В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Лингвистическая викторина «Будь грамотным – будь успешным!»


Викторина «Будь грамотным – будь успешным!»


Учение – не только свет; согласно народной поговорке, но оно и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание.
Иван Тургенев.

Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре. 8 сентября весь мир празднует День грамотности.

Немного об истории возникновения этого праздника.

В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Каждый пятый житель Земли старше 15-ти лет не умеет читать и писать. 100 миллионов детей, наших современников, не ходят в школу. Ведь только около 50-ти стран обеспечивают общий доступ к начальному образованию. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.

Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (International Literacy Day) – 8 сентября.

Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена  координатором всех мероприятий.

Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.

 День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.

Традиции Дня грамотности.

8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.

Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.

В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.

В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка. Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.

И в нашей гимназии сложилась традиция проводить цикл мероприятий, посвященных Дню распространения грамотности.

Сегодня мы проведем викторину «Будь грамотным – будь успешным!».

Ход игры:

  • Представление команд;

  • Блиц для 5-х классов;

  • Блиц для 6-х классов;

  • Блиц для 7-х классов;

  • Блиц для 8-х классов;

  • Блиц для 9-х классов;

  • Блиц для 10-х классов;

  • Блиц для 11-х классов;

  • Конкурс капитанов;

  • Конкурс «мы – одна команда!»

Оценивать игру будет наше компетентное жюри! (Преставление членов жюри)

А сейчас мы переходим к первой части нашего конкурса – представлению команд. Напоминаю, что представление команд также оценивается жюри. Максимум команда может получить 2 балла. Команды, прошу на сцену!


(Представления команд)

Команды заняли свои места. И я попрошу подойти ко мне двух представителей 5-х классов, от каждой команды – по одному. (Аналогично вызываются представители других параллелей)

Задания зачитываются ведущим и выводятся на экран (презентация).


Блиц для 5 классов.

С предложенными паронимами составьте словосочетания, в которых была бы четко видна разница в значениях этих паронимов. От вас требуется два словосочетания соответственно. За каждое правильное словосочетание вы получаете 0,5 б. Максимум за это задание вы можете получить 1 балл.

1 команда: одеть – надеть

Ответ: одеть ребенка – надеть шапку.

2 команда: компания - кампания

Ответ: компания друзей – избирательная кампания.


Блиц для 6 классов.

Выберите правильный вариант произношения. Вам будут представлены три слова. За каждый правильный ответ вы получаете 0,5 б. Максимум за это задание ваша балловая копилка может пополниться на 1,5 балла.


1 команда:

ЗвОнишь или звонИшь

катАлог или каталОг

жАлюзи или жалюзИ

Ответ: звонИшь, каталОг, жалюзИ.

2 команда:

квАртал или квартАл

красИвее или красивЕе

дОговор или договОр

Ответ: квартАл, красИвее, договОр.


Блиц для 7 классов.

Вам будет дано прилагательное. Ваша задача – составить с этим прилагательным два словосочетания: в одном словосочетании прилагательное должно выступать как притяжательное, в другом – как качественное. За каждое правильно составленное словосочетание вы получаете 0,5 балла. Максимум за задание вы можете получить 1 балл.


1 команда: волчий

Ответ: волчий хвост – волчий аппетит.

2 команда: медвежий

Ответ: медвежья берлога – медвежья услуга.


Блиц для 8 классов.

Ответьте на вопрос. За правильный ответ вы получаете 1 балл.

1 команда: Какой частью речи является слово «неужели»?

Ответ: частица.

2 команда: Какой частью речи является слово «кричащий»

Ответ: действительное причастие настоящего времени.


Блиц для 9 классов.

Продолжите пословицу. Вам будет предложено по три пословицы. За каждый правильный ответ вы получаете 0,5 балла. Максимум вы можете принести своей команде 1,5 балла.


1 команда:

Труд человека кормит,

Глаза страшатся,

Хочешь много знать –

Ответ:

Труд человека кормит, а лень портит.

глаза страшатся, а руки делают.

хочешь много знать - надо мало спать.

2 команда:

Не спеши языком –

Сам пропадай,

С кем поведешься,

Ответ:

не спеши языком - торопись делом.

сам пропадай, а товарища выручай.

с кем поведешься, от того и наберешься.



Блиц для 10 классов.

Назовите современные русские эквиваленты старославянизмов. Вам будет дано по три старославянизма. За каждый правильный ответ вы получаете 0,5 балла. Максимум за задание вы можете получить 1, 5 балла.


1 команда:

Чело

Ланиты

Десница

Ответ: Лоб, щеки, правая рука.

2 команда:

Перст

Живот

Зеница

Ответ: Палец, жизнь, зрачок (глаз).



Блиц для 11 классов.


Расшифруйте аббревиатуры. Вам будет предложено по две аббревиатуры, по 0,5 балла за каждую. Максимум вы можете получить 1 балл за задание.


1 команда: НИИ, ДНК

Ответ: Научно-исследовательский институт, Дезоксирибонуклеи́новая кислота́.

2 команда: ГАИ, ЗАГС

Ответ: Государственная автомобильная инспекция, Запись актов гражданского состояния.

Конкурс капитанов.

  1. Ответьте на вопросы. Вы можете использовать бумагу и ручку. На раздумье вам дается 30 секунд. За правильный ответ вы получаете 1 балл.

1 команда: Какое слово имеет корень такой же, как и в слове СКАЗКА, суффикс такой же, как и в слове ИЗВОЗЧИК, приставку такую же, как и в слове РАСХОД?

Ответ: рассказчик.

2 команда: Корень этого слова находится в слове ПРЕПОДНОСИТЬ, приставка – в слове ВЫПИСАТЬ, суффикс и окончание – в слове ТЕРПЕЛИВЫЙ. Что это за слово?

Ответ: выносливый.


  1. Замените предложенные фразы известными фразеологизмами. Три фразеологизма по 0,5 балла в сумме принесут вам 1,5 балла. Игроки вашей команды могут давать вам подсказки.


1 команда:

Обычно он много болтает;

Он все умеет делать;

Он главный мой помощник;

Ответ: язык без костей, мастер на все руки(золотые руки), правая рука.

2 команда:

Братья очень похожи друг на друга;

Ему угрожает неприятность с двух сторон;

На него положиться нельзя – он часто меняет свое мнение;

Ответ: как две капли воды, меж двух огней, у него семь пятниц на неделе.



  1. Разгадайте шараду. За правильный ответ вы получаете 1 балл.


1 команда:

С буквой К бери меня на покос.

А без буквы К ужалю в нос.

Ответ: коса – оса.

2 команда:

Из писка птиц мой первый слог возьмете,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдете

То, что не раз едали вы.

Ответ: пи-рог.



  1. Задание-соревнование. Баллы получает та команда, которая первая даст верный ответ. Максимум можно получить 1 балл.

Догадайтесь, каким словом заканчивается придуманная журналистом и литератором И. Фоняковым фраза ТАРТУ ДОРОГ КАК ГОРОД...

Как называется такая языковая игра?

Ответ: Тарту дорог как город УТРАТ. Палиндром.


Конкурс «Мы – одна команда».


  1. На карточках написано по два предложения. Задание:

В первом предложении заменить все слова (кроме служебных) синонимами.

Во втором предложении заменить все слова (кроме служебных) антонимами.

За каждое правильно составленное предложение вы получаете 0,5 балла. В сумме – 1 балл. На выполнение задания у вас есть 3 минуты.


1 команда:

1.Доктор прописал пациенту инъекцию.

2.Наступает летнее утро.

Ответ: 1.Врач назначил больному уколы. 2. Заканчивается зимний вечер.

2 команда:

1.Караульный спрятался под кровлей здания.

2. Юноша бодро шагает по широкой дороге.

Ответ: 1. Сторож укрылся под крышей дома. 2. Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.


  1. «Загадочный круг». В каждом круге написано шесть букв. Ваша задача – найти как можно больше различных имен существительных, которые можно прочесть по ходу часовой стрелки и наоборот, но обязательно подряд.

За каждое слово вы получаете 0,1 балл. Если вы называете все слова, то получаете 1,3 балл. На выполнение вам дается 4 минуты.


1 команда:








Ответ: Сок, кол, село, сокол, лесок, лес, колесо, око, осел (всего – 9 слов).

2 команда:








Ответ: Сок, око, коса, оса, осадок, ад, док, код, ода, сад, ас, садок (всего – 12 слов).





  1. Подберите антонимы к прилагательным в парах словосочетаний. Будьте внимательны! Каждой команде даны три пары словосочетаний. За каждый правильно подобранный антоним вы получаете 0,3 балла. Максимум можно получить 1,8 балла. На выполнение задания дается 4 минуты.


1 команда:

мягкий климат – мягкий хлеб;

Живые цветы – живой человек;

Жидкие тела – жидкий чай – жидкие волосы.

Ответ: суровый климат – черствый хлеб; искусственные цветы – мертвый человек; твердые тела – крепкий чай – густые волосы.

2 команда:

Мелкие деньги – мелкий ручей

Старая женщина – старая история

Кислое яблоко – кислая капуста – кислое настроение.

Ответ: большие деньги – глубокий ручей; молодая женщина – новая история; сладкое яблоко – свежая капуста – радостное настроение.



  1. Сколько фразеологизмов в тексте? На карточках написан текст. Задача команд – найти как можно больше фразеологизмов. За каждый правильный фразеологизм вы получаете 0,1 балла (максимум 1,3) У вас есть 3 минуты.                       

С ног до головы.

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестанет распускать руки!

Ответ: С ног до головы, на короткой ноге, с левой ноги встал, со всех ног, еле ноги унёс, ни ногой, ноги не будет, из рук вон, взять  в руки, дать по рукам, рукам воли не давай, руку даю на отсечение, распускать руки. (13 фразеологизмов)


  1. Творческое задание.

Напишите четверостишие про язык, грамотность и т.п.


1 команда: ямбом.

2 команда: хореем.

Максимум за задание вы можете получить 5 баллов.

На выполнение задания вам дается 7 минут.


А пока команды готовятся, давайте поиграем.

Игра со зрителями.


«Какая буква заблудилась?»

Неизвестно, как случилось?
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей – то дом
И хозяйничает в нём?
Но едва туда вошла буква – озорница,
Очень странные дела
Начались твориться.


Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»


- Какая буква заблудилась?


На виду у детворы, 

Крысу красят маляры.


Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке!


Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.


Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом

На крючок попался дом.


Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.


Мы собирали васильки -
На головах у нас щенки.


Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.


Сели в ложку и – айда!
По реке туда – сюда!


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос