План-конспект открытого урока "Волшебная тайна музыки"
Создание комфортных условий, способствующих оптимизации межличностных отношений учащихся фортепианного класса.
Цель мероприятия: Формирование основ музыкальной культуры обучающихся и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста.
Создание комфортных условий, способствующих оптимизации межличностных отношений учащихся фортепианного класса.
Задачи: Обучающие:
Закрепление знания наизусть музыкальных произведений из экзаменационной программы.
Развивающие:
Способствование развитию познавательных процессов и интересов учащихся, обучающихся игре на фортепиано.
Развитие творческих и музыкальных способностей учащихся, создание условий для их самовыражения и самореализации.
Воспитательные:
Создание нравственно и эмоционально благоприятной среды для формирования коллектива и развития личности ребенка в нем.
Воспитание правил культурного поведения, чувства дружбы.
Форма учебного занятия:
открытый урок в форме музыкальной гостиной
Тип учебного занятия:
комбинированное занятие
Форма организации работы:
коллективная творческая деятельность учащихся, обучающихся игре на фортепиано
Ход урока: 1.Организационный момент.
Вступительное слово педагога перед родителями класса 2.Основная часть.
Ведущие мероприятия — – Тронева Катя и Полунина Полина Здравствуйте дорогие друзья! Мы вас приветствуем на заключительном концерте фортепьянного класса музыкально-хоровой студии «Вдохновение». Этот год был нелёгким для всех учеников, но все старались. Слово предоставляется нашему педагогу Штогриной Любовь Александровне. Звучит отрывок из первого фортепианного концерта П.И.Чайковского Совсем недавно мы сдали экзамены, заканчиваются последние деньки учёбы, а это значит, что совсем скоро лето! Но летняя погода уже радует нас: всё расцвело, ярко светит солнышко и на улице жара, прямо как в Африке! Медынская Аня исполнит нам пьесу «Маленький негритёнок», написанную прекрасным композитором Дебюсси. НОВОСЁЛОВА АНЯ:Если подавляющее большинство композиторов в своей жизни страстно искали славу, то Дебюсси — наоборот.
ИВАЩЕНКО СЕМЁН:Он ни разу в жизни не бывал на постановках собственных опер и отвергал славу, которая пришла к нему в конце жизни. МЕДЫНСКАЯ АНЯ:Ну а по поводу своей музыки он всегда скромно говорил: «Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал...» Медынская Аня исполняет пьесу К. Дебюсси. «Маленький негритёнок» ВЕДУЩИЕ:
Вам понравилось в Африке? Значит, мы переносимся в не менее жаркую Сицилию. О Сицилии языком музыки расскажет нам Судакова Лиза. ГУЛЯЕВА НАДЯ: Не Африка, не Азия, и даже не Бразилия.
Лимонно-апельсиновая, жаркая Сицилия.
МЕДЫНСКАЯ АНЯ:Сицилия, Сицилия, красот твоих не счесть.
И моря воды синие несут благую весть:
МЕНЯЙЛО ОЛЯ: Что солнца будет досыта, и фруктов, и вина,
И благодарной радостью с утра душа полна!
Р.Шуман «Сицилийская песня» исп. Судакова Лиза ВЕДУЩИЕ:
После жаркой Сицилии мы отправляемся во Францию. Во Франции очень красивые и романтические танцы. КРАВЦОВА НАСТЯ:Движенье, ритм, мелодия, шаги,
Вперед, назад и поворот,
ОНИЩЕНКО НАСТЯ:Прогиб, рывок и взмах ноги,
Кто танцевал – тот все поймет!
«Французская песенка» (обработка Геталовой) исп. Онищенко Настя ВЕДУЩИЕ:
Следующая исполнительница, Кравцова Настя, очень артистичная, яркая и заводная. Поэтому она исполнит такой же яркий и заводной «Танец Медвежат». ПЛЕШКА МАША:Медвежонок косолапый,
Прососал всю зиму лапу.
СУДАКОВА ЛИЗА:Просыпайся поскорей,
Выходи-ка из дверей,
ОНИЩЕНКО НАСТЯ:Хватит спать тебе в берлоге,
Глянь, весна уж на пороге.
Виноградов Ю.В «Танец медвежат» исп. Кравцова Настя ВЕДУЩИЕ:
Следующее произведение — полная противоположность предыдущих танцев. Каткова Лиза исполнит нам нежный, полный чувств танец – «Анданте». «Анданте» исп. Каткова Лиза ВЕДУЩИЕ:
Что мы передаём в музыке? Были танцы, а стало волшебство. Страшные Кобальты, гномы, маленькие эльфы, подробнее про этих маленьких существ нам расскажет Плешка Маша. КРАВЦОВА НАСТЯ: Маленький эльф из мира чудес
Хочу я в твой мир окунуться.
КАТКОВА ЛИЗА:Не сделаю зла тебе, маленький эльф,
Только дай до тебя прикоснуться.
Остен Т. «Маленький Эльф» — играет Плешка Маша ВЕДУЩИЕ:
Композитор импрессионист Скотт, как и Дебюсси образ бабочки трактует как ускользающее мимолётное впечатление. ГУЛЯЕВА КАТЯ: Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархатмой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
МЕНЯЙЛО ОЛЯ: Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.
КАТКОВА ЛИЗА: Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
С.Скотт «Вальс Бабочки» исп. Тронева Катя
ВЕДУЩИЕ:
О грустном и печальном в жизни нам сыграет Меняйло Оля.
ГУЛЯЕВА КАТЯ:Бывает так: какая — то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
ГУЛЯЕВА НАДЯ:Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой — то тайный круг,
Но в этой бездне шёпотов и стонов
Встаёт один, всё победивший звук. —
Гречанинов «Жалоба» исп. Меняйло Оля ВЕДУЩИЕ:
Но грусть и печаль бывает не только лирическая, но и героическая. О великом подвиге наших солдат вы услышите в прекрасном произведении, которое так и называется — «У памятника герою». ИВАЩЕНКО СЕМЁН: Среди берез стоит он горделиво,
И кто-то ели посадил недалеко,
Уж четверть века тихо, молчаливо
Напоминает всем, как было нелегко.
Как на родную нашу землю
Свалилось горе с именем ВОЙНА
И принесло огромной боли семьям,
Где всех мужчин отправили туда…
Р.Хейф «У памятника герою» исп. Иващенко Семён
ВЕДУЩИЕ:
Как по-разному красота воплощается в музыке! Как она по-разному видится разными композиторами! Сейчас вы услышите три разных образа девушки: «Альпийская Пастушка» Россини, которую исполнит Гуляева Катя; «Адажиетто» композитора Домаза, которую исполнит Гуляева Надя; и русская песня о молодой пряхе Гурилёва, которую исполнит Полунина Полина. НОВОСЁЛОВА АНЯ:Ах, пастушка, кудри солнца,
Танец лёгких ног босых;
ГУЛЯЕВА НАДЯ:Флейты звук из моего оконца,
Образ твой в цветеньях луговых.
Россини – Лист «Альпийская пастушка» исп. Гуляева Катя ГУЛЯЕВА КАТЯ: Если зимнее небо звездами горит И мечтательно светит луна, КАТКОВА ЛИЗА: Предо мною твой образ, твой дивный скользит,
Словно ты из лучей создана. Домаз «Адажиетто» исп. Гуляева Надя ПЛЕШКА МАША: В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
У окна сидит.
СУДАКОВА ЛИЗА: Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.
Гурилёв Вариации на тему русской народной песни «Ах, ты пряха»
ПОЛУНИНА ПОЛИНА:Очарует далёкой мелодией
На рассвете лесной соловей,
И ты снова, влюблено молоденький,
Ищешь взглядом певца средь ветвей.
ТРОНЕВА КАТЯ:Но невидим творец дивной музыки,
Укрывает кудесника лес,
И душа станет музыки узником,
Будто голос тот льётся с Небес.
Алябьев «Соловей» обработка Брамса исп. Полунина Полина и Тронева Катя НОВОСЁЛОВА АНЯ:Несомненно, Дебюсси не грешит плоскими оборотами и банальностью. ГУЛЯЕВА КАТЯ:Наоборот, его отличает поиск чего-то странного инеобычного.
МЕДЫНСКАЯ АНЯ:Кто может проникнуть в тайну сочинения музыки?
ГУЛЯЕВА НАДЯ:Шум моря, изгиб какой-то линии горизонта,
КАТКОВА ЛИЗА:ветер в листве,
ГУЛЯЕВА КАТЯ:крик птицы,
НОВОСЁЛОВА АНЯ:всё это откладывает в нас разнообразные впечатления.
ТРОНЕВА КАТЯ: И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки. Дебюсси — «Медленный вальс» для 2-х фортепиано исп. Новосёлова Аня и Штогрина Любовь Александровна ВЕДУЩИЕ:
Наш концерт подошёл к концу. Спасибо за внимание! До новых встреч!
Самоанализ занятия по технологии КТД Тема – «Волшебная тайна музыки».
Цель: Формирование основ музыкальной культуры обучающихся и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста.
Создание комфортных условий, способствующих оптимизации межличностных отношений учащихся фортепианного класса.
На занятии были использованы следующие методы и приёмы обучения: Коллективный Групповой Словесный Практический Творческий Использованы технологии: Коллективно – творческая деятельность Личностно – ориентированная Создание ситуации успеха Материально – техническое оснащение занятия и дидактический материал:
Фортепиано, проигрыватель, нотные партитуры, сборники стихов, программки, театральный реквизит.
Планируемые результатыучебного занятия: совместная разработка представления, радость и эмоциональный подъём от совместного дела были достигнуты. Результативность занятия
можно определить высоким уровнем исполнения фортепианных произведений и актёрского мастерства. Чтение стихов и игра на инструменте были очень выразительны. Ребята, как настоящие артисты, разыгрывали театральные сценки.
Принцип коллективной творческой деятельности— сотворчество. Сотрудничество и творчество. Сотрудничество проявилось в подготовке мероприятия — право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. А стимулом к творчеству послужила возможность внесения корректив в сценарий мероприятия самими учащимися, проявление самостоятельности и инициативы в порученном деле. Этот принцип соблюдается мною при проведении каждого мероприятия по технологии КТД. С самого начала было определено, из каких этапов будет состоять дело, какие задания, в связи с этим, надо выполнить; кому лучше всего поручить эти задания, кто проявляет к ним интерес; что и когда должно быть сделано во время подготовки мероприятия; где, когда и как будет проходить наше представление; кого мы хотим пригласить в качестве гостей. 1. Коллективная подготовка. На следующий день после экзамена началась подготовка к концерту. Каждая группа представила свои наработки – стихи, прозу, которые подходили бы к настроению, образу или жанру исполняемых произведений. Ребята все вместе решали, что включать в концерт, а что нет. На этом этапе определили роль ведущих в концерте. Было решено, что ведущими будут Тронева Катя и Полунина Полина. 2. Коллективное целеполагание. В первую очередь необходимо было поставить вместе с классом цель нашего дела. Определили, что это будет концерт с элементами театрализации. 3… Коллективное планирование. Следующим этапом было коллективное планирование. На данном этапе было спланировано, что и как будет сделано. Решили, когда и где будет проходить представление. По общей тематики произведений выбрали название темы КТД. В данном случае была создана ситуация выбора. Т.