В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Успей до повышения цен! 25 и 26 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел.

Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел.

Татьяна Кальсина
Тип материала: Урок
просмотров: 3461 комментариев: 1
Краткое описание
Цель: Знакомство с первыми печатными книгами на Руси и их значением для государства.
Описание
Автор: Кальсина Татьяна Ивановна
МОУ «Сайгинская СОШ»поселок Сайга Верхнекетского района Томской области Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 класс
Данный урок разработан на основе традиционной программы учебно – методического комплекта «Школа России», учебник «Окружающий мир» (Авторы: А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова ) 2009г.
Тема: Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел.
Тип урока: Комбинированный
Учебно-методическое обеспечение:
1. А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир».4 класс, учебник для ОУ 2009г. 2. Индивидуальные тексты для чтения.
Учебно-наглядный комплекс: Компьютер, интерактивная доска, медиапроектор.
Время реализации занятия: 45 минут (1 урок)
Авторский медиапродукт:
· Вид медиапродукта- медиаурок.
Целесообразность использования медиапродукта:
1. Формирование информационной культуры и компетентности школьников; 2. Повышение мотивации к обучению; 3. Повышение эффективности усвоения материала; 4. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Цель: Знакомство с первыми печатными книгами на Руси и их значением для государства. Задачи урока:  а) Образовательные Познакомить учащихся с первыми печатными книгами, их содержанием и назначением через активные формы обучения. б) Развивающие Создать условия для развития познавательных способностей учащихся через работу с текстом индивидуально и в группах, выделять главное, используя интерактивную доску; грамотно строить речь для выступления. в) Воспитательные Формировать коммуникативные умения, способность работать коллективно, воспитывать любовь к Родине через познание истории своего народа. Технологии, методы и приемы: 1.ИКТ; 2.Прием критического мышления (Работа с текстом)
КАРТА УРОКА
Комментарий Ход урока Время (мин) № слайда Развитие личностных качеств и психических процессов
Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок
2
1

· Внимание

· Активное слушание
Определение темы урока во время вступительной беседы и с помощью загадки
4 1
· Память
· Внимание
· Любознательность
· Правильная речь
· Аргументированность
Вопросы по теме урока
3

· Внимание
· Активное слушание
· Правильная речь
· Аргументированность
Планирование занятия и выбор формы работы
5

· Внимание
· Точность речи
· Выразительность
· Активность
· Рефлексивность
· Аргументированность

Консультации для работы с материалом на интерактивной доске

6
2, 3,4
· Внимание

· Умение слушать и слышать
Работа в группах
7

· Внимание
· Точность речи
· Активное слушание
Выступления представителей групп и обсуждение материала


7
2, 3,4
· Память · Внимание · Точность речи

· Аргументированность
· Активное слушание

 Подведение итогов
3
· Внимание · Самостоятельность
Рефлексия
3
· Внимание · Точность речи
· Рефлексивность
Итог урока. Оценка работы ребят.
3 5 · Внимание · Рефлексивность

Запись д/з
2
· Внимание
· Активное слушание


Ход урока
I. Организационный момент. — Здравствуйте, ребята. Надеюсь, наш урок будет для нас интересным и познавательным. -Герои нашего урока были настоящими мастерами. Что же они мастерили?
Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком, Разговаривает с нами Терпеливым языком.
Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней- Станешь вчетверо умней.
— О чем эта загадка? (О книге) -Что можно сказать об этой книге? ( Показ старопечатной книги). Слайд№1 -Знаете ли вы, кто первым стал печатать текст в книгах? -Каково значение появления печатных книг на Руси? Предлагаю обсудить эти вопросы в группах. II. Работас текстом. Каждая группа работает с текстом по заданной теме: 1-я «Иван Федоров». 2-я « Первые печатные книги» 3-я « Значение книгопечатания на Руси». В работе нам поможет интерактивная доска. Каждая группа по очереди подходит на консультации к учителю. Слайды № 2,3,4 III. Обсуждение материала. Выступление ребят. Выступление первой группы: 1-я «Начало книгопечатания на Руси». (Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам) -Что мы узнали о главном герое нашего урока?  (На интерактивной доске ребята выделяют основные моменты жизни И. Федорова) — Что еще можете рассказать по данному вопросу? Ребята с помощью маркеров дописывают важные сообщения об Иване Федорове. Слайд№2 (За работу ребята получают жетоны- фото старопечатных книг) Выступление второй группы: 2-я « Первые печатные книги» Слайд№2 (Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам) Вывод: Первые печатные книги были «Апостол», « Часовник», « Азбука». Распределите книги соответственно названиям и докажите свою мысль словами. — Что можете сказать об оформлении данных книг?  ( Работа на интерактивной доске: Выделение книги «Прожектором», рассматривание их и обсуждение.) Слайд»№3 (За работу ребята получают жетоны- фото старопечатных книг) Выступление третьей группы) 3-я « Значение книгопечатания на Руси». Слайд№4 (Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам) Вывод: Старопечатные книги помогают изучать историю развития государства.  С их помощью ученые узнали славянский алфавит, изучают историю книгопечатания, исторические события, жизнь людей. Первопечатные книги — уникальный источник изучения истории и развития государства. — А в наше время кого можно назвать книгопечатниками? Расскажите о них.  (За работу ребята получают жетоны- фото старопечатных книг)  III. Рефлексия. - Что вы узнали нового? Что вам понравилось больше всего? Почему? Не понравилось? Почему? — Что было самым трудным? Почему? -Посчитайте жетоны. Это ваши оценки.  -Обсудите в группе кто из ребят проявил большие знания и их труд можно оценить дополнительно. Домашнее задание: На выбор:  1.По учебнику стр.34-40  2. Составить рассказ о современных мастерах печатных дел.  3. Найти дополнительный материал по теме урока. Благодарю за работу. Слайд№5
— жетоны


Тексты для работы на уроке
Иван Федоров
Московское государство не могло отставать от своих соседей. Русь развивалась. И по велению царя Ивана Грозного в 1553 году начал строиться особый дом для типографии около стены Китай-города. Только через 10 лет типографию открыли, и в ней начали работать первые русские печатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславович. Настоящее имя Ивана Фёдорова — Иван Федорович Московитин. Точная дата его рождения неизвестна – около 1510 года. Родился он в городе Львове на Украине. Долгое время жил Иван Фёдоров в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Часто заходил к живущим в Москве немцам, от которых узнал о печатных станках и буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатались книги. Первым предложил использовать разборный шрифт немец Иоганн Гуттенберг И вот Иван Фёдоров загорелся желанием самому научиться книгопечатанью. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!
«Первые печатные книги»
«Апостол», изданный Федоровым в 1580г. – книга относительно небольшого формата с мелким и изящным шрифтом. Полная страница первопечатного «Апостола» включала 25 строк. Изданию предшествовала тщательная подготовка текста. «Апостол» – книга без опечаток. У книг духовного содержания, кроме их основного назначения – служения религии, было еще одно. Это были книги-учебники. «Часовник» – небольшая книга, отпечатанная вслед за «Апостолом» двумя изданиями в Москве в 1565г., была предназначена как для богослужения, так и для обучения грамоте. Особое место в истории формирования типов русской книги занимает среди первопечатных изданий «Азбука», выпущенная Иваном Федоровым в <metricconverter productid=«1574 г» w:st=«on»>1574 г. во Львове. Это первый печатный учебник.
Значение книгопечатания на Руси Изобретение книгопечатания по праву считается одним из великих открытий. Первые печатные книги — важнейший памятник истории мировой культуры. Изданные на греческом, латинском, немецком, английском, голландском, польском, а также славянском языках эти книги свидетельствуют об общности европейской книжной культуры. Напечатанные в разных странах Европы, они и сегодня являются объектом тщательного собирания и исследования. Большинство этих книг исключительно редки, а некоторые — уникальны. Не одно поколение издателей, типографов, печатников и безымянных мастеровых формировали их облик. Старопечатные книги помогают изучать историю развития государства. С помощью старопечатных книг ученые узнали славянский алфавит, изучают историю книгопечатания, исторические события, жизнь людей.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
мастера печатных дел Кальсина.ppt Скачать
Обсуждение материала
Елена Гликман
22.09.2013 19:46
Уважаемая Татьяна! Загрузите, пожалуйста, в виде документа конспект урока. Я не имею возможности читать с экрана. Заранее благодарна за понимание.
Попутно перед загрузкой проконтролируйте соответствие материалов требованиям портала: логотип, титульный слайд в презентации, ссылки на используемые ресурсы (иллюстрации, тексты). Подправьте сразу, чтобы потом не пришлось переделывать.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос