Деление рациональных чисел.
- подведение учащихся к правилу деления рациональных чисел;
- развитие логического мышления - умения делать выводы, сравнивать и анализировать;
- воспитание умения вести диалог
Место проживания с. Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Название учебного заведения МОУ Гаврильцевская СОШ
Дисциплина математика
Учебник, по которому ведется обучение Виленкин, Н. Я. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2012.
Тема Деление рациональных чисел
Класс 6
Продолжительность урока 40 минут
Цели:
- подведение учащихся к правилу деления рациональных чисел;
- развитие логического мышления — умений делать выводы, сравнивать и анализировать;
- воспитание умения вести диалог.
1. Организационный момент (тема и цель не сообщаются, дается установка — будем сами придумывать правило).
2. Устная работа.
(Фронтально). Вычислить, расположить результаты в порядке убывания и прочитать слово (БЕРЕЗОЗОЛЬ). Что оно означает?
Это название месяца апрель в древне русском календаре. А названия месяцев, которыми мы пользуемся сейчас пришли к нам из Византии вместе с Юлианским календарем.
Р 1.3+(-0.8)= 0.6 Е -0.3*(-0.2) = 0.06
Л 0.7+(-2) = — 1.3 О 3/5*(-4/6)= -2/2
О -0.4-0.7 = — 1.1 З -1/3*3 = — 1
Б -0.2-(-5) = 4.8 Е -5/6*(-2.4) =2
З -0.1*3.5 = -0.35 Ь -0 25:1/8 = -2
3. Актуализация знаний.
-Найти значение выражений:
11/5: 3 =
4: 3 1/9 =
4 2/5: 12/3
— Заменить частное произведением и вычислить:
— 1/5 : 3/4 = — 4/15
2/3 : (- 1/3) = -2
— 6: 3 = -2
24: (-8) = -3
4.Постанова проблемы.
— Можно ли в 3-ем и в 4-ом примерах результат получить проще?
(разделить модули, перед результатом поставить знак « — » )
— Что нужно придумать, чтобы выполнить значения других
подобных выражений? (Правило деления положительных и
отрицательных чисел.)
5. Открытие правила.
Значит какая тема урока? (Деление положительных и отрицательных чисел)
Какая цель урока? (Узнать, запомнить и научиться применять правило деления положительных и отрицательных чисел)
Записать на доске и в тетрадях тему урока.
Может кто-то сможет, глядя на 3-ий и 4-ый примеры сформулировать правило деления рациональных чисел? (ответы учащихся)
Разделим правило по шагам:
1) после записи « = » записываем знак « — »
2) делим модули
Проверка правила на этих же примерах.
Какой пример деления положительных и отрицательных чисел не рассматривался? (деление двух отрицательных чисел)
Пример -8: (-4)
Подходит ли имеющееся правило? (Нет)
Ваши предложения. (Перейти к умножению). Выполнение вычислений.
Сформулируйте правило.
Разделить по шагам.
Найти правила в учебнике.
Записать правила знаков ( — ): ( — ) = (+)
( — ): ( + ) = (- )
( + ): ( — ) = ( — )
Какие правила они вам напоминают?
Почему правила деления и умножения в знаках одинаковые? (Деление можно заменить умножением)
6. Первичное закрепление (с проговариванием правила, устно).
Определить знак частного:
а) -75.648:45.876
б)-564.87: (-56.873)
в) 23/345: (-75/58)
u)-546.876: (-453.87): (-45.97)
7.Домашнее задание: п.67, №1156(1,2строка), №1154.
8.Устно: № 1134 (с проговариванием правила).
9.Самостоятельная работа.
Расположить ответы в порядке возрастания и записать получившееся слово:
Р 9:(-3) Т 24: (-0.3)
Е -60:4 Э 0: (-7.4) «тетраэдр»
Т 84:(-12) А -7/9:( -1/3)
Р -45: (-1) Д 4: (-50)
Дополнительное задание:
К -2: 0.5 О 3.2: ( -1)
И -30: 1.5 Д — ½: ( -1/4) «икосаэдр»
А 0.54: ( -0 .9) С — 7.5: 7.5
Р -0.4: ( -0.1) Э 2.6: ( — 5)
Показать фигуры.
10. Рефлексия.
Фамилия, имя, отчество автора Базанова Алевтина Владимировна
Место проживания с. Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Название учебного заведения МОУ Гаврильцевская СОШ
Дисциплина математика
Учебник, по которому ведется обучение Виленкин, Н. Я. Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учрежд. / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М. : Мнемозина, 2012.
Тема Деление рациональных чисел
Класс 6
Продолжительность урока 40 минут
Цели:
-
подведение учащихся к правилу деления рациональных чисел;
-
развитие логического мышления - умений делать выводы, сравнивать и анализировать;
-
воспитание умения вести диалог.
План урока.
-
Организационный момент (тема и цель не сообщаются, дается установка - будем сами придумывать правило).
-
Устная работа.
(Фронтально). Вычислить, расположить результаты в порядке убывания и прочитать слово (БЕРЕЗОЗОЛЬ). Что оно означает?
Это название месяца апрель в древне русском календаре. А названия месяцев, которыми мы пользуемся сейчас пришли к нам из Византии вместе с Юлианским календарем.
Р 1.3+(-0.8)= 0.6 Е -0.3*(-0.2) = 0.06
Л 0.7+(-2) = - 1.3 О 3/5*(-4/6)= -2/2
О -0.4-0.7 = - 1.1 З -1/3*3 = - 1
Б -0.2-(-5) = 4.8 Е -5/6*(-2.4) =2
З -0.1*3.5 = -0.35 Ь -0 25:1/8 = -2
3. Актуализация знаний.
-Найти значение выражений:
11/5 : 3 =
4 : 3 1/9 =
4 2/5 : 12/3
- Заменить частное произведением и вычислить:
- 1/5 : 3/4 = - 4/15
2/3 : (- 1/3) = -2
- 6 : 3 = -2
24 : (-8) = -3
4.Постанова проблемы.
- Можно ли в 3-ем и в 4-ом примерах результат получить проще?
(разделить модули, перед результатом поставить знак « - » )
- Что нужно придумать, чтобы выполнить значения других
подобных выражений? (Правило деления положительных и
отрицательных чисел.)
5. Открытие правила.
Значит какая тема урока? (Деление положительных и отрицательных чисел)
Какая цель урока? (Узнать, запомнить и научиться применять правило деления положительных и отрицательных чисел)
Записать на доске и в тетрадях тему урока.
Может кто-то сможет, глядя на 3-ий и 4-ый примеры сформулировать правило деления рациональных чисел? (ответы учащихся)
Разделим правило по шагам:
1) после записи « = » записываем знак « - »
2) делим модули
Проверка правила на этих же примерах.
Какой пример деления положительных и отрицательных чисел не рассматривался? (деление двух отрицательных чисел)
Пример -8 : (-4)
Подходит ли имеющееся правило? (Нет)
Ваши предложения. (Перейти к умножению). Выполнение вычислений.
Сформулируйте правило.
Разделить по шагам.
Найти правила в учебнике.
Записать правила знаков ( - ) : ( - ) = (+)
( - ) : ( + ) = (- )
( + ) : ( - ) = ( - )
Какие правила они вам напоминают?
Почему правила деления и умножения в знаках одинаковые? (Деление можно заменить умножением)
6. Первичное закрепление (с проговариванием правила, устно).
Определить знак частного:
а) -75.648:45.876
б)-564.87: (-56.873)
в) 23/345: (-75/58)
u)-546.876: (-453.87): (-45.97)
7.Домашнее задание: п.67, №1156(1,2строка), №1154.
8.Устно: № 1134 (с проговариванием правила).
9.Самостоятельная работа.
Расположить ответы в порядке возрастания и записать получившееся слово:
Р 9:(-3) Т 24: (-0.3)
Е -60:4 Э 0: (-7.4) «тетраэдр»
Т 84:(-12) А -7/9:( -1/3)
Р -45: (-1) Д 4: (-50)
Дополнительное задание:
К -2 : 0.5 О 3.2 : ( -1)
И -30 : 1.5 Д - ½ : ( -1/4) «икосаэдр»
А 0.54 : ( -0 .9) С - 7.5 : 7.5
Р -0.4 : ( -0.1) Э 2.6: ( - 5)
Показать фигуры.
10. Рефлексия.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
Знания, полученные на таком уроке будут более прочными, так как ученики добывали их самостоятельно путем сопоставления и анализа рассмотренных примеров.
Не совсем подходят к теме названия: тетраэдр и икосаэдр, нарушается целостная структура урока, нужно было подобрать термины, созвучные изучаемому разделу математики. Или связать с частью исторического календаря, о котором говорится в начале урока.
Материал урока можно рекомендовать к использованию в образовательном процессе, но методическую разработку урока следует составлять намного подробнее с описанием методики, реализуемых универсальных учебных действий, используемой наглядности и т.д. Точки в заголовках не ставятся.