Рабочая программа по математике 9 класс
Рассмотрено Руководитель МО
________/__________________ ФИО Протокол №_____ От «____» _________ 2013г | Согласовано Заместитель руководителя по УВР МОУ СОШ № 10
__________/_______________ ФИО «___» ___________2013г | Утверждено
Приказ №_____________ От «___» __________2013г. |
Рабочая программа по математике 9 класс 2013-2014 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Комаева Светлана Михайловна,
учитель математики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по математике для 9 класса разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по математике, с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования и рекомендация авторских программ Ю.Н. Макарычева по алгебре и А.В. Погорелова по геометрии. Классы_________________________ Учитель_________________________________________________ __________________ Количество часов Всего170 часов; в неделю 5 часов Плановых контрольных уроков___, зачетов ___, тестов____ ч. Административных контрольных уроков____________________ ч. Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11кл./Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.-М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г. Учебники Алгебра 9. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Пешков, С.В. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского./М.: Просвещение, 2009-2011гг. Геометрия 7-9. Учебник для общеобразовательных учреждений. Погорелов А.В./ М.: Просвещение, 2009-2011гг.
Цели Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: · Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучение смежных дисциплин, продолжения образовании в средней школе и профессиональных учебных заведениях; · Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений; · Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; · Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического процесса; · Развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами. Изучение математики в 9 классе направлено на решение следующих задач: · Развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных дисциплин (физика, химия, информатика); · Усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач; · Осуществление функциональной подготовки школьников; · Формирование умения переводить практические задачи на язык математики; · Систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости; · Обучение проведению доказательств и обоснованию при решении вычислительных геометрических задач; · Развитие представлений о пространственных отношениях геометрических фигур и величин; · Формирование умения воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах; · Обогащение представлений о современной картине мира и методах его исследования; · Формирование понимания роли статистики как источника социально значимой информации; · Качественная подготовка к выпускным экзаменам. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то. Чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт: · Планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов; · Решения разнообразных классов задач из различных разделов курса в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения; · Исследовательской деятельности, развития идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач; · Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики(словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации интерпретации, аргументации и доказательства; · Проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования; · Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии. Место предмета в федеральном базисном учебном плане Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 9 классе отводится не менее 170 ч из расчета 5 ч в неделю. Для оценки учебных достижений обещающихся используется: · Текущий контроль в виде самостоятельных работ, зачетов, математических диктантов и тестов; · Тематический контроль в виде контрольных работ; · Итоговый контроль в виде контрольной работы. ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В соответствии с государственным образовательным стандартом в результате изучения математики ученик должен: Знать/помнить · Существо понятие математического доказательства; примеры доказательств; · Существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов; · Как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач; · Как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания; · Как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа; · Вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примера статистических закономерностей и выводов; · Смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примера ошибок, возникающих при идеализации. Владеть компетенциями: познавательной коммуникативной, информационной и рефлексивной. В результате изучения курса алгебры 9-го класса учащиеся должны Уметь · Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные; · Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическим дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; · Применять свойства арифметических квадратных корней для вычислений значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни; · Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним; системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы; · Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы; · Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи; · Изображать числа точками на координатной прямой; · Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного и квадратного неравенств; · Распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применение формулы общего члена и суммы нескольких первых членов; · Находить значения функции заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументы; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; · Определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств; · Описывать свойства изученных функций, строить их графики; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля: · Выполнения расчетов по формулам, составление формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождение нужной формулы в справочных материалах; · Моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; · Описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций; · Интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами. В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны Уметь · Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира; · Распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; · Изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условиям задач; осуществлять преобразования фигур; · Распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; · В простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел; · Проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами; · Вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0˚ до 180˚ определять значения трибометрических функций по заданным значениям углов; находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности. Площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них; · Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрических аппарат, соображения симметрии; · Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможность для их использования; · Решать простейшие планиметрические задачи в пространстве. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизнидля: · Описания реальных ситуаций на языке геометрии; · Расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы; · Решения геометрических задач с использованием тригонометрии; · Исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; · Решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин(используя при необходимости справочники и технические средства); · Построений геометрическими инструментами( линейка, угольник, циркуль, транспортир). В результате изучения курса «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей» учащиеся должны Уметь · Проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений; · Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики; · Решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правил умножения; · Вычислять среднее значения результатов измерений; · Находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; · Находить вероятности случайных событий в простейших случаях. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля: · Выстраивания аргументации при доказательстве (в форме диалога и монолога); · Распознавания логически некорректных рассуждений; · Записи математических утверждений, доказательств; · Анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц; · Решения практических задач в повседневной профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости; · Решение учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов; · Сравнение шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставление модели с реальной ситуацией; понимание статистических утверждений СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ УЧЕБНОГО КУРСА Курс математики 9 класса складывается из следующих содержательных компонентов: алгебра; геометрия; элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей. В соответствии с этим составлено тематическое планирование. Материал блока «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей» изучается в 7,8,9 классах. В 9 классе на этот блок отводится 13 часов. Алгебра 1. Свойства функций. Квадратичная функция (22ч) Функция. Способы задания функции. Свойства функций: область определения, возрастание и убывание функции, наибольшие и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знака постоянства. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция y = ax2 + bx + c, ее свойства и график. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Степенные функции с натуральными показателями, их графики. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост. Цель – расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции. Знать: · Различные способы задания функций: аналитический, графический, табличный, словесный; · Свойства функций: область определения, возрастание и убывание функции, наибольшие и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знака постоянства; · Свойства и график квадратичной функции; · Алгоритм построения парабол; · Как свойства функций отражаются на поведении графиков функций; · Графики степенных функций с натуральным показателем. Уметь: · Находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; · Строить график квадратичной функции; определять координаты вершины и ось симметрии параболы; · Выполнять разложение квадратного трехчлена на множетели; · Выполнять параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрию относительно осей; · Читать графики функций, т.е. определять свойства функций по ее графику; · Описывать свойства квадратичной и степенных функций; · Находить наибольшее и наименьшее значение на заданном промежутке, решая практические задачи; · Правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции). 2. Уравнения и неравенства с одной переменной (14 ч) Целые уравнения. Примеры решения уравнений ваших степеней: метод замены переменной, разложения на множители. Дробные рациональные уравнения. Квадратные неравенства с одной переменной. Метод интервалов. Примеры решения дробно-линейных неравенств. Цель –систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ax2 + bx +c› 0 или ax2 + bx + c ‹ 0, где а≠0. Знать: · Различные способы решения уравнений высших степеней: метод замены переменной, разложение на множители; · Способы решения квадратных неравенств; · Алгоритм решения рациональных неравенств методом интервалов. Уметь: · Решать уравнения высших степеней методом замены переменной, разложением на множители; · Решать неравенства вида ax2 + bx + c› 0 или ax2 + bx + c‹ 0, где а≠0 с опорой на сведения о графике квадратичной функции и методом интервалов; · Решать рациональные неравенства методом интервалов. 3. Уравнение неравенства с двумя переменными (17ч) Уравнения с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Примеры решения нелинейных систем. Решение текстовых задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы. Цель– выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными и текстовые задачи с помощью составления таких систем. Знать: · Графическую интерпретацию уравнения с двумя переменными; · Способы решения систем уравнений с двумя переменными; · Алгоритм решения неравенств с двумя переменными и их систем; · Графическую интерпретацию систем уравнений и неравенств с двумя переменными. Уметь: · Строить график уравнения с двумя переменными; · Решать системы уравнений и неравенств второй степени аналитическим и графическим способами; · Переходить от словесной формулировки отношений между величинами к алгебраической; · Решать текстовые задачи с помощью систем уравнений второй степени. 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15ч) Понятия последовательности. Числовая последовательность. Способы задания числовой последовательности. Арифметическая прогрессия. Формула общего члена арифметической прогрессии. Формула суммы первых нескольких членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Формула общего члена геометрической прогрессии. Формула суммы первых нескольких членов геометрической прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Сложные проценты. Цель – дать понятие о геометрической и арифметической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида. Знать: · Понятие числовой последовательности, арифметической и геометрической прогрессий как частных случаев числовых последовательностей; · Три способа задания последовательностей: аналитический, словесный, рекуррентный; · Характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий; · Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий; · Формулы суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий; · Формулу суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Уметь: · Распознавать арифметические и геометрические прогрессии; · Применять формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий; · Применять формулы суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий; · Решать текстовые задачи, используя свойства арифметической и геометрической прогрессии. 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13ч) Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события, равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление геометрической вероятности. Цель– ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события. Знать: · Комбинаторное правило умножения; · Формулы для подсчета перестановок, перемещений, сочетаний; · Формулу вычисления вероятности случайного события. Уметь: · Применять формулы для подсчета числа перестановок, перемещений, сочетаний; · Находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; · Находить вероятности случайных событий в простейших случаях. Геометрия 1. Подобия фигур (14 ч) Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. Коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства. Свойства вписанного и описанного четырехугольника. Измерительные работы на местности. Метод подобия. Цель– сформировать понятие подобных треугольников, выработать умение применять признаки подобия треугольников в процессе доказательства теорем и решения задач. Знать: · Определение подобных треугольников; · Формулировки признаков подобия треугольников; · Признаки подобия прямоугольных треугольников; · Свойства центральных и вписанных углов; · Свойство отрезков, пересекающихся хорд, секущих. Уметь: · Находить элементы треугольников, используя определение подобных треугольников; · Применять признаки подобия при решении задач; · Применять метод подобия при решении дач на построение; · Находить величину центрального и вписанного углов; 2. Решение треугольников (9 ч) Теоремы синусов и косинусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника. Решение треугольников. Цель – познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников; развить умения обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач. Знать: · Формулировки теорем синусов и косинусов; · Алгоритмы вычисления элементов треугольника. Уметь: · Находить стороны треугольника, используя теорему Пифагора; · Находить элементы треугольников, используя теоремы синусов и косинусов; · Находить с помощью таблиц или калькуляторов значение синуса, косинуса, тангенса углов и применять их в практических вычислениях; · Решать треугольники; · Применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач. 3. Многоугольники (15 ч) Ломаная. Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Свойства вписанного и описанного четырехугольника. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера угла. Цель – расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях. Знать: · Формулу суммы углов выпуклого многоугольника; · Теорему об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него; · Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника · Формулы вычисления длины окружности и длины дуги окружности. Уметь: · Применять формулу суммы углов выпуклого многоугольника; · Применять формулы, выражающие стороны правильного многоугольника, через радиус вписанной в него окружности и через радиус описанной окружности; · Строить правильные многоугольники: треугольник, четырехугольник и шестиугольник; · Вычислять длину окружности и длину дуги окружности. 4. Площади фигур (17 ч) Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Свойства площадей. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника через две стороны и угол между ними и формула Герона. Связь между площадями подобных фигур. Площадь круга и площадь сектора. Цель – сформировать у учащихся общее представление о площади и развить умение вычислять площади фигур. Знать: · Основные формулы вычисления площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции; · Формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников; · Формулы вычисления площади круга и площади сектора. Уметь: · Находить площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции; · Вычислять площади плоских фигур, используя свойства площадей; · Вычислять площадь круга и его частей; · Применять изученные формулы при решении практических задач. 5. Элементы стереометрии (7 ч) Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде; формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов. Примеры сечений. Примеры разверток. Цель – дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве; познакомить обучающихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел. Знать: · Пространственные тела: куб, параллелепипед, призму, пирамиду, цилиндр, конус, сферу, шар; · Формулы для вычисления объемов многогранников и круглых тел. Уметь: · Узнавать пространственные тела: куб, параллелепипед, призму, пирамиду, цилиндр, конус, сферу, шар; · Вычислять объемы. 6. Повторение (4 чв сентябре по теме «Векторы» и 23 ч в мае) Цель – обобщить и систематизировать знания по основным темам курса математики 5-9 класс Календарно-тематическое планирование № урока № пункта Тема Вид контроля Дата по плану Примеч 1 1 Понятие функции. Область определения функции. График функции. Способы задания функции.
2Г Повторение. Векторы. Сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число.
3 1 Область определения и область значений функции. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост.
4 2 Свойства функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства.
С.р.
5Г Повторение. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах.
6 2 Возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции.
7Г Повторение. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.
