План-конспект логопедического группового занятия по коррекции нарушений письменной речи 6 класс
ЦЕЛЬ: закрепление правильного согласования прилагательных с существительными в роде
ЗАДАЧИ :
1. наглядный показ учащимся алгоритма изменения имён прилагательных в зависимости от существительного;
2. закрепление дифференциации звуков (с) и (ш) в устной и письменной речи;
3. развитие словообразовательных навыков, активизация внимания и наблюдательности учащихся при определении признаков предметов;
4. совершенствование умения использовать усвоенную терминологию в связных высказываниях по ходу выполнения учебных действий.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, предметные картинки, карточки с буквами (с)и (ш), плакат со словами для словосочетаний, перфокарты, компьютер.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент. II. Артикуляторная гимнастика. 1. «Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние нижние и верхние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт (1-9). 2. «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт(1-9). 3. «Наказать непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звук «пя-пя-пя-пя-пя».(1-9). 4. «Лопатка».Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий Передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении (1-7). 5. «Иголочка». Открыть рот (губы округлены), сделать язык узким. III. Беседа с учащимися. Соотнесение вопросов и родовых окончаний прилагательных. Составление таблицы. — Какое сейчас время года? (Зима.) — Как называется погода, когда холодно? (Холодная погода). Расскажите о погоде. (Сегодня светит солнце, ветер не дует, сильный мороз.) как называется день, когда светит солнце? (солнечный). А когда нет ветра? (безветренный.) А когда сильный мороз? (морозный.) Какое небо? Небо голубое. Запись на доске словосочетаний. Погода (какая?) холодная, зимняя. Небо (какое?) серое, зимнее. День (какой) морозный, зимний. — какой день стоят сильные морозы? (второй.) Чтение с акцентом на окончания вопросов и прилагательных, выяснение закономерности соотнесенности этих окончаний. — Вывод. Прилагательные согласуются с существительными. Рассмотрим, в чем именно они согласуются. — Какого рода слово день? (Мужского рода.) Признаки морозный, второй, зимний? (мужского рода.) Как узнали? (По вопросу, какой) — Какого рода слово погода? (женского рода.) А признаки холодная, зимняя? (женского рода.) Как вы узнали? (по вопросу какая?) -Какого рода слово небо? (Среднего рода.) Какого рода признаки серое, зимнее? (среднего рода.) — Вывод. Прилагательные согласуются с существительными в роде. Род прилагательного зависит от существительного, которое к этому прилагательному относится.
Единственное число | М.р. | День | Какой? | -ой -ый -ий | второй морозный зимний |
Ж.р. | Погода | Какая? | -ая -яя | холодная зимняя | |
С.р. | Небо | Какое? | — ое -ее | голубое зимнее |
Единственное число | М.р. | Какой? | — ой -ый -ий | ||
Ж.р. | Какая? | -ая -яя | |||
Ср.р. | Какое? | -ое -ее |
Платье домашнее, шерстяное, красивое.
Пирожное, сладкое, свежее, шоколадное. V. Динамическая пауза. VI. Дифференциация звуков с иш. 1. Сравнение артикуляции и произношения звуков с – ш, выявление различия. Губы: с – растянуты в улыбке, ш – вытянуты вперед Кончик языка: с – узкая, холодная, ш – широкая, теплая 2. Закрепление дифференциации звуков с и ш в словах. Учащиеся читают слова с пропущенными буквами, определяют наличие звука с или ш, показывают соответствующую букву. Один из учащихся работает у доски, вставляя пропущенные буквы в слова. Пасту_ок, _оссе, ко_ынка, пи_атель, путе_ествие, ба_ня. VII. Составление словосочетаний. Задания: а) подберите к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика; б) поставьте вопросы к прилагательным, выделите окончания; в) определите род прилагательных. Образец: Пастушок (какой?) веселый. Пастушок популярный Шоссе синяя Косынка интересное Писатель летнее путешествие высокая башня смешной (Каждый из учащихся поочередно записывает по одному словосочетанию на доске, остальные в это время работают в тетрадях.) Проверка. — Прочитайте прилагательные среднего (женского мужского рода) рода. Что вам помогло определить род прилагательных? — Составьте предложение с любым из словосочетаний. VIII. Самостоятельная работа по перфокартам. Задание. Прочитайте пословицы и поговорки. Допишите пропущенные окончания прилагательных. Устно от выделенного существительного поставьте вопрос к прилагательному. Определите род прилагательного. 1. Добр… слава дороже богатства. На хорош… цветочек и пчелка летит. Всяк… дело человеком славится. Земля черн…, а хлеб родит бел…. 2. В зимн… холод каждый молод. Ранн… пташка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает. Лучше горьк… правда, чем слалк… ложь. Ласков… слово лучше мягкого пирога. 3. На чуж… роток не накинешь платок. Маленьк… лень до большой дорастет. Сереньк… утро – красненьк… денек. Человек живет век, а добр… дело – два. 4. Сонлив… кошка мышей не ловит. Добр… слово всякому приятно. Трудолюбив… человек за что не возьмется - все заблестит. Лучше маленьк… дело, чем больш… безделье. Проверка. — Прочитайте прилагательные женского (мужского среднего) рода. Назовите окончания. — Объясните, как вы понимаете пословицу (поговорку?) Каждый учащийся объясняет смысл одной из написанных на его карточке поговорок. IX. Подведение итогов занятия. Как прилагательные согласуются с существительными? В чем именно согласуются прилагательные с существительными? Что помогает нам узнать в прилагательных окончания? Назовите вопросы. (Какая? Какой? Какое?).
Нижневартовская коррекционная общеобразовательная школа VIII вида
План-конспект логопедического группового занятия
по коррекции нарушений письменной речи 6 класс
«Существительное и прилагательное»
Подготовила:
учитель-логопед
Родина О.Г.
Ъ
Нижневартовск, 2013
ТЕМА : Существительное и прилагательное.
ЦЕЛЬ: закрепление правильного согласования прилагательных с существительными в роде
ЗАДАЧИ :
-
наглядный показ учащимся алгоритма изменения имён прилагательных в зависимости от существительного;
-
закрепление дифференциации звуков (с) и (ш) в устной и письменной речи;
-
развитие словообразовательных навыков, активизация внимания и наблюдательности учащихся при определении признаков предметов;
-
совершенствование умения использовать усвоенную терминологию в связных высказываниях по ходу выполнения учебных действий.
ОБОРУДОВАНИЕ : таблица, предметные картинки, карточки с буквами (с)и (ш), плакат со словами для словосочетаний, перфокарты, компьютер.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
-
Организационный момент.
-
Артикуляторная гимнастика.
-
«Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны
передние нижние и верхние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт (1-9).
-
«Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой.
Удерживать в таком положении под счёт(1-9).
-
«Наказать непослушный язычок» Немного приоткрыть рот ,
Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звук «пя-пя-пя-пя-пя».(1-9).
-
«Лопатка».Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий
Передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком
положении (1-7).
-
«Иголочка». Открыть рот (губы округлены), сделать язык узким.
-
Беседа с учащимися. Соотнесение вопросов и родовых окончаний прилагательных. Составление таблицы.
- Какое сейчас время года? (Зима.)
- Как называется погода, когда холодно? (Холодная погода). Расскажите о погоде. (Сегодня светит солнце, ветер не дует, сильный мороз.) как называется день, когда светит солнце? (солнечный). А когда нет ветра? (безветренный.) А когда сильный мороз? (морозный.) Какое небо? Небо голубое.
Запись на доске словосочетаний.
Погода (какая?) холодная, зимняя.
Небо (какое?) серое, зимнее.
День (какой) морозный, зимний.
- какой день стоят сильные морозы? (второй.)
Чтение с акцентом на окончания вопросов и прилагательных, выяснение закономерности соотнесенности этих окончаний.
- Вывод. Прилагательные согласуются с существительными. Рассмотрим, в чем именно они согласуются.
- Какого рода слово день? (Мужского рода.) Признаки морозный, второй, зимний? (мужского рода.) Как узнали? (По вопросу, какой)
- Какого рода слово погода? (женского рода.) А признаки холодная, зимняя? (женского рода.) Как вы узнали? (по вопросу какая?)
-Какого рода слово небо? (Среднего рода.) Какого рода признаки серое, зимнее? (среднего рода.)
- Вывод. Прилагательные согласуются с существительными в роде. Род прилагательного зависит от существительного, которое к этому прилагательному относится.
Единственное число |
М.р. |
День |
Какой? |
-ой -ый -ий |
второй морозный зимний |
Ж.р. |
Погода |
Какая? |
-ая -яя |
холодная зимняя |
|
С.р. |
Небо |
Какое? |
- ое -ее |
голубое зимнее |
- Что помогает нам узнать в прилагательных окончания? (вопросы.)
- Назовите эти вопросы. (Для слов женского рода – какая?, мужского рода – какой?, среднего рода – какое?).
-
Упражнения в подборе прилагательных к существительным женского, мужского и среднего рода. Работа по таблице.
Единственное число |
М.р. |
|
Какой? |
- ой -ый -ий |
|
Ж.р. |
|
Какая? |
-ая -яя |
|
|
Ср.р. |
|
Какое? |
-ое -ее |
|
Задания (коллективная работа):
-
Назвать предметную картинку, определить род существительного, найти место картинки в таблице;
-
Подобрать признаки изображенного предмета, уточняя окончания прилагательных по таблице;
-
Записать прилагательные в таблице (в шестом столбике).
Предметные картинки (примерный перечень признаков):
Футболист ловкий, крепкий, сильный, быстрый, молодой.
Дорога широкая, трудная, дальняя, зимняя.
Платье домашнее, шерстяное, красивое.
Пирожное, сладкое, свежее, шоколадное.
-
Динамическая пауза.
-
Дифференциация звуков с и ш.
-
Сравнение артикуляции и произношения звуков с – ш, выявление различия.
Губы: с – растянуты в улыбке, ш – вытянуты вперед
Кончик языка: с – узкая, холодная, ш – широкая, теплая
-
Закрепление дифференциации звуков с и ш в словах. Учащиеся читают слова с пропущенными буквами, определяют наличие звука с или ш, показывают соответствующую букву. Один из учащихся работает у доски, вставляя пропущенные буквы в слова.
Пасту_ок, _оссе, ко_ынка, пи_атель, путе_ествие, ба_ня.
-
Составление словосочетаний.
Задания:
а) подберите к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика;
б) поставьте вопросы к прилагательным, выделите окончания;
в) определите род прилагательных.
Образец: Пастушок (какой?) веселый.
Пастушок популярный
Шоссе синяя
Косынка интересное
Писатель летнее
путешествие высокая
башня смешной
(Каждый из учащихся поочередно записывает по одному словосочетанию на доске, остальные в это время работают в тетрадях.)
Проверка.
- Прочитайте прилагательные среднего (женского мужского рода) рода. Что вам помогло определить род прилагательных?
- Составьте предложение с любым из словосочетаний.
-
Самостоятельная работа по перфокартам.
Задание. Прочитайте пословицы и поговорки. Допишите пропущенные окончания прилагательных. Устно от выделенного существительного поставьте вопрос к прилагательному. Определите род прилагательного.
-
Добр… слава дороже богатства. На хорош… цветочек и пчелка летит. Всяк… дело человеком славится. Земля черн…, а хлеб родит бел.. .
-
В зимн… холод каждый молод. Ранн.. пташка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает. Лучше горьк… правда, чем слалк.. ложь. Ласков.. слово лучше мягкого пирога.
-
На чуж… роток не накинешь платок. Маленьк.. лень до большой дорастет. Сереньк.. утро – красненьк.. денек. Человек живет век, а добр.. дело – два.
-
Сонлив.. кошка мышей не ловит. Добр.. слово всякому приятно. Трудолюбив.. человек за что не возьмется - все заблестит. Лучше маленьк.. дело, чем больш.. безделье.
Проверка.
- Прочитайте прилагательные женского (мужского среднего) рода. Назовите окончания.
- Объясните, как вы понимаете пословицу (поговорку?) Каждый учащийся объясняет смысл одной из написанных на его карточке поговорок.
-
Подведение итогов занятия. Как прилагательные согласуются с существительными? В чем именно согласуются прилагательные с существительными? Что помогает нам узнать в прилагательных окончания? Назовите вопросы. (Какая? Какой? Какое?).
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»