Урок декоративно-прикладного искусства с использованием ИКТ "Роспись по ткани. Техники " Шибори-спираль"
Государственное Бюджетное
Общеобразовательное
Учреждение
Средняя
Общеобразовательная школа № 303
г. Санкт - Петербурга
Конспект урока
по декоративно-прикладному искусству
« Роспись по ткани. Техника «шибори - спираль»
8 класс
подготовила
учитель декоративно-прикладного искусства
Калинина Елена Михайловна
г. Санкт-Петербург 2012
Цель урока: Познакомить учащихся с одним из видов росписи по ткани.
Задачи урока:
1. Образовательная:
-
познакомить детей с техникой создания узелкового батика;
-
научить создавать декоративные узоры на ткани в технике узелкового батика;
-
научить применять данную технику в готовых изделиях;
2. Воспитывающая:
Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира прикладного искусства.
3. Развивающая:
-
развивать творческую индивидуальность;
-
развивать чувство гармонии и красоты восприятия цвета;
-
развивать навыки умения использовать полученные знания в жизни;
-
формировать у детей потребность включения в творческую деятельность;
Оборудование урока
для учителя:
- мультимедийный комплекс, презентация к уроку «Узелковый батик», образцы изделий, выполненных в изучаемой технике, словарь по теме «Батик», плакат « Правила техники безопасности при работе с красителями».
для учащихся:
- ткань размером 30х30 см, палочка, кисть для краски, катушка ниток, клеенка, одноразовые перчатки, стаканчик с водой, технологическая карта, палитра.
Словарь: узелковый батик, техника «шибори», резерв, парафин, штамп.
План урока
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы урока.
-
Изучение нового материала.
-
Актуализация знаний учащихся
-
Практическая работа
-
Подведение итогов урока.
-
Уборка рабочего места.
Ход урока
1 Организационный момент.
Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку.
11. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с темой « Роспись по ткани» (показ слайда № 1).
Но, прежде чем начать изучение нового материала, давайте вспомним об истории возникновения этого удивительного вида декоративно-прикладного искусства. Откуда он родом?
Ученик: Родиной батика считается остров Ява в Индонезии. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах.
Учитель: А когда батик впервые появился в России?
Ученик. В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера.
Учитель: Какие виды батика мы уже знаем и в чем особенность процесса изготовления?
Ученик: Мы познакомились техниками холодного, горячего и набивного батика. В первых двух техниках ограничителем растекания краски служат резервирующий раствор и парафин. В технике набивного батика рисунок создается при помощи штампа или трафарета, покрытого воском.
111. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы познакомимся еще с одним видом росписи по ткани, который называется – узелковый батик. Само название техники подсказывает способ его изготовления. Ваши версии? (показ слайда № 2).
Ученик: На ткани нужно завязывать узлы.
Учитель: Правильно. Существует множество приемов завязывания узлов (показ слайда № 3).
Учитель: Один из этих способов окрашивания ткани называется «Техника Шибори». Ткань после окрашивания в данной технике дает спиральный рисунок (показ образца.).
Учитель: Предлагаю вам по слайду самим составить рассказ о порядке выполнения работы (показ слайда № 4).
Ученик:
-
намочить ткань;
-
в цент образца поставить палочку и начать закручивать ткань;
-
из получившегося ролика вынуть палочку и туго обмотать его ниткой;
-
прокрасить ткань краской понравившимся сочетанием цветов.
Учитель: Правильно. Процесс не сложный, но есть несколько тонкостей, которые необходимо учесть для получения качественного рисунка (показ 2 образов).
Учитель: Почему здесь так много смешанных цветов, давших грязные оттенки?
Ученик: Взято много воды с краской и произошло непредсказуемое смешение цветов.
Ученик: Нет цвета основы, потому что ткань не была туго перетянута нитками.
Учитель: В настоящее время существует огромное количество разнообразных красителей, но в зависимости от своего происхождения они делятся на синтетические и натуральные. Для текстильной промышленности в основном применяются синтетические красители. Мы тоже будем работать сегодня синтетическими акриловыми красками.
IV. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Перед началом работы вспомните Правила по технике безопасности при работе по росписи ткани (вывешивание на доску плаката «Правила по технике безопасности»).
Учитель: Мне хочется увидеть у вас красивые, сочные и гармоничные работы. Все ли необходимые вам цвета есть на столе и что делать, если их не оказалось?
Ученик: Чтобы цвета были чистыми и звонкими, необходимо каждый раз, набирая новую краску, хорошо промывать кисточку. А необходимые цвета мы можем получить от смешения на палитре.
V. Практическая работа.
Учитель: Проверьте, все ли у вас готово к уроку (показ слайда № 5).
Задание: выполнить работу по окрашиванию ткани в технике «шибори-спираль».
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
-
контроль за организацией рабочего места;
-
контроль за правильностью поэтапного выполнения работы;
-
оказание словесной и практической помощи учащимся, испытывающим затруднение;
-
контроль объема и качества выполненной работы.
V1. Подведение итогов урока.
Учитель: Работа выполнена, и можно подвести итоги, пока краска пропитывает ткань. С каким новым видом батика мы сегодня познакомились?
Ученик: Мы познакомились с техникой узелкового батика, называющейся «шибори-спираль».
Выставка работ учащихся.
Учитель: Были ли трудности в выполнении задания, и что помогло справиться?
Ученики: (плохо смочили ткань, и осталось много неокрашенного белого цвета, много взяли краски и при окрашивании цвета слились и образовали грязные затеки, слабо перетянули нитками и почки не видны «прожилки»)
Заключительное слово учителя.
Получились яркие, красивые, а главное, неповторимые работы.
Перед изучением каждой новой темы мы говорим о том, что произведения декоративно-прикладного искусства обязательно должны иметь и практическое применение. Как вы считаете, где можно применить полученные сегодня знания?
Ученики: Окрашивание одежды, платков.
Учитель: Посмотрите еще варианты применения этой техники. Главное в этих работах то, что они уникальны, неповторимы и существуют только в одном экземпляре (показ слайда № 6).
Учитель: Спасибо всем за работу и творческих успехов! Сегодня все поработали на «отлично».
VII. Уборка рабочего места.
Список использованной литературы
-
Аллахвердова Е. Э. Батик. Глина. Дерево. - М. : АСТ : Астрель , 2004.
-
Гамаюнова О. Роспись ткани: холодный батик // Юный художник. – 2001. – N 5.
-
Горшкова Л. Батик на уроках изобразительного искусства в школе // Искусство в школе. – 1999. – N 6.
-
Дворкина И. А. Батик: Горячий. Холодный. Узелковый. - М.: Радуга , 2000.
-
Журавлева И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. - М. 2003.
-
Коган Л. Батик - это совсем не сложно // Юный художник. - 2008. – N 2.
-
Кочетова Н. Его величество батик: роспись по ткани // Искусство в школе. – 2001. – N 2.
-
Ромадина Н. Батик в школе // Искусство в школе . – 2002. – N 2.
-
Торчинский О. Сказки батика: о технике батика // Юный художник. – 1998. – N 3.
-
Харламова Е. Батик - радость красок // Юный художник. – 2004. – N 3.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
Уроки Ваши понравились, было бы хорошо добавить иллюстрации работ Ваших ребят (хотя это и не обязательно). О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, модератор группы «Предметы искусства» Татьяна Николаевна Остапцова.