Открытый урок Окружающего мира во 2-ом классе по теме «ПОЖАР»
II.Актуализация знаний:
Над каким разделом учебника мы с вами работаем?
Здоровье и безопасность
Презентация 1, СЛАЙД 1
На прошлом уроке мы говорили о домашних опасностях, как их избежать и сохранить ваше здоровье.
Назовите на какие группы делятся домашние опасности:
Острые предметы
Лекарства и ядохимикаты
Горячие предметы
Газ
Бытовые электроприборы
А вы сможете их узнать в загадках?
— Отгадайте загадки. (по 1 загадке каждому ряду по очереди)
1. Без ног бежит, Без огня горит, Без зубов, а кусается. (Электричество.) 2. Что опасного во мне,
Если супа нет на дне?
Только если суп горяч —
От детей меня ты прячь!
(Кастрюля.)
3. Это тесный-тесный дом,
Сто сестричек живут в нем, И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими… (спичками).
4. Гладит все, чего касается,
А дотронешься — кусается. (Утюг.)
5. Как начнет говорить-разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать,
Да пальцы беречь — не обваривать.
(Кипяток.)
6. Остренькая проволочка,
Дырявая головочка,
Остренький зубок
— Береги-ка свой глазок.
(Иголка.)
7. Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень
— Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
(Нож.)
8. Только я, только я,
Я на кухне главная.
Без меня, как ни трудитесь,
Без обеда насидитесь.
(Плита.)
МОЛОДЦЫ! Будьте с этими предметами очень осторожны!
Переход на презентацию ПОЖАР
Самоопределение к деятельности «Кроссворд»:
Что бы узнать, о чём мы будем говорить сегодня, я предлагаю разгадать кроссворд:
СЛАЙД 1
1. Дремлют в домике девчонки
— Красные шапчонки. (Спички.)
2. Шипит и злится, Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь.)
3. В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь. (Пожарный.)
4. Таять может, да не лед,
Не фонарь, а свет дает. (Свеча.)
5. Сидит на крыше всех выше
И дымом дышит. (Труба.)
—Какое слово у вас получилось в выделенном столбце? (Пожар.)
—О чем же мы будем говорить на уроке? (О пожаре.)
( на слайде ОГОНЬ)
СЛАЙД 2
—Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
—Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике на стр.22. СЛАЙД 3 IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
(Учащиеся отвечают на вопросы на с. 22.)
СЛАЙД 4
— Огонь может быть и другом, и врагом человека. Приведите
примеры, когда огонь друг человека. (На огне можно приго-
товить еду. С помощью огня можно осветить комнату. Огонь
дает человеку тепло, обогревает его жилище.) Даю вам минуту… Так когда огонь будет для человека другом? Обогрев и освещения жилья Приготовление пищи СЛАЙД 5 Ведь без доброго огня
Обойтись никак нельзя.
Он надежно дружит с нами,
Гонит холод, гасит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
—А когда огонь человеку враг?
В случае пожара дома, в лесу.
СЛАЙД 6-1
—Прочитайте текст на с. 22—23, соотнесите его с рисунком на с. 22. СЛАЙД 6-2
Прочитайте памятку на стр.23
СЛАЙД 7-1,2,3,4,5
2. Выполнение задания в рабочей тетради
СЛАЙД 8-1
№1(с. 15),
(Самостоятельное выполнение. Можно пользоваться текстом учебника.)
3. Беседа
— Как вы думаете, по каким причинам может возникнуть пожар? Обсудите этот вопрос со своим соседом. (После работы в парах проводится коллективное обсуждение, в ходе которого учащиеся под руководством учителя формулируют причины возникновения пожара.) 1. Игра детей со спичками.
2.Удар молнии.
3.Разведение костров в ветреную погоду вблизи дома.
4.Короткое замыкание, повреждение электрического провода.
5.Зажигание свечей.
6.Неосторожное обращение с огнем.
7.Курение.
8.Выпавший из печи уголь. И т. д.
V. Физкультминутка (встали!)
СЛАЙД 8-2
— Я буду задавать вам вопросы, если вы считаете, что это мо-
жет относиться к вам — хлопаете в ладоши, если считаете, что сказан-
ное не про вас — топаете. Кто, задорный и веселый, Верность правилам храня, Бережет свой дом и садик От огня?.. Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
Что сгорел гараж знакомых
И строительный забор?..
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?..
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол
— Еле сам живой ушел………
Кто, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?..
Кто из вас, заметив дым,
Говорит: «Пожар, горим!»?..
Кто из вас шалит с огнем
Утром, вечером иль днем?..
Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по 04?..
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает?..
Молодцы! Садитесь!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
СЛАЙД 9
—А если пожар все-таки возник? Давайте прочитаем, что нам советует учебник на стр. 24. Я предлагаю вам посмотреть фильм о причинах возникновения пожара в быту и как следует действовать. СЛАЙД 9 — переход (фильм) Вернулись на СЛАЙД 9 Давайте повторим то, что мы узнали.
СЛАЙД 10
(Учащиеся дополняют свои ответы.)
Надо дышать через мокрую тряпочку
Пользоваться лифтом нельзя
2. Практическая работа:
А ВЫ СМОЖЕТЕ ПРАВИЛЬНО ВЫЗВАТЬ ПОЖАРНЫХ? (ролевая игра)
— Представьте себе, что у вас горит квартира, возгорание про
изошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо
сообщить об этом пожарным. Ознакомьтесь с планом или
с вопросами, на которые нужно будет ответить, когда вы
позвоните в экстренную службу. СЛАЙД 11 1.Адрес.
2.Объект (что горит — квартира, склад, школа...).
3.Что конкретно горит в квартире, школе…
4.Номер дома.
5.Номер корпуса.
6.Номер подъезда.
7.Номер квартиры.
8.Этаж. Количество этажей в здании.
9.Код (для входа в подъезд).
10.Есть ли опасность для людей.
11.Фамилия.
12.Телефон.
«Горит квартира по адресу………, загорелся телевизор, в квартире есть люди, меня зовут ……, мой телефон……..!»
Если пожара всё таки не удалось избежать, но вы всё сделали правильно, именно они придут к вам на помощь!!!
СЛАЙД 12
ПОЖАРНЫЕ!!!
2.Работа по учебнику
СЛАЙД 13
(Выполнение задания 1 (с. 25).
Давайте вместе посмотрим и подумаем для чего на пожаре могут понадобиться эти вещи.
Работаем по парам. Один ученик называет предмет, другой ученик говорит для чего этот предмет нужен.
СЛАЙД 14
3.Творческое задание
СЛАЙД 15
— Послушайте сказку.
Спичка-невеличка и большой пожар. Жила-была Спичка, Спичка-невеличка. Она лежала вместе со своими сестричками-близнецами в маленьком домике — спичечном коробке. У всех сестричек были одинаковые коричневые головки, в которых таилась волшебная сила. Если потереть головкой о черный бочок домика, то вспыхнет огонек. Они очень гордились этим: ведь огонь нужен людям. Однажды мама пятилетнего Димы ушла и оставила мальчика дома одного. А спички забыла спрятать… — Пофантазируйте: что могло произойти дальше, чем закончилась сказка?
(Заслушиваются две-три истории.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся выполняют задания в тестах)
ПЕРЕХОД
Проводится самопроверка
СЛАЙД 2
При помощи звёздочки мы сейчас отметим правильные ответы, а вы исправите у себя, если допустили ошибки.
— Оцените свои достижения. (На доске рисунки смайликов)
(Нарисуйте «весёлый смайлик» если справился (ваш пожар потушен)
«грустный смайлик» не справился (пожар ещё горит)
А оценки за урок я поставлю, когда проверю ваши работы!
ПЕРЕХОД
VIII. Подведение итогов урока
СЛАЙД 16-17
ИТАК! Что же мы сегодня узнали и чему научились?
Правила противопожарной безопасности
Как правильно вызвать пожарных
Как действовать в случае пожара
СЛАЙД 18
Закончить урок мне хочется мудрой пословицей:
«Водой пожар тушат, а умом — предотвращают.»
СЛАЙД 19
Домашнее задание
1. Рабочая тетрадь: № 2, 4, 5 (с. 13-17).
2.Учебник стр.22-25
МБОУ СОШ № 98
г.Воронеж
Открытый урок
«Окружающего мира»
во 2-ом классе
по теме «ПОЖАР»
Разработала и провела:
учитель начальных классов
Бавыкина С.А.
15 февраля 2013 г.
Пожар!
«Водой пожар тушат,
а умом-предотвращают»!
Цели: познакомить с причинами возникновения пожара; формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.
Планируемые достижения учащихся:
Предметные результаты:
- знать правила противопожарной безопасности;
- уметь правильно действовать в случае пожара;
- знать причины возникновения пожара и уметь их предотвращать.
