В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Успей до повышения цен! 25 и 26 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Человек и Общество"

Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Человек и Общество"

Леонид Гуляев
Тип материала: другое
просмотров: 5543
Краткое описание
  Авторская рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек и общество» предназначена для учащихся 8-х классов и является вариантом обязательного курса по выбору учащихся.
Описание
МОУ «ГИМНАЗИЯ»

Рассмотрено на заседании кафедры учителей гуманитарного цикла.
Протокол № __ от____20__г.
Одобрено на заседании
НМС гимназии
Протокол № __ от____20__г.
Утверждено
приказом директора гимназии
№ ____ от______20__г.

Рабочая программа
элективного курса по обществознанию
«Человек и общество»
для 8 класса
Разработчик программы:
учитель истории и
обществознания
Гуляев Л.Л.
2012-2013 учебный год
ЗАТО Александровск
г. Полярный.
Пояснительная записка
к программе элективного курса по обществознанию «Человек и общество»
8 класс
Авторская рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек и общество» предназначена для учащихся 8-х классов и является вариантом обязательного курса по выбору учащихся.
Курс рассчитан на 34 часа, с недельной нагрузкой – 1 час.
Цель курса «Человек и общество» в 8 классе заключается в подготовке учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.
Цель курса определяется в первую очередь принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования. Это поэтапное усвоение учащимися ряда базовых понятий, обществоведческой терминологии, освоение учащимися базовых умений и типов деятельности.
Курс «Человек и общество» включает в себя темы, идеи, положения, которые могут стать основой глубоких теоретических размышлений. Предусматривается материал для разнообразных форм учебных занятий: основной и дополнительные хрестоматийные тексты, задания для самостоятельной работы, практические советы для самопознания и социальных ориентаций, темы для рефератов, обсуждений и сообщений.
Задачами курса являются:
— формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах;
— актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;
-выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;
— повышение общего уровня культуры;
— формирование умения анализировать позицию автора текста.
Планируемые предметные умения:
— знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
— называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
— сравнивать изученные социальные явления и объекты;
— приводить собственные примеры;
— давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
-  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
 
.
Доминантной формой учения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся.
Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащихся и различные маршруты освоения предложенного содержания.
Организация и проведение аттестации учеников:
Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор умений, приобретение опыта исследовательской деятельности. Может использоваться и форма итогового тестирования.
Литература:
  1. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 класса. Часть 1. 5-е издание. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по обществознанию для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово» 2004.
  2. Кравченко А.И. Обществознание. Программы курсов для 8 – 9 и 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования Российской Федерации. М., «Русское слово», 2009.
  3. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 8 – 9 классы. М., «Русское слово», 2002.
  4. Певцова Е.А. Обществознание. Книга для учителя. М., «Русское слово», 2000.
  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по «Обществознанию». М., «Дрофа», 2000.

Литература для учителя.
  1. Алексеев С.С. Право. Аконы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. – М.,1998.
  2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В… Основы государства и права. – М., 1998.
  3. Никитин А.Ф. Граждановедение. 8 класс. – М., 1997.
  4. Никитин А.Ф. Право и политика. – М., 1997.
  5. Мушинский В.О. Азбука гражданина. – М., 1999.

Дополнительная литература для учащихся.
  1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
  2. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: этнографические очерки. Л. 1990.
  3. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е издание, перераб. М… 1995.
  4. Гофман А.Б.Мода и люди: Новая теория моды, модного поведения. М. 1994.
  5. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1994.
  6. Липсиц И.В. Экономика без тайн. М… 1993.
  7. Прикладная экономика. М., 1993.
  8. Русская нация: Историческое прошлое и проблема возрождения. М., 1995.
  9. Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 1995.
  10. Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М., 1995.
Интернет-ресурсы
для элективного курса «Человек и общество»
http://www.lawportal.ru/

Электронная библиотека по праву
Правоведение. История государства и права. Конституционное (государственное) право. Административное право. Гражданское право. Гражданский процесс. Международное право. Образование и право. Право и Интернет. Семейное право. Теория государства и права. Уголовное право. Уголовный процесс. Юридический словарь.
http://www.allpravo.ru/library/

Всеобщая декларация прав человека
Полный текст: 30 статей декларации, принятой ООН в 1948 г.
http://www.memo.ru/prawo/fund/481210.htm

Всеобщая декларация прав человека
Содержит полный и упрощенный тексты. Декларация о правах человека и правах ребенка. Декларация прав человека в картинках.
http://www.un.org/russian/topics/
http://www.un.org/russian/humanrts/index.ru

Программа по истории государства и права зарубежных стран
Программа по истории государства и права зарубежных стран с древнейших времен до современности.
http://www.shu.ru/~mkaz/russian/program1.htm

Государство и право: история и современность
Фрагменты учебного пособия по истории возникновения государства (рассматриваются теории происхождения) и права в России до XIX века. Содержатся вопросы для проверки и темы рефератов.
http://his.1september.ru/1999/his03.htm

Дистанция: российский образовательный портал
Освещение заочного и дистанционного образования: базовые подходы, обзор образовательных новостей. Учебно-методические комплексы Тюменского государственного университета (лекции, задания, литература):
Основы государства и права. Права человека. Правоохранительные органы РФ.
http://www.distance.ru

Учебно-методические комплексы: лекции, задания, темы рефератов, литература.
Основы государства и права. История государства и права зарубежных стран. История политических и правовых учений.
http://center.fio.ru/method/

Права и дети в Интернете
Законы, новости, советы адвоката, телефон спасения, разбор ситуаций. Словарь юридических терминов.
http://school-sector.relarn.ru/prava/index.html

Школьником об их правах в законе «Об образовании»
Плакат газеты «Первое сентября». Разделы: Кто в школе хозяин?; До каких пределов простираются гарантии бесплатного образования?; Имеешь ли ты право вообще не ходить на уроки? и т.д.
http://ps.1september.ru/article.php?ID=200207918


Календарно-тематическое планирование элективного курса

« Человек и общество»

8 класс




Триместр
Количество часов
Раздел
Количество часов
Сроки
1 триместр
12
Общество.
6


Социальная сфера.
6


2 триместр
10
1


Экономика.
9


3 триместр
12
12


Всего
34


34


Поурочное планирование элективного курса




№ урока
Название раздела, тема
Кол-во часов
Примерные сроки


Раздел 1. Общество.
6


1
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.
1


2
Взаимодействие природы и общества.
1


3
Социальные изменения и их формы. Эволюция и революция.
1


4
Развитие общества. Движущие силы общественного развития.
1


5
Традиционное, индустриальное, информационное общество.
1


6
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма
1




Раздел 3. Социальная сфера.
7


7
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.
1


8
Социальное неравенство. Социальная мобильность. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.
1


9
Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.
1


10
Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Пути достижения взаимопонимания.
1


11
Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи.
1


12
Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Межнациональные отношения в РФ, в Мурманской области.
1


13
Урок обобщающего повторения по разделу: « Социальная сфера».
1




Раздел: «Экономика»
21


14
Экономика и ее роль в жизни общества.
1


15
Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).
1


16
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
1


17
Деньги. Функции и формы денег. Обменные курсы валют
1


18
Инфляция. Реальные и номинальные доходы.
1


19
Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
1


20
Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики.
1


21
Роль собственности и государства в экономике.
1


22
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.
1


23
Заработная плата. Стимулирование труда.
1


24
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
1


25
Рынок. Рыночный механизм.
1


26
Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.
1


27
Семейный бюджет.
1


28
Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).
1


29
Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.
1


30
Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.
1


31
Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.
1


32
Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации.
1


33
Налоги, уплачиваемые гражданами.
1


34
Обобщающее повторение по теме « Экономика»
1




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Человек и Общество Гуляев.doc Скачать

МОУ «ГИМНАЗИЯ»

Рассмотрено на заседании кафедры учителей гуманитарного цикла.


