Открытый урок по фортепиано "Роберт Шуман. Альбом для юношества."
Цель: коллективно-творческая деятельность детей, обучающихся игре на фортепиано.
Задачи :
1. Обучающие:
§ узнать о жизни и творчестве Роберта Шумана;
§ подготовить к исполнению одну или несколько пьес из «Альбома для юношества»;
§ на примере исполняемых произведений, а так же слушания музыки по теме продолжить знакомство с музыкально-выразительными средствами ;
§ воспитывать образно-ассоциативное мышление.
2. Развивающие:
§ развитие музыкального кругозора;
§ развитие интереса к познавательной деятельности;
§ развитие игровых навыков, умения слушать и слышать.
3. Воспитательные:
§ развивать личность ребёнка:
§ уважение друг к другу
§ интерес к здоровому образу жизни.
Методическое обеспечение занятия. Форма занятия : музыкальная гостиная.
Приёмы и методы организации образовательного процесса :
§ словесный
§ наглядно-практический
§ индивидуально-личностный
§ коллективно-творческий
§ здоровье сберегающий.
Техническое оснащение занятия :
§ рояль, ноты
§ музыкальный центр, диски
Литература :
1.Царёва. Уроки госпожи Мелодии.1, 2, 3 классы. РОСМЭН 2001
2.Муз.энциклопедия.
Ход урока. Введение . Сегодня мы с вами собрались вместе, что в условиях индивидуальных занятий случается не так часто.Собрались, чтобы лучше познакомиться с музыкой великого немецкого композитора Р.Шумана.При подготовке этого урока каждый из вас разучил по произведению композитора и узнал что-то из его биографии.Сегодня мы это услышим, а так же послушаем и другие сочинения Шумана.
Звучит «Марш Давидсбюндлеров» ( запись)
Его музыкальные образы, возникшие в середине 19-го века, оказались настолько яркими, непохожими на всё известное ранее, что просто изменили представление о музыке как исполнителей, так и слушателей.
Большую часть жизни Шуман провёл в своей родной Германии.Родители хотели видеть своего единственного сына юристом.Молодой Роберт закончил Лейпцигский университет, но юристом так и не стал.
Вопрос: Кто из русских композиторов учился в Училище правоведения, но так же как и Шуман юристом на стал? ( Чайковский)
А как вы думаете, до нас спустя 150 лет дошли бы имена юриста П.И.Чайковского или Р.Шумана? За то музыка этих великих музыкантов живёт и радует нас уже больше 100 лет.
Звучат пьесы :«Эвсебий» и «Флорестан» .
Два героя, два разных музыкальных образа – страстный порывистый Флорестан и мечтательный романтичный Эвсебий.Что в них общего? Однако оба этих героя композитор считал своими прообразами.Они – автопортрет самого Шумана.
Вопрос : каким вы представили себе Шумана, услышав эти два произведения?( Он всегда разный, изменчивый)
Да, это свойственно для эпохи романтизма.
Вопрос: какие имена композиторов-романтиков вам известны? (Шуберт, Шопен, Брамс)
Все они жили в 19-м веке.Романтизм пришёл на смену классицизму (Бетховен, Моцарт, Гайдн) 18-й век, а ещё раньше была эпоха барокко, старинных мастеров Баха, Корелли, Кригера, Генделя.
Но вернёмся к Шуману.
Теперь вы, ребята, расскажете, что вы узнали о жизни композитора.
Аня. «Музыкой Шуман занимался серьёзно, с лучшими педагогами. Он хотел стать пианистом. Однако карьера концертирующего пианиста не получилась: он испортил правую руку, применив модный механизм для быстрого увеличения растяжки пальцев и переиграл руку.
Педагог: да, нельзя форсировать, искусственно ускорять процесс развития технической оснащённости. Главное: играть регулярно, постепенно совершенствуя своё мастерство.
Аня исполняет «Мелодию».
Анализируем характер и средства (песенный, плавный – мелодия звучит легато в верхнем регистре в мажоре, дублируется в левой руке, как будто поют два человека.Повторяется несколько раз как куплеты в песне).
Педагог : Пианистом не стал, стал композитором.Музыку его стали исполнять другие пианисты, в частности Клара Шуман.
Егор. «Клара Шуман, жена композитора, была талантливой пианисткой. Вместе они ездили по разным городам и странам, где Клара выступала с концертами. Они посетили и Россию, Санкт-Петербург.
Егор исполняет Марш.
Анализируем (Характер бодрый, приподнятый.Мажорная мелодия звучит уверенно, в аккордовой фактуре. Пунктирный ритм в начале каждой фразы придаёт остроту и чёткость каждому «шагу».)
Педагог : Шуман – композитор, но Шуман ещё и пропагандист, защитник всего нового в искусстве.Так, услышав сочинение никому ещё неизвестного молодого композитора Фридерика Шопена, Шуман воскликнул: «Снимите шляпы, господа! Перед вами – гений! ». Шуман выступал против серости, унылого однообразия, боролся с посредственностью. Борьба с «филистерами» велась на страницах музыкальной газеты, которую Шуман издавал. Вокруг него объединялись люди молодые, талантливые, дерзкие., Это содружество было названо Шуманом в честь легендарного Давида –«Давидово братство». (В начале урока прозвучал «Марш Давидсбюндлеров»).
Вопрос: кто ж такой Давид?
Соня : «Давид – это библейский герой. Я расскажу легенду о Давиде и Голиафе. Давид пас овец своего отца.Он был добрым пастухом, и когда случалось, что лев уносил овцу из стада, то он догонял его и вырывал овцу из пасти льва. Вскоре ему пришлось сразиться с самым сильным воином из войска филистимлян, которое напало на войско израильтян, Голиафом. Давид вышел на бой с облачённым в рыцарские доспехи Голиафом только в рубахе и с посохом. Он выбрал пять гладких камней из ручья, положил их в пастушескую сумку и выступил против филистимлянина. «Ты идёшь на меня с палкой?» Давид ответил: «Я иду против тебя во имя Господа, Бога воинств израильских».Затем Давид опустил руку в свою сумку, достал оттуда камень, бросил его из пращи и поразил Голиафа так, что камень попал Голиафу прямо в лоб, и тот замертво упал на землю. Филистимляне, увидев, что их силач погиб, стали разбегаться, а израильское войско одержало победу.»
Соня исполняет «Первую утрату»
Анализируем (Характер печальный, скорбный.Мелодия звучит в миноре неуверенно. Начало фраз со слабой доли, короткие мотивы из нисходящих терций и кварт звучат будто вздохи. Минорные аккорды в конце словно скорбное прощание.)
Педагог: прослушаем с вами ещё одно произведение Шумана «Грёзы»
(звучит аудиозапись)
Вопрос: слышали ли вы эту музыку?(она звучит в минуты скорби, молчания — 9 Мая)
Вера: Я расскажу об «Альбоме для юношества» — это сборник пьес (48), в которых проходит целая галерея ярких музыкальных образов. Сколько удивительных музыкальных портретов создал Шуман: « Смелый наездник», «Бедный сиротка», «Весёлый крестьянин, возвращающийся домой», «Жнецы» .
Вера исполняет «Весёлого крестьянина»
Анализируем (характер бодрый, уверенный. Мажорный лад, мелодия стремится вверх по звукам тонического 6\4 –аккорда, звучит в левой руке (ниже, чем аккомпанемент), что придаёт ей основательность.Мы даже при разборе придумали следующую подтекстовку к этой теме :
Мажорный лад,
трезвучий стройный ряд.
То вверх, то вниз простой мотив :
траля ля ля.
Крестьянин твёрдо и уверенно стоит на земле, как будто бы и не устал от своего нелёгкого труда.
Аня: А вот и ещё один персонаж из «Альбома для юношества».Характер его суровый и холодный. Это не тот добрый Дедушка Мороз с мешком подарков, которого мы ждём на Новый год. Этот шутить не любит – заморозит!
Исполняет пьесу «Дед Мороз»
Анализируем (Каждая фраза в быстром движении 16-х начинает свой разбег с нижнего регистра и, стремительно поднимаясь наверх, достигает своей кульминации. Минорная мелодия дублируется в октаву, излагается без аккомпанемента, заканчиваясь мощными аккордами форте. Внутри фразы происходит дробление мелодии на короткие двузвучные мотивы, напоминающие шаги устрашающей силы и напора.
В средней части меняется характер движения. Безостановочная кружащаяся мелодия( ритм ровных 16-х без пауз ), интонации её не яркие, скорее – однообразные.Будто создаётся образ позёмки .
И снова возвращается первоначальный образ (форма 3-х частная).
Заключение. Итак, мы познакомились с некоторыми пьесами из «Альбома для юношества» Роберта Шумана. Вот несколько «жизненных правил для музыкантов» из вступления к «Альбому»:
«Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая её глазами».
«Когда будешь постарше, не играй ничего модного.Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете».
«Не суди о произведении по первому впечатлению: то, что тебе нравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют изучения…»
«Учению нет конца».
Да, ребята! Роберт Шуман прав: учению конца нет…
Литература :
1.Царёва. Уроки госпожи Мелодии.1, 2, 3 классы. РОСМЭН 2001
2.Музыкальная энциклопедия. «Музыка».3. Детская библия. Библейские рассказы. Российское Библейское общество, Москва, 1994
Шанина-Винокурова Татьяна Александровна
г.Краснознаменск Московской области
Центр развития творчества детей и юношества
Дисциплина: фортепиано
Тема урока: Роберт Шуман. «Альбом для юношества».
Класс: ученики 2-5 годов обучения
Продолжительность: 45 минут
Открытый урок по фортепиано
Тема: Роберт Шуман. «Альбом для юношества»
Цель : коллективно-творческая деятельность детей , обучающихся игре на фортепиано.
Задачи :
-
Обучающие:
-
узнать о жизни и творчестве Роберта Шумана;
-
подготовить к исполнению одну или несколько пьес из «Альбома для юношества»;
-
на примере исполняемых произведений, а так же слушания музыки по теме продолжить знакомство с музыкально-выразительными средствами ;
-
воспитывать образно-ассоциативное мышление.
-
Развивающие:
-
развитие музыкального кругозора;
-
развитие интереса к познавательной деятельности;
-
развитие игровых навыков, умения слушать и слышать.
-
Воспитательные:
-
развивать личность ребёнка:
-
уважение друг к другу
-
интерес к здоровому образу жизни.
Методическое обеспечение занятия.
Форма занятия : музыкальная гостиная.
Приёмы и методы организации образовательного процесса :
-
словесный
-
наглядно-практический
-
индивидуально-личностный
-
коллективно-творческий
-
здоровье сберегающий.
Техническое оснащение занятия :
-
рояль, ноты
-
музыкальный центр, диски
-
компьютер.
Ход урока.
Введение . Сегодня мы с вами собрались вместе ,что в условиях индивидуальных занятий случается не так часто .Собрались ,чтобы лучше познакомиться с музыкой великого немецкого композитора Р.Шумана .При подготовке этого урока каждый из вас разучил по произведению композитора и узнал что-то из его биографии .Сегодня мы это услышим ,а так же послушаем и другие сочинения Шумана.
Звучит «Марш Давидсбюндлеров» ( запись)
Его музыкальные образы ,возникшие в середине 19-го века, оказались настолько яркими, непохожими на всё известное ранее, что просто изменили представление о музыке как исполнителей, так и слушателей.
Большую часть жизни Шуман провёл в своей родной Германии .Родители хотели видеть своего единственного сына юристом .Молодой Роберт закончил Лейпцигский университет, но юристом так и не стал.
Вопрос: Кто из русских композиторов учился в Училище правоведения, но так же как и Шуман юристом на стал? ( Чайковский)
А как вы думаете , до нас спустя 150 лет дошли бы имена юриста П.И.Чайковского или Р.Шумана ? Зато музыка этих великих музыкантов живёт и радует нас уже больше 100 лет.
Звучат пьесы :«Эвсебий» и «Флорестан» .
Два героя, два разных музыкальных образа – страстный порывистый Флорестан и мечтательный романтичный Эвсебий . Что в них общего ?Однако оба этих героя композитор считал своими прообразами. Они – автопортрет самого Шумана.
Вопрос : каким вы представили себе Шумана, услышав эти два произведения? ( Он всегда разный, изменчивый)
Да , это свойственно для эпохи романтизма.
Вопрос: какие имена композиторов-романтиков вам известны? (Шуберт, Шопен, Брамс)
Все они жили в 19-м веке .Романтизм пришёл на смену классицизму (Бетховен, Моцарт, Гайдн)
18-й век, а ещё раньше была эпоха барокко , музыка старинных мастеров Баха, Корелли, Кригера, Генделя.
Но вернёмся к Шуману.
Теперь вы , ребята ,расскажете ,что вы узнали о жизни композитора.
Аня. «Музыкой Шуман занимался серьёзно, с лучшими педагогами. Он хотел стать пианистом. Однако карьера концертирующего пианиста не получилась: он испортил правую руку, применив модный механизм для быстрого увеличения растяжки пальцев и переиграл руку.
Педагог: да, нельзя форсировать, искусственно ускорять процесс развития технической оснащённости. Главное : играть регулярно, постепенно совершенствуя своё мастерство.
Аня исполняет «Мелодию».
Анализируем характер и средства (песенный ,плавный – мелодия звучит легато в верхнем регистре в мажоре ,дублируется в левой руке, как будто поют два человека .Повторяется несколько раз как куплеты в песне).
Педагог: Пианистом не стал, стал композитором. Музыку его стали исполнять другие пианисты, в частности Клара Шуман.
Егор. «Клара Шуман, жена композитора, была талантливой пианисткой. Вместе они ездили по разным городам и странам, где Клара выступала с концертами. Они посетили и Россию, Санкт-Петербург.
Егор исполняет «Солдатский марш».
Анализируем (Характер бодрый, приподнятый .Мажорная мелодия звучит уверенно, в аккордовой фактуре. Пунктирный ритм в начале каждой фразы придаёт остроту и чёткость каждому «шагу».)
Педагог: Шуман – композитор, но он ещё и пропагандист, защитник всего нового в искусстве. Так , услышав сочинение никому ещё неизвестного молодого композитора Фридерика Шопена, Шуман воскликнул : «Снимите шляпы, господа! Перед вами – гений! ». Шуман выступал против серости, унылого однообразия, боролся с посредственностью. Борьба с «филистерами» велась на страницах музыкальной газеты, которую Шуман издавал. Вокруг него объединялись люди молодые, талантливые, дерзкие. Это содружество было названо Шуманом в честь легендарного Давида –«Давидово братство». (В начале урока прозвучал «Марш Давидсбюндлеров»).
Вопрос: кто ж такой Давид?
Соня: «Давид – это библейский герой. Я расскажу легенду о Давиде и Голиафе. Давид пас овец своего отца. Он был добрым пастухом, и когда случалось, что лев уносил овцу из стада, то он догонял его и вырывал овцу из пасти льва. Вскоре ему пришлось сразиться с самым сильным воином из войска филистимлян, которое напало на войско израильтян, Голиафом. Давид вышел на бой с облачённым в рыцарские доспехи Голиафом только в рубахе и с посохом. Он выбрал пять гладких камней из ручья, положил их в пастушескую сумку и выступил против филистимлянина. «Ты идёшь на меня с палкой?» Давид ответил: «Я иду против тебя во имя Господа, Бога воинств израильских». Затем Давид опустил руку в свою сумку ,достал оттуда камень , бросил его из пращи и поразил Голиафа так , что камень попал Голиафу прямо в лоб, и тот замертво упал на землю. Филистимляне, увидев, что их силач погиб, стали разбегаться, а израильское войско одержало победу».
Соня исполняет «Первую утрату»
Анализируем (Характер печальный, скорбный. Мелодия звучит в миноре неуверенно. Начало фраз со слабой доли, короткие мотивы из нисходящих терций и кварт звучат будто вздохи. Минорные аккорды в конце словно скорбное прощание.)
Педагог: прослушаем с вами ещё одно произведение Шумана «Грёзы»
(звучит аудиозапись)
Вопрос: слышали ли вы эту музыку? (она звучит в минуты скорби ,молчания - 9 Мая)
Вера: Я расскажу об «Альбоме для юношества» - это сборник пьес (48), в которых проходит целая галерея ярких музыкальных образов . Сколько удивительных музыкальных портретов создал Шуман : « Смелый наездник», «Бедный сиротка», «Весёлый крестьянин, возвращающийся домой» , «Жнецы» .
Вера исполняет «Весёлого крестьянина»
Анализируем (характер бодрый, уверенный. Мажорный лад, мелодия стремится вверх по звукам тонического 6\4 –аккорда, звучит в левой руке (ниже, чем аккомпанемент), что придаёт ей основательность. Мы даже при разборе придумали следующую подтекстовку к этой теме :
Мажорный лад,
трезвучий стройный ряд.
То вверх, то вниз простой мотив :
траля ля ля.
Крестьянин твёрдо и уверенно стоит на земле, как будто бы и не устал от своего нелёгкого труда.
Аня: А вот и ещё один персонаж из «Альбома для юношества». Характер его суровый и холодный. Это не тот добрый Дедушка Мороз с мешком подарков, которого мы ждём на Новый год. Этот шутить не любит – заморозит!
Исполняет пьесу «Дед Мороз»
Анализируем (Каждая фраза в быстром движении 16-х начинает свой разбег с нижнего регистра и, стремительно поднимаясь наверх, достигает своей кульминации. Минорная мелодия дублируется в октаву, излагается без аккомпанемента, заканчиваясь мощными аккордами форте. Внутри фразы происходит дробление мелодии на короткие двузвучные мотивы, напоминающие шаги устрашающей силы и напора.
В средней части меняется характер движения. Безостановочная кружащаяся мелодия (ритм ровных 16-х без пауз), интонации её не яркие, скорее – однообразные. Будто создаётся образ позёмки.
И снова возвращается первоначальный образ (форма 3-х частная).
Заключение.
Итак, мы познакомились с некоторыми пьесами из «Альбома для юношества» Роберта Шумана. Вот несколько «жизненных правил для музыкантов» из вступления к «Альбому»:
«Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая её глазами».
«Когда будешь постарше, не играй ничего модного .Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете».
«Не суди о произведении по первому впечатлению: то, что тебе нравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют изучения…»
«Учению нет конца».
Да, ребята! Роберт Шуман прав: учению конца нет…
Список использованной литературы :
1. Царёва. Уроки госпожи Мелодии.1, 2, 3 классы. РОСМЭН 2001
2. Музыкальная энциклопедия. Издательство «Музыка».
3. Детская библия. Библейские рассказы. Издатель: Российское Библейское общество. Москва, 1994
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»