Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки девятиклассников
Введение
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 2334 в общеобразовательных школах начался эксперимент по введению профильного обучения. Введение профильного обучения – процесс закономерный и объективный для сегодняшнего общества. Он продиктован, с одной стороны, проблемами, связанными с необходимостью более полного учёта индивидуальных возможностей и потребностей учащихся, с другой – социальными проблемами обеспечения подготовки выпускников к трудовой деятельности, продолжению обучения в вузах и других учебных заведениях.
От правильного выбора профиля во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности – мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы. Если ключевой идеей профильного обучения является идея существенных возможностей выбора, то, очевидно, что ученик к такому выбору должен быть подготовлен. Возможность подготовки к такому ответственному выбору определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.
С 2006 учебного года проводится поэтапное внедрение эксперимента предпрофильной подготовки в 8-9 классах общеобразовательных школ, что требует скоординированного взаимодействия и сотрудничества всех звеньев образования. Организация предпрофильной подготовки целесообразна в 9-х или в 8-9-х классах в силу возрастных особенностей учащихся, именно в этом возрасте подросток начинает задумываться о своем самоопределении, о своей дельнейшей деятельности (3).
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что к моменту профессионального самоопределения старшеклассники не готовы сделать полноценный оптимальный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций: познавательной сферы, планирования, смысловых ориентировок, самосознания, о чем свидетельствует и распространение деструктивных культов, рост правонарушений и химзависимостей в подростковой среде (5).
Поэтому не случайно неотъемлемым компонентом в системе предпрофильной подготовки является психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков.
Специфика предпрофильной подготовки зависит от модели профильного обучения, которую выбрала школа. В нашей школе на III ступени обучения сформированы профильные классы: технологический со специализацией информационные технологии и естественно-математический с химико-биологической специализацией (медицинский).
Актуальной практической проблемой является реализация технологии психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки в расчете на конкретный тип общеобразовательного учреждения и особенности контингента обучающихся.
Школа №40 является адаптивной общеобразовательной школой, в которой обучается более 600 детей; на I и II ступенях образования сформированы классы коррекционно-развивающего обучения. Проанализировав специфические особенности обучающихся, мы выделили проблемы, требующие особого внимания при реализации технологии психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки: слабое здоровье (свыше 70%), низкий уровень материального и социального благополучия семей (более чем у 60%), наличие обучающихся с нарушениями психического развития (11,3%).
Основной целью технологии является создание психолого-педагогических условий, способствующих формированию готовности девятиклассников к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии.
Достижения поставленной цели реализуется в процессе решения следующих задач:
-
Способствовать повышению информированности о мире профессий, современном рынке труда, путях и условиях профессиональной подготовки, возможностях трудоустройства;
-
Обеспечить обучающихся средствами самопознания, определения своих профессиональных возможностей, исходя из особенностей темперамента, характера, способностей, интересов, склонностей, состояния здоровья;
-
Развивать навыки и умения необходимые подростку для построения дальнейшей образовательной траектории;
-
Оказывать психолого-педагогическую помощь в осознании подростком своих дефицитов и преимуществ, относительно избираемой деятельности;
-
Формировать позитивное отношение к собственным возможностям, осознание своей индивидуальности, уверенность в своем будущем профессиональном успехе.
Теоретико-методологическую основу технологии составили теоретические положения личностно-ориентированного и субъектно-деятельностного подходов к процессам самоопределения и профессионального выбора; представления о закономерностях развития подростка в контексте процесса его профессионального самоопределения, основы профориентационной работы (Е.А. Климов, Б.А. Федоришин, Н.Ф. Гейжан, И.В. Кузнецова, Е.М. Павлютенков, С.Н. Чистякова и др.); методические разработки психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер, Г.В. Резапкина, Е.С. Пряжников, А.П. Чернявская и др.)
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки девятиклассников
1.1 Профориентационная основа предпрофильной подготовки
Понятие «предпрофильная подготовка» является новым для отечественной педагогической и психологической науки и практики. Впервые оно появилось и «обрело права» в Концепции профильного обучения.
Предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых или профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (2).
Практика оказания помощи при выборе профессии имеет многолетнюю историю.
Уже в 30-е годы исследователи плодотворно занимались изучением и классификацией профессий (К.Ф.Кларк), разрабатывали алгоритмы профконсультаций (Г.Ю. Малис).
В 60-е годы был создан диагностический инструментарий (Е.А. Климов, А.Е. Голомшток, Б.А. Федоришин.), вполне соотносимый с дифференциально-диагностическим, синтетическим или типологическим направлением в зарубежных теориях.
В 70-е годы отрабатывались три основных направления – методика классификаций и описания профессий, методика изучения личности в целях профконсультации, методика консультационной работы классного руководителя в школе и психолога в специализированном кабинете (Е.А. Климов и др).
В середине 80-х годов выпущена 6-томная энциклопедия профессий; апробирована психодиагностическая система общего и специализированного обследования учащихся, методики, которыми может пользоваться классный руководитель и психолог – профконсультант; создана сеть профконсультационных центров.
В 90-е годы разрабатываются специальные интегративные учебные курсы, в которых содержатся сведения о психологических ресурсах личности, о мире профессий, раскрыты способы адаптации к возможностям устройства своей будущей профессиональной карьеры в новых социально-экономических условиях (С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина и др).
В начале XXI века развивается система профориентационной работы в Центрах занятости населения, психологическое обеспечение Концепции профильного обучения.
Таким образом, профориентационная работа - важнейшее условие профилизации образования, хотя предпрофильная подготовка масштабнее по целям, задачам и содержанию привычной профориентационной работы со старшеклассниками.
1.2 Современные подходы к проблеме психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки
Большой вклад в разработку современных концепций отечественной профориентации и, соответственно, психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки внесли представители психологической и педагогической науки: Е.А. Климов дал психологическую характеристику профессиональной деятельности, раскрыл теоретические основы профконсультации; Б.А. Федоришин обосновал системный подход профессиональной информации школьников; Н.Ф. Гейжан представила этапы профессионального консультирования; Н.С. Пряжников описал использование игровых технологий в консультировании; И.В. Кузнецова описала процедуру принятия решения в выборе профессии; Е.М. Павлютенков раскрыл вопросы мотивации выбора профессии; А.К. Осницкий показал роль саморегуляции в формировании активной личности; А.И.Сухарева объяснила механизмы развития профессионального самоопределения; А.И. Ростунов остановился на вопросах формирования профпригодности; Б.А. Шавир выявил структуру профессионального самоопределения и факторы, влияющие на него; С.Н. Чистякова разработала целостный подход к подготовке учащейся молодежи к выбору профессии.
Разработкой теоретических и практических методов профориентации молодёжи в разное время занимались многие психологи (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Д.А. Леонтьев, Л.М. Митина и др.). Однако эти работы ориентированы на процесс профессионального самоопределения школьников, не ограничивая его рамками средней школы.
В настоящее время изучен ряд аспектов проблемы предпрофильной подготовки школьников. Исследование Л.П. Жуковой посвящено разработке модели предпрофильной подготовки в системе довузовской подготовки. М.А. Мичасова, В.Н. Рязанова, разработали модели предпрофильной подготовки в системе дополнительного образования. С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер, Г.В. Резапкина занимаются проблемой профильной ориентации в условиях предпрофильной подготовки. JI.B. Байбородова, T.H. Серебренников обосновали содержание предпрофильной подготовки в соответствии с разнообразием предметов труда. Особенностям предпрофильной подготовки школьников в сельской школе посвящены работы М.П. Гурьяновой, A.A. Костылевой, А.П. Чернявской. Н.В. Лысых изучала предпрофильную подготовку в условиях дифференциации общего образования.
В современной отечественной психолого-педагогической практике психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников массово применяются: игровые технологии Е.С. Пряжникова, методические разработки управления процессом профориентации Н.С. Чистяковой, модифицированный психодиагностический инструментарий отбора в профильные классы Г.В. Резапкиной.
1.3 Теоретико-методологическая основа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки девятиклассников
Теоретико-методологическую основу технологии составили:
-
субъектно-деятельностный подход к изучению проблемы профессионального самоопределения подростков (Б.Г.Ананьев, А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.);
-
теоретические положения личностно-ориентированного подхода к процессам самоопределения и профессионального выбора (И.В. Дубровина, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др.);
- представления о закономерностях развития подростка в контексте процесса его профессионального самоопределения (В.В. Давыдов. Д.А. Леонтьев, Л.М. Митина, И.С. Кон, А. Маслоу, С.Н. Чистякова и др.);
- основы профориентационной работы (Е.А. Климов, Б.А. Федоришин, Н.Ф. Гейжан, И.В. Кузнецова, Е.М. Павлютенков, С.Н. Чистякова и др.);
- методические разработки психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер, Г.В. Резапкина, Е.С. Пряжников, А.П. Чернявская и др.)
В методологических разработках психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников рекомендуется прохождение следующих этапов:
-
пропедевтический (при завершении обучения в 8 классе или в начале 9 класса) для выявления образовательного запроса каждого учащегося;
-
основной (в период обучения в 9 классе) для моделирования видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятия решения в различных образовательных ситуациях;
-
завершающий (по окончании IX класса) для оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.
Каждый этап имеет свои задачи, конкретное содержание, соответствующие формы и средства работы педагога-психолога со всеми субъектами образовательного пространства.
Основными методами психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников являются:
-
Методы информационно-просветительской работы
-
Методы и методики профессиональной
-
Психодиагностические методы профориентации
-
Активные методы профориентации
Глава 2. Реализация технологии психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки девятиклассников
Технология реализуется на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» г. Дзержинска с 2008-2009 учебного года.
Разработанная нами технология психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки девятиклассников включает в себя 3 этапа, структурирующие профессиональную деятельность психолога. Каждый этап имеет свои задачи, конкретное содержание, соответствующие формы и средства работы педагога-психолога со всеми субъектами образовательного пространства.
Принципы отбора и структурирования материала: гуманизация, наглядность, деятельностный подход, дифференциация и индивидуализация обучения, соответствие требованиям и задачам профильного обучения.
Основной методический прием - разработка обучающимися личного профессионального проекта с его выстраиванием в логике программы, с последующей корректировкой и защитой. По ходу проектной деятельности осуществляется самостоятельное получение информации, исследование личностных особенностей, консультирование.
2.1 Пропедевтический этап
Задачи |
Содержание работы |
Формы и средства |
Сроки проведения |
- Первичная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей - Планирование и подготовка реализации технологии
|
Первичное выявление образовательных предпочтений восьмиклассников и их родителей. |
Анкетирование по методике Резапкиной Г.В. |
май |
Первичная диагностика профессиональной готовности восьмиклассников к самоопределению |
Тестирование по методике «Профессиональная готовность» Чернявской А.П. |
май |
|
Подготовка методического инструментария |
Подготовка стимульного материала для проведения анкетирования и тестирования |
июнь август |
|
Нормативное обеспечение предпрофильной подготовки |
Издание приказа о назначении ответственных лиц за организацию предпрофильной подготовки, утверждении плана работы. |
сентябрь |
2.2 Основной этап
2.2.1 Информационный компонент
Задачи |
Содержание работы |
Формы и средства |
Сроки проведения |
- Информирование девятиклассников и их родителей о целях и содержании предпрофильной подготовки |
Формирование собственной информационной базы |
Социальное партнерство - с Центром занятости населения; - ПМС-центром; - с психологами ОУ и ДОД |
в течение года |
Информирование девятиклассников и их родителей о возможных вариантах получения образования на III ступени ОУ |
- Проведение Недели профориентации; - Выступление на общешкольных и классных родительских собраниях; |
сентябрь по плану школы |
|
Общее информирование о рынке труда, профессиональном образовании, востребованности профессий в обществе |
- Участие школьников 9-х классов в Ярмарке учебных мест ОУ НПО, СПО, ССУЗ; - Ознакомление с презентационными материалами ОУ НПО, СПО, ССУЗ, ВУЗ; - Проведение экскурсий на предприятия города и области; - Ознакомление с интернет-порталами, где размещается профориентационная информация |
сентябрь апрель сентябрь в течение года |
|
Предоставление девятиклассникам знаний о требованиях, предъявляемых к человеку в профессиях разного типа |
Введение в образовательную программу факультативных курсов: - Программа «Социально – профессиональное самоопределение школьников», разработанная сотрудниками МБОУ ПМС-центр Лагуновой И.Н., Пашановой А.Ж.; - «Социальная адаптация» для 9 С(К)К 7 вида; - Изучение профессиограмм. |
в течение года |
|
Информирование педагогов о целях и содержании предпрофильной подготовки |
Повышение уровня осведомленности педагогов о мире современных профессий и потребностях рынка труда, постижение ими теоретических основ профессиональной ориентации |
- Выступление на педсоветах, семинарах, совещаниях, ШМО на базе школы -- Проведение круглых столов с учителями-предметниками и классными руководителями - Ознакомление педагогов с интернет-порталами, по профориентационной тематике |
по плану школы в течение года |
Тематическое планирование курса
«Социальная адаптация»
№ урока теме |
Тема занятия |
I Раздел Мир профессий |
|
1 |
Вводное занятие. Многообразие мира профессий |
2 |
Ошибки при выборе профессии |
3 |
Классификация профессий |
4 |
Мир новых профессий |
5 |
Формула выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо») |
6 |
Формула моей профессии |
7 |
Современный рынок труда |
8 |
Здоровье и выбор профессии |
II Раздел Внутренний мир личности |
|
9-10 |
Интересы, склонности и выбор профессии |
11-12 |
Внимание и выбор профессии |
13-14 |
Память и выбор профессии |
15-16 |
Мышление и выбор профессии |
17-18 |
Темперамент и выбор профессии |
19-20 |
Характер и выбор профессии |
21-22 |
Профессиональный тип личности |
23-24 |
Самооценка профессионально-важных качеств и здоровья |
III Раздел Перекресток миров: мой личный профессиональный проект |
|
Подраздел Человек среди людей |
|
25 |
Понятие и структура общения |
26 |
Вербальные средства общения |
27 |
Невербальные средства общения |
28 |
Конфликты в общении: понятие и виды конфликтов |
29 |
Конфликты в общении: правила эффективного поведения в конфликте |
30 |
Психологические техники самопрезентации и публичного выступления. |
31 |
Правила поведения на собеседовании и при телефонном интервью |
Подраздел Мой профессиональный проект |
|
32 |
Выбор и моделирование карьеры |
33 |
Моя профессиональная карьера |
34 |
Мой профессиональный проект |
Итого: 34 часа |
Для повышения эффективности информационного компонента нами используются сетевые компьютерные технологии. На сайте МБОУ СОШ № 40 в мае 2010 года создана страница психолога, с мая 2011 наша школа участвует в сетевом проекте Дневник.ру. На данных сайтах размещены профориентационные материалы для обучающихся, родителей и педагогов.
2.2.1 Диагностический компонент
Задачи |
Содержание работы |
Формы и средства |
Сроки проведения |
- Содействие самопознанию девятиклассников, изучению индивидуальных и личностных особенностей; - Выявление профессиональных интересов и склонностейи личностных особенностей |
Организация процедур психологической диагностики и самодиагностики |
- Размещение методик на сайте школы и на Дневнике.ру; - Проведение групповой диагностики на факультативных курсах; - Самодиагностика через выполнение методик, помещенных на сайте школы и на Дневнике.ру. |
октябрь - декабрь |
Диагностика личностных особенностей |
|||
Повторная диагностика профессиональных и профильных намерений девятиклассников и родителей |
октябрь май |
||
Углубленная индивидуальная диагностика при неоптимальных профессиональных планах |
Индивидуальная диагностика девятиклассников |
январь -апрель |
|
Организация работы над профессиональным проектом |
Заполнение диагностического блока в профессиональных проектах девятиклассников |
декабрь |
Психодиагностические методы профориентации можно разделить следующим образом:
-
методы изучения интересов, склонностей, профессиональных намерений: анкетирование, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, «Карта интересов» А.Е. Голомштока и ее модификации, методика изучения профессиональных ценностей А.А. Йовайши, опросник профессиональной готовности А.Н. Кабардовой (ОПГ);
-
методы изучения способностей: анализ успеваемости, анализ педагогических характеристик, анализ продуктов деятельности (сочинений, изделий и т.п.), методики Равена, Школьный тест умственного развития (ШТУР), методики Д.Векслера, Р. Амтхауера, опросник КОС В.В.Синявского и Б.А. Федоришина, социометрические опросники, тест на техническое мышление Беннета и др.;
-
методы изучения личностных особенностей: опросники Айзенка, Русалова на темперамент; Р.Кеттела; методики Шмишека, Зварыкина, «Тинэйджер» на акцентуацию; типологические методики Д. Голланда, А. Аугустинавичюте, Кейрси; методики Дембо-Рубинштейна, Будасси на самооценку, моторная проба Шварцлангера на уровень притязаний, методика Додонова на эмоциональные ценности и др.
Для групповой диагностики и самодиагностики личностных особенностей мы подобрали следующий диагностический блок
Диагностический блок
Название методики |
Автор/Источник |
Размещены на сайтах |
1. Методика «Профессиональная готовность» |
Чернявская А.П. |
+ |
2. Анкетирование профнамерений |
Резапкина Г.В |
+ |
3. Методика «Профессьянс» |
Пряжников Н.С |
|
4. Методика «Матрица выбора профессии» |
Резапкина Г.В |
|
5. Анкета самооценки состояния здоровья |
Соломин И. Л. |
+ |
6. Анкета «Ориентация» |
Соломин И. Л. |
+ |
7. Методика «Карта интересов» по типам профессий |
ГЦЗН |
|
8. Методика «Расстановка чисел» |
Широкова И.Б. |
|
9. Методики «Образная память», «Пары слов» |
Широкова И.Б. |
|
10. Субтесты на структуру интеллекта (3, 6, 7) |
Р. Амтхауер |
+ |
11. Опросник на 60 вопросов |
Г.Ю. Айзенк |
+ |
12. Опросник на тип акцентуации |
Г. Шмишек |
+ |
13. Тест на определение профессионального типа личности |
Д. Голланд |
+ |
14. Опросник на тип личности |
Д. Кейрси |
+ |
При индивидуальной диагностике кроме традиционных методов профориентации мы используем технику «мышечного теста» из «Гимнастики Мозга» (авторы Пол и Гейл Деннисоны). Специальный метод определения латерального доминантного профиля позволяет выявить особенности работы нашей системы: как работают левое и правое полушария головного мозга, органы левой и правой половины тела - глаза, уши, руки, ноги и движения тела в целом. Благодаря этому методу можно определить особенности каналов восприятии информации, природные способности человека, стрессоустойчивость.
Существуют 32 различных доминирующих профиля, которые дают дополнительную информацию о том, как человек принимает, усваивает, обрабатывает чувственную информацию и затем реагирует на нее и применяет новые знания. Профили помогают понять и предвидеть, какие трудности может встретить девятиклассник при получении особых задач и типов информации, каким способом ему лучше справляться со стрессом при подготовке и сдаче ЕГЭ. Конечно, один и тот же профиль у юноши и у девушки будет иметь свои особенности.
В профессиограммах, как правило, нет указаний на необходимость учета профиля асимметрии в профессиональном отборе. Между тем, очевидно, что, например, эффективному выполнению деятельности летчика, оператора способствует сочетание правых асимметрий рук, зрения, слуха; здесь менее значима асимметрия ног, приобретающая особое значение для футболиста.
2.2.3 Консультационный компонент
Задачи |
Содержание работы |
Формы и средства |
Сроки проведения |
- Оказание девятиклассникам психолого-педагогической поддержки и создание условий для повышения готовности к профильному и социальному самоопределению |
- Помощь подростку сформулировать свои профессиональные цели, определить область возможных профессий, согласующихся с этими целями; - Помощь подросткам и родителям достичь взаимопонимания относительно профильных и профессиональных планов; - Развитие способности к целеполаганию; |
Индивидуальные и групповые консультации девятиклассников, родителей, учителей |
в течение года |
- Актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения |
- Совместное обсуждение различных путей получения выбранной профессии; - Помощь в рефлексивном анализе соответствия личностных психологических особенностей и требований привлекающей профессии; - Помощь в преодолении индивидуальных ограничений и рисков; - Помощь подростку реализовать профессиональный выбор в условиях современной ситуации; - Помощь в корректировке неоптимальных профессиональных планов |
Нами используются методы и методики профессиональной консультации в форме первичной и углубленной, индивидуальной и групповой профконсультации. В ходе профконсультации применяются биографические методы, характеристики классных руководителей и педагогов-предметников, анализ результатов психодиагностики в динамике развития обучающихся, данные медицинских заключений, рефлексия портфолио, карточные методики Пряжникова, компьютерные тесты Люшера, Сонди; профессиограммы, наблюдение, интервью, беседа.
Групповая и индивидуальная профконсультация строится как процесс сотрудничества психолога с девятиклассниками, родителями, учителями, в котором недопустимы директивность и давление. Основная проблема подростка заключается в затруднениях, связанных с принятием решений. Эти затруднения могут быть обусловлены неблагоприятным эмоциональным состоянием, внутренними мотивационными конфликтами, особенностями личности или неадекватными убеждениями.
Двадцатилетний опыт проведения профконсультаций позволил выделить некоторые типические проблемы личностного и профессионального самоопределения, связанные с успешностью обучения, самооценкой, выраженностью склонностей и способностей, личностными особенностями.
Наибольшие трудности при выборе профессии испытывают:
-
пассивные подростки со слабой успеваемостью, слабо выраженными склонностями и низкой самооценкой;
-
среднеуспевающие подростки – мальчики с гуманитарной направленностью и завышенной самооценкой адаптационных способностей к технике;
-
хорошо успевающие девятиклассники с высоким уровнем притязаний при низкой готовности тратить свои силы;
-
высоко успевающие школьники, не умеющие адекватно оценить свои наиболее сильные качества в ситуации равновозможного выбора.
Разработка алгоритма профконсультационной беседы в каждом конкретном случае имеет свои особенности, но для обучающихся с низкой самооценкой обязательно требуется обсуждение их способностей, выявление «опорных» качеств, развитие умения разбираться в себе; при завышенной самооценке важно выяснить соотношение между целями и готовностью преодолевать трудности ради достижения желаемого.
Практический опыт показывает, что психологу часто приходится работать с причинами, мешающими принятию решения, такими как, страхи, неуверенность, зависимость от близких людей, завышенные требования к себе.
При индивидуальном консультировании детей-инвалидов и девятиклассников, находящихся на индивидуальном обучении по медицинским показателям, необходимо дать рекомендации следующего плана:
-
как соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические возможности;
-
от каких профессий следует отказаться, так как их требования не соответствуют психофизиологическим особенностям;
Особую осторожность необходимо соблюдать при обсуждении неоптимальных планов, когда профессиональные намерения явно рассогласованы с ресурсом личности. Обычно такие подростки мало знают о требованиях, предъявляемых профессией к человеку, плохо представляют конкурсные условия приема в учебные заведения. В ходе профконсультации дается необходимая информация, обсуждаются запасные варианты, пути поэтапного достижения цели, соотношение целей и средств профессионального самоопределения.
2.2.4 Развивающий компонент
Задачи |
Содержание работы |
Формы и средства |
Сроки проведения |
- Развитие навыков и умений, необходимых подростку для построения дальнейшей образовательной траектории |
- Развитие социальной и коммуникативной компетенций девятиклассников; |
- Тренинг общения; - Тренинг уверенности в себе; |
январь февраль |
- Обучение приемам стрессоустойчивого поведения, эмоциональной саморегуляции, психологической самопомощи. |
- Тренинг «Путь к гармонии»; - Тренинг «Гимнастика Мозга» |
март апрель |
|
- Формирование позитивного отношения к собственным возможностям, осознание своей индивидуальности, уверенности в своем будущем профессиональном успехе |
- Побуждение подростков к выбору и формирование навыков решения проблем; - Помощь в преодолении индивидуальных ограничений и рисков; - Помощь подростку реализовать профессиональный выбор в условиях современной ситуации; |
- Активизирующие групповые занятия; - Индивидуальная программа развития профессионально-важных качеств (ПВК); - Защита профессиональных проектов |
октябрь - декабрь |
Активизирующие методы, применяемые нами неоднократно, представлены в развивающем блоке.
Развивающий блок
Активизирующий метод |
Автор/Источник |
игра «Рейтинг. |
Тихокина Е.В. |
игра «Самая самая…», |
Тюшев Ю.В. |
упражнение «Рейтинг ошибок». |
Тюшев Ю.В. |
упражнение «Угадай профессию», |
Соломин И.Л. |
деловая игра «Кадровый вопрос». |
Савченко М.Ю. |
упражнения «Формула моей профессии». |
Резапкина Г.В. |
деловая игра «Малое предприятие». |
Савченко М.Ю. |
упражнения на развитие внимания «Игры индейцев», «Муха» |
Соломин И.Л. |
упражнения на развитие памяти «Ассоциативный метод», «Образный ряд». |
Широкова И.Б. |
упражнение «Профессиограмма». |
Тихокина Е.В. |
игра «Консультация» |
Тюшев Ю.В. |
Деловая игра «Резюме» |
Резапкина Г.В. |
ролевая игра «Интервью» |
Резапкина Г.В. |
упражнения на отработку навыков самопрезентации и публичного выступления |
Резапкина Г.В. |
ролевая игра «Выбор» |
Савченко М.Ю. |
деловая игра «Кадровый вопрос», |
Соломин И.Л. |
ролевая игра «Профконсультация» |
Тюшев Ю.В. |
Выбор тренинговых занятий осуществляется девятиклассниками добровольно, после короткой презентации.
Презентация тренинговых занятий
Название тренинга |
Цели тренинга |
Условия проведения |
Ожидаемый результат |
Тренинг общения (по И.Б. Широковой) |
Формирование навыков индивидуализированного межличностного взаимодействия для повышения его эффективности |
3 занятия по 2 часа в зимние каникулы; в кабинете психологической разгрузки |
Повышение коммуникативной компетентности, преодоление страхов, связанных с разными ситуациями общения |
Тренинг уверенности в себе (по М.Ю. Савченко) |
Формирование навыков уверенного поведения, адекватной самооценки, позитивного отношения к собственным возможностям. |
7 занятий по 1 часа на факультативном курсе «Социальная адаптация», в апреле-мае, в классном помещении |
Повышение социальной компетентности, преодоление зависимостей |
Тренинг «Путь к гармонии» (по М.Ю. Савченко |
Формирование навыков эмоциональной саморегуляции и психологической самопомощи |
7 занятий по 1 часу, в марте, в кабинете психологической разгрузки |
Повышение стрессоустойчивости, применение навыков саморегуляции при подготовке к ЕГЭ |
Тренинг «Гимнастика Мозга» (по П. и Г. Деннисон) |
Освоение природных паттернов обучения и познавательных возможностей человека; активизация нервной системы тела и межполушарных связей |
6 занятий по 1 часу, на факультативном курсе, в мае, в кабинете психологической разгрузки |
Повышение стрессоустойчивости, развитие всех каналов восприятия информации, применение навыков саморегуляции при подготовке к ЕГЭ |
На тренинговых занятиях нами использовались следующие методы: психогимнастические упражнения, ролевые игры, психодрама, арт-терапевтические методы, методы и приемы эмоциональной саморегуляции (релаксация, визуализация, аффирмации, дыхательные упражнения, приемы децентрации, десенсибилизации и др.), дискуссии и мозговые штурмы.
Практический опыт показывает, что наиболее охотно принимают участие в тренингах девочки-подростки, особенно те, которые выбирают профессии типа «Человек – Человек» и «Человек – Художественный образ», а также мальчики-подростки с гуманитарной направленностью и завышенной самооценкой адаптационных способностей к технике.
Девятиклассники могут обладать достаточными для выбора профессии знаниями, но не уметь применять их на практике. Практическое выполнение тренинговых заданий позволяет повысить активность девятиклассников, их заинтересованность, смоделировать ситуации, которые в жизни встречаются достаточно редко и сформировать навыки поведения в этих ситуациях.
2.3 Завершающий этап
Задачи |
Содержание работы |
Формы и средства |
Сроки проведения |
- Оценка результативности психолого-педагогического сопровождения девятиклассников; - Прогноз успешности профессионального самоопределения учащихся. |
- Итоговое анкетирование профессиональных и профильных намерений девятиклассников и родителей; - Итоговое тестирование девятиклассников |
Анкетирование по методике Резапкиной Г.В. Тестирование по методике «Профессиональная готовность» Чернявской А.П. |
май |
- Информирование классных руководителей, администрации ОУ о профильных и профессиональных предпочтениях девятиклассников |
- Защита лучших профессиональных проектов, с приглашением классных руководителей и администрации ОУ; - Составление аналитической справки |
апрель – май май |
|
- Внесение изменений и дополнений в психологическое обеспечение предпрофильной подготовки |
- Самоанализ и рефлексия; - Анализ результатов образовательных запросов восьмиклассников и их родителей. |
июнь |
Результативность реализации технологии психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки девятиклассников оценивается по уровням сформированности информационной, мотивационно-ценностной и практической готовности сделать зрелый выбор дальнейшего способа получения образования.
-
Информационная готовность включает информированность школьников: о способах получения желаемого профиля образования; о наличии собственной готовности и способности для получения избранного образования; о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию.
-
Практическая готовность включает: умение выбрать профиль образования; наличие знаний и умений, необходимых для продолжения образования.
-
Мотивационно-ценностная (психологическая) готовность выпускника основной школы предполагает: сформированность адекватной самооценки; наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования.
2.4 Анализ эффективности деятельности по реализации технологии психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки девятиклассников
Для оценки результативности психолого-педагогического сопровождения и сформированности информационной и практической готовности девятиклассников, мы использовали анкетирование профессиональных и профильных намерений девятиклассников и родителей по методике Г.В. Резапкиной (5).
Таблица 1.
Результаты анкетирования по методике Г.В. Резапкиной за 2010-2013 гг. (в %);
контингент |
учебный год |
не определились |
идут в 10 класс |
10 класс |
НПО |
ССУЗ |
не выбрали профессию |
выбрали профессию |
намерение не согласовано с родителями |
намерение согласовано с родителями |
|||
естественно-математический (химико-биологический, с медицинским уклоном) |
технологический |
социально-экономический |
гуманитарный |
||||||||||
8 кл., 60 чел |
май 2010 |
28 |
49 |
15 |
24 |
5 |
5 |
10 |
13 |
54 |
45 |
55 |
45 |
9 кл., 62 чел |
май 2011 |
4 |
45 |
10 |
35 |
- |
- |
20 |
31 |
14 |
86 |
10 |
90 |
8 кл., 52 чел |
май 2011 |
38 |
46 |
16 |
16 |
7 |
7 |
10 |
6 |
72 |
28 |
60 |
40 |
9 кл., 55 чел |
май 2012 |
0 |
53 |
20 |
29 |
2 |
2 |
15 |
32 |
4 |
96 |
15 |
75 |
8 кл., 53 чел |
май 2012 |
36 |
26 |
24 |
2 |
- |
- |
12 |
26 |
48 |
52 |
44 |
56 |
9 кл., 56 чел |
май 2013 |
0 |
44 |
25 |
15 |
2 |
2 |
22 |
34 |
11 |
89 |
5 |
95 |
Сравнительный анализ результатов до и после применения технологии показал, что девятиклассники имеют более высокий уровень сформированности профессиональных предпочтений после получения психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки, что подтверждается результатами анкетирования. В 2010-2013 гг., на пропедевтическом этапе, 28 – 38 % обучающихся не знали, что будут делать после окончания 9 класса. В 2010-2011 учебном году интерес к медицинскому профилю был низким, класс был набран за счет учеников других школ, зато технологический профиль был укомплектован полностью. С 2011 - 2012 учебного года интерес к медицинскому профилю стал расти, очевидно, это связано и социально-экономическими изменениями в обществе. Результативность технологии демонстрирует и рост согласованности профессиональных и профильных намерений девятиклассников с родителями (Таблица 1)
Для выявления степени готовности к профессиональному самообразованию, мы применили методику А.П. Чернявской (10).
Таблица 2
Сравнительные показатели профессиональной готовности девятиклассников
по методике А.П.Чернявской
Показатели |
8 класс май 2010 |
9 класс май 2011 |
8 класс май 2011 |
9 класс май 2012 |
8 класс май 2012 |
9 класс май 2013 |
||||||
не сформирован |
сформирован |
не сформирован |
сформирован |
не сформирован |
сформирован |
не сформирован |
сформирован |
не сформирован |
сформирован |
не сформирован |
сформирован |
|
автономность |
41 |
59 |
16 |
84 |
45 |
54 |
22 |
78 |
50 |
50 |
21 |
79 |
информированность |
51 |
49 |
27 |
73 |
42 |
58 |
5 |
95 |
55 |
45 |
15 |
85 |
принятие решений |
27 |
73 |
19 |
81 |
35 |
65 |
5 |
95 |
33 |
77 |
0 |
100 |
планирование |
43 |
57 |
24 |
76 |
53 |
47 |
28 |
72 |
59 |
41 |
25 |
75 |
эмоциональное отношение |
76 |
24 |
27 |
73 |
58 |
48 |
19 |
81 |
56 |
44 |
10 |
90 |
Сравнительный анализ результатов до и после применения технологии показал, что девятиклассники имеют более высокий уровень профессиональной готовности, что подтверждается результатами тестирования.
В 2010-2011 учебном году, на пропедевтическом этапе, у 76 % обучающихся не сформировано положительное эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии, у более 50% - низкая информированность о мире профессий, рынке труда. На завершающем этапе все показатели профессиональной готовности были сформированы у 73 – 84 % девятиклассников, особенно автономность.
В 2011- 2012 учебном году, на пропедевтическом этапе, у 53-58 % обучающихся не сформированы: умение планировать положительное эмоциональное отношение. На завершающем этапе все показатели профессиональной готовности были сформированы у 72 – 95 % девятиклассников, особенно информированность и принятие решений.
В 2012 - 2013 учебном году, на пропедевтическом этапе, у 50-59 % обучающихся не сформированы: самостоятельность в мыслях и поступках, информированность, эмоциональное отношение, планирование. На завершающем этапе все показатели профессиональной готовности были сформированы у 75 – 100 % девятиклассников, особенно принятие решений.
Наибольшая позитивная динамика за три года наблюдалась в изменении эмоционального отношения к ситуации выбора профессии (Таблица 2).
Дальнейшее наблюдение результативности предпрофильной подготовки продолжалось в процессе изучения реального выбора девятиклассниками продолжения образования.
Девятиклассники, которые проходили предпрофильную подготовку в 2010 – 2011 учебном году закончили 11 классов в прошлом году. Их дальнейшая судьба сложилась так:
- Поступили в ВУЗ – 54%;
- Поступили в УСПО – 39%;
- Поступили в УНПО – 0%;
- Поступили на работу – 5%
- Пошли служить в армию – 2%
Таким образом, специально организованное психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки формирует более высокий уровень готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии по сравнению со стихийным выбором.
Выводы
1. Теоретико-методологическую основу технологии составили основы профориентационной работы (Е.А. Климов, Б.А. Федоришин, Н.Ф. Гейжан, И.В. Кузнецова, Е.М. Павлютенков, С.Н. Чистякова и др.); методические разработки психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер, Г.В. Резапкина, Е.С. Пряжников, А.П. Чернявская и др.).
2. Разработанная нами технология психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки девятиклассников включает в себя все основные этапы, структурирующие профессиональную деятельность психолога. Задачи каждого этапа, конкретное содержание, соответствующие формы и средства работы педагога-психолога со всеми субъектами образовательного пространства представлены в технологии.
3. В информационном компоненте представлено тематическое планирование курса «Мой профессиональный проект», в диагностическом компоненте – комплекс методик, в развивающем компоненте – активизирующие методы и тренинги, в консультационном компоненте проанализированы проблемы профессионального и профильного самоопределения девятиклассников.
4. Сравнительный анализ результатов до и после применения технологии показал, что девятиклассники имеют более высокий уровень сформированности профессиональных предпочтений после получения психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки, что подтверждается результатами анкетирования по методике Г.В. Резапкиной. Результативность технологии демонстрирует и рост согласованности профессиональных и профильных намерений девятиклассников с родителями
5. Сравнительный анализ результатов тестирования по методике А.П. Чернявской до и после применения технологии показал, что на завершающем этапе все показатели профессиональной готовности были сформированы у 75 – 100 % девятиклассников, особенно принятие решений. Наибольшая позитивная динамика за три года наблюдалась в изменении эмоционального отношения к ситуации выбора профессии
6. Дальнейшее наблюдение результативности предпрофильной подготовки продолжалось в процессе изучения реального выбора девятиклассниками продолжения образования, изучение эмоционального отношения десятиклассников к аспектам школьной жизнедеятельности, психоэмоционального состояния, комфортности межличностных отношений в классном коллективе.
7. Результативность показала, что технология психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки формирует более высокий уровень готовности к осознанному выбору профиля и будущей профессии по сравнению со стихийным выбором.
Заключение
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающихся знаниями, но и формировать у них потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования.
Глобальный характер изменений в образовании заключается в серьезном обновлении целей и содержания образования; углублении индивидуализации и дифференциации образования за счет введения предпрофильной подготовки и профильного обучения; развитии самоуправления и связи с общественностью; расширении инновационных методов образования и самообразования. Ключевой идеей профильного обучения является идея существенных возможностей выбора, и, конечно, девятиклассник к такому выбору должен быть подготовлен.
Специфическими особенностями обучающихся нашей школы, ограничивающими профильное и профессиональное самоопределение, являются: слабое здоровье (свыше 70%), низкий уровень материального и социального благополучия семей (более чем у 60%), наличие обучающихся с нарушениями психического развития (11,3%). Технология психолого-педагогического сопровождения должна опираться на комплексный личностно-ориентированный подход в активизации профессионального самоопределения, учитывать долговременный характер развития индивидуальности.
Технология реализуется на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» г. Дзержинска с 2008-2009 учебного года. Основной целью данной технологии является создание психолого-педагогических условий, способствующих формированию готовности девятиклассников к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии.
Опыт практической работы показывает, что разработка девятиклассниками личного профессионального проекта с его выстраиванием в логике программы, с последующей корректировкой и защитой, позволяет «материализовать» профессиональный план. По ходу проектной деятельности осуществляется самостоятельное получение информации, исследование личностных особенностей, консультирование. Зашита профессионального проекта существенно стимулирует подростка к самопознанию, позволяет отслеживать результаты саморазвития профессионально – важных качеств, активизирует процесс профессионального самоопределения.
Результативность показала, что технология психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки формирует более высокий уровень готовности к осознанному выбору профиля и будущей профессии по сравнению со стихийным выбором.
Список литературы
-
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М., Академия, 2004.
-
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приложение к приказу МО РФ от 18.07.2001. № 2783.
-
Пинский А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. – М., Альянс Пресс, 2004.
-
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., Вако, 2005.
-
Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов.- М., Генезис, 2000.
-
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов.- М., Вако, 2005.
-
Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования.- СПб, Речь, 2006.
-
Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия / сост. М.Ю. Михайлина и др. – Волгоград, Учитель, 2009.
-
Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб, Питер, 2009.
-
Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.- М., Владос-Пресс, 2001.
-
Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память.- М., Генезис, 2005.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40»
г. Дзержинск Нижегородской области
ТЕХНОЛОГИЯ
«Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки девятиклассников»
Составитель программы:
Тихокина Е.В.., педагог-психолог
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №40 г. Дзержинск
г. Дзержинск
2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки девятиклассников...........5
1.1 Профориентационная основа предпрофильной подготовки ……………………………..5
1.2 Современные подходы к проблеме психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки ………………………………………………………………….. 6
1.3 Теоретико-методологическая основа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки девятиклассников……………………………………………... 7
Глава 2. Реализация технологии психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки девятиклассников ……………………………………………..8
2.1 Пропедевтический этап…………………………………………………………………..….8
2.2 Основной этап………………………………………………………………………………..9
2.2.1 Информационный компонент…………………………………………………………..9
2.2.2 Диагностический компонент…………………………………………………………..11
2.2.3 Консультационный компонент………………………………………………………..13
2.2.4 Развивающий компонент………………………………………………………………15
2.3 Завершающий этап…………………………………………………………………………17
2.4 Анализ эффективности деятельности по реализации технологии психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки девятиклассников ………18
Выводы…………………………………………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………………………......22
Список литературы………………………………………………………………………………..23
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»