Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел.
Краткое описание
Цель: Знакомство с первыми печатными книгами на Руси и их значением для государства.
Описание
Автор: Кальсина Татьяна Ивановна
МОУ «Сайгинская СОШ»поселок Сайга Верхнекетского района Томской области Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 класс
Данный урок разработан на основе традиционной программы учебно – методического комплекта «Школа России», учебник «Окружающий мир» (Авторы: А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова ) 2009г.
Тема: Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел.
Тип урока: Комбинированный
Учебно-методическое обеспечение:
1. А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир».4 класс, учебник для ОУ 2009г. 2. Индивидуальные тексты для чтения.
Учебно-наглядный комплекс: Компьютер, интерактивная доска, медиапроектор.
Время реализации занятия: 45 минут (1 урок)
Авторский медиапродукт:
· Вид медиапродукта- медиаурок.
Целесообразность использования медиапродукта:
1. Формирование информационной культуры и компетентности школьников; 2. Повышение мотивации к обучению; 3. Повышение эффективности усвоения материала; 4. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Цель: Знакомство с первыми печатными книгами на Руси и их значением для государства. Задачи урока: а) Образовательные Познакомить учащихся с первыми печатными книгами, их содержанием и назначением через активные формы обучения. б) Развивающие Создать условия для развития познавательных способностей учащихся через работу с текстом индивидуально и в группах, выделять главное, используя интерактивную доску; грамотно строить речь для выступления. в) Воспитательные Формировать коммуникативные умения, способность работать коллективно, воспитывать любовь к Родине через познание истории своего народа. Технологии, методы и приемы: 1.ИКТ; 2.Прием критического мышления (Работа с текстом)
КАРТА УРОКА
Ход урока
I. Организационный момент. — Здравствуйте, ребята. Надеюсь, наш урок будет для нас интересным и познавательным. -Герои нашего урока были настоящими мастерами. Что же они мастерили?
Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком, Разговаривает с нами Терпеливым языком.
Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней- Станешь вчетверо умней.
— О чем эта загадка? (О книге) -Что можно сказать об этой книге? ( Показ старопечатной книги). Слайд№1 -Знаете ли вы, кто первым стал печатать текст в книгах? -Каково значение появления печатных книг на Руси? Предлагаю обсудить эти вопросы в группах. II. Работас текстом. Каждая группа работает с текстом по заданной теме: 1-я «Иван Федоров». 2-я « Первые печатные книги» 3-я « Значение книгопечатания на Руси». В работе нам поможет интерактивная доска. Каждая группа по очереди подходит на консультации к учителю. Слайды № 2,3,4 III. Обсуждение материала. Выступление ребят. Выступление первой группы: 1-я «Начало книгопечатания на Руси». (Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам) -Что мы узнали о главном герое нашего урока? (На интерактивной доске ребята выделяют основные моменты жизни И. Федорова) — Что еще можете рассказать по данному вопросу? Ребята с помощью маркеров дописывают важные сообщения об Иване Федорове. Слайд№2 (За работу ребята получают жетоны- фото старопечатных книг) Выступление второй группы: 2-я « Первые печатные книги» Слайд№2 (Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам) Вывод: Первые печатные книги были «Апостол», « Часовник», « Азбука». Распределите книги соответственно названиям и докажите свою мысль словами. — Что можете сказать об оформлении данных книг? ( Работа на интерактивной доске: Выделение книги «Прожектором», рассматривание их и обсуждение.) Слайд»№3 (За работу ребята получают жетоны- фото старопечатных книг) Выступление третьей группы) 3-я « Значение книгопечатания на Руси». Слайд№4 (Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам) Вывод: Старопечатные книги помогают изучать историю развития государства. С их помощью ученые узнали славянский алфавит, изучают историю книгопечатания, исторические события, жизнь людей. Первопечатные книги — уникальный источник изучения истории и развития государства. — А в наше время кого можно назвать книгопечатниками? Расскажите о них. (За работу ребята получают жетоны- фото старопечатных книг) III. Рефлексия. - Что вы узнали нового? Что вам понравилось больше всего? Почему? Не понравилось? Почему? — Что было самым трудным? Почему? -Посчитайте жетоны. Это ваши оценки. -Обсудите в группе кто из ребят проявил большие знания и их труд можно оценить дополнительно. Домашнее задание: На выбор: 1.По учебнику стр.34-40 2. Составить рассказ о современных мастерах печатных дел. 3. Найти дополнительный материал по теме урока. Благодарю за работу. Слайд№5
— жетоны
Тексты для работы на уроке
Иван Федоров
Московское государство не могло отставать от своих соседей. Русь развивалась. И по велению царя Ивана Грозного в 1553 году начал строиться особый дом для типографии около стены Китай-города. Только через 10 лет типографию открыли, и в ней начали работать первые русские печатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславович. Настоящее имя Ивана Фёдорова — Иван Федорович Московитин. Точная дата его рождения неизвестна – около 1510 года. Родился он в городе Львове на Украине. Долгое время жил Иван Фёдоров в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Часто заходил к живущим в Москве немцам, от которых узнал о печатных станках и буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатались книги. Первым предложил использовать разборный шрифт немец Иоганн Гуттенберг И вот Иван Фёдоров загорелся желанием самому научиться книгопечатанью. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!
«Первые печатные книги»
«Апостол», изданный Федоровым в 1580г. – книга относительно небольшого формата с мелким и изящным шрифтом. Полная страница первопечатного «Апостола» включала 25 строк. Изданию предшествовала тщательная подготовка текста. «Апостол» – книга без опечаток. У книг духовного содержания, кроме их основного назначения – служения религии, было еще одно. Это были книги-учебники. «Часовник» – небольшая книга, отпечатанная вслед за «Апостолом» двумя изданиями в Москве в 1565г., была предназначена как для богослужения, так и для обучения грамоте. Особое место в истории формирования типов русской книги занимает среди первопечатных изданий «Азбука», выпущенная Иваном Федоровым в <metricconverter productid=«1574 г» w:st=«on»>1574 г. во Львове. Это первый печатный учебник.
Значение книгопечатания на Руси Изобретение книгопечатания по праву считается одним из великих открытий. Первые печатные книги — важнейший памятник истории мировой культуры. Изданные на греческом, латинском, немецком, английском, голландском, польском, а также славянском языках эти книги свидетельствуют об общности европейской книжной культуры. Напечатанные в разных странах Европы, они и сегодня являются объектом тщательного собирания и исследования. Большинство этих книг исключительно редки, а некоторые — уникальны. Не одно поколение издателей, типографов, печатников и безымянных мастеровых формировали их облик. Старопечатные книги помогают изучать историю развития государства. С помощью старопечатных книг ученые узнали славянский алфавит, изучают историю книгопечатания, исторические события, жизнь людей.
МОУ «Сайгинская СОШ»поселок Сайга Верхнекетского района Томской области Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 класс
Данный урок разработан на основе традиционной программы учебно – методического комплекта «Школа России», учебник «Окружающий мир» (Авторы: А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова ) 2009г.
Тема: Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел.
Тип урока: Комбинированный
Учебно-методическое обеспечение:
1. А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир».4 класс, учебник для ОУ 2009г. 2. Индивидуальные тексты для чтения.
Учебно-наглядный комплекс: Компьютер, интерактивная доска, медиапроектор.
Время реализации занятия: 45 минут (1 урок)
Авторский медиапродукт:
· Вид медиапродукта- медиаурок.
Целесообразность использования медиапродукта:
1. Формирование информационной культуры и компетентности школьников; 2. Повышение мотивации к обучению; 3. Повышение эффективности усвоения материала; 4. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Цель: Знакомство с первыми печатными книгами на Руси и их значением для государства. Задачи урока: а) Образовательные Познакомить учащихся с первыми печатными книгами, их содержанием и назначением через активные формы обучения. б) Развивающие Создать условия для развития познавательных способностей учащихся через работу с текстом индивидуально и в группах, выделять главное, используя интерактивную доску; грамотно строить речь для выступления. в) Воспитательные Формировать коммуникативные умения, способность работать коллективно, воспитывать любовь к Родине через познание истории своего народа. Технологии, методы и приемы: 1.ИКТ; 2.Прием критического мышления (Работа с текстом)
КАРТА УРОКА
Комментарий Ход урока | Время (мин) | № слайда | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||
Организационный момент Эмоциональный настрой на урок | 2 |
1 | · Внимание | · Активное слушание |
Определение темы урока во время вступительной беседы и с помощью загадки | 4 | 1 | · Память · Внимание |
· Любознательность · Правильная речь · Аргументированность |
Вопросы по теме урока | 3 | · Внимание |
· Активное слушание · Правильная речь · Аргументированность | |
Планирование занятия и выбор формы работы | 5 | · Внимание · Точность речи |
· Выразительность · Активность · Рефлексивность · Аргументированность | |
Консультации для работы с материалом на интерактивной доске |
6 | 2, 3,4 | · Внимание |
· Умение слушать и слышать |
Работа в группах |
7 |
· Внимание |
· Точность речи · Активное слушание | |
Выступления представителей групп и обсуждение материала |
7 | 2, 3,4 |
· Память · Внимание · Точность речи | · Аргументированность · Активное слушание |
Подведение итогов | 3 | · Внимание |
· Самостоятельность | |
Рефлексия | 3 | | · Внимание |
· Точность речи · Рефлексивность |
Итог урока. Оценка работы ребят. | 3 | 5 | · Внимание |
· Рефлексивность |
Запись д/з | 2 | | · Внимание | · Активное слушание |
Ход урока
I. Организационный момент. — Здравствуйте, ребята. Надеюсь, наш урок будет для нас интересным и познавательным. -Герои нашего урока были настоящими мастерами. Что же они мастерили?
Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком, Разговаривает с нами Терпеливым языком.
Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней- Станешь вчетверо умней.
— О чем эта загадка? (О книге) -Что можно сказать об этой книге? ( Показ старопечатной книги). Слайд№1 -Знаете ли вы, кто первым стал печатать текст в книгах? -Каково значение появления печатных книг на Руси? Предлагаю обсудить эти вопросы в группах. II. Работас текстом. Каждая группа работает с текстом по заданной теме: 1-я «Иван Федоров». 2-я « Первые печатные книги» 3-я « Значение книгопечатания на Руси». В работе нам поможет интерактивная доска. Каждая группа по очереди подходит на консультации к учителю. Слайды № 2,3,4 III. Обсуждение материала. Выступление ребят. Выступление первой группы: 1-я «Начало книгопечатания на Руси». (Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам) -Что мы узнали о главном герое нашего урока? (На интерактивной доске ребята выделяют основные моменты жизни И. Федорова) — Что еще можете рассказать по данному вопросу? Ребята с помощью маркеров дописывают важные сообщения об Иване Федорове. Слайд№2 (За работу ребята получают жетоны- фото старопечатных книг) Выступление второй группы: 2-я « Первые печатные книги» Слайд№2 (Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам) Вывод: Первые печатные книги были «Апостол», « Часовник», « Азбука». Распределите книги соответственно названиям и докажите свою мысль словами. — Что можете сказать об оформлении данных книг? ( Работа на интерактивной доске: Выделение книги «Прожектором», рассматривание их и обсуждение.) Слайд»№3 (За работу ребята получают жетоны- фото старопечатных книг) Выступление третьей группы) 3-я « Значение книгопечатания на Руси». Слайд№4 (Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам) Вывод: Старопечатные книги помогают изучать историю развития государства. С их помощью ученые узнали славянский алфавит, изучают историю книгопечатания, исторические события, жизнь людей. Первопечатные книги — уникальный источник изучения истории и развития государства. — А в наше время кого можно назвать книгопечатниками? Расскажите о них. (За работу ребята получают жетоны- фото старопечатных книг) III. Рефлексия. - Что вы узнали нового? Что вам понравилось больше всего? Почему? Не понравилось? Почему? — Что было самым трудным? Почему? -Посчитайте жетоны. Это ваши оценки. -Обсудите в группе кто из ребят проявил большие знания и их труд можно оценить дополнительно. Домашнее задание: На выбор: 1.По учебнику стр.34-40 2. Составить рассказ о современных мастерах печатных дел. 3. Найти дополнительный материал по теме урока. Благодарю за работу. Слайд№5
— жетоны
Тексты для работы на уроке
Иван Федоров
Московское государство не могло отставать от своих соседей. Русь развивалась. И по велению царя Ивана Грозного в 1553 году начал строиться особый дом для типографии около стены Китай-города. Только через 10 лет типографию открыли, и в ней начали работать первые русские печатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславович. Настоящее имя Ивана Фёдорова — Иван Федорович Московитин. Точная дата его рождения неизвестна – около 1510 года. Родился он в городе Львове на Украине. Долгое время жил Иван Фёдоров в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Часто заходил к живущим в Москве немцам, от которых узнал о печатных станках и буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатались книги. Первым предложил использовать разборный шрифт немец Иоганн Гуттенберг И вот Иван Фёдоров загорелся желанием самому научиться книгопечатанью. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!
«Первые печатные книги»
«Апостол», изданный Федоровым в 1580г. – книга относительно небольшого формата с мелким и изящным шрифтом. Полная страница первопечатного «Апостола» включала 25 строк. Изданию предшествовала тщательная подготовка текста. «Апостол» – книга без опечаток. У книг духовного содержания, кроме их основного назначения – служения религии, было еще одно. Это были книги-учебники. «Часовник» – небольшая книга, отпечатанная вслед за «Апостолом» двумя изданиями в Москве в 1565г., была предназначена как для богослужения, так и для обучения грамоте. Особое место в истории формирования типов русской книги занимает среди первопечатных изданий «Азбука», выпущенная Иваном Федоровым в <metricconverter productid=«1574 г» w:st=«on»>1574 г. во Львове. Это первый печатный учебник.
Значение книгопечатания на Руси Изобретение книгопечатания по праву считается одним из великих открытий. Первые печатные книги — важнейший памятник истории мировой культуры. Изданные на греческом, латинском, немецком, английском, голландском, польском, а также славянском языках эти книги свидетельствуют об общности европейской книжной культуры. Напечатанные в разных странах Европы, они и сегодня являются объектом тщательного собирания и исследования. Большинство этих книг исключительно редки, а некоторые — уникальны. Не одно поколение издателей, типографов, печатников и безымянных мастеровых формировали их облик. Старопечатные книги помогают изучать историю развития государства. С помощью старопечатных книг ученые узнали славянский алфавит, изучают историю книгопечатания, исторические события, жизнь людей.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Окружающий мир
4 класс
12 сентября 2013
Файлы
мастера печатных дел Кальсина.ppt
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Популярное
Образовательные вебинары
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Попутно перед загрузкой проконтролируйте соответствие материалов требованиям портала: логотип, титульный слайд в презентации, ссылки на используемые ресурсы (иллюстрации, тексты). Подправьте сразу, чтобы потом не пришлось переделывать.