Учебный контракт. построение и перестроение команды.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 348 Невскогорайона Санкт-Петербурга
УЧЕБНЫЙ КОНТРАКТ
ПОСТРОЕНИЕ И ПЕРЕСТРОЕНИЕ КОМАНДЫ
«Обобщение опыта»
Педагог-психолог высшей категории
Пителова Татьяна Владимировна
2013 год
Психологу, работающему в школе, необходимо встраиваться в многостороннюю и многоаспектную жизнь сложной системы образовательного учреждения. Необходимо учитывать специфику работы школы и строить свою деятельность так, как требует данное общеобразовательное учреждение.
В школе существует много различных объединений: методические объединения предметников, объединения классов по параллелям, объединение классных руководителей, советы по профилактики, объединения учителей начальной школы, старшего и среднего звена, объединения старшеклассников, молодых учителей и наконец, объединения внутри коллектива по интересам, по увлечениям, по умениям, и т.д.
Т.е. все взаимодействие школы пронизано элементами командной работы.
Учащиеся и родители, являясь непосредственными участниками образовательного процесса, вовлекаются в различные объединения, деятельностью педагога и классного руководителя.
Пониманиеи согласование всех противоречий, острая проблема между всеми заинтересованными сторонами участников, образовательного процесса.
1. Есть социальный заказ, который формирует школе государство. Социальный заказ касается пролонгированного во времени результата. Беря детей в школу в первый класс, на самом деле должны выдать через 10 лет детей с конкретным набором интеллектуальных и личностных характеристик.
Если мы с вами ответственные работники, то мы понимаем, что это вопрос не одного года работы.
2. Есть заказ родителей, выбирающих школу.
И подчас родительские ожидания не совпадают с объективной реальностью успешного обучения.
3. Есть так же реальные возможности детей, их потребности, фактическое и психическое развитие
Таким образом, на сегодняшний момент острая проблема состоит в том, что нет согласования, нет эффективных механизмов взаимоотношений всех заинтересованных сторон образовательного процесса.
Рассмотрим путь ученика — ни с позиции содержания учебных предметов, ни с позиции индивидуальных или даже возрастных особенностей.
А с позиции построения, перестроения команды, которая, по сути, будет побуждать ребенка и его окружение пройти этот путь
Далее не будем касаться конкретных, содержательных моментов как мы действуем, когда ребенок приходит к нам в школу, а рассмотрим варианты построения и перестроения команды, которая будет его сопровождать на протяжении всего образовательного маршрута.
Взаимодействие очень важно, и в ситуации динамичного процесса важна команда. Дети растут, все меняется, команда тоже должна меняться, быть динамичной, пластичной.
То, что такое команда вы все знаете.
Важно понимать, что у команды есть такие свойства как:
— структурность
— мобильность
— гибкость
— способность к построению и перестроению.
Команда, может, перестраивается, расширяется, изменяется в зависимости от цели, возраста, степени сложности проблем от уровня ступени образования. Именно она ведет ученика… А ведущим механизмом реализации всех идей, и ожиданий которые команда может решать, является заключение контракта, то есть организация договора между участниками процесса.
КОМАНДА КАК СПОСОБ (условие)
КОНТРАКТ – МЕХАНИЗМ реализации.
МЕХАНИЗМ, в данном случае, это распределение ответственности, распределение функций, и распределение ролей, кто что делает и кто за что отвечает, иерархия, установление связей, которые образуются во временной рабочей группе — команде. Кроме ролей важны взаимодействия внутри команды, циркуляция информации, структура подчинения, соподчинения и автономность, взаимосвязанность, обозначение кто какие функции выполняет.
Попробуем, обозначим схемы, модели, которые возможны в процессе взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Перейдем к задаче построения и перестроения команды, и рассмотрим на примере наших взаимодействий сопровождения ребенка, начиная с предшкольной стадии образования.
В качестве примера. В 2002 году мною, школьным психологом и психологом лаборатории структурно-функциональных адаптаций НИИ «Физиология» им. А.А.Ухтомского была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа для учащихся начальных классов «От движения к мышлению». Эта программа позволяла развивать у ребенка: познавательные процессы, работая за столом; развивать коммуникативные навыки, используя различные подвижные игры; корректировать эмоциональную сферу, работая с рисунком, красками и т.д. Результаты моих взаимодействий с детьми обсуждались с педагогами, чьи дети работали в группах. Дальнейшим шагом было предложение использовать педагогами начальной школы на своих уроках материал, используемый в программе «От движения к мышлению».
Здесь образуется первая схема взаимодействия (психолог + педагог). Стрелки направлены в одну сторону, т.к. есть только заинтересованность двух сторон. Психолог создает безопасное и понятное пространство для сотрудничества
психолог |
педагог |
педагог |
В 2004 году возникла идея создания программы «Учим учиться» именно в предшкольной ступени образования. В основу программы легли положения программы «От движения к мышлению». И теперь то, что я делала одна на занятиях, мы разделили, между педагогами, которые пожелали участвовать в этой программе.
По предварительной договоренности мы организовали наши занятия, как единое целое, где с одной стороны каждый выполняет свою задачу, а с другой, дублируя друг друга, мы обучаем ребят определенным общеучебным навыкам.
Здесь образуется новая схема взаимодействия. Заключается контракт на взаимодействие.
педагог |
педагог |
психолог |
Возникают новые связи.
Мы должны были обмениваться информацией о ребенке друг с другом. Предварительно мы договорились, как и какой информацией будем обмениваться.
На модели, изображены стрелки, направлены в обе стороны, значит, мы зависимы друг от друга и в равной степени ответственны. Т.е. на своих занятиях каждый делает то, что и другие (единство требований). Происходит взаимодополнение друг друга.
В данном случае мы равноправные партнеры, и все-таки, достаточно самостоятельны, автономны. Так как каждый выполняет свою задачу…
Возникает модель взаимодействия «партнерский круг». Определяется степень ответственности участников команды, делегирование выявленных функций каждого участника, определение формы, структуры команды.
психолог |
педагог |
педагог |
В процессе взаимодействия, мы обмениваемся наблюдения за детьми и согласуем методы и приемы отработки навыков и умений, обозначаем проблемы, которые необходимо решать, с каждой группой.
В качестве примера. Обозначим одну из проблем, например, область коммуникативных навыков.Мы можем взять ответственность за решение данного вопроса, так как мы владеем определенными методиками…
Как мы действуем.
Мы определяем механизм, какие задачи каждый из нас будет решать – как мы будем взаимодействовать…
Каждый продумывает те формы и методы, которые он будет использовать на своих занятиях, для развития необходимых навыков. Мы снова будем «дублировать» друг друга. Если что-то один не успеет, то другой может его подхватить или усилить действие…
С одной стороны мы помогаем каждому ребенку включиться в процесс, а с другой более четко структурируем группу, обучая ее конструктивному общению, развивая коммуникативные навыки…
Группа учиться поддержки, ребенок учиться базовым необходимым учебным навыкам. И все это происходит не директивно, а как бы само собой.
— Можем ли мы на данном этапе включить ребенка в нашу команду?
Пока нет, так как самостоятельно, ответственно ребенок не может с этим справиться. Его включать еще рано.
Но нам необходимо отслеживать изменения, которые будут происходить с ребятами во время занятий. Тогда как мы сможем увидеть, узнать усвоил ли ребенок те коммуникативные навыки, которые мы развиваем, или он ведет себя так, только на наших уроках не перенося навыки в другую среду. В какой сфере мы сможем увидеть результат нашего воздействия. Кто нам об этом может сообщить…
Встает вопрос: «а кто в этом еще заинтересован?»
Наверное, есть еще и мега результат, который касается не только нас? Безусловно, это касается семьи, в которой находится ребенок.
Значит, нам необходимо подключить родителя…
Включение родителя происходит по той же схема, что и включение учителя.
Каждодневная совместная рефлексия занятий позволяет нам выявить детей, которым необходимо индивидуальное сопровождение.
Для получения необходимой информации мы вступаем в диалог с родителем, знакомим его с нашей системой оценивания и критериями готовности к школе и вырабатывая общие методы коррекции решения выявленных проблем
психолог |
родитель |
Стрелки, направленные в одну сторону говорят, что мы пока не можем включить родителя в команду, мы его только информируем, знакомим с нашими требованиями и критерием оценивания
То есть происходит процесс обучения родителя, как он должен вести себя в подобной ситуации, как он может быть нам полезен. Происходит процесс обучения родителя приемам наблюдения. Что родитель должен увидеть, отследить, как отреагировать, что предпринять и что сказать ребенку, и потом сообщить нам, какие изменения он наблюдал…
Когда мы начинаем получать обратную связь от родителя (стрелки в обе стороны), происходит обмен информацией, взаимоконтроль учебной деятельности и ответственности родителя за результат.
родитель |
психолог |
Психолог вступает в диалог с родителем. Так как он может объяснить родителю, почему возникают те или иные не соответствия, противоречия при включении ребенка в учебную деятельность. Родитель делится своими ожиданиями и опасениями. Психолог собирает необходимую информацию, и доводить ее до педагога и родителя, являясь координатором их взаимодействий…
Таким образом, мы заключаем с родителем КОНТРАКТ, включая его в команду.
Психолог договаривается о тех функциях, которые исполняет родитель, о той ответственности, которая возлагается на родителя, проговаривая с ним возможную выгоду и риск этого союза.
Возникает следующая модель взаимодействия, которая будет выглядеть следующим образом… У нас получилась модель «Звезда»
психолог |
родитель |
учитель |
учитель |
Когда ребенок переходит в школу, в первый класс эта модель взаимодействия меняется.
Образуется модель – «Партнерский круг»
Так как родитель становится полноправным нашим союзником.
родитель |
учитель |
психолог |
При таком сотрудничестве родитель с готовностью воспринимает все рекомендации учителя. Обучая родителя, осуществляя взаимоконтроль учебной деятельности, мы возлагаем на него и часть ответственности за обучение ребенка, т.е. он становится полноправным членом нашей команды. В конечном итоге мы получаем родителя: — адекватно оценивает возможности своего ребенка — сохраняет нормальные отношения с ребенком в семье — положительно настроен на эффективное взаимодействие со школой — совместно педагогом начальной школы создает условия для развития предпосылок к учебной деятельности и компонентов психологической готовности к обучению.
Эта модель очень хорошо работает в период адаптации ребенка к школе. Учитель ежедневно по заранее продуманным методикам отслеживает эмоциональное состояние ребенка, его самооценку и оценку своей деятельности в школе. Родитель помогает ребенку принять учебную деятельность. Он активно включается не только в урочную но и вне урочную деятельность школы. Психолог становится не столько координатором субъектов взаимодействия, сколько регулирует связи внутри команды.
родитель |
психолог |
учитель |
учитель |
Данная модель хорошо работает и в период адаптации ребенка при переходе из начальной школы в среднее звено.
Рассматривая модели взаимодействия, возникает вопрос, а где ребенок?
Ребенок внутри, но мы не даем ему никаких полномочий. Он еще не готов стать членом команды, хотя мы с ним работаем. Он тот, на которого оказывают влияние, воздействие, для которого создаются условия. Ребенок еще не способен и не готов взять ответственность за свое обучение. Мы учитываем его потребности, мы просто в него вкладываем, обучаем, развиваем, исходя из его возможностей и потребностей.
Возникает вопрос: «А когда же появится ребенок?»
У каждого ребенка это происходит в свое время, тогда, когда он примет роль ученика, когда ребенокосознанно способен будет взять ответственность за свою успеваемость, поведение и т.д. И это происходит не раньше 4 — 6 класса.
Когда ребенок готов у нас образуется новая модель взаимодействия, новый «Партнерский круг», в котором, как равноправный член команды, будет включен ребенок, с ним заключается учебный контракт.
ребенок |
родительь |
учитель |
психолог |
Возникает вопрос, а зачем школьному психологу проходить весь этот путь. Для чего создавать эти модели, выстраивать отношения?
Все очень просто. У субъектов образовательного процесса складывается четкое представление для чего психолог в школе. По каким вопросам обращаться к школьному психологу, как с ним взаимодействовать. И тогда поступает настоящий заказ.
Работая по построению и перестроению команд, мы стремимся к тому, чток переходу ученика из начальной школы в среднее звено мы получаем две самостоятельные подсистемы, которые взаимодействуют друг с другом
ученик |
родитель |
психолог |
учитель |
К переходу ребенка в среднее звено, мы получаем ребенка как субъекта обучения. Родителя, который адекватно оценивает возможности своего ребенка, сохраняя нормальные отношения с ним в семье и в тесном сотрудничестве со школой, готовому выстраивает образовательный маршрут для ребенка. Учителя, который получает результаты своей деятельности не только по качеству знаний, но и в динамике развития учебного коллектива (как интеллектуального и что более важного – личностного), в динамике своего профессионального роста. В среднем звене мы получаем модель «Палатка», которая является более устойчивой.
психолог |
ученик |
родитель |
учитель |
Эта устойчивая модель позволяет поддерживать взаимоотношения всех участников образовательного процесса. Даже если… Если родитель в данной модели, по каким либо (объективным или субъективным причинам) не участвует во взаимодействии, то треугольник (синий пунктир) держит родителя, не позволяя ему уйти совсем. Если ребенок, по каким либо причинам «выпадает» из системы, то треугольник (фиолетовый пунктир) держит ребенка В процессе обучения, ребенок становится более самостоятельным и ответственным за процесс обучения. Он сам планирует характер коммуникаций, делегирует функции и способен самостоятельно формировать свою команду. Модель взаимодействия участников образовательного процесса в старшей школе может выглядеть следующим образом.
учитель |
ученик |
родитель |
психолог |
Еще одна модель взаимодействия выпускника, как субъекта обучения и основного инициатора взаимодействия в команде. С учениками старшей школы составляется индивидуальный учебный контракт, в котором ученик самостоятельно определяет свои обязательства, динамику успешности, партнеров для взаимодействия.
выпускник |
родитель |
психолог |
учитель |
Для того, что на каждой ступени работала та или иная модель взаимодействия необходимо договариваться и перестраиваться.
Обобщив опыт работы со всеми участниками образовательного процесса, предлагаю алгоритм построения и перестроения команды, команды, способной решать различные вопросы, возникающие в учебно-воспитательном процессе.
1. Выявление проблемы.
Какова суть проблемы и ее связь с…(сочетается ли она со ступенями образования, ее место в образовательном процессе и т.д.)
2. Выявление степени ответственности участников команды.
Кто может или нет стать участником команды. Кто нужен или нет в данный момент команде.
3. Делегирование выявленных функций.
4. Определение формы, структуры команды
5. Характеристика коммуникаций и взаимодействие внутри группы.
Обмен информационных потоков, кто что делает, кого и как информирует, … Как идет обмен информацией. Подчинение, соподчинение, автономность. Как происходит взаимодействие
6. Результаты сроки.
С учетом, что хотим и в какой срок получить. Когда будет выполнено и к каким результатам мы должны прийти.
7. Выгода, риски
Года четыре назад я наткнулась на такую профессию коучер. Профессиональный коучинг – это процесс оказания услуг, помогающий клиенту добиться качественно новых результатов в личной и профессиональной жизни. Мне кажется эта та модель профессионала, которая необходима современной школе и которую успешно может выполнить школьный психолог. Безусловно, ребенок главное в школе, но в школе рядом с ребенком УЧИТЕЛЬ. А он нуждаются в адекватных оценках своих действий, чтобы совершенствовать свою профессиональную деятельность. Ему необходима помощь, участие, стимул, который мотивирует на рождение собственных идей и решений, на самосовершенствование. Ведь рядом с успешным учителем, будет и успешный ученик.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 348
Невского района Санкт-Петербурга
УЧЕБНЫЙ КОНТРАКТ
ПОСТРОЕНИЕ И ПЕРЕСТРОЕНИЕ КОМАНДЫ
«Обобщение опыта»
Педагог-психолог высшей категории
Пителова Татьяна Владимировна
2013
Психологу, работающему в школе, необходимо встраиваться в многостороннюю и многоаспектную жизнь сложной системы образовательного учреждения. Необходимо учитывать специфику работы школы и строить свою деятельность так, как требует данное общеобразовательное учреждение.
В школе существует много различных объединений: методические объединения предметников, объединения классов по параллелям, объединение классных руководителей, советы по профилактики, объединения учителей начальной школы, старшего и среднего звена, объединения старшеклассников, молодых учителей и наконец, объединения внутри коллектива по интересам, по увлечениям, по умениям, и т.д.
Т.е. все взаимодействие школы пронизано элементами командной работы.
Учащиеся и родители, являясь непосредственными участниками образовательного процесса, вовлекаются в различные объединения, деятельностью педагога и классного руководителя.
Понимание и согласование всех противоречий, острая проблема между всеми заинтересованными сторонами участников, образовательного процесса.
1. Есть социальный заказ, который формирует школе государство. Социальный заказ касается пролонгированного во времени результата. Беря детей в школу в первый класс, на самом деле должны выдать через 10 лет детей с конкретным набором интеллектуальных и личностных характеристик.
Если мы с вами ответственные работники, то мы понимаем, что это вопрос не одного года работы.
2. Есть заказ родителей, выбирающих школу.
И подчас родительские ожидания не совпадают с объективной реальностью успешного обучения.
3. Есть так же реальные возможности детей, их потребности, фактическое и психическое развитие
Таким образом, на сегодняшний момент острая проблема состоит в том, что нет согласования, нет эффективных механизмов взаимоотношений всех заинтересованных сторон образовательного процесса.
Рассмотрим путь ученика - ни с позиции содержания учебных предметов, ни с позиции индивидуальных или даже возрастных особенностей.
А с позиции построения, перестроения команды, которая, по сути, будет побуждать ребенка и его окружение пройти этот путь
Далее не будем касаться конкретных, содержательных моментов как мы действуем, когда ребенок приходит к нам в школу, а рассмотрим варианты построения и перестроения команды, которая будет его сопровождать на протяжении всего образовательного маршрута.
Взаимодействие очень важно, и в ситуации динамичного процесса важна команда. Дети растут, все меняется, команда тоже должна меняться, быть динамичной, пластичной.
То, что такое команда вы все знаете.
Важно понимать, что у команды есть такие свойства как:
- структурность
- мобильность
- гибкость
- способность к построению и перестроению.
Команда, может, перестраивается, расширяется, изменяется в зависимости от цели, возраста, степени сложности проблем от уровня ступени образования. Именно она ведет ученика… А ведущим механизмом реализации всех идей, и ожиданий которые команда может решать, является заключение контракта, то есть организация договора между участниками процесса.
КОМАНДА КАК СПОСОБ (условие)
КОНТРАКТ – МЕХАНИЗМ реализации.
МЕХАНИЗМ, в данном случае, это распределение ответственности, распределение функций, и распределение ролей, кто что делает и кто за что отвечает, иерархия, установление связей, которые образуются во временной рабочей группе - команде.
Кроме ролей важны взаимодействия внутри команды, циркуляция информации, структура подчинения, соподчинения и автономность, взаимосвязанность, обозначение кто какие функции выполняет.
Попробуем, обозначим схемы, модели, которые возможны в процессе взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Перейдем к задаче построения и перестроения команды, и рассмотрим на примере наших взаимодействий сопровождения ребенка, начиная с предшкольной стадии образования.
В качестве примера.
В 2002 году мною, школьным психологом и психологом лаборатории структурно-функциональных адаптаций НИИ «Физиология» им. А.А.Ухтомского была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа для учащихся начальных классов «От движения к мышлению». Эта программа позволяла развивать у ребенка: познавательные процессы, работая за столом; развивать коммуникативные навыки, используя различные подвижные игры; корректировать эмоциональную сферу, работая с рисунком, красками и т.д.
Результаты моих взаимодействий с детьми обсуждались с педагогами, чьи дети работали в группах. Дальнейшим шагом было предложение использовать педагогами начальной школы на своих уроках материал, используемый в программе «От движения к мышлению».
Здесь образуется первая схема взаимодействия (психолог + педагог). Стрелки направлены в одну сторону, т.к. есть только заинтересованность двух сторон. Психолог создает безопасное и понятное пространство для сотрудничества
психолог
педагог
педагог
В 2004 году возникла идея создания программы «Учим учиться» именно в предшкольной ступени образования. В основу программы легли положения программы «От движения к мышлению». И теперь то, что я делала одна на занятиях, мы разделили, между педагогами, которые пожелали участвовать в этой программе.
По предварительной договоренности мы организовали наши занятия, как единое целое, где с одной стороны каждый выполняет свою задачу, а с другой, дублируя друг друга, мы обучаем ребят определенным общеучебным навыкам.
Здесь образуется новая схема взаимодействия. Заключается контракт на взаимодействие.
педагог
педагог
психолог
Возникают новые связи.
Мы должны были обмениваться информацией о ребенке друг с другом. Предварительно мы договорились, как и какой информацией будем обмениваться.
На модели, изображены стрелки, направлены в обе стороны, значит, мы зависимы друг от друга и в равной степени ответственны. Т.е. на своих занятиях каждый делает то, что и другие (единство требований). Происходит взаимодополнение друг друга.
В данном случае мы равноправные партнеры, и все-таки, достаточно самостоятельны, автономны. Так как каждый выполняет свою задачу…
Возникает модель взаимодействия «партнерский круг». Определяется степень ответственности участников команды, делегирование выявленных функций каждого участника, определение формы, структуры команды.
психолог
педагог
педагог
В процессе взаимодействия, мы обмениваемся наблюдения за детьми и согласуем методы и приемы отработки навыков и умений, обозначаем проблемы, которые необходимо решать, с каждой группой.
В качестве примера. Обозначим одну из проблем, например, область коммуникативных навыков. Мы можем взять ответственность за решение данного вопроса, так как мы владеем определенными методиками…
Как мы действуем.
Мы определяем механизм, какие задачи каждый из нас будет решать – как мы будем взаимодействовать…
Каждый продумывает те формы и методы, которые он будет использовать на своих занятиях, для развития необходимых навыков. Мы снова будем «дублировать» друг друга. Если что-то один не успеет, то другой может его подхватить или усилить действие…
С одной стороны мы помогаем каждому ребенку включиться в процесс, а с другой более четко структурируем группу, обучая ее конструктивному общению, развивая коммуникативные навыки…
Группа учиться поддержки, ребенок учиться базовым необходимым учебным навыкам. И все это происходит не директивно, а как бы само собой.
- Можем ли мы на данном этапе включить ребенка в нашу команду?
Пока нет, так как самостоятельно, ответственно ребенок не может с этим справиться. Его включать еще рано.
Но нам необходимо отслеживать изменения, которые будут происходить с ребятами во время занятий. Тогда как мы сможем увидеть, узнать усвоил ли ребенок те коммуникативные навыки, которые мы развиваем, или он ведет себя так, только на наших уроках не перенося навыки в другую среду. В какой сфере мы сможем увидеть результат нашего воздействия. Кто нам об этом может сообщить…
Встает вопрос: «а кто в этом еще заинтересован?»
Наверное, есть еще и мега результат, который касается не только нас? Безусловно, это касается семьи, в которой находится ребенок.
Значит, нам необходимо подключить родителя…
Включение родителя происходит по той же схема, что и включение учителя.
Каждодневная совместная рефлексия занятий позволяет нам выявить детей, которым необходимо индивидуальное сопровождение.
Для получения необходимой информации мы вступаем в диалог с родителем, знакомим его с нашей системой оценивания и критериями готовности к школе и вырабатывая общие методы коррекции решения выявленных проблем
психолог
родитель
Стрелки, направленные в одну сторону говорят, что мы пока не можем включить родителя в команду, мы его только информируем, знакомим с нашими требованиями и критерием оценивания
То есть происходит процесс обучения родителя, как он должен вести себя в подобной ситуации, как он может быть нам полезен. Происходит процесс обучения родителя приемам наблюдения. Что родитель должен увидеть, отследить, как отреагировать, что предпринять и что сказать ребенку, и потом сообщить нам, какие изменения он наблюдал…
Когда мы начинаем получать обратную связь от родителя (стрелки в обе стороны), происходит обмен информацией, взаимоконтроль учебной деятельности и ответственности родителя за результат.
родитель
психолог
Психолог вступает в диалог с родителем. Так как он может объяснить родителю, почему возникают те или иные не соответствия, противоречия при включении ребенка в учебную деятельность. Родитель делится своими ожиданиями и опасениями. Психолог собирает необходимую информацию, и доводить ее до педагога и родителя, являясь координатором их взаимодействий…
Таким образом, мы заключаем с родителем КОНТРАКТ, включая его в команду.
Психолог договаривается о тех функциях, которые исполняет родитель, о той ответственности, которая возлагается на родителя, проговаривая с ним возможную выгоду и риск этого союза.
Возникает следующая модель взаимодействия, которая будет выглядеть следующим образом… У нас получилась модель «Звезда»
психолог
родитель
учитель
учитель
Когда ребенок переходит в школу, в первый класс эта модель взаимодействия меняется.
Образуется модель – «Партнерский круг»
Так как родитель становится полноправным нашим союзником.
родитель
учитель
психолог
При таком сотрудничестве родитель с готовностью воспринимает все рекомендации учителя.
Обучая родителя, осуществляя взаимоконтроль учебной деятельности, мы возлагаем на него и часть ответственности за обучение ребенка, т.е. он становится полноправным членом нашей команды.
В конечном итоге мы получаем родителя:
- адекватно оценивает возможности своего ребенка
- сохраняет нормальные отношения с ребенком в семье
- положительно настроен на эффективное взаимодействие со школой
- совместно педагогом начальной школы создает условия для развития предпосылок к учебной деятельности и компонентов психологической готовности к обучению.
Эта модель очень хорошо работает в период адаптации ребенка к школе. Учитель ежедневно по заранее продуманным методикам отслеживает эмоциональное состояние ребенка, его самооценку и оценку своей деятельности в школе. Родитель помогает ребенку принять учебную деятельность. Он активно включается не только в урочную но и вне урочную деятельность школы. Психолог становится не столько координатором субъектов взаимодействия, сколько регулирует связи внутри команды.
родитель
психолог
учитель
учитель
Данная модель хорошо работает и в период адаптации ребенка при переходе из начальной школы в среднее звено.
Рассматривая модели взаимодействия, возникает вопрос, а где ребенок?
Ребенок внутри, но мы не даем ему никаких полномочий. Он еще не готов стать членом команды, хотя мы с ним работаем. Он тот, на которого оказывают влияние, воздействие, для которого создаются условия. Ребенок еще не способен и не готов взять ответственность за свое обучение. Мы учитываем его потребности, мы просто в него вкладываем, обучаем, развиваем, исходя из его возможностей и потребностей.
Возникает вопрос: «А когда же появится ребенок?»
У каждого ребенка это происходит в свое время, тогда, когда он примет роль ученика, когда ребенок осознанно способен будет взять ответственность за свою успеваемость, поведение и т.д. И это происходит не раньше 4 - 6 класса.
Когда ребенок готов у нас образуется новая модель взаимодействия, новый «Партнерский круг», в котором, как равноправный член команды, будет включен ребенок, с ним заключается учебный контракт.
ребенок
родительь
учитель
психолог
Возникает вопрос, а зачем школьному психологу проходить весь этот путь. Для чего создавать эти модели, выстраивать отношения?
Все очень просто. У субъектов образовательного процесса складывается четкое представление для чего психолог в школе. По каким вопросам обращаться к школьному психологу, как с ним взаимодействовать. И тогда поступает настоящий заказ.
Работая по построению и перестроению команд, мы стремимся к тому, что к переходу ученика из начальной школы в среднее звено мы получаем две самостоятельные подсистемы, которые взаимодействуют друг с другом
ученик
родитель
психолог
учитель
К переходу ребенка в среднее звено, мы получаем ребенка как субъекта обучения.
Родителя, который адекватно оценивает возможности своего ребенка, сохраняя нормальные отношения с ним в семье и в тесном сотрудничестве со школой, готовому выстраивает образовательный маршрут для ребенка.
Учителя, который получает результаты своей деятельности не только по качеству знаний, но и в динамике развития учебного коллектива (как интеллектуального и что более важного – личностного), в динамике своего профессионального роста.
В среднем звене мы получаем модель «Палатка», которая является более устойчивой.
психолог
ученик
родитель
учитель
Эта устойчивая модель позволяет поддерживать взаимоотношения всех участников образовательного процесса. Даже если…
Если родитель в данной модели, по каким либо (объективным или субъективным причинам) не участвует во взаимодействии, то треугольник (синий пунктир) держит родителя, не позволяя ему уйти совсем.
Если ребенок, по каким либо причинам «выпадает» из системы, то треугольник (фиолетовый пунктир) держит ребенка
В процессе обучения, ребенок становится более самостоятельным и ответственным за процесс обучения. Он сам планирует характер коммуникаций, делегирует функции и способен самостоятельно формировать свою команду.
Модель взаимодействия участников образовательного процесса в старшей школе может выглядеть следующим образом.
учитель
ученик
родитель
психолог
Еще одна модель взаимодействия выпускника, как субъекта обучения и основного инициатора взаимодействия в команде. С учениками старшей школы составляется индивидуальный учебный контракт, в котором ученик самостоятельно определяет свои обязательства, динамику успешности, партнеров для взаимодействия.
родитель
психолог
учитель
Для того, что на каждой ступени работала та или иная модель взаимодействия необходимо договариваться и перестраиваться.
Обобщив опыт работы со всеми участниками образовательного процесса, предлагаю алгоритм построения и перестроения команды, команды, способной решать различные вопросы, возникающие в учебно-воспитательном процессе.
-
Выявление проблемы.
Какова суть проблемы и ее связь с…(сочетается ли она со ступенями образования, ее место в образовательном процессе и т.д.)
-
Выявление степени ответственности участников команды.
Кто может или нет стать участником команды. Кто нужен или нет в данный момент команде.
-
Делегирование выявленных функций.
-
Определение формы, структуры команды
-
Характеристика коммуникаций и взаимодействие внутри группы.
Обмен информационных потоков, кто что делает, кого и как информирует, … Как идет обмен информацией. Подчинение, соподчинение, автономность. Как происходит взаимодействие
-
Результаты сроки.
С учетом, что хотим и в какой срок получить. Когда будет выполнено и к каким результатам мы должны прийти.
-
Выгода, риски
Года четыре назад я наткнулась на такую профессию коучер. Профессиональный коучинг – это процесс оказания услуг, помогающий клиенту добиться качественно новых результатов в личной и профессиональной жизни. Мне кажется эта та модель профессионала, которая необходима современной школе и которую успешно может выполнить школьный психолог.
Безусловно, ребенок главное в школе, но в школе рядом с ребенком УЧИТЕЛЬ. А он нуждаются в адекватных оценках своих действий, чтобы совершенствовать свою профессиональную деятельность. Ему необходима помощь, участие, стимул, который мотивирует на рождение собственных идей и решений, на самосовершенствование.
Ведь рядом с успешным учителем, будет и успешный ученик.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»