С.р.
8 2 Решение упражнений по теме «Свойства функций». Чтение графиков.
тест
9 3 Квадратный трехчлен. Корни квадратного трехчлена.
10Г Повторение. Применение векторов и координат при решении задач.
тест
11 3 Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене.
12Г 100 Преобразование подобия. Свойство преобразования подобия.
13 4 Разложение квадратного трехчлена на линейные множители.
14 4 Разложение квадратного трехчлена на множители.
15Г 102 Подобие фигур. Подобие треугольников; коэффициент подобия.
16 1-4 Решение упражнений по теме «Свойства функций. Разложение квадратного трехчлена на множители»
С.р.
17 Г 103 Признак подобия треугольников по двум углам.
18 Контрольная работа №1«Свойства функций».
К.р.
19 5 Функция у=ах2, ее свойства и график.
20 Г 104 Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними.
21 6 Графики функций у=ах2 +n, у = а(х — m)2.
22 Г 105 Признак подобия треугольников по трем сторонам.
23 5,6 Простейшие преобразования графиков функций. Параллельный перенос вдоль осей координат и симметрия относительно осей.
24 7 Функция у = аx2 + bх + с, ее свойства и график.
25Г 100-105 Решение задач на применение признаков подобия.
С.р.
26 7 Квадратичная функция, ее график-парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии.
27 Г 106 Подобие прямоугольных треугольников.
28 7 Построение графиков квадратичной функции.
29 7 Построение графиков квадратичной функции.
тест
30 Г 100-106 Зачет по теме «Подобие»
зачет
31 8 Функция у = хn, ее свойства и график. Степенные функции с натуральным показателем, их графики.
32 Г Контрольная работа №2 «Подобие треугольников»
К.р.
33 9 Корень n-ой степени из числа. Графики функций: корень квадратный, корень кубический.
34 8,9 Решение упражнений по теме «Степенная функция». Запись корней с помощью степени с дробным показателем.
тест
35 Г 107 Углы вписанные в окружность. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла.
36 Контрольная работа №3 «Квадратичная функция».
К.р.
37 Г 108 Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.
38 12 Целое уравнение и его корни
39 12 Примеры решения уравнений высших степеней: метод замены переменной, разложение на множители.
40 Г Вписанные и описанные четырехугольники.
41 12 Решение целых уравнений с одной переменной. Уравнения, приводимые к квадратным.
С.р.
42 Г Решение задач.
тест
43 13 Дробные рациональные уравнения.
44 13 Метод введения новой переменной при решении дробных рациональных уравнений.
45 Г Контрольная работа №4 «Углы, вписанные в окружность».
К.р.
46 13 Решение дробных рациональных уравнений.
47 Г 109 Теорема косинусов. Примеры ее применения для вычисления элементов треугольника.
48 12,13 Обобщающий урок по теме «Дробные рациональные уравнения»
С.р.
49 14 Решение неравенств второй степени с одной переменной.
50 Г 110 Теорема синусов. Примеры ее применения для вычисления элементов треугольника
51 15 Решение неравенств второй степени методом интервалов.
52 Г 109, 110 Теорема косинусов и теорема синусов.
53 15 Решение неравенств второй степени методом интервалов.
54 14,15 Решение неравенств второй степени разными методами.
С.р.
55 Г 111 Соотношения между углами треугольника и противолежащими сторонами.
56 Примеры решения дробно-линейных неравенств.
57 Г 112 Решения треугольников. Измерительные работы.
58 Обобщающий урок по теме «Решение неравенств с одной переменной»
59 Контрольная работа № 5«Решение уравнений и неравенств».
К.р.
60 Г Зачет «Решение треугольников»
Зачет
61 17 Уравнение с двумя переменными и его график.
62 Г Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан.
63 17 Уравнение с двумя переменными и его график.
64 18 Графический способ решения систем уравнений. Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой точке.
65 Г Решение треугольников.
С.р.
66 19 Решение систем уравнений второй степени.
67 Г Контрольная работа № 6 «Решение треугольников».
К.р.
68 19 Решение систем уравнений второй степени способом сложения.
69 19 Решение систем уравнений второй степени способом подстановки.
70 Г 113, 114 Ломаная. Длина ломаной. Выпуклые многоугольники.
71 18,19 Решение систем уравнений второй степени
72 Г 114 Сумма углов выпуклого многоугольника.
73 Решение систем уравнений второй степени.
С.р.
74 Уравнения с несколькими переменными.
75 Г 115 Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.
76 Примеры решения нелинейных систем. Использование графиков функций для решения уравнений и систем.
77 Г 115 Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника.
78 20 Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
79 20 Решение задач с помощью систем уравнений.
80 Г 115 Окружность, вписанная в правильный многоугольник.
81 20 Решение задач с помощью систем уравнений.
С.р.
82 Г 116 Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.
83 21 Решение неравенств с двумя переменными.
84 21 Системы неравенств с двумя переменными.
85 Г 116 Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.
тест
86 22 Решение систем неравенств с двумя переменными.
87 Г 117 Построение правильных многоугольников.
88 Контрольная работа № 7 « Решение систем уравнений».
К.р.
89 24 Понятие последовательности. Числовая последовательность. Способы задания последовательностей.
90 Г 118 Подобие правильных выпуклых многоугольников.
91 25 Определение арифметической прогрессии.
92 Г Решение задач.
93 25 Арифметическая прогрессия. Формула общего члена арифметической прогрессии.
94 25 Формула n-го члена арифметической прогрессии.
95 Г 119 Длина окружности, число , длина дуги.
96 25 Решение задач по теме «Формула n-го члена арифметической прогрессии».
С.р.
97 Г 120 Соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.
98 26 Формула суммы первых нескольких членов арифметической прогрессии.
99 26 Формула суммы n— первых членов арифметической прогрессии.
100 Г 120 Радианная мера угла.
101 25, 26 Решение задач по теме «Арифметическая прогрессия».
тест
102 Урок систематизации и коррекции знаний. Подготовка к контрольной работе.
103 Контрольная работа № 8 «Арифметическая прогрессия».
К.р.
104 27 Определение геометрической прогрессии.
105 Г Контрольная работа № 9 «Многоугольники»
К.Р.
106 27 Формула общего члена геометрической прогрессии.
107 Г 121 Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.
108 27 Формула n-го члена геометрической прогрессии.
