Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Человек и Общество"
Рассмотрено на заседании кафедры учителей гуманитарного цикла. Протокол № __ от____20__г. | Одобрено на заседании НМС гимназии Протокол № __ от____20__г. | Утверждено приказом директора гимназии № ____ от______20__г. |
Рабочая программа
элективного курса по обществознанию
«Человек и общество»
для 8 класса
Разработчик программы:
учитель истории и
обществознания
Гуляев Л.Л.
2012-2013 учебный год
ЗАТО Александровск
г. Полярный.
Пояснительная записка
к программе элективного курса по обществознанию «Человек и общество»
8 класс
Авторская рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек и общество» предназначена для учащихся 8-х классов и является вариантом обязательного курса по выбору учащихся.
Курс рассчитан на 34 часа, с недельной нагрузкой – 1 час.
Цель курса «Человек и общество» в 8 классе заключается в подготовке учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.
Цель курса определяется в первую очередь принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования. Это поэтапное усвоение учащимися ряда базовых понятий, обществоведческой терминологии, освоение учащимися базовых умений и типов деятельности.
Курс «Человек и общество» включает в себя темы, идеи, положения, которые могут стать основой глубоких теоретических размышлений. Предусматривается материал для разнообразных форм учебных занятий: основной и дополнительные хрестоматийные тексты, задания для самостоятельной работы, практические советы для самопознания и социальных ориентаций, темы для рефератов, обсуждений и сообщений.
Задачами курса являются:
— формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах;
— актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;
-выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;
— повышение общего уровня культуры;
— формирование умения анализировать позицию автора текста.
Планируемые предметные умения:
— знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
— называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
— сравнивать изученные социальные явления и объекты;
— приводить собственные примеры;
— давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
.
Доминантной формой учения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся.
Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащихся и различные маршруты освоения предложенного содержания.
Организация и проведение аттестации учеников:
Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор умений, приобретение опыта исследовательской деятельности. Может использоваться и форма итогового тестирования.
Литература:
- Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 класса. Часть 1. 5-е издание. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по обществознанию для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово» 2004.
- Кравченко А.И. Обществознание. Программы курсов для 8 – 9 и 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования Российской Федерации. М., «Русское слово», 2009.
- Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 8 – 9 классы. М., «Русское слово», 2002.
- Певцова Е.А. Обществознание. Книга для учителя. М., «Русское слово», 2000.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по «Обществознанию». М., «Дрофа», 2000.
Литература для учителя.
- Алексеев С.С. Право. Аконы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. – М.,1998.
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В… Основы государства и права. – М., 1998.
- Никитин А.Ф. Граждановедение. 8 класс. – М., 1997.
- Никитин А.Ф. Право и политика. – М., 1997.
- Мушинский В.О. Азбука гражданина. – М., 1999.
Дополнительная литература для учащихся.
- Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
- Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: этнографические очерки. Л. 1990.
- Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е издание, перераб. М… 1995.
- Гофман А.Б.Мода и люди: Новая теория моды, модного поведения. М. 1994.
- Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1994.
- Липсиц И.В. Экономика без тайн. М… 1993.
- Прикладная экономика. М., 1993.
- Русская нация: Историческое прошлое и проблема возрождения. М., 1995.
- Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 1995.
- Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М., 1995.
для элективного курса «Человек и общество»
http://www.lawportal.ru/
Электронная библиотека по праву
Правоведение. История государства и права. Конституционное (государственное) право. Административное право. Гражданское право. Гражданский процесс. Международное право. Образование и право. Право и Интернет. Семейное право. Теория государства и права. Уголовное право. Уголовный процесс. Юридический словарь.
http://www.allpravo.ru/library/
Всеобщая декларация прав человека
Полный текст: 30 статей декларации, принятой ООН в 1948 г.
http://www.memo.ru/prawo/fund/481210.htm
Всеобщая декларация прав человека
Содержит полный и упрощенный тексты. Декларация о правах человека и правах ребенка. Декларация прав человека в картинках.
