"Стихотворения в прозе" (по творчеству И.С.ТУргенева)
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 4» Кемеровской обл., г.Мыски
Предмет: Литература
Класс: 7
Название темы: И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе
Роль и место данной темы в курсе: Урок внеклассного чтения после темы «И.С.Тургенев. Бежин луг» Продолжительность урока: 45 мин. Цель и задачи урока: • образовательные: Сформировать понятие условного термина, введенного в поэтику И.С.Тургеневым; •развивающие: Способствовать формированию информационной, коммуникативной и культуроведческой компетенций через элементы проблемного обучения; • воспитательные: Формировать ценностное отношение к литературному наследию; • учебно-методическое обеспечение: Программно-методические материалы. Литература, 5-11 классы. Составитель Т.А.Калганова; Оборудование урока: Мультимедийный проектор; Средства обучения: Схемы, карточки с заданиями.
План урока
Этапы урока | Временная реализация |
I Повторение ранее сформированных понятий | 5 мин |
II Создание проблемной ситуации. Формулировка задачи урока по новому понятию | 3 мин |
III Поиск решения задачи, обсуждение найденной информации и предложенных схем | 10 мин |
IV Групповая практическая работа по реализации найденного решения Индивидуальная творческая работа | 15 мин 3 мин |
V Домашнее задание. Оценка результатов деятельности на уроке | 4 мин |
Ход урока <place w:st=«on»>I. На доску проектируются два текста:
- Из сотен разных языков
Красив он, звучен и здоров,
Приветливый, не тусклый.
Как золотое полотно,
Сияет, отливаясь,
Живет язык уже давно,
Писателями славясь …
О.Барсукова, гуманитарно-экологическая школа-интернат им.
А.С.Пушкина, г.Шимкент
- Русский язык богат, образен, точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке. К.Г.Паустовский
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРОЗАИЧЕСКОЕ
рифма -
метр, ритм -
параллельные ряды -
строфы сплошной текст
многозначность слов однозначность
краткость мысли развернутость
нельзя пересказать можно пересказать
ЗАДАЧА
ПЕРЕДАТЬ ЧУВСТВА ПЕРЕСКАЗАТЬ СЮЖЕТ
Вывод: Первый отрывок – из стихотворения, второй – из прозы.
II. Продолжаем знакомиться с творчеством И.С.Тургенева. Вспомним, какие произведения можно найти в его творческой мастерской. Ребята вспоминают рассказы из сборника «Записки охотника», называют романы. Чтобы убедиться в многогранности таланта этого русского писателя, давайте прочитаем миниатюру, помещенную в нашей хрестоматии. Она тоже посвящена русскому языку. Прочитаем все вместе, хором, прислушиваясь друг к другу и не торопясь. Итак, И.С.Тургенев «Русский язык». Текст читается наизусть всем классом или группой учащихся, получивших индивидуальное задание. Молодцы! Замечательное, очень проникновенное исполнение! А кто может с уверенностью сказать, что это не что иное, как стихи? Обучающиеся перечисляют признаки поэтического текста.
А у кого другая точка зрения? Тогда докажите, что это проза?
Учащиеся перечисляют признаки прозаического текста.
Выходит, каждый из вас в чем-то прав, а И.С.Тургенев создал для русской литературы какой-то новый жанр произведений. Как сам писатель его называет? Сформулируем задачу сегодняшнего урока. Ребята предлагают формулировку темы урока и записывают на доске и в тетрадях. Что такое стихотворение в прозе? Каковы особенности этого жанра? III. Итак, вопросы мы определили. С чего начать поиски ответов? Согласна, сведения об авторе, история создания произведения о многом могут нам рассказать.
- Сообщение о последнем этапе творчества И.С.Тургенева: создание 83 миниатюр под названием “Senilia” («Старческое») – «целая поэма о пройденном жизненном пути». Сам автор назвал их «Стихотворения в прозе».
- Информация из «Школьного поэтического словаря» А.П.Квятковского.
- Информация из «Толкового словаря» В.Даля.
IV. Сейчас предлагаю в практической работе подтвердить правильность нашего вывода. Обратите внимание на следующие вопросы: Какая мысль заключена в миниатюре?
Какое чувство стремится передать автор?
Что поразило автора в описанном им эпизоде?
Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор?
Для групповой работы предлагаются помещенные в хрестоматии «Два богача», «Близнецы», а также миниатюры по своему выбору. Работа в группах по 4 человека по карточкам с заданием анализа текста стихотворения в прозе. Пришло время обменяться итогами своей работы. Помните, что выступающие от группы должны прямо ответить на вопрос, который мы поставили перед собой в начале урока. Думаю, лучше действовать по следующему плану (Приложение 1). Выступления от группы После завершения работы над анализом «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева предлагается послушать ученика, заранее получившего индивидуальное задание «Проба пера»: сочинить собственное стихотворение в прозе. Удалось ли ребятам написать сочинение в жанре стихотворения в прозе? V. Заканчивая урок, я прочитаю вам предисловие И.С.Тургенева к первому изданию его «Стихотворений в прозе». Оно обращено не только к современникам, но и к нам тоже. «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу». Домашнее задание (на выбор)
- Отзыв в форме письма на самостоятельно прочитанное стихотворение в прозе И.С.Тургенева
- Сочинение собственного стихотворения в прозе.
Приложение 1
Карточки для работы в группе
№ 1 И.С.Тургенев Близнецы 1. Прочитайте выразительно наизусть 2. Докажите, что по форме эта миниатюра - проза 3. Докажите, что по содержанию эта миниатюра - стихотворение 4. Дайте определение литературоведческого термина СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ |
№ 2 И.С.Тургенев Два богача 1. Прочитайте выразительно наизусть 2. Докажите, что по форме эта миниатюра - проза 3. Докажите, что по содержанию эта миниатюра - стихотворение 4. Дайте определение литературоведческого термина СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ |
Список литературы 1.Золотарева, И.В. В помощь школьному учителю. Новый комплект уроков [Текст] /И.В.Золотарева. – 2-е изд… – М.: Вако, 2004. 2. Квятковский, А.П. Школьный поэтический словарь [Текст] /А.П.Квятковский. – М.: Дрофа, 2000. 3. Коровина, В.Я. Литература, 7 класс [Текст]: учебник-хрестоматия /В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2008. 4. Тургенев, И.С. Собрание сочинений в 12-ти тт. Т.8. Повести и рассказы. 1870-1883. Стихотворения в прозе. [Текст] /И.С.Тургенев. – М.: Худож. лит., 1978. твое время истекло.
Стихотворения в прозе (по творчеству И.С. Тургенева)
Автор: Чернакова Алёна Сергеевна
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 4» Кемеровской обл., г.Мыски
Предмет: Литература
Класс: 7
Название темы: И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе
Роль и место данной темы в курсе: Урок внеклассного чтения после темы «И.С.Тургенев. Бежин луг»
Продолжительность урока: 45 мин.
Цель и задачи урока:
• образовательные: Сформировать понятие условного термина, введенного в поэтику И.С.Тургеневым;
• развивающие: Способствовать формированию информационной, коммуникативной и культуроведческой компетенций через элементы проблемного обучения;
• воспитательные: Формировать ценностное отношение к литературному наследию;
• учебно-методическое обеспечение: Программно-методические материалы. Литература, 5-11 классы. Составитель Т.А.Калганова;
Оборудование урока: Мультимедийный проектор;
Средства обучения: Схемы, карточки с заданиями.
План урока
-
Этапы урока
Временная реализация
I Повторение ранее сформированных понятий
5 мин
II Создание проблемной ситуации. Формулировка задачи урока по новому понятию
3 мин
III Поиск решения задачи, обсуждение найденной информации и предложенных схем
10 мин
IV Групповая практическая работа по реализации найденного решения
Индивидуальная творческая работа
15 мин
3 мин
V Домашнее задание. Оценка результатов деятельности на уроке
4 мин
Ход урока
I. На доску проектируются два текста:
-
Из сотен разных языков
Я выбираю русский.
Красив он, звучен и здоров,
Приветливый, не тусклый.
Как золотое полотно,
Сияет, отливаясь,
Живет язык уже давно,
Писателями славясь …
О.Барсукова, гуманитарно-экологическая школа-интернат им.
А.С.Пушкина, г.Шимкент
-
Русский язык богат, образен, точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке. К.Г.Паустовский
Учитель предлагает сопоставить тексты, выявить общее и различие.
Обучающиеся определяют общую тему – русский язык, общую главную мысль – его богатство. Вывод: Различаются тексты своей формой.
Работаем по вариантам (одни – с поэтическим текстом, другие – с высказыванием в прозе) и составляем сравнительную таблицу.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРОЗАИЧЕСКОЕ
рифма -
метр, ритм -
параллельные ряды -
строфы сплошной текст
многозначность слов однозначность
краткость мысли развернутость
нельзя пересказать можно пересказать
ЗАДАЧА
ПЕРЕДАТЬ ЧУВСТВА ПЕРЕСКАЗАТЬ СЮЖЕТ
Вывод: Первый отрывок – из стихотворения, второй – из прозы.