Протокол № __ от____20__г.

Одобрено на заседании

НМС гимназии



Протокол № __ от____20__г.

Утверждено

приказом директора гимназии



№ ____ от______20__г.









Рабочая программа

элективного курса по обществознанию

«Человек и общество»

для 8 класса









Разработчик программы:

учитель истории и

обществознания

Гуляев Л.Л.











2012-2013 учебный год

ЗАТО Александровск

г. Полярный.



Пояснительная записка

к программе элективного курса по обществознанию «Человек и общество»

8 класс


Авторская рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек и общество» предназначена для учащихся 8-х классов и является вариантом обязательного курса по выбору учащихся.

Курс рассчитан на 34 часа, с недельной нагрузкой – 1 час.

Цель курса «Человек и общество» в 8 классе заключается в подготовке учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.

Цель курса определяется в первую очередь принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования. Это поэтапное усвоение учащимися ряда базовых понятий, обществоведческой терминологии, освоение учащимися базовых умений и типов деятельности.

Курс «Человек и общество» включает в себя темы, идеи, положения, которые могут стать основой глубоких теоретических размышлений. Предусматривается материал для разнообразных форм учебных занятий: основной и дополнительные хрестоматийные тексты, задания для самостоятельной работы, практические советы для самопознания и социальных ориентаций, темы для рефератов, обсуждений и сообщений.

Задачами курса являются:

- формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах;

- актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;

-выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;

- повышение общего уровня культуры;

- формирование умения анализировать позицию автора текста.


Планируемые предметные умения:

- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;

- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;

- сравнивать изученные социальные явления и объекты;

- приводить собственные примеры;

- давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;

-   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и   повседневной жизни для:

-  полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

-  общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

-  нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

-  реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

-  первичного анализа и использования социальной информации;

-  сознательного неприятия антиобщественного поведения.

 

.

Доминантной формой учения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся.

Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащихся и различные маршруты освоения предложенного содержания.


Организация и проведение аттестации учеников:

Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор умений, приобретение опыта исследовательской деятельности. Может использоваться и форма итогового тестирования.



Литература:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 класса. Часть 1. 5-е издание. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по обществознанию для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово» 2004.

  2. Кравченко А.И. Обществознание. Программы курсов для 8 – 9 и 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования Российской Федерации. М., «Русское слово», 2009.

  3. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 8 – 9 классы. М., «Русское слово», 2002.

  4. Певцова Е.А. Обществознание. Книга для учителя. М., «Русское слово», 2000.

  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по «Обществознанию». М., «Дрофа», 2000.



Литература для учителя.

  1. Алексеев С.С. Право. Аконы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. – М.,1998.

  2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В.. Основы государства и права. – М., 1998.

  3. Никитин А.Ф. Граждановедение. 8 класс. – М., 1997.

  4. Никитин А.Ф. Право и политика. – М., 1997.

  5. Мушинский В.О. Азбука гражданина. – М., 1999.



Дополнительная литература для учащихся.

  1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

  2. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: этнографические очерки. Л. 1990.

  3. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е издание, перераб. М.. 1995.

  4. Гофман А.Б.Мода и люди: Новая теория моды, модного поведения. М. 1994.

  5. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1994.

  6. Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.. 1993.

  7. Прикладная экономика. М., 1993.

  8. Русская нация: Историческое прошлое и проблема возрождения. М., 1995.

  9. Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 1995.

  10. Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М., 1995.

Интернет-ресурсы

для элективного курса «Человек и общество»




http://www.lawportal.ru/
 
Электронная библиотека по праву
Правоведение. История государства и права. Конституционное (государственное) право. Административное право. Гражданское право. Гражданский процесс. Международное право. Образование и право. Право и Интернет. Семейное право. Теория государства и права. Уголовное право. Уголовный процесс. Юридический словарь.
http://www.allpravo.ru/library/
 
Всеобщая декларация прав человека
Полный текст: 30 статей декларации, принятой ООН в 1948 г.
http://www.memo.ru/prawo/fund/481210.htm
 
Всеобщая декларация прав человека
Содержит полный и упрощенный тексты. Декларация о правах человека и правах ребенка. Декларация прав человека в картинках.
http://www.un.org/russian/topics/
http://www.un.org/russian/humanrts/index.ru
 
Программа по истории государства и права зарубежных стран
Программа по истории государства и права зарубежных стран с древнейших времен до современности.
http://www.shu.ru/~mkaz/russian/program1.htm

Государство и право: история и современность
Фрагменты учебного пособия по истории возникновения государства (рассматриваются теории происхождения) и права в России до XIX века. Содержатся вопросы для проверки и темы рефератов.
http://his.1september.ru/1999/his03.htm
 
Дистанция: российский образовательный портал
Освещение заочного и дистанционного образования: базовые подходы, обзор образовательных новостей. Учебно-методические комплексы Тюменского государственного университета (лекции, задания, литература):
Основы государства и права. Права человека. Правоохранительные органы РФ.
http://www.distance.ru
 
Учебно-методические комплексы: лекции, задания, темы рефератов, литература.
Основы государства и права. История государства и права зарубежных стран. История политических и правовых учений.
http://center.fio.ru/method/
 
Права и дети в Интернете
Законы, новости, советы адвоката, телефон спасения, разбор ситуаций. Словарь юридических терминов.
http://school-sector.relarn.ru/prava/index.html

Школьником об их правах в законе «Об образовании»
Плакат газеты «Первое сентября». Разделы: Кто в школе хозяин?; До каких пределов простираются гарантии бесплатного образования?; Имеешь ли ты право вообще не ходить на уроки? и т.д.
http://ps.1september.ru/article.php?ID=200207918
 




Календарно-тематическое планирование элективного курса

« Человек и общество»

8 класс


Триместр

Количество часов

Раздел

Количество часов

Сроки

1триместр

12

Общество.

6


Социальная сфера.

6


2 триместр

10


1


Экономика.

9


3 триместр

12

12


Всего

34


34


Поурочное планирование элективного курса


№ урока

Название раздела, тема

Кол-во часов

Примерные сроки


Раздел 1. Общество.

6


1

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.

1


2

Взаимодействие природы и общества.

1


3

Социальные изменения и их формы. Эволюция и революция.

1


4

Развитие общества. Движущие силы общественного развития.

1


5

Традиционное, индустриальное, информационное общество.

1


6

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма

1



Раздел 3. Социальная сфера.

7


7

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

1


8

Социальное неравенство. Социальная мобильность. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.

1


9

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

1


10

Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Пути достижения взаимопонимания.

1


11

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи.

1


12

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Межнациональные отношения в РФ, в Мурманской области.

1


13

Урок обобщающего повторения по разделу: « Социальная сфера».

1



Раздел: «Экономика»

21


14

Экономика и ее роль в жизни общества.

1


15

Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).

1


16

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

1


17

Деньги. Функции и формы денег. Обменные курсы валют

1


18

Инфляция. Реальные и номинальные доходы.

1


19

Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

1


20

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики.

1


21

Роль собственности и государства в экономике.

1


22

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.

1


23

Заработная плата. Стимулирование труда.


1


24

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

1


25

Рынок. Рыночный механизм.

1


26

Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

1


27

Семейный бюджет.

1


28

Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

1


29

Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.

1


30

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.

1


31

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.

1


32

Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации.

1


33

Налоги, уплачиваемые гражданами.

1


34

Обобщающее повторение по теме « Экономика»

1



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос