Рабочая программа по курсу "Художественная обработка древесины".
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Уренгойская Детская художественная школа» |
Рабочая программа по курсу «Художественная обработка древесины»
4/5 классы ДХШ 5ОП
Составитель:
преподаватель ДПК
Виницин Константин Анатольевич.
пгт. Уренгой, Пуровский район, ЯНАО.
2012 г.
Пояснительная записка
Образовательная дополнительная программа «Художественная обработка древесины» - художественно - эстетического направления рассчитана на 2 года, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По виду – прикладная;
По типу – модифицированная;
По уровню освоения – углубленный уровень.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.
Актуальность данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены элементы технологии выпиливания лобзиком, резьбы по дереву начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Цель данной программы – сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Образовательная программа модифицирована, так как внесены изменения в ранее существующую программу Министерства образования, 1983 года.
Разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:
Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно - прикладного искусства 1-8 классы;
Технология для 5-9 классов.
Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.
Программы «Живое дерево».
Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно - прикладном творчестве.
Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Художественная обработка древесины»:
1-й год обучения
Обучающие
Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;
Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
Изучить технологию работы лобзиком;
Научить работать различными инструментами, приспособлениями;
Развивающие:
Развивать художественно – творческие способности учащихся;
Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
Воспитывающие:
Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;
Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
2-й год обучения
Обучающие:
Возрождать старинные виды декоративно – прикладного творчества;
Учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для резьбы, способы хранения древесины;
Изучить технологию геометрической резьбы;
Изучить технологию изготовления предметов быта, с последующей отделкой геометрической резьбой.
Развивающие:
Формировать творческую индивидуальность в различных направлениях декоративно – прикладного творчества;
Овладеть различными специальными терминами в разговорной речи;
Сформировать представление о народном мастере как творческой личности;
Сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре.
Воспитывающие:
Приобрести знания основ культуры и искусства наших предков.
Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности;
В реализации программы участвуют
Дети в возрасте 11-13 лет.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и для старшего звена
Срок реализации программы
2 года.
Форма и режим занятий:
Первый год обучения рассчитан на детей 11-12 лет 68 часов в год (2 часа в неделю)
Второй год обучения рассчитан на детей 12-13 лет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Форма занятий:
Беседы
Объяснения
Лабораторные практикумы
Практические работы
Выставки
Творческие отчеты
Характеристика ожидаемых результатов 1-го года обучения
В результате прохождения данной программы дети
должны знать:
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электродрели, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера, электрошлифовальной машины);
иметь понятие о конструировании и моделировании;
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
технологический процесс изготовления изделий выпиливанием лобзиком;
Должны уметь:
Рационально организовывать рабочее место; соблюдать правила Техники безопасности;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
выполнять простейшие столярные операции;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
самостоятельно разрабатывать композиции для выпиливания и воплощать их в материале;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Характеристика ожидаемых результатов 2-го года обучения
Должны знать:
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выполнения геометрической резьбы в разных вариациях;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их геометрической резьбой;
способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Должны уметь:
выполнять геометрическую резьбу по дереву;
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в различных техниках геометрической резьбы;
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -
Навыки:
владения основными ручными инструментами по обработке, выпиливанию и резьбе по дереву;
выполнения операции сверления, выпиливания, резьбы;
владения основными элементами графической грамотности;
выполнения плоскостной разметки;
разработки и составление композиции для выпиливания, различных видов резьбы;
выполнение декорирования изделий - различными видами геометрической резьбы;
Формы организации учебной деятельности:
Групповая.
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
теоретический уровень знаний;
степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
применение полученных знаний на практике;
соблюдение технических и технологических требований;
качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
изготовление изделия в установленные нормы времени;
соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
экономия материалов;
желание трудиться;
познавательная активность и творческий подход;
самостоятельность;
партнёрские отношения при совместной работе.
Методы обучения
Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
Практические: практические занятия, лабораторные практикумы;
Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
Эвристический: продумывание будущей работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Выставки детского творчества
Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
Итоговая аттестация.
Тематический план
к курсу «Художественная обработка древесины»
4 класс
(5-летняя образовательная программа)
№ задания |
Наименование темы |
Кол-во учебных часов на тему |
Из них теоретических |
|
Вводное занятие. Инструменты и материалы для выпиливания. Изучение способов переноса рисунка на заготовку. |
2 |
2 |
|
Строение и свойства древесины. Виды и свойства фанеры, ДВП. Лабораторный практикум «Определение пород древесины по представленным образцам». |
2 |
1 |
|
Правила выпиливания лобзиком. Выпиливание прямых и волнистых линий. |
4 |
1 |
|
Правила выпиливания лобзиком. Выпиливание по внешнему краю с разомкнутым контуром (по шаблонам). |
4 |
1 |
|
Правила выпиливания лобзиком. Выпиливание острых углов. Упражнение «Елочка»/«Звездочка» (по шаблонам). |
4 |
1 |
|
Правила выпиливания лобзиком. Выпиливание фигур по внутреннему контуру. Упражнение «Цифра». |
4 |
1 |
|
Изучение и отработка приемов обработки кромки и лицевой части раннее изготовленных изделий. |
4 |
1 |
|
Контрольная работа. Урок – деловая игра: "Творческая мастерская". Итоговый просмотр. |
2 |
1 |
|
Виды соединений деталей. Изготовление подставки под бумажный блок способом соединения «шип-гнездо». |
4 |
1 |
|
Коллективный проект. Изготовление простейших игрушек (фигур и силуэтов) на подставке. Объемно-пространственная композиция «День оленевода». Выбор сюжета и построение. |
4 |
1 |
|
Изготовление простейших игрушек (фигур и силуэтов) на подставке. Объемно-пространственная композиция «День оленевода». Перенос эскиза на выбранную основу. Выпиливание деталей. |
8 |
1 |
|
Изготовление простейших игрушек (фигур и силуэтов) на подставке. Объемно-пространственная композиция «День оленевода». Шлифование и грунтовка деталей. |
4 |
0,3 |
|
Изготовление простейших игрушек (фигур и силуэтов) на подставке. Объемно-пространственная композиция «День оленевода». Роспись деталей. |
4 |
1 |
|
Изготовление простейших игрушек (фигур и силуэтов) на подставке. Объемно-пространственная композиция «День оленевода». Сборка и лакирование изделия. Итоговый просмотр. |
4 |
0,3 |
|
Чертеж как основной документ производства изделия. Чтение чертежей. Разработка чертежа изделия «Скворечник». |
2 |
1 |
|
Перенос чертежа изделия «Скворечник» на выбранные основы. Выпиливание деталей. |
8 |
1 |
|
Соединение деталей с помощью гвоздей и шурупов. Сборка и отделка изделия «Скворечник». |
2 |
1 |
|
Занятие-праздник «День птиц». Итоговый просмотр. |
2 |
2 |
|
ИТОГО: |
68 |
18,6 |
Тематический план
к курсу «Художественная обработка древесины»
5 класс
(5-летняя образовательная программа)
№ задания |
Наименование темы |
Кол-во учебных часов на тему |
Из них теоретических |
|
Вводное занятие. Материалы и инструменты резчика. |
2 |
2 |
|
Древесина: виды и свойства. Лабораторный практикум «Определение пород древесины по представленным образцам». |
2 |
1 |
|
Технология выполнения прямых двугранных выемок. Упражнение «Шашечки». |
4 |
0.3 |
|
Технология резьбы трехгранных выемок. Резьба орнамента в полосе с образца. |
4 |
0,3 |
|
Технология резьбы трехгранных выемок. Резьба орнамента в круге с образца. |
4 |
0,3 |
|
Составление геометрического орнамента с применением ранее изученных элементов. |
4 |
0,3 |
|
Резьба геометрического орнамента на предложенной основе (разделочная доска). |
8 |
1 |
|
Отделка изделий. Итоговый просмотр. |
2 |
1 |
|
Понятие «Технологическая карта». Составление технологической карты на изделие «Письменный набор» с отделкой геометрической резьбой. |
4 |
1 |
|
Разработка чертежа изделия «Письменный набор». Перенос чертежа на выбранные основы. Выпиливание деталей. |
6 |
1 |
|
Соединение деталей изделия. Подготовка поверхностей к отделке. |
6 |
1 |
|
Составление геометрического орнамента. Перенос на изделие. |
4 |
0,3 |
|
Выполