Итоговый урок по теме «Внутренние воды России»
ТЕМА: Итоговый урок по теме «Внутренние воды России»
Цели и задачи урока:
Закрепить и определить уровень знаний по изученной теме: (знание «Особенности вод России, размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание»).
Развивать навыки работы с картами (показать на карте реки, озёра, болота, ледники).
Отработать, закрепить и систематизировать знания и умения по теме: « Внутренние воды и водные ресурсы».
Оборудование: физическая карта России, атласы, схемы, таблицы, контурные карты.
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма проведения: урок – соревнование.
Ход урока.
Орг. момент.
Сообщение темы и цели урока.
Какую тему мы рассматривали вот уже несколько уроков? ( Внутренние воды России)
Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода - это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше - это внутренние воды.
Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали?
( Внутренние воды: реки, озера, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота).
И вместе с тем узнали очень много новых понятий.
Урок мы сегодня проведем в форме соревнования. За каждый правильный ответ или верно выполненное задание вы будите получать жетон, а в конце урока подведем итоги.
Задание 1. А начнем мы с игры «термин - понятие»
1.половодье - ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.
2. падение реки - превышение истока реки над устьем.
3.режим реки - распределение стока реки в течение года
4. наводнение – стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.
5. сель – грязекаменные потоки.
6. межень – низкий уровень воды в реке.
7. водные ресурсы- воды суши, пригодные для хозяйственного использования.
8. многолетняя мерзлота – слой горных пород не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет.
9. болото – переувлажненный участок местности
10. водохранилище. - крупные искусственные водоемы, созданные на реках.
11. уклон реки - отношение падения к длине реки
12. снеговая линия – уровень, выше которого снег не тает, накапливается и превращается в лед.
Что называется рекой?
Река – поток воды, текущей в выбранном им углублении (русле).
Задание 2 Следующее задание будет таким (работа по карточке)
Бассейн, какой реки изображен на карточке, подпишите ее название и покажите, в каком
направлении она течёт? (Обь, течет с юга на север)
Покажите реку на карте и назовите ее притоки.
Докажите что от рельефа зависит скорость и характер течения рек.
Задание 3. Поработаем с контурной картой, откройте страницу 4. Я буду называть вам реки и озера, а вы их подписывайте.
Волга
Печора
Обь
Иртыш
Енисей
Лена
Яна
Индигирка
Онежское озеро
Ладожское озеро
озеро Байкал
Каспийское море-озеро
Амур
Дон
Западная Двина
Северная Двина
Кубань
озеро Таймыр
Колыма
Терек
Взаимопроверка, сравнение с атласом.
Задание 4: Практическая работа.
Составьте сравнительную характеристику двух рек, принадлежащих к разным океаническим бассейнам (по выбору) используя план описания реки. ВОЛГА и ИРТЫШ
- к бассейну, какого океана относится: исток, устье реки
- характер течения реки
- конфигурация речного бассейна, основные притоки
- источники и режим питания реки
- возможное хозяйственные использование, крупнейшие города, искусственные сооружение на реке.
- стихийные явления природы, связанные с рекой.
Замкнутые котловины, заполненные водой, они бывают сточными и бессточными – о чем идет речь? ( Об озёрах.)
В нашей стране озёр немногим меньше трех миллионов. Самое большое море-озеро – Каспийское, самое глубокое (1620) - Байкал.
Задание 5: Заполните таблицу
Озёра различаются по происхождению:
Типы озерных котловин по происхождению
Название озёр
1. Тектонические - Байкал
2. Ледниково-Тектоническое - Ладожское, Онежское
3. Вулканические - Курильские озёра
4. Термокарстовые - Неджели
5. Остаточное - Каспийское море
Задание 6: Подпишите озёра изображённые на рисунке, определите сточные или бессточные:
Ответ:
Ладожское – сточное,
Ханка – бессточное,
Таймыр – сточное,
Чудское и Псковское – сточное,
Онежское – сточное.
Болота – это переувлажненные участки местности.
Назовите необходимые условия образования болот:
Ответ:
избыточные увлажнение (к › 1)
плоский рельеф, замедлений сток;
зарастание озер;
близость грунтовых вод.
близость к поверхности водоупорного слоя (вечная мерзлота, щит платформы).
Вопрос: Почему нельзя осушить все болота?
Ответ:
На болотах идет очистка воды, болото дает начало многим рекам.
На болотах растут ценные ягоды - клюква, морошка, голубика.
В болотах образуется торф, который используется как топливо, и как удобрение.
Болото – места обитания водоплавающих птиц – уток, куликов, гусей и др.
Задание 7. Водные ресурсы – это воды (поверхностные и подземные), который человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве, без воды человек жить не может.
Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление
Человек влияет на водные ресурсы.
- рассмотрим две стороны этого процесса: отрицательное влияние и положительное влияние. В чем же состоит отрицательное влияние?
(Изменяется качество воды из-за сбросов сточных вод.)
Вопрос: Приведите примеры ухудшения качества воды.
Ответ:
а) сплав древесины (молевой) – часть древесины, намокая, тонет, гниет, загрязняет воду
ядовитыми веществами
б) Загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме этого, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т.к. происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит затоплений пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ остаются деревни, и даже города.
Вопрос: Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений россиян?
Ответ:
Строит очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.
Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на этом предприятии.
Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: составить кроссворд по изученной теме
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре