РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ученого курса по химии в 10 классе (профильный уровень).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МО Г. НЯГАНЬ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании ШМО заместитель директора директор МБОУ
предметов образовательной по УВР_Ткачук Л.Э. «СОШ № 6»_______
области «Естествознание» О.Г.Волоснёв
протокол № ____ _________________ приказ № ______
«___»_____2013г «___»__________2013г от «__» августа_2013г
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по ХИМИИ
(наименование предмета)
в 10 классе
профильный уровень
Разработали:
Ким Н.В.,
учитель химии
высшей категории
г. Нягань
2013 г.
ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
для профильного и углубленного изучения химии в X—XI классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень)
Авторы: И. Г. Остроумов, О. С. Габриелян
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
10 класс
ПК — 4 ч в неделю; всего 136 ч
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по химии для 10 классов общеобразовательных учреждений является логическим продолжением авторского курса для основной школы. Поэтому она разработана с опорой на курс химии 8-9 классов. Результатом этого явилось то, что некоторые, преимущественно теоретические темы курса химии основной школы рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне. Автор делает это осознанно с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной и старшей ступенями обучения в общеобразовательных учреждениях.
Курс четко делится на две части соответственно годам обучения: органическую (10 класс) и общую химию (11 класс). Органическая химия рассматривается в 10 классе и строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. Поэтому ее изучение начинается с повторения важнейших понятий органической химии, рассмотренных в основной школе.
После повторения важнейших понятий рассматривается строение и классификация органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи (состав — строение — свойства) веществ является тема «Химические реакции в органической химии», которая знакомит учащихся с классификацией реакций в органической химии и дает представление о некоторых механизмах их протекания.
Полученные в первых темах теоретические знания учащихся затем закрепляются и развиваются на богатом фактическом материале химии классов органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения от более простых (углеводородов) до наиболее сложных (биополимеров). Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии.
Данная программа реализована в учебниках: Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю., Теренин В. И. Химия. 10 кл. Профильный уровень. — М.: Дрофа, 2005 г.;
Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Дрофа, 2006).
Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
-
Овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
-
Развитие познавательных интересов, и интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки ее вклады в технический процесс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
-
Воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
-
Применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решение практических задач в повседневной жизни; предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человеку и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
ИСХОДНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЯВИЛИСЬ:
-
БУП – 2004, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03.2004;
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом № 379 от 09.12.2008 г;
-
Федеральная примерная программа среднего (полного) общего образования по химии, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
-
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»(« Вестник образования», 2005, № 11 или сайт http:/www.vestnik.edu.ru).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
В результате изучения органической химии на профильном уровне
ученик должен
знать/понимать
• роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
• важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, ин-
дуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
• основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
• основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
• классификацию и номенклатуру органических соединений;
• природные источники углеводородов и способы их переработки;
• вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол,
этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь
• называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер вза- имного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;
• характеризовать: строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
• объяснять: реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
• выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
• проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
• осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных,
научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные
технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
• безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
• оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия. 10 кл. Профильный уровень: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2006 г.
2. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. 11 кл. Профильный уровень: Методическое пособие. — М.: Дрофа.
3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 кл. — М.: Дрофа, 2004.
4. Габриелян О. С., Лысова Г. Г., Введенская А. Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл.: В 2 ч. — М.: Дрофа, 2003—2004.
5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. — М.: Дрофа, 2003—2005.
6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. — М.: Дрофа, 2003—2005.
7. Химия. 10 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10»/О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2006.
8. Химия. 11 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой «Химия. 11»/О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2004— 2006.
9. Габриелян О. С., Решетов П. В., Остроумов И. Г., Никитюк А. М. Готовимся к единому государственному экзамену. — М.: Дрофа, 2003—2005.
10. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. — М.: Дрофа, 2005.
11. Габриелян О. С., Ватлина Л. П. Химический эксперимент в школе. 10 кл. — М.: Дрофа, 2005.
12. Габриелян О. С. Методические рекомендации по использованию учебников О. С. Габриеляна, Ф. Н. Маскаева, С. Ю. Пономарева, В. И. Теренина «Химия. 10» и О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой «Химия. 11» при изучении химии на базовом и профильном уровне. — М.: Дрофа, 2004— 2005.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Введение (10 ч)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: s u p. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Первое валентное состояние — sp3-гибридизация — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние — sр2-гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sp-гибридизация — на примере молекулы-ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных орбиталей и их расположения в пространстве с минимумом энергии.
Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, С12, N2, H2O, СН4. Шаростержневые и объемные модели СН4, С2Н4, С2Н2. Модель, выполненная из воздушных шаров, демонстрирующая отталкивание гибридных орбиталей.
Тема 1. Строение и классификация органических соединений (12 ч)
Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.
Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Рациональная номенклатура как предшественник номенклатуры ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп (алфавитный порядок).
Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях.
Демонстрации. Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Шаростержневые модели органических соединений различных классов. Модели молекул изомеров разных видов изомерии.
Тема 2. Химические реакции в органической химии (12 ч)
Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов.
Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.
Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров.
Реакции изомеризации.
Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.
Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом. Получение фенолоформальдегидной смолы. Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена и этанола. Крекинг керосина. Взрыв гремучего газа. Горение метана или пропанобутановой смеси (из газовой зажигалки). Взрыв смеси метана или пропанобутановой смеси с кислородом (воздухом).
Тема 3 Углеводороды (30 ч)
Понятие об углеводородах.
Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.
Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободно-радикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.
Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и спиртов. Поляризация π-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.
Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов.
Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение π-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными π-связями.
Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана, циклобутана.
Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение π-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного π-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3— в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.
Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной воронки.
Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Горение метана, пропанобутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропанобутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия. Взрыв смеси метана и хлора, инициируемый освещением. Восстановление оксида меди (II) парафином.
Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.
Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра.
Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Деполимеризация каучука. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Коагуляция млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или фикуса).
Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде.
Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол — вода. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола. Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды.
Лабораторные опыты. 1. Построение моделей молекул алканов. 2. Сравнение плотности и смешиваемости воды и углеводородов. 3. Построение моделей молекул алкенов. 4. Обнаружение алкенов в бензине. 5. Получение ацетилена и его реакции с бромной водой и раствором перманганата калия.
Практическая работа №1 «Качественный состав углеводородов».
Практическая работа №2. «Углеводороды».
Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды».
Тема 4. Спирты и фенолы (14 ч)
Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.
Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола.
Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.
Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярными формулами С3Н8О и С4Н10О. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом.
Лабораторные опыты. 6. Построение моделей молекул изомерных спиртов. 7. Растворимость спиртов с различным числом атомов углерода в воде. 8. Растворимость многоатомных спиртов в воде. 9. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II). 10. Взаимодействие водного раствора фенола с бромной водой.
Практическая работа №3. «Спирты и фенолы».
Тема 5. Альдегиды. Кетоны (12 ч)
Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение циановодорода и гидросульфита натрия. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны.
Демонстрации. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II).
Лабораторные опыты. 11. Построение моделей молекул изомерных альдегидов и кетонов. 12. Реакция «серебряного зеркала». 13. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). 14. Окисление бензальдегида кислородом воздуха.
Практическая работа №4. «Альдегиды и кетоны».
Контрольная работа №2 по теме «Спирты. Альдегиды и кетоны».
Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры (16 ч)
Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием π-связи в молекуле. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.
Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).
Жиры. Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).
Демонстрации. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение кислотности среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия.
Лабораторные опыты. 15. Построение моделей молекул изомерных карбоновых кислот и сложных эфиров. 16. Сравнение силы уксусной и соляной кислот в реакциях с цинком. 17. Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот и их солей. 18. Взаимодействие карбоновых кислот с основными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями. 19. Растворимость жиров в воде и органических растворителях.
Практическая работа №5 «Карбоновые кислоты»
Практическая работа №6. Распознавание образцов сливочного масла и маргарина.
Контрольная работа №3 по теме: «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры»
Тема 7. Углеводы (10 ч)
Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы.
Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.
Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.
Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы.
Лабораторные опыты. 20. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы. 21. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании. 22. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с аммиачным раствором оксида серебра. 23. Кислотный гидролиз сахарозы. 24. Качественная реакция на крахмал. 25. Знакомство с коллекцией волокон.
Практическая работа №6 «Углеводы» (Распознавание растворов глюкозы и глицерина)
Практическая работа №7. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.
Тема 8. Азотсодержащие органические соединения (12ч)
Амины. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.
Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.
Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.
Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.
Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.
Лабораторные опыты. 26. Построение моделей молекул изомерных аминов. 27. Смешиваемость анилина с водой. 28. Образование солей аминов с кислотами. 29. Качественные реакции на белки.
Практическая работа №8. «Амины, аминокислоты»
Практическая работа №9. « Белки: свойства и качественные реакции»
Практическая работа №10. «Идентификация органических соединений»
Практическая работа №11. Действие ферментов на различные вещества.
Контрольная работа №4 по теме «Азотсодержащие соединения».
Тема 9. Биологически активные вещества (2 ч)
Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов. Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов (A, D, E). Их биологическая роль.
Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами.
Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.
Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика.
Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FeCl3, MnO2). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветные реакции на белки). Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.
Лабораторные опыты. 30. Обнаружение витамина А в растительном масле. 31. Обнаружение витамина С в яблочном соке. 32. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца. 33. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 34. Разложение пероксида водорода под действием каталазы. 35. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. 36. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. 37. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ темы |
Название темы |
Количество часов на изучение темы |
Из них |
|
Практические работы |
Контрольные работы, зачёты, тесты, уроки решения задач |
|||
|
Введение |
10 |
- |
Решение задач - 1 |
1 |
Строение и классификация органических соединений. |
12 |
- |
Решение задач - 2 |
2 |
Химические реакции в органической химии. |
12 |
- |
Решение задач - 2 |
3 |
Углеводороды |
30 |
2 |
Зачёт – 1 Контрольная работа № 1 Решение задач - 3 |
4 |
Спирты и фенолы |
14 |
1 |
Решение задач – 2 Проверочных тестов - 1 |
5 |
Альдегиды и кетоны |
49 |
1 |
Контрольная работа № 2 Решение задач - 3 |
6 |
Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. |
16 |
2 |
Контрольная работа № 3 Решение задач - 3 |
7 |
Углеводы |
10 |
4 |
Контрольная работа № 4 Решение задач - 3 |
8 |
Биологически активные вещества |
2 |
- |
- |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ХИМИИ В 10 КЛАССЕ
(4 часа в неделю, общее количество часов в году – 136 часа)
Число уроков |
Дата урока |
Тема урока (уроков) |
Изучаемые вопросы |
Дополнительно к уроку |
Литература Дом.-е задание |
|
||||||||||||||||
Лабораторные и демонстрационные опыты |
медиаресурсы |
|
||||||||||||||||||||
план |
факт |
|
||||||||||||||||||||
10 |
ВВЕДЕНИЕ |
|
|
|||||||||||||||||||
2 |
|
2.09 2.09 |
Предмет органической химии. Роль и место органической химии в системе наук о природе |
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии. |
|
презентация |
§ 1 |
|
||||||||||||||
2 |
|
5.09 5.09 |
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова |
Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана. |
|
презентация |
§1,2, до с.8 ответить на вопросы 1-6, с.10 (устно) |
|
||||||||||||||
2 |
|
9.09 9.09 |
Строение атома углерода |
Повторение материала 8-9 класса |
Модели молекулы углерода |
|
§ 3 |
|
||||||||||||||
2 |
|
12.09 12.09 |
Валентные состояния атома углерода |
Первое валентное состояние — sp3-гибридизация — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние — sр2-гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sp-гибридизация — на примере молекулы-ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных орбиталей и их расположения в пространстве с минимумом энергии. |
Модели, шаростержневые модели |
|
§ 4 |
|
||||||||||||||
2 |
|
16.09 16.09 |
Валентные состояния атома углерода |
Решение задач и упражнений по теме |
Сборник задач |
презентация |
|
|
||||||||||||||
12 |
ТЕМА 1. СТРОЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ |
|
||||||||||||||||||||
2 |
|
19.09 19.09 |
Классификация органических соединений |
Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета». Классификация органических соединений по функциональным группам. |
Демонстрации. Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул. |
|
§ 5 |
|
||||||||||||||
2 |
|
23.09 23.09 |
Основы номенклатуры органических соединений |
Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Рациональная номенклатура как предшественник номенклатуры ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп (алфавитный порядок). |
Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Шаростержневые модели органических соединений различных классов. |
|
§ 6 |
|
||||||||||||||
2 |
|
26.09 26.09 |
Номенклатура органических соединений |
Решение заданий по теме |
|
|
|
|
||||||||||||||
2 |
|
30.09 30.09 |
Изомерия в органической химии и ее виды |
Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. |
Модели молекул изомеров разных видов изомерии. |
|
§ 7 |
|
||||||||||||||
1 |
|
|
Обобщение и систематизация знаний о строении и классификации органических соединений |
|
|
