В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Литературная гостиная "Моя встреча с Некрасовым"

Литературная гостиная "Моя встреча с Некрасовым"

Светлана Швецова
Тип материала: Урок
просмотров: 5766
Краткое описание
Познакомить обучающихся  с эпизодами жизни и творчества Н.А. Некрасова;
показать  художественно-тематическое своеобразие его поэзии;
развивать творческие способности учащихся, навыки самопознания;
воспитывать чувство сострадания к обездоленным и чувство  гражданского патриотизма.
Описание
Литературная гостиная «Моя встреча с Некрасовым» Цель: знакомство с творчеством Н.А. Некрасова Задачи: — познакомить обучающихся с эпизодами жизни и творчества Н.А. Некрасова; — показать художественно-тематическое своеобразие его поэзии; развивать творческие способности учащихся, навыки самопознания; — воспитывать чувство сострадания к обездоленным и чувство гражданского патриотизма.
Оборудование:компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока. Действующие лица: Н.А. Некрасов, Авдотья Панаева (жена Некрасова), современники Некрасова (2), нищий, мальчик, любознательный ученик, чтецы. В ходе мероприятия используются: — презентация — музыка Моцарта, Глинки; — аудиозапись стихотворений и песни на слова Н.А. Некрасова; — портрет и фотография памятника Н.А. Некрасова; — иллюстрации к стихотворениям Н.А. Некрасова; — рисунки обучающихся; — интерактивное задание по творчеству Н.А. Некрасова. Предварительное домашнее задание: — выучить стихотворения Н.А. Некрасова на выбор, — иллюстрации к стихотворениям Н.А. Некрасова. Ход мероприятия:
(Слайд 1)
И. Н. Крамской. Портрет Н. А. НекрасоваИллюстрация (Слайд 2) Эпиграф к уроку: Некрасов – первый посмевший создать музыку диссонансов и живопись уродства, он – многослитный возглас боли и негодования, мы с детства узнаем через него, что есть тюрьмы и больницы, чердаки и подвалы, он до сих пор говорит нам, что вот в эту самую минуту, когда мы здесь дышим, есть люди, которые – задыхаются. (К.Д. Бальмонт) На фоне музыки: Моцарт. Тихая охота. http://mp3dot.ru/music-search/%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%82_page01.html
Учитель: Познакомьтесь: Николай Алексеевич Некрасов — поэт, прозаик, критик, издатель. Ученик: читает отрывок из стихотворения «Родился я в губернии» Некрасов: Родился я на Волге в с. Грешнево Ярославской губернии. Отец мой был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Моя мама — это, любящая, добрая женщина. Она бесстрашно заступалась за крестьян и защищала детей от побоев мужа. Под влиянием воспоминаний о матери я написал столько произведений, протестующих против угнетения женщины: «Тройка», «Мороз, Красный нос», «В полном разгаре страда деревенская...» Ученик: читает стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…» Учитель: Тему женской доли продолжает еще одно известное стихотворение Некрасова, ставшее, впоследствии одним из самых любимых романсов. Звучит запись песни «Тройка», (можно добавить из текста продолжение стихотворения http://school-collection.edu.ru/catalog/res/465280a6-dbc4-4198-ba46-53d6a3099b86/?interface=catalog&class[]=48&class[]=50&class[]=49&class[]=51&class[]=47&subject=10).
Некрасов: Когда мне исполнилось 10 лет, меня отдали в Ярославскую гимназию, из которой я ушел после пятого класса, так как отец отказался вносить плату за мое обучение. В эти годы я полюбил книги и читал очень много. В 17 лет я поехал в столицу, в Петербург, но там мне жилось очень трудно. Отец хотел чтобы я стал военным, а я решил поступить в университет. За самоволие отец лишил меня всякой материальной поддержки, и я остался без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, я стал сочинять стихи и рассказы по заказу столичных книготорговцев. Писал день и ночь, но получал за это гроши. Современник: В это время Некрасов познакомился и близко сошелся с Белинским, русским критиком. Белинский требовал от современных писателей правдивого, реалистического изображения русской действительности. Творчество Некрасова вполне отвечало этим требованиям. Под влиянием Белинского он обратился к реальным сюжетам, подсказанным ему подлинной жизнью; стал писать проще, без всяких прикрас, о самых, казалось бы, обыденных, заурядных явлениях жизни, и тогда в нем глубоко проявился его свежий, многосторонний и правдивый талант. Некрасов всегда с умилением говорил о пламенном патриотизме Белинского
Ученик:
читает стихотворение «Памяти Белинского»

Современник:
В 1847 году писатель И. И. Панаев вместе Некрасовым приобрели журнал «Современник», основанный А. С. Пушкиным ". Здесь же он помещал и свои стихотворения. Но в 1862 году правительство приостановило издание на восемь месяцев, а в 1866 году совсем запретило его.
Спустя полтора года он начал арендовать «Отечественные записки» и с 1868 года до самой смерти был редактором этого журнала.
Любознательный ученик: Что же нового внес Некрасов в русскую литературу? Современник : Прежде всего, Некрасов открыл нового героя – простого человека, мужика, заговорившего о своей жизни, о своих нуждах. Современник: Он не просто ввел мужика в поэзию, он сделал его центральным героем. Тема народа, его жизни станет центральной в поэзии Некрасова. Стихотворение «Плач детей» — это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство. Ученик: читает стихотворение «Плач детей» Любознательный ученик: Каким же человеком запомнили Некрасова вы, современники? Современник: Очень требовательным к себе, любящим родину, не наблюдателем, беспокойным гражданином. Это ему принадлежат слова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Учитель: Я не ошибусь, если скажу, как рано Некрасов входит в нашу жизнь. Едва осилив букварь, вы уже встретились с некрасовским «мужичком с ноготок». Уже тогда шестилетний мальчик встревожил вас, ваше воображение, и вы незаметно для себя задумались, как же тяжел его труд и как ответственен он за порученное дело. Став известным поэтом, Некрасов ежегодно приезжал в деревню и встречался с ребятами. «Крестьянские дети». Аудиофрагмент. Текст читают Николай Денисов и Ольга Прихудайлова. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d4624fea-cbf3-cc49-c058-ae6098d817a3/?interface=catalog&class[]=47&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&subject=10 Учитель: А потом вы смеялись над генералом Топтыгиным и радовались дедушке Мазаю, спасшему бедных зайчат от горестной судьбы. Ученик: читает отрывок из стихотворения «Дед Мазай и зайцы» Некрасов: Я глубоко вникал в жизнь крестьян, хорошо знал труд земледельца. Вот вы сейчас знаете такие слова, как подать, оброк, извоз, рекрутчина? Попробуйте их объяснить. Без знания этих слов нельзя понять поэму «Мороз, Красный нос». Ученики Объясняют значение слов. (Слайд3) Подать — Подушный налог, взимавшийся с крестьян и мещан. Оброк — ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками. Извоз – перевозка лошадьми (иногда волами) грузов и пассажиров, в России оброк — одна из натуральных повинностей крестьян и один из неземледельческих промыслов Некрасов: Зная невзгоды и беды крестьянства, душой болея за него, появилось печальное стихотворение «Несжатая полоса" Ученик: читает стихотворение «Несжатая полоса» Любознательный ученик: Вам самому приходилось переносить в жизни нужду, голод, горе? Сценка Некрасов: Я перенес тяжелую болезнь. Платить за угол было нечем, и хозяин выгнал меня. Я остался без крыши над головой и без куска хлеба. Была осень, скверная, холодная осень. Я ходил по улицам, долго ходил. Устал страшно и присел на лесенке одного магазина. Закрыл лицо руками и заплакал. Вдруг услышал шаги. Смотрю – нищий с мальчиком (подходит нищий с мальчиком, протягивает руки и обращается к Некрасову) Мальчик: Подайте, Христа ради! Нищий: Что ты? Разве не видишь, он сам к утру окоченеет? Эх, голова! Чего ты здесь? Некрасов:Ничего. Нищий:Ничего, ишь гордый! Приюту нет, видно. Пойдем с нами. Некрасов: Не пойду. Оставьте меня. Нищий: Ну, не ломайся. Окоченеешь, говорю. Пойдем, не бойся, не обидим. Некрасов: Делать нечего, я пошел. Современник: . В поисках заработка частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой люд: торговали своими изделиями мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сёл и деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы и одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России. С накоплением жизненных впечатлений шло накопление литературных сил, опирающихся на глубокое понимание общественной несправедливости. «Вчерашний день часу в шестом» Аудиозапись http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2c195a59-ab99-4ad2-7374-2423a987cb66/?interface=catalog&class[]=48&class[]=50&class[]=49&class[]=51&class[]=47&subject=10 Сценка Авдотья Панаева (жена Некрасова): Я заметила, что ты давно не печатался в «Современнике». Некрасов: У меня нет желания писать стихи для того, чтобы прочесть двум-трем лицам и спрятать их в ящик письменного стола. Авдотья Панаева: На другое утро я встала рано, и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Некрасов: Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятим, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Авдотья Панаева: Швейцар прогнал их. Они укрылись за выступом подъезда и переменались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я подошла к Николаю Алексеевичу и рассказала ему о виденной мной сцене. Он подощел к окну (Некрасов подходит к окну) в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся на диван. Через два часа прочитал мне стихотворение «У парадного подъезда» Некрасов:
