Карточки для учащихся по роману И.А.Гончарова «Обломов»
Карточка № 1.
1. Как вы понимаете точку зрения критика Т.Блажновой:
"Нет, не Ольгино чувство долга и отсутствие такового у Ильи разводит эту пару, а то, что у Ольги разум, расчет бегут впереди чувства. Живую жизнь, свою и чужую, она хочет загнать в какие-то готовые, апробированные формы. А то, что ей кажется лишним, но что только и делает личность — личностью, готова отсечь".
· Согласны ли вы с автором? Почему? Обоснуйте свою точку зрения.
2. Как вы понимаете применительно к Илье Обломову и его истории фразу «Цвет жизни, распустился, но не дал плодов»? Аргументируйте свое объяснение
Карточка №2. 1. Сравните два высказывания об Обломове:
а) "… трагизм пошлости, спокойный, если можно так выразиться, будничный трагизм — основная тема «Обломова». Илья Ильич возвращается домой, навеки расставшись с Ольгой. Он убит горем, таким, от которого люди умирают,и Любовь, то есть последняя надежда вырваться из пошлости, — исчезла. Он знает, что теперь ему нет спасения от апатии, от лени, от нравственного падения. Он неминуемо должен погибнуть" (Дм.Мережковский)
б) «Выглядит это (письмо) как самоосуждение, как покаяние. Но он защищает право быть собой, жить так, как для него — естественно, объявляет, что стать таким, как Ольга хочет, не стремится. Понять на эмоциональном пике, что в своем нормальном состоянии ты не хочешь бурь, не управишься с ними., может только умный, честный, сильный человек...» (Т.Блажнова) · С чем вы согласны, с чем нет? Какая точка зрения вам ближе, почему?
Карточка, №3. 1. Согласны ли вы с точкой зрения Т.Блажновой о романе: "… это роман о любви… нет в русской литературе другой книги, где так глубоко и честно показано, как сталкиваются в поле любви две личности, как одна посягает (или не посягает) на суверенитет другой, к чему приводит затея «переделать» любимого и как важно в любви не потерять себя. Все это совсем не устарело и после отмены крепостного права".
· Согласны ли вы с автором, так оценивающим основную проблему романа? Такими ли вы увидели проблемы, как Т.Блажнова? Обоснуйте свою точку зрения.
2. Почему, на ваш взгляд, было столь пристальное внимание современников и критиков, последующих поколений к личности Обломова?
Карточка №4. 1. Сравните две точки зрения критиков: а/ Обломовка — мир косности, консерватизма, крепостничества; этот мир губит живую душу, рождает «обломовщину»(Добролюбов, Зерчанинов);
б) Обломовка — идиллия, дорогая сердцу Гончарова, это его идеал. (Аркин, Котельников).
· С какой точкой зрения согласны вы? Почему? Обоснуйте свой ответ, опираясь на текст произведения.
2. В чем, на ваш взгляд, трагедия Обломова? Был ли он когда-нибудь (на страницах романа) счастлив? Объясните свой ответ.
Карточка №5. 1. Критики Добролюбов, Пятковский усматривали в Обломове выражение сословных пороков и социальных язв, указывали на его деградацию, паразитизм, праздную мечтательность. «Вся история Обломова есть глубоко грустная повесть о том, как постепенно гибнет благородный, умный, симпатичный человек», в котором под влиянием «нелепого воспитания в раннем детстве и гибельного воздействия среды пропали хорошие природные задатки» (Г.Александровский)
Т.Блажнова возражает: «Перед нами честный, чистый, естественный человек, не посягающий ни на чужую волю, ни на чье жизненное пространство… В сущности Обломов… увлек тишайшую Агафью Матвеевну на самые недоступные духовные высоты. Ольга от него хотела меньшего, да не добилась...»
· С кем вы согласны, с чем не можете согласиться? Какая точка зрения вам ближе?
· Что вы считаете наиболее важным в Обломове?
Карточка №6. 1. Т.Блажнова пишет: «Исторический спор о том, что нормальнее — требовать многого или довольствоваться тем, что есть, еще не закончен. Но где вы видели более облагораживающую любовь, более глубокую скорбь (чем скорбь и любовь Агафьи Матвеевны)? Так что вопрос ещё, кому досталась лучшая доля — энергичному преуспевающему Штольцу с его поющей романсы Ольгой или лентяю Обломову. Слава богу, каждый получил свое.»
Ваше отношение к такой постановке вопроса? В чем вы согласны, с критиком, с чем бы поспорили? 2. Ваши симпатии: Ольга или Агафья Матвеевна? Может быть, какое-то особоемнение?
Карточка №7. 1.Сравните два высказывания об Ольге Ильинской:
а) в ней «было то, что давно полюбил и не перестает любить и сейчас Гончаров и что составляет предмет его писательской страсти» (В.Котельников); это «прекрасный женский тип как эталон обаяния, цельности, человечности» (Р.Комина);
б) «То, что Ольга влюбилась в Илью, говорит в ее пользу. Но вот главного, что было в Обломове, — естественного уважения к другой жизни, к праву другого существовать по-своему, — у нее нет.… у Ольги разум, расчет бегут впереди чувства. Живую жизнь, свою и чужую, она хочет загнать в какие-то готовые, апробированные формы...» (Т.Блажнова)
· С чем вы согласны, с чем нет? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
2. Почувствовали ли вы отношение автора к своему герою? Как оно передается в тексте?
Карточка №8. 1. Критик Н.Д.Ахрашумов, рассуждая о Штольце, приходит к выводу: а не есть ли Штольц по своему назначению в романе еще один сон Обломова? Сон, в котором Илье Ильичу грезится уже не обломовский мир,… а мир современной цивилизации, где Обломов, обратившись в Штольца, со всеми его непостижимыми совершенствами, ездит по делам в Париж и в Швейцарию, успевает в науках, в предпринимательстве, в любви, в искусствах...
Соглашаясь с критиком, В.Котельников пишет: «На ту же мысль наводит сам финал и венец всей деятельности Штольца: она находит окончательное успокоение в семейном благополучии, в крымском имении, которое не что иное, как та же Обломовка, только устроенная в новейшем вкусе».
· Ваше отношение к данной точке зрения? С чем вы согласны, против чего возражаете? Каково ваше отношение к Штольцу? 2. В чем Обломов видит смысл своего существования, свой удел?
Карточка №9. 1. Сравните две точки зрения:
а) «Обломав столь упорно отстаивает неприкосновенность каких-то сторон своей натуры… прячет их от соприкосновения с действительностью, отгораживается своим безобразным битом от агрессивных требований этой действительности переродиться, обратить ум, чувство, свободную волю человека только на достижение ближайших, осязаемых целей, на создание личного и общего благополучия»(Котельников)
б) Что служит причиной этой бездеятельности? Отсутствие воли, лень иапатия, неодолимо овладевшие Обломовым»»… полный паралич ума и воли" (Зерчанинов).
· С чем вы согласны, с чем нет? Объясните свой ответ.
2. С какой целью, на ваш взгляд, автор изобразил Захара?
Карточка №10.
1. Прочитайте высказывание критика Бенедикта Сарнова: «Несчастье Обломова, крушение его жизни вовсе не в том, что идеал его жалок и убог, а в том, что для осуществления этого своего вроде бы не такого уж недостижимого идеала он тоже оказался непригоден...
Обломов у Гончарова — фигура трагическая. Но трагедия его не в том, что он предал какие-то там социальные идеалы, отказался от общественного служения, погряз в болоте эгоизма и обывательщины и прочая и прочая, как это утверждали Добролюбов и все его последователи; трагическая вина Обломова в том, что он предал себя, зарыл в землю таланты, данные ему Богом, впал в ничтожество».
· Согласны ли вы с мнением критика? Докажите свою мысль, основываясь на знании романа.
2. Почему, на ваш взгляд, некоторые литературоведы (например, Л.Чернец) называют Захара психологической параллелью Обломова?
Карточка №11. 1. Критик Бенедикт Сарнов в статье «Непрочитанные классики» утверждает, что основная тенденция нашего времени выражается «в стремлении все вывернуть наизнанку, все вчерашние плюсы заменить минусами, а минусы — плюсами. При этом делается вид, что борьба идет с фальшивой, ложной советской интерпретацией классиков». Далее критик пишет, что «попытка сотворить себе кумира из Обломова… направлена против самого романа. Она находится в вопиющем противоречии не только с намерениями автора великой книги, но и с сокровенным, глубинным смыслом, воплощенном в созданных Гончаровым художественных образах».
· Согласны ли вы с мнением критика? Каково отношение автора к своему герою? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на текст романа.
2. Как вы понимаете слова И.С.Тургенева: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова»?
Баклушина Л.Б.
высшая
квалификационная категория,
МБОУ СОШ №183 с углубленным изучением отдельных предметов,
г. Нижний Новгород
Карточки для учащихся по роману И.А.Гончарова «Обломов»
Карточка № 1.
1. Как вы понимаете точку зрения критика Т.Блажновой:
"Нет, не Ольгино чувство долга и отсутствие такового у Ильи разводит эту пару, а то, что у Ольги разум, расчет бегут впереди чувства. Живую жизнь, свою и чужую, она хочет загнать в какие-то готовые, апробированные формы. А то, что ей кажется лишним, но что только и делает личность - личностью, готова отсечь".
-
Согласны ли вы с автором? Почему? Обоснуйте свою точку зрения.
2. Как вы понимаете применительно к Илье Обломову и его истории фразу "Цвет жизни, распустился, но не дал плодов"? Аргументируйте свое объяснение
Карточка №2.
1. Сравните два высказывания об Обломове:
а) "...трагизм пошлости, спокойный, если можно так выразиться, будничный трагизм - основная тема "Обломова". Илья Ильич возвращается домой, навеки расставшись с Ольгой. Он убит горем, таким, от которого люди умирают, и Любовь, то есть последняя надежда вырваться из пошлости, - исчезла. Он знает, что теперь ему нет спасения от апатии, от лени, от нравственного падения. Он неминуемо должен погибнуть" (Дм.Мережковский)
б) "Выглядит это (письмо) как самоосуждение, как покаяние. Но он защищает право быть собой, жить так, как для него - естественно, объявляет, что стать таким, как Ольга хочет, не стремится. Понять на эмоциональном пике, что в своем нормальном состоянии ты не хочешь бурь, не управишься с ними., может только умный, честный, сильный человек..." (Т.Блажнова)
-
С чем вы согласны, с чем нет? Какая точка зрения вам ближе, почему?
Карточка, №3.
1. Согласны ли вы с точкой зрения Т.Блажновой о романе: "...это роман о любви... нет в русской литературе другой книги, где так глубоко и честно показано, как сталкиваются в поле любви две личности, как одна посягает (или не посягает) на суверенитет другой, к чему приводит затея "переделать" любимого и как важно в любви не потерять себя. Все это совсем не устарело и после отмены крепостного права".
-
Согласны ли вы с автором , так оценивающим основную проблему романа? Такими ли вы увидели проблемы, как Т.Блажнова? Обоснуйте свою точку зрения.
2. Почему, на ваш взгляд, было столь пристальное внимание современников и критиков, последующих поколений к личности Обломова?
Карточка №4.
1. Сравните две точки зрения критиков:
а/ Обломовка - мир косности, консерватизма, крепостничества; этот мир губит живую душу, рождает "обломовщину"(Добролюбов, Зерчанинов);
б) Обломовка - идиллия, дорогая сердцу Гончарова, это его идеал. (Аркин, Котельников).
-
С какой точкой зрения согласны вы? Почему? Обоснуйте свой ответ, опираясь на текст произведения.
2. В чем, на ваш взгляд, трагедия Обломова? Был ли он когда-нибудь (на страницах романа) счастлив? Объясните свой ответ.
Карточка №5.
1. Критики Добролюбов, Пятковский усматривали в Обломове выражение сословных пороков и социальных язв, указывали на его деградацию, паразитизм, праздную мечтательность. "Вся история Обломова есть глубоко грустная повесть о том, как постепенно гибнет благородный, умный, симпатичный человек", в котором под влиянием "нелепого воспитания в раннем детстве и гибельного воздействия среды пропали хорошие природные задатки" (Г.Александровский)
Т.Блажнова возражает: "Перед нами честный, чистый, естественный человек, не посягающий ни на чужую волю, ни на чье жизненное пространство... В сущности Обломов.... увлек тишайшую Агафью Матвеевну на самые недоступные духовные высоты. Ольга от него хотела меньшего, да не добилась..."
-
С кем вы согласны, с чем не можете согласиться? Какая точка зрения вам ближе?
-
Что вы считаете наиболее важным в Обломове?
Карточка №6.
1. Т.Блажнова пишет: "Исторический спор о том, что нормальнее - требовать многого или довольствоваться тем, что есть, еще не закончен. Но где вы видели более облагораживающую любовь, более глубокую скорбь (чем скорбь и любовь Агафьи Матвеевны)? Так что вопрос ещё, кому досталась лучшая доля - энергичному преуспевающему Штольцу с его поющей романсы Ольгой или лентяю Обломову. Слава богу, каждый получил свое."
Ваше отношение к такой постановке вопроса? В чем вы согласны, с критиком, с чем бы поспорили?
2. Ваши симпатии: Ольга или Агафья Матвеевна? Может быть, какое-то особое мнение?
Карточка №7.
1.Сравните два высказывания об Ольге Ильинской:
а) в ней "было то, что давно полюбил и не перестает любить и сейчас Гончаров и что составляет предмет его писательской страсти" (В.Котельников); это "прекрасный женский тип как эталон обаяния, цельности, человечности" (Р.Комина);
б) "То, что Ольга влюбилась в Илью, говорит в ее пользу. Но вот главного, что было в Обломове, - естественного уважения к другой жизни, к праву другого существовать по-своему, - у нее нет....у Ольги разум, расчет бегут впереди чувства. Живую жизнь, свою и чужую, она хочет загнать в какие-то готовые, апробированные формы..." (Т.Блажнова)
-
С чем вы согласны, с чем нет? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
2. Почувствовали ли вы отношение автора к своему герою? Как оно передается в тексте?
Карточка №8.
1. Критик Н.Д.Ахрашумов, рассуждая о Штольце, приходит к выводу: а не есть ли Штольц по своему назначению в романе еще один сон Обломова? Сон, в котором Илье Ильичу грезится уже не обломовский мир, ... а мир современной цивилизации, где Обломов, обратившись в Штольца, со всеми его непостижимыми совершенствами, ездит по делам в Париж и в Швейцарию, успевает в науках, в предпринимательстве, в любви, в искусствах...
Соглашаясь с критиком, В.Котельников пишет: "На ту же мысль наводит сам финал и венец всей деятельности Штольца: она находит окончательное успокоение в семейном благополучии, в крымском имении, которое не что иное, как та же Обломовка, только устроенная в новейшем вкусе".
-
Ваше отношение к данной точке зрения? С чем вы согласны, против чего возражаете? Каково ваше отношение к Штольцу?
2. В чем Обломов видит смысл своего существования, свой удел?
Карточка №9.
1. Сравните две точки зрения:
а) "Обломав столь упорно отстаивает неприкосновенность каких-то сторон своей натуры... прячет их от соприкосновения с действительностью, отгораживается своим безобразным битом от агрессивных требований этой действительности переродиться, обратить ум, чувство, свободную волю человека только на достижение ближайших, осязаемых целей, на создание личного и общего благополучия"(Котельников)
б) Что служит причиной этой бездеятельности? Отсутствие воли, лень и апатия, неодолимо овладевшие Обломовым»»... полный паралич ума и воли" (Зерчанинов).
-
С чем вы согласны, с чем нет? Объясните свой ответ.
2. С какой целью, на ваш взгляд, автор изобразил Захара?
Карточка №10.
1. Прочитайте высказывание критика Бенедикта Сарнова: "Несчастье Обломова, крушение его жизни вовсе не в том, что идеал его жалок и убог, а в том, что для осуществления этого своего вроде бы не такого уж недостижимого идеала он тоже оказался непригоден...
Обломов у Гончарова - фигура трагическая. Но трагедия его не в том, что он предал какие-то там социальные идеалы, отказался от общественного служения, погряз в болоте эгоизма и обывательщины и прочая и прочая, как это утверждали Добролюбов и все его последователи; трагическая вина Обломова в том, что он предал себя, зарыл в землю таланты, данные ему Богом, впал в ничтожество".
-
Согласны ли вы с мнением критика? Докажите свою мысль, основываясь на знании романа.
2. Почему, на ваш взгляд, некоторые литературоведы (например, Л.Чернец) называют Захара психологической параллелью Обломова?
Карточка №11.
1. Критик Бенедикт Сарнов в статье "Непрочитанные классики" утверждает, что основная тенденция нашего времени выражается "в стремлении все вывернуть наизнанку, все вчерашние плюсы заменить минусами, а минусы - плюсами. При этом делается вид, что борьба идет с фальшивой, ложной советской интерпретацией классиков". Далее критик пишет, что "попытка сотворить себе кумира из Обломова... направлена против самого романа. Она находится в вопиющем противоречии не только с намерениями автора великой книги, но и с сокровенным, глубинным смыслом, воплощенном в созданных Гончаровым художественных образах".
-
Согласны ли вы с мнением критика? Каково отношение автора к своему герою? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на текст романа.
2. Как вы понимаете слова И.С.Тургенева: "Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова"?
Вопросы на знание текста.
I часть.
-
О каком образе жизни мечтает Илья Ильич Обломов?
-
Какую аферу «провернули» с Обломовым Иван Матвеевич и Затёртый? Как они сами объясняют удачу?
-
Расскажите, как обычно проходит день Захара. Как вы думаете, какие идеи выражает этот образ?
-
Расскажите о жизни влюблённого Ильи Ильича Обломова. От всех ли привычек прошлого он избавился?
-
Расскажите о семье и семейной жизни Ильи Ильича Обломова. Что его больше всего привлекало в таком образе жизни? Что беспокоило его жену?
-
Расскажите, как проходило учение Ильи Ильича. Какие качества характера Обломова заставляли Андрея помогать ему?
-
Расскажите о встречах Ольги и Штольца за границей. Что было в их отношении друг к другу главным, поддерживавшим их взаимное уважение и любовь?
-
Расскажите об истории жизни Ильи Ильича Обломова. Как он сам оценивает свою жизнь?
-
Перескажите эпизод прощания Ильи Ильича Обломова с Ольгой. Почему произошёл разрыв? Как вы думаете, могло ли состояться их счастье?
-
Расскажите, как Андрей Штольц помог Обломову выпутаться из сетей Ивана Матвеевича.
II часть.
-
Кто такой Иван Матвеевич?
-
Кто такой Судьбинский?
-
Кто такой Иван Фомич Затёртый?
-
Что советовал доктор Обломову, когда тот жил у вдовы Пшеницыной?
-
О ком идёт речь; «Он на Ивана Купалу по ночам в лесу один шатается: к ним, братцы, это не пристаёт»? По поводу чего это сказано?
-
Кто такая Анисья?
-
Кто такой Пенкин?
-
Кто такая Марья Михайловна?
-
Кто такой Иван Герасимович?
-
Кто такие Алексеев, Васильев, Иванов?
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»