Программа факультативного курса «Юный исследователь» для 2-4 классов
Краткое описание
Формирование учебно-исследовательской деятельности младшего школьника.
Описание
Программа факультативного курса «Юный исследователь» для 2-4 классов
Автор: Сарнецкая Людмила Михайловна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №26», г.Зима, Иркутской области
Пояснительная записка Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе, несмотря на младший школьный возраст. А на уроках такая возможность есть не всегда. В связи с этим у учителя начальных классов возникает задача – найти возможности поощрять творческие проявления учащихся, стремление к исследовательской деятельности. Помочь учащимся увидеть смысл их творческой деятельности и реализовать собственные таланты и возможности. Решить данную задачу можно на занятиях курса «Юный исследователь». Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование должно быть посильным, интересным и полезным. Программа факультативного курса «Юный исследователь» разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствование личности младшего школьника через организацию учебно-исследовательской деятельности. Задачи
· Создание условий для формирования исследовательских умений младших школьников.
· Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
· Обучение детей младшего школьного возраста специальным приёмам и методам, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
· Формирование познавательных мотивов, новых для учащихся знаний или способов деятельности.
· Развитие научной речи.
Актуальность содержания программы
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Потребность детей в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому одной из задач современного образования является необходимость подготовки ребенка к исследовательской деятельности, формированию социально-активной жизненной позиции. Основной ожидаемый результат курса — это развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала. В реализации программы используется рабочая тетрадь «Я — исследователь». Автор: А.И.Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
Уровни усвоения программы
Первый уровень – «иметь представление»
Учащиеся должны иметь представление:
В 1классеотдельных занятий посвященных исследовательской деятельности, не проводится. Пропедевтическая работа ведется следующими средствами:
-проблемным, частично – поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;
-уроком- исследованием;
-кратковременными исследованиями-наблюдениями с описанием.
В 1 классена уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, естествознания.
Во 2 классепроводятся специальные занятия по исследовательской деятельности- 1 час в неделю, где систематично, целенаправленно формируются исследовательские умения у учащихся. Работа осуществляется по следующим направлениям:
-знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности;
-осуществление коллективных исследований по определенному плану по различным темам;
— использование на уроках проблемного и поискового методов.
Занятия проводятся, соблюдая принцип добровольности. Работа ведется с помощью рабочей тетради «Я – исследователь», где подробно описан каждый шаг на пути собственного исследования.
В 3 классе проводятся теоретические и практические занятия по исследовательской деятельности, на которых учащиеся знакомятся с теорией исследования, структурой, методами исследований;
-проводятся коллективные исследования на заданную тему;
-осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений;
— обсуждение на занятиях хода исследования, учителем оказывается консультативная помощь.
В 4 классеобобщаются полученные знания в исследовательской области. Учащиеся самостоятельно осуществляют исследовательскую работу по выбранной теме, используют различные пути поиска информации, методы исследований, аргументируют сказанное,
представляют результаты исследования.
Разделы программы Программа рассчитана на 3 года, для учащихся вторых, третьих и четвертых классов. Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю. Общий объем занятий по программе 34 часа в год. Учитывая возрастные особенности детей, учебно-исследовательская деятельность требует поэтапной системы реализации. Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы: «Тренинг», «Исследовательская практика», «Мониторинг». Подпрограмма «Тренинг» включает занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска. При реализации подпрограммы у учащихся развиваются исследовательские способности, они овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: Подпрограмма «Исследовательская практика» включает занятия попроведению учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Подпрограмма «Исследовательская практика» выступает в качестве основной, центральной. Степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска возрастает постепенно. Подпрограмма «Мониторинг» включает занятия по содержанию и организации мероприятий, необходимых для управления процессом исследования и решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.) Занятия способствуют освоению практики составления презентаций, овладению умениями аргументировать, доказывать собственные суждения.
Календарно — тематический план
Второй класс
Подпрограмма « Тренинг»
Общий объём тренинговых занятий во втором классе – 11 часов.
Подпрограмма « Исследовательская практика» Общий объем занятий — 16 часов.
№
Темы занятий
Количество часов
1.
Как выбрать тему собственного исследования
1
2
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований по теме «Кактусы» 2.1. Формулирование цели, задач, гипотез по данной теме. 2.2. Подбор необходимой литературы. Ознакомление с литературой по теме исследования. 2.3.Способы обработки полученной информации.
3
3.
Коллективные игры-исследования 3.1.«Разные бывают кактусы» (ребусы, шарады, загадки) 3.2.«Польза кактусов» ( игра-путешествие на родину кактусов)
2
4.
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Кактусы» 4.1.Знакомство с методами и предметами исследования. 4.2.Обучение приёмам и методам исследования 4.3.Анализ прочитанной литературы. 4.4.Исследование объектов. 4.5.Проведение эксперимента «Влияние степени увлажнения на жизнеспособность кактусов». 4.6.Проведение эксперимента «Влияние освещенности на жизнеспособность кактусов».
6
5.
Семинар на тему «Как представлять результаты исследований» 5.1. Результаты собственных изысканий 5.2.Предварительная защита собственных работ.
2
6.
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Кактусы» Подготовка работ к публичной защите. 6.1. Структура научно-исследовательской работы. 6.2.Правила оформления исследовательской работы.
2
Подпрограмма « Мониторинг» Общий объем занятий -7 часов.
Содержание программы Подпрограмма «Тренинг» Научные исследования и наша жизнь Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Методы исследования Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (наблюдение, эксперимент и др.) Наблюдение и наблюдательность- основа любого исследования Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Эксперимент – познание в действии Практическое занятие – что мы знаем об экспериментировании. Как узнавать новое с помощью экспериментов. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.) Планирование и проведение наблюдений и экспериментов Практическая работа – планируем и проводим собственные эксперименты. Основные логические операции Практическая работа – учимся давать определения понятиям, проводить анализ, синтез материала, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Гипотезы и способы их конструирования Какими бывают гипотезы. Как подтвердить, или опровергнуть гипотезу. Суждения, умозаключения, выводы – формы логического мышления Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практическое занятие по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения. Ассоциации и аналогии – приёмы творческого воображения Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявления уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Искусство делать сообщения Практическая работа по планированию сообщения о своем исследовании. Умение выделять главное и второстепенное. Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т. п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т. п. Подпрограмма «Исследовательская практика» Как выбрать тему собственного исследования Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований (3часа) Работа в тетради «Я-исследователь». Организация исследовательской работы по теме: «Кактусы» Коллективные игры-исследования (2 часа) Знакомство с разновидностями кактусов. Использование ребусов, шарад, загадок на развитие творческих способностей. Игра-путешествие на родину кактусов, для изучения пользы кактусов. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Кактусы»(6часов) Знакомство учащихся с методами и предметами исследования. Обучение приемам и методам исследования. Анализирование прочитанной литературы. Исследование кактусов. Проведение экспериментов: «Влияние степени влажности на жизнеспособность кактусов», «Влияние освещенности на жизнеспособность кактусов». Семинар на тему «Как представлять результаты исследований» (2часа) Представление результатов собственных изысканий и предварительная защита собственных работ. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований (2 часа) Подготовка детских работ к публичной защите. Подпрограмма «Мониторинг» Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся по теме «Мир лошадей» (3часа) Круглый стол по итогам проведенных исследований. Демонстрация результатов исследований (2 часа) Подготовка собственных работ к защите по теме «Мой домашний любимец» (2часа) Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада. Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов по теме: «Как вырастить цветок» (2часа) Конкурсная защита по номинациям. Анализ исследовательской деятельности. Третий класс. Подпрограмма «Тренинг» Общий объем занятий-6 часов.
Подпрограмма «Исследовательская практика» Общий объем занятий – 20 часов.
Подпрограмма «Мониторинг» Общий объем часов – 8. Из них 2 часа отводятся на коллективную работу – присутствие на защитах других ребят. 3 часа на индивидуальную подготовку к защите и 3 часа на защиту исследований..
Содержание программы
Подпрограмма «Тренинг» Наблюдение и экспериментирование в природе Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания на экскурсии. Методы исследования в различных областях науки Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Наблюдение и наблюдательность с использованием приборов: телескоп, бинокль, микроскоп и др. Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Практическая работа с приборами, созданными для наблюдения (телескоп, бинокли, микроскопы и др.) Практические задания по развитию наблюдательности. Совершенствование техники экспериментирования Коллективная беседа «Как выбрать технику эксперимента». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в классе. Практическое занятие «Проведение экспериментов». Практическое занятие на тему «Умение выделять главное» Планирование сообщения о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов. Семинар «Как подготовиться к защите исследовательской работы» Представление результатов собственных изысканий и предварительная защита собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Конструирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подпрограмма «Исследовательская практика» Определение проблемы и выбор темы собственного исследования (2часа) Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований по теме: «Польза дождевого червя». Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» по теме «Витамины на грядке» (3 часа)
Работа в тетради «Я-исследователь», в библиотеке.
Коллективные игры – исследования (2часа)
Использование загадок для знакомства с разнообразием овощей и ягод. Игра «Сказочный герой Поисковичок».
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» по теме «Витамины на грядке» (2 часа)
Индивидуальная работа с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.
Проведение социального опроса по исследуемой проблеме. Исследование объектов.
Семинар «Учимся представлять результаты исследований»(2 часа)
Представление результатов собственных изысканий и проведение предварительной защиты собственных работ. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Химия рядом с нами» (9 часов) Подготовка детских работ к публичной защите. Подпрограмма «Мониторинг» Общий объем часов – 8. Из них 2часа отводятся на коллективную работу – присутствие на защитах других ребят. 3 часа на индивидуальную подготовку к защите и 3 часа на защиту. Подготовка собственных работ к защите (3 часа) Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся по теме «Собака – друг человека» (2часа) Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах. Беседа, высказывание собственных суждений. Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов (3часа) Подготовка к НПК. Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. Четвёртый класс Подпрограмма «Тренинг» Общий объем занятий – 8 часов.
Подпрограмма «Исследовательская практика» Общий объём занятий – 20 часов.
№
Темы занятий
Количество часов
1.
Определение проблем и выбор темы собственного исследования по теме «Из чего состоит человек» 1.1.Целеполагание, выдвижение гипотез. Определение предмета и объекта исследования. 1.2.Планирование работы. Выбор методов исследования.
2
2.
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований по темам: «История моего города», «История моего дома», «История моей семьи». 2.1.Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по темам исследования. 2.2.Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по темам исследования. 2.3.Ознакомление с литературой по данной проблематике. 2.4.Анализ собранного материала по темам исследований.
4
3.
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Наша классная комната»
3.1.Обработка полученной информации о температурном режиме в классной комнате.
3.2. Обработка полученной информации об освещенности, чистоте помещения.
3.3.Проведение социального опроса о том, что нужно делать для поддержания чистоты в классе.
3.4. Проведение социального опроса, интервьюирования на тему «Влияние цветовой гаммы на самочувствие и настроение».
4
4.
Семинар на тему «Научная организация труда – одна из возможностей улучшения учебной деятельности»
4.1.Опрос учителей, учеников и родителей о проблеме неуспешной учёбы
4.2.Обработка полученной информации
4.3.Результаты собственных изысканий по теме «Как стать отличником»
4.2.Предварительная защита работ по данной теме.
4
5.
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Лекарственные растения» 5.1.Опытно-экспериментальная работа по выявлению лечебных свойств растений. 5.2. Опытно-экспериментальная работа по сохранению лечебных свойств растений при их засушке. 5.3.Обработка и анализ всех полученных данных по теме исследования (гербарий растений). 5.4.Обработка и анализ всех полученных данных по теме исследования (брошюра с рекомендациями) 5.5.Составление текста доклада для выступления. 5.6 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
6
Подпрограмма «Мониторинг» Общий объем часов – 6. Из них 2 часа отводятся на коллективную работу – присутствие на защитах других ребят. 2 часа на индивидуальную подготовку к защите и 2 часа на защиту.
№
Темы занятий
Количество часов
1.
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся по теме «Солнечная система» 1.1.Круглый стол по итогам проведенных исследований. Высказывание собственных суждений. 1.2. Демонстрация результатов проведенных исследований. Вопросы авторам. Высказывание собственных суждений.
2
2.
Индивидуальная работа с учащимися. 2.1.Эмперические исследования на тему «Умственные способности кошки». 2.2.Фантастические исследования на тему «Жилой дом будущего»
2
3.
«Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов» 3.1.Выступление на школьной НПК. 3.2.Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.
2
Содержание программы Подпрограмма «Тренинг» Культура мышления Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов. Научная теория. От мифов к фактам «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория. Каким бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа – известные, но не доказанные гипотезы. Научное прогнозирование Практическое занятие по определению разницы между прогнозом и предсказанием. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования ( экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.) Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования при проведении опытов по определению плавучести предметов. Коллективная беседа — как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие – проведение наблюдений и экспериментов. Искусство задавать вопросы и отвечать на них Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы» Ассоциации и аналогии Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявления уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения на основе наблюдений. Умение выявлять проблемы Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблему». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа – проектирование и исследование. Подпрограмма «Исследовательская практика» Определение проблем и выбор темы собственного исследования тема «Из чего состоит человек» (2 часа) Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований тема «История моего города» (4 часа) Работа в тетради «Я-исследователь». Работа в библиотеке с каталогами.Ознакомление с литературой по данной проблематике. Анализ собранного материала по темам исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований на тему «Наша классная комната»(4 часа)
Индивидуальная работа с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Обработка полученной информации по исследуемой проблеме.Проведение социального опроса, интервьюирования.
Семинар « Научная организация труда — одна из возможностей улучшения учебной деятельности» (4 часа)
Проведение опроса учителей, учеников и родителей по проблеме неуспешной учёбы некоторых учеников. На занятиях желающие представят результаты собственных изысканий по теме: «Как стать отличником». Проведение предварительной защиты собственных работ.
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований (6 часов) Подготовка детских работ к публичной защите. Подпрограмма «Мониторинг» Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся (2часа) Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. Индивидуальная работа с учащимися (2 часа) Индивидуальная работа с учащимися. Проведение эмпирического исследования на тему «Умственные способности кошки» и фантастического исследования на тему: «Жилой дом будущего». Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов (2часа) Участие предполагает: доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы а
Список литературыдля учителя:
Список литературы для учащихся.
1. Детская энциклопедия «Хочу всё знать» Издательство АСТ <metricconverter productid=«2000 г» w:st=«on»>2000 г.
2. Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём» Филологическое общество «СЛОВО»1999г.
3. «Мир загадочного» Детская энциклопедия 2002г. Издательство АСТ <metricconverter productid=«2000 г» w:st=«on»>2000 г.
4. «И тут появился изобретатель…» Москва «Детская литература» 1999г.
5. «Почему?» книга-игра «АСТ-ПРЕСС» 1998г.
6. Большая Серия Знаний «Бионика» Мир Книги Москва 2002г.
7. Большая Серия Знаний «Чудеса света» Мир Книги Москва <metricconverter productid=«2004 г» w:st=«on»>2004 г.
8. География, «Росмэн», энциклопедия Москва 1997г.
9. Мир дикой природы «Моря и океаны» «Росмэн» <metricconverter productid=«1999 г» w:st=«on»>1999 г.
Приложение. Темы исследований · Моя семья. · История моего города. · Мой домашний любимец. · Свойства…. (бумаги, ткани и т.п.). · История ….(слов, цифр, растения, открытия). · Как люди научились измерять расстояние. · История чисел. · Архимед. · Мера длины. · Что мы знаем о календаре. · Опорно-двигательная система человека. · Вулканы. · Кактусы. · Церковь. · Динозавры. · Разные кошки – разные характеры. · Семь чудес света. · Великие ученые. · Как вырастить цветок. · Растения Иркутской области. · Шиповник и его польза. · Выращивание огурца в теплицах. · Витамины с грядки. · Лекарственные комнатные растения. · Польза дождевого червя. · Родословная моей кошки. · Мир лошадей. · Черепахи. · Собака – друг человека. · В чем причина конфликта между человеком и природой. · Компьютер в моей жизни. · Из чего состоит человек. · Солнечная система. · Путешествие в мир динозавров. · Школа будущего. · Шитьё из бисера. · Скрещивание растений. · Какими бывают куклы. · История моей семьи. · Народные приметы. · Поэты моего города.
Разработки занятий Тема: “Химия рядом с нами” ( 3 класс) Цели:
Ход работы Оглянись вокруг. На что бы ни упал наш взгляд – всюду разнообразные вещества и волшебные превращения этих веществ. В начале урока предлагаю учащимся просмотреть выданную или записанную на доске схему для размышления и заполнения. Это мотивирует учащихся на получение знаний, а также убеждает их в необходимости быть внимательными к итогам работы каждой группы. (На доске заполняют схему совместно с учителем, вспоминая различные вещества). О чём скажет этикетка? Котлеты, зразы, булочки, чипсы, йогурты, мороженное, кока-кола, фанта… А что представляет собой пища? Её состав прост: белки, жиры, углеводы, вода, витамины. (Спросить у класса, знают ли они состав пищи?) А читали вы когда-нибудь этикетки на упаковках всех этих вкусностей? Сплошные буквы “Е”. Что же это за чудо такое? Лабораторное исследование.Учащиеся получают наборы разнообразных этикеток или готовые продукты, списки с вредными веществами, закодированными буквами “Е”. Определяют, какие вещества добавлены в данный продукт, и анализируют их с точки зрения вреда для организма человека. По окончании работы делают выводы по лабораторному исследованию. Волшебные ароматы Окружающий нас мир – настоящий океан запахов. Ориентироваться в нём помогает умение различать запахи (обоняние). Запахи влияют на наше настроение, нежный аромат невольно настраивает нас на положительные эмоции. К тому же душистые вещества обладают целебными свойствами, о чём было известно ещё с незапамятных времён. Существует даже наука о лечении запахами – ароматерапия (спросить у класса!) Запахи мирты, лимона, мяты оказывают тонизирующее действие, а роза, жасмин и лаванда успокаивают нервную систему. Несколько столетий назад благовония были в моде лишь по одной причине. Считалось, что частые омовения тела вредны для здоровья. Так, король Франции Людовик XIV за 78 лет мылся всего 4 раза. При таком отношении к гигиене запах старались заглушить ароматическими веществами, которые в то время были очень дороги: для изготовления <metricconverter productid=«1 кг» w:st=«on»>1 кг розового масла требовалось переработать 3 тонны лепестков роз. Все душистые вещества делятся на натуральные и синтетические. Из природных ароматических веществ сейчас чаще используют эфирные масла, мускус и амбру. В растениях содержание эфирных масел колеблется от 0,1 – 10 %. Мускус – продукт, вырабатывающий из желез самца оленя. Для получения <metricconverter productid=«1 кг» w:st=«on»>1 кг мускуса надо уничтожить 30 тыс. животных. Поэтому современная парфюмерная промышленность использует синтетическое сырьё. К 2000 году налажено производство всех натуральных душистых веществ, а также тех, которые в природе не встречались – это около 500 наименований. Каждый год производится 100 тыс. тонн благовоний. Какие бывают запахи? Лабораторное исследование.На примере предложенных образцов, исследовать какие запахи по происхождению: натуральные или синтетические; и характеристике классификации: гнилостный, острый, эфирный, мятный, цветочный, мускусный, камфорный и т.п… Вывод учащиеся сообщают всему классу. “Запах – это свойство вещества, которое распознаётся обонянием и используется для гигиенической оценки окружающей среды и пищи” (на доске). Можно прочитать стихотворение Джанни Родари. Чем пахнут ремёсла! Рефлексивный тест Я узнал много нового. Мне это пригодится в жизни. На уроке было над чем подумать. На возникшие у меня вопросы я получил ответы. На уроке работал добросовестно и цели урока достигнуты. Тема.«Наша классная комната». (4 класс) Цели:
Оборудование. Термометр, рулетка, 2 свечи, спички, стеклянный колпак, “Толковый словарь”, листы бумаги, фломастеры, учебник “Математика”, книги с нормативами, люксметр.
Ход занятия
I. Актуализация.
Ребята, мы уже четыре года занимаемся в этом классе и никогда не задумывались над тем, сохраняем ли мы свое здоровье, работая здесь. Может быть, для такого количества учеников наша классная комната не подходит? Может быть, учась наукам, мы только вредим своему здоровью? И я предлагаю вам сегодня помочь мне выяснить это. Вы согласны?
Цель исследования: найти ответ на поставленный вопрос. Соответствуют ли условия комнаты нормам СанПиНа для сохранения нашего здоровья.
Задачи исследования:
Соответсвуют ли нормам СанПиНа:
мебель, её цвет;
температурный режим;
освещенность;
чистота помещения (запыленность воздуха);
площадь, объем воздуха?
Какие мероприятия мы проводим, чтобы сохранить их?
Выдвижение гипотез: да или нет. (Строительство по заказу, разработка чертежей, планирование. Приемная комиссия. Есть документы с нормами к любому зданию.)
Какими способами будем пользоваться, чтобы ответить на эти вопросы:
Подумать самостоятельно;
Спросить у окружающих;
Прочитать в книгах;
Просмотреть кинофильмы, телепередачи, выйти в Интернет;
Провести наблюдения, опыты, эксперименты.
II. Работа в группах.(10–15 минут)
Каждая группа получает карточку с алгоритмом работы.
Карточка 1.
1. Узнать в “Толковом словаре”, что означают слова:
Гигиена _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _.
Санитария _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _.
2. Вспомнить, каким прибором измеряется температура воздуха? Узнать, какой должна быть температура воздуха в классной комнате по норме. Измерить температуру у окна класса – ________, на среднем ряду – ___________, у дальней стены от окна___________.(Находиться в месте измерения не менее 2-х минут).
Сделать вывод _________________________________________________ ____________.
3. Вспомнить, что делаем мы и работники школы для поддержания чистоты в классе. Написать эти действия или изобразить схематически на отдельном листе.
Карточка 2.
1. Узнать норму площади в классе на одного ученика. Норма для одного ученика – ___________ кв. м. Найти, какой должна быть площадь класса на 24 ученика по норме _________________________________________________ _____кв.м.
2. Измерить длину и ширину класса рулеткой (метром). Найти площадь комнаты.
Ширина _________ м.
Длина ___________ м.
Площадь класса _________________________________________________ кв. м.
Сравнить обе площади: Площадь должна быть ___________________________кв.м. Площадь класса____________________________________ кв.м.
Вывод:_________________________________________________ _________________________________________________ _______________________________________________.
3. Вспомнить, что делаем мы и работники школы для поддержания чистоты в классе. Написать эти действия или изобразить схематически на отдельном листе.
Карточка 3. Индивидуальное задание для Кати П.
1.Рассмотреть в учебнике “Математика” № 253, с.104. Выяснить, что такое объём, отчего он зависит?
Объем показывает_________________________________________________ ____________.
Он зависит от_________________________________________________ ________________.
2. Из № 265, с. 109 узнать, что является меркой и единицей измерения объема?
Меркой измерения объема является ____________. Единицей измерения объема является ______________ с длиной ребра в <metricconverter productid=«1 мм» w:st=«on»>1 мм,1 см, 1 дм, 1м, <metricconverter productid=«1 км» w:st=«on»>1 км.
Наш класс имеет форму прямоугольной призмы.
Из № 285, с.117 узнать, как найти её объём.
3. Значит, чтобы найти объем воздуха в нашем классе, нужно длину класса умножить на ширину и на высоту.
Длина класса – <metricconverter productid=«8 м» w:st=«on»>8 м, ширина – <metricconverter productid=«6 м» w:st=«on»>6 м, высота – <metricconverter productid=«4 м» w:st=«on»>4 м. Объем воздуха в классе _________________________________________________ _____________кубических метров.
4. Узнать норму воздуха на одного человека –_____________ кубических метров.
5. Подсчитать какой объем воздуха необходим для 24 человек. Для этого необходимо норму для одного человека умножить на 24. _________________________________ куб. м.
Сравнить объемы и сделать вывод ______________________________________________.
Карточка 4.1.Узнать, какие цвета необходимо использовать для окрашивания стен, парт, окон, доски. Сравнить с нашим классом, сделать вывод.
2. Обратить внимание на высоту парт: все ли они одной высоты, если нет, то почему, на что это указывает.
3. Обратите внимание, с какой стороны от вас, когда вы сидите на уроках, находятся окна. (Справа от вас или слева?) Почему свет должен падать с этой стороны?
4. Узнать, как называется прибор, которым измеряют освещенность комнаты. Это___________________________.
Узнать норму освещенности рабочего места ученика, классной доски. Определить освещенность в классе и сравнить с нормой.
Освещенность рабочего места в классе ________ люкс, а по норме__________ люкс.
Освещенность классной доски в классе ________ люкс, а по норме__________ люкс.
Вывод: _________________________________________________ ___________________.
5. Вспомнить, что делаем мы и работники школы для поддержания чистоты в классе. Написать эти действия или изобразить схематически на отдельном листе.
Карточка 5.
1. Вспомните, как вы себя чувствуете в душной комнате, где много народу? Почему?
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _______.
Узнать, какова должна быть наполняемость одного класса:____________________ чел.
Какой газ необходим человеку для дыхания? _____________________. Этот же газ поддерживает и горение.
2. Подумать, где в помещениях скапливается воздух, менее обогащенный кислородом: у потолка или у пола?_________________________________________________ ___________.
Для доказательства своих предположений проделай опыт: возьмите две свечи разных по высоте, укрепленных на подставке. Попросите взрослого зажечь их. Поместите свечи под стеклянный колпак, плотно прилегающий к столу. Наблюдайте, что произойдет. Какая свеча потухла раньше, почему? Сделайте вывод.
Хорошо ли, что потолки в классе высокие? _______________________________________.
Сможете ли теперь ответить на вопрос: “Почему нужно проветривать помещение, где работает много людей?”
3. Вспомнить, что делаем мы и работники школы для поддержания чистоты в классе. Написать эти действия или изобразить схематически на отдельном листе.
III. Ранжирование добытого материалапо степени важности и логичности донесения его до слушателей
Использовать перестановку задач урока.
IV. Отчет групп о проделанной работе
Выступления и дополнения по 1–2 чел. от каждой группы, соблюдая порядок, установленный во время ранжирования. (Фиксация результатов исследования на доске знаками “+”, “–”.)
V. Общий вывод
VI. Диалого мероприятиях, проводимых в классе, для поддержания чистоты классной комнаты.
VII. Итог урока.
– Удалось ли нам достичь той цели, которую мы поставили перед собой в начале урока. Что нам помогло в этом? Как можно оценить свою работу?
Творческий проект Тема: “ Поэты родного города”. Введение.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Любить Родину – значит беречь и охранять её, изучать её историю и культуру. Этому нас учат в школе на уроках окружающего мира, истории, литературного чтения. Мы с интересом посещали краеведческий музей, выставки местных художников, читали стихотворения зиминских поэтов, проводили уроки внеклассного чтения, посвящённые родному краю.
Нам захотелось ещё больше узнать о поэтах нашего города. Нас заинтересовала мысль: кто эти люди, о чём они пишут. Так возникла идея создания альбома “Поэты родного города”.
Объектом нашего исследования стало творчество поэтов г. Зимы.
Предмет исследования: стихотворения поэтов Зимы для детского круга чтения.
Цель творческого проекта: создать альбом “Поэты родного города”.
Задачи исследования:
Описание методики выполнения творческого проекта.
Свою проектно-исследовательскую работу мы начали с анкетирования учащихся нашей начальной школы. Нами было опрошено 40 учащихся 3-4 классов.
На вопрос: “Каких поэтов Зимы вы знаете?” нам ответили следующим образом: 26 человек никого не смогли назвать, 14 человек назвали трёх поэтов.
Вопрос №2 (“С какими стихотворениями поэтов Зимы вы знакомы?”) вызвал затруднение среди учащихся.
И, конечно же, все опрошенные ребята хотели бы больше узнать о жизни и творчестве зиминских поэтов.
Следующим этапом нашего исследования стал анализ стихотворений поэтов. Мы посетили детскую и взрослую библиотеки, взяли сборники стихотворений, вырезки из местных газет, стали их изучать. Так же встретились с некоторыми поэтами, взяли у них интервью, из которых узнали о детских воспоминаниях поэтов, о том, что подтолкнуло их к литературному творчеству. Поинтересовались, пишут ли они стихотворения для детей. Из всех опрошенных поэтов специально для детей пишет только один.
Затем предстояло обобщение и выявление, на наш взгляд, стихотворений для детского круга чтения. Критерием отбора служили доступность языка и понимание содержания стихотворения. Выбранные нами стихотворения, мы прочли в классах, где проводили анкетирование. После беседы с ребятами по содержанию, мы отобрали стихотворения для нашего альбома.
При оформлении альбома “Поэты родного города” мы обратились за помощью к ребятам 4 “В” класса, которые помогли нарисовать иллюстрации к стихотворениям.
Заключение.
Мы изучили стихотворения зиминских поэтов. Отобрали из них доступные для детского круга чтения. Оформили их в альбом “Поэты родного города”.
Перспективы дальнейшей работы.
Мы считаем, что в следующем году можно организовать литературную гостиную с участием самих поэтов.
А одноклассники смогут прочесть стихотворения из созданного нами альбома.
Так как наш альбом только знакомит с поэтами и их творчеством, в дальнейшем его можно расширить. А также включить в него стихотворения молодых, малоизвестных поэтов.
Приложение
Программа факультативного курса «Юный исследователь» для 2-4 классов
Автор: Сарнецкая Людмила Михайловна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №26», г.Зима, Иркутской области
Пояснительная записка Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе, несмотря на младший школьный возраст. А на уроках такая возможность есть не всегда. В связи с этим у учителя начальных классов возникает задача – найти возможности поощрять творческие проявления учащихся, стремление к исследовательской деятельности. Помочь учащимся увидеть смысл их творческой деятельности и реализовать собственные таланты и возможности. Решить данную задачу можно на занятиях курса «Юный исследователь». Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование должно быть посильным, интересным и полезным. Программа факультативного курса «Юный исследователь» разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствование личности младшего школьника через организацию учебно-исследовательской деятельности. Задачи
· Создание условий для формирования исследовательских умений младших школьников.
· Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
· Обучение детей младшего школьного возраста специальным приёмам и методам, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
· Формирование познавательных мотивов, новых для учащихся знаний или способов деятельности.
· Развитие научной речи.
Актуальность содержания программы
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Потребность детей в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому одной из задач современного образования является необходимость подготовки ребенка к исследовательской деятельности, формированию социально-активной жизненной позиции. Основной ожидаемый результат курса — это развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала. В реализации программы используется рабочая тетрадь «Я — исследователь». Автор: А.И.Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
Уровни усвоения программы
Первый уровень – «иметь представление»
Учащиеся должны иметь представление:
- об исследовательской работе ученых, о её назначении;
- о планировании работы, об организации рабочего места;
- о месте и роли исследовательской деятельности в жизни человека;
- об основных методах сбора материала для исследования;
- о структурировании материала.
- цели и задачи научно-исследовательской деятельности;
- учебные методы познания;
- формы и способы представления исследовательской работы;
- этапы исследовательской деятельности;
- требования к публичной защите исследовательской работы;
- основные термины и понятия по теме исследования.
- использовать различные методы ведения исследовательской и экспериментальной работы;
- ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям;
- анализировать результаты исследования;
- определять цели, задачи, методы исследования;
- пользоваться различными источниками информации;
- систематизировать и обрабатывать информацию;
- работать с терминами, понятиями, выделять смысловые части текста;
- представлять результаты своей работы.
- постановка проблемы, формулирование темы;
- целеполагание, выдвижение гипотез;
- ознакомление с литературой по данной проблематике;
- овладение методами исследования;
- сбор собственного материала, его анализ;
- обобщение, выводы;
- защита работы.
- игры, загадки, ребусы, шарады, кроссворды.
- работа в библиотеке с каталогами;
- интеллектуальные головоломки;
- практические занятия;
- работа в компьютерном классе;
- дискуссии;
- беседы.
- индивидуальные исследования;
- коллективные исследования.
- Увеличение количества учащихся занятых в научно-исследовательской работе.
- Создание банка данных, где будут накапливаться результаты детских исследований и творческих проектов.
- Создание проекта «Я — исследователь».
- Проведение конкурсных защит по номинациям.
В 1классеотдельных занятий посвященных исследовательской деятельности, не проводится. Пропедевтическая работа ведется следующими средствами:
-проблемным, частично – поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;
-уроком- исследованием;
-кратковременными исследованиями-наблюдениями с описанием.
В 1 классена уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, естествознания.
Во 2 классепроводятся специальные занятия по исследовательской деятельности- 1 час в неделю, где систематично, целенаправленно формируются исследовательские умения у учащихся. Работа осуществляется по следующим направлениям:
-знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности;
-осуществление коллективных исследований по определенному плану по различным темам;
— использование на уроках проблемного и поискового методов.
Занятия проводятся, соблюдая принцип добровольности. Работа ведется с помощью рабочей тетради «Я – исследователь», где подробно описан каждый шаг на пути собственного исследования.
В 3 классе проводятся теоретические и практические занятия по исследовательской деятельности, на которых учащиеся знакомятся с теорией исследования, структурой, методами исследований;
-проводятся коллективные исследования на заданную тему;
-осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений;
— обсуждение на занятиях хода исследования, учителем оказывается консультативная помощь.
В 4 классеобобщаются полученные знания в исследовательской области. Учащиеся самостоятельно осуществляют исследовательскую работу по выбранной теме, используют различные пути поиска информации, методы исследований, аргументируют сказанное,
представляют результаты исследования.
Разделы программы Программа рассчитана на 3 года, для учащихся вторых, третьих и четвертых классов. Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю. Общий объем занятий по программе 34 часа в год. Учитывая возрастные особенности детей, учебно-исследовательская деятельность требует поэтапной системы реализации. Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы: «Тренинг», «Исследовательская практика», «Мониторинг». Подпрограмма «Тренинг» включает занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска. При реализации подпрограммы у учащихся развиваются исследовательские способности, они овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: Подпрограмма «Исследовательская практика» включает занятия попроведению учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Подпрограмма «Исследовательская практика» выступает в качестве основной, центральной. Степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска возрастает постепенно. Подпрограмма «Мониторинг» включает занятия по содержанию и организации мероприятий, необходимых для управления процессом исследования и решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.) Занятия способствуют освоению практики составления презентаций, овладению умениями аргументировать, доказывать собственные суждения.
Календарно — тематический план
Второй класс
Подпрограмма « Тренинг»
Общий объём тренинговых занятий во втором классе – 11 часов.
№ | Темы занятий | Количество часов | |
1. | Научные исследования и наша жизнь | 1 | |
2. | Методы исследования | 1 | |
3. | Наблюдение и наблюдательность — основа любого исследования |
1 | |
4. | Эксперимент – познание в действии | 1 | |
5. | Планирование и проведение наблюдений и экспериментов | 1 | |
6. | Основные логические операции | 1 | |
7. | Гипотезы и способы их конструирования | 1 | |
8. | Суждения, умозаключения, выводы – формы логического мышления |
1 | |
9. | Ассоциации и аналогии – приёмы творческого воображения | 1 | |
10. | Искусство делать сообщения |
1 | |
11. | Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы | 1 | |
№ | Темы занятий | Количество часов |
1. | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся по теме «Мир лошадей» 1.1.Круглый стол по итогам проведенных исследований. 1.2. Демонстрация результатов исследований. 1.3. Демонстрация результатов исследований. | 3 |
2. | Подготовка собственных работ к защите 2.1.Планирование собственного выступления. 2.2.Подготовка текста доклада. | 2 |
3. | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов по теме «Как вырастить цветок» 3.1.Конкурсная защита по номинациям. 3.2.Анализ исследовательской деятельности. | 2 |
№ | Темы занятий | Количество часов |
1. | Наблюдение и экспериментирование в природе | 1 |
2. | Методы исследования в различных областях науки: литературе, биологии и т.д. | 1 |
3. | Наблюдение и наблюдательность с использованием приборов (телескопы, бинокли, микроскопы и др.) | 1 |
4. | Совершенствование техники экспериментирования. Искусство выбирать технику эксперимента. | 1 |
5. | Практическое занятие на тему «Умение выделять главное» | 1 |
6. | Семинар «Как подготовиться к защите исследовательской работы» | 1 |
№ | Темы занятий | Количество часов |
1. | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования тема: «Польза дождевого червя» 1.1.Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. 1.2. Предмет и объект исследования. | 2 |
2. |
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований по теме «Витамины на грядке» 2.1.Работа в библиотеке с каталогами. 2.2. Отбор и составление списка литературы по данной теме исследования. 2.3.Выбор методов исследования. | 3 |
3. |
Коллективные игры – исследования: 3.1«Как на нашей грядке…» (загадки) 3.2«Помощь Поисковичка» ( сказочный герой помогает исследовать) | 2 |
4. |
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Витамины на грядке» 4.1.Анкетирование, социальный опрос по исследуемой проблеме «Какие овощи полезны?» 4.2.Исследование объектов (овощи, ягоды). | 2 |
5. |
Семинар на тему « Учимся представлять результаты исследований» 5.1.Результаты собственных изысканий по теме «Витамины на грядке». 5.2.Предварительная защита работ по данной теме. | 2 |
6. |
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Химия рядом с нами» 6.1. Экспресс-исследование «Как и почему люди используют продукцию химической промышленности» 6.2.Опытно-экспериментальная работа «О чем скажет этикетка?» 6.3.Опытно-экспериментальная работа «Волшебные ароматы» 6.4.Анализ и оформление результатов экспериментальной работы по данной теме. Экспериментально-творческая работа. 6.5.Анализ и оформление результатов экспериментальной работы по данной теме. Экспериментально-творческая работа. 6.6. Составление текста доклада по результатам исследования. 6.7.Применение информационных технологий в исследовании. 6.8. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. 6.9.Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 9 |
№ | Темы занятий | Количество часов |
1. | Подготовка собственных работ к защите 1.1.Планирование собственного выступления 1.2.Подготовка схем, графиков, рисунков. 1.3.Подготовка к ответам на вопросы. | 2 |
2. | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся по теме «Собака – друг человека» 2.1.Круглый стол по итогам проведенных исследований. 2.2.Демонстрация результатов проведенных исследований. | 3 |
3. | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов 3.1.Защита исследования перед одноклассниками. 3.2.Выступление на школьной НПК 3.3.Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 3 |
Подпрограмма «Тренинг» Наблюдение и экспериментирование в природе Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания на экскурсии. Методы исследования в различных областях науки Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Наблюдение и наблюдательность с использованием приборов: телескоп, бинокль, микроскоп и др. Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Практическая работа с приборами, созданными для наблюдения (телескоп, бинокли, микроскопы и др.) Практические задания по развитию наблюдательности. Совершенствование техники экспериментирования Коллективная беседа «Как выбрать технику эксперимента». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в классе. Практическое занятие «Проведение экспериментов». Практическое занятие на тему «Умение выделять главное» Планирование сообщения о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов. Семинар «Как подготовиться к защите исследовательской работы» Представление результатов собственных изысканий и предварительная защита собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Конструирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подпрограмма «Исследовательская практика» Определение проблемы и выбор темы собственного исследования (2часа) Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований по теме: «Польза дождевого червя». Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» по теме «Витамины на грядке» (3 часа)
Работа в тетради «Я-исследователь», в библиотеке.
Коллективные игры – исследования (2часа)
Использование загадок для знакомства с разнообразием овощей и ягод. Игра «Сказочный герой Поисковичок».
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» по теме «Витамины на грядке» (2 часа)
Индивидуальная работа с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.
Проведение социального опроса по исследуемой проблеме. Исследование объектов.
Семинар «Учимся представлять результаты исследований»(2 часа)
Представление результатов собственных изысканий и проведение предварительной защиты собственных работ. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Химия рядом с нами» (9 часов) Подготовка детских работ к публичной защите. Подпрограмма «Мониторинг» Общий объем часов – 8. Из них 2часа отводятся на коллективную работу – присутствие на защитах других ребят. 3 часа на индивидуальную подготовку к защите и 3 часа на защиту. Подготовка собственных работ к защите (3 часа) Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся по теме «Собака – друг человека» (2часа) Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах. Беседа, высказывание собственных суждений. Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов (3часа) Подготовка к НПК. Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. Четвёртый класс Подпрограмма «Тренинг» Общий объем занятий – 8 часов.
№ | Темы занятий | Количество часов |
1. | Культура мышления. | 1 |
2. | Научная теория. От мифов к фактам. | 1 |
3. | Научное прогнозирование в исследовательской работе. | 1 |
4. | Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования, при проведении опытов по определению плавучести предметов. | 1 |
5. | Искусство задать вопросы и отвечать на них. | 1 |
6. | Ассоциации и аналогии в научном поиске | 1 |
7. | Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов | 1 |
8. |
Умение выявлять проблемы. | 1 |
3.1.Обработка полученной информации о температурном режиме в классной комнате.
3.2. Обработка полученной информации об освещенности, чистоте помещения.
3.3.Проведение социального опроса о том, что нужно делать для поддержания чистоты в классе.
3.4. Проведение социального опроса, интервьюирования на тему «Влияние цветовой гаммы на самочувствие и настроение».
4.1.Опрос учителей, учеников и родителей о проблеме неуспешной учёбы
4.2.Обработка полученной информации
4.3.Результаты собственных изысканий по теме «Как стать отличником»
4.2.Предварительная защита работ по данной теме.
Индивидуальная работа с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Обработка полученной информации по исследуемой проблеме.Проведение социального опроса, интервьюирования.
Семинар « Научная организация труда — одна из возможностей улучшения учебной деятельности» (4 часа)
Проведение опроса учителей, учеников и родителей по проблеме неуспешной учёбы некоторых учеников. На занятиях желающие представят результаты собственных изысканий по теме: «Как стать отличником». Проведение предварительной защиты собственных работ.
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований (6 часов) Подготовка детских работ к публичной защите. Подпрограмма «Мониторинг» Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся (2часа) Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. Индивидуальная работа с учащимися (2 часа) Индивидуальная работа с учащимися. Проведение эмпирического исследования на тему «Умственные способности кошки» и фантастического исследования на тему: «Жилой дом будущего». Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов (2часа) Участие предполагает: доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы а
Список литературыдля учителя:
- Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст ]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004.
- Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. — № 18.
- Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. — № 6
- Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: — ПЕР СЭ, 2000.
- Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005.
- Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. — № 4
- Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2
- Головко О. Научно-практическая деятельность школьников. – Народное образование — №3,2003г.
- Груздева, О.В. Опыт внедрения метода проектов в начальной школе. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003-2004 уч.года.
- Ивочкина, Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Народное образование — № 3,2000г.
- Коломеец, Л.С. Исследовательская работа в начальной школе. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003-2004 уч.года.
- Крючкова, И.И. Включение учащихся в познавательную и научно-исследовательскую деятельность – действенный путь развития устойчивой мотивации в образовании и профессиональной самореализации. Классный руководитель — №6, 2002г.
- Попова, Е.Н. Тропинки творчества. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004-2005 уч.года.
- Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект.- Москва, 2001г.
Список литературы для учащихся.
1. Детская энциклопедия «Хочу всё знать» Издательство АСТ <metricconverter productid=«2000 г» w:st=«on»>2000 г.
2. Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём» Филологическое общество «СЛОВО»1999г.
3. «Мир загадочного» Детская энциклопедия 2002г. Издательство АСТ <metricconverter productid=«2000 г» w:st=«on»>2000 г.
4. «И тут появился изобретатель…» Москва «Детская литература» 1999г.
5. «Почему?» книга-игра «АСТ-ПРЕСС» 1998г.
6. Большая Серия Знаний «Бионика» Мир Книги Москва 2002г.
7. Большая Серия Знаний «Чудеса света» Мир Книги Москва <metricconverter productid=«2004 г» w:st=«on»>2004 г.
8. География, «Росмэн», энциклопедия Москва 1997г.
9. Мир дикой природы «Моря и океаны» «Росмэн» <metricconverter productid=«1999 г» w:st=«on»>1999 г.
Приложение. Темы исследований · Моя семья. · История моего города. · Мой домашний любимец. · Свойства…. (бумаги, ткани и т.п.). · История ….(слов, цифр, растения, открытия). · Как люди научились измерять расстояние. · История чисел. · Архимед. · Мера длины. · Что мы знаем о календаре. · Опорно-двигательная система человека. · Вулканы. · Кактусы. · Церковь. · Динозавры. · Разные кошки – разные характеры. · Семь чудес света. · Великие ученые. · Как вырастить цветок. · Растения Иркутской области. · Шиповник и его польза. · Выращивание огурца в теплицах. · Витамины с грядки. · Лекарственные комнатные растения. · Польза дождевого червя. · Родословная моей кошки. · Мир лошадей. · Черепахи. · Собака – друг человека. · В чем причина конфликта между человеком и природой. · Компьютер в моей жизни. · Из чего состоит человек. · Солнечная система. · Путешествие в мир динозавров. · Школа будущего. · Шитьё из бисера. · Скрещивание растений. · Какими бывают куклы. · История моей семьи. · Народные приметы. · Поэты моего города.
Разработки занятий Тема: “Химия рядом с нами” ( 3 класс) Цели:
- показать, как тесно связана химия с нашей повседневной жизнью, как можно облегчить решение многих бытовых проблем, имея даже минимальный запас знаний по химии.
- создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знание, используя источники информации;
- формирование опыта творческой деятельности, опыта делового общения;
- развитие творческого мышления, памяти, внимания, наблюдательности;
- развитие социальной активности учащихся через установление межпредметных связей.
Ход работы Оглянись вокруг. На что бы ни упал наш взгляд – всюду разнообразные вещества и волшебные превращения этих веществ. В начале урока предлагаю учащимся просмотреть выданную или записанную на доске схему для размышления и заполнения. Это мотивирует учащихся на получение знаний, а также убеждает их в необходимости быть внимательными к итогам работы каждой группы. (На доске заполняют схему совместно с учителем, вспоминая различные вещества). О чём скажет этикетка? Котлеты, зразы, булочки, чипсы, йогурты, мороженное, кока-кола, фанта… А что представляет собой пища? Её состав прост: белки, жиры, углеводы, вода, витамины. (Спросить у класса, знают ли они состав пищи?) А читали вы когда-нибудь этикетки на упаковках всех этих вкусностей? Сплошные буквы “Е”. Что же это за чудо такое? Лабораторное исследование.Учащиеся получают наборы разнообразных этикеток или готовые продукты, списки с вредными веществами, закодированными буквами “Е”. Определяют, какие вещества добавлены в данный продукт, и анализируют их с точки зрения вреда для организма человека. По окончании работы делают выводы по лабораторному исследованию. Волшебные ароматы Окружающий нас мир – настоящий океан запахов. Ориентироваться в нём помогает умение различать запахи (обоняние). Запахи влияют на наше настроение, нежный аромат невольно настраивает нас на положительные эмоции. К тому же душистые вещества обладают целебными свойствами, о чём было известно ещё с незапамятных времён. Существует даже наука о лечении запахами – ароматерапия (спросить у класса!) Запахи мирты, лимона, мяты оказывают тонизирующее действие, а роза, жасмин и лаванда успокаивают нервную систему. Несколько столетий назад благовония были в моде лишь по одной причине. Считалось, что частые омовения тела вредны для здоровья. Так, король Франции Людовик XIV за 78 лет мылся всего 4 раза. При таком отношении к гигиене запах старались заглушить ароматическими веществами, которые в то время были очень дороги: для изготовления <metricconverter productid=«1 кг» w:st=«on»>1 кг розового масла требовалось переработать 3 тонны лепестков роз. Все душистые вещества делятся на натуральные и синтетические. Из природных ароматических веществ сейчас чаще используют эфирные масла, мускус и амбру. В растениях содержание эфирных масел колеблется от 0,1 – 10 %. Мускус – продукт, вырабатывающий из желез самца оленя. Для получения <metricconverter productid=«1 кг» w:st=«on»>1 кг мускуса надо уничтожить 30 тыс. животных. Поэтому современная парфюмерная промышленность использует синтетическое сырьё. К 2000 году налажено производство всех натуральных душистых веществ, а также тех, которые в природе не встречались – это около 500 наименований. Каждый год производится 100 тыс. тонн благовоний. Какие бывают запахи? Лабораторное исследование.На примере предложенных образцов, исследовать какие запахи по происхождению: натуральные или синтетические; и характеристике классификации: гнилостный, острый, эфирный, мятный, цветочный, мускусный, камфорный и т.п… Вывод учащиеся сообщают всему классу. “Запах – это свойство вещества, которое распознаётся обонянием и используется для гигиенической оценки окружающей среды и пищи” (на доске). Можно прочитать стихотворение Джанни Родари. Чем пахнут ремёсла! Рефлексивный тест Я узнал много нового. Мне это пригодится в жизни. На уроке было над чем подумать. На возникшие у меня вопросы я получил ответы. На уроке работал добросовестно и цели урока достигнуты. Тема.«Наша классная комната». (4 класс) Цели:
- Через исследовательскую деятельность подвести детей к выводу, что комната соответствует нормам: созданы все условия для сохранения здоровья во время занятий.
- Учить детей проводить исследовательскую работу, пользуясь известными им приемами и способами. Способствовать овладению техникой исследовательского поиска.
- Формировать умения работать в группах, чувства ответственности за выполнение порученной тебе части общего дела.
- Развивать логическое мышление, умение наблюдать и делать соответствующие выводы.
Оборудование. Термометр, рулетка, 2 свечи, спички, стеклянный колпак, “Толковый словарь”, листы бумаги, фломастеры, учебник “Математика”, книги с нормативами, люксметр.
Ход занятия
I. Актуализация.
Ребята, мы уже четыре года занимаемся в этом классе и никогда не задумывались над тем, сохраняем ли мы свое здоровье, работая здесь. Может быть, для такого количества учеников наша классная комната не подходит? Может быть, учась наукам, мы только вредим своему здоровью? И я предлагаю вам сегодня помочь мне выяснить это. Вы согласны?
Цель исследования: найти ответ на поставленный вопрос. Соответствуют ли условия комнаты нормам СанПиНа для сохранения нашего здоровья.
Задачи исследования:
Соответсвуют ли нормам СанПиНа:
мебель, её цвет;
температурный режим;
освещенность;
чистота помещения (запыленность воздуха);
площадь, объем воздуха?
Какие мероприятия мы проводим, чтобы сохранить их?
Выдвижение гипотез: да или нет. (Строительство по заказу, разработка чертежей, планирование. Приемная комиссия. Есть документы с нормами к любому зданию.)
Какими способами будем пользоваться, чтобы ответить на эти вопросы:
Подумать самостоятельно;
Спросить у окружающих;
Прочитать в книгах;
Просмотреть кинофильмы, телепередачи, выйти в Интернет;
Провести наблюдения, опыты, эксперименты.
II. Работа в группах.(10–15 минут)
Каждая группа получает карточку с алгоритмом работы.
Карточка 1.
1. Узнать в “Толковом словаре”, что означают слова:
Гигиена _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _.
Санитария _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _.
2. Вспомнить, каким прибором измеряется температура воздуха? Узнать, какой должна быть температура воздуха в классной комнате по норме. Измерить температуру у окна класса – ________, на среднем ряду – ___________, у дальней стены от окна___________.(Находиться в месте измерения не менее 2-х минут).
Сделать вывод _________________________________________________ ____________.
3. Вспомнить, что делаем мы и работники школы для поддержания чистоты в классе. Написать эти действия или изобразить схематически на отдельном листе.
Карточка 2.
1. Узнать норму площади в классе на одного ученика. Норма для одного ученика – ___________ кв. м. Найти, какой должна быть площадь класса на 24 ученика по норме _________________________________________________ _____кв.м.
2. Измерить длину и ширину класса рулеткой (метром). Найти площадь комнаты.
Ширина _________ м.
Длина ___________ м.
Площадь класса _________________________________________________ кв. м.
Сравнить обе площади: Площадь должна быть ___________________________кв.м. Площадь класса____________________________________ кв.м.
Вывод:_________________________________________________ _________________________________________________ _______________________________________________.
3. Вспомнить, что делаем мы и работники школы для поддержания чистоты в классе. Написать эти действия или изобразить схематически на отдельном листе.
Карточка 3. Индивидуальное задание для Кати П.
1.Рассмотреть в учебнике “Математика” № 253, с.104. Выяснить, что такое объём, отчего он зависит?
Объем показывает_________________________________________________ ____________.
Он зависит от_________________________________________________ ________________.
