Математическое шоу «Такси»
План проведения мероприятия.
-
Вступительное слово учителя
-
Ознакомление учащихся с правилами игры
-
Представление игроков
-
Проведение игры
-
Подведение итогов игры
Пояснительная записка
Математическое шоу «Такси» может быть проведено в рамках предметной недели в
8-9; 10-11 классах. В ней могут принять участие как учащиеся одного класса, так и учащиеся разных классов и параллелей.
Во время игры учащимся предлагаются задачи, вопросы по математике и из истории возникновения и развития алгебры, а так же занимательные факты.
Цели мероприятия:
-развитие познавательной активности и познавательного интереса к предмету, расширение математического кругозора, личностных качеств учащихся, их коммуникативных характеристик, логического мышления, воспитание патриотизма;
Межпредметные связи и анализ УУД учащихся на отдельных этапах мероприятия.
Всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем.
На этапах предложенной игры формируются регулятивные и коммуникативные учебные действия.
Познавательные учебные действия заключаются в успешном развитии творческих способностей учащихся на основе заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях.
На нынешнем этапе образования особенно ценится умение самостоятельно мыслить в новых неизвестных условиях. На этом занятии проходит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения.
Внеклассное занятие наиболее способствует формированию коммуникативных УУД. сочетающая индивидуальную работу каждого ученика с активной работой всего класса или группы.
Формирование УУД обучающихся позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску.
Форма проведения: познавательная игра.
Состав: учитель, учащиеся класса, две-три команды по четыре человека.
Место проведения: школьный кабинет, оборудованный мультимедипроектором.
Приложение: электронная презентация.
Сценарий математического шоу «Такси»
1. Вступление.
Ведущий (учитель): Добрый день, ребята.
Читает стихи Ковалевской:
«Если ты в жизни, хотя на мгновенье
истину в сердце своем ощутил.
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решенье своем неизменном,
Рок не назначил тебя впереди-
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной.
Небо покроется черною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.»
Ведущий: Чьи это стихи? А ответить на этот вопрос нам поможет наша игра, которая называется «Математическое такси». Эта игра связана с математикой и историей её развития. В игре принимают участие две-три команды».
2. Правила игры:
Едем – отвечаем на вопросы (можно воспользоваться подсказками), отвечаем правильно – получаем деньги, если не будет правильного ответа – покидаем игру.
Вас ждут вопросы :
- простые - стоимостью 1 рубль,
- сложные - стоимостью 3 рубля,
- суперсложные – стоимостью 5 рублей.
У вас есть 3 жизни и вы можете воспользоваться 2 подсказками: звонок другу и спросить у
прохожего.
3. Представление участников. Ведущий узнает об их интересах, настрое на игру и т.п.
4. Проведение игры.
Ведущий: Итак, поехали? – Поехали! В начале пути вам предстоит ответить на простые вопросы. Напоминаю, что вы всегда можете воспользоваться подсказками.
Простые вопросы:
1. Правда ли, что если 100 разделить на половину получится 200?
- Да
2. Масса 1 литра воды 1 кг?
– Да
3. Можно ли при делении натуральных чисел в ответе получить ноль?
– Нет
-
Горело 5 свечей, две из них погасли. Сколько свечей осталось: две или три?
- Две
5. 2 числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются…
- взаимообратными,
- противоположными.
- Противоположными
Ведущий: Продолжаем движение. Вы справились с легкими вопросами. Молодцы!
Сложные вопросы:
6.6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?
- 6 дней
7. Какой музыкальный инструмент получится, если на участке в 100 кв.м. звучит одна и та же нота?
- Арфа
8. 160-ий юбилей какого русского математика отметили в 2010 году?
- С.В. Ковалевская
Молодцы! Вы успешно прошли испытание. А теперь вам предстоит ответить на суперсложные вопросы. Выберите правильный ответ из предложенных.
9. Где провела детские годы С.В.Ковалевская?
Москва, Псков- с.Полибино
Правильный ответ: с. Полибино
10. Не может быть! Ведь прошло только несколько минут! Понимаете ли, что это чудо! Чудо. Черт вас подери! За такой срок доказать мою теорему! Я всегда утверждал. Что русские – это всегда загадка! Вы давно занимаетесь математикой? Кому принадлежат эти слова?
- Карл Фридрих Гаусс.
-Вейерштрасс Карл.
Теодор Вильгельм.
Правильный ответ – Теодор Вильгельм
11. За принцип работы этой детской игрушки С.В. Ковалевской вручили премию 5000 франков вместо объявленных 3000. Назовите эту игрушку.
- Матрешка.
- Волчок.
- Пирамидка.
Правильный ответ - Волчок
12. Какую повесть написала С.В. Ковалевская в 1984 году?
-Фаталист.
-Курсистка.
-Нигилистка.
Правильный ответ -Нигилистка
13. Молодые ученые для проведения научно – исследовательских работ и достижения выдающихся результатов получают премию им. С.В. Ковалевской. Она составляет:
- 10 млн.долларов
- 1,65 млн. евро
- 50 млн. рублей
Правильный ответ – 1,65 евро
14. С чего начиналась любовь к математике у С.В. Ковалевской?
-Первый учитель
- М.В. Остроградский
- Дядя Ковалевской
Правильный ответ - М.В. Остроградский
Итак, мы приехали!
Ваш выигрыш составляет - …… рублей., с чем я вас и поздравляю.
Но главное не денежный выигрыш, а то что вы потренировали свою помять, попробовали присушатся к мнению других и выбрать правильный ответ.
Кроме того мы прикоснулись к биографии первой из женщин - доктору философии и магистру изящных наук – Ковалевской С.В. Спасибо за игру.
Для продолжения игры с другими участниками предлагаю следующие вопросы. Правильные ответы подчеркнуты.
Простые вопросы:
1. Сколько музыкантов в квартете? Четыре или восемь?
2. Правда ли, что треугольник со сторонами 3, 4, 5 называется греческим? Да
3. Соперник крестика. Нолик
4. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. А сколько километров проехал ямщик? 5 км.
Сложные вопросы:
5. В переводе с греческого слово конус означает:
- сосновая шишка, - волчок, - вулкан, - пик
6.Известному математику К.Гауссу принадлежат слова «Математика – царица наук», а что является царицей математики? Арифметика.
7.Какие цифры используются в десятичной системе счисления? Арабские, латинские или римские?
8.Кто из математиков древности погиб от руки римского солдата, гордо воскликнув, «Лучше убей меня, но не трогай моих чертежей». Архимед.
9. Одна девочка ответила: "Двести сорок да двести сорок будет четыреста сорок”. Что ответила учительница? Правильно!
10. Какая порода собак получится из 16,38 кг и хвойного дерева? Пудель.
Суперсложные вопросы:
11. Теорема невест и теорема Гоу-гу. Это одно и то же или нет?
12. Девизом какой работы С.В.Ковалевской являются слова:
«Говори, что знаешь делай, что должен пусть будет – чему быть»
- Теорема Коши – Ковалевской. - Работа «Обращение твердого тела».
Подобного рода вопросы может составить любой учитель, заинтересовавшийся этим сценарием.
Суворова Надежда Степановна
с. Русские Шои Куженерского района Республики Мари Эл
МБОУ «Русскошойская средняя общеобразовательная школа»
Математика
А.Г. Мордкович. Алгебра и начала анализа, 10 – 11.
Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: 2011.
Мероприятие. Математическое шоу «Такси»
9-11 классы
Продолжительность 45 минут
Использование ИТ - компьютер, мультимедийный проектор
Методические рекомендации по использованию презентации:
Для возможного выбора и удобства применения предлагаю варианты электронных презентаций.
Приложение 1:
Количество слайдов- 8
Приложение 1:
Количество слайдов – 19
Приложение 2:
Количество слайдов - 15
Среда (редактор), в которой выполнена презентация Windows XP
Цель: выделение основных структурных элементов мероприятия;
стимулирование у учащихся познавательного интереса;
акцентирование наглядности материала.
Задачи: развитие познавательной активности и познавательного интереса к предмету,
и расширение математического кругозора;
развитие личностных качеств учащихся, их коммуникативных характеристик,
логического мышления;
- Вебинар «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов»
- Вебинар «Пальчиковая живопись как нетрадиционная изобразительная техника в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Вебинар «Нейродинамическая гимнастика для детей дошкольного возраста: повышаем согласованность полушарий, улучшаем речевые навыки, развиваем мелкую и крупную моторику, корректируем эмоционально-волевую сферу»
- Вебинар «Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм»
- Вебинар «Использование игрового массажа и самомассажа как оздоровительного мероприятия для укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре