КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15 II вида»
Урок-марафон
«Мировой океан – часть гидросферы»
Учитель географии в.к.к. Ивлева Ю.А.
Урок
разработан для учащихся коррекционной
школы, в которой обучаются дети со
слуховой депривацией, но данная разработка
может успешно использоваться для
проведения урока географии в 6 классе
общеобразовательной школы с
небольшой наполняемостью класса.
Используемые приёмы и методы, теоретический
и практический материал урока подобран
с учётом специфики работы со слабослышащими
учащимися. Данный урок является уроком
обобщения и систематизации знаний.
Урок
проводится в сопровождении мультимедийной
презентации.
Цель урока:
-
Обобщить и проверить знания учащихся о Мировом океане, как части Гидросферы.
-
Научить учащихся в игровой форме ориентироваться в географических терминах и картах.
Задачи урока:
-
Обобщить знание о составе и свойствах Гидросферы.
-
Закрепить и расширить представление о водах Мирового океана.
-
Продолжить развивать умение работать с географической картой.
-
Воспитывать уважительное, бережное отношение к красоте и силе природы.
Прогнозирование результатов урока-марафона:
-
Обобщить и закрепить знания учащихся о Гидросфере и водах Мирового океана.
-
Формировать в игровой форме умение быстро ориентироваться в географической терминологии и картах.
-
Проверить знание учащихся о свойствах вод океана в форме тестирования.
Учебно-наглядный комплекс:
Физическая карта Мирового океана, полушарий, атласы, контурные карты, учебники, тетради, тематическая мультимедийная презентация, ПК, мультимедийный проектор, экран, выставка тематической литературы.
Формы проведения урока:
Урок-марафон проводится в быстром темпе в сопровождении мультимедийной презентации и состоит из 3 этапов:
I этап марафона – Фронтальный, устный опрос в сопровождении мультимедийной презентации. Вопросы для повторения материалов по теме Гидросфера и Мировой океан.
II этап марафона - Практическая работа с географической картой у доски проходит в игровой форме. Индивидуальная проверка знаний географической номенклатуры Морей и Океанов.
III этап марафона – Письменное, индивидуальное, проверочное тестирование по теме.
В ходе урока, в форме информационных пауз, закрепление и расширение знаний об особенностях вод Мирового океана.
Подведение итогов урока проводится в форме самооценки с использованием индивидуальных, тематических карточек.
Термины и понятия:
Мировой океан, Марафон, Гидросфѐра, Атмосфѐра, Круговорόт, Жѝдкость, Газообрáзное состояние воды, Омывáемый водóй, Вóдное прострáнство, Морскúе органúзмы, Вдающаяся в сỳшу, Сообщáющение с океáном, Движение воды, Течéние, Море, Залив, Пролив, Остров, Полуόстров, Архипелáг, Солёность воды, Подвóдные землетрясéния, Цунами, Прибой, Отлив, Прилив, Гольфстрим.
Географическая номенклатура:
Океаны:Тихий океан, Атлантѝческий океан, Индѝйский океан, Сéверный Ледовѝтый океан. Моря: Средизéмное море, Балтѝйское море, Чёрное море, Белое море, Красное море, Жёлтое море, Карѝбское море, Бéрингово море. Остров Мадагаскáр, Полуóстров Индостáн, Залúв Мексикáнский, Пролúв Бéрингов.
ХОД УРОКА
-
Организация учащихся на уроке.
-
Вступительное слово учителя.
СЛАЙД 1 - Ребята, сегодня мы проводим урок – марафон по теме Мировой океан – часть гидросферы.
_________________________________________________________________
СЛАЙД 2 Вопрос: Кто может сказать - что означает слово «марафон»?
Ответ: Марафон – это географическое название древнегреческого поселения около города Афины на Балканский полуострове. Сейчас слово «МАРАФОН» означает длительный, напряжённый путь для достижения цели.
_________________________________________________________________
СЛАЙД 3 Учитель: На этом уроке мы будем работать по плану и быстро двигаться как на марафоне от этапа к этапу, от старта к финишу.
(Обращение к наглядному пособию в виде дороги с разметкой этапов). Мы будем передвигать лодочку, чтоб следить за своим движением на марафоне.
План урока:
-
I этап марафона «Устные ответы на вопросы»
-
II этап марафона «Практическая работа с картой»
-
Информационная пауза
-
III этап марафона «Письменное проверочное тестирование»
-
Информационная пауза
-
Финиш марафона
-
Подведение итогов урока. Самооценка работы на уроке.
______________________________________________________________
СЛАЙД 4 Цель нашего урока:
-
Проверить и обобщить ваши знания о Гидросфере и Мировом океане.
-
Проверить ваше умение ориентироваться в географических терминах и картах в режиме урока-марафона.
______________________________________________________________
-
Обобщение и проверка знаний в режиме МАРАФОНА. Устный фронтальный опрос.
СЛАЙД 5 Учитель: Итак, мы начинаем наш марафон с I этапа, который называется «Что мы знаем». Отвечаем на вопросы быстро, даём полные ответы, следим за произношением звуков и ударением.
________________________________________________________________
СЛАЙД 6 Учитель: Прочитаем словарь:
-
Гидросфѐра
-
Атмосфѐра
-
Круговорόт
-
Жѝдкость
-
Газообрáзное состояние воды
_______________________________________________________________
СЛАЙД 7 Вопрос: Что называют Гидросферой?
Ответ: Гидросфера – водная оболочка планеты Земля.
_____________________________________________________________
СЛАЙД 8 Вопрос: Назовите состояние воды в Гидросфере?
Ответ: Вода находится в трех состояниях: Твёрдом – лёд, снег. Жидком – вода. Газообразном – пар, туман, облака.
_______________________________________________________________
СЛАЙД 9 Вопрос: Ребята, назовите состав Гидросферы?
Ответ: Обсуждение диаграммы «Состав Гидросферы»
_________________________________________________________________
СЛАЙД 10 Вопрос: Как происходит круговорот воды в природе?
Ответ в стихотворной форме: (ученик, по таблице рассказывает в стихотворной форме схему круговорота воды в природе)
«Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады.
А потом вода собирается в реки
И бежит земле обратно –
В океаны, моря, заливы,
Бесконечно, но не безвозвратно»
_______________________________________________________________
СЛАЙД 11 Вопрос: Ребята, расскажите, почему «Океан», назвали «Океаном»?
Ответ: Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. С тех древних времён у людей и осталось это название – «ОКЕАН».
________________________________________________________________
СЛАЙД 12 Вопрос: назовите части Мирового океана?
Ответ: Океаны, моря, заливы проливы.
________________________________________________________________
-
Проверка знаний терминологии по теме с использованием фото-слайдов.
СЛАЙД 13 Учитель: Ребята, теперь будут фото-вопросы, но сначала давайте прочитаем трудные словосочетания.
Учитель: Прочитаем словарь.
-
Омывáемый водóй
-
Вóдное прострáнство
-
Морскúе органúзмы
-
Вдающаяся в сỳшу
-
Сообщáющаяся с океáном
-
Течéние
-
Полуόстров
-
Архипелáг
Учитель: Смотрите внимательно на фотографии и рисунки, слушайте вопросы. (Работа с экраном) Ответы давайте полные.
____________________________________________________________
СЛАЙД 14 Вопрос: Как называется огромный участок суши, со всех сторон омываемый водой?
Ответ: Огромный участок суши, со всех сторон омываемый водой – это материк.
______________________________________________________________
СЛАЙД 15 Вопрос: Как называется единое водное пространство, которое нигде не прерывается.
Ответ: Единое водное пространство, которое нигде не прерывается – это океан.
_______________________________________________________________
СЛАЙД 16 Вопрос: Как называется часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, течениями, морскими организмами?
Ответ: Часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, течениями, морскими организмами – это море.
_______________________________________________________________
СЛАЙД 17 Вопрос: Как называется часть океана, моря, вдающаяся в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном, морем?
Ответ: Часть океана, моря, вдающаяся в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном, морем называется заливом.
_______________________________________________________________
СЛАЙД 18 Вопрос: Как называется узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов?
Ответ: Узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов – это пролив.
________________________________________________________________
СЛАЙД 19 Учитель: Самый длинный - Мозамбикский пролив 1760км. Самый широкий 1120км и глубокий 5249м пролив Дрейка.
_________________________________________________________________
СЛАЙД 20 Вопрос: Как называется сравнительно небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой?
Ответ: Сравнительно небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой – это остров.
________________________________________________________________
СЛАЙД 21 Вопрос: Как называется участок материка или острова, глубоко вдающийся в океан и окружены с трех сторон водой?
Ответ: Участок материка или острова, глубоко вдающийся в океан и окружены с трех сторон водой – это полуостров.
_______________________________________________________________
СЛАЙД 22 Вопрос: Как называется группа островов, лежащих недалеко друг от друга?
Ответ: Группа островов, лежащих недалеко друг от друга – это архипелаг.
_______________________________________________________________
СЛАЙД 23 Учитель: Мы прошли I этап и можем передвинуть нашу лодку на II этап.
-
Практическая работа с картой.
Учитель: II этап называется «Что мы умеем» Это будет практическая работа у географической карты. Мы будем играть в игру «Покажи на карте…»
________________________________________________________________
СЛАЙД 24 Учитель: Прочитаем географические названия, которые будем сегодня показывать на карте. Следите за ударением в словах.
-
Океаны: Тихий, Атлантѝческий, Индѝйский, Сéверный Ледовѝтый.
-
Моря: Средизéмное, Балтѝйское, Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое,
Карѝбское, Бéрингово.
-
Остров Мадагаскáр.
-
Полуóстров Индостáн.
-
Залúв Мексикáнский.
-
Пролúв Бéрингов.
(Учащиеся по желанию выходят к карте и показывают географические объекты, все ученик в классе по очереди задают отвечающему вопросы, начиная свой вопрос словами: «Покажи на карте: океан…, море…., пролив…, залив…, остров…, полуостров…)
_______________________________________________________________
-
Закрепление материала.
СЛАЙД 25 Учитель: Теперь в нашем марафоне будет Информационная пауза.
Рассказ учителя:
Воды океанов обладают определёнными свойствами – это солёность и температура. Солёность определяется количеством граммов соли растворённой в 1 литре воды. Солёность зависит от испарения и от поступления в океан пресной воды. В 1 литре морской воды содержится 35 грамм соли.
Самое солёное море - Красное море содержит 42 грамма соли на 1 литр воды. Самое малосолёное море – Балтийское море в нём всего 11 граммов соли на 1 литр воды. Такое Свойство воды, как температура зависит от нагревания воды солнечными лучами. Самый тёплый океан – Тихий океан. Температура воды на экваторе +27 градусов. Температура воды в полярных морях и глубже 1000 метров составляет +2 -3 градуса.
________________________________________________________________
СЛАЙД 26 На данном слайде показаны фотографии добычи соли в Красном море. Это тяжёлый, но нужный для людей труд. Соль важна для здоровья людей.
_______________________________________________________________
СЛАЙД 27 Учитель: Продолжая наш марафон мы передвигаем лодку к последнему III этапу, на этом этапе мы будем проверять знание и проводить письменное тестирование по теме: «Движéние воды в Океане»
(Ребята получают индивидуальные тесты и выполняют письменное задание.)
Учитель объясняет правило заполнение теста.
-
Прочитай вопрос.
-
Выбери ответ и запиши в таблицу.
-
Напиши напротив номера вопроса – букву правильного ответа. Например:
_______________________________________________________________
СЛАЙД 28 Текст теста на тему: «Движения воды»
ВОПРОСЫ
1. О. Волны, вызванные подводными землетрясениями.
2. К. Движение воды на поверхности океана под действием ветра.
3. Е. Бывают тёплые и холодные.
СЛАЙД 29 4. А. Пенистый водяной вал, образующийся при разрушение волн о берег.
5. Н. Тёплое течение в Западном полушарии.
6. Ы. Особое периодическое движение воды на берегах морей и океанов под действием Луны.
ОТВЕТЫ
1. О. Цунами
2. К. Волны
3. Е. Течения
4. А. Прибой
5. Н. Гольфстрим
6. Ы. Приливы и отливы
_______________________________________________________________
СЛАЙД 30 Учитель: Проверяем результаты тестирование. Ребята, если вы правильно ответили на вопросы, то у вас должно в ответе составляться слово «ОКЕАНЫ»
(учащиеся сдают листочки с тестами)
_________________________________________________________________
СЛАЙД 31 Учитель: Сейчас в нашем уроке ещё одна Информационная пауза. Давайте, ещё раз закрепим знания об особых океанических волнах, которые образуются в результате подводных землетрясений.
Вопрос: Как называются эти волны?
Ответ: Это волны цунами.
_________________________________________________________________
СЛАЙД 32 Учитель: В переводе слово «цунами» означает «волна в заливе» (гавани). Волна Цунами, двигается в океане очень быстро и при приближении к берегу скорость волны уменьшается а высота волны может увеличивается до 30 метров.
________________________________________________________________
СЛАЙД 33 На этом слайде представлены документальные фотографии цунами произошедшего 26 декабря 2004 года у берегов Островов Индонезии. Жертвами этого грозного природного явления стали около 300 тысяч человек.
_______________________________________________________________
СЛАЙД 34 Можно сделать вывод, что Мировой океан это прекрасная, но разрушительная сила и людям надо уважительно относиться к красоте, чистоте и силе природы.
_________________________________________________________________
-
Заключение.
СЛАЙД 35 Учитель: Мы подошли к финишу урока-марафона. Наша лодка дошла до финиша. Давайте подведём итоги.
Вопрос: Вспомните, что такое марафон?
Какой этап марафона стал для вас самым трудным?
Какой этап был самым интересным?
Ребята, как вы думаете, а нас получилось двигаться быстро как
на марафоне?
Ответы ребят:
Вопрос: Какие цели урока мы выполнили (достигли)?
Ответы:
-
Узнали, что такое марафон и научились быстро отвечать на вопросы урока.
-
Мы проверили свои знания о свойствах и составе гидросферы. Повторили строение Мирового океана.
-
Посмотрели слайды с фотографиями морей, океанов, заливов, проливов, островов.
-
Узнали об особенностях солёности воды в морях. Закрепили знания о происхождении волн цунами.
-
Мы показывали на географической карте моря и океаны и отвечали на вопросы проверочного теста.
________________________________________________________________
СЛАЙД 36 Учитель: В конце урока вы должны поставить себе оценку.
(Учитель раздаёт индивидуальные карточки для самооценки работы на уроке)
Ребята, выберите и подпишите одну карточку и сдайте учителю.
Критерии оценки:
Оценка «5»
1.Я отлично знаю материал урока.
2.Я был внимательный и правильно отвечал на все вопросы.
3.Я успевал на уроке-марафоне.
Оценка «4»
1.Я хорошо знаю материал урока.
2.Я был внимательным, но делал маленькие ошибки при ответах на вопросы.
3.Я успевал на уроке-марафоне.
Оценка «3»
1.Я старался учить материал урока.
2.Я отвлекался и делал ошибки при ответах на вопросы.
3.Мне было трудно успевать на уроке-марафоне.
(Учащиеся подписывают карточку и сдают учителю. В последствии по этим карточкам будут выставлены оценки в журнал.)
_______________________________________________________________
СЛАЙД 37 Учитель: Сегодня был урок обобщение и повторение, поэтому домашнего задания я не задаю.
На этом наш урок-марафон подошёл к концу. Урок окончен. До свидания.
Литература:
-
Герасимова Т.П., География. Начальный курс. 6 класс. - Москва Дрофа 2000г.
-
Сиротин В.И.. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2009.
-
Шатных А.В.. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2009.
4. Элькин Г.Н. «Физическая география» справочно-информационные материалы к урокам 6 класса Санкт-Петербург «Паритет» 2003
-
Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. – 2-е изд., испр. – М.:Глобус, 2010.-244 с.- (Современная школа).
-
Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы: Метод. пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Дрофа, 1997. – 192 с.: ил.
-
Учебное электронное издание. 1-С География. Начальный курс географии. Мультимедиа учебник по географии для уч-ся 6 классов образовательных учебных заведений. Авторы учебного материала Петрова Н.Н.
Интернет-ресурсы:
-
http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
-
http://geographer.ru – Географический портал.
-
http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»