|
С. 18-23, 45-48 |
|
||||||||||||||
2 |
|
|
Решение задач на вывод формул по долям элементов в молекуле. |
Решение задач |
|
|
|
|
||||||||||||||
1 |
|
Контрольная работа №1 по теме 1. |
|
|
|
С. 27, 48 |
|
|||||||||||||||
12 |
ТЕМА 2. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ |
|
||||||||||||||||||||
2 |
|
|
Типы химических реакций в органической химии. Реакции замещения и присоединения. |
Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. |
Демонстрации. Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание раствора перманганата калия этиленом и ацетиленом. |
|
§ 8 |
|
||||||||||||||
2 |
|
|
Типы химических реакций в органической химии. Реакции отщепления (элиминирования) и разложения. |
Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров. Реакции изомеризации. |
Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена из этанола. Крекинг керосина. |
|
|
|
||||||||||||||
1 |
|
|
Типы реакций в органической химии. |
Решение упражнений. |
|
|
|
|
||||||||||||||
2 |
|
|
Реакционные частицы в органической химии. |
Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. |
|
|
§ 9 |
|
||||||||||||||
2 |
|
|
Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. |
Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова. |
|
|
|
|
||||||||||||||
2 |
|
|
Урок решения задач. |
Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи. |
|
|
|
|
||||||||||||||
1 |
|
|
Обобщение и систематизация знаний о химических реакциях и видах реагирующих частиц. |
|
|
|
С. 60-65 |
|
||||||||||||||
30 |
ТЕМА 3. УГЛЕВОДОРОДЫ |
|
||||||||||||||||||||
2 |
|
|
Природные источники углеводородов: нефть, природный газ, каменный уголь |
Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых. |
Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. |
|
§ 10 |
|||||||||||||||
2 |
|
15.11 15.11 |
Алканы. Строение, изомерия, номенклатура, физические свойства и способы получения. |
Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. |
Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной воронки. Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Горение метана, пропанобутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. |
|
§ 11 |
|||||||||||||||
2 |
|
16.11 19.11 |
Химические свойства алканов. Применение алканов |
Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободно-радикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве. |
Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропанобутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия. Взрыв смеси метана и хлора, инициируемый освещением. |
|
§ 11 |
|||||||||||||||
|
|
|
Практическая работа №1 «Качественный анализ органических соединений» |
|
|
|||||||||||||||||
2 |
|
|
Алкены. Строение, изомерия, номенклатура, физические свойства и получения. |
Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и спиртов. |
Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. |
|
§ 12 |
|||||||||||||||
2 |
|
|
Химические свойства алкенов. Применение алкенов |
Поляризация π-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях. |
Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена. |
|
§ 12 |
|||||||||||||||
|
|
|
Практическая работа №2 «Углеводороды. Получение этилена и изучение его свойств» |
|
||||||||||||||||||
2 |
|
|
Алкины. Строение, изомерия, номенклатура, физические свойства и получения. |
Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. |
Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства. |
|
§ 13 |
|||||||||||||||
2 |
|
|
Химические свойства алкинов. Применение алкинов. |
Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов. |
Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра. |
|
§ 13 |
|||||||||||||||
1 |
|
|
Алкадиены. Строение молекул. Изомерия и номенклатура. |
Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение π-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. |
Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Деполимеризация каучука. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Коагуляция млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или фикуса). |
|
§ 14 |
|||||||||||||||
2 |
|
|
Химические свойства алкадиенов. Каучук. |
Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными π-связями. |
|
|
§ 14 |
|||||||||||||||
1 |
|
|
Циклоалканы. Строение, изомерия, номенклатура и свойства. |
Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана, циклобутана. |
Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде. |
|
§ 15 |
|||||||||||||||
2 |
|
|
Арены. Строение молекулы бензола и его гомологов. Применение бензола и его гомологов. |
Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение π-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного π-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. |
Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол — вода. гомологов. |
|
§ 16 |
|||||||||||||||
2 |
|
|
Химические свойства бензола и его гомологов. Применение бензола и его гомологов |
Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3— в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов. |
Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола. Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды. |
|
§ 16 |
|||||||||||||||
1 |
|
|
Генетическая связь между классами углеводородов. |
|
|
|
|
|||||||||||||||
2 |
|
|
Генетическая связь между классами углеводородов. |
Решение цепочек превращений |
Из вариантов ЕГЭ |
|
|
|||||||||||||||
1 |
|
|
Углеводороды. |
Урок решения задач по теме 1.Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2.Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3.Комбинированные задачи. |
|
|
|
|||||||||||||||
1 |
|
|
Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды» |
Зачёт №1 по номенклатуре алканов |
|
|
С. 98-103, 133-138, 163-168 |
|||||||||||||||
1 |
|
|
Контрольная работа по теме 2 «Углеводороды» |
|
|
|||||||||||||||||
14 |
ТЕМА 4. СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ |
|||||||||||||||||||||
2 |
|
|
Спирты: состав, классификация, изомерия, номенклатура, получение и физические свойства |
Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. |
Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярными формулами С3Н8О и С4Н10О. |
|
§ 17 упр.1-6 |
|||||||||||||||
2 |
|
|
Химические свойства предельных одноатомных спиртов, их применение |
Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. |
Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола. Лабораторные опыты. Построение моделей молекул изомерных спиртов. Растворимость спиртов с различным числом атомов углерода в воде. |
Сообщения по применению спирта и проблеме алкоголизма. |
§ 17, упр.7-10 |
|||||||||||||||
2 |
|
|
Химические свойства предельных многоатомных спиртов, их применение |
Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. |
Растворимость многоатомных спиртов в воде. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II). |
|
§ 17, упр.11-15 |
|||||||||||||||
1 |
|
|
Биологическая роль спиртов. |
Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма. |
|
|
§ 17, упр., сообщения |
|||||||||||||||
2 |
|
|
Фенолы: строение, физические и химические свойства, применение |
Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола. |
Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом. |
|
§ 18 |
|||||||||||||||
2 |
|
|
Спирты и фенолы. Обобщение. |
Урок решения задач Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям. |
|
|
|
|||||||||||||||
1 |
|
|
Практическая работа №3 «Спирты и фенолы» |
С.286,287 |
||||||||||||||||||
2 |
|
|
Взаимосвязь углеводородов и спиртов. |
Решение заданий и тестов. |
Из вариантов ЕГЭ |
|
|
|||||||||||||||
12 |
ТЕМА 5. АЛЬДЕГИДЫ И КЕТОНЫ |
|||||||||||||||||||||
2 |
|
|
Альдегиды и кетоны: классификация, изомерия, номенклатура, получение. Строение молекул и физические свойства альдегидов |
Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. |
|
|
§ 19, упр.1-4 |
|||||||||||||||
2 |
|
|
Химические свойства альдегидов, их применение |
Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. |
|
|
§ 19, упр. 5-9 |
|||||||||||||||
2 |
|
|
Химические свойства кетонов, их применение |
Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение циановодорода и гидросульфита натрия. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны. Качественная реакция на метилкетоны. |
|
|
§ 19, упр. 10-12 |
|||||||||||||||
2 |
|
|
Урок решения задач. |
Решение задач и уравнений по теме. |
|
|
С. 240-244, 256-258 |
|||||||||||||||
1 |
|
|
Практическая работа №4. «Альдегиды и кетоны». |
|
|
|||||||||||||||||
2 |
|
|
Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях |
|
|
|
|
|||||||||||||||
1 |
|
|
Контрольная работа №2 по темам «Спирты и фенолы», «Альдегиды и кетоны» |
|
|
|
|
|||||||||||||||
16 |
ТЕМА 6. КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ. СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ. ЖИРЫ. |
|||||||||||||||||||||
2 |
|
|
Карбоновые кислоты: классификация, изомерия, номенклатура, получение. Строение молекул и физические свойства карбоновых кислот |
Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых |
Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной,масляной,щавелевой,лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. |
|
§ 20, упр.1-4 |
|
||||||||||||||
2 |
|
|
Химические свойства карбоновых кислот. Применение карбоновых кислот |
Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием π-связи в молекуле. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты. |
Сравнение кислотности среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. |
|
§ 20, упр.7-10 |
|||||||||||||||
2 |
|
|
Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства, применение |
Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. |
Демонстрации. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. |
|
§ 21 |
|||||||||||||||
1 |
|
|
Сложные эфиры |
Урок решения задач. |
|
|
|
|||||||||||||||
2 |
|
|
Жиры: состав и строение молекул. Физические и химические свойства жиров. Мыла |
Жиры – производные высших карбоновых кислот и глицерина. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении). |
Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия. |
|
§ 21 |
|||||||||||||||
2 |
|
|
Урок решения задач. |
Решение задач на вывод формул по долям элементов. |
|
|
С. 287, 288 |
|||||||||||||||
1 |
|
|
Практическая работа №5 «Карбоновые кислоты» |
С. 288-290 |
||||||||||||||||||
1 |
|
|
Практическая работа №6. Распознавание образцов сливочного масла и маргарина. |
|
||||||||||||||||||
2 |
|
|
Обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры» |
|
|
|
С. 309-313 |
|
||||||||||||||
1 |
|
|
Контрольная работа №3.по теме: «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры» |
|
|
|
|
|||||||||||||||
10 |
ТЕМА 7. УГЛЕВОДЫ |
|||||||||||||||||||||
1 |
|
|
Углеводы, их состав и классификация |
Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества. |
|
|
§ 22, упр.1-6 |
|||||||||||||||
2 |
|
|
Моносахариды. Гексозы. Глюкоза и фруктоза |
Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль. |
Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. |
|
§ 23, упр.1-5 |
|||||||||||||||
2 |
|
|
Дисахариды. Важнейшие представители |
Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья. |
Демонстрации. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. |
|
§ 23, упр.6-10 |
|||||||||||||||
2 |
|
|
Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза |
Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров. |
Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Качественная реакция на крахмал. Знакомство с коллекцией волокон. |
|
§ 24, упр.1-4 |
|||||||||||||||
1 |
|
|
Углеводы. |
Урок решения задач. |
|
|
§ 24, упр.5 |
|||||||||||||||
1 |
|
|
Практическая работа №6 «Углеводы» (Распознавание растворов глюкозы и глицерина) |
|
||||||||||||||||||
1 |
|
|
Практическая работа №7. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине. |
|
||||||||||||||||||
12 |
ТЕМА 8. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ |
|||||||||||||||||||||
1 |
|
|
Нитросоединения. Амины: строение, классификация, номенклатура, получение и физические свойства. Химические свойства аминов. |
Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов. |
Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. |
|
§ 25, упр.1-9 |
|||||||||||||||
2 |
|
|
Аминокислоты: состав и строение молекул. Номенклатура аминокислот, их физические и химические свойства, получение. |
Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот. |
Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. |
|
§ 26,упр.1-7 |
|||||||||||||||
1 |
|
|
Белки как биополимеры. Их биологические функции. Значение белков. |
Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. |
Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. |
|
§ 27, сообщения |
|||||||||||||||
1 |
|
|
Пиррол. Пиридин. Пиримидиновые и пуриновые основания, входящие в состав аминокислот. Нуклеиновые кислоты.1 |
Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений. |
|
|
§ 28, сообщения |
|||||||||||||||
1 |
|
|
Обобщение и систематизация знаний об углеводах и азотсодержащих соединениях |
|
|
|
С. 331-333, 368-371 |
|||||||||||||||
1 |
|
|
Контрольная работа по теме «Углеводы», «Азотсодержащие соединения» |
|
|
|
||||||||||||||||
1 |
|
|
Практическая работа №8. «Амины, аминокислоты» |
С. 292. 293 |
||||||||||||||||||
1 |
|
|
Практическая работа №9. « Белки: свойства и качественные реакции» |
|
||||||||||||||||||
1 |
|
|
Практическая работа №10. «Идентификация органических соединений» |
С. 293, 294 |
||||||||||||||||||
1 |
|
|
Практическая работа №11. Действие ферментов на различные вещества. |
|
||||||||||||||||||
1 |
|
|
Контрольная работа №4 по теме «Азотсодержащие соединения». |
Контроль и учёт знаний. |
|
|
|
|||||||||||||||
2 |
ТЕМА 9. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА |
|||||||||||||||||||||
1 |
|
|
Витамины. Лекарства |
|
|
|
§ 29, сообщения |
|||||||||||||||
1 |
|
|
Ферменты. Гормоны |
|
|
|
§ 30 сообщения |
1 Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
урок Валентные состояния атома углерода. Изучаемые понятия: «Решение задач (?) и упражнений по теме.» Может всё таки: первое валентное состояние, второе и т.д. А в разделе Демонстрационные опыты вы написали: Сборник задач (?). К другому уроку вы в этом разделе приводите список таблиц. Наверное, стоит поменять название раздела.
Странно звучит сочетание: урок Сложные эфиры. Изучаемые понятия: урок решения задач (?)
Когда прописываете урок практической работы (например «Распознавание образцов сливочного масла и маргарина») недостаточно писать только название работы (какой предложен эксперимент, какое оборудование, реактивы).
Отсутствует подведение итогов в конце года (итоговая к.р. или большой тест по типу ЕГЭ и т.п.). Желаю успехов!