читает стихотворение «У парадного подъезда» Учитель: Впервые это стихотворение было опубликовано в 1960 году за границей в газете «Колокол». Издатель газеты А.И.Герцен напечатал стихотворение под заглавием «У парадного крыльца» и сопроводил его следующим примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить» Любознательный ученик: Действительно ли стихотворение «Железная дорога» основано на реалистичных событиях? Современник: Реальной основой стихотворения явилась постройка первой в России Николаевской железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Этой постройкой руководил граф П.А. Клейнмихель. Желая угодить царю необычайной быстротой постройки, он не щадил ни здоровья, ни жизни рабочих: несчастные умирали сотнями и тысячами в сырых и холодных землянках. Современник: Это подтверждает и официальный доклад тогдашнего ревизора Мясоедова. Оказывается, что за полгода каждодневной работы землекопы получали в среднем 19 рублей (то есть 3 рубля в месяц), что у них не хватало ни одежды, ни обуви, что, пользуясь неграмотностью и забитостью людей, приказчики обсчитывали их каждый шаг. А когда один из землекопов выразил недовольство казенным пайком, его наказали плетями. В другой раз жандармы выпороли 80 рабочих из партии в 728 человек. Будучи доведены до крайнего отчаяния, рабочие то и дело убегали на радону, но их ловили приводили назад. «Железная дорога» Аудиофрагмент. Текст читает актёр, поэт и певец, заслуженный артист России Николай Денисов.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/09430a14-224f-d7ab-fb24-3057a5a96fd1/?interface=catalog&class[]=47&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&subject=10 Иллюстрация И. Глазунова к стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога» (Рабочий люд)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c476f12e-109f-448a-96e1-617441d566dc/?interface=catalog&class[]=47&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&subject=10 Учитель: Мысль о народе, о его судьбе пронизывает все, о чем бы ни писал Некрасов. В «Железной дороге» сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа Любознательный ученик: Как раскрывается тема русской природы в лирике Некрасова? Современник: Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю ее ласку и доброту и поэтому имел право говорить о ней, как о родной матери. Нежное отношение автора к русской природе просматривается во всем его творчестве Некрасов:
Природа бывает разной: ласковой и жестокой, но я люблю ее во всех проявлениях. Для меня природа — это одушевленный предмет, это друг и мать, это то непреходящее, доброе, что вселяет в поэта надежду в будущее, вдохновляет его, поддерживает в трудную минуту. Русская природа — это часть “Матушки-Руси”, которую я сердечно любит, а когда человек любит, ему ничего не стыдно и не страшно. Ученик: читает отрывок из стихотворения «На волге» (Слайд4) Памятник Н. А. Некрасову в Карабихе. Учитель: Сегодня состоялась наша встреча с Некрасовым, человеком и поэтом. Он был одним из самых читаемых поэтов, который учил молодежь любить родину и бороться за счастье народа. Некрасов: Праздник жизни – молодости годы – Я убил под тяжестью труда. И поэтом, баловнем свободы, Другом лени – не был никогда. Учитель: Многие стихи Некрасова еще при жизни поэта стали народными песнями, которые поются доныне («Коробушка», «Меж высоких хлебов» и др.). Русские композиторы охотно писали музыку на его тексты: М. П. Мусоргский («Калистрат», «Песня Еремушке»), Ц. А. Кюи («Молодые», «Сват и жених», «Внимая ужасам войны», «Катерина»), С. И. Танеев («Бьется сердце беспокойное»). Учитель: Ну а сейчас почитайте любимые стихи поэта. Чтение стихотворений обучающимися. Выставка рисунков по творчеству Н.А. Некрасова. (На фоне музыки: Глинка. Жаворонок
(Слайд5) Выполнение задания: строки из стихотворений Н. А. Некрасова соотнесите с их названиями. Интерактивное задание.
(Слайд 6) Фотографии писателя Список литературы 1. Белова Л.А., Русская литература [Текст]: Хрестоматия для 9 кл. средней школы /Л.А. Белова – М: Просвещение, 1987. – 285 с. 2. Зинин С.А., Литература [Текст]: Учеб для 9 кл. общеобразоват. учреждений в двух частях/ С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – М.: Русское слово, 2008.
3. Критарова Ж.Н., Конспекты уроков [Текст]: Пособие для учителя/ Л.А. Белова – М: Владос, 2001- 192 с.
4. Меркин Г.С., Литература [Текст]: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений в двух частях. / Г.С. Меркин. – М.: Русское слово, 2008. 5. Меркин Г.С., Литература [Текст]: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений в двух частях. / Г.С. Меркин. – М.: Русское слово, 2009. 6. Турьянская Б.И., Литература в 6 классе [Текст]: Пособие для учителя / Б.И. Турьянская, Е.В. Комиссарова, Л.А. Холодкова – М: Русское слово, 2000 – 220 с.
7. Турьянская Б.И., Литература в 7 классе [Текст]: Пособие для учителя / Б.И. Турьянская, Е.В. Комиссарова, Л.А. Холодкова – М: Русское слово, 2000 – 254 с.
8. http://school-collection.edu.ru

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Литературная гостиная.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос