4 раздел: Архитектурные музеи
|
|||
№ занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Форма работы с учащимися |
19 |
1 |
Музей - памятник «Собор Василия Блаженного» г. Москва |
Лекция – рассказ учителя с элементами беседы. Виртуальные экскурсии. |
20 |
1 |
Музей-памятник «Иссакиевский собор» г. Санкт - Петербург |
|
21 |
1 |
Музей-памятник Храм «Спас на Крови» г. Санкт - Петербург |
|
22 |
1 |
Зачетная работа |
Составление паспорта экскурсионного объекта |
|
|||
23 |
1 |
Государственный музей-заповедник «Царское Село» |
Просмотр видеофильмов, беседа, сообщения уч-ся |
24 |
1 |
Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф» |
|
25 |
1 |
Государственный музей-заповедник «Великий Устюг» |
|
26 |
1 |
Государственный музей-заповедник «Кижи» |
|
27 |
1 |
Музей – заповедник «Суздальский кремль» |
|
28 |
1 |
Зачетная работа |
Викторина |
|
|||
29 |
1 |
Музей- усадьба «Абрамцево» (Подмосковье) |
Виртуальные экскурсии, рассказ учителя |
30 |
1 |
Музей – усадьба «Кузьминки» (Подмосковье) |
|
31 |
1 |
Музей- усадьба «Архангельское» (Подмосковье) |
|
32 |
1 |
Музей - усадьба Бутиных (г. Нерчинск, Забайкальский край) |
Просмотр видеофильма, беседа |
33 |
1 |
Зачетная работа |
Познавательная игра «Традиции усадебной жизни» |
34 |
1 |
Итоговое занятие |
Проектная работа «Музеи России» |
Список литературы
1.Глушкова В.Г. «Усадьбы Подмосковья. История. Владельцы. Жители. Архитектура», - М.,Вече, - 2011 г.;
2. Глушкова В.Г. «Усадьбы Подмосковья. История. Владельцы. Жители. Архитектура», - М.,Вече, - 2011 г.;
3. Глушкова В.Г. «Дворцы Санкт-Петербурга. Наследие Романовых» », - М.,Вече, - 2011 г.;
4. Иванова Ю.Д. «Петергоф. Столица фонтанов», - СПб., - Фома, - 2013 г.
5.Мельников И.В. «Кижи: альбом-путеводитель по музею-заповеднику», - Петрозаводск: Издательский центр музея-заповедника «Кижи», 2012.
6. Наседкин К. «Все музеи России». – М., - Бестселлер, - 2006 г.
7. Низовский А. Ю. Самые знаменитые усадьбы России, - М., Вече,. - 2001 г.
8. Немеров В. «Прогулка по старой Чите», - Чита, - Экспресс-издательство, - 2010 г.
9. Поняев Б.И. «Все музеи Москвы», - М., ОлмаМедиаГрупп. - 2010 г.
10. Сурмина И.О. «Сокровища музеев России», - М., - Славянский Дом Книги, - 2009 г.
11.Шинкарук М.Т. «Музеи России», - М., - Аванта+, - 2008 г.
Список интернет - источников
1.http://abc.vvsu.ru/Books/muzeebed/
4.http://zabnet.my1.ru/
6.http://www.pryanik-tula.ru/museum/
11. http://www.zabstudio.ru/panoramas/
- "Их именами славится Россия!" - викторина о выдающихся людях нашей страны и скульптурных памятниках, посвященных им.
- Научно - исследовательская статья "Музыкально - общественная деятельность декабриста П.Н. Свистунова и её значение для культурного развития Сибири"
- Научно - исследовательская статья "Роль иллюстрированной открытки в просвещении населения России"
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»