е. дети не были поставлены перед фактом, а сами слушали стихи и выбирали, какие подходят, какие нет. Кому и в каких сценках участвовать. Выбрали 14 стихотворений и 3 сценки. Распределили их между собой. Пьесы репетировались на уроке фортепиано. Программки подготовили и распечатали ведущие Катя и Полина. Ребята подготовили реквизит. Было проведено 3 совместных репетиции представления, а также репетиции в отдельных микрогруппах. Постепенно у детей возникла атмосфера «завтрашней» радости, общее настроение возбуждения и переживания. Решили, что после представления будет чаепитие, на котором мы обсудим что получилось, а что требует доработки. Таким образом, была организованно взаимодействие в классе, направленное на решение и выполнение совместных творческих задач. Ответственность за общее дело и сотрудничество в таких мероприятиях очень сильна. Во время подготовки дела не очень коммуникативные дети в начале подготовки мероприятия вели себя отчужденно, безынициативно. Но в процессе совместной работы постепенно «заразились» общим настроем радости и интереса, у них повысилась самооценка, прибавилась уверенность. 4. Проведение КТД. Следующим этапом стало проведение концерта. Перед концертом дети сильно переживали, что что-то не получится. Проведение праздника для них стало важным моментом, ведь, по сути, его они готовили самостоятельно. Ведущие очень волновались, впервые на них было возложено столь ответственное задание, поэтому остальные ребята старались их морально поддержать и подбодрить. Этот факт был одним из значительных в развивающей работе. 5. Коллективный анализ. Следующим этапом стал коллективный анализ, который был проведен в этот же день, на чаепитии всего класса. Анализ был проведен в форме беседы, в которой были заданы такие вопросы, как: Понравился концерт? Понравился ли в такой форме? Что понравилось, что нет? Что надо было сделать, чтобы было лучше? Кто справился лучше? Кому нужна была помощь? В основном, ответы были положительные, все понравилось, было весело, но появились новые предложения — добавить конкурсы, музыкальные игры и т.д. После того, как все дети высказались, был подведен итог, отмечены положительные и отрицательные стороны проведенного мероприятия. Ребята оценили ответственность, с которой подошли ведущие к подготовке и проведению праздника, их старательность. Таким образом, были подведены итоги КТД. Коллективный анализ способствовал формированию рефлексивного опыта детей, развитию способности самоанализа, позволил ребятам наметить дальнейший путь по улучшению организации совместной деятельности. 6. И последним этапом в данном КТД стало определение наших дальнейших действий. Были заданы следующие вопросы: Какие еще мероприятия вам хотелось бы провести? Для кого мы еще что-то можем сделать? Как вы думаете, только ли внутри своего фортепианного класса мы можем готовить концерты, приносить пользу и радость? От учащихся поступило предложение проводить такие концерты (по возможности) чаще и выносить мероприятия за пределы студии (учреждения ДОУ, СОШ, Дома ветеранов, Центры социальной помощи населению). Таким образом, можно сделать вывод, что использованная в учебной и воспитательной работе коллективная творческая деятельность учащихся способствовала не только их дальнейшему музыкальному развитию, но и явилась средством формирования межличностных отношений обучающихся. Список используемой литературы: 1. Ляховицкая С.А., «О педагогическом мастерстве»;- Л., 1963
2. Анна Ахматова. Сочинения в двух томах; — М., «Правда»,1990
3. Орлова Е.М. «Очерки о русских композиторах XIX — начала XX века. – М., «Музыка», 1979
Иллюстрация титульного листа http://cs309931.vk.me/v309931088/438d/KXwaC6KSxTQ.jpg
Муниципальное - бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр Развития Творчества Детей и Юношества»
г. Краснознаменск
(открытое мероприятие по классу фортепиано; 1-7 классы)
Составитель:
педагог дополнительного образования
по классу фортепиано
Штогрина Любовь Александровна
2013
Представляю Вашему вниманию конспект открытого мероприятия, которое прошло успешную апробацию 26.05.2013 года.
Цель мероприятия:
-
Формирование основ музыкальной культуры обучающихся и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста.
-
Создание комфортных условий, способствующих оптимизации межличностных отношений учащихся фортепианного класса.
Задачи:
Обучающие:
-
Закрепление знания наизусть музыкальных произведений из экзаменационной программы.
Развивающие:
-
Способствование развитию познавательных процессов и интересов учащихся, обучающихся игре на фортепиано.
-
Развитие творческих и музыкальных способностей учащихся, создание условий для их самовыражения и самореализации.
Воспитательные:
-
Создание нравственно и эмоционально благоприятной среды для формирования коллектива и развития личности ребенка в нем.
-
Воспитание правил культурного поведения, чувства дружбы.
Форма учебного занятия:
-
открытый урок в форме музыкальной гостиной
Тип учебного занятия:
-
комбинированное занятие
Форма организации работы:
-
коллективная творческая деятельность учащихся, обучающихся игре на фортепиано
Ход урока:
1.Организационный момент.
Вступительное слово педагога перед родителями класса
2.Основная часть.
Ведущие мероприятия - – Тронева Катя и Полунина Полина
Здравствуйте дорогие друзья! Мы вас приветствуем на заключительном концерте фортепьянного класса музыкально-хоровой студии «Вдохновение». Этот год был нелёгким для всех учеников, но все старались. Слово предоставляется нашему педагогу Штогриной Любовь Александровне.
Звучит отрывок из первого фортепианного концерта П.И.Чайковского
Совсем недавно мы сдали экзамены, заканчиваются последние деньки учёбы, а это значит, что совсем скоро лето! Но летняя погода уже радует нас: всё расцвело, ярко светит солнышко и на улице жара, прямо как в Африке! Медынская Аня исполнит нам пьесу «Маленький негритёнок», написанную прекрасным композитором Дебюсси.
НОВОСЁЛОВА АНЯ: Если подавляющее большинство композиторов в своей жизни страстно искали славу, то Дебюсси - наоборот.
ИВАЩЕНКО СЕМЁН: Он ни разу в жизни не бывал на постановках собственных опер и отвергал славу, которая пришла к нему в конце жизни.
МЕДЫНСКАЯ АНЯ: Ну а по поводу своей музыки он всегда скромно говорил: "Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал..."
Медынская Аня исполняет пьесу К. Дебюсси. «Маленький негритёнок»
ВЕДУЩИЕ:
Вам понравилось в Африке? Значит, мы переносимся в не менее жаркую Сицилию. О Сицилии языком музыки расскажет нам Судакова Лиза.
ГУЛЯЕВА НАДЯ: Не Африка, не Азия, и даже не Бразилия.
Лимонно-апельсиновая, жаркая Сицилия.
МЕДЫНСКАЯ АНЯ: Сицилия, Сицилия, красот твоих не счесть.
И моря воды синие несут благую весть:
МЕНЯЙЛО ОЛЯ: Что солнца будет досыта, и фруктов, и вина,
И благодарной радостью с утра душа полна!
Р.Шуман «Сицилийская песня» исп. Судакова Лиза
ВЕДУЩИЕ:
После жаркой Сицилии мы отправляемся во Францию. Во Франции очень красивые и романтические танцы.
КРАВЦОВА НАСТЯ: Движенье, ритм, мелодия, шаги,
Вперед, назад и поворот,
ОНИЩЕНКО НАСТЯ: Прогиб, рывок и взмах ноги,
Кто танцевал – тот все поймет!
«Французская песенка» (обработка Геталовой) исп. Онищенко Настя
ВЕДУЩИЕ:
Следующая исполнительница, Кравцова Настя, очень артистичная, яркая и заводная. Поэтому она исполнит такой же яркий и заводной «Танец Медвежат».
ПЛЕШКА МАША: Медвежонок косолапый,
Прососал всю зиму лапу.
СУДАКОВА ЛИЗА: Просыпайся поскорей,
Выходи-ка из дверей,
ОНИЩЕНКО НАСТЯ: Хватит спать тебе в берлоге,
Глянь, весна уж на пороге.
Виноградов Ю.В «Танец медвежат» исп. Кравцова Настя
ВЕДУЩИЕ:
Следующее произведение - полная противоположность предыдущих танцев. Каткова Лиза исполнит нам нежный, полный чувств танец – «Анданте».
«Анданте» исп. Каткова Лиза
ВЕДУЩИЕ:
Что мы передаём в музыке? Были танцы, а стало волшебство. Страшные Кобальты, гномы, маленькие эльфы, подробнее про этих маленьких существ нам расскажет Плешка Маша.
КРАВЦОВА НАСТЯ: Маленький эльф из мира чудес
Хочу я в твой мир окунуться.
КАТКОВА ЛИЗА: Не сделаю зла тебе, маленький эльф,
Только дай до тебя прикоснуться.
Остен Т. «Маленький Эльф» - играет Плешка Маша
ВЕДУЩИЕ:
Композитор импрессионист Скотт, как и Дебюсси образ бабочки трактует как ускользающее мимолётное впечатление.
ГУЛЯЕВА КАТЯ: Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
МЕНЯЙЛО ОЛЯ: Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.
КАТКОВА ЛИЗА: Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
С.Скотт «Вальс Бабочки» исп. Тронева Катя
ВЕДУЩИЕ:
О грустном и печальном в жизни нам сыграет Меняйло Оля.
ГУЛЯЕВА КАТЯ: Бывает так: какая - то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
ГУЛЯЕВА НАДЯ: Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой - то тайный круг,
Но в этой бездне шёпотов и стонов
Встаёт один, всё победивший звук. -
Гречанинов «Жалоба» исп. Меняйло Оля
ВЕДУЩИЕ:
Но грусть и печаль бывает не только лирическая, но и героическая. О великом подвиге наших солдат вы услышите в прекрасном произведении, которое так и называется - «У памятника герою».
ИВАЩЕНКО СЕМЁН: Среди берез стоит он горделиво,
И кто-то ели посадил недалеко,
Уж четверть века тихо, молчаливо
Напоминает всем, как было нелегко.
Как на родную нашу землю
Свалилось горе с именем ВОЙНА
И принесло огромной боли семьям,
Где всех мужчин отправили туда…
Р.Хейф «У памятника герою» исп. Иващенко Семён
ВЕДУЩИЕ:
Как по-разному красота воплощается в музыке! Как она по-разному видится разными композиторами! Сейчас вы услышите три разных образа девушки: «Альпийская Пастушка» Россини, которую исполнит Гуляева Катя; «Адажиетто» композитора Домаза, которую исполнит Гуляева Надя; и русская песня о молодой пряхе Гурилёва, которую исполнит Полунина Полина.
НОВОСЁЛОВА АНЯ: Ах, пастушка, кудри солнца,
Танец лёгких ног босых;
ГУЛЯЕВА НАДЯ: Флейты звук из моего оконца,
Образ твой в цветеньях луговых.
Россини – Лист «Альпийская пастушка» исп. Гуляева Катя
ГУЛЯЕВА КАТЯ: Если зимнее небо звездами горит
И мечтательно светит луна,
КАТКОВА ЛИЗА: Предо мною твой образ, твой дивный скользит,
Словно ты из лучей создана.
Домаз «Адажиетто» исп. Гуляева Надя
ПЛЕШКА МАША: В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
У окна сидит.
СУДАКОВА ЛИЗА: Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.
Гурилёв Вариации на тему русской народной песни «Ах, ты пряха»
ПОЛУНИНА ПОЛИНА: Очарует далёкой мелодией
На рассвете лесной соловей,
И ты снова, влюблено молоденький,
Ищешь взглядом певца средь ветвей.
ТРОНЕВА КАТЯ: Но невидим творец дивной музыки,
Укрывает кудесника лес,
И душа станет музыки узником,
Будто голос тот льётся с Небес.
Алябьев «Соловей» обработка Брамса исп. Полунина Полина и Тронева Катя
НОВОСЁЛОВА АНЯ: Несомненно, Дебюсси не грешит плоскими оборотами и банальностью.
ГУЛЯЕВА КАТЯ: Наоборот, его отличает поиск чего-то странного и необычного.
МЕДЫНСКАЯ АНЯ: Кто может проникнуть в тайну сочинения музыки?
ГУЛЯЕВА НАДЯ: Шум моря, изгиб какой-то линии горизонта,
КАТКОВА ЛИЗА: ветер в листве,
ГУЛЯЕВА КАТЯ: крик птицы,
НОВОСЁЛОВА АНЯ: всё это откладывает в нас разнообразные впечатления.
ТРОНЕВА КАТЯ: И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки.
Дебюсси - «Медленный вальс» для 2-х фортепиано исп. Новосёлова Аня и Штогрина Любовь Александровна
ВЕДУЩИЕ:
Наш концерт подошёл к концу. Спасибо за внимание! До новых встреч!
Самоанализ занятия по технологии КТД
Тема – «Волшебная тайна музыки».
Цель:
-
Формирование основ музыкальной культуры обучающихся и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста.
-
Создание комфортных условий, способствующих оптимизации межличностных отношений учащихся фортепианного класса.
На занятии были использованы следующие методы и приёмы обучения:
-
Коллективный
-
Групповой
-
Словесный
-
Практический
-
Творческий
Использованы технологии:
-
Коллективно – творческая деятельность
-
Личностно – ориентированная
-
Создание ситуации успеха
Материально – техническое оснащение занятия и дидактический материал:
-
Фортепиано, проигрыватель, нотные партитуры, сборники стихов, программки, театральный реквизит.
Планируемые результаты учебного занятия:
-
совместная разработка представления, радость и эмоциональный подъём от совместного дела были достигнуты.
Результативность занятия
-
можно определить высоким уровнем исполнения фортепианных произведений и актёрского мастерства. Чтение стихов и игра на инструменте были очень выразительны. Ребята, как настоящие артисты, разыгрывали театральные сценки.
Принцип коллективной творческой деятельности - сотворчество. Сотрудничество и творчество. Сотрудничество проявилось в подготовке мероприятия - право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. А стимулом к творчеству послужила возможность внесения корректив в сценарий мероприятия самими учащимися, проявление самостоятельности и инициативы в порученном деле. Этот принцип соблюдается мною при проведении каждого мероприятия по технологии КТД.
С самого начала было определено, из каких этапов будет состоять дело, какие задания, в связи с этим, надо выполнить; кому лучше всего поручить эти задания, кто проявляет к ним интерес; что и когда должно быть сделано во время подготовки мероприятия; где, когда и как будет проходить наше представление; кого мы хотим пригласить в качестве гостей.
1. Коллективная подготовка.
На следующий день после экзамена началась подготовка к концерту. Каждая группа представила свои наработки – стихи, прозу, которые подходили бы к настроению, образу или жанру исполняемых произведений. Ребята все вместе решали, что включать в концерт, а что нет. На этом этапе определили роль ведущих в концерте. Было решено, что ведущими будут Тронева Катя и Полунина Полина.
2. Коллективное целеполагание.
В первую очередь необходимо было поставить вместе с классом цель нашего дела. Определили, что это будет концерт с элементами театрализации.
3.. Коллективное планирование.
Следующим этапом было коллективное планирование. На данном этапе было спланировано, что и как будет сделано.
Решили, когда и где будет проходить представление. По общей тематики произведений выбрали название темы КТД. В данном случае была создана ситуация выбора. Т.е. дети не были поставлены перед фактом, а сами слушали стихи и выбирали, какие подходят, какие нет. Кому и в каких сценках участвовать. Выбрали 14 стихотворений и 3 сценки. Распределили их между собой. Пьесы репетировались на уроке фортепиано. Программки подготовили и распечатали ведущие Катя и Полина. Ребята подготовили реквизит. Было проведено 3 совместных репетиции представления, а также репетиции в отдельных микрогруппах.
Постепенно у детей возникла атмосфера «завтрашней» радости, общее настроение возбуждения и переживания.
Решили, что после представления будет чаепитие, на котором мы обсудим что получилось, а что требует доработки.
Таким образом, была организованно взаимодействие в классе, направленное на решение и выполнение совместных творческих задач. Ответственность за общее дело и сотрудничество в таких мероприятиях очень сильна.
Во время подготовки дела не очень коммуникативные дети в начале подготовки мероприятия вели себя отчужденно, безынициативно. Но в процессе совместной работы постепенно "заразились" общим настроем радости и интереса , у них повысилась самооценка, прибавилась уверенность.
4. Проведение КТД.
Следующим этапом стало проведение концерта. Перед концертом дети сильно переживали, что что-то не получится. Проведение праздника для них стало важным моментом, ведь, по сути, его они готовили самостоятельно. Ведущие очень волновались, впервые на них было возложено столь ответственное задание, поэтому остальные ребята старались их морально поддержать и подбодрить. Этот факт был одним из значительных в развивающей работе.
5. Коллективный анализ.
Следующим этапом стал коллективный анализ, который был проведен в этот же день, на чаепитии всего класса. Анализ был проведен в форме беседы, в которой были заданы такие вопросы, как:
-
Понравился концерт?
-
Понравился ли в такой форме?
-
Что понравилось, что нет?
-
Что надо было сделать, чтобы было лучше?
-
Кто справился лучше?
-
Кому нужна была помощь?
В основном, ответы были положительные, все понравилось, было весело, но появились новые предложения - добавить конкурсы, музыкальные игры и т.д. После того, как все дети высказались, был подведен итог, отмечены положительные и отрицательные стороны проведенного мероприятия. Ребята оценили ответственность, с которой подошли ведущие к подготовке и проведению праздника, их старательность. Таким образом, были подведены итоги КТД. Коллективный анализ способствовал формированию рефлексивного опыта детей, развитию способности самоанализа, позволил ребятам наметить дальнейший путь по улучшению организации совместной деятельности.
6. И последним этапом в данном КТД стало определение наших дальнейших действий.
Были заданы следующие вопросы:
-
Какие еще мероприятия вам хотелось бы провести?
-
Для кого мы еще что-то можем сделать?
-
Как вы думаете, только ли внутри своего фортепианного класса мы можем готовить концерты, приносить пользу и радость?
От учащихся поступило предложение проводить такие концерты (по возможности) чаще и выносить мероприятия за пределы студии (учреждения ДОУ, СОШ, Дома ветеранов, Центры социальной помощи населению).
Таким образом, можно сделать вывод, что использованная в учебной и воспитательной работе коллективная творческая деятельность учащихся способствовала не только их дальнейшему музыкальному развитию, но и явилась средством формирования межличностных отношений обучающихся.
Список используемой литературы:
-
Ляховицкая С.А., «О педагогическом мастерстве»;- Л., 1963
-
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах; - М., «Правда»,1990
-
Орлова Е.М. «Очерки о русских композиторах XIX - начала XX века. – М., «Музыка», 1979
Иллюстрация титульного листа http://cs309931.vk.me/v309931088/438d/KXwaC6KSxTQ.jpg
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современные образовательные технологии на уроках музыки, ИЗО и МХК (ФГОС ООО)
- Внедрение ИКТ-технологий в предметы гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС
- Урок МХК как интегративная система: проектирование и реализация межпредметных связей
- Международный вебинар "Место искусства в культуре. Зарождение искусства в первобытном обществе"
Модератор, Юлия Ивлева.