Кодирование текстовой информации
] —
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Промышленновская основная общеобразовательная школа № 3»
Кодирование текстовой информации
урок информатики в 6 классе
Шорохова Екатерина Николаевна, МОБУ «Промышленновская ООШ № 3», учитель информатики
Промышленная, 2013
Тема урока: Кодирование текстовой информации.
Класс: 6.
Предмет: информатика.
Тип урока: новый материал.
Цель урока: знакомство со способами кодирования текстовой информации.
Задачи урока:
-
сформировать первоначальные навыки кодирования текстовой информации;
-
развивать логическое мышление, познавательный интерес;
-
воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Учащиеся должны знать:
-
что такое кодирование информации;
-
способ кодирования текстовой информации.
Учащиеся должны уметь:
-
применять на практике кодирование текстовой информации.
Оборудование:
-
компьютер;
-
мультимедийный проектор, экран;
-
MS Office Word 2003;
-
пакеты дополнительного материала для учеников.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
|
|
Приветствие, постановка целей и задач урока, психологический настрой - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! |
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. |
Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
|
|
Информация всегда хранится и передается в закодированном виде. При разговоре информация кодируется с помощью звуков, комбинации из которых образуют слова, а также с помощью жестов, мимики. При записи слова могут быть закодированы с помощью букв, числа с помощью цифр и т.д. Человек обладает множеством каналов, по которым в его мозг (память) поступает информация. Эти каналы - наши органы чувств, их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С точки зрения компьютера текст - это любая последовательность символов из компьютерного алфавита. Совсем не обязательно, чтобы это был текст на одном из естественных языков (русском, английском и др.). Это могут быть математические или химические формулы, номера телефонов, числовые таблицы. Самое главное, чтобы все используемые символы входили бы в компьютерный алфавит. Историческая справка (слайд 3) |
Вспомниют схему передачи информации Вспоминают, как представляется в компьютере текстовая информация (слайд 2) |
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое кодирование текстовой информации, определение |
|
|
Кодирование текстовой информации – преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. данные (двоичный код). Декодирование текстовой информации – преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку. (слайд 4) Для представления информации в компьютере используется алфавит мощностью 256 символов. Чему равен информационный вес одного символа такого алфавита? Вспомним формулу, связывающую информационный вес символа алфавита и мощность алфавита: 2i = N. Если мощность алфавита равна 256, то i = 8, и, следовательно, один символ несет 8 бит информации. Всякая информация представляется в памяти компьютера в двоичном виде, а это значит, что каждый символ представляется 8-разрядным двоичным кодом. 8 бит = 1 байту, поэтому двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти. (слайд 5) Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру соответствует восьмиразрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код просто порядковый номер символа в двоичной системе счисления. (слайд 6, 7) Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки. Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (читается АСКИ - американский стандартный код для информационного обмена). (слайд 8, 9) Знакомимся с другими таблицами кодировки: кодировка русского алфавита, таблица кодировки Unicode, таблицы кодировки русскоязычных символов (слайд 10, 11, 12, 13). Кодирования символов в различных таблицах (слайд 14) Задание. Декодировать текст с помощью кодовой таблицы ASCII 111 109 112 117 116 101 114 (слайд 15) Задание. Работа в текстовом редакторе MS Word (слайд 16) |
Обучающимся раздаются соответствующие кодовые таблицы, декодируют текст и получают computer. Обучающиеся выполняют задание на компьютере в MS Word. |
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления у обучающихся; провести коррекцию |
|
|
Практическое задание. Закодировать предложения с помощью таблицы ASCII:
Декодировать: 221 194 204 |
Выполняют задание Проверяют и оценивают Выполняют задание Проверяют и оценивают (ответ: ЭВМ) |
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
|
|
- Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? - Дома произвести кодирование стихотворения из 4-х строк (до 100 символов), п. 3.1. |
Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание |
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Приложение к уроку
-
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) I этап урока
«Покажи своё лицо»
Пояснительная записка
Шорохова Екатерина Николаевна
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Промышленновская основная общеобразовательная школа № 3»
учитель информатики
Кодирование текстовой информации
номинация «Лучшая методическая разработка урока»
Предлагаемый материал является методической разработкой урока информатики для преподавания темы «Кодирование текстовой информации» в 6 классе и содержит конспект урока с презентацией. Урок ориентирован на изучение нового материала. Знакомство со способами кодирования текстовой информации осуществляется через информационные, компьютерные и здоровьесберегающие педагогические технологии.
Литература
-
Босова Л. Л. Информатика и ИКТ. 5 – 7 классы: методическое пособие/Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
-
Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса /Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
-
Электронное приложение Л. Босова ИНФОРМАТИКА И ИКТ.
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Увлекательное создание историко-географических карт на основе программ: PowerPoint, Remove.bg, Web-Tool.org»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»