II. Продолжаем знакомиться с творчеством И.С.Тургенева. Вспомним, какие произведения можно найти в его творческой мастерской.
Ребята вспоминают рассказы из сборника «Записки охотника», называют романы.
Чтобы убедиться в многогранности таланта этого русского писателя, давайте прочитаем миниатюру, помещенную в нашей хрестоматии. Она тоже посвящена русскому языку. Прочитаем все вместе, хором, прислушиваясь друг к другу и не торопясь. Итак, И.С.Тургенев «Русский язык».
Текст читается наизусть всем классом или группой учащихся, получивших индивидуальное задание.
Молодцы! Замечательное, очень проникновенное исполнение! А кто может с уверенностью сказать, что это не что иное, как стихи?
Обучающиеся перечисляют признаки поэтического текста.
А у кого другая точка зрения? Тогда докажите, что это проза?
Учащиеся перечисляют признаки прозаического текста.
Выходит, каждый из вас в чем-то прав, а И.С.Тургенев создал для русской литературы какой-то новый жанр произведений. Как сам писатель его называет? Сформулируем задачу сегодняшнего урока.
Ребята предлагают формулировку темы урока и записывают на доске и в тетрадях.
Что такое стихотворение в прозе? Каковы особенности этого жанра?
III. Итак, вопросы мы определили. С чего начать поиски ответов? Согласна, сведения об авторе, история создания произведения о многом могут нам рассказать.
-
Сообщение о последнем этапе творчества И.С.Тургенева: создание 83 миниатюр под названием “Senilia” («Старческое») – «целая поэма о пройденном жизненном пути». Сам автор назвал их «Стихотворения в прозе».
В учебнике-хрестоматии определения термину «стихотворение в прозе» нет. Но у нас есть замечательные источники информации, которые, как «Скорая помощь», быстро приходят на выручку. Поработаем со словарями.
-
Информация из «Школьного поэтического словаря» А.П.Квятковского.
-
Информация из «Толкового словаря» В.Даля.
Ребята, обратите внимание на экран. Это работы двух учеников, которым было предложено индивидуальное задание: составить схему к литературоведческому понятию «стихотворение в прозе». Слово авторам этих схем.
ВЫВОД: «Стихотворение в прозе» - это произведение лирическое по содержанию и прозаическое по форме.
IV. Сейчас предлагаю в практической работе подтвердить правильность нашего вывода. Обратите внимание на следующие вопросы:
Какая мысль заключена в миниатюре?
Какое чувство стремится передать автор?
Что поразило автора в описанном им эпизоде?
Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор?
Для групповой работы предлагаются помещенные в хрестоматии «Два богача», «Близнецы», а также миниатюры по своему выбору.
Работа в группах по 4 человека по карточкам с заданием анализа текста стихотворения в прозе.
Пришло время обменяться итогами своей работы. Помните, что выступающие от группы должны прямо ответить на вопрос, который мы поставили перед собой в начале урока.
Думаю, лучше действовать по следующему плану (Приложение 1).
Выступления от группы
После завершения работы над анализом «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева предлагается послушать ученика, заранее получившего индивидуальное задание «Проба пера»: сочинить собственное стихотворение в прозе.
Удалось ли ребятам написать сочинение в жанре стихотворения в прозе?
V. Заканчивая урок, я прочитаю вам предисловие И.С.Тургенева к первому изданию его «Стихотворений в прозе». Оно обращено не только к современникам, но и к нам тоже.
«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно скучно станет
– и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».
Домашнее задание (на выбор)
-
Отзыв в форме письма на самостоятельно прочитанное стихотворение в прозе И.С.Тургенева
-
Сочинение собственного стихотворения в прозе.
Комментарий оценок:
- за чтение наизусть
- за информационную компетентность
- за работу в группе
- за индивидуальную работу.
Приложение 1
Карточки для работы в группе
№ 1 И.С.Тургенев
Близнецы
|
№ 2 И.С.Тургенев Два богача
|
Список литературы
1.Золотарева, И.В. В помощь школьному учителю. Новый комплект уроков [Текст] /И.В.Золотарева. – 2-е изд.. – М.:Вако, 2004.
2. Квятковский, А.П. Школьный поэтический словарь [Текст] /А.П.Квятковский. – М.: Дрофа, 2000.
3. Коровина, В.Я. Литература, 7 класс [Текст] : учебник-хрестоматия /В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2008.
4. Тургенев, И.С. Собрание сочинений в 12-ти тт. Т.8. Повести и рассказы. 1870-1883. Стихотворения в прозе. [Текст] /И.С.Тургенев. – М.: Худож. лит., 1978.
твое время истекло.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»