Метапредметные результаты:
- принимать и сохранять целевые установки урока;
- взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;
- осуществлять самопроверку;
- овладевать действиями анализа, классификации, установления аналогий, построения рассуждений;
- формировать выводы из изученного материала;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои действия на уроке.
Личностные результаты:
- формирование осознанной необходимости соблюдения правил противопожарной безопасности.
Оборудование: кроссворд (на доске или на карточках), ИКТ.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний:
Над каким разделом учебника мы с вами работаем?
Здоровье и безопасность
Презентация 1, СЛАЙД 1
На прошлом уроке мы говорили о домашних опасностях, как их избежать и сохранить ваше здоровье.
Назовите на какие группы делятся домашние опасности:
Острые предметы
Лекарства и ядохимикаты
Горячие предметы
Газ
Бытовые электроприборы
А вы сможете их узнать в загадках?
— Отгадайте загадки. (по 1 загадке каждому ряду по очереди)
1. Без ног бежит,
Без огня горит,
Без зубов, а кусается.
(Электричество.)
2. Что опасного во мне,
Если супа нет на дне?
Только если суп горяч —
От детей меня ты прячь!
(Кастрюля.)
3. Это тесный-тесный дом,
Сто сестричек живут в нем, И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими... (спичками).
4. Гладит все, чего касается,
А дотронешься - кусается. (Утюг.)
5. Как начнет говорить-разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать,
Да пальцы беречь - не обваривать.
(Кипяток.)
6. Остренькая проволочка,
Дырявая головочка,
Остренький зубок
— Береги-ка свой глазок.
(Иголка.)
7. Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень
— Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
(Нож.)
8. Только я, только я,
Я на кухне главная.
Без меня, как ни трудитесь,
Без обеда насидитесь.
(Плита.)
МОЛОДЦЫ! Будьте с этими предметами очень осторожны!
Переход на презентацию ПОЖАР
Самоопределение к деятельности «Кроссворд»:
Что бы узнать, о чём мы будем говорить сегодня, я предлагаю разгадать кроссворд:
СЛАЙД 1
|
1 |
|
|
|
|
|
|
||
|
2 |
|
|
|
|
||||
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
||||
|
5 |
|
|
|
|
|
-
Дремлют в домике девчонки
— Красные шапчонки. (Спички.)
-
Шипит и злится, Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь.)
-
В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь. (Пожарный.)
4. Таять может, да не лед,
Не фонарь, а свет дает. (Свеча.)
5. Сидит на крыше
всех выше
И дымом дышит. (Труба.)
-
Какое слово у вас получилось в выделенном столбце? (Пожар.)
-
О чем же мы будем говорить на уроке? (О пожаре.)
( на слайде ОГОНЬ)
СЛАЙД 2
-
Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
-
Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике на стр.22.
СЛАЙД 3
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
(Учащиеся отвечают на вопросы на с. 22.)
СЛАЙД 4
— Огонь может быть
и другом, и врагом человека. Приведите
примеры,
когда огонь друг человека. (На огне
можно приго-
товить еду. С помощью
огня можно осветить комнату. Огонь
дает
человеку тепло, обогревает его жилище.)
Даю вам минуту…
Так когда огонь будет для человека другом?
Обогрев и освещения жилья
Приготовление пищи
СЛАЙД 5
Ведь без доброго огня
Обойтись никак нельзя.
Он надежно дружит с нами,
Гонит холод, гасит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
-
А когда огонь человеку враг?
В случае пожара дома, в лесу.
СЛАЙД 6-1
-
Прочитайте текст на с. 22—23, соотнесите его с рисунком на с. 22.
СЛАЙД 6-2
Прочитайте памятку на стр.23
СЛАЙД 7-1,2,3,4,5
-
Выполнение задания в рабочей тетради
СЛАЙД
8-1
№1(с. 15),
(Самостоятельное выполнение. Можно пользоваться текстом учебника.)
3. Беседа
— Как вы думаете, по каким причинам может возникнуть пожар? Обсудите этот вопрос со своим соседом.
(После работы в парах проводится коллективное обсуждение, в ходе которого учащиеся под руководством учителя формулируют причины возникновения пожара.)
-
Игра детей со спичками.
-
Удар молнии.
-
Разведение костров в ветреную погоду вблизи дома.
-
Короткое замыкание, повреждение электрического провода.
-
Зажигание свечей.
-
Неосторожное обращение с огнем.
-
Курение.
-
Выпавший из печи уголь. И т. д.
V. Физкультминутка (встали!)
СЛАЙД 8-2
— Я буду задавать
вам вопросы, если вы считаете, что это
мо-
жет относиться к вам - хлопаете
в ладоши, если считаете, что сказан-
ное
не про вас - топаете.
Кто, задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет свой дом и садик
От огня?......
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
Что сгорел гараж знакомых
И строительный забор?......
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?......
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол
— Еле сам живой ушел……..
Кто, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?.......
Кто из вас, заметив дым,
Говорит: «Пожар, горим!»?........
Кто из вас шалит с огнем
Утром, вечером иль днем?.......
Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по 04?........
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает?.......
Молодцы! Садитесь!
VI. Продолжение работы по теме урока
-
Беседа, работа по учебнику
СЛАЙД 9
-
А если пожар все-таки возник? Давайте прочитаем, что нам советует учебник на стр. 24.
Я предлагаю вам посмотреть фильм о причинах возникновения пожара в быту и как следует действовать.
СЛАЙД 9 - переход (фильм)
Вернулись на СЛАЙД 9
Давайте повторим то, что мы узнали.
СЛАЙД
10
(Учащиеся дополняют свои
ответы.)
Надо дышать через мокрую тряпочку
Пользоваться лифтом нельзя
2. Практическая работа:
А ВЫ СМОЖЕТЕ ПРАВИЛЬНО ВЫЗВАТЬ ПОЖАРНЫХ? (ролевая игра)
— Представьте себе,
что у вас горит квартира, возгорание
про
изошло в большой комнате от
телевизора. Вам необходимо
сообщить
об этом пожарным. Ознакомьтесь с планом
или
с вопросами, на которые нужно будет
ответить, когда вы
позвоните в экстренную
службу.
СЛАЙД 11
-
Адрес.
-
Объект (что горит — квартира, склад, школа...).
-
Что конкретно горит в квартире, школе...
-
Номер дома.
-
Номер корпуса.
-
Номер подъезда.
-
Номер квартиры.
-
Этаж. Количество этажей в здании.
-
Код (для входа в подъезд).
-
Есть ли опасность для людей.
-
Фамилия.
-
Телефон.
«Горит квартира по адресу………, загорелся телевизор, в квартире есть люди, меня зовут ……, мой телефон……..!»
Если пожара всё таки не удалось избежать, но вы всё сделали правильно, именно они придут к вам на помощь!!!!
СЛАЙД 12
ПОЖАРНЫЕ!!!!
-
Работа по учебнику
СЛАЙД 13
(Выполнение задания 1 (с. 25).
Давайте вместе посмотрим и подумаем для чего на пожаре могут понадобиться эти вещи.
Работаем по парам. Один ученик называет предмет, другой ученик говорит для чего этот предмет нужен.
СЛАЙД 14
-
Творческое задание
СЛАЙД 15
— Послушайте сказку.
Спичка-невеличка и большой пожар.
Жила-была Спичка, Спичка-невеличка. Она лежала вместе со своими сестричками-близнецами в маленьком домике — спичечном коробке. У всех сестричек были одинаковые коричневые головки, в которых таилась волшебная сила. Если потереть головкой о черный бочок домика, то вспыхнет огонек. Они очень гордились этим: ведь огонь нужен людям. Однажды мама пятилетнего Димы ушла и оставила мальчика дома одного. А спички забыла спрятать...
— Пофантазируйте: что могло произойти дальше, чем закончилась сказка?
(Заслушиваются две-три истории.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся выполняют задания в тестах)
ПЕРЕХОД
Проводится самопроверка
СЛАЙД 2
При помощи звёздочки мы сейчас отметим правильные ответы, а вы исправите у себя, если допустили ошибки.
— Оцените свои достижения. (На доске рисунки смайликов)
(Нарисуйте «весёлый смайлик» если справился (ваш пожар потушен)
«грустный смайлик» не справился (пожар ещё горит)
А оценки за урок я поставлю, когда проверю ваши работы!
ПЕРЕХОД
-
Подведение итогов урока
СЛАЙД 16-17
ИТАК! Что же мы сегодня узнали и чему научились?
Правила противопожарной безопасности
Как правильно вызвать пожарных
Как действовать в случае пожара
СЛАЙД 18
Закончить урок мне хочется мудрой пословицей:
«Водой пожар тушат, а умом — предотвращают.»
СЛАЙД 19
Домашнее задание
-
Рабочая тетрадь: № 2, 4, 5 (с. 13-17).
-
Учебник стр.22-25
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО