Конспект урока с использованием ИКТ "Выцинанка.Портрет"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 303
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Конспект урока по декоративно-прикладному искусству
« Выцинанка. Портрет»
6 класс
Подготовила
Учитель декоративно прикладного искусства
Калинина Елена Михайловна
г. Санкт – Петербург 2011
Цель урока: научиться выполнять портрет в технике выцинанка.
Задачи урока:
-
Образовательная:
-
учить детей композиционному мышлению;
-
научить выделять главные и второстепенные элементы
при построении портрета;
-
научить создавать эскиза для работы в технике выцинанка.
-
Воспитывающая:
- воспитывать эстетическую восприимчивость;
- воспитывать аккуратность и трудолюбие;
- воспитывать доброту в отношениях между учащимися.
- чувство удовлетворения от выполненной работы.
-
Развивающая:
- развивать творческую индивидуальность;
- развивать композиционное мышление и воображение;
- развивать ассоциативное мышление при создании художественного образа;
Оборудование урока:
для учителя:
-
мультимедийный комплекс,
-
презентация урока «Портрет»,
-
пособие по рисованию головы человека,
-
правила техники безопасности при работе с ножницами,
-
работы учащихся прошлых лет,
-
словарь терминов.
для учащихся:
-
белая бумага,
-
карандаш, резинка,
-
ножницы, коробочка для сбора мусора.
Словарь: портрет, силуэт, выцинанка.
План урока.
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы урока.
-
Изучение нового материала.
-
Актуализация знаний учащихся.
-
Практическая работа.
-
Подведение итогов урока.
-
Уборка рабочего места.
Ход урока.
I .Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
11. Сообщение темы урока.
Учитель. Сегодня тему урока вы сформулируете сами. Внимательно посмотрите на работы прошлых лет, вывешенные на доске, и вспомните, как называлась эта тема. (слайд № 1) Ученик. Вытынанка или выцинанка. - искусство вырезания ажурных орнаментов из белоснежной, темной, либо цветной бумаги. Учитель. Правильно, сегодня мы будем говорить о ВЫЦИНАНКЕ. (вывешивание слова из словаря). Учитель. Вспомните. Откуда к нам пришло это искусство?
Ученик. Это искусство вырезания пришло к нам из Китая, а в Китае оно возникло тогда, когда была изобретена бумага.
Учитель. Какие инструменты необходимы для создания таких работ?
Ученик. Карандаш, резинка, ножницы.
Учитель. А не вспомните ли вы , какими ножницами первоначально выполнялась работа и какие инструменты применяются сейчас?
Ученик. В далекие времена традиционно использовались ножницы для
стрижки овец, позднее и по настоящее время – портновские ножницы,
ножницы для бумаги, маникюрные, и ножницы для стрижки овец.
В некоторых странах используются резаки и ножи, а также вырубки разных форм.
Учитель. Какую композиционную особенность мы учитываем при подготовительной работе к вырезанию?
Ученик. Важной особенностью вырезанок из бумаги является симметрия, т.е. правая и левая части получаются одинаковые.
III Изучение нового материала.
Учитель. Существует много тем для выцинанок ,
А мы выбираем сегодня тему – портрет. ( слайд №2 )
Учитель. Что такое портрет?
Ученик. Изображение какого-либо человека художественными средствами.
Учитель. С этой темой вы встречались неоднократно на уроках изобразительного искусства.
Но, прежде чем начать работу, я предлагаю выбрать вам один из вариантов
Портрета:
а. женский портрет
б. мужской портрет
в. портрет – шарж
Учитель. Что такое шарж? (помочь сформулировать определение при затруднение в объяснении)
Ученик. Сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели. Шаржи добродушны,
заставляют людей улыбаться, но никак не посмеяться над изображаемыми (в отличие от карикатуры).
Учитель. Для выполнения подготовительной работы я предлагаю вам сесть по группам и обсудить свою тему при выполнении работы.
IV Актуализация
Учитель. Как добиться того, чтобы задуманное вами было понятно и для рассматривающих вашу работу?
Ученик. Для работы лист нужно сложить пополам и следить за тем, чтобы сгиб приходился на середину работы (являлся осью симметрии).
Учитель. Давайте выслушаем выступления от каждой группы
а. женский портрет.
(длинные волосы или прическа, большие глаза, маленький рот, длинная
шея.)
б. мужской портрет (крупные черты лица, скулы, стрижка, обозначение ушей)
в. шарж (черты лица и пропорции могут быть искажены)
Учитель. Какими приемами вы передадите настроение?
Ученик. уголки губ приподняты, брови слегка вскинуты при хорошем настроении, брови нахмурены, уголки опущены и губы вытянуты в ниточку – при плохом настроении.
Учитель. Для облегчения работы я повешу схему для рисования головы (вывешивание схемы на доску).
Самостоятельная работа учащихся по рисованию эскиза.
Учитель. Эскиз готов. Теперь надо продумать технику вырезания.
С чего начнем: с вырезания элементов лица или контура портрета и почему?
Ученик. Начнем с вырезания элементов лица, потому что это удобнее и бумага не скользит.
Учитель. Как в рисунке, мы с помощью линий разной толщины передаем фактуру, или форму предмета, так же и в выцинанке мы добиваемся тех же результатов, уменьшая или увеличивая ширину линии, которая вырезается. Поэтому в нашей работе линии должны быть двойными как бы убирающими лишнюю бумагу.
Учитель. Когда линии идут от сгиба листа (губы, морщины лба, складки подбородка), то мы их вырезаем от середины.
Те линии, которые находятся на середине работы, мы сначала прокалываем или прорезаем ножницами, потом вставляем кончик ножниц сверху и вырезаем (нос, глаза, пряди волос).
Будьте внимательны: при вырезании зрачка нужно будет выполнить подрез, чтобы оформить круг.
Когда, когда вырезаны все части лица, вырезаем работу по контуру и только после этого раскрываем работу. Та сторона, где был рисунок карандашом, оказывается снизу, а чистая внутренняя сторона – сверху.
Прежде, чем приступить к работе, а хочу вам напомнить о технике безопасности при работе с ножницами (плакат вывешивается на доске).
-
1.Ножницы служат для работы, а не для игры.
-
2.Передавай ножницы только закрытыми и кольцами вперед.
-
3.Закончив работу, клади ножницы на парту, предварительно закрыв ножницы.
-
По окончании работы убери ножницы в безопасное место.
V Практическая работа.
Задание: выполнить портрет в технике «выцинанка».
Учитель: Чтобы подбодрить вас, я хочу показать работы учеников. Уверена, что ваши портреты будут такими же интересными.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1. контроль организации рабочего места;
2. контроль правильной подготовительной работы по созданию эскиза;
3. контроль за соблюдением техники безопасности при работе с ножницами;
4. оказание помощи учащимся. испытывающим затруднения;
5. контроль качества выполненной работы.
VI Итог урока.
1. Заключительное слова учителя.
Учитель. Понравился вам урок? Что узнали нового и интересного?
Какие были трудности в работе?
2. Выставка работ.
Учитель. Давайте сделаем экспресс-выставку ваших работ и по-доброму оценим получившееся. Какая группа портретов или отдельная работа особенно понравилась и почему?
Ответы учеников.
Учитель. Могут ли наши работы быть не только выполненным заданием к уроку?
Ученик. Их можно использовать для изготовления открыток или пригласительных билетов.
VII Уборка рабочего места.
Список использованной литературы
-
Бумажные вырезки мира. Альманах Вильнюс, 1997
2. Гурьян О. Е., Лебедева Е. Е. Ножницыхудожницы.
Москва, 1960
3. Ганцкая О. А. Народное искусство Польши Москва«Наука», 1970
4. Русакова М. А. Аппликация. Москва. Просвещение, 1982
5. Кузнецова Э. В. Искусство силуэта. Ленинград, 1970
6. Коваленко В. И. Ажурные узоры из бумаги. Витебск, 1996
7. Соболев Д. Г. Художественная работа из бересты и бу-
маги. Москва, 1951
Коваленко, В.И. Искусство вытинанки.
Коваленко В. И. Ажурные узоры из
бумаги.
Гурьян О. Е., Лебедева Е. Е. Ножницы
художницы.
Кузнецова Э. В. Искусство силуэта.
Ганцкая О. А. Народное искусство
Польши.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
Уроки Ваши понравились, было бы хорошо добавить иллюстрации работ Ваших ребят (хотя это и не обязательно). О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, модератор группы «Предметы искусства» Татьяна Николаевна Остапцова.