Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием средств ТСО (аудиозаписи) на тему «Зимний пейзаж»
Задачи:
• Закрепить знания о видах транспорта, их назначении.
• Закрепить обобщающие понятия: наземный, воздушный, водный транспорт.
• Совершенствовать умение составлять грамматически правильно оформленное предложение.
• Развитие слухового внимания посредством игры «Узнай транспорт по звуку».
• Воспитание умения работать в команде.
Лобырева Кристина Алексеевна
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №96
Дошкольное образование
(на основе примерной образовательной программы
«От рождения до школы» автор Н.Е. Веракса)
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием средств ТСО (аудиозаписи).
Тема: «Зимний пейзаж».
Возраст: 6-7 лет
Продолжительность: 30 минут
Программное обеспечение: основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015., и примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 год, автор Н.В. Нищева.
Специфика группы воспитанников: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) с тяжелыми нарушениями речи.
Место занятия в разделе программы: итоговое занятие по развитию связной речи (составление описательного рассказа) по теме «Транспорт».
Цель: Ребенок составит описательный рассказ с опорой на схему.
Задачи:
-
Закрепить знания о видах транспорта, их назначении.
-
Закрепить обобщающие понятия: наземный, воздушный, водный транспорт.
-
Совершенствовать умение составлять грамматически правильно оформленное предложение.
-
Развитие слухового внимания посредством игры «Узнай транспорт по звуку».
-
Воспитание умения работать в команде.
Оборудование: аудиозапись; разрезные картинки, цветные фишки; предметные картинки с изображением видов транспорта, игрушки – транспорт, дидактический материал.
Предварительная работа: рассматривание картинок о транспорте, беседа на тему «Транспорт».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь.
Примерные ответы детей: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, а как можно поздороваться по-другому?
Примерные ответы детей: Доброе утро, мы рады вас видеть, как поживаете.
2. Мотивация.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня ничего нового в группе не заметили? (звучит песня из мультфильма «Фиксики»!) К вам в гости пришел Нолик! С ним произошел интересный случай. Давайте посмотрим (просмотр видео на компьютере).
-Ребята, Нолик не смог объяснить диспетчеру, какой транспорт ему нужен. Потому что ничего о нем не знает. Друзья, мы с вами изучали профессии людей. Расскажите мне о профессии диспетчера (ответы детей). Ребята, Нолик спешит в гости к сестре Симке. Она приготовила для него сундучок с заданиями. Поможем Нолику справиться с ними?
Примерные ответы детей: Конечно, поможем.
Воспитатель: Нолик пришел со своим сундучком. В нем картинки, но они рассыпались. Вам нужно выбрать по одной детали и собрать картинки.
-Молодцы, быстро справились. Проходите за столы и выложите свои картинки.
II. Основная часть.
-
Задание: «Виды транспорта».
Воспитатель: Ребята, назовите, что у вас получилось и какой это вид транспорта. Начинает команда, которая первая собрала свою картинку.
Примерные ответы детей:
У нас грузовик. Это наземный транспорт.
А у нас вертолет. Это воздушный вид транспорта.
А мы собрали корабль. Это водный вид транспорта.
Воспитатель: Молодцы! У нас получилась команда воздушного транспорта, наземного и водного.
-
Задание: «Соотнеси транспорт» - коллективная работа.
Воспитатель: Ребята, Симка оставила Нолику картинки с изображением транспорта. Каждой команде нужно выбрать тот транспорт, который относятся к их виду транспорта, и обвести в кружок. Еще необходимо назвать части этого транспорта и какие они. Ребята, это командное задание – вы можете посовещаться друг с другом, помочь.
Примерные ответы детей:
Пожарная машина это наземный транспорт, она состоит из четырех резиновых колес, железной кабины, шланга и железной лестницы;
Самолет это воздушный транспорт, состоит из железных крыльев, колес и кабины.
Корабль это водный транспорт, состоит из железного мотора, стекла, кают.
Воспитатель: Молодцы!
-
Задание: «Назначение транспорта».
Воспитатель: Ребята, каждый транспорт используют по назначению. Посмотрите на изображения. Подберите к транспорту его назначение. Ребята, все внимание на компьютер.
Примерные ответы детей:
-На самолете люди путешествуют через моря.
-На грузовике перевозят груз.
-На скорой помощи перевозят больных.
Воспитатель: Молодцы.
-Ребята, в сундучке я нашла следующее интересное задание.
-
Задание: «Заправь бензобак».
Воспитатель: Ребята, каждому транспорту нужно заправляться. Я предлагаю вам заправить транспорт, который у вас на значках. Я вас приглашаю на заправку, где находится продукт, которым заправляется ваш транспорт.
После выполнения, дети отвечают по очереди.
Примерные ответы детей:
-Свою машину я заправил бензином.
-У меня троллейбус. Он работает от тока.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А сейчас немного отдохнем.
Физ. Минутка.
Воспитатель: Ребята, у Нолика в его сундучке, есть звуки транспорта. Давайте закроем глазки, приготовим ушки и послушаем звуки. После того как дети послушали, они открывают глаза.
-Ребята, какой это транспорт? Постарайтесь его изобразить.
Воспитатель: Молодцы все угадали и показали! А сейчас возвращаемся на места
Составление описательного рассказа.
Воспитатель: Ребята, чтобы Нолик мог правильно вызвать транспорт, я предлагаю вам позвонить диспетчеру такси и объяснить какой к вам должен приехать транспорт (ребенку дан телефон, он имитирует звонок и ему отвечает диспетчер такси), а поможет вам наша схема. Воспитатель объясняет пользование схемой (как называется транспорт, из чего состоит, чем питается, к какому виду транспорта относится, для чего предназначен, кто им управляет). Приглашается желающий.
Примерные ответы детей: Мне нужен грузовик. У него 4 колеса, кабина, мотор, кузов, 2 фары. Грузовик работает с помощью бензина. Он относится к наземному виду транспорта. Он перевозит грузы (кирпичи, песок, овощи, доски). Водитель управляет грузовиком. Мне нравится этот вид транспорта. Мой папа работает на грузовике. И один раз мы вместе с папой ездили на заправку.
Воспитатель: Молодец! (приглашается следующий желающий)
-А сейчас выйдут двое желающих, один начнет рассказ, а его товарищ по команде продолжит.
Примерные ответы детей:
Воспитатель: Ребята вы меня радуете своими знаниями! Вы молодцы! Я думаю, мы помогли Нолику и выполнили все задания Симки. Теперь он сможет правильно заказать транспорт у диспетчера.
III. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам пришло видеописьмо.
Письмо.
Ребята, спасибо, вам за помощь! Мы благодарим вас! Мой братик Нолик приехал ко мне в гости. И теперь он все знает о транспорте. Пока!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что вы узнали нового? Чему вы научились?
Примерные ответы детей: Понравилось! Мы помогали Нолику узнать все о транспорте, составляли рассказы, звонили диспетчеру.
Воспитатель: Молодцы!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.
2. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c.
3. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
4. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера,
4. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.
- Конспект интегрированного занятия по ручному труду в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Ай, да березка!» (ниточный коллаж)
- Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой технологии. Тема: «Прогулка в лес».
- Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Птицы – наши друзья»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»