День Конституции и государственные символы РФ (классный час)
Любовь Сазонова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Здравствуй, школа!)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 4984
Тип материала: другое, конкурсная работа (Здравствуй, школа!)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 4984
Краткое описание
Цель: расширение представления обучающихся о Конституции, воспитание уважения к Конституции Российской Федерации, к законам и символам государства, формирование гражданской идентичности.
Описание
День конституции и государственные символы РФ
Классный час Класс: 9 Цель: расширение представления обучающихся о Конституции, воспитание уважения к Конституции Российской Федерации, к законам и символам государства, формирование гражданской идентичности.
Приемы работы на уроке: беседа с классом, работа с текстом Конституции, краткие сообщения школьников.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя Добрый день, ребята! Я поздравляю вас с началом нового учебного года! Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему, которая касается всех нас вместе и каждого из вас в отдельности. Посмотрите на экран: расположите буквы так, чтобы получилось слово (Слайд 3). Какое слово получилось? — Конституция РФ. — Так о чем мы с вами будем говорить? — О Конституции РФ. — Правильно. 12 декабря 2013 года будет отмечаться 20-летие принятия Конституции Российской Федерации. 2. Актуализация знаний. — Когда отмечается День Конституции? — Что такое конституция? — Расскажите об известных вам правах и обязанностях граждан России. — Что такое законы? — Почему они возникли? — Какие символы нашего государства вам известны? Примерные ответы детей: — 12 декабря. — Конституция Российской Федерации является Основным Законом государства, который определяет его общественное и государственное устройство. Права: — на жизнь — на защиту чести и достоинства — на невмешательство в личную жизнь — на неприкосновенность жилища — право не подвергаться пыткам — на гражданство — на свободу передвижений — на выбор места жительства и т.д. — Закон– набор правил или норм поведения, который определяет отношения между людьми, организациями, государством/государствами.
— Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.
— Герб, Флаг, Гимн. (слайд 4)
3. Государственные символы РФ Уч-ль: Каждый день вы видите и слышите государственные символы России – её герб, флаг и гимн. А когда ваши родители были такими же, как вы, то они каждый день видели и слышали совсем иные государственные символы – герб, флаг и гимн СССР (учитель показывает слайды с изображением гербов и флагов СССР и Российской Федерации). (слайды 5-8) Сегодня у нас совсем другие государственные символы – герб и флаг. Являются ли они абсолютно новыми, созданными в последние два десятилетия или имеют давнюю историю? Что могло бы стать символом нашей страны, по которому иностранцы безошибочно определят: это Россия? (предположительные ответы учащихся: берёзка, матрёшка, самовар, медведь, Московский Кремль, Большой театр, шапка Мономаха, русский балет, Красная площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя, блины с икрой, купание в проруби, песня «Подмосковные вечера» и т.п.). Символы государства – это знаки отличия страны от других стран. Всякий символ страны несёт в себе информацию о неповторимости этой страны. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами — ваша страна, а она уникальна в этом мире. Другой такой страны нет! Символы нужны для выражения патриотизма её граждан, Для представления страны на международной арене, как зрительный и музыкальный образ государства. В конце XIX века во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг, гимн. С тех пор для любого государства его главные символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Что изображено на гербе нашей страны? (Двуглавый орел). Правильно. Когда появилосьна российском гербе изображениедвуглавого орла и что он символизирует?Об этом нам расскажет Гадельшина Альфина. Сообщение Гадельшиной А. Слово «герб» происходит от польского — herb, чешского — herb, немецкого «erbe» — «наследство». Герб это эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. Герб позволял узнать своего владельца, судить о его положении и правах. Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны и может считаться гербом только тогда, когда используется постоянно на протяжении определённого времени. В настоящее время герб является официальным государственным символом.
Государственный герб России — это золотой двуглавый орёл, помещённый на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра I. Две малые — над каждой из голов и одна большая над двумя малыми коронами; в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьём дракона. Скипетр и держава — символы российской власти. Скипетр — это жезл указующий, или трость, или посох. В античной мифологии скипетр был у верховного божества. Держава — это шар с крестом — символ власти царя над миром. Ранее державу называли «яблоком государевым». Как известно, орёл с двумя головами попал в Россию, тогда ещё Московское княжество, где-то около 1447 года(именно в этом году Иван Грозный, он же Иван Четвёртый, он же Иван Справедливый) выдал царскую печатку, на которой был помещен символ орла. Появился орёл не далее как из Византии. В латинском языке есть даже крылатое выражение «Авис Романа» — что означает римская птица, или же птица императора. Издавна лев и орёл кроме всего прочего были синонимом словам – царь, царская власть, царское величие и т.д. Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя (царя, т.е. символ верховной власти), другая – символ власти не светской т.е. духовной, власти церкви. Иногда это ещё называют символом русского православия… Венок, который отчётливо просматривается в центре герба, символизирует Божью власть над страной и собственно волю Бога. Национальным гербом орёл стал в 17 веке, тут символика была более глубокая и целиком основанная на доктринах православной церкви, символ треугольника – символ святой Троицы и «квадрат Апокалипсиса» соединились здесь во едино неся тайный и загадочный смысл. Двуглавый орел — символ единения народов России. Короны над его головами могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства, его единство. Уч-ль:— Об истории и значение цветов российского Государственного флагарасскажет нам Ариткулова Ляйсан. Сообщение Ариткуловой Л. Слово «флаг» – голландского происхождения и означает «корабельное знамя». А слово «знамя» происходит от слов «знаменье, знак». Знамя – это знак того, кому оно принадлежит, его символ. Государственный Флаг является символом суверенитета государства. Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Достоинство его подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести нации и государства.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней — белого, средней — синего, нижней — красного цветов. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Официально бело-сине-красный флаг был утвержден как официальный (государственный) флаг России только накануне коронации Николая II в 1896 г. (до этого государственным флагом Российской империи считался черно-желто-белый флаг, который в настоящее время используется различными монархическими движениями, а бело-сине-красный флаг со времен Петра I был торговым или коммерческим флагом России). Цветами Российского флага являются белый, синий и красный цвета. Этим цветам флага приписывается множество символических значений. В настоящее время нет официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. На Руси белый, синий и красный цвета с древних времён означали: белый цвет — благородство и откровенность; синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие; красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.
Уч-ль:— Спасибо Ляйсан. Давайте послушаем Чуйкова Виктора, он подготовил сообщение о гимне РФ. Сообщение Чуйкова В. Гимн (от греч. hymnos — торжественная песнь в честь божества) — хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Если говорить о государственном гимне, то слова его, как правило, патриотичны, прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема. В этом состоит специфика многих национальных гимнов. Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любого суверенного государства. Гимны имеют очень древнюю историю. Уже в древних Египте и Месопотамии их исполняли в честь богов. В Древней Греции их пели хором под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев.
В России вплоть до XVIIвека во время государственных церемоний вместо гимна исполнялись православные церковные песнопения. По данным справочной службы ИТАР — Тасс, в эпоху Петра Великого во время всевозможных торжеств стали исполняться «виватные канты» — патриотические песнопения. Позднее роль официального гимна исполнял старейший русский «Преображенский марш Петра Великого». Он звучал при штурме Измаила (1790), при сражениях под Бородином (1812) и Лейпцигом (1813). К концу Х1Х века марш элитного полка Российской империи стал главным в России. С 1816 года первым официальным государственным гимном России стал английский гимн «Боже, храни короля». Его текст был переведен поэтом Василием Жуковским и дополнен несколькими строфами Александра Пушкина. Гимн получил название «Молитва русских». Как все гимнические песнопения, текст «Молитвы » был кратким и легко запоминающимся. Рождение второго официального гимна, с которым страна прожила почти век, связано с именем композитора Алексея Федоровича Львова. По указанию Николая 1 в 1833 году им была написана музыка российского государственного гимна на слова (уже другие) Василия Жуковского. Впервые «Боже, Царя храни» прозвучал 11 декабря 1833 года в Большом театре. По указу Николая 1 от 31 декабря 1833 года гимн «Боже, Царя храни» был объявлен государственным и оставался единственным и официальным гимном вплоть до 2 марта 1917 года, дня отречения императора Николая П от престола. Несложную хоральную мелодию Львова называли одной из красивейших в мире. Русский гимн был самым кратким в мире — всего шесть строк текста. После Февральской революции непродолжительное время роль гимна выполняла французская " Марсельеза". После Октябрьской революции и до 1 января 1944 года государственным гимном Советского Союза был «Интернационал». Новый гимн, написанный Александром Александровым на основе его песни «Гимн Партии большевиков» (текст Сергея Михалкова и Гарольда Эль — Регистана), прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года. «Интернационал » стал партийным гимном. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР и создана комиссия из ведущих деятелей литературы и искусства по созданию гимна. В 1993 году указом президента РФ была утверждена мелодия государственного гимна России. Им стала «Патриотическая песня» Михаила Глинки. Уч-ль:Давайте поблагодарим нашим выступающих. 4. «Мы – граждане Российской Федерации» На данном этапе урока проводится работа с текстом Конституции РФ. Уч-ль: 12 декабря 1993 года в нашей стране впервые за её историю был принят принципиально новый Основной Закон — Конституция Российской Федерации, в которой человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а государство в качестве своей обязанности заявило о необходимости признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 2). Таким образом, права человека – это: 1) принципы, нормы отношений между человеком и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получить определённые блага (это собственно права); 2) понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах; понятие, которое является важнейшим показателем развития демократического общества. Все Права принято подразделять на несколько групп. Среди них выделяют: Личные права: — на жизнь — на защиту чести и достоинства — на невмешательство в личную жизнь — на тайну переписки и переговоров — на неприкосновенность жилища — право не подвергаться пыткам
Гражданские права: — на гражданство — на свободу передвижений — на свободу совести — на выбор места жительства Политические права: — избирать и быть избранным — на управление делами государства — на политические объединения — на политические убеждения — право обращаться в различные инстанции — на мирные собрания, шествия, митинги и пикетирования Юридические права: — на судебную защиту — на равенство перед законом — не подвергаться произвольному аресту — не давать показания против себя и своих близких — на презумпцию невиновности Экономические права: — на частную собственность — на наследование — на свободное предпринимательство — на свободный и безопасный труд Социальные права: — на достойный уровень жизни — на образование — на охрану здоровья — на социальное обеспечение — на отдых и досуг — на жилище Духовные права: — на свободу мысли и слова — на свободу творчества — на защиту интеллектуальной собственности Главный постулат прав человека — «все люди обладают человеческим достоинством». Из него следует основная ценность их равной, одинаковой значимости для политической правовой, экономической, социальной жизни, следовательно, и равенства в правах.
Уч-ль: — Как вы понимаете, что такое человеческое достоинство? Приведите примеры из жизни, в которых подчёркивалась бы значимость достоинства для конкретного человека. — Как вы думаете, присутствует ли уважение человеческого достоинства в криминальной среде? В среде беспризорников, безнадзорных детей? Почему? — Приведите примеры уважения и неуважения человеческого достоинства в вашей школе. — Чем рискуют люди, унижающие человеческое достоинство других людей? — Могут ли соблюдаться права человека в обществе, в котором уважение человеческого достоинства не является жизненным приоритетом? Что грозит такому обществу? 5. Закрепление усвоенного материала.
Игра «Какое право нарушено?»
А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Я буду задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено. (слайд 9) — Какое право нарушено в сказках «Гуси-лебеди», «Снежная королева»? (Право на свободу). - Кто нарушил, и какое право нарушено в сказке «Лиса и Заяц»?
(Лиса. Право зайчика на неприкосновенность жилища). — Каким правом пользуются Емеля, Лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч и Элли из Изумрудного города? (Правом на свободное передвижение). — Какое право нарушил Карабас-Барабас держа героев в плену? (Право на свободу, свободный труд за вознаграждение). — Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай?
(Дед из сказки «Репка»). — Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на... (Бесплатное образование). — У Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить Буратино права...
(имущество). — Молодцы. Я вижу, вы неплохо разбираетесь в правах.
Игра «Определи статью»
Учитель раздает обучающимся статьи с УК РФ.
1. Человек схватил с прилавка магазина какой-то товар и бросился бежать. (Статья 161 УК РФ. Грабеж) 2. Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Статья 207 УК РФ. Ложное сообщение об акте терроризма) 3. Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Статья 214 УК РФ. Вандализм) 4. Одноклассник Саши, Коля, узнал о том, что Саша курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Саша испугался и отдал Коле свою приставку. (Статья 163 УК РФ. Вымогательство) 5. Подростки вытащили из сумки одноклассника деньги. (Статья 158 УК РФ. Кража) 6. Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Статья 213 УК РФ. Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.) 6. Рефлексия. Итоги урока. — Что такое конституция?
— Какие права и обязанности граждан России вы знаете?
— Что такое законы?
— Почему они возникли?
— Какое наказание следует за грабеж / хулиганство / вымогательство / вандализм/ кражу? - Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали!
Сегодняшняя Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых Намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны – Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов – норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.
Классный час Класс: 9 Цель: расширение представления обучающихся о Конституции, воспитание уважения к Конституции Российской Федерации, к законам и символам государства, формирование гражданской идентичности.
Приемы работы на уроке: беседа с классом, работа с текстом Конституции, краткие сообщения школьников.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя Добрый день, ребята! Я поздравляю вас с началом нового учебного года! Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему, которая касается всех нас вместе и каждого из вас в отдельности. Посмотрите на экран: расположите буквы так, чтобы получилось слово (Слайд 3). Какое слово получилось? — Конституция РФ. — Так о чем мы с вами будем говорить? — О Конституции РФ. — Правильно. 12 декабря 2013 года будет отмечаться 20-летие принятия Конституции Российской Федерации. 2. Актуализация знаний. — Когда отмечается День Конституции? — Что такое конституция? — Расскажите об известных вам правах и обязанностях граждан России. — Что такое законы? — Почему они возникли? — Какие символы нашего государства вам известны? Примерные ответы детей: — 12 декабря. — Конституция Российской Федерации является Основным Законом государства, который определяет его общественное и государственное устройство. Права: — на жизнь — на защиту чести и достоинства — на невмешательство в личную жизнь — на неприкосновенность жилища — право не подвергаться пыткам — на гражданство — на свободу передвижений — на выбор места жительства и т.д. — Закон– набор правил или норм поведения, который определяет отношения между людьми, организациями, государством/государствами.
— Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.
— Герб, Флаг, Гимн. (слайд 4)
3. Государственные символы РФ Уч-ль: Каждый день вы видите и слышите государственные символы России – её герб, флаг и гимн. А когда ваши родители были такими же, как вы, то они каждый день видели и слышали совсем иные государственные символы – герб, флаг и гимн СССР (учитель показывает слайды с изображением гербов и флагов СССР и Российской Федерации). (слайды 5-8) Сегодня у нас совсем другие государственные символы – герб и флаг. Являются ли они абсолютно новыми, созданными в последние два десятилетия или имеют давнюю историю? Что могло бы стать символом нашей страны, по которому иностранцы безошибочно определят: это Россия? (предположительные ответы учащихся: берёзка, матрёшка, самовар, медведь, Московский Кремль, Большой театр, шапка Мономаха, русский балет, Красная площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя, блины с икрой, купание в проруби, песня «Подмосковные вечера» и т.п.). Символы государства – это знаки отличия страны от других стран. Всякий символ страны несёт в себе информацию о неповторимости этой страны. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами — ваша страна, а она уникальна в этом мире. Другой такой страны нет! Символы нужны для выражения патриотизма её граждан, Для представления страны на международной арене, как зрительный и музыкальный образ государства. В конце XIX века во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг, гимн. С тех пор для любого государства его главные символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Что изображено на гербе нашей страны? (Двуглавый орел). Правильно. Когда появилосьна российском гербе изображениедвуглавого орла и что он символизирует?Об этом нам расскажет Гадельшина Альфина. Сообщение Гадельшиной А. Слово «герб» происходит от польского — herb, чешского — herb, немецкого «erbe» — «наследство». Герб это эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. Герб позволял узнать своего владельца, судить о его положении и правах. Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны и может считаться гербом только тогда, когда используется постоянно на протяжении определённого времени. В настоящее время герб является официальным государственным символом.
Государственный герб России — это золотой двуглавый орёл, помещённый на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра I. Две малые — над каждой из голов и одна большая над двумя малыми коронами; в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьём дракона. Скипетр и держава — символы российской власти. Скипетр — это жезл указующий, или трость, или посох. В античной мифологии скипетр был у верховного божества. Держава — это шар с крестом — символ власти царя над миром. Ранее державу называли «яблоком государевым». Как известно, орёл с двумя головами попал в Россию, тогда ещё Московское княжество, где-то около 1447 года(именно в этом году Иван Грозный, он же Иван Четвёртый, он же Иван Справедливый) выдал царскую печатку, на которой был помещен символ орла. Появился орёл не далее как из Византии. В латинском языке есть даже крылатое выражение «Авис Романа» — что означает римская птица, или же птица императора. Издавна лев и орёл кроме всего прочего были синонимом словам – царь, царская власть, царское величие и т.д. Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя (царя, т.е. символ верховной власти), другая – символ власти не светской т.е. духовной, власти церкви. Иногда это ещё называют символом русского православия… Венок, который отчётливо просматривается в центре герба, символизирует Божью власть над страной и собственно волю Бога. Национальным гербом орёл стал в 17 веке, тут символика была более глубокая и целиком основанная на доктринах православной церкви, символ треугольника – символ святой Троицы и «квадрат Апокалипсиса» соединились здесь во едино неся тайный и загадочный смысл. Двуглавый орел — символ единения народов России. Короны над его головами могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства, его единство. Уч-ль:— Об истории и значение цветов российского Государственного флагарасскажет нам Ариткулова Ляйсан. Сообщение Ариткуловой Л. Слово «флаг» – голландского происхождения и означает «корабельное знамя». А слово «знамя» происходит от слов «знаменье, знак». Знамя – это знак того, кому оно принадлежит, его символ. Государственный Флаг является символом суверенитета государства. Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Достоинство его подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести нации и государства.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней — белого, средней — синего, нижней — красного цветов. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Официально бело-сине-красный флаг был утвержден как официальный (государственный) флаг России только накануне коронации Николая II в 1896 г. (до этого государственным флагом Российской империи считался черно-желто-белый флаг, который в настоящее время используется различными монархическими движениями, а бело-сине-красный флаг со времен Петра I был торговым или коммерческим флагом России). Цветами Российского флага являются белый, синий и красный цвета. Этим цветам флага приписывается множество символических значений. В настоящее время нет официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. На Руси белый, синий и красный цвета с древних времён означали: белый цвет — благородство и откровенность; синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие; красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.
Уч-ль:— Спасибо Ляйсан. Давайте послушаем Чуйкова Виктора, он подготовил сообщение о гимне РФ. Сообщение Чуйкова В. Гимн (от греч. hymnos — торжественная песнь в честь божества) — хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Если говорить о государственном гимне, то слова его, как правило, патриотичны, прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема. В этом состоит специфика многих национальных гимнов. Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любого суверенного государства. Гимны имеют очень древнюю историю. Уже в древних Египте и Месопотамии их исполняли в честь богов. В Древней Греции их пели хором под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев.
В России вплоть до XVIIвека во время государственных церемоний вместо гимна исполнялись православные церковные песнопения. По данным справочной службы ИТАР — Тасс, в эпоху Петра Великого во время всевозможных торжеств стали исполняться «виватные канты» — патриотические песнопения. Позднее роль официального гимна исполнял старейший русский «Преображенский марш Петра Великого». Он звучал при штурме Измаила (1790), при сражениях под Бородином (1812) и Лейпцигом (1813). К концу Х1Х века марш элитного полка Российской империи стал главным в России. С 1816 года первым официальным государственным гимном России стал английский гимн «Боже, храни короля». Его текст был переведен поэтом Василием Жуковским и дополнен несколькими строфами Александра Пушкина. Гимн получил название «Молитва русских». Как все гимнические песнопения, текст «Молитвы » был кратким и легко запоминающимся. Рождение второго официального гимна, с которым страна прожила почти век, связано с именем композитора Алексея Федоровича Львова. По указанию Николая 1 в 1833 году им была написана музыка российского государственного гимна на слова (уже другие) Василия Жуковского. Впервые «Боже, Царя храни» прозвучал 11 декабря 1833 года в Большом театре. По указу Николая 1 от 31 декабря 1833 года гимн «Боже, Царя храни» был объявлен государственным и оставался единственным и официальным гимном вплоть до 2 марта 1917 года, дня отречения императора Николая П от престола. Несложную хоральную мелодию Львова называли одной из красивейших в мире. Русский гимн был самым кратким в мире — всего шесть строк текста. После Февральской революции непродолжительное время роль гимна выполняла французская " Марсельеза". После Октябрьской революции и до 1 января 1944 года государственным гимном Советского Союза был «Интернационал». Новый гимн, написанный Александром Александровым на основе его песни «Гимн Партии большевиков» (текст Сергея Михалкова и Гарольда Эль — Регистана), прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года. «Интернационал » стал партийным гимном. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР и создана комиссия из ведущих деятелей литературы и искусства по созданию гимна. В 1993 году указом президента РФ была утверждена мелодия государственного гимна России. Им стала «Патриотическая песня» Михаила Глинки. Уч-ль:Давайте поблагодарим нашим выступающих. 4. «Мы – граждане Российской Федерации» На данном этапе урока проводится работа с текстом Конституции РФ. Уч-ль: 12 декабря 1993 года в нашей стране впервые за её историю был принят принципиально новый Основной Закон — Конституция Российской Федерации, в которой человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а государство в качестве своей обязанности заявило о необходимости признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 2). Таким образом, права человека – это: 1) принципы, нормы отношений между человеком и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получить определённые блага (это собственно права); 2) понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах; понятие, которое является важнейшим показателем развития демократического общества. Все Права принято подразделять на несколько групп. Среди них выделяют: Личные права: — на жизнь — на защиту чести и достоинства — на невмешательство в личную жизнь — на тайну переписки и переговоров — на неприкосновенность жилища — право не подвергаться пыткам
Гражданские права: — на гражданство — на свободу передвижений — на свободу совести — на выбор места жительства Политические права: — избирать и быть избранным — на управление делами государства — на политические объединения — на политические убеждения — право обращаться в различные инстанции — на мирные собрания, шествия, митинги и пикетирования Юридические права: — на судебную защиту — на равенство перед законом — не подвергаться произвольному аресту — не давать показания против себя и своих близких — на презумпцию невиновности Экономические права: — на частную собственность — на наследование — на свободное предпринимательство — на свободный и безопасный труд Социальные права: — на достойный уровень жизни — на образование — на охрану здоровья — на социальное обеспечение — на отдых и досуг — на жилище Духовные права: — на свободу мысли и слова — на свободу творчества — на защиту интеллектуальной собственности Главный постулат прав человека — «все люди обладают человеческим достоинством». Из него следует основная ценность их равной, одинаковой значимости для политической правовой, экономической, социальной жизни, следовательно, и равенства в правах.
Уч-ль: — Как вы понимаете, что такое человеческое достоинство? Приведите примеры из жизни, в которых подчёркивалась бы значимость достоинства для конкретного человека. — Как вы думаете, присутствует ли уважение человеческого достоинства в криминальной среде? В среде беспризорников, безнадзорных детей? Почему? — Приведите примеры уважения и неуважения человеческого достоинства в вашей школе. — Чем рискуют люди, унижающие человеческое достоинство других людей? — Могут ли соблюдаться права человека в обществе, в котором уважение человеческого достоинства не является жизненным приоритетом? Что грозит такому обществу? 5. Закрепление усвоенного материала.
Игра «Какое право нарушено?»
А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Я буду задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено. (слайд 9) — Какое право нарушено в сказках «Гуси-лебеди», «Снежная королева»? (Право на свободу). - Кто нарушил, и какое право нарушено в сказке «Лиса и Заяц»?
(Лиса. Право зайчика на неприкосновенность жилища). — Каким правом пользуются Емеля, Лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч и Элли из Изумрудного города? (Правом на свободное передвижение). — Какое право нарушил Карабас-Барабас держа героев в плену? (Право на свободу, свободный труд за вознаграждение). — Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай?
(Дед из сказки «Репка»). — Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на... (Бесплатное образование). — У Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить Буратино права...
(имущество). — Молодцы. Я вижу, вы неплохо разбираетесь в правах.
Игра «Определи статью»
Учитель раздает обучающимся статьи с УК РФ.
1. Человек схватил с прилавка магазина какой-то товар и бросился бежать. (Статья 161 УК РФ. Грабеж) 2. Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Статья 207 УК РФ. Ложное сообщение об акте терроризма) 3. Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Статья 214 УК РФ. Вандализм) 4. Одноклассник Саши, Коля, узнал о том, что Саша курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Саша испугался и отдал Коле свою приставку. (Статья 163 УК РФ. Вымогательство) 5. Подростки вытащили из сумки одноклассника деньги. (Статья 158 УК РФ. Кража) 6. Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Статья 213 УК РФ. Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.) 6. Рефлексия. Итоги урока. — Что такое конституция?
— Какие права и обязанности граждан России вы знаете?
— Что такое законы?
— Почему они возникли?
— Какое наказание следует за грабеж / хулиганство / вымогательство / вандализм/ кражу? - Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали!
Сегодняшняя Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых Намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны – Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов – норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.
Ссылка на материал: перейти
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Классный руководитель, воспитатель
Другой тип материала
20 сентября 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»