С.р.
109 28 Формула суммы первых нескольких членов геометрической прогрессии.
110 Г 122 Площадь прямоугольника.
111 28 Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии.
тест
112 Г 123 Площадь параллелограмма.
113 Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Сложные проценты.
114 Контрольная работа № 10«Геометрическая прогрессия».
К.р.
115 Г 124 Площадь треугольника.
116 30 Примеры комбинаторных задач.
117 Г 121-124 Решение задач на вычисление площадей.
С.р.
118 30 Комбинаторное правило умножения.
119 31 Перестановки. Факториал
120 Г 125 Формула Герона для площади треугольника.
121 31 Перестановки. Решение задач.
122 Г Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности.
123 32 Размещения. Формула размещений.
124 32 Размещения. Решение задач.
С.р.
125 Г 126 Площадь трапеции.
126 33 Сочетания. Формула сочетаний.
127 Г 126 Площадь четырехугольника.
тест
128 33 Сочетания. Решение задач.
129 30-33 Решение задач по теме «Элементы комбинаторики».
С.р.
130 Г Контрольная работа № 11 «Площади».
К.р.
131 34 Понятие и примеры случайных событий. Относительная частота случайного события.
132 Г 127 Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.
133 35 Вероятность равновозможных событий. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей.
134 Решение упражнений по теме «Начальные сведения из теории вероятностей»
135 Г 127 Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.
136 Контрольная работа № 12 «Комбинаторика и теория вероятностей».
К.р.
137 Г 128 Связь между площадями подобных фигур.
138 Повторение. Десятичные и обыкновенные дроби. Действия с числами, записанными в различных формах. Этапы развития представления о числе.
139 Квадратные корни. Свойства квадратных корней.
140 Г Решение задач на вычисление площадей.
С.р.
141 Степень с рациональным показателем. Решение заданий из вариантов ГИА.
142 Г 129 Площадь круга и площадь сектора. Урок систематизации и коррекции знаний по теме.
143 Формулы сокращенного умножения. Преобразования рациональных выражений.
144 Действия с рациональными выражениями.
145 Г Контрольная работа № 13 «Площади фигур».
К.р.
146 Решение уравнений. Графические интерпретации решения уравнений.
147 Г 130-132 Беседа об аксиомах планиметрии. Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности.
148 Квадратные уравнения. Дробные рациональные уравнения.
149 Системы линейных уравнений и их графическая интерпретация. Системы уравнений второй степени.
150 Г 133 Многогранник. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде.
151 Решение текстовых задач с помощью уравнений и систем уравнений.
152 Г Свойства прямоугольного параллелепипеда. Объем тела. Формулы для вычисления объемов многогранников.
153 Решение различных типов текстовых задач.
тест
154 Решение неравенств и систем линейных неравенств.
155 Г 134 Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар.
156 Функции и их графики. Свойства функций. Применение свойств функций для решения упражнений.
157 Г 134 Формулы для вычисления площадей поверхностей и объемов тел вращения.
158 Графики различных зависимостей. Решение задач из вариантов ГИА.
159 Свойства числовых неравенств. Решение задач из вариантов ГИА.
160 Г Примеру сечений. Примеры разверток.
161 Квадратные неравенства. Решение неравенств методом интервалов.
162 Г Урок систематизации и коррекции знаний по геометрии. Зачет.
зачет
163 Решение демонстрационного варианта ГИА.
164 Итоговая контрольная работа в новой форме
К.р.
165 Итоговая контрольная работа в новой форме
К.р.
166 Г Векторы и операции над ними. Применение векторов к решению задач. Метод координат.
167 Г Соотношения между сторонами и углами треугольников. Правильные многоугольники.
168 Решение задач из вариантов ГИА.
169 Г Итоговый тест по геометрии.
тест
170 Урок коррекции знаний.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
имени Героя Советского Союза Д. Е. Кудинова
г. Вязьмы Смоленской области
Рассмотрено Руководитель МО ________/__________________ ФИО Протокол №_____ От «____» _________ 2012г |
Согласовано Заместитель руководителя по УВР МОУ СОШ № 10 __________/_______________ ФИО «___» ___________2012г |
Утверждено Приказ №_____________ От «___» __________2012г. |
Рабочая программа
по математике
9 класс
2013-2014 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Комаева Светлана Михайловна,
учитель математики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 9 класса разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по математике, с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования и рекомендация авторских программ Ю.Н. Макарычева по алгебре и А.В. Погорелова по геометрии.
Классы_________________________
Учитель___________________________________________________________________
Количество часов
Всего 170 часов; в неделю 5 часов
Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов____ ч.
Административных контрольных уроков ____________________ ч.
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11кл./Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.-М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г.
Учебники
Алгебра 9. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Пешков, С.В. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского./М.: Просвещение, 2009-2011гг.
Геометрия 7-9. Учебник для общеобразовательных учреждений. Погорелов А.В./ М.: Просвещение, 2009-2011гг.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучение смежных дисциплин, продолжения образовании в средней школе и профессиональных учебных заведениях;
-
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
-
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического процесса;
-
Развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Изучение математики в 9 классе направлено на решение следующих задач:
-
Развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных дисциплин (физика, химия, информатика);
-
Усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач;
-
Осуществление функциональной подготовки школьников;
-
Формирование умения переводить практические задачи на язык математики;
-
Систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
-
Обучение проведению доказательств и обоснованию при решении вычислительных геометрических задач;
-
Развитие представлений о пространственных отношениях геометрических фигур и величин;
-
Формирование умения воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах;
-
Обогащение представлений о современной картине мира и методах его исследования;
-
Формирование понимания роли статистики как источника социально значимой информации;
-
Качественная подготовка к выпускным экзаменам.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то. Чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
-
Планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
-
Решения разнообразных классов задач из различных разделов курса в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-
Исследовательской деятельности, развития идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-
Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики(словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации интерпретации, аргументации и доказательства;
-
Проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
-
Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 9 классе отводится не менее 170 ч из расчета 5 ч в неделю.
Для оценки учебных достижений обещающихся используется:
-
Текущий контроль в виде самостоятельных работ, зачетов, математических диктантов и тестов;
-
Тематический контроль в виде контрольных работ;
-
Итоговый контроль в виде контрольной работы.
ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В соответствии с государственным образовательным стандартом в результате изучения математики ученик должен:
Знать/помнить
-
Существо понятие математического доказательства; примеры доказательств;
-
Существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
Как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
Как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
Как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
Вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примера статистических закономерностей и выводов;
-
Смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примера ошибок, возникающих при идеализации.
Владеть компетенциями: познавательной коммуникативной, информационной и рефлексивной.
В результате изучения курса алгебры 9-го класса учащиеся должны
Уметь
-
Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическим дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
Применять свойства арифметических квадратных корней для вычислений значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-
Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним; системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
-
Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
-
Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
Изображать числа точками на координатной прямой;
-
Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного и квадратного неравенств;
-
Распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применение формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
-
Находить значения функции заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументы; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
Определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-
Описывать свойства изученных функций, строить их графики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Выполнения расчетов по формулам, составление формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождение нужной формулы в справочных материалах;
-
Моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-
Описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-
Интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны
Уметь
-
Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
Распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
Изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условиям задач; осуществлять преобразования фигур;
-
Распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
В простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-
Проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
Вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0˚ до 180˚ определять значения трибометрических функций по заданным значениям углов; находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности. Площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрических аппарат, соображения симметрии;
-
Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможность для их использования;
-
Решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для:
-
Описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
Расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
Решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
-
Исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
Решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин(используя при необходимости справочники и технические средства);
-
Построений геометрическими инструментами( линейка, угольник, циркуль, транспортир).
В результате изучения курса «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей» учащиеся должны
Уметь
-
Проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
-
Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
-
Решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правил умножения;
-
Вычислять среднее значения результатов измерений;
-
Находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
-
Находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Выстраивания аргументации при доказательстве (в форме диалога и монолога);
-
Распознавания логически некорректных рассуждений;
-
Записи математических утверждений, доказательств;
-
Анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
-
Решения практических задач в повседневной профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
-
Решение учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
-
Сравнение шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставление модели с реальной ситуацией; понимание статистических утверждений
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс математики 9 класса складывается из следующих содержательных компонентов: алгебра; геометрия; элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей. В соответствии с этим составлено тематическое планирование. Материал блока «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей» изучается в 7,8,9 классах. В 9 классе на этот блок отводится 13 часов.
Алгебра
-
Свойства функций. Квадратичная функция (22ч)
Функция. Способы задания функции. Свойства функций: область определения, возрастание и убывание функции, наибольшие и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знака постоянства. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция y = ax2 + bx + c, ее свойства и график. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Степенные функции с натуральными показателями, их графики. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост.
Цель – расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
Знать:
-
Различные способы задания функций: аналитический, графический, табличный, словесный;
-
Свойства функций: область определения, возрастание и убывание функции, наибольшие и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знака постоянства;
-
Свойства и график квадратичной функции;
-
Алгоритм построения парабол;
-
Как свойства функций отражаются на поведении графиков функций;
-
Графики степенных функций с натуральным показателем.
Уметь:
-
Находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
Строить график квадратичной функции; определять координаты вершины и ось симметрии параболы;
-
Выполнять разложение квадратного трехчлена на множетели;
-
Выполнять параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрию относительно осей;
-
Читать графики функций, т.е. определять свойства функций по ее графику;
-
Описывать свойства квадратичной и степенных функций;
-
Находить наибольшее и наименьшее значение на заданном промежутке, решая практические задачи;
-
Правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции).
-
Уравнения и неравенства с одной переменной (14 ч)
Целые уравнения. Примеры решения уравнений ваших степеней : метод замены переменной, разложения на множители. Дробные рациональные уравнения. Квадратные неравенства с одной переменной. Метод интервалов. Примеры решения дробно-линейных неравенств.
Цель – систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ax2 + bx +c › 0 или ax2 + bx + c ‹ 0, где а≠0.
Знать:
-
Различные способы решения уравнений высших степеней: метод замены переменной, разложение на множители;
-
Способы решения квадратных неравенств;
-
Алгоритм решения рациональных неравенств методом интервалов.
Уметь:
-
Решать уравнения высших степеней методом замены переменной, разложением на множители;
-
Решать неравенства вида ax2 + bx + c › 0 или ax2 + bx + c ‹ 0, где а≠0 с опорой на сведения о графике квадратичной функции и методом интервалов;
-
Решать рациональные неравенства методом интервалов.
-
Уравнение неравенства с двумя переменными (17ч)
Уравнения с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Примеры решения нелинейных систем. Решение текстовых задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Цель – выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
Знать:
-
Графическую интерпретацию уравнения с двумя переменными;
-
Способы решения систем уравнений с двумя переменными;
-
Алгоритм решения неравенств с двумя переменными и их систем;
-
Графическую интерпретацию систем уравнений и неравенств с двумя переменными.
Уметь:
-
Строить график уравнения с двумя переменными;
-
Решать системы уравнений и неравенств второй степени аналитическим и графическим способами;
-
Переходить от словесной формулировки отношений между величинами к алгебраической;
-
Решать текстовые задачи с помощью систем уравнений второй степени.
-
Арифметическая и геометрическая прогрессии (15ч)
Понятия последовательности. Числовая последовательность. Способы задания числовой последовательности. Арифметическая прогрессия. Формула общего члена арифметической прогрессии. Формула суммы первых нескольких членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Формула общего члена геометрической прогрессии. Формула суммы первых нескольких членов геометрической прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Сложные проценты.
Цель – дать понятие о геометрической и арифметической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
Знать:
-
Понятие числовой последовательности, арифметической и геометрической прогрессий как частных случаев числовых последовательностей;
-
Три способа задания последовательностей: аналитический, словесный, рекуррентный;
-
Характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий;
-
Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий;
-
Формулы суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий;
-
Формулу суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Уметь:
-
Распознавать арифметические и геометрические прогрессии;
-
Применять формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий;
-
Применять формулы суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий;
-
Решать текстовые задачи, используя свойства арифметической и геометрической прогрессии.
-
Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13ч)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события, равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление геометрической вероятности.
Цель – ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Знать:
-
Комбинаторное правило умножения;
-
Формулы для подсчета перестановок, перемещений, сочетаний;
-
Формулу вычисления вероятности случайного события.
Уметь:
-
Применять формулы для подсчета числа перестановок, перемещений, сочетаний;
-
Находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
-
Находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Геометрия
-
Подобия фигур (14 ч)
Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. Коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства. Свойства вписанного и описанного четырехугольника. Измерительные работы на местности. Метод подобия.
Цель – сформировать понятие подобных треугольников, выработать умение применять признаки подобия треугольников в процессе доказательства теорем и решения задач.
Знать:
-
Определение подобных треугольников;
-
Формулировки признаков подобия треугольников;
-
Признаки подобия прямоугольных треугольников;
-
Свойства центральных и вписанных углов;
-
Свойство отрезков, пересекающихся хорд, секущих.
Уметь:
-
Находить элементы треугольников, используя определение подобных треугольников;
-
Применять признаки подобия при решении задач;
-
Применять метод подобия при решении дач на построение;
-
Находить величину центрального и вписанного углов;
-
Решение треугольников (9 ч)
Теоремы синусов и косинусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника. Решение треугольников.
Цель – познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников; развить умения обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Знать:
-
Формулировки теорем синусов и косинусов;
-
Алгоритмы вычисления элементов треугольника.
Уметь:
-
Находить стороны треугольника, используя теорему Пифагора;
-
Находить элементы треугольников, используя теоремы синусов и косинусов;
-
Находить с помощью таблиц или калькуляторов значение синуса, косинуса, тангенса углов и применять их в практических вычислениях;
-
Решать треугольники;
-
Применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
-
Многоугольники (15 ч)
Ломаная. Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Свойства вписанного и описанного четырехугольника. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера угла.
Цель – расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях.
Знать:
-
Формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
-
Теорему об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него;
-
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника
-
Формулы вычисления длины окружности и длины дуги окружности.
Уметь:
-
Применять формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
-
Применять формулы, выражающие стороны правильного многоугольника, через радиус вписанной в него окружности и через радиус описанной окружности;
-
Строить правильные многоугольники: треугольник, четырехугольник и шестиугольник;
-
Вычислять длину окружности и длину дуги окружности.
-
Площади фигур (17 ч)
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Свойства площадей. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника через две стороны и угол между ними и формула Герона. Связь между площадями подобных фигур. Площадь круга и площадь сектора.
Цель – сформировать у учащихся общее представление о площади и развить умение вычислять площади фигур.
Знать:
-
Основные формулы вычисления площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;
-
Формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников;
-
Формулы вычисления площади круга и площади сектора.
Уметь:
-
Находить площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;
-
Вычислять площади плоских фигур, используя свойства площадей;
-
Вычислять площадь круга и его частей;
-
Применять изученные формулы при решении практических задач.
-
Элементы стереометрии (7 ч)
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде; формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов. Примеры сечений. Примеры разверток.
Цель – дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве; познакомить обучающихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.
Знать:
-
Пространственные тела: куб, параллелепипед, призму, пирамиду, цилиндр, конус, сферу, шар;
-
Формулы для вычисления объемов многогранников и круглых тел.
Уметь:
-
Узнавать пространственные тела: куб, параллелепипед, призму, пирамиду, цилиндр, конус, сферу, шар;
-
Вычислять объемы.
-
Повторение (4 ч в сентябре по теме «Векторы» и 23 ч в мае)
Цель – обобщить и систематизировать знания по основным темам курса математики 5-9 класс
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
№ пункта |
Тема |
Вид контроля |
Дата по плану |
Примеч |
1 |
1 |
Понятие функции. Область определения функции. График функции. Способы задания функции. |
|
|
|
2Г |
|
Повторение. Векторы. Сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число. |
|
|
|
3 |
1 |
Область определения и область значений функции. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост. |
|
|
|
4 |
2 |
Свойства функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. |
С.р. |
|
|
5Г |
|
Повторение. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. |
|
|
|
6 |
2 |
Возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции. |
|
|
|
7Г |
|
Повторение. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. |
С.р. |
|
|
8 |
2 |
Решение упражнений по теме «Свойства функций». Чтение графиков. |
тест |
|
|
9 |
3 |
Квадратный трехчлен. Корни квадратного трехчлена. |
|
|
|
10Г |
|
Повторение. Применение векторов и координат при решении задач. |
тест |
|
|
11 |
3 |
Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене. |
|
|
|
12Г |
100 |
Преобразование подобия. Свойство преобразования подобия. |
|
|
|
13 |
4 |
Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. |
|
|
|
14 |
4 |
Разложение квадратного трехчлена на множители. |
|
|
|
15Г |
102 |
Подобие фигур. Подобие треугольников; коэффициент подобия. |
|
|
|
16 |
1-4 |
Решение упражнений по теме «Свойства функций. Разложение квадратного трехчлена на множители» |
С.р. |
|
|
17 Г |
103 |
Признак подобия треугольников по двум углам. |
|
|
|
18 |
|
Контрольная работа №1 «Свойства функций». |
К.р. |
|
|
19 |
5 |
Функция у=ах2, ее свойства и график. |
|
|
|
20 Г |
104 |
Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними. |
|
|
|
21 |
6 |
Графики функций у=ах2 +n, у = а(х - m)2. |
|
|
|
22 Г |
105 |
Признак подобия треугольников по трем сторонам. |
|
|
|
23 |
5,6 |
Простейшие преобразования графиков функций. Параллельный перенос вдоль осей координат и симметрия относительно осей. |
|
|
|
24 |
7 |
Функция у = аx2 + bх + с, ее свойства и график. |
|
|
|
25 Г |
100-105 |
Решение задач на применение признаков подобия. |
С.р. |
|
|
26 |
7 |
Квадратичная функция, ее график-парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. |
|
|
|
27 Г |
106 |
Подобие прямоугольных треугольников. |
|
|
|
28 |
7 |
Построение графиков квадратичной функции. |
|
|
|
29 |
7 |
Построение графиков квадратичной функции. |
тест |
|
|
30 Г |
100-106 |
Зачет по теме «Подобие» |
зачет |
|
|
31 |
8 |
Функция у = хn, ее свойства и график. Степенные функции с натуральным показателем, их графики. |
|
|
|
32 Г |
|
Контрольная работа №2 «Подобие треугольников» |
К.р. |
|
|
33 |
9 |
Корень n-ой степени из числа. Графики функций: корень квадратный, корень кубический. |
|
|
|
34 |
8,9 |
Решение упражнений по теме «Степенная функция». Запись корней с помощью степени с дробным показателем. |
тест |
|
|
35 Г |
107 |
Углы вписанные в окружность. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. |
|
|
|
36 |
|
Контрольная работа №3 «Квадратичная функция». |
К.р. |
|
|
37 Г |
108 |
Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности. |
|
|
|
38 |
12 |
Целое уравнение и его корни |
|
|
|
39 |
12 |
Примеры решения уравнений высших степеней: метод замены переменной, разложение на множители. |
|
|
|
40 Г |
|
Вписанные и описанные четырехугольники. |
|
|
|
41 |
12 |
Решение целых уравнений с одной переменной. Уравнения, приводимые к квадратным. |
С.р. |
|
|
42 Г |
|
Решение задач. |
тест |
|
|
43 |
13 |
Дробные рациональные уравнения. |
|
|
|
44 |
13 |
Метод введения новой переменной при решении дробных рациональных уравнений. |
|
|
|
45 Г |
|
Контрольная работа №4 «Углы, вписанные в окружность». |
К.р. |
|
|
46 |
13 |
Решение дробных рациональных уравнений. |
|
|
|
47 Г |
109 |
Теорема косинусов. Примеры ее применения для вычисления элементов треугольника. |
|
|
|
48 |
12,13 |
Обобщающий урок по теме «Дробные рациональные уравнения» |
С.р. |
|
|
49 |
14 |
Решение неравенств второй степени с одной переменной. |
|
|
|
50 Г |
110 |
Теорема синусов. Примеры ее применения для вычисления элементов треугольника |
|
|
|
51 |
15 |
Решение неравенств второй степени методом интервалов. |
|
|
|
52 Г |
109, 110 |
Теорема косинусов и теорема синусов. |
|
|
|
53 |
15 |
Решение неравенств второй степени методом интервалов. |
|
|
|
54 |
14,15 |
Решение неравенств второй степени разными методами. |
С.р. |
|
|
55 Г |
111 |
Соотношения между углами треугольника и противолежащими сторонами. |
|
|
|
56 |
|
Примеры решения дробно-линейных неравенств. |
|
|
|
57 Г |
112 |
Решения треугольников. Измерительные работы. |
|
|
|
58 |
|
Обобщающий урок по теме «Решение неравенств с одной переменной» |
|
|
|
59 |
|
Контрольная работа № 5 «Решение уравнений и неравенств». |
К.р. |
|
|
60 Г |
|
Зачет «Решение треугольников» |
Зачет |
|
|
61 |
17 |
Уравнение с двумя переменными и его график. |
|
|
|
62 Г |
|
Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. |
|
|
|
63 |
17 |
Уравнение с двумя переменными и его график. |
|
|
|
64 |
18 |
Графический способ решения систем уравнений. Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой точке. |
|
|
|
65 Г |
|
Решение треугольников. |
С.р. |
|
|
66 |
19 |
Решение систем уравнений второй степени. |
|
|
|
67 Г |
|
Контрольная работа № 6 «Решение треугольников». |
К.р. |
|
|
68 |
19 |
Решение систем уравнений второй степени способом сложения. |
|
|
|
69 |
19 |
Решение систем уравнений второй степени способом подстановки. |
|
|
|
70 Г |
113, 114 |
Ломаная. Длина ломаной. Выпуклые многоугольники. |
|
|
|
71 |
18,19 |
Решение систем уравнений второй степени |
|
|
|
72 Г |
114 |
Сумма углов выпуклого многоугольника. |
|
|
|
73 |
|
Решение систем уравнений второй степени. |
С.р. |
|
|
74 |
|
Уравнения с несколькими переменными. |
|
|
|
75 Г |
115 |
Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. |
|
|
|
76 |
|
Примеры решения нелинейных систем. Использование графиков функций для решения уравнений и систем. |
|
|
|
77 Г |
115 |
Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. |
|
|
|
78 |
20 |
Решение текстовых задач методом составления систем уравнений. |
|
|
|
79 |
20 |
Решение задач с помощью систем уравнений. |
|
|
|
80 Г |
115 |
Окружность, вписанная в правильный многоугольник. |
|
|
|
81 |
20 |
Решение задач с помощью систем уравнений. |
С.р. |
|
|
82 Г |
116 |
Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников. |
|
|
|
83 |
21 |
Решение неравенств с двумя переменными. |
|
|
|
84 |
21 |
Системы неравенств с двумя переменными. |
|
|
|
85 Г |
116 |
Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников. |
тест |
|
|
86 |
22 |
Решение систем неравенств с двумя переменными. |
|
|
|
87 Г |
117 |
Построение правильных многоугольников. |
|
|
|
88 |
|
Контрольная работа № 7 « Решение систем уравнений». |
К.р. |
|
|
89 |
24 |
Понятие последовательности. Числовая последовательность. Способы задания последовательностей. |
|
|
|
90 Г |
118 |
Подобие правильных выпуклых многоугольников. |
|
|
|
91 |
25 |
Определение арифметической прогрессии. |
|
|
|
92 Г |
|
Решение задач. |
|
|
|
93 |
25 |
Арифметическая прогрессия. Формула общего члена арифметической прогрессии. |
|
|
|
94 |
25 |
Формула n-го члена арифметической прогрессии. |
|
|
|
95 Г |
119 |
Длина окружности, число , длина дуги. |
|
|
|
96 |
25 |
Решение задач по теме «Формула n-го члена арифметической прогрессии». |
С.р. |
|
|
97 Г |
120 |
Соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. |
|
|
|
98 |
26 |
Формула суммы первых нескольких членов арифметической прогрессии. |
|
|
|
99 |
26 |
Формула суммы n- первых членов арифметической прогрессии. |
|
|
|
100 Г |
120 |
Радианная мера угла. |
|
|
|
101 |
25, 26 |
Решение задач по теме «Арифметическая прогрессия». |
тест |
|
|
102 |
|
Урок систематизации и коррекции знаний. Подготовка к контрольной работе. |
|
|
|
103 |
|
Контрольная работа № 8 «Арифметическая прогрессия». |
К.р. |
|
|
104 |
27 |
Определение геометрической прогрессии. |
|
|
|
105 Г |
|
Контрольная работа № 9 «Многоугольники» |
К.Р. |
|
|
106 |
27 |
Формула общего члена геометрической прогрессии. |
|
|
|
107 Г |
121 |
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. |
|
|
|
108 |
27 |
Формула n-го члена геометрической прогрессии. |
С.р. |
|
|
109 |
28 |
Формула суммы первых нескольких членов геометрической прогрессии. |
|
|
|
110 Г |
122 |
Площадь прямоугольника. |
|
|
|
111 |
28 |
Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии. |
тест |
|
|
112 Г |
123 |
Площадь параллелограмма. |
|
|
|
113 |
|
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Сложные проценты. |
|
|
|
114 |
|
Контрольная работа № 10 «Геометрическая прогрессия». |
К.р. |
|
|
115 Г |
124 |
Площадь треугольника. |
|
|
|
116 |
30 |
Примеры комбинаторных задач. |
|
|
|
117 Г |
121-124 |
Решение задач на вычисление площадей. |
С.р. |
|
|
118 |
30 |
Комбинаторное правило умножения. |
|
|
|
119 |
31 |
Перестановки. Факториал |
|
|
|
120 Г |
125 |
Формула Герона для площади треугольника. |
|
|
|
121 |
31 |
Перестановки. Решение задач. |
|
|
|
122 Г |
|
Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности. |
|
|
|
123 |
32 |
Размещения. Формула размещений. |
|
|
|
124 |
32 |
Размещения. Решение задач. |
С.р. |
|
|
125 Г |
126 |
Площадь трапеции. |
|
|
|
126 |
33 |
Сочетания. Формула сочетаний. |
|
|
|
127 Г |
126 |
Площадь четырехугольника. |
тест |
|
|
128 |
33 |
Сочетания. Решение задач. |
|
|
|
129 |
30-33 |
Решение задач по теме «Элементы комбинаторики». |
С.р. |
|
|
130 Г |
|
Контрольная работа № 11 «Площади». |
К.р. |
|
|
131 |
34 |
Понятие и примеры случайных событий. Относительная частота случайного события. |
|
|
|
132 Г |
127 |
Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника. |
|
|
|
133 |
35 |
Вероятность равновозможных событий. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей. |
|
|
|
134 |
|
Решение упражнений по теме «Начальные сведения из теории вероятностей» |
|
|
|
135 Г |
127 |
Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника. |
|
|
|
136 |
|
Контрольная работа № 12 «Комбинаторика и теория вероятностей». |
К.р. |
|
|
137 Г |
128 |
Связь между площадями подобных фигур. |
|
|
|
138 |
|
Повторение. Десятичные и обыкновенные дроби. Действия с числами, записанными в различных формах. Этапы развития представления о числе. |
|
|
|
139 |
|
Квадратные корни. Свойства квадратных корней. |
|
|
|
140 Г |
|
Решение задач на вычисление площадей. |
С.р. |
|
|
141 |
|
Степень с рациональным показателем. Решение заданий из вариантов ГИА. |
|
|
|
142 Г |
129 |
Площадь круга и площадь сектора. Урок систематизации и коррекции знаний по теме. |
|
|
|
143 |
|
Формулы сокращенного умножения. Преобразования рациональных выражений. |
|
|
|
144 |
|
Действия с рациональными выражениями. |
|
|
|
145 Г |
|
Контрольная работа № 13 «Площади фигур». |
К.р. |
|
|
146 |
|
Решение уравнений. Графические интерпретации решения уравнений. |
|
|
|
147 Г |
130-132 |
Беседа об аксиомах планиметрии. Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. |
|
|
|
148 |
|
Квадратные уравнения. Дробные рациональные уравнения. |
|
|
|
149 |
|
Системы линейных уравнений и их графическая интерпретация. Системы уравнений второй степени. |
|
|
|
150 Г |
133 |
Многогранник. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде. |
|
|
|
151 |
|
Решение текстовых задач с помощью уравнений и систем уравнений. |
|
|
|
152 Г |
|
Свойства прямоугольного параллелепипеда. Объем тела. Формулы для вычисления объемов многогранников. |
|
|
|
153 |
|
Решение различных типов текстовых задач. |
тест |
|
|
154 |
|
Решение неравенств и систем линейных неравенств. |
|
|
|
155 Г |
134 |
Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар. |
|
|
|
156 |
|
Функции и их графики. Свойства функций. Применение свойств функций для решения упражнений. |
|
|
|
157 Г |
134 |
Формулы для вычисления площадей поверхностей и объемов тел вращения. |
|
|
|
158 |
|
Графики различных зависимостей. Решение задач из вариантов ГИА. |
|
|
|
159 |
|
Свойства числовых неравенств. Решение задач из вариантов ГИА. |
|
|
|
160 Г |
|
Примеру сечений. Примеры разверток. |
|
|
|
161 |
|
Квадратные неравенства. Решение неравенств методом интервалов. |
|
|
|
162 Г |
|
Урок систематизации и коррекции знаний по геометрии. Зачет. |
зачет |
|
|
163 |
|
Решение демонстрационного варианта ГИА. |
|
|
|
164 |
|
Итоговая контрольная работа в новой форме |
К.р. |
|
|
165 |
|
Итоговая контрольная работа в новой форме |
К.р. |
|
|
166 Г |
|
Векторы и операции над ними. Применение векторов к решению задач. Метод координат. |
|
|
|
167 Г |
|
Соотношения между сторонами и углами треугольников. Правильные многоугольники. |
|
|
|
168 |
|
Решение задач из вариантов ГИА. |
|
|
|
169 Г |
|
Итоговый тест по геометрии. |
тест |
|
|
170 |
|
Урок коррекции знаний. |
|
|
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
В таблице автор показал свои творческие способности и составил интеграцию алгебры и геометрии. Может быть, преподавателю так удобнее работать, но лично я в школьной математике склоняюсь к "классическому", проверенному годами планированию. Потому что при выпадении из расписания урока по непредвиденным обстоятельствам, последовательность учебных занятий может быть нарушена. Причем, в пояснительной записке не оговаривается необходимость слияния планирования двух дисциплин и необходимость корректировки примерной программы.
Удивило единственное число в названиях "требование к уровню подготовки учащихся" и "содержание темы учебного курса".
При размещении материала на страницах портала следует соблюдать требования, записанные в разделе Справка Главного меню, одним из которых является размещение на титульном листе логотипа портала.