Урок внеклассного чтения «Спешите делать добрые дела» (По сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце»).
Расширить кругозор учащихся; продолжить знакомство с творчеством П.П.Бажова;
- содействовать формированию личностной позиции учащихся;
- продолжить работу под умением сопоставлять и выявлять причинно – следственные связи;
- способствовать привитию у учащихся интереса к собственному внутреннему миру, самосознанию и самопознанию.
Воспитание нравственности на образах писателя и его героев, душевности, отзывчивости, человеколюбия.
При разработке урока я поставила перед собой три единых аспекта урока:
1. образовательный аспект – продолжить знакомство с творчеством Бажова, формирование основных УУД – знание текста и его событий и всех его сторон героев произведения, характеризуя их, посредством поступков и дел.
2. Воспитательный аспект – формирование нравственно-этических качеств – доброты, порядочности, справедливости, взаимовыручки и взаимоподдержки.
3. Развивающий аспект – выработка навыков выразительной речи и чтения, развития речи, обогащение словарного запаса, развития воображения, внимания, интереса и сенсорной сферы.
Эти триединые аспекты я попыталась реализовать и осуществить в процессе урока.
Тип урока – урок – диалог с элементом спектакля.
Урок внеклассного чтения
«Спешите делать добрые дела»
(По сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце»).
Учитель: Шурхаева Т. А., СОШ №15
Нерюнгри, 2013
Данный урок – составная часть темы: «Сказы Бажова».
При разработке урока я поставила перед собой три единых аспекта урока:
-
образовательный аспект – продолжить знакомство с творчеством Бажова, формирование основных УУД – знание текста и его событий и всех его сторон героев произведения, характеризуя их, посредством поступков и дел.
-
Воспитательный аспект – формирование нравственно-этических качеств – доброты, порядочности, справедливости, взаимовыручки и взаимоподдержки.
-
Развивающий аспект – выработка навыков выразительной речи и чтения, развития речи, обогащение словарного запаса, развития воображения, внимания, интереса и сенсорной сферы.
Эти триединые аспекты я попыталась реализовать и осуществить в процессе урока.
Тип урока – урок – диалог с элементом спектакля.
Начинаю работу с активизации знаний и умений учащихся прежних уроков, которые непосредственно связаны с темой и задачей данного урока.
Мотивирую интерес к чтению, творчеству Бажова, сборнику «Малахитовая шкатулка».
В чем тайна этой шкатулки? Сможем ли мы ее разгадать?
При подготовке к уроку учитывала этический и нравственный смысл сказов, чтобы пробудить в детях интерес к чтению, поэтому и был выбран данный тип урока, где ведущим приемом является диалог «учитель-ученик, ученик-ученик», основанный на сопоставлении героев и их поступков. Не считая этот методический путь единственно возможным, я полагала, что урок-диалог с элементами беседы, в которой производятся факты из жизни писателя и чтением и комментарием и отрывков из сказа, приоткроют детям живую душу писателя, пробудят интерес к чтению сказов Бажова. В ходе урока содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, старалась привести в соответствии с уровнем развития учащихся данного класса и выполнить при этом триединые задачи. Класс с пониженной мотивацией обучения, поэтому одной из главных задач урока является развитие творческого отношения к наследию писателя, любознательности и интереса к его личности и творчеству, потребность чтения для повышения умственного кругозора.
В течение всего урока я старалась поддерживать благоприятный психологический климат.
Несмотря на то, что познания Бажова это процесс длительный и сложный, определяется он жизненным читательским опытом, нам, мне и моим учащимся удалось решить триединые задачи, поставленные в начале урока и дать ответ на вопрос: «Чему учит нас Бажов?»
Считаю, что на уроке произошла воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
На уроке использую технологию АСО (адаптированная система обучения).
Дети адаптируются в работе среднего звена, привитие и выявление интереса к урокам литературы, самооценка учебной деятельности.
Цель урока:
Расширить кругозор учащихся; продолжить знакомство с творчеством П.П.Бажова;
- содействовать формированию личностной позиции учащихся;
- продолжить работу под умением сопоставлять и выявлять причинно – следственные связи;
- способствовать привитию у учащихся интереса к собственному внутреннему миру, самосознанию и самопознанию.
Воспитание нравственности на образах писателя и его героев, душевности, отзывчивости, человеколюбия.
Этапы урока:
-
Знакомство с различными фактами биографии писателя.
-
Формирование взаимоотношений учащихся друг к другу, учителю.
Мотивировать – приводить доводы, объясняющие, оправдывающие какие – либо действия, проступки, доказывающие какое – либо действие.
-
Образовательный аспект:
Продолжить знакомство с творчеством Бажова и продолжить формирование основных ЗУН – знание текста, и его событийной стороны героев произведения, характеризовать героев на основании их поступков и дел.
-
Воспитательный аспект:
Формирование нравственных качеств, доброты, порядочности, взаимовыручки.
-
Развивающий аспект:
Развитие связной речи учащихся, обогащение словарного запаса, развитие воображения, внимания и сенсорной сферы.
Словарная работа:
Гуманизм – отношение к людям, наполненное любовью к людям, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству.
Человеколюбие – любовь к человеку, людям, готовность помочь им, проявить гуманность.
Человечность - человеколюбие, гуманность, внимание, отзывчивость, чуткость.
Шкатулка – небольшой ящичек с крышкой для хранения мелких, обычно ценных вещей.
Гуманный – проникнутый любовью к людям. (Запись выполнена на плакате).
Работа с текстом:
Что такое сказ, его отличия от сказки?
-
Интересно ли было читать сказ?
-
Кого вы полюбили и почему?
-
О чём этот сказ? – (О человечности, гуманности и доброте)
-
Какие эпизоды сказа вам запомнились? Почему?
-
Какой эпизод произведения вы читали, а на душе у вас было очень грустно и печально ( Судьба Дарёнки)
-
Когда ваше настроение изменилось? (Когда к этим людям пришёл Кокованя, чтобы забрать девочку).
-
А когда вы порадовались за Дарёнку и дедушку искренне? Подтвердите словами текста или выскажите своё предположение.( « Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагрёб. А сколько? Полшапки»).Что мы узнаём о жизни Дарёнки?
-
Каким, вы думаете, человеком был Кокованя? Почему, решился взять девочку? Попробуйте аргументировать текстом – стр.51.
(«Знал я Григория да и жену его, тоже. Оба весёлые да ловкие были…..
Только пойдёт ли?»)
Почему хотелось дедушке взять в свой дом мальчика? (Хотел обучить своему делу, пособника растить стал)
-
Почему Кокованя назвал девочку Подарёнкой? ( Судьба подарила её чужим людям).
Как жилось девочке у этих людей?
(Плохо, семья у них была большая, сами не ели досыта).
-
Почему девочка решила, что дедушка назвал её по имени? (У неё имя – Дарёнка, Дарья) /Инсценирование «Кокованя в доме горюна»/.
-
Почему девочка решила пойти жить к Коковане? (Заинтересовал её рассказом о козлике. Как звали того козлика? Серебряное копытце).
-
Как автор описывает этого козлика.(«Рожки у него отменные. У простых козликов на две веточки, а у него на пять веток»)
Чем занимался Кокованя? (Золото промывал, камни искал, а зимой -охотой).
-
Зачем зимой Кокованя по лесам бегал? ( Чтобы посмотреть Серебряное копытце, в котором месте он правой передней ножкой топнет!)
А Дарёнка какой была? Стр. 52.
Текст …. «В праздничный день пришел .Девочка эту кошку гладит, она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно!»(Кошка полюбила девочку – Дарёнка её спасительница, и свою любовь кошка отдавала только девочке).
-
Как жилось девочке у Коковани? ( Хорошо, весело им было, каждый был занят своим делом).Каким? /Кокованя с утра на работу ходил, а девочка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, Мурёнка мышей ловила/.
-
Умел ли дедушка сказы сказывать? /Да./
-
А где была в это время Мурёнка?(Рядом с девочкой) Что мурлыкала кошка?( Пр - правильно говорит. Пр - правильно!)
-
О чем просила Даренка рассказать дедушку, когда он заканчивал свои сказки ? (О козлике, о Серебряном копытце).
-
Почему девочке так захотелось его увидеть? (Наверное потому, что этого хотелось дедушке).
Чтение диалога по ролям (стр. 54.55)
-
Почему Кокованя решился взять Дарёнку в лес?
Какое решение он принимает? («Сводить разве? Раз побывает, другой раз не запросится» стр. 55)
-
Как поступили хозяева с кошкой? Стр 56. « Вот и стало их в балагане трое»
-
Огорчила ли дедушку и Дарёнку появление и пребывание кошки в балагане? ( Нет, им втроём было весело)
-
Как шли дела у дедушки? (Художественный пересказ эпизода стр. 56)
-
Как вела себя Дарёнка? Страшно ли ей было оставаться одной? (Да. Но ее успокаивала Мурёнка своим видом, спокойствием.)
Чтение выделенных эпизодов. « Дарёнка в лесу»стр. 56 , « Печальные дни Дарёнки»стр. 57.
-
Как произошла встреча Дарёнки с Серебряным копытцем ? стр. 56.
-
Какое настроение было у Дарёнки на третий день отсутствия дедушки? Почему еще больше опечалилась Дарёнка? / Кокованя не возвращался, и Мурёнка пропала?/
-
Почему Дарёнка выбежала из балагана? ( Мурёнку искать, наверное, жалко было, что погибнет в лесу или замерзнет).
-
Что же увидела Дарёнка? «Стояли рядом Мурёнка и Серебряное копытце будто бы разговаривали. Потом стали бегать по покосным ложкам».
-
Почему вернулись они к балагану? (Серебряное копытце хотел вознаградить девочку за её доброту./
«Тут прыгнул» ….. стр. 58
Чтение наизусть.
-
Что случилось с Муренкой и с Серебряным копытцем? / Они исчезли./ Почему? Наверное, они выполнили свою миссию.
-
Почему Кокованя послушался Дарёнку и не стал грести камешки?
-
Находили ли другие люди камешки? Как они называются?
-
Работа со схемой на доске. Как называется наш урок? Почему так? Как вы поняли эти слова? Почему мы должны спешить делать добрые дела?
Чтение стихотворения Татьяничевой « Что ты сделал хорошего?»
Как я работал на уроке?
На уроке мне было:
-
Интересно, я работал активно, мог выполнить любое задание;
-
Неинтересно, я не мог выполнить задание без помощи дополнительной литературы;
-
Скучно, я сидел и слушал, как говорят другие.
Все задания я выполнил:
-
Самостоятельно и с группой т. к. имел достаточно знаний;
-
Затруднялся, нужна была помощь;
-
Я не мог ответить, нет достаточных знаний по теме.
Что мне больше всего запомнилось из урока?
Составление кластера.
Кластер:
чувства
любовь жалость,
сострадание
г
у м а н н о с т ь Даренка Кокованя
Муренка
вознаграждение встреча с Сер.
копытцемопытцем
вознаграждение
гуманность гуманность
Быстро проходит урок, наступает время, чтобы подвести его итоги.
Ребята взволнованы, некоторые сдержаны, но в классе нет равнодушных: они поняли, работая сегодня на уроке, что нам всем необходимо в жизни быть просто человеком, обладающим простыми человеческими качествами: гуманностью, человеколюбием, добротой, бескорыстием.
Глядя на кластер, составленный классом, и анкету самоанализа, я убеждена в том что дети прониклись проблемами нашего урока, что им нужны сегодня уроки нравственности, справедливости, духовности, доброты, чтобы остаться Человеком.
Мой урок завершён: он достиг поставленной цели.
Текст: Бажов П.П., Москва «Советская Россия» 1980г.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»