2. Из № 265, с. 109 узнать, что является меркой и единицей измерения объема?
Меркой измерения объема является ____________. Единицей измерения объема является ______________ с длиной ребра в <metricconverter productid=«1 мм» w:st=«on»>1 мм,1 см, 1 дм, 1м, <metricconverter productid=«1 км» w:st=«on»>1 км.
Наш класс имеет форму прямоугольной призмы.
Из № 285, с.117 узнать, как найти её объём.
3. Значит, чтобы найти объем воздуха в нашем классе, нужно длину класса умножить на ширину и на высоту.
Длина класса – <metricconverter productid=«8 м» w:st=«on»>8 м, ширина – <metricconverter productid=«6 м» w:st=«on»>6 м, высота – <metricconverter productid=«4 м» w:st=«on»>4 м. Объем воздуха в классе _________________________________________________ _____________кубических метров.
4. Узнать норму воздуха на одного человека –_____________ кубических метров.
5. Подсчитать какой объем воздуха необходим для 24 человек. Для этого необходимо норму для одного человека умножить на 24. _________________________________ куб. м.
Сравнить объемы и сделать вывод ______________________________________________.
Карточка 4.1.Узнать, какие цвета необходимо использовать для окрашивания стен, парт, окон, доски. Сравнить с нашим классом, сделать вывод.
2. Обратить внимание на высоту парт: все ли они одной высоты, если нет, то почему, на что это указывает.
3. Обратите внимание, с какой стороны от вас, когда вы сидите на уроках, находятся окна. (Справа от вас или слева?) Почему свет должен падать с этой стороны?
4. Узнать, как называется прибор, которым измеряют освещенность комнаты. Это___________________________.
Узнать норму освещенности рабочего места ученика, классной доски. Определить освещенность в классе и сравнить с нормой.
Освещенность рабочего места в классе ________ люкс, а по норме__________ люкс.
Освещенность классной доски в классе ________ люкс, а по норме__________ люкс.
Вывод: _________________________________________________ ___________________.
5. Вспомнить, что делаем мы и работники школы для поддержания чистоты в классе. Написать эти действия или изобразить схематически на отдельном листе.
Карточка 5.
1. Вспомните, как вы себя чувствуете в душной комнате, где много народу? Почему?
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _______.
Узнать, какова должна быть наполняемость одного класса:____________________ чел.
Какой газ необходим человеку для дыхания? _____________________. Этот же газ поддерживает и горение.
2. Подумать, где в помещениях скапливается воздух, менее обогащенный кислородом: у потолка или у пола?_________________________________________________ ___________.
Для доказательства своих предположений проделай опыт: возьмите две свечи разных по высоте, укрепленных на подставке. Попросите взрослого зажечь их. Поместите свечи под стеклянный колпак, плотно прилегающий к столу. Наблюдайте, что произойдет. Какая свеча потухла раньше, почему? Сделайте вывод.
Хорошо ли, что потолки в классе высокие? _______________________________________.
Сможете ли теперь ответить на вопрос: “Почему нужно проветривать помещение, где работает много людей?”
3. Вспомнить, что делаем мы и работники школы для поддержания чистоты в классе. Написать эти действия или изобразить схематически на отдельном листе.
III. Ранжирование добытого материалапо степени важности и логичности донесения его до слушателей
Использовать перестановку задач урока.
IV. Отчет групп о проделанной работе
Выступления и дополнения по 1–2 чел. от каждой группы, соблюдая порядок, установленный во время ранжирования. (Фиксация результатов исследования на доске знаками “+”, “–”.)
V. Общий вывод
VI. Диалого мероприятиях, проводимых в классе, для поддержания чистоты классной комнаты.
VII. Итог урока.
– Удалось ли нам достичь той цели, которую мы поставили перед собой в начале урока. Что нам помогло в этом? Как можно оценить свою работу?
Творческий проект Тема: “ Поэты родного города”. Введение.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Любить Родину – значит беречь и охранять её, изучать её историю и культуру. Этому нас учат в школе на уроках окружающего мира, истории, литературного чтения. Мы с интересом посещали краеведческий музей, выставки местных художников, читали стихотворения зиминских поэтов, проводили уроки внеклассного чтения, посвящённые родному краю.
Нам захотелось ещё больше узнать о поэтах нашего города. Нас заинтересовала мысль: кто эти люди, о чём они пишут. Так возникла идея создания альбома “Поэты родного города”.
Объектом нашего исследования стало творчество поэтов г. Зимы.
Предмет исследования: стихотворения поэтов Зимы для детского круга чтения.
Цель творческого проекта: создать альбом “Поэты родного города”.
Задачи исследования:
- Изучить литературу по теме исследования.
- Выявить стихотворения для детского круга чтения.
- Оформить альбом “Поэты родного города”
- анализ, обобщение
- анкетирование учащихся
- интервью с поэтами
Описание методики выполнения творческого проекта.
Свою проектно-исследовательскую работу мы начали с анкетирования учащихся нашей начальной школы. Нами было опрошено 40 учащихся 3-4 классов.
На вопрос: “Каких поэтов Зимы вы знаете?” нам ответили следующим образом: 26 человек никого не смогли назвать, 14 человек назвали трёх поэтов.
Вопрос №2 (“С какими стихотворениями поэтов Зимы вы знакомы?”) вызвал затруднение среди учащихся.
И, конечно же, все опрошенные ребята хотели бы больше узнать о жизни и творчестве зиминских поэтов.
Следующим этапом нашего исследования стал анализ стихотворений поэтов. Мы посетили детскую и взрослую библиотеки, взяли сборники стихотворений, вырезки из местных газет, стали их изучать. Так же встретились с некоторыми поэтами, взяли у них интервью, из которых узнали о детских воспоминаниях поэтов, о том, что подтолкнуло их к литературному творчеству. Поинтересовались, пишут ли они стихотворения для детей. Из всех опрошенных поэтов специально для детей пишет только один.
Затем предстояло обобщение и выявление, на наш взгляд, стихотворений для детского круга чтения. Критерием отбора служили доступность языка и понимание содержания стихотворения. Выбранные нами стихотворения, мы прочли в классах, где проводили анкетирование. После беседы с ребятами по содержанию, мы отобрали стихотворения для нашего альбома.
При оформлении альбома “Поэты родного города” мы обратились за помощью к ребятам 4 “В” класса, которые помогли нарисовать иллюстрации к стихотворениям.
Заключение.
Мы изучили стихотворения зиминских поэтов. Отобрали из них доступные для детского круга чтения. Оформили их в альбом “Поэты родного города”.
Перспективы дальнейшей работы.
Мы считаем, что в следующем году можно организовать литературную гостиную с участием самих поэтов.
А одноклассники смогут прочесть стихотворения из созданного нами альбома.
Так как наш альбом только знакомит с поэтами и их творчеством, в дальнейшем его можно расширить. А также включить в него стихотворения молодых, малоизвестных поэтов.
Приложение
Анкетирование учащихся.
- Каких поэтов Зимы вы знаете?
- С какими стихотворениями зиминских поэтов вы знакомы?
- Хотели бы вы больше узнать о жизни и творчестве поэтов Зимы?
Интервью с поэтом.
- Расскажите, где Вы родились? Где провели детство?
- Какие у Вас сохранились детские воспоминания?
- Кто Вы по профессии?
- Когда начали писать стихи? Что Вас к этому подтолкнуло?
- Вы пишите только для взрослых? Есть ли у Вас стихи для детского круга чтения?
- Как относятся близкие родственники к Вашему увлечению?
- Где вы печатаетесь? Есть ли у Вас свои сборники?
- Кто Ваш любимый поэт?
- Какие у Вас ещё есть увлечения кроме стихов?
01 октября 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»