Конспект занятия по ознакомлению детей с удмуртской литературой через тестопластику "На встречу солнечным лучам"
Краткое описание
Познакомить детей с новым произведением удмуртского автора Алексея Демьянова «Навстречу солнечным лучам» и удмуртской поговоркой. Пополнять и расширять знания детей об окружающем нас мире. Развитие внимания, речи, познавательной активности детей.Научить детей лепить бабочку из соленого теста.Совершенствовать навыки украшения готового изделия – развитие воображения. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе. Познакомить с мерами безопасности в лесу.
Описание
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №45 «Журавушка»
Конспект кружковой деятельности «Сказки Дядюшки Воршуда». Тема занятия: «Навстречу солнечным лучам».
Составитель: воспитатель Марьина Людмила Васильевна
г. Глазов
Введение.
В настоящее время стала очевидной необходимость восстановления утраченных связей современного человека с исторической культурой своего народа. Одна из главных задач педагога сегодня – привить детям как можно раньше понимание непрерывности развития культуры народа, осознание преемственности поколений. При составлении плана кружковой деятельности нами была поставлена задача формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Для достижения поставленной задачи необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты удмуртского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Так же мы считаем, что включение произведений удмуртских авторов обогащает и расширяет представление детей о родной республике.
Новизна.
Знакомство детей дошкольного возраста с удмуртскими произведениями устного народного творчества, и с произведениями удмуртских авторов. Одним из способов поддержание интереса у детей дошкольного возраста к литературе – является изготовление игрушек (героев произведений) из теста – тестопластика.
Тип занятия: Ознакомление с новым материалом.
Цели:
Познакомить детей с новым произведением удмуртского автора Алексея Демьянова «Навстречу солнечным лучам» и удмуртской поговоркой.
Задачи:
— Пополнять и расширять знания детей об окружающем нас мире.
-Развитие внимания, речи, познавательной активности детей.
— Научить детей лепить бабочку из соленого теста.
— Совершенствовать навыки украшения готового изделия – развитие воображения.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
— Познакомить с мерами безопасности в лесу.
Используемые педагогические технологии – методы и приемы:
Словесный метод: рассказ воспитателя.
Наглядный метод: рассматривание фото – выставки.
Творческая деятельность детей.
Образовательные области ФЭМП:
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
Социализация
Коммуникация
Познание
Безопасность
Музыка
Предварительная работа:
— беседа, рассматривание бабочек Удмуртии.
— рисование детьми и родителями цветов – первоцветов Удмуртии.
Материал:
Иллюстрации цветов – первоцветов, бабочки – крапивницы, фото А. Демьянова, текст — произведения, соленое тесто (нескольких цветов), стеки, вода, кисточки, бисер, пайетки, скалки, трафареты, проволока, доска – «полянка», фотоопарат.
Литература:
-Родной земли просторы. Хрестоматия по фольклору и литературе Удмуртии 1-4 классы. Ижевск — 2004г.
- И.А. Лыкова Букашки на лугу. Лепка из пластилина. Технологические карты. г.Москва.
— Н.В. Гурина Как появляется бабочка. ООО «Издательство «Фламинго» Москва – 2009г.
— Интернет.
«Навстречу солнечным лучам»
Дети и воспитатель здороваются с гостями заходят в ту часть групповой комнат, где находиться «удмуртский дом» и рассаживаются на стульчиках.
В. — Ребята, присаживайтесь на стульчики. Давайте посмотрим, какой сегодня сюрприз приготовил нам и нашим гостям Дядюшка Воршуд.
На печи лежит большой конверт на конверте надпись «Ребятам 11 группы от Дядюшки Воршуда».
В. — Посмотрите какой красивый конверт. Кто прочтет, что тут написано?
О.Д.- «Ребятам 11 группы от Дядюшки Воршуда».
В. -Посмотрим, что же там внутри. (Воспитатель достает лист, на котором написана удмуртская поговорка)
В.- (читает) Удмуртская поговорка: «Весенний день все оживит».
В.- Ребята как вы понимаете эту удмуртскую поговорку?
О.Д.- (Весной все просыпается после зимней спячки.)
В. — Молодцы ребята, правильно, после долгой и холодной зимы приходит весна, и все оживает, просыпается после долгого зимнего сна:
-бегут ручьи и речки,
-просыпаются растения: на деревьях появляются почки, распускаются первоцветы,
-просыпаются животные от зимней спячки,
— вылетают и выползают погреться на солнышке насекомые из своих зимних убежищ.
В. -Что же еще приготовил нам Дядюшка Воршуд?
(Воспитатель заглядывает и достает из конверта иллюстрацию бабочки — крапивницы.)
В.- Посмотрите какая красивая бабочка, как вы думаете, как она называется?
О.Д.- (Дети перечисляют известных им бабочек.)
В. — Эта бабочка называется — бабочка — крапивница. Здесь еще, есть рассказ про неё. Хотите послушать?
О.Д. -Да
В. — Написал этот рассказ: удмуртский писатель Антон Илларионович Демьянов, называется он — «Навстречу солнечным лучам». (Показать детям фотографию писателя.)
(Чтение рассказа.)
В. Понравился ли вам рассказ? А вы внимательно слушали?
— Как называется бабочка?
— Как бабочка находит пищу?
— Пыльцой, каких растений угостилась бабочка?
— Все ли растения безопасны для людей?
— Где прячется бабочка холодной ночью?
В. — Молодцы! Внимательно слушали рассказ, я приглашаю вас посмотреть выставку рисунков, которая называется «Первоцветы». Её делали ребята нашей группы вместе с родителями.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает выставку рисунков, обращая внимание на наиболее неизвестные детям растения.
В. — Ребята, я предлагаю вам отправиться на лесную полянку и найти там цветы — первоцветы.
(Дети и воспитатель переходят на «полянку» где лежат листочки, с другой стороны которых закреплены цветы — первоцветы).
В. — Ребята послушайте задание: здесь на полянке под листочками спрятались цветы, вам нужно найти и перевернуть только цветы — первоцветы, а остальные оставить не перевернутыми, еще не пришло их время.
(Дети выполняют задание, воспитатель незаметно для них, «садит», на один из цветков бабочку.)
В. — Ребята посмотрите, кто прилетел к нам на полянку?
( Воспитатель с детьми рассматривает бабочку)
В. Ребята, скажите, а можно ли рвать цветы в лесу, особенно первоцветы?
О.Д. – (Нет, нельзя, потому что первым насекомым нечем будет питаться.)
В. – Ребята посмотрите, какая красивая весенняя полянка получилась, сколько первоцветов на ней распустилось, летает наша бабочка одна –одинешенька, скучно ей.
О.Д. – (Надо ей подружек позвать.)
В. – Мы с вами их можем сделать из соленого теста, вы согласны?
О.Д. – Да.
В. — Ребята недавно, мы с вами рассматривали бабочек, кто помнит, как они называются?
О.Д. – (Дети перечисляют названия бабочек им известные.)
В. – Какого цвета крылья у бабочек бывают?
О.Д. – Они бывают разного цвета с разноцветным рисунком.
В. — Посмотрите, я уже приготовила соленое тесто разных цветов, а для украшения: бисер, пайетки. Присаживайтесь за столы. Прежде чем начать делать бабочек надо вспомнить, что еще кроме красивых крыльев есть у бабочки?
О.Д. — Голова, тело, глаза, усики, крылья, лапки.
В. — (Воспитатель проговаривает и показывает порядок выполнения работы) Тело и голову бабочки будем делать из черного теста, голова имеет круглую форму небольшого размера. Тело бабочки имеет форму — «колбаски», большего размера, чем голова. Скрепляем их водой. Усики — это проволока и на конце маленькие бусинки из соленого теста. Лапки у бабочки тоненькие и делать мы их будем тоже из проволоки — втыкаем в тельце — с одной стороны 3 лапки и с другой стороны 3 лапки. Что б крылья у бабочки получились одинаковые можно использовать трафарет. Берем цветное тесто, раскатываем его скалкой и прикладываем трафарет, а теперь стекой вырезаем. Переворачиваем трафарет и вырезаем второе крыло. Что б закрепить крылья к тельцу клеем ПВА, бабочка готова — осталось только ее украсить.
(Дети выполняют работу, воспитатель помогает по мере необходимости.)
В. — Уже готовых бабочек мы посадим на цветочки, а цветочки на полянку, солнышко подсушит наших бабочек, и с ними можно будет играть. Посмотрите, какая красивая полянка получилась.
В. – Ребята, давайте еще раз вспомним, как же зовут самую первую весеннюю бабочку?
О.Д. — Первую, весеннюю бабочку зовут — бабочка — крапивница.
В. — Чем она питается в апреле?
О.Д. — В апреле бабочка питается пыльцой цветов — первоцветов.
В.- Ребята, запомните, нельзя трогать растения которые вы не знаете, они могут быть опасны.
В. — Ребята, вам понравился рассказ, который прислал нам Дядюшка Воршуд?
О. Д. –Да.
В.- Тогда нужно поблагодарить его, я предлагаю сфотографироваться около нашей красивой полянки и отправить фото Дядюшке Воршуду, вот он обрадуется.
В. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
О.Д. До свидание.
Навстречу солнечным лучам
Раньше всех в апреле, вылетает на дневной свет после долгого зимнего сна бабочка – крапивница. Похожая на пёстрый жаркий цветок, порхает она с проталинки на проталинку: вокруг ещё много снеговых сугробов и холода. Только на опушке леса, по обочинам дорог да на пригорках в поле есть места, где может отдохнуть эта отважная бабочка, — там она погреется на солнышке и немного перекусит сладким цветочным нектаром и пыльцой. Но не выросли еще на лугу желтые блестящие лютики, нет там в помине ромашек и колокольчиков, а клевер едва проглянул первыми круглыми листочками… Где отыщет себе пищу самая ранняя бабочка?
Вот присела она на сухой, нагретый солнцем лист, слегка шевелит крылышками, поводит в сторону усиками и ждет, когда же легкий ветерок позовет её:
— Лети, обед готов…
Да-да, бабочка ведь пищу не глазами, а по запаху находит, у неё очень тонкое чутьё. И тогда летит она к северному склону какого- нибудь лесного оврага (с этого склона снег сошел, и оттуда донеся заманчивый аромат). Смотрит крапивница6 растут на краю оврага кустики, листьев на них ещё нет, а вот мелкие розоватые цветки, очень похожие на сирень, уже развернулись. Нет, это вовсе не сирень, хотя и близкий ее родственник. Кустики называются волчьим лыком. Это очень опасное, ядовитое растение, и людям лучше его не трогать. А бабочка способна высасывать цветочный нектар волчье лыка без всякого вреда для себя.
Мало пищи оказалось для неё в этих цветах – летит она отыскивать другие. Вон на глинистом откосе желтеют соцветия мать-и-мачехи. А в мелколесье медуница распустилась, и на каждом её растении живут лепестки и бутоны целых трех цветов: розовые, лиловые, синие. Да еще раскрылись серебристые пуховые сережки на осине, лесной орех-лещина цветет. Нет, не погибнет от голода бабочка-крапивница даже в самые ранние дни весны. Пока светит солнце, летает она, радуется теплу и солнцу. А к ночи. Когда станет холодно и темно, заберется она под опавший листок или щель в коре дерева отыщет, укроется там и уснет до нового весеннего дня. Храбрая бабочка-крапивница…
Конспект кружковой деятельности «Сказки Дядюшки Воршуда». Тема занятия: «Навстречу солнечным лучам».
Составитель: воспитатель Марьина Людмила Васильевна
г. Глазов
Введение.
В настоящее время стала очевидной необходимость восстановления утраченных связей современного человека с исторической культурой своего народа. Одна из главных задач педагога сегодня – привить детям как можно раньше понимание непрерывности развития культуры народа, осознание преемственности поколений. При составлении плана кружковой деятельности нами была поставлена задача формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Для достижения поставленной задачи необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты удмуртского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Так же мы считаем, что включение произведений удмуртских авторов обогащает и расширяет представление детей о родной республике.
Новизна.
Знакомство детей дошкольного возраста с удмуртскими произведениями устного народного творчества, и с произведениями удмуртских авторов. Одним из способов поддержание интереса у детей дошкольного возраста к литературе – является изготовление игрушек (героев произведений) из теста – тестопластика.
Тип занятия: Ознакомление с новым материалом.
Цели:
Познакомить детей с новым произведением удмуртского автора Алексея Демьянова «Навстречу солнечным лучам» и удмуртской поговоркой.
Задачи:
— Пополнять и расширять знания детей об окружающем нас мире.
-Развитие внимания, речи, познавательной активности детей.
— Научить детей лепить бабочку из соленого теста.
— Совершенствовать навыки украшения готового изделия – развитие воображения.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
— Познакомить с мерами безопасности в лесу.
Используемые педагогические технологии – методы и приемы:
Словесный метод: рассказ воспитателя.
Наглядный метод: рассматривание фото – выставки.
Творческая деятельность детей.
Образовательные области ФЭМП:
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
Социализация
Коммуникация
Познание
Безопасность
Музыка
Предварительная работа:
— беседа, рассматривание бабочек Удмуртии.
— рисование детьми и родителями цветов – первоцветов Удмуртии.
Материал:
Иллюстрации цветов – первоцветов, бабочки – крапивницы, фото А. Демьянова, текст — произведения, соленое тесто (нескольких цветов), стеки, вода, кисточки, бисер, пайетки, скалки, трафареты, проволока, доска – «полянка», фотоопарат.
Литература:
-Родной земли просторы. Хрестоматия по фольклору и литературе Удмуртии 1-4 классы. Ижевск — 2004г.
- И.А. Лыкова Букашки на лугу. Лепка из пластилина. Технологические карты. г.Москва.
— Н.В. Гурина Как появляется бабочка. ООО «Издательство «Фламинго» Москва – 2009г.
— Интернет.
«Навстречу солнечным лучам»
Дети и воспитатель здороваются с гостями заходят в ту часть групповой комнат, где находиться «удмуртский дом» и рассаживаются на стульчиках.
В. — Ребята, присаживайтесь на стульчики. Давайте посмотрим, какой сегодня сюрприз приготовил нам и нашим гостям Дядюшка Воршуд.
На печи лежит большой конверт на конверте надпись «Ребятам 11 группы от Дядюшки Воршуда».
В. — Посмотрите какой красивый конверт. Кто прочтет, что тут написано?
О.Д.- «Ребятам 11 группы от Дядюшки Воршуда».
В. -Посмотрим, что же там внутри. (Воспитатель достает лист, на котором написана удмуртская поговорка)
В.- (читает) Удмуртская поговорка: «Весенний день все оживит».
В.- Ребята как вы понимаете эту удмуртскую поговорку?
О.Д.- (Весной все просыпается после зимней спячки.)
В. — Молодцы ребята, правильно, после долгой и холодной зимы приходит весна, и все оживает, просыпается после долгого зимнего сна:
-бегут ручьи и речки,
-просыпаются растения: на деревьях появляются почки, распускаются первоцветы,
-просыпаются животные от зимней спячки,
— вылетают и выползают погреться на солнышке насекомые из своих зимних убежищ.
В. -Что же еще приготовил нам Дядюшка Воршуд?
(Воспитатель заглядывает и достает из конверта иллюстрацию бабочки — крапивницы.)
В.- Посмотрите какая красивая бабочка, как вы думаете, как она называется?
О.Д.- (Дети перечисляют известных им бабочек.)
В. — Эта бабочка называется — бабочка — крапивница. Здесь еще, есть рассказ про неё. Хотите послушать?
О.Д. -Да
В. — Написал этот рассказ: удмуртский писатель Антон Илларионович Демьянов, называется он — «Навстречу солнечным лучам». (Показать детям фотографию писателя.)
(Чтение рассказа.)
В. Понравился ли вам рассказ? А вы внимательно слушали?
— Как называется бабочка?
— Как бабочка находит пищу?
— Пыльцой, каких растений угостилась бабочка?
— Все ли растения безопасны для людей?
— Где прячется бабочка холодной ночью?
В. — Молодцы! Внимательно слушали рассказ, я приглашаю вас посмотреть выставку рисунков, которая называется «Первоцветы». Её делали ребята нашей группы вместе с родителями.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает выставку рисунков, обращая внимание на наиболее неизвестные детям растения.
В. — Ребята, я предлагаю вам отправиться на лесную полянку и найти там цветы — первоцветы.
(Дети и воспитатель переходят на «полянку» где лежат листочки, с другой стороны которых закреплены цветы — первоцветы).
В. — Ребята послушайте задание: здесь на полянке под листочками спрятались цветы, вам нужно найти и перевернуть только цветы — первоцветы, а остальные оставить не перевернутыми, еще не пришло их время.
(Дети выполняют задание, воспитатель незаметно для них, «садит», на один из цветков бабочку.)
В. — Ребята посмотрите, кто прилетел к нам на полянку?
( Воспитатель с детьми рассматривает бабочку)
В. Ребята, скажите, а можно ли рвать цветы в лесу, особенно первоцветы?
О.Д. – (Нет, нельзя, потому что первым насекомым нечем будет питаться.)
В. – Ребята посмотрите, какая красивая весенняя полянка получилась, сколько первоцветов на ней распустилось, летает наша бабочка одна –одинешенька, скучно ей.
О.Д. – (Надо ей подружек позвать.)
В. – Мы с вами их можем сделать из соленого теста, вы согласны?
О.Д. – Да.
В. — Ребята недавно, мы с вами рассматривали бабочек, кто помнит, как они называются?
О.Д. – (Дети перечисляют названия бабочек им известные.)
В. – Какого цвета крылья у бабочек бывают?
О.Д. – Они бывают разного цвета с разноцветным рисунком.
В. — Посмотрите, я уже приготовила соленое тесто разных цветов, а для украшения: бисер, пайетки. Присаживайтесь за столы. Прежде чем начать делать бабочек надо вспомнить, что еще кроме красивых крыльев есть у бабочки?
О.Д. — Голова, тело, глаза, усики, крылья, лапки.
В. — (Воспитатель проговаривает и показывает порядок выполнения работы) Тело и голову бабочки будем делать из черного теста, голова имеет круглую форму небольшого размера. Тело бабочки имеет форму — «колбаски», большего размера, чем голова. Скрепляем их водой. Усики — это проволока и на конце маленькие бусинки из соленого теста. Лапки у бабочки тоненькие и делать мы их будем тоже из проволоки — втыкаем в тельце — с одной стороны 3 лапки и с другой стороны 3 лапки. Что б крылья у бабочки получились одинаковые можно использовать трафарет. Берем цветное тесто, раскатываем его скалкой и прикладываем трафарет, а теперь стекой вырезаем. Переворачиваем трафарет и вырезаем второе крыло. Что б закрепить крылья к тельцу клеем ПВА, бабочка готова — осталось только ее украсить.
(Дети выполняют работу, воспитатель помогает по мере необходимости.)
В. — Уже готовых бабочек мы посадим на цветочки, а цветочки на полянку, солнышко подсушит наших бабочек, и с ними можно будет играть. Посмотрите, какая красивая полянка получилась.
В. – Ребята, давайте еще раз вспомним, как же зовут самую первую весеннюю бабочку?
О.Д. — Первую, весеннюю бабочку зовут — бабочка — крапивница.
В. — Чем она питается в апреле?
О.Д. — В апреле бабочка питается пыльцой цветов — первоцветов.
В.- Ребята, запомните, нельзя трогать растения которые вы не знаете, они могут быть опасны.
В. — Ребята, вам понравился рассказ, который прислал нам Дядюшка Воршуд?
О. Д. –Да.
В.- Тогда нужно поблагодарить его, я предлагаю сфотографироваться около нашей красивой полянки и отправить фото Дядюшке Воршуду, вот он обрадуется.
В. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
О.Д. До свидание.
Навстречу солнечным лучам
Раньше всех в апреле, вылетает на дневной свет после долгого зимнего сна бабочка – крапивница. Похожая на пёстрый жаркий цветок, порхает она с проталинки на проталинку: вокруг ещё много снеговых сугробов и холода. Только на опушке леса, по обочинам дорог да на пригорках в поле есть места, где может отдохнуть эта отважная бабочка, — там она погреется на солнышке и немного перекусит сладким цветочным нектаром и пыльцой. Но не выросли еще на лугу желтые блестящие лютики, нет там в помине ромашек и колокольчиков, а клевер едва проглянул первыми круглыми листочками… Где отыщет себе пищу самая ранняя бабочка?
Вот присела она на сухой, нагретый солнцем лист, слегка шевелит крылышками, поводит в сторону усиками и ждет, когда же легкий ветерок позовет её:
— Лети, обед готов…
Да-да, бабочка ведь пищу не глазами, а по запаху находит, у неё очень тонкое чутьё. И тогда летит она к северному склону какого- нибудь лесного оврага (с этого склона снег сошел, и оттуда донеся заманчивый аромат). Смотрит крапивница6 растут на краю оврага кустики, листьев на них ещё нет, а вот мелкие розоватые цветки, очень похожие на сирень, уже развернулись. Нет, это вовсе не сирень, хотя и близкий ее родственник. Кустики называются волчьим лыком. Это очень опасное, ядовитое растение, и людям лучше его не трогать. А бабочка способна высасывать цветочный нектар волчье лыка без всякого вреда для себя.
Мало пищи оказалось для неё в этих цветах – летит она отыскивать другие. Вон на глинистом откосе желтеют соцветия мать-и-мачехи. А в мелколесье медуница распустилась, и на каждом её растении живут лепестки и бутоны целых трех цветов: розовые, лиловые, синие. Да еще раскрылись серебристые пуховые сережки на осине, лесной орех-лещина цветет. Нет, не погибнет от голода бабочка-крапивница даже в самые ранние дни весны. Пока светит солнце, летает она, радуется теплу и солнцу. А к ночи. Когда станет холодно и темно, заберется она под опавший листок или щель в коре дерева отыщет, укроется там и уснет до нового весеннего дня. Храбрая бабочка-крапивница…
Размещено в
разделе:
Дошкольное образование
Воспитатель
Конспекты занятий, сценарии мероприятий
Для всех программ
Старшая группа
02 октября 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»