http://www.un.org/russian/topics/
http://www.un.org/russian/humanrts/index.ru
Программа по истории государства и права зарубежных стран
Программа по истории государства и права зарубежных стран с древнейших времен до современности.
http://www.shu.ru/~mkaz/russian/program1.htm
Государство и право: история и современность
Фрагменты учебного пособия по истории возникновения государства (рассматриваются теории происхождения) и права в России до XIX века. Содержатся вопросы для проверки и темы рефератов.
http://his.1september.ru/1999/his03.htm
Дистанция: российский образовательный портал
Освещение заочного и дистанционного образования: базовые подходы, обзор образовательных новостей. Учебно-методические комплексы Тюменского государственного университета (лекции, задания, литература):
Основы государства и права. Права человека. Правоохранительные органы РФ.
http://www.distance.ru
Учебно-методические комплексы: лекции, задания, темы рефератов, литература.
Основы государства и права. История государства и права зарубежных стран. История политических и правовых учений.
http://center.fio.ru/method/
Права и дети в Интернете
Законы, новости, советы адвоката, телефон спасения, разбор ситуаций. Словарь юридических терминов.
http://school-sector.relarn.ru/prava/index.html
Школьником об их правах в законе «Об образовании»
Плакат газеты «Первое сентября». Разделы: Кто в школе хозяин?; До каких пределов простираются гарантии бесплатного образования?; Имеешь ли ты право вообще не ходить на уроки? и т.д.
http://ps.1september.ru/article.php?ID=200207918
Календарно-тематическое планирование элективного курса
« Человек и общество»
8 класс
Триместр |
Количество часов |
Раздел |
Количество часов |
Сроки |
1 триместр | 12 | Общество. | 6 |
|
Социальная сфера. | 6 |
| ||
2 триместр | 10 | 1 |
| |
Экономика. | 9 |
| ||
3 триместр | 12 | 12 |
| |
Всего | 34 |
| 34 |
|
Поурочное планирование элективного курса
№ урока | Название раздела, тема | Кол-во часов | Примерные сроки |
|
Раздел 1. Общество. |
6 |
|
1 | Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. | 1 |
|
2 | Взаимодействие природы и общества. | 1 |
|
3 | Социальные изменения и их формы. Эволюция и революция. | 1 |
|
4 | Развитие общества. Движущие силы общественного развития. | 1 |
|
5 | Традиционное, индустриальное, информационное общество. | 1 |
|
6 | Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма | 1 |
|
|
Раздел 3. Социальная сфера. |
7 |
|
7 | Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. | 1 |
|
8 | Социальное неравенство. Социальная мобильность. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование. | 1 |
|
9 | Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. | 1 |
|
10 | Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Пути достижения взаимопонимания. | 1 |
|
11 | Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. | 1 |
|
12 | Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Межнациональные отношения в РФ, в Мурманской области. | 1 |
|
13 | Урок обобщающего повторения по разделу: « Социальная сфера». | 1 |
|
|
Раздел: «Экономика» |
21 |
|
14 | Экономика и ее роль в жизни общества. | 1 |
|
15 | Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). | 1 |
|
16 | Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. | 1 |
|
17 | Деньги. Функции и формы денег. Обменные курсы валют | 1 |
|
18 | Инфляция. Реальные и номинальные доходы. | 1 |
|
19 | Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. | 1 |
|
20 | Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. | 1 |
|
21 | Роль собственности и государства в экономике. | 1 |
|
22 | Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. | 1 |
|
23 | Заработная плата. Стимулирование труда. | 1 |
|
24 | Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. | 1 |
|
25 | Рынок. Рыночный механизм. | 1 |
|
26 | Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие. | 1 |
|
27 | Семейный бюджет. | 1 |
|
28 | Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). | 1 |
|
29 | Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве. | 1 |
|
30 | Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях. | 1 |
|
31 | Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз. | 1 |
|
32 | Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. | 1 |
|
33 | Налоги, уплачиваемые гражданами. | 1 |
|
34 | Обобщающее повторение по теме « Экономика» | 1 |
|
МОУ «ГИМНАЗИЯ»
Рассмотрено на заседании кафедры учителей гуманитарного цикла. Протокол № __ от____20__г. |
Одобрено на заседании НМС гимназии Протокол № __ от____20__г. |
Утверждено приказом директора гимназии № ____ от______20__г. |
Рабочая программа
элективного курса по обществознанию
«Человек и общество»
для 8 класса
Разработчик программы:
учитель истории и
обществознания
Гуляев Л.Л.
2012-2013 учебный год
ЗАТО Александровск
г. Полярный.
Пояснительная записка
к программе элективного курса по обществознанию «Человек и общество»
8 класс
Авторская рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек и общество» предназначена для учащихся 8-х классов и является вариантом обязательного курса по выбору учащихся.
Курс рассчитан на 34 часа, с недельной нагрузкой – 1 час.
Цель курса «Человек и общество» в 8 классе заключается в подготовке учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.
Цель курса определяется в первую очередь принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования. Это поэтапное усвоение учащимися ряда базовых понятий, обществоведческой терминологии, освоение учащимися базовых умений и типов деятельности.
Курс «Человек и общество» включает в себя темы, идеи, положения, которые могут стать основой глубоких теоретических размышлений. Предусматривается материал для разнообразных форм учебных занятий: основной и дополнительные хрестоматийные тексты, задания для самостоятельной работы, практические советы для самопознания и социальных ориентаций, темы для рефератов, обсуждений и сообщений.
Задачами курса являются:
- формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах;
- актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;
-выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;
- повышение общего уровня культуры;
- формирование умения анализировать позицию автора текста.
Планируемые предметные умения:
- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты;
- приводить собственные примеры;
- давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
.
Доминантной формой учения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся.
Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащихся и различные маршруты освоения предложенного содержания.
Организация и проведение аттестации учеников:
Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор умений, приобретение опыта исследовательской деятельности. Может использоваться и форма итогового тестирования.
Литература:
-
Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 класса. Часть 1. 5-е издание. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по обществознанию для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово» 2004.
-
Кравченко А.И. Обществознание. Программы курсов для 8 – 9 и 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования Российской Федерации. М., «Русское слово», 2009.
-
Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 8 – 9 классы. М., «Русское слово», 2002.
-
Певцова Е.А. Обществознание. Книга для учителя. М., «Русское слово», 2000.
-
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по «Обществознанию». М., «Дрофа», 2000.
Литература для учителя.
-
Алексеев С.С. Право. Аконы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. – М.,1998.
-
Кашанина Т.В., Кашанин А.В.. Основы государства и права. – М., 1998.
-
Никитин А.Ф. Граждановедение. 8 класс. – М., 1997.
-
Никитин А.Ф. Право и политика. – М., 1997.
-
Мушинский В.О. Азбука гражданина. – М., 1999.
Дополнительная литература для учащихся.
-
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
-
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: этнографические очерки. Л. 1990.
-
Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е издание, перераб. М.. 1995.
-
Гофман А.Б.Мода и люди: Новая теория моды, модного поведения. М. 1994.
-
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1994.
-
Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.. 1993.
-
Прикладная экономика. М., 1993.
-
Русская нация: Историческое прошлое и проблема возрождения. М., 1995.
-
Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 1995.
-
Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М., 1995.
Интернет-ресурсы
для элективного курса «Человек и общество»
http://www.lawportal.ru/
Электронная
библиотека по праву
Правоведение. История государства и
права. Конституционное (государственное)
право. Административное право. Гражданское
право. Гражданский процесс. Международное
право. Образование и право. Право и
Интернет. Семейное право. Теория
государства и права. Уголовное право.
Уголовный процесс. Юридический словарь.
http://www.allpravo.ru/library/
Всеобщая
декларация прав человека
Полный текст: 30 статей декларации,
принятой ООН в 1948 г.
http://www.memo.ru/prawo/fund/481210.htm
Всеобщая
декларация прав человека
Содержит полный и упрощенный тексты.
Декларация о правах человека и правах
ребенка. Декларация прав человека в
картинках.
http://www.un.org/russian/topics/
http://www.un.org/russian/humanrts/index.ru
Программа
по истории государства и права зарубежных
стран
Программа по истории государства и
права зарубежных стран с древнейших
времен до современности.
http://www.shu.ru/~mkaz/russian/program1.htm
Государство
и право: история и современность
Фрагменты учебного пособия по истории
возникновения государства (рассматриваются
теории происхождения) и права в России
до XIX века. Содержатся вопросы для
проверки и темы рефератов.
http://his.1september.ru/1999/his03.htm
Дистанция:
российский образовательный портал
Освещение заочного и дистанционного
образования: базовые подходы, обзор
образовательных новостей. Учебно-методические
комплексы Тюменского государственного
университета (лекции, задания, литература):
Основы государства и права. Права
человека. Правоохранительные органы
РФ.
http://www.distance.ru
Учебно-методические
комплексы: лекции, задания, темы рефератов,
литература.
Основы
государства и права. История государства
и права зарубежных стран. История
политических и правовых учений.
http://center.fio.ru/method/
Права
и дети в Интернете
Законы, новости, советы адвоката,
телефон спасения, разбор ситуаций.
Словарь юридических терминов.
http://school-sector.relarn.ru/prava/index.html
Школьником
об их правах в законе «Об образовании»
Плакат газеты «Первое сентября».
Разделы: Кто в школе хозяин?; До каких
пределов простираются гарантии
бесплатного образования?; Имеешь ли ты
право вообще не ходить на уроки? и т.д.
http://ps.1september.ru/article.php?ID=200207918
Календарно-тематическое планирование элективного курса
« Человек и общество»
8 класс
Триместр |
Количество часов |
Раздел |
Количество часов |
Сроки |
1триместр |
12 |
Общество. |
6 |
|
Социальная сфера. |
6 |
|
||
2 триместр |
10 |
1 |
|
|
Экономика. |
9 |
|
||
3 триместр |
12 |
12 |
|
|
Всего |
34 |
|
34 |
|
Поурочное планирование элективного курса
№ урока |
Название раздела, тема |
Кол-во часов |
Примерные сроки |
|
Раздел 1. Общество. |
6 |
|
1 |
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. |
1 |
|
2 |
Взаимодействие природы и общества. |
1 |
|
3 |
Социальные изменения и их формы. Эволюция и революция. |
1 |
|
4 |
Развитие общества. Движущие силы общественного развития. |
1 |
|
5 |
Традиционное, индустриальное, информационное общество. |
1 |
|
6 |
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма |
1 |
|
|
Раздел 3. Социальная сфера. |
7 |
|
7 |
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. |
1 |
|
8 |
Социальное неравенство. Социальная мобильность. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование. |
1 |
|
9 |
Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. |
1 |
|
10 |
Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Пути достижения взаимопонимания. |
1 |
|
11 |
Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. |
1 |
|
12 |
Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Межнациональные отношения в РФ, в Мурманской области. |
1 |
|
13 |
Урок обобщающего повторения по разделу: « Социальная сфера». |
1 |
|
|
Раздел: «Экономика» |
21 |
|
14 |
Экономика и ее роль в жизни общества. |
1 |
|
15 |
Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). |
1 |
|
16 |
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. |
1 |
|
17 |
Деньги. Функции и формы денег. Обменные курсы валют |
1 |
|
18 |
Инфляция. Реальные и номинальные доходы. |
1 |
|
19 |
Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. |
1 |
|
20 |
Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. |
1 |
|
21 |
Роль собственности и государства в экономике. |
1 |
|
22 |
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. |
1 |
|
23 |
Заработная плата. Стимулирование труда.
|
1 |
|
24 |
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. |
1 |
|
25 |
Рынок. Рыночный механизм. |
1 |
|
26 |
Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие. |
1 |
|
27 |
Семейный бюджет. |
1 |
|
28 |
Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). |
1 |
|
29 |
Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве. |
1 |
|
30 |
Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях. |
1 |
|
31 |
Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз. |
1 |
|
32 |
Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. |
1 |
|
33 |
Налоги, уплачиваемые гражданами. |
1 |
|
34 |
Обобщающее повторение по теме « Экономика» |
1 |
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре