Урок литературного чтения в 1 классе "В. Бианки. Лис и Мышонок"
22.03.2013
Тема:В. Бианки. Лис и Мышонок
Задачи:
• Продолжить знакомство с творчеством Виталия Бианки.
• Закрепить знания: значение термина «сказка», на какие группы делятся сказки.
• Продолжать учиться читать по ролям.
• Сравнить сказки В. Сутеева и В. Бианки.
• Развивать мышление и речь.
• Воспитывать бережное отношение к лесам.
Методическое оснащение урока:презентация с этапами урока, раздаточный материал: набор карточек для работы в парах, набор стикеров для экспресс – диагностики; картинка с изображением берега реки для фона к экспресс – диагностике; шапочки Лиса и Мышонка для чтения по ролям; конфеты для всех ребят; учебник и рабочая тетрадь «Литературное чтение», автор Л. А. Ефросинина, издательство «Вентана – Граф», 2011г., для тренинга: Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Практическое пособие для обучения детей чтению», любое издание.
Ход урока
1. Оргмомент СЛАЙД 1 МУЗ. ЗАСТАВКА «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
— Встали ровно, подтянулись,
Все друг другу улыбнулись,
Друг на друга посмотрели,
И на место тихо сели.
— Сегодня 21 марта – всемирный день леса. Этот день посвящён значению лесов и лесного хозяйства в жизни общества. Мы учимся беречь лес и заботиться о нём.
Сегодня на уроке мы отправляемся на прогулку в сказочный лес. Как надо вести себя в лесу? (Тихо, осторожно, наблюдать за красотой вокруг).
2. Дыхательная гимнастика СЛАЙД 2
Упр. «Шум листвы», «Порхание бабочки».
3. Речевая зарядка СЛАЙД 3
— Посмотрите — болотце. Угадайте, кто сидит рядом с ним?
— Живёт в норке, грызёт корки,
Коротенькие ножки, боится кошки. (Мышь)
— Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)
— Поздоровайтесь с лесными жителями. Мышка и лягушка предлагают прочитать скороговорку.
У мышки — мышонок,
У лягушки – лягушонок.
— Какой звук часто встречается? (Ш)
Читаем 3 раза: тихо, погромче, громко.
— Попрощались с мышкой и лягушкой. Идём на берег озера. Присели на бережок. Тихо открыли тренинг. Читаем до команды «стоп».
4. Проверка домашнего задания:
повторение сказок Владимира Сутеева СЛАЙД 4
— Продолжаем нашу прогулку по сказочному лесу. Зайдём в лесную школу. Кем работает медведь в лесной школе? (Учителем). Поздоровайтесь с медведем.
Сутеев ? |
— Что такое сказка?
— На какие группы делятся сказки?
-Молодцы, ребята. Попрощайтесь с Медведем. Мы продолжаем прогулку.
5. Изучение нового материала. Тема и задачи урока.
— Посмотрите, на тропинке слова. Догадайтесь, как их прочитать? (Справа – налево: ЛИС, МЫШОНОК). СЛАЙД 5
— Они идут к нам на урок. Как вы думаете, зачем? (Мы будем о них читать).
— Прочитайте, какая тема сегодняшнего урока. Задачи урока. СЛАЙД 6
РЕБЯТА ЧИТАЮТ С ДОСКИ:
Тема:В. Бианки. Лис и Мышонок
• Продолжить знакомство с творчеством Виталия Бианки.
• Вспомнить, что такое сказка.
• Не забыть, на какие группы делятся сказки.
• Продолжать учиться читать по ролям.
• Учиться любить лес и сохранять его богатства.
СЛАЙД 7
— Рассмотрите выставку книг Виталия Бианки. О чём и о ком он писал?
(О природе, о животных).
6. Речевая разминка СЛАЙД 8
— Мы сделаем привал (отдохнём) на красивой полянке и почитаем. (Дети читают трудные слова из сказки).
7. Работа с учебником
— Открываем с. 10 в учебнике. Найдите произведение, которое будем читать.
1. Чтение учителем, дети следят по тексту.
— Пока я буду читать, определите, кто главные герои произведения.
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
— Понравилось произведение? Что больше всего понравилось?
— Кто главные герои произведения?
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что такое отно'рочек? (Запасной выход из норки).
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЛОЖКИ СЛАЙД 9
— Назовите фамилию автора произведения. Где разместим её на обложке? (Бианки. Разместим вверху обложки.)
— Определите жанр произведения. Какой фигурой обозначим жанр? Что такое сказка? (Сказка. Обозначим кружком. Сказка – это жанр литературного творчества).
— О ком сказка? Каким цветом обозначим тему сказки? (Сказка о животных. Обозначим коричневым цветом).
— Как называется сказка? Где разместим название? (Сказка называется «Лис и Мышонок». Разместим название сказки внизу обложки).
2. Чтение «цепочкой».
ВТОРИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
— Что прочитали? (Сказку).
— Что такое сказка? (Жанр литературного творчества)
— К какой группе относится эта сказка? (Авторская).
— Как по- другому называется авторская сказка? (Литературная).
— Почему Лис и Мышонок написаны с большой буквы? (Такое бывает только в сказках. Это имена героев этой сказки).
— Каким вы представляете Лиса? Мышонка?
8. Работа в парах СЛАЙД 10
— Лис и мышонок приготовили вам задание. Вы работаете в парах. Возьмите набор карточек. Разложите карточки на две группы, чтобы ответить на вопрос «какой»?
9. Подготовка к выразительному чтению — ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
СЛАЙД 11
— Покажите эмоции. Покажите пантомиму: как ведёт себя Лис, Мышонок.
10. Работа в парах: чтение по ролям.
— Будем учиться читать по ролям выразительно. Вспомните подходящие к роли эмоции. Выберите силу голоса, интонацию.
— Первый вариант читает за Мышонка, второй вариант читает за Лиса. (Самостоятельное чтение).
Одна пара после подготовки выходит читать к доске. (Надевают шапочки).
Обсуждаем, получилось ли выразительное чтение?
11. Домашнее задание
Дома вы почитаете сказку ещё раз, но за другого героя.
12. Работа в тетрадях
— Открываем тетради с. 7 №3. Читайте и выполняйте задание самостоятельно.
Проверка задания.
— Почему некоторые слова написаны с большой буквы? (Ф. и.о. пишутся с большой буквы).
13. Обобщение по теме СЛАЙД 12
Сравните моделей обложек сказки Сутеева «Кораблик» и Бианки «Лис и мышонок».
Вывод: это литературные (авторские) сказки. В. Бианки и В. Сутеев писали сказки о животных.
14. Итог урока СЛАЙД 13
— Мы отправляемся домой по ромашковому полю. Нарвём цветочков? Нет. Полевые цветы быстро завянут. Пусть радуют всех своей красотой. А мы подведём итог урока.
— Все ли задачи урока выполнены? (Дети перечитывают и отмечают выполнены ли задачи урока).
СЛАЙД 14
15. Экспресс – диагностика
— Чтобы бережно расходовать лесные богатства, люди сажают в лесах новые деревья. Мы сейчас посадим лес своего настроения.
Дерево зелёное – настроение замечательное, на уроке всё получилось, вы собою довольны.
Дерево жёлтое – настроение хорошее, но получалось на уроке не всё.
Дерево красное – настроение плохое, ничего не получалось.
— Жители сказочного леса и я благодарим вас за урок. Они прислали вам лесное угощение! (Раздать конфеты с орешками).
Дополнительные сведения
Интеграция с уроками — искусство, окружающий мир.
Техническое оснащение урока – интерактивная доска «Смарт».
Методические рекомендации по использованию презентации к уроку
Литературное чтение. 1 класс. В. Бианки. Лис и Мышонок
Количество слайдов - 16
Среда (редактор), в которой выполнена презентация- Microsoft PowerPoint
Цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации:
- активизация и удержание внимания обучающихся,
- поэтапность урока,
- погружение в мир сказки,
- развитие фантазии и воображения обучающихся,
- воспитание эстетических чувств.
№ слайда |
Название слайда |
1 |
Титульный слайд. 21 марта - всемирный день лесов. Музыкальное вступление «В гостях у сказки» (Слова: Юлий Ким. Музыка: Владимир Дашкевич. Поет Оля Рождественская) |
2 |
Дыхательная гимнастика. |
3 |
Речевая зарядка. |
4 |
Заставка к тренингу со звуковым отсчётом времени (1 минута). Звук тикающих часов: |
5 |
Схема обложки сказки В. Сутеева (Повторение пройденного). |
6 |
Игра «Путаница» (Восстанови слова). |
7 |
Тема и задачи урока. |
8 |
Портрет В. Бианки. |
9 |
Речевая разминка. |
10 |
Схема обложки сказки В. Бианки (закрепление нового материала). |
11 |
Какой? Характеристики героев сказки. |
12 |
Эмоции. |
13 |
Сравните обложки книг. |
14 |
Итог урока. |
15 |
Молодцы. Спасибо за внимание. |
16 |
Использованы ресурсы. |
Примечание: к слайдам № 7, 10, 11 рекомендую применить анимацию. В данной работе анимация убрана для облегчения просмотра.
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №2» г. Осташкова Тверской области
Урок Литературное чтение
1 класс
Тема: В. Бианки. Лис и Мышонок
Программа: Начальная школа 21 века
Учебник: Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс
Продолжительность урока 35 мин.
Урок с ИКТ (презентация)
Автор: М.Е.Дмитриева,
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ «Гимназия №2»
г. Осташкова Тверской области
22.03.2013
Тема: В. Бианки. Лис и Мышонок
Задачи:
-
Продолжить знакомство с творчеством Виталия Бианки.
-
Закрепить знания: значение термина «сказка», на какие группы делятся сказки.
-
Продолжать учиться читать по ролям.
-
Сравнить сказки В. Сутеева и В. Бианки.
-
Развивать мышление и речь.
-
Воспитывать бережное отношение к лесам.
Методическое оснащение урока: презентация с этапами урока, раздаточный материал: набор карточек для работы в парах, набор стикеров для экспресс – диагностики; картинка с изображением берега реки для фона к экспресс – диагностике; шапочки Лиса и Мышонка для чтения по ролям; конфеты для всех ребят; учебник и рабочая тетрадь «Литературное чтение», автор Л. А. Ефросинина, издательство «Вентана – Граф», 2011г., для тренинга: Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Практическое пособие для обучения детей чтению», любое издание.
Ход урока
1. Оргмомент СЛАЙД 1 МУЗ. ЗАСТАВКА «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
- Встали ровно, подтянулись,
Все друг другу улыбнулись,
Друг на друга посмотрели,
И на место тихо сели.
- Сегодня 21 марта – всемирный день леса. Этот день посвящён значению лесов и лесного хозяйства в жизни общества. Мы учимся беречь лес и заботиться о нём.
Сегодня на уроке мы отправляемся на прогулку в сказочный лес. Как надо вести себя в лесу? (Тихо, осторожно, наблюдать за красотой вокруг).
2. Дыхательная гимнастика СЛАЙД 2
Упр. «Шум листвы», «Порхание бабочки».
3. Речевая зарядка СЛАЙД 3
- Посмотрите - болотце. Угадайте, кто сидит рядом с ним?
- Живёт в норке, грызёт корки,
Коротенькие ножки, боится кошки. (Мышь)
- Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)
- Поздоровайтесь с лесными жителями. Мышка и лягушка предлагают прочитать скороговорку.
У мышки - мышонок,
У лягушки – лягушонок.
- Какой звук часто встречается? (Ш)
Читаем 3 раза: тихо, погромче, громко.
- Попрощались с мышкой и лягушкой. Идём на берег озера. Присели на бережок. Тихо открыли тренинг. Читаем до команды «стоп».
4. Проверка домашнего задания:
повторение сказок Владимира Сутеева СЛАЙД 4
- Продолжаем нашу прогулку по сказочному лесу. Зайдём в лесную школу. Кем работает медведь в лесной школе? (Учителем). Поздоровайтесь с медведем.
Сутеев ?
- Что такое сказка?
- На какие группы делятся сказки?
-Молодцы, ребята. Попрощайтесь с Медведем. Мы продолжаем прогулку.
5. Изучение нового материала. Тема и задачи урока.
- Посмотрите, на тропинке слова. Догадайтесь, как их прочитать? (Справа – налево: ЛИС, МЫШОНОК). СЛАЙД 5
- Они идут к нам на урок. Как вы думаете, зачем? (Мы будем о них читать).
- Прочитайте, какая тема сегодняшнего урока. Задачи урока. СЛАЙД 6
РЕБЯТА ЧИТАЮТ С ДОСКИ:
Тема: В. Бианки. Лис и Мышонок
-
Продолжить знакомство с творчеством Виталия Бианки.
-
Вспомнить, что такое сказка.
-
Не забыть, на какие группы делятся сказки.
-
Продолжать учиться читать по ролям.
-
Учиться любить лес и сохранять его богатства.
СЛАЙД 7
- Рассмотрите выставку книг Виталия Бианки. О чём и о ком он писал?
(О природе, о животных).
6. Речевая разминка СЛАЙД 8
- Мы сделаем привал (отдохнём) на красивой полянке и почитаем. (Дети читают трудные слова из сказки).
7. Работа с учебником
- Открываем с. 10 в учебнике. Найдите произведение, которое будем читать.
1. Чтение учителем, дети следят по тексту.
- Пока я буду читать, определите, кто главные герои произведения.
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
- Понравилось произведение? Что больше всего понравилось?
- Кто главные герои произведения?
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что такое отно'рочек? (Запасной выход из норки).
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЛОЖКИ СЛАЙД 9
- Назовите фамилию автора произведения. Где разместим её на обложке? (Бианки. Разместим вверху обложки.)
- Определите жанр произведения. Какой фигурой обозначим жанр? Что такое сказка? (Сказка. Обозначим кружком. Сказка – это жанр литературного творчества).
- О ком сказка? Каким цветом обозначим тему сказки? (Сказка о животных. Обозначим коричневым цветом).
- Как называется сказка? Где разместим название? (Сказка называется «Лис и Мышонок». Разместим название сказки внизу обложки).
2. Чтение «цепочкой».
ВТОРИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
- Что прочитали? (Сказку).
- Что такое сказка? (Жанр литературного творчества)
- К какой группе относится эта сказка? (Авторская).
- Как по- другому называется авторская сказка? (Литературная).
- Почему Лис и Мышонок написаны с большой буквы? (Такое бывает только в сказках. Это имена героев этой сказки).
- Каким вы представляете Лиса? Мышонка?
8. Работа в парах СЛАЙД 10
- Лис и мышонок приготовили вам задание. Вы работаете в парах. Возьмите набор карточек. Разложите карточки на две группы, чтобы ответить на вопрос «какой»?
9. Подготовка к выразительному чтению - ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
СЛАЙД 11
- Покажите эмоции. Покажите пантомиму: как ведёт себя Лис, Мышонок.
10. Работа в парах: чтение по ролям.
- Будем учиться читать по ролям выразительно. Вспомните подходящие к роли эмоции. Выберите силу голоса, интонацию.
- Первый вариант читает за Мышонка, второй вариант читает за Лиса. (Самостоятельное чтение).
Одна пара после подготовки выходит читать к доске. (Надевают шапочки).
Обсуждаем, получилось ли выразительное чтение?
11. Домашнее задание
Дома вы почитаете сказку ещё раз, но за другого героя.
12. Работа в тетрадях
- Открываем тетради с. 7 №3. Читайте и выполняйте задание самостоятельно.
Проверка задания.
- Почему некоторые слова написаны с большой буквы? (Ф. и.о. пишутся с большой буквы).
13. Обобщение по теме СЛАЙД 12
Сравните моделей обложек сказки Сутеева «Кораблик» и Бианки «Лис и мышонок».
Вывод: это литературные (авторские) сказки. В. Бианки и В. Сутеев писали сказки о животных.
14. Итог урока СЛАЙД 13
- Мы отправляемся домой по ромашковому полю. Нарвём цветочков? Нет. Полевые цветы быстро завянут. Пусть радуют всех своей красотой. А мы подведём итог урока.
- Все ли задачи урока выполнены? (Дети перечитывают и отмечают выполнены ли задачи урока).
СЛАЙД 14
15. Экспресс – диагностика
- Чтобы бережно расходовать лесные богатства, люди сажают в лесах новые деревья. Мы сейчас посадим лес своего настроения.
Дерево зелёное – настроение замечательное, на уроке всё получилось, вы собою довольны.
Дерево жёлтое – настроение хорошее, но получалось на уроке не всё.
Дерево красное – настроение плохое, ничего не получалось.
- Жители сказочного леса и я благодарим вас за урок. Они прислали вам лесное угощение! (Раздать конфеты с орешками).
Дополнительные сведения
Интеграция с уроками - искусство, окружающий мир.
Техническое оснащение урока – интерактивная доска «Смарт».
- Международный вебинар «Организация деятельности школьной службы примирения как необходимое условие формирования безопасного пространства (среды) образовательной организации»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Международный вебинар «Федеральный проект “Молодежь России”: целевые ориентиры, задачи и основные направления молодежной политики»
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО