Конспект занятия по прикладной композиции "Печать гравюры по линолеуму"
1. Создание условий для развития творческих способностей учащихся; 2. Формирование устойчивого интереса к линогравюре, как одному из видов прикладной графики; 3. Развитие воображения, внимания, самостоятельности анализа действий, графических навыков при работе с ритмичным чередованием черно-белых пятен в гравюре. 4. Воспитание любви к искусству. Задачи:
1. Изучить технологию печати гравюры по линолеуму; 2. Расширить словарный запас учащихся: штихель, матрица, оттиск, гравюра, линогравюра, офорт, ксилография, эстамп; 3. Отработка композиционных навыков учащихся.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Уренгойская Детская художественная школа»
Конспект занятия
по прикладной композиции:
"Печать гравюры по линолеуму"
6 класс (7ОП ДХШ)
Составитель:
преподаватель ДПК
Виницин Константин Анатольевич
пгт. Уренгой
2012
Занятие: прикладная композиция
Класс: 6 (7 ОП)
Количество учебных часов: 2
Тема: Печать гравюры по линолеуму
Цели:
-
Создание условий для развития творческих способностей учащихся.
-
Формирование устойчивого интереса к линогравюре, как одному из видов прикладной графики.
-
Развитие воображения, внимания, самостоятельности анализа действий, графических навыков при работе с ритмичным чередованием черно-белых пятен в гравюре.
-
Воспитание любви к искусству.
Задачи:
-
Изучить технологию печати гравюры по линолеуму.
-
Расширить словарный запас учащихся: «Штихель», «Матрица», «Оттиск», «Гравюра», «Линогравюра», «Офорт», «Ксилография», «Эстамп».
-
Отработка композиционных навыков учащихся.
Оборудование:
наглядный ряд:
работы учащихся, выполненные в технике линогравюры; фотографии работ мастеров в технике линогравюры; презентация PowerPoint «Линогравюра»; инструкционная карта «Последовательность работы над изображением в технике линогравюры»; документальный фильм «Линогравюра».
Инструменты и материалы:
кусок
линолеума на
текстильной основе формата А3;
резцы (штихеля);
тушь, типографская
черная краска; бумага для
печати (обычная писчая или любая другая
сухая бумага, ватман); валик для
накатки фотографий; небольшой кусок
толстого стекла или пластмассовая
пластина (самый удобный
размер 30х30 или 30х40 см);
копировальная
бумага, калька, деревянная дощечка для
набивки линолеума, чайная ложечка или
старая зубная щетка, заостренная
деревянная, палочка или использованный
стержень от шариковой ручки, кнопки,
маленькие гвоздики.
Структура занятия:
I. Организационный момент (2-3 мин.);
II.Активизация опорных знаний учащихся (3-5 мин.);
III.Сообщение темы и задач занятия (5мин.);
IV. Изложение нового материала (10-15 мин.);
V.Практическая работа (40мин.);
VI. Анализ работ учащихся (2-3 мин.);
VII. Подведение итогов (5 мин.);
VIII. Уборка рабочих мест (5 мин.).
ИТОГО: 80 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
-
Организационный момент.
Подготовка рабочих мест и материалов к работе.
-
Активизация опорных знаний учащихся.
Учитель.
Ребята, скажите, что такое «Линогравюра»
Ученики.
Гравюра на линолеуме.
Учитель.
Если рисунок возвышается над фоном, такая гравюра называется…?
Ученики.
Выпуклая.
Учитель.
А какие виды гравюры относятся к выпуклой?
Ученики.
Линогравюра, ксилография.
Учитель.
Но существует гравюра, где наоборот, фон возвышается над рисунком. Назовите её. Ученики.
Углубленная.
Учитель.
Правильно, это углубленная гравюра. Что мы можем отнести к ней?
Ученики.
Офорт.
Учитель.
Назовите инструмент, которым мы прорезаем рисунок на линолеуме?
Ученики.
Штихель.
Учитель.
Хорошо. А сейчас давайте повторим технологический процесс гравюры на линолеуме.
1.Подготавливаем поверхность рабочей доски.
А каким способом? (Полируем наждачной бумагой или пемзой с водой).
2.Переводим рисунок на подготовленную поверхность. Перечислите способы?
3. Прорабатываем рисунок (закрашиваем все, что задумано быть черным).
4. Вырезаем наш рисунок, соблюдая технику безопасности.
Что мы должны помнить при вырезании? (Все что белое - вырезается).
Правильно, молодцы!
-
Сообщение темы и задач занятия.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение техники «Линогравюра». Задача нашего занятия - познакомится с технологией печати изображения, вырезанного на линолеуме.
-
Изложение нового материала.
Итак, прежде чем приступить к печати, давайте внимательно посмотрим на наши доски, проанализируем, все ли правильно вырезано, не требуется ли корректировка. Если все в порядке, то приступаем к печати.
Для печати используют несколько видов красящих материалов. Профессионалы часто используют либо черную типографскую краску, либо тушь. Мы же сегодня будем использовать черную масляную краску.
Краску наносим на стекло и раскатываем ее валиком — проводим несколько раз валиком по стеклу.
Это делается для того, чтобы краска легла на валик ровным слоем.
После того как краска равномерно распределилась по всей поверхности валика, легко проводим валиком по линолеуму. Затем еще и еще раз — в разных направлениях.
Но можно сделать проще — нанести краску или тушь на подготовленную поверхность линолеума с помощью тампона из мягкой тряпки. Этот прием подходит для маленькой пластины.
Теперь на поверхность со свеженанесенной краской кладем лист чистой бумаги, прожимаем рукой и протираем ложечкой (протираем круговыми движениями) или прокатываем скалкой (с равномерным нажимом).
Время от времени осторожно приподнимайте бумагу за уголок — проверить, хорошо ли пропечатался рисунок.
Снимаем бумагу. Там, где лист соприкасался с доской, получилось черное изображение. В местах, где протирка выполнена не очень плотно, видны широкие штрихи.
Печатают гравюру не только на белой бумаге, но и на цветной. И краску используют не только черную. Можно, например, попробовать оттиснуть изображение сначала черной краской на белой бумаге, а затем голубой краской на золотой или серебряной бумаге.
Ребята, подумайте, что можно сделать, чтобы изображение отпечаталось ровно на листе? (Ответы учащихся)
Для того чтобы оттиск расположился ровно на листе, необходимо выполнить следующее: берем два листа одинакового формата, один кладем как подложку под линолеум, на котором накатана краска, а другой лист на линолеум, и ориентируем по нижнему листу. Когда все уголки совпадают, аккуратно прижимаем лист.
Изображение, получившееся с помощью прокатки ложкой. |
Изображение, получившееся с помощью прокатки скалкой. |
5. Практическая работа.
Те учащиеся, у кого рисунок переведен на линолеум и вырезан (не требует корректировки) приступают к черно-белой печати оттиска. Впоследствии, им можно предложить сделать оттиски цветной краской на цветном фоне.
Учащиеся, у которых рисунок не вырезан или требует корректировки, дорабатывают его (по инструкционной карте) и приступают к черно-белой печати.
6. Анализ работ учащихся и критерии оценок. Проводится в течение занятия и выставляется оценка за общую работу учащихся на занятии. Критерии оценки готового оттиска:
Сегодня вы изучили последний этап выполнения гравюры на линолеуме – печать разработанных изображений. Понравилась ли вам работа на занятии? Как вы думаете, где вам может пригодиться владение техникой линогравюры? (печать композиции иллюстрации книг, печать открыток друзьям и знакомым, агитационных листков, объявлений (афиш) и т.д.) Скажите, в чем заключаются специфические качества линогравюры? (резкие контрасты черного и белого цветов, сравнительная быстрота изготовления печатных форм, возможность использовать большой размер листа). Молодцы! Мне очень понравилась ваша слаженная работа, ваши работы получились выразительными и качественными. Их смело можно отправить на нашу школьную выставку. Спасибо Вам!
Источники информации: 1.http://www.atexnik.ru/index/iskusstvo_i_kultura/linogravyura.php .http://www.printsmuseum.ru/technics/view/3 .http://korallova.ru/sovety/gravyura-na-linoleume-linogravyura |
Приложение 1
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
«Последовательность работы над изображением
в технике линогравюры»
Переносим рисунок на кальку с разработанного эскиза. Оставляем по краям по 0,5 см. для рабочей кромки. |
Переводим рисунок на линолеум, с помощью метода «копирка» (с оборотной стороны кальки мягким графическим карандашом заштриховываем поверхность, тем самым отпечатывая контур изображения нанесенного ранее). |
Вырезаем контур изображения на линолеуме, с помощью резца (штихеля). Всякая проведенная им бороздка будет в отпечатке белой линией, а углубленное место — белым пятном. |
От рабочей кромки матрицы (пластины линолеума) выполняем выборку фона изображения вертикальным штрихом, с помощью штихеля. Резец надо толкать от себя. Линия изменила направление — поверните дощечку. |
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»