В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

тетрадь-помощница

тетрадь-помощница

Людмила Цыплякова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 10796
Краткое описание
помочь учащимся разобраться в трудностях русской орфографии и пунктуации.
Описание
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Творческий отчёт учителя.doc Скачать

Тетрадь-помощница «Русский язык в рисунках и схемах»

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывает у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Школьники совершенно единодушны во мнении: когда интересно учиться – легко учиться, хочется учиться.

Я задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к изучению русского языка, как повысить грамотность письма. Перечитала много методической литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к изучению русского языка можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика, и всё это ежедневно внедрять в урок. С этой целью была разработана и апробирована тетрадь-помощница «Русский язык в рисунках и схемах».

Материал в тетради - помощнице «Русский язык в рисунках и схемах» предназначен для учащихся начального и среднего звена общеобразовательного учреждения, обучающихся по предмету «Русский язык». Собранный материал позволяет формировать у учащихся теоретические и практические навыки по русскому языку, орфографическую зоркость, прививает интерес к грамматике русского языка.

Представленный материал составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Тетрадь-помощница включает восемь разделов, содержание которых охватывает основные вопросы теории и практики предмета русского языка. Теоретические вопросы отражены в листах взаимо - и самоконтроля, алгоритмах (см приложение).

Цель пособия: помочь учащимся разобраться в трудностях русской орфографии, грамматики и пунктуации.

Задачи пособия.

  • Изучение теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике русского языка.

  • Усвоение теоретических и практических знаний по орфографии, фонетике, морфологии, синтаксису, словообразованию, пунктуации.

  • Формирование систем научных понятий по языку, основываясь на принципах наглядности, доступности, посильности и научности, сознательности и активности учащихся в познавательном процессе.

  • Приобретение навыков самоанализа и самоконтроля.

  • Воспитание интереса и любви к русскому языку как языку великого русского народа.


Требования к уровню усвоения материала по русскому языку.

Учащиеся в результате оформления тетради - помощницы и практической деятельности к концу 4 класса должны:

-знать основные понятия, термины и их определения по разделам курса «Русский язык», классификацию слов, морфологические признаки частей речи, правила правописания изученных орфограмм, правила пунктуации.

-уметь производить фонетический, морфологический, словообразовательный разборы слов, синтаксический разбор предложений, распознавать части речи, применять правила орфографии и пунктуации.


1 раздел – «Фонетика»

Раздел разделён на три части: гласные, согласные, фонетический разбор.

Гласные и согласные звуки и буквы представлены в рисунках и схемах. Вначале даны основные принципы характеристики звука. Учащийся, прочитав основные принципы, учится строить предложения, выражать свои мысли и доказывать, почему данный звук относится к этой категории звуков. По рисунку, изображающего лицо человека, дети понимают отличие звука от буквы, запоминают гласные звуки. Веточка рябины помогает воспроизвести гласные буквы первого и второго ряда. Схематичные рисунки йотированных гласных помогают запомнить, какую роль играют эти буквы в русском языке. По рисунку «гриб-боровик» уясняют, что гласные бывают ударные и безударные, что ё – всегда ударная (на что указывает молоточек), что чаще всего сомнительными гласными выступают : е, а, о, и, я.

Согласные звуки и буквы располагаются на симметричной фигуре бабочки. Учащиеся очень быстро запоминают группировку согласных звуков. Работая в паре, дети закрывают то одно крыло бабочки, то другое, выясняя, какие звуки относятся к парным или непарным, звонким или глухим.

Вопросы взаимоконтроля по разделу «Фонетика» рассматриваются сначала фронтально на уроке, потом в парах. Детям нравится выступать в роли учителя, тем самым они становятся активными участниками учебного процесса.

Позитивные результаты: Эти схемы-рисунки помогают учащимся производить фонетический разбор слова безошибочно. В 4 классе с фонетическим разбором справляются все: и сильные, и слабые учащиеся.


2 раздел – «Орфография»

Изучаемые темы по орфографии представлены в стихотворной форме, в виде схем, рисунков, таблиц, алгоритмов, сравнительного анализа, практических упражнений.

Формы работы со стихотворениями разнообразны: сначала незамысловатые рифмовки включаются как элементы речевой гимнастики, далее дети выполняют задания: выпишите слова на данное правило, запишите по памяти, под диктовку, спишите, распределите на слух слова по правилам (например, напиши слова с гласными после шипящих в три столбика), кто больше запомнил слов на данное правило, по аналогии добавь свои слова и т.д.

Сравнительный анализ написания предлогов и приставок, разделительных Ъ и Ь знаков помогает учащимся рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

Алгоритмы «Написание Ъ и Ь разделительного знака», «Проверка написания безударных гласных» учат последовательному рассуждению, безошибочному решению орфографических задач. Алгоритмы способствуют закреплению знаний по словообразованию. Учащийся может работать по алгоритму самостоятельно, а может в паре. Работа строится таким образом: один ставит перед другим проблему правильного написания слова, задаёт вопросы по алгоритму. Другой, анализируя слово, отвечает на вопросы и приходит к правильному решению проблемы. В паре работают «сильный и слабый» ученики. Сильный учащийся быстро осваивает алгоритм, а вот слабому - алгоритм долго ещё будет служить опорой и надёжным спутником в орфографии. Работу по алгоритму в паре, дети воспринимают как игру. Такие упражнения им нравятся, они это приветствуют.

На уроках во время повторения пройденного материала по орфографии, учащиеся открывают раздел, находят нужную тему и отвечают на вопрос учителя, выполняют практическое задание. Любая тема по орфографии всегда под рукой. Тетрадь-помощница- верный спутник ребят.

Изучение темы «Правописание падежных окончаний имён существительных» начинается с изучения падежей. Падежи – это «состав поезда». «Паровоз»- это именительный падеж, «вагончики»- косвенные падежи. На каждом вагончике пишется вопрос, предлоги данного падежа, окончания в 1, 2, 3 склонениях и синтаксическая роль в предложении. Оперируя этими карточками, заглядывая в них, учащиеся ещё в 3 классе быстро и непроизвольно запоминают вопросы, предлоги падежей.

Вопросы взаимопроверки (теоретические вопросы) по темам «Непроизносимые согласные», «Мягкий и разделительные знаки», «Приставка и предлог» рассматриваются сначала на уроке фронтально, потом отвечают только те, кто знает полный ответ, а потом формируются пары, и далее вопросы отрабатываются в парах.

Позитивные результаты: Ответы на теоретические вопросы к окончанию начальной школы знают все учащиеся. Дети учатся задавать вопросы, оценивать ответ своего товарища. Могут оценивать и свой ответ. Все формы работы способствуют повышению грамотности учащихся, развитию орфографической зоркости, способствуют сохранению в памяти основных тем по орфографии. Раздел «Орфография» - это хорошая база для индивидуальной, самостоятельной работы учащихся.


3 раздел – «Орфографический словарь»

Идея создания орфографического словаря возникла после прослушивания лекций учителя начальных классов г. Москва С. Лысенковой.

Орфографический словарь разбит на 30 групп. Начиная с 1 класса, вводятся словарные слова, в последующих классах каждая группа пополняется более сложными по написанию словами. Учащиеся знакомятся на уроке не с одним словом, а с группой слов, связанных определённой темой. Например: «Школа» (ученик, ученица, учительница, класс, пенал, дежурный, карандаш). Слова вводятся в активный словарь ребёнка в начале недели и отрабатывается ежедневно. Сначала слова проговариваются с указанием орфограммы (например, «посуда» запомню букву «о»), затем отрабатывается их написание в игровой ситуации «Вставь букву», «Покажи букву», «Найди ошибку», заполни перфокарту. Перфокарты выполнены в виде фигурок, каких-то предметов. По теме «Овощи» - это помидор, по теме «Школа» - фигурка человечка или карандаш.

В конце недели дети пишут словарный диктант по данной группе. В течение последующих недель учащиеся не только знакомятся с новой группой слов, но и отрабатываются и ранее изученные. Особое внимание уделяется тем словам, в которых во время словарного диктанта были допущены ошибки. (Это показывает мониторинг). В 3-4 классах учащиеся ежедневно записывают в домашней работе ту или иную словарную группу, выделяя сомнительные буквы и ставя ударение. А в конце недели в 4 классе дети учатся писать мини-сочинение по теме словаря. Например: тема «Родина». «Моя Родина- Россия. Столица – город Москва. Главная площадь страны – Красная площадь. Красная площадь находится у стен Кремля. В Кремле работает правительство.»

Позитивные результаты: 100% учащихся справляются с словарными диктантами, качество знаний составляет 85-90%. Дети комфортно чувствуют себя во время проведения словарного диктанта, уверены в своих знаниях. Формы работы с орфографическим словарём повышают орфографическую зоркость и грамотность, а главное – интерес к русскому языку.

4 раздел – «Родственные (однокоренные) слова» или «Словарь корней»

Этот раздел заполняется, когда начинается изучение темы «Родственные слова». Дети получают на уроках понятие «корень» и учатся подбирать к данному корню родственные (однокоренные слова). Подбор слов осуществляется на уроке, продолжается дома. Дети работают со словарём, количество слов неограниченно. Важно, правильно записать слово, выделить корень и знать его лексическое значение.

Формы работы по этому разделу: проговаривание отдельных групп, слов, называя корень слова; орфографические минутки (комментированное письмо, диктанты под копирку, какографическое письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо с «окошком», орфографическое лото, сигнальное письмо или письмо с секретом («телетайпная лента» из опыта работы учителя из Липецкой области), работа по алгоритму, взаимоконтроль, самоконтроль, заполнение перфокарт.

Позитивные результаты: Учащиеся расширяют словарный запас, умеют работать с разными видами словарей, быстро находят корень слова в родственных словах, знают правила правописания изученных орфограмм, умеют их применять. Работа по этому разделу способствует развитию орфографической зоркости, повышает грамотность учеников, содержит большой материал для индивидуальной и самостоятельной работы.

5 раздел - «Словообразование»

Раздел открывается рисунком-схемой: корень дерева, ветка, скворечники, травянистое растение. По этой схеме дети чётко понимают, что главное в слове корень, что новые слова образуются при помощи приставок и суффиксов, т к. «ветка» и «скворечники» связаны с деревом по смыслу, дополняют его. Окончание выступает в этой схеме немного обособленной, тем самым помогает понять детям её формообразующую роль.

Лист взаимного контроля отрабатывает теоретические знания учащихся.

Позитивные результаты: 97% учащихся отличают родственные слова от формы слова. 95% учащихся справляются с словообразовательным разбором. 100% учащихся знают теорию по теме «Состав слова»

6 раздел – «Морфология»

Морфология – наука о частях речи. Каждая часть речи «поселяется» в избушке. В «избушке» вся информация о какой-то части речи. На крыше избушке пишется название части речи, что обозначает. На трубе – на какие вопросы отвечает данная часть речи. Если часть речи (предлоги, союзы, частицы) не имеют вопросов, то избушка выполняется без трубы. Стена избушки, состоящая из брёвен, несёт полную информацию о грамматических особенностях данной части речи, т.е. указываются постоянные и непостоянные признаки. Избушка имеет «ножки». На ножках записывается, как изменяется эта часть речи. Если «Имя существительное» изменяется по числам и падежам, то избушка имеет две ножки. А вот «Имя прилагательное» изменяется по числам, родам, падежам, тогда у избушки три ножки. Избушка неизменяемой части речи (наречие) не имеет ножек. На обратной стороне избушки – порядок морфологического разбора, изменение части речи по вопросам, т.е. склонение или спряжение.

Сведения о части речи на избушке записывается постепенно из урока в урок по мере прохождения темы. Вопросы взаимоконтроля отрабатываются с первого урока.

Позитивные результаты: Избушки помогают запомнить всю информацию о части речи: классификацию, морфологические признаки; используются на уроках-аукционах, на которых ученики показывают высокий уровень ЗУН в теоретических и практических упражнениях: умеют выполнять морфологический разбор, распознавать части речи.

Учащиеся во время учебного процесса, забыв ту или иную информацию о части речи, быстро открывают нужный раздел, находят избушку и восстанавливают в памяти утраченное. Такая маленькая подсказка даёт уверенность слабым учащимся, повышает мотивацию их учебной деятельности.


7 раздел – «Синтаксис»

В этом разделе учащиеся знакомятся с членами предложения: главными и второстепенными. Вводится понятие «грамматическая основа предложения». Предложение - это «медвежья семья»: подлежащее – «мама-медведица», сказуемое – «папа-медведь»; к ним примыкают их «дети»: дополнение, определение, обстоятельство. На каждом «герое» указано, на какие вопросы отвечает этот член предложения, что обозначает, как подчеркивается в предложении. В этом разделе дети записывают основные характеристики предложения по составу, по цели высказывания, по интонации, даётся порядок синтаксического разбора предложения.

Позитивные результаты: 99% учащихся к концу 4 класса знают грамматическую основу предложения, без труда находят её, определяют второстепенные члены, умеют составлять словосочетания, производить синтаксический разбор. Термины (названия второстепенных членов) учащиеся самостоятельно вводят в активный словарь.


8 раздел – «Пунктуация»

В первом классе учащиеся знакомятся со знаками препинания в конце предложения. Сразу же оформляются эти сведения в тетрадь-помощницу. Каждый знак – важная персона, удостоен портрета, вставляется в рамку, и поясняется его значение в русском языке.

Ненавязчиво в 3 классе вводится «запятая» и указывается постановка «запятой» перед союзами: А, НО, ДА (в значении НО). В 4 классе вводится понятие «однородные члены» предложения. Детям даётся рисунок-схема («утки») с однородными членами и объясняется постановка запятой в предложении.

По рисунку или схеме учащиеся вспоминают правило постановки запятой между однородными членами предложения, учатся правильно выражать свои мысли.

Позитивные результаты: Ученики умеют применять правила пунктуации, анализировать предложение, составлять схему. 96% учащихся прочно усваивают правила пунктуации.

Выводы: Весь трудно запоминаемый материал изучается с опорой на тетрадь-помощницу. Сначала учащиеся обращаются к ней чаще, затем реже, вскоре решают ту или иную грамматическую и орфографическую задачу по памяти.

Тетрадь-помощница помогает, во-первых, осуществить результативность обучения русскому языку; во-вторых, - учащиеся успешно осваивают знания по основным разделам русского языка, овладевают навыками самоконтроля и самообразования.




Учитель начальных классов МОУ «СОШ №3» г.Подольска

Людмила Ивановна Цыплякова

ludmila.59.ru@mail.ru









5


алгоритмы.doc Скачать

(в имени прилагательном)

Правописание безударных гласных А, О, И, Е, Я

  1. Определи часть речи. Это слово имя прилагательное?



да нет


Смотри приложение

  1. Определи, в какой части слова находится безударная гласная.



в приставке? в корне? в суффиксе? в окончании?


да да да да


В: вспоминаю

правописание

приставок

В: вспоминаю

правописание

безударной гласной в

корне: подбираю проверочное слово с ударной гласной в корне

В: вспоминаю

правописание

суффиксов

3. Найди им.сущ., с которым оно связано,

задай вопрос от им.сущ. к им.прил.

Это им.прил.отвечает на вопрос какой?



нет да


В: по окончанию вопроса 4. Определи род

определи окончание им.сущ., с ко-

имени прилагательного торым связано

какого? ого-его данное им.прил.

какому? ому-ему

каким? ым-им

о каком? ом-ем м.р. ж.р.

какую? ую-юю с.р.

какие? ие-ые

каких? их-ых В: ой В: ой

какими? ими-ыми ый ей

ий


(в глаголе)

Правописание безударных гласных А, О, И, Е, Я

  1. Определи часть речи. Это слово глагол?



да нет


Смотри приложение

  1. Определи, в какой части слова находится безударная гласная.



в приставке? в корне? в суффиксе? в окончании?


да да да да


В: вспоминаю

правописание

приставок

В: подбираю

проверочное слово

с ударной гласной в

корне

3. Гласная буква перед Л


да нет

4. Поставь глагол в н.ф.,

определи суффикс н.ф.



В: если – ять, то ял

если - ить, то ил

если – еть, то ел

если – ать, то ал

если - оть, то ол

если - уть, то ул

3. Поставь клагол в неопределенную

форму. Определи, на что оканчи-вается н.ф.



ить ать

еть

уть

ыть

ять

Это глагол- Это глагол-исключение:

исключение: гнать, держать,

стелить, брить смотреть, видеть,

дышать, слышать,

ненавидеть, обидеть,

терпеть, зависеть,

вертеть (11 глаг.)

да нет да нет


В: I спр. В: II спр. В: II спр. В: I спр.

е и и е

ут-ют ат-ят ат-ят ут-ют





АЛГОРИТМ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКЛОНЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО


1 шаг. Поставь имя существительное в именительный падеж единственного числа

2 шаг. Выдели окончание.

3 шаг. Определи склонение.

Если окончание А или Я


Вывод (В): 1 скл. Вывод: 2 скл. 4 шаг. Определи род




м.р. ж.р.

В: 2 скл. В: 3 скл.
















АЛГОРИТМ
«ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ А, О, И, Е, Я»

1. Определи часть речи. Это слово существительное?




ДА Нет



2. Определи в какой части слова находится безударная гласная? Смотри приложение (им.прилаг., глагол)





В приставке? нет В корне? нет В суффиксе? нет В окончании?


да да да да

В: вспоминаю правописание приставок:

с А: на-, за-, над-, рас-, раз-;

с О: о-, по-, под-, от-, до-, со-, про-, подо-, ото-, воз-, вос-;

и другие:

пре-, при-;

из-, нис-, низ-;

без-, бес-


В: подбираю родственное однокоренное слово с ударной гласной в корне слова

В: вспоминаю правописание суффиксов:

-очк-, -ечк;

-ост-, -ость-;

-ова-, -оват-;

-ниц-, -чик-, -щик-,

-тель-, -онк-, --онок-. –ёнок-,

-ик-, -ок-, -ник-.


3. Определи склонение


1 скл. 2 скл. 3 скл.


4. Определи

падеж.


Р.п.?


Да Нет




В:И Е В: Е В: И























морфология.doc Скачать

МОРФОЛОГИЯ


ЧАСТИ РЕЧИ


Имя

существительное






Глагол



Предлоги


Имя

прилагательное






Наречие



Союзы


Имя

числительное






Частицы



Междометия







ЛИСТ ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

  1. Что обозначает?

  2. На какие вопросы отвечает? Приведи примеры.

  3. Назови начальную форму (И.п., ед.ч.).

  4. Назови постоянные грамматические признаки имени существительного, дай им характеристику.

(собственные и нарицательные)

(одушевленные и неодушевленные)

(род)

(склонение)

  1. Назови непостоянные грамматические признаки (число, падеж).

  2. Назови падежи (вопросы, предлоги, окончания).

  3. Как определить падеж имени существительного в предложении?

    1. найти слово, к которому относится имя существительное;

2. поставить вопрос от этого слова к имени существительному;

3. по вопросу, предлогу, окончанию, синтаксической роли

определить падеж.)

  1. В каких случаях в окончании им.сущ. пишутся гласная И, Е.

– если имя сущ. 3 склонения,

если имя сущ. стоит в родительном падеже.

Е – остальные случаи.)

9. Как различить имя существительное в родительном падеже от винительного падежа? (подставить слово «лиса», по окончанию в им.п. от вин.п.)

(им.сущ. в именительном падеже – подлежащее,

им.сущ. в винительном падеже – дополнение, обстоятельство)

  1. Синтаксическая роль имени существительного.

Каким членом предложения является имя существительное?

ЛИСТ ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

  1. Назови, что обозначает имя прилагательное?

  2. На какие вопросы отвечает? Приведи примеры.

  3. Назови начальную форму (И.п., ед.ч., муж.р.).

  4. Как изменяется имя прилагательное (непостоянные грамматические признаки)?

(по падежам, по родам в ед.ч., по числам)

  1. Как определить род, число, падеж имени прилагательного?

  2. Как проверить окончание имени прилагательного?

  3. Назови вопросы и окончания (просклоняй имя прилагательное мужского или среднего рода, имя прилагательное женского рода).

  4. Назови вопросы и окончания имени прилагательного во множественном числе.

  5. Синтаксическая роль имени прилагательного.

Каким членом предложения является имя прилагательное?

ЛИСТ ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

ГЛАГОЛ

  1. Что обозначает?

  2. На какие вопросы отвечает глагол? Приведи примеры.

  3. Назови грамматические признаки глагола. (Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?)

(число, лицо, время)

  1. Что такое спряжение?

  2. Назови виды спряжений.

Как определить спряжение глагола?

  1. Какие личные окончания у глаголов I и II спряжений?

  2. Назови глаголы – исключения (11 глаголов – II спряжения,

2 глагола – I спряжения).

  1. Как проверить безударные личные окончания глагола?

  1. поставить глагол в н.ф.;

  2. определить спряжение;

  3. вспомнить окончания глагола в I, II спряжении).

  1. Назови вопросы прошедшего времени.

Как изменяются глаголы прошедшего времени?

(по числам, по родам в ед.ч.)

  1. Назови окончания глаголов прошедшего времени.

  2. Вспомни правописание суффикса (гласной буквы) перед суффиксом Л в глаголах прошедшего времени?

ЗАПОМНИ! Таять, сеять, веять, лаять, клеить.

12. Назови синтаксическую роль глагола.

(Каким членом предложения является?)






орфограф.словарь.doc Скачать

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ


 

1 №2

ребята улица

девочка завод

мальчик магазин

товарищ машина

русский язык аптека

город

столица работа

Москва Родина

Россия

Кремль

Красная площадь отдых

прогулка

республика поход

правительство теплоход

развлечение поездка

депутат прекрасно

председатель

демократия экскурсия

путешествие

предприниматель приключение

революция костёр

революционный самолёт

коммунист тепловоз

пионер











3 №4

карандаш дорога

тетрадь шоссе пенал шофёр

ученик метро

перо

класс

дежурный

учительница

аккуратно трамвай

портфель троллейбус

автомобиль

автобус


библиотека

газета адрес, адресовать

директор район

рисунок расстояние

беседа колесо

рассказ

переписывать

5 №6

работа овощи

рабочий картофель

завод капуста

кооператив морковь

колхоз огурец

деревня горох

теплица помидор

фермер лопата

молоко

председатель огород

урожай корзина

богатство арбуз

трактор горсть

комбайн килограмм

комбайнер

солома

овёс сеялка – сеять

ячмень веялка – веять

центнер

пшеница тонна

агроном

хозяйство

хозяин

земледелие

хозяйственный



7 №8

зима одежда

мороз валенки

иней пальто

каток платок

коньки сапоги

хоккей варежки

хорошо

пороша костюм

фуражка

ботинки

пьёт

льёт

бьёт

вьёт

вьюга

шьёт



9 №10

воробей электричество

ворона электровоз

сорока электровоз

соловей

петух

собака

корова

медведь

медведица

заяц

лисица








животное

медвежонок

зайчонок

ягнёнок

телёнок



11 №12

посуда весна

тарелка солнце

стакан ранний

сахар весенний

кофе утренний

длинный

осенний

завтрак

обед

ужин капель

посуда оттепель

кастрюля проталина

песок (сахарный) сосулька

полдень чирикает

полночь

насекомое

жужжание

стрекоза

гусеница

муравей


13 №14

молодой ромашка

холод колокольчик

сторожка одуванчик

берёза василёк

осина незабудка

фиалка

подснежник

ландыш

растение

росли ягоды

орех земляника

рябина малина

яблоня черника

сирень смородина

черёмуха крыжовник

тополь облепиха

яблоко

15 №16

быстро север

скоро юг

потом запад

вдруг восток

однажды заря

ветер


сегодня горизонт

сейчас алеет

иногда восход

вместе погода

впереди

вокруг облако

вчера облачко

издалека месяц

завтра неделя

везде календарь


назад

налево

направо

сверху

слева

справа

теперь

снизу

17 №18

комната горячий

кровать готовый

мебель решение

диван рисую

картина кипит


квартира гореть

портрет греметь

телефон звенеть

телеграф клевать

телевизор

квартировать велеть

сверкать

мелькать

порхать

шелестеть

миновать

горевать

волноваться

тревожиться





19 №20

шёл коллектив

ушёл, нашёл коллекция

чёрный милиция

жёлтый лекция

тяжёлый акация

пчёлы

ещё

шёлк ужасный

опасный

езда вкусный

поездка прекрасный

подъезжает чудесный

объезжает интересный

выезжает

лестница

чувство


21 №22


не_был мужчина

не_мог женщина

не_хотел помощь

не_сумел помощница

не взял господин

сударь

сударыня

фамилия

рабочий

инженер

служащий

продавец

23 №24


здравствуй понедельник

до_свидания четверг

спасибо суббота

пожалуйста пятница

благодарю воскресенье

милосердие неделя

совесть месяц

извините календарь



медленно декабрь

приветливо январь

здравствовать сентябрь

да_здравствует октябрь

ноябрь

февраль

апрель


25 №26

герой одиннадцать

ракета двенадцать

космос шестнадцать

космонавт двадцать


командир тысяча

командовать миллион

победа восемь

салют

чувство

солдат

памятник

свобода


союз

оборона

орфография 1.doc Скачать

ОРФОГРАФИЯ

§

БОЛЬШАЯ БУКВА В

СОБСТВЕННЫХ ИМЕНАХ


Имена, фамилии,

Клички, города

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда.


Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв- подруг.

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтоб начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая- совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!


Таня, Ваня, Петя, Галя,

Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей и

Серёжа, и Андрей.

Никогда не забывайте –

Имя буквой выделяйте.


Кошка Маришка,

Котенок Тишка,

Щенок Дружок,

Цыпленок Пушок,

Корова Бурёнка,

Коза Найдёнка,

Поросёнок Хрюша

И бычок Гаврюша.

Все их клички до одной

Пишут с буквы прописной.


Кошка Пушинка,

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козёл Бодун,

Воробей Тишка,

Поросёнок Гришка,

Красотка синичка,

Как напишешь клички?





ЖИ

С И

ШИ




1. Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Кружи, дружи, служи, спеши –

Запомни слоги «ЖИ» и «ШИ».


2. «ЖИ» и «ШИ», «ЖИ» и «ШИ»

С буквой «И» всегда пиши:

Мыши, ёжики, моржи,

Лыжи, лужи, камыши.


3. Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ёжики, чижи,

«ЖИ» да «ШИ», «ЖИ» да «ШИ» -

С буквой «И» всегда пиши.


4. Чижи, ежи, ужи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, шипеть и шить.

Все сочетанья «ЖИ» и «ШИ»

Ты только с буквой «И» пиши!

ЧА ЧУ

С А С У

ЩА ЩУ




«ЧА» и «ЩА», «ЧА» и «ЩА» - Щука, чум, ищу, молчу –

Роща, чащи и свеча, Я слова учу, учу.

Пища, туча, саранча – «Чу» да «ЩУ», «ЧУ» да «ЩУ» -

С буквой «А» и «ЧА» и «ЩА». Я пятёрку получу.


Пища, чаща, роща, куча, Не стучу, не пищу,

Саранча, кочан и туча, Не ворчу и не кричу,

Дача, гуща и свеча – А учу да учу

Все слова на «ЧА» и «ЩА». Все слова на «ЩУ» и «ЧУ»:

Чум, чудак, чулок, чурбан,

Сочетанья «ЩА» и «ЧА» Щука, чудо и чулан.

В словах пища и свеча,

Куча, гуща, каланча, Я грамотно писать хочу,

Туча, роща, саранча, Слова на «ЧУ» и «ЩУ» учу:

Чаща, дача и печать – Чулок, и чудо, и чугун,

Нужно с буквой «А» писать! Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувство и чулан,

Кричу, ворчу, ищу, тащу -

Я с «У» пищу и «ЧУ» и «ЩУ».

Ь – показатель мягкости



Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо «шесть» получим шест,

Вместо «есть» напишем ест,

Станут пенками «пеньки».

Уголками – «угольки»,

«Банька» в банку превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.







ЧК – ЧН – НЧ

РЩ – НЩ – ЩН

СТ


Козочка, горочка, каменщик

33 пригорочка. фонарщик

Ой, чк! Чк! Чк! помощник

Кочка, почка, звёздочка.


Ёлочка и белочка,

тучка, щучка, стрелочка, гость

бочка, почка, спичка, скорость

речка, ручка, птичка,

шуточка, минуточка,

дочка, прибауточка,

булочка и строчка,

свечка, печка, точка!


Речка, ночка, строчка,

точка, кочка, дочка,

срочный, булочный, ночной,

точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

где ЧН, а где ЧК.


Ь – показатель мягкости

Пишется:

1. на конце и в середине слова

2. после согласного или между согласными

3. смягчает согласный звук




Ь разделительный


Перед Е, Ё, И, Ю, Я

Я в корнях стою всегда.

Воробьи, семья, жильё –

Перед Я, Ю, И, Е, Ё.


Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.



Пишется: 1. в корне слова ;

2. после согласного;

3. перед гласными е, ё, и, ю, я;

4. разделяет согласную от гласной.


Ъ разделительный





Пишется: 1. после приставок ;

оканчивающихся на согласную;

2. перед гласными е, ё, ю, я;

3. разделяет согласную от гласной.


Было сели,

Стало съели,

Догадаться не сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

-Твёрдый знак!


Твёрдый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объяснение,

И подъезд, и объявление.



ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Б В Г Д Ж З

П Ф К Т Ш С

На конце и в середине слова надо проверять.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!


Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй.

Зуб – на зубы, лёд – на льды –

Будешь грамотным и ты.


- Где растет морковь?

- На грядках.

- Буквы пишут где?

- В тетрадках.

- Чистим что мы?

- Чистим зубки.

- Надеваем в холод?

- Шубки.

- Любим все?

- Снежки, салазки.

- А читаем часто?

- Сказки.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

- Грядка. Нет чего?

- Нет грядок.

- А тетрадка?

- Нет тетрадок.

- Зубки!

- Изменили – зубы.

- Шубки!

- Проверяем – шубы.

Ждем снежинок и салазок,

И побольше чудных сказок.


Обед, завод, медведь, кроватью

Отряд, народ, этаж, тетрадь.

Нож, стриж, снег, гараж.

Лошадь, пруд, труд, шалаш.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ


а о я и е

Проверяй ударением!



Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её, пожалуйста,

Ставь под ударение.


Приемы проверки безударных гласных в корне слова

  1. Измени число имени существительного:

единственное - на множественное,

множественное – на единственное.

Например: столы – стол,

коза – кóзы.

  1. Замени имя прилагательное именем существительным, и наоборот.

Например: ледяной – лёд,

белизна – бéлый.

  1. Замени глагол именем существительным или именем прилагательным, и наоборот.

Например: бегу – бег,

ходить – ход,

белéет – бéлый,

движéние – двигать.

  1. Замени одну форму на другую.

Например: водить – вóдит,

стоять – стой.

  1. Используй приём «назови ласково».

Например: травá – трáвка.

  1. Подбери к многосложному слову односложное.

Например: домáшний – дом,

больница – боль.

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

д, т, л, в


пишутся в сочетаниях ЗН

СН

места – местность

звезда – звёздный


Запомни! чувство

лестница

праздник

пастбище




ужасно, опасно, напрасно, чудесно,

интересно, прекрасно, вкусно


ЛИСТ ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ


  1. Назови непроизносимые согласные. (Д, Т, В, Л)

Приведи примеры.

  1. Как проверить написание непроизносимого согласного в слове?

Приведи примеры.

  1. Назови слова, написание которых нужно запомнить.

(ЧУВСТВО, ЛЕСТНИЦА).

  1. Назови сочетания, в которых то пишется, то не пишется непроизносимая согласная. (СН,ЗН)

Приведи примеры.

Проверь себя:

Пишется? или Не пишется?

Д – звёз..ный, поз..но, СН – чудес..но, прекрас..но,

праз..ник, сер..це ужас..но, опас..но,

напрас..но, вкус..но,

интерес..но, тес..ный,

прес..ный, небес..ный,

парус..ный, соглас..ный,

безглас..ный, бессловес..ный

Т – доблес..ный, грус..ный ЗН – безобраз..ный,

кос..ный, ус..ный, лес..ница любез..ный,

окрес..ность, мес..ность, желез..ный,

свис..нул, извес..ный, колхоз..ный,

вес..ник, прелес..ный, серьёз..ный,

ярос..ный, счас..ливый, алмаз..ный,

чес..ный, трос..ник ,

капус..ный, ненас..ный,

радос..ный, час..ное,

гиган..ский, облас..ной,

влас..ный, крепос..ной,

пас..бище, пос..ный.


В – чу..ство, здра..ствуй

Л – со..нце


ПРЕДЛОГ ПРИСТАВКА


1. Это слово. 1. Это часть слова, которая стоит

перед корнем.

НА, ЗА, НАД; НА-, ЗА-, НАД-;

О, ОТ, ОБ, ПОД, ПО, ДО, ПРО, О-, ОТ-, ОБ-, ПОД-, ПО-, ДО-,

ОКОЛО; ОТО-, ОБО-, ПОДО-, ПРО-;

С, В, У, К ; С-, В-, У-; СО-, ВО-;

ИЗ, БЕЗ, ИЗА, ЧЕРЕЗ, ИЗ- ИС-, БЕЗ- БЕС-, РАЗ- РАС-,

ПЕРЕД. ВОЗ- ВОС-, ЧЕРЕЗ- ЧЕРЕС-,

ВЫ-, ПЕРЕ-, ПРИ-, ПРЕ-

2. Написание предлогов 2. Написание приставок

не зависит от произношения. не зависит от произношения.

3. Предлоги пишутся раздельно 3. Приставка пишется слитно.

со словами.

4. Предлоги служат для связи 4. Приставки служат для

слов в предложении. образования новых слов.

Например: бегать, убегать, прибегать

5. Предлоги пишутся перед 5.

именем существительным от дома

именем прилагательным от нового дома

местоимением от неё и т.д.

Перед глаголом предлоги не пишутся.

6. Между предлогом и словом 6. Приставку нельзя оторвать от

можно вставить другое слово корня, нельзя вставить другое

или задать вопрос. слово, нельзя задать вопрос.

Одну приставку можно

По лесу – по густому лесу заменить на другую.

по какому? ушёл, пришёл, сошёл


Предлоги пишутся Запомни

раздельно слова с приставкой С:

в таких случаях:

I. дерево – под деревом сделать сжечь

дуб – под дубом сбыть сдобный

доска – под доской сбить сбруя

земля – из земли сжить сдача

зал – из зала сбежать сгибание

Сима – с Симой сгонять

сестра – с сестрой

Серёжа – с Серёжей Не путай!

воскресенье – в воскресенье

воздух – в воздухе здание

ваза – в вазе здесь

ванна – в ванне здравствуй

здоровье

II. дерево – с дерева

гора - с горы

Боря – с Борей

Галя – с Галей

Зоя – с Зоей


III. овраг – в овраге

двор – во дворе

облака – в облаках

отряд – в отряде

огонь – в огне

окно – в окне

обруч – с обручем

Андрей – с Андреем


IV. Валя – она, у неё, с ней,

к ней, от неё.

Боря - он, у него, с ним,

к нему, от него.

ребята – они, у них, с ними,

к ним, от них.

ЛИСТ ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

ПРЕДЛОГИ И ПРИСТАВКИ


1. Что такое предлог? Что такое приставка?

Назови предлоги. Назови приставки.

2. Как пишется предлог? Как пишется приставка?

3. Перед какой частью речи

пишется предлог?

Приведи примеры.

4. Перед какой частью речи не

бывает предлога?

5. Как отличить предлог от приставки?

(2 способа)

6. Для чего служит предлог? Для чего служит приставка?

Приведи примеры. Приведи примеры.


ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ


НН СС ММ

Анна классный Римма

Инна русский Эмма

Геннадий рассказ сумма

Жанна шоссе коммунист

ванна касса телеграмма

весенний масса программа

ранний пассажир

утренний комиссия

длинный

осенний


ЛЛ ЖЖ ББ

аллея вожжи суббота

коллектив дрожжи субботник

коллекция жужжит

Алла

Нелли


КК ПП РР

аккуратно группа перрон

хоккей


СУФФИКСЫ

-еньк-оньк- -очк-ечк- -тель-

маленький Любочка писатель

синенький грибочек строитель

красненький галочка учитель


-чик-щик- -от- -ник-

сварщик высота школьник

лётчик быстрота отличник

краснота памятник


-ост- -онок-ёнок-

скорость медвежонок

радость бельчонок

нежность зайчонок

местность ягнёнок


-ышк-ишк- -оват- -ниц-

гнёздышко красноватый писательница

солнышко беловатый учительница

бельишко























пунктуация.doc Скачать

ПУНКТУАЦИЯ

? !

. ; ,

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ




Для неё главное конец предложения.




!


Он очень не любит скуку.





?


Он всегда спрашивает.





,


Она всегда за равноправие.



ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

не ставится:


ЕСЛИ ДВА ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНА СОЕДИНЕНЫ СОЮЗАМИ

И ИЛИ ДА (В ЗНАЧЕНИИ «И»)




и Мороз щипал уши и лицо.




да (и) Кругом всей поляны стояли высокие

сосны да густые ели.



ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

ставится:


  1. ПРИ ОТСУТСТВИИ СОЮЗОВ


, , ,


В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются.


2. ЕСЛИ СОЕДИНЕНЫ СОЮЗАМИ


, а ; , но ;



, да (но)


И возик свой мы не свезём, а скатим.

Солнце светит, но не греет.

Солнце светит, да не греет.

  1. ЕСЛИ СОЕДИНЕНЫ ПОВТОРЯЮЩИМСЯ СОЮЗОМ



, и , и


Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека.


4. ЕСЛИ СОЕДИНЕНЫ СОЮЗАМИ ПОПАРНО



и , и , и


На прилавке лежали кучками яблоки и груши, вишни и сливы, смородина и черника.





родственные слова.doc Скачать

РОДСТВЕННЫЕ

СЛОВА









и т.д.

синтаксис.doc Скачать

СИНТАКСИС

? !

ЛИСТ ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  1. Что такое предложение?

  2. Из чего состоит предложение?

  3. Как в устной речи одно предложение отделить от другого?

(при помощи паузы)

  1. Какие виды предложений по цели высказывания ты знаешь?

(повествовательные, вопросительные, побудительные)

  1. Расскажи о повествовательном, вопросительном, побудительном предложениях. Приведи примеры.

  2. Какие виды предложений по интонации ты знаешь?

(восклицательные, невосклицательные)

  1. Как в устной речи определить вид предложения?

(по интонации голоса)

  1. Что такое грамматическая основа предложения?

(подлежащее и сказуемое)

9. Что обозначает подлежащее? Сказуемое?

  1. Что такое словосочетание?

определение

Расскажи о второстепенных членах предложения дополнение

обстоятельство

  1. Что Вы знаете об однородных членах предложения?

Приведите пример.

  1. Какими знаками препинания и в каких случаях однородные члены

предложения отделяются друг от друга?


I. Предложения по цели высказывания:

1. повествовательное

2. вопросительное ?

3. побудительное !

II. Предложения по интонации:

1. восклицательное !

2. невосклицательное ?

III. Простое и сложное

1. одна основа [ ]

2. две и более основ [ , ]

IV. Распространенное [ ]

нераспространенное [ ], [ ], [ ]

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ



ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Подлежащее Сказуемое


О КОМ или О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ ЧТО ГОВОРИТСЯ О ПОДЛЕЖАЩЕМ

В ПРЕДЛОЖЕНИИ

КТО? ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?

ЧТО ДЕЛАЮТ? ЧТО СДЕЛАЮТ?

ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?



ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

словообразование.doc Скачать

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

лист взаимного контроля


  1. Дай определение корня слова. Расскажи, как правильно найти корень в слове.

  2. Дай определение окончанию. Как правильно найти окончание?

  3. Дай определение приставки.

  4. Дай определение суффиксов.

  5. Что такое основа? Какую основу мы называем производной. Какую – непроизводной?

  6. Какие части слова ты знаешь?

  7. Назови изменяемую часть слова?

  8. Назови неизменяемые части слова?

фонетика.doc Скачать


ЛИСТ ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

ГЛАСНЫЕ

1.Назови признаки гласных звуков?

2. Сколько гласных букв в алфавите?

3. Какие гласные буквы указывают на твердость согласного?

4. Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного?

5. Сколько гласных звуков в русском языке? Назови их.

6. Что ты знаешь о гласных буквах е, ё, я, ю?

7. Какие гласные называют ударными, какие – безударными?

8. Сколько ударных гласных может быть в слове?

9. Какая гласная всегда находится под ударением?

10. Как проверить безударную гласную в слове?

11. Как быть, если безударную гласную проверить нельзя?

(Обратиться к словарю)

ЛИСТ ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

СОГЛАСНЫЕ

1.Назови признаки согласных звуков?

2. Сколько согласных букв в русском языке?

3. Какие звуки может обозначать согласная буква?

(твердые и мягкие)

4. Перед какими гласными согласный звучит твёрдо?

Исключение?

5. Перед какими гласными согласный звучит мягко?

Исключение?

6. Какие согласные буквы всегда обозначают твердый звук?

7. Какие согласные буквы всегда обозначают мягкий звук?

8. На какие две группы делятся согласные звуки?

(парные, непарные) (звонкие, глухие)

9. Назови парные согласные.

Какие из них звонкие, какие глухие?

Почему они звонкие, почему глухие?

10. Назови непарные звонкие.

11. Назови непарные глухие.

12. Как проверить написание парных согласных на конце и в середине слова?

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

  1. Напиши слово, поставь ударение.

  2. Определи количество слогов.

  3. Дай характеристику каждому звуку:


СОГЛАСНЫЙ или ГЛАСНЫЙ

твердый мягкий ударный безударный

звонкий глухой

парный непарный

  1. Подсчитай количество букв и звуков, запиши.

О Б Р А З Е Ц

юнга - - [й у н г а]

ю – [й′] - согласный, мягкий, звонкий, непарный;

[у] - гласный, ударный;

н - [н] - согласный, твердый, звонкий, непарный;

г - [г] - согласный, твердый, звонкий, парный;

а - [а] - гласный, безударный.

__________________

4 буквы, 5 звуков



тетрадь-помощница.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос