В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

План-конспект логопедического группового занятия по коррекции нарушений письменной речи 6 класс

План-конспект логопедического группового занятия по коррекции нарушений письменной речи 6 класс

Оксана Родина
Тип материала: Урок
просмотров: 5524
Краткое описание
закрепление правильного согласования прилагательных с существительными в роде
Описание
ТЕМА : Существительное и прилагательное.

ЦЕЛЬ: закрепление правильного согласования прилагательных с существительными в роде
ЗАДАЧИ :
1. наглядный показ учащимся алгоритма изменения имён прилагательных в зависимости от существительного;
2. закрепление дифференциации звуков (с) и (ш) в устной и письменной речи;
3. развитие словообразовательных навыков, активизация внимания и наблюдательности учащихся при определении признаков предметов;
4. совершенствование умения использовать усвоенную терминологию в связных высказываниях по ходу выполнения учебных действий.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, предметные картинки, карточки с буквами (с)и (ш), плакат со словами для словосочетаний, перфокарты, компьютер.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент. II. Артикуляторная гимнастика. 1. «Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние нижние и верхние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт (1-9). 2. «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт(1-9). 3. «Наказать непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звук «пя-пя-пя-пя-пя».(1-9). 4. «Лопатка».Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий Передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении (1-7). 5. «Иголочка». Открыть рот (губы округлены), сделать язык узким. III. Беседа с учащимися. Соотнесение вопросов и родовых окончаний прилагательных. Составление таблицы. — Какое сейчас время года? (Зима.) — Как называется погода, когда холодно? (Холодная погода). Расскажите о погоде. (Сегодня светит солнце, ветер не дует, сильный мороз.) как называется день, когда светит солнце? (солнечный). А когда нет ветра? (безветренный.) А когда сильный мороз? (морозный.) Какое небо? Небо голубое. Запись на доске словосочетаний. Погода (какая?) холодная, зимняя. Небо (какое?) серое, зимнее. День (какой) морозный, зимний. — какой день стоят сильные морозы? (второй.) Чтение с акцентом на окончания вопросов и прилагательных, выяснение закономерности соотнесенности этих окончаний. — Вывод. Прилагательные согласуются с существительными. Рассмотрим, в чем именно они согласуются. — Какого рода слово день? (Мужского рода.) Признаки морозный, второй, зимний? (мужского рода.) Как узнали? (По вопросу, какой) — Какого рода слово погода? (женского рода.) А признаки холодная, зимняя? (женского рода.) Как вы узнали? (по вопросу какая?) -Какого рода слово небо? (Среднего рода.) Какого рода признаки серое, зимнее? (среднего рода.) — Вывод. Прилагательные согласуются с существительными в роде. Род прилагательного зависит от существительного, которое к этому прилагательному относится.
Единственное число М.р. День Какой? -ой -ый -ий второй морозный зимний
Ж.р. Погода Какая? -ая -яя холодная зимняя
С.р. Небо Какое? — ое -ее голубое зимнее
 - Что помогает нам узнать в прилагательных окончания? (вопросы.) — Назовите эти вопросы. (Для слов женского рода – какая?, мужского рода – какой?, среднего рода – какое?). IV. Упражнения в подборе прилагательных к существительным женского, мужского и среднего рода. Работа по таблице.
Единственное число М.р. Какой? — ой -ый -ий
Ж.р. Какая? -ая -яя
Ср.р. Какое? -ое -ее
Задания (коллективная работа): 1) Назвать предметную картинку, определить род существительного, найти место картинки в таблице; 2) Подобрать признаки изображенного предмета, уточняя окончания прилагательных по таблице; 3) Записать прилагательные в таблице (в шестом столбике). Предметные картинки (примерный перечень признаков): Футболист ловкий, крепкий, сильный, быстрый, молодой. Дорога широкая, трудная, дальняя, зимняя.
Платье домашнее, шерстяное, красивое.
Пирожное, сладкое, свежее, шоколадное. V. Динамическая пауза. VI. Дифференциация звуков с иш. 1. Сравнение артикуляции и произношения звуков с – ш, выявление различия. Губы: с – растянуты в улыбке, ш – вытянуты вперед Кончик языка: с – узкая, холодная, ш – широкая, теплая 2. Закрепление дифференциации звуков с и ш в словах. Учащиеся читают слова с пропущенными буквами, определяют наличие звука с или ш, показывают соответствующую букву. Один из учащихся работает у доски, вставляя пропущенные буквы в слова. Пасту_ок, _оссе, ко_ынка, пи_атель, путе_ествие, ба_ня. VII. Составление словосочетаний. Задания: а) подберите к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика; б) поставьте вопросы к прилагательным, выделите окончания; в) определите род прилагательных. Образец: Пастушок (какой?) веселый. Пастушок популярный Шоссе синяя Косынка интересное Писатель летнее путешествие высокая башня смешной (Каждый из учащихся поочередно записывает по одному словосочетанию на доске, остальные в это время работают в тетрадях.) Проверка. — Прочитайте прилагательные среднего (женского мужского рода) рода. Что вам помогло определить род прилагательных? — Составьте предложение с любым из словосочетаний. VIII. Самостоятельная работа по перфокартам. Задание. Прочитайте пословицы и поговорки. Допишите пропущенные окончания прилагательных. Устно от выделенного существительного поставьте вопрос к прилагательному. Определите род прилагательного. 1. Добр… слава дороже богатства. На хорош… цветочек и пчелка летит. Всяк… дело человеком славится. Земля черн…, а хлеб родит бел…. 2. В зимн… холод каждый молод. Ранн… пташка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает. Лучше горьк… правда, чем слалк… ложь. Ласков… слово лучше мягкого пирога. 3. На чуж… роток не накинешь платок.  Маленьк… лень до большой дорастет. Сереньк… утро – красненьк… денек. Человек живет век, а добр… дело – два. 4. Сонлив… кошка мышей не ловит. Добр… слово всякому приятно. Трудолюбив… человек за что не возьмется - все заблестит. Лучше маленьк… дело, чем больш… безделье. Проверка. — Прочитайте прилагательные женского (мужского среднего) рода. Назовите окончания. — Объясните, как вы понимаете пословицу (поговорку?) Каждый учащийся объясняет смысл одной из написанных на его карточке поговорок. IX. Подведение итогов занятия. Как прилагательные согласуются с существительными? В чем именно согласуются прилагательные с существительными? Что помогает нам узнать в прилагательных окончания? Назовите вопросы. (Какая? Какой? Какое?).

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
конспеккт на УЧМЕТ.doc Скачать

Нижневартовская коррекционная общеобразовательная школа VIII вида












План-конспект логопедического группового занятия

по коррекции нарушений письменной речи 6 класс

«Существительное и прилагательное»







Подготовила:

учитель-логопед

Родина О.Г.











Ъ






Нижневартовск, 2013


ТЕМА : Существительное и прилагательное.


ЦЕЛЬ: закрепление правильного согласования прилагательных с существительными в роде

ЗАДАЧИ :

  1. наглядный показ учащимся алгоритма изменения имён прилагательных в зависимости от существительного;

  2. закрепление дифференциации звуков (с) и (ш) в устной и письменной речи;

  3. развитие словообразовательных навыков, активизация внимания и наблюдательности учащихся при определении признаков предметов;

  4. совершенствование умения использовать усвоенную терминологию в связных высказываниях по ходу выполнения учебных действий.


ОБОРУДОВАНИЕ : таблица, предметные картинки, карточки с буквами (с)и (ш), плакат со словами для словосочетаний, перфокарты, компьютер.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

  2. Артикуляторная гимнастика.

  1. «Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны

передние нижние и верхние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт (1-9).

  1. «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой.

Удерживать в таком положении под счёт(1-9).

  1. «Наказать непослушный язычок» Немного приоткрыть рот ,

Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звук «пя-пя-пя-пя-пя».(1-9).

  1. «Лопатка».Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий

Передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком

положении (1-7).

  1. «Иголочка». Открыть рот (губы округлены), сделать язык узким.

  1. Беседа с учащимися. Соотнесение вопросов и родовых окончаний прилагательных. Составление таблицы.

- Какое сейчас время года? (Зима.)

- Как называется погода, когда холодно? (Холодная погода). Расскажите о погоде. (Сегодня светит солнце, ветер не дует, сильный мороз.) как называется день, когда светит солнце? (солнечный). А когда нет ветра? (безветренный.) А когда сильный мороз? (морозный.) Какое небо? Небо голубое.

Запись на доске словосочетаний.

Погода (какая?) холодная, зимняя.

Небо (какое?) серое, зимнее.

День (какой) морозный, зимний.

- какой день стоят сильные морозы? (второй.)

Чтение с акцентом на окончания вопросов и прилагательных, выяснение закономерности соотнесенности этих окончаний.

- Вывод. Прилагательные согласуются с существительными. Рассмотрим, в чем именно они согласуются.

- Какого рода слово день? (Мужского рода.) Признаки морозный, второй, зимний? (мужского рода.) Как узнали? (По вопросу, какой)

- Какого рода слово погода? (женского рода.) А признаки холодная, зимняя? (женского рода.) Как вы узнали? (по вопросу какая?)

-Какого рода слово небо? (Среднего рода.) Какого рода признаки серое, зимнее? (среднего рода.)

- Вывод. Прилагательные согласуются с существительными в роде. Род прилагательного зависит от существительного, которое к этому прилагательному относится.

Единственное число

М.р.

День

Какой?

-ой

-ый

-ий

второй

морозный

зимний

Ж.р.

Погода

Какая?

-ая

-яя

холодная

зимняя

С.р.

Небо

Какое?

- ое

-ее

голубое

зимнее


- Что помогает нам узнать в прилагательных окончания? (вопросы.)

- Назовите эти вопросы. (Для слов женского рода – какая?, мужского рода – какой?, среднего рода – какое?).







  1. Упражнения в подборе прилагательных к существительным женского, мужского и среднего рода. Работа по таблице.

Единственное число

М.р.


Какой?

- ой

-ый

-ий


Ж.р.



Какая?

-ая

-яя


Ср.р.


Какое?

-ое

-ее


Задания (коллективная работа):

  1. Назвать предметную картинку, определить род существительного, найти место картинки в таблице;

  2. Подобрать признаки изображенного предмета, уточняя окончания прилагательных по таблице;

  3. Записать прилагательные в таблице (в шестом столбике).

Предметные картинки (примерный перечень признаков):

Футболист ловкий, крепкий, сильный, быстрый, молодой.

Дорога широкая, трудная, дальняя, зимняя.

Платье домашнее, шерстяное, красивое.

Пирожное, сладкое, свежее, шоколадное.

  1. Динамическая пауза.

  2. Дифференциация звуков с и ш.

  1. Сравнение артикуляции и произношения звуков с – ш, выявление различия.

Губы: с – растянуты в улыбке, ш – вытянуты вперед

Кончик языка: с – узкая, холодная, ш – широкая, теплая

  1. Закрепление дифференциации звуков с и ш в словах. Учащиеся читают слова с пропущенными буквами, определяют наличие звука с или ш, показывают соответствующую букву. Один из учащихся работает у доски, вставляя пропущенные буквы в слова.

Пасту_ок, _оссе, ко_ынка, пи_атель, путе_ествие, ба_ня.

  1. Составление словосочетаний.

Задания:

а) подберите к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика;

б) поставьте вопросы к прилагательным, выделите окончания;

в) определите род прилагательных.

Образец: Пастушок (какой?) веселый.

Пастушок популярный

Шоссе синяя

Косынка интересное

Писатель летнее

путешествие высокая

башня смешной

(Каждый из учащихся поочередно записывает по одному словосочетанию на доске, остальные в это время работают в тетрадях.)

Проверка.

- Прочитайте прилагательные среднего (женского мужского рода) рода. Что вам помогло определить род прилагательных?

- Составьте предложение с любым из словосочетаний.

  1. Самостоятельная работа по перфокартам.

Задание. Прочитайте пословицы и поговорки. Допишите пропущенные окончания прилагательных. Устно от выделенного существительного поставьте вопрос к прилагательному. Определите род прилагательного.

  1. Добр… слава дороже богатства. На хорош… цветочек и пчелка летит. Всяк… дело человеком славится. Земля черн…, а хлеб родит бел.. .

  2. В зимн… холод каждый молод. Ранн.. пташка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает. Лучше горьк… правда, чем слалк.. ложь. Ласков.. слово лучше мягкого пирога.

  3. На чуж… роток не накинешь платок. Маленьк.. лень до большой дорастет. Сереньк.. утро – красненьк.. денек. Человек живет век, а добр.. дело – два.

  4. Сонлив.. кошка мышей не ловит. Добр.. слово всякому приятно. Трудолюбив.. человек за что не возьмется - все заблестит. Лучше маленьк.. дело, чем больш.. безделье.

Проверка.

- Прочитайте прилагательные женского (мужского среднего) рода. Назовите окончания.

- Объясните, как вы понимаете пословицу (поговорку?) Каждый учащийся объясняет смысл одной из написанных на его карточке поговорок.

  1. Подведение итогов занятия. Как прилагательные согласуются с существительными? В чем именно согласуются прилагательные с существительными? Что помогает нам узнать в прилагательных окончания? Назовите вопросы. (Какая? Какой? Какое?).





Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос