Интегрированный урок по предметам "История России" и "Французский язык" для 8 класса на тему: "Отечественная война 1812 года"
- дать общую оценку военной кампании 1812 года;
- показать роль партизанского движения в достижении победы над противником;
- воспитание чувства любви к Родине, гордости за своё Отечество;
в области французского языка:
- развивать коммуникативную компетенцию для общения в рамках темы урока;
- расширить объем потенциального словаря учащихся в русле темы урока.
МОУ Лицей г.Истра Московской обл.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
по предметам "История России" и "Французский язык"
для 8 класса на тему:
«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА»
Авторы:
учитель истории и МХК Марышева О.А.
учителя французского языка Бурлакова В.П.
Образцова Н.С.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: проблемный урок (урок формирования нового проблемного видения)
Задачи урока:
образовательные: познакомить с основными событиями Отечественной войны 1812 года; дать сравнительный анализ военных планов сторон; научить чтению и анализу карт военных действий; показать роль партизанского движения в достижении победы над противником; дать общую оценку военной кампании 1812 года; активизировать познавательную активность - опережающее чтение;
в области французского языка: развивать коммуникативную компетенцию для общения в рамках темы урока; развивать навыки слушать, обсуждать и дискутировать на французском языке; расширить объем потенциального словаря учащихся в русле темы урока; выражать по-французски свое мнение;
воспитательные: воспитание чувства сопричастности героическим страницам истории нашего народа; чувства любви к Родине; гордости за своё Отечество;
в области французского языка: воспитание потребности в практическом применении иностранного языка (с помощью иностранного языка ученик может присваивать знания из различных областей, расширение кругозора);
развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, формировать навыки самостоятельной работы;
в области французского языка: совершенствовать навыки самостоятельной работы с аутентичными текстами, словарями.
План изучения нового материала
-
Начало войны. Планы и силы сторон.
-
Смоленское сражение.
-
Назначение Кутузова главнокомандующим.
-
Бородино.
-
Тарутинский маневр.
-
Партизанское движение.
-
Гибель «великой армии».
Основные этапы урока
-
Целеполагание:
- какие проблемы должны решить в ходе знакомства с темой;
- какие пути решения (виды и формы работы) можно выбрать;
- что ожидаем от работы на уроке по данной теме;
- что уже знаем по этому вопросу ( теме)?
1-й вариант изучения нового материала:
опережающее чтение; составление цепочки основных событий Отечественной войны 1812 года.
2-ой вариант изучения нового материала:
начало работы по составлению 3-х частного дневника (в рамках технологии критического мышления).
-
Что знали
Что узнали
Что хотим узнать
-
Сквозной рассказ об Отечественной войне 1812 года с использованием карты (2 минуты).
-
Проблемные вопросы:
-
почему война между Россией и Францией была неизбежна?
(на французском языке) - см. "Приложение №1" -
составьте политические портреты обоих императоров:
-
Александра I (на русском языке) - см. "Приложение №2"
-
Наполеона (на французском языке) - см. "Приложение №3"
-
есть ли у них общие черты? Какие?
-
охарактеризуйте планы обеих сторон (в Ставку русского главнокомандующего попадает пакет с планами Наполеона - перевод с французского языка на русский):
M - Lisez les
points stratégiques de Napoléon et traduisez-les en russe!
Un
élève lit ces points, un autre les traduit!
E1 - L’isolement politique de la Russie.
Е2 - Политическая изоляция России.
E1 - La défaite des troupes russes dans les combats auprès des frontières.
E3 - Разгром русских войск уже в пограничных сражениях.
E1 - Arracher une partie du territoire de la Russie.
E4 - Отторжение от России части ее территории.
E1 - Faire d’Alexandre I-er un régent dépandant.
E5 - Превратить Александра I в зависимого регента.
E1 - L’envie
d’occuper l’Inde à travers le territoire de la Russie et par
cela
porter un coup mortel à l’Angleterre.
E6
- Через территорию России Наполеон
намеревался нанести
смертельный удар
по Англии, лишив ее Индии.
-
-
Бородинское сражение. Поражение или победа?
"Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости русских воинов… Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю."
Кутузов М.И.
"Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, а русские заслужили быть непобедимыми."
Пеле (французский генерал участник битвы)
"La bataille de Borodino était la plus belle et la plus féroce. Les Français se sont fait connaître dignes de la victoire et les Russes ont mérité d’être invicible"
-
Пожар в Москве варварство или патриотизм?
"Что за люди! Это скифы!.. Чтобы причинить мне временное зло, они разрушают созидание веков!"
Наполеон
"Русские жгли Москву «проникнутые любовью к Родине и готовые ради неё на самопожертвование."
Кутузов М.И.
-
Почему Александр отказался подписать мир с Наполеоном?
-
Почему война 1812 года получила название Отечественной? (народная, многонациональная)
"Великий завоеватель столкнулся с великим народом и был разбит"
Академик Пичета В.И.
"Родиться русским
Слишком мало,
Им надо быть,
Им надо стать."
И. Северянин
У многих героев Отечественной войны 1812 было далеко не русское происхождение:
Барклай-Де-Толли М.Б. - шотландец;
Багратион П.И. - выходец из царского грузинского рода;
Милорадович М.А. - из Герцеговины;
Пален П.П. - швед;
Багговут К.Д. - норвежские корни;
Бистром А.И. - из эстляндских дворян;
Эмануэль Г.А. - из черногорского рода;
Фигнер А. - немец;
Остерман-Толстой А.И. - немец по матери;
Мелиссина А.П. - грек;
Ник. Кудашев - татарин;
Ал-др Кутайсов - турок.
Этот список можно продолжать ещё долго. Все они принесли славу русскому оружию в Отечественой войне 1812 года и получили заслуженные награды.
-
Дайте общую оценку кампании 1812 года.
-
Давайте подведём итоги.
Что нового дала вам работа?
С какими чувствами вы заканчиваете урок сегодня?
"Жить для Отечества, вот бытие одно;
Нам счастье от небес в нём истинно дано,
Мечтатель говорит: "Я гражданин вселенной",
А русский: "Край родной - вселенная моя…""
С.Глинка
Давайте еще раз с гордостью прикоснёмся к славе наших предков. Класс исполняет русскую народную песню «Солдатушки, браво ребятушки!»
Солдатушки,
бравы ребятушки
Музыка:
народная Слова: народные
Солдатушки,
бравы ребятушки |
Почему война между Россией и Францией была неизбежна?
-
Pourquoi la guerre entre la France et la Russie était inévitable? (фронтальная работа)
-
E1 - L’adversaire unique de la France sur le continent c’est la Russie;
-
E2 - Faire accomplir la Russie toutes les conditions du blocus continental;
-
E3 - La source de la désunion est une question polonaise;
-
E4 - La confrontation des intérêts dans les questions germaniques et du Proche Orient.
Политический портрет Александра I (в цитатах)
-
"Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление … Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли одну только его волю."
Князь А. Чарторыйский
-
"Александр умен, приятен, образован, но ему нельзя доверять; он не искренен: это истинный византиец …. тонкий, притворный, хитрый."
Наполеон
-
"В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская."
Шведский дипломат Г. Лагербьелке
-
"Он слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым."
М.М. Сперанский
-
"Когда я вижу в саду пробитую тропу, я говорю садовнику: делай тут дорогу."
Александр I
-
"Наполеон или я, я или он, но вместе мы не можем царствовать."
Александр I
-
"Европа должна нынче же ночевать в Париже."
Александр I
Les propos de Napoléon
-
"La victoire appartient aux plus obstinés".
-
"Le principal dans la politique c’est de suivre son but: les moyens ne signifient rien".
-
"La troupe des moutons guidée par un lion vaincra toujours la troupe des lions guidée par un mouton".
-
"L’art militaire c’est l’art d’être plus fort que son adversaire à un moment important".
-
"Les forces militaires ne sont pas suffisantes pour défendre leur patrie tandis que le pays défendu par son peuple est invicible".
-
"L’impossibilité est le mot du vocabulaire des stupides".
-
"Les nations, le peuple, les armées, tous les Français ne doivent pas oublier leur histoire:c’est elle qui fait leur gloire".
-
"Paris eût été la capitale du monde, et les Français l’envie des nations!"
-
"La politique n’a pas de coeur, elle n’a que la tête".
-
"Les derniers mots de Napoléon: "France … mon fils … armée… Joséphine…"
M – Vous avez les feuilles avec des propos de Napoléon. Faites le portrait politique de Napoléon à partir de ces propos! Travaillez en groupes! Vous avez 2 minutes.
(работа в группах, отвечает один представитель от группы)
E1 – Il est un chef militaire et un grand stratège. Il poursuit la politique de la coquête. Il est ambitieux. Il est un grand patriote. Il est obstiné. Il apprécie beaucoup le rôle de la personnalité dans l’histoire. Il est un grand homme politique.
Список используемой литературы:
1. Троицкий Н.А. "Россия в XIX-м веке", курс лекций М. "Высшая школа". 2003 г.;
2. "Поле славы" составитель Калугин В.И. М. "Молодая гвардия" 1988 г.;
3. "Бородино 1812 г." ред. Жилин П.А. М. "Мысль" 1987 г.;
4. Лермонтов М.Ю. "Бородино";
5. "История России XIX века" Данилов А.А., Косулина Л.Г. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений М. "Просвещение" 2010 г.;
6. Л.Н. Толстой "Война и мир", том третий, часть вторая, глава XXXIII;
7. "La France sous Napoléon", "La langue française" 2002 г. №11, № 14;
8. "Louis XIV et Napoléon sont les symboles du développement de la monarchie française", "La langue française" 2002 г. №15;
9. "De Bonaparte à Napoléon", "La langue française" 2005 г. №11;
2013 год
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»