Проектная деятельность на уроках в начальном звене
Краткое описание
Тема моего мастер-класса «Формирование навыков проектной деятельности на уроках в начальной школе».
Описание
МАСТЕР-КЛАСС Тема моего мастер-класса «Формирование навыков проектной деятельности на уроках в начальной школе». Средь суматохи будни дней, уроков, Мы слышим от детей такое множество вопросов: «Когда и как? Зачем и почему? Вновь объясните мне. Я ничего тут не пойму!» И снова вечер в книгах, в Интернете, Ну а потом тетради, ужин и конспекты, Новации, проекты, ИКТэ, Покой лишь только снится мне. А завтра снова на уроки, И снова почемучкины вопросы, Ну что ж, друзья, знать суждено Искать и находить. Другого не дано. Искать и находить. Приходя в школу, каждый ребёнок готов искать и находить, он интересуется многим, задавая свои многочисленные вопросы, его легко увлечь. И мы учителя начальных классов можем научить детей искать и находить ответы на эти вопросы. Этому может способствовать одно из направлений деятельностного подхода – метод проектов. Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. И начинать обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов можно уже на уроках. Рассмотрю основные особенности таких уроков. Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся с конкретной деятельностью на данном уроке. Второй этап направлен на выявление проблемы, формирование темы и целей деятельности. Третий этап является подготовительным. В ходе его подготавливается общий план деятельности по разработке проекта и поиск информации. Четвёртый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта, проговаривание новых знаний, т.е. продукт проекта. Работа проводится в группах. Пятый этап – это практическое применение разработанного проекта, презентация. Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом. Основные этапы проектной деятельности я покажу на уроке литературного чтения по теме «Согласные звуки[в], [в’]. Буквы В в». Хочу отметить, что этот урок проходит в конце второго месяца обучения детей в школе. Конечно, мы не сообщаем детям, что сейчас мы будем заниматься проектной деятельностью, всё происходит в игровой форме. А теперь попробуйте представить себя только что пришедшими в школу первоклашками. Начну с этапа выявление проблемы. — Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Вот такой волшебный сундучок. А в нём что-то лежит. Сундучок у нас волшебный, и содержимое его проектируется на экран. Что это? (предложение) — Что такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу) — Почему вы решили, что это предложение? (Написано, как предложение, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения стоит восклицательный знак) — Прочитайте предложение. (Не можем прочитать, так как не хватает букв) — Наверное, тут должна стоять какая-то буква, но какая? У меня есть очень хороший знакомый профессор, давайте свяжемся с ней по Интернету и попросим помощи у нашего профессора Всезнайкиной, может она нам что-то подскажет. На экране появляется профессор. — Слышу, слышу. Конечно, подскажу, но не просто так, а загадками, отгадаете и сами всё поймёте. Итак, загадка первая. Плещет тёплая вода в берега из чугуна, Отгадайте, вспомните, что за море в комнате? (ванна) — Всезнайкина оставила нам подсказку. (Проверка по гиперссылке) Отгадали? Молодцы! Тогда слушайте вторую загадку. Хохотнул Егорка, взялся за уборку, В пляс по комнате пошёл, оглянулся: чистый пол. Проверка по гиперссылке. — Чем похожи все отгадки? (начинаются со звуков (в) или (в’). — Назовите тему нашего урока. (Звуки (в) и (в’), буквы Вв.) — Что нужно узнать нам о новых звуках? Какие же задачи стоят перед нами на уроке?
В беседе с учителем конкретизируются задачи урока (они фиксируются на доске меловыми рисунками):
- Давать характеристику новым звукам.
— Узнать какой буквой обозначаются новые звуки. Читать слова с этой буквой. — Выразительно читать текст с новыми буквами. (Эту задачу сообщает сам учитель.) Очень важно для формирования навыка чтения и в дальнейшем грамотного письма, а стало быть и развитой речи является звуко-буквенный разбор, и эту нудную работу я провожу опять же в форме игры. Применяется алгоритм. IV. «Открытие нового знания».
Звуко-буквенный анализ слов-отгадок ванна и веник: игра «Живые буквы».
– Правила игры. Вы будете «живыми» звуками слова «ванна».Сколько человек я должна вызвать для проведения игры? Остальные дети строят схемы в тетрадях.
– Оля будет первым звуком. Назовите его – [в]. (Ребёнок даёт характеристику звуку: согласный, твёрдый и берёт синий квадрат)
– Серёжа – вторым звуком. Назови его – [а]. (Характеристика)
– Катя – третьим звуком. Назови его – [н]. (Характеристика)
– Петя – четвёртым звуком. Назови его – [а]. (Характеристика)
– Шаг вперёд первый гласный звук в слове! Хором назовём его. Встань на место.
– Шаг вперёд второй гласный звук!
– Шаг вперёд первый согласный твёрдый звук! Хором назовём его.
– Шаг вперёд второй твёрдый согласный звук. Хором назовём его.
Дети прикрепляют на доску схему слова «ванна». Можно сказать о том, что звук Н долгий, и поэтому он будет обозначен двумя буквами.
— А вот со словом «веник» составьте схему сами, работая в парах.
Схеме выставляется на доске. Называются все звуки этого слова.
— Назовём ещё раз первые звуки в этих словах. Какими буквами обозначим эти звуки? У меня нет никаких букв. В сундучке только вот этот шарик. (Учитель достаёт из мешочка шарик) Ой, смотрите, на нём что-то написано.
Учитель надувает немного шарик, дети видят букву в, затем шарик надувается побольше и строчная буква превращается в заглавную.
— Для чего нужна заглавная буква?
Учитель прикрепляет шарик с буквой на палочку на столе.
— Давайте вставим новые буквы под схемами. (Читающий ученик пишет её под схемами) Чтобы запомнить новую букву, дети пишут новую букву на ладошке, на спинке друг у друга.
Продукт.Вывод о букве В ещё раз повторяется по алгоритму (сначала кто-то один, а потом все хором): буква Вв обозначает согласные твёрдый (в) и мягкий (в’), парные звонкие звуки.
Практическое применение. Учитель на доске переворачивает плакат на доске с буквами Вв. – Найдите букву на рисунке. (Дети обводят маркером букву на экране, остальные в «Азбуке» зачёркивают букву на стр. 72) — А теперь девочки называют слова с новыми звуками женского рода, а мальчики – мужского рода. (Дети используют картинки на слайде, в учебнике, придумывают свои.) Современные дети не очень любят читать и особенно сложно привлечь таких детей, которые плохо читают или не читаю совсем. И опять помогают игры, соревнование. — Продолжаем соревнование между девочками и мальчиками. В какую игру играют герои мультфильмов на страницах нашей «Азбуки»? (Футбол) Вот и мы сейчас поиграем в эту игру. Слайд 12. Сначала «забивают голы» девочки (читают слоги), потом мальчики. Если слоги прочитаны правильно и дружно, звучит фонограмма «Гол». VI. Самоанализ деятельности.
Слоги прочитаны, теперь необходимо заинтересовать в чтении слов и предложений. Для этого действительно в классе проходил конкурс рисунков. Дети заинтересованы, так как рассказ о них самих. Детям раздаются листочки с текстом. (Приложение 3)
КОНКУРС РИСУНКОВ! Скоро конкурс рисунков. Мы рисовали картины. Вот три рисунка.
Никита нарисовал тракториста и трактор.
А эта ворона и лиса – рисунок Кати. У лисы сыр. Ворона сидит на суку сосны.
Как красиво нарисовала Арина капусту, лук, тыкву!
Чтение текста «про себя», а потом вслух по предложениям. Слайд 15 .
— Что такое конкурс?
— Что вы рисовали? (Дети отвечают отрывками из текста)
— Что нарисовал Никита?
На дополнительной доске открывается выставка рисунков детей класса.
— Найдите рисунок Никиты. (Проверка по гиперссылке каждого рисунка, правильно ли дети нашли рисунок) (Слайды 14-16)
— Что рисовала Катя? Найдите её рисунок. — Что рисовала Арина? — Как нарисовала Арина капусту, лук и тыкву? (красиво) Найдите рисунок Арины. VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Работа в группах. II группа. Найдите заблудившуюся букву. (Приложение 2) 1. Мы собрали васильки На головах у нас щенки. 2. Пуганая корона куста боится. IIIгруппа. (Приложение 2) 1. Не зная брода, не суйся в моду. 2. На пожелтевшую листву Бросает лев свою листву. I группа работает на компьютере. Отгадать и вставить слова с новой буквой. (Слайд 17) Проверка по слайдам 18-20. VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). Слайд 21. Пройтись по целям урока. Погладили себя по головке. — Какая же буква была пропущена в предложении, которое мы не смогли прочесть в начале урока? (Убирается цветочки, которые заслоняли буквы в предложении.) — Теперь мы сможем его прочитать? (Дети читают) — Что это? (пословица) — Как вы её понимаете? На экране появляется эффект «аплодисменты». В условиях классно-урочной системы занятий метод проектов наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных целей любой программой, стандартом образования, сохраняя при этом достижения психологии и частных методик; этот метод обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, критическое мышление; проекты сплачивают детей, развивают умение работать в команде.
В беседе с учителем конкретизируются задачи урока (они фиксируются на доске меловыми рисунками):
- Давать характеристику новым звукам.
|
— Узнать какой буквой обозначаются новые звуки. Читать слова с этой буквой. — Выразительно читать текст с новыми буквами. (Эту задачу сообщает сам учитель.) Очень важно для формирования навыка чтения и в дальнейшем грамотного письма, а стало быть и развитой речи является звуко-буквенный разбор, и эту нудную работу я провожу опять же в форме игры. Применяется алгоритм. IV. «Открытие нового знания».
Звуко-буквенный анализ слов-отгадок ванна и веник: игра «Живые буквы».
– Правила игры. Вы будете «живыми» звуками слова «ванна».Сколько человек я должна вызвать для проведения игры? Остальные дети строят схемы в тетрадях.
– Оля будет первым звуком. Назовите его – [в]. (Ребёнок даёт характеристику звуку: согласный, твёрдый и берёт синий квадрат)
– Серёжа – вторым звуком. Назови его – [а]. (Характеристика)
– Катя – третьим звуком. Назови его – [н]. (Характеристика)
– Петя – четвёртым звуком. Назови его – [а]. (Характеристика)
– Шаг вперёд первый гласный звук в слове! Хором назовём его. Встань на место.
– Шаг вперёд второй гласный звук!
– Шаг вперёд первый согласный твёрдый звук! Хором назовём его.
– Шаг вперёд второй твёрдый согласный звук. Хором назовём его.
Дети прикрепляют на доску схему слова «ванна». Можно сказать о том, что звук Н долгий, и поэтому он будет обозначен двумя буквами.
— А вот со словом «веник» составьте схему сами, работая в парах.
Схеме выставляется на доске. Называются все звуки этого слова.
— Назовём ещё раз первые звуки в этих словах. Какими буквами обозначим эти звуки? У меня нет никаких букв. В сундучке только вот этот шарик. (Учитель достаёт из мешочка шарик) Ой, смотрите, на нём что-то написано.
Учитель надувает немного шарик, дети видят букву в, затем шарик надувается побольше и строчная буква превращается в заглавную.
— Для чего нужна заглавная буква?
Учитель прикрепляет шарик с буквой на палочку на столе.
— Давайте вставим новые буквы под схемами. (Читающий ученик пишет её под схемами) Чтобы запомнить новую букву, дети пишут новую букву на ладошке, на спинке друг у друга.
Продукт.Вывод о букве В ещё раз повторяется по алгоритму (сначала кто-то один, а потом все хором): буква Вв обозначает согласные твёрдый (в) и мягкий (в’), парные звонкие звуки.
Практическое применение. Учитель на доске переворачивает плакат на доске с буквами Вв. – Найдите букву на рисунке. (Дети обводят маркером букву на экране, остальные в «Азбуке» зачёркивают букву на стр. 72) — А теперь девочки называют слова с новыми звуками женского рода, а мальчики – мужского рода. (Дети используют картинки на слайде, в учебнике, придумывают свои.) Современные дети не очень любят читать и особенно сложно привлечь таких детей, которые плохо читают или не читаю совсем. И опять помогают игры, соревнование. — Продолжаем соревнование между девочками и мальчиками. В какую игру играют герои мультфильмов на страницах нашей «Азбуки»? (Футбол) Вот и мы сейчас поиграем в эту игру. Слайд 12. Сначала «забивают голы» девочки (читают слоги), потом мальчики. Если слоги прочитаны правильно и дружно, звучит фонограмма «Гол». VI. Самоанализ деятельности.
Слоги прочитаны, теперь необходимо заинтересовать в чтении слов и предложений. Для этого действительно в классе проходил конкурс рисунков. Дети заинтересованы, так как рассказ о них самих. Детям раздаются листочки с текстом. (Приложение 3)
КОНКУРС РИСУНКОВ! Скоро конкурс рисунков. Мы рисовали картины. Вот три рисунка.
Никита нарисовал тракториста и трактор.
А эта ворона и лиса – рисунок Кати. У лисы сыр. Ворона сидит на суку сосны.
Как красиво нарисовала Арина капусту, лук, тыкву!
Чтение текста «про себя», а потом вслух по предложениям. Слайд 15 .
— Что такое конкурс?
— Что вы рисовали? (Дети отвечают отрывками из текста)
— Что нарисовал Никита?
На дополнительной доске открывается выставка рисунков детей класса.
— Найдите рисунок Никиты. (Проверка по гиперссылке каждого рисунка, правильно ли дети нашли рисунок) (Слайды 14-16)
— Что рисовала Катя? Найдите её рисунок. — Что рисовала Арина? — Как нарисовала Арина капусту, лук и тыкву? (красиво) Найдите рисунок Арины. VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Работа в группах. II группа. Найдите заблудившуюся букву. (Приложение 2) 1. Мы собрали васильки На головах у нас щенки. 2. Пуганая корона куста боится. IIIгруппа. (Приложение 2) 1. Не зная брода, не суйся в моду. 2. На пожелтевшую листву Бросает лев свою листву. I группа работает на компьютере. Отгадать и вставить слова с новой буквой. (Слайд 17) Проверка по слайдам 18-20. VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). Слайд 21. Пройтись по целям урока. Погладили себя по головке. — Какая же буква была пропущена в предложении, которое мы не смогли прочесть в начале урока? (Убирается цветочки, которые заслоняли буквы в предложении.) — Теперь мы сможем его прочитать? (Дети читают) — Что это? (пословица) — Как вы её понимаете? На экране появляется эффект «аплодисменты». В условиях классно-урочной системы занятий метод проектов наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных целей любой программой, стандартом образования, сохраняя при этом достижения психологии и частных методик; этот метод обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, критическое мышление; проекты сплачивают детей, развивают умение работать в команде.
Размещено в
разделах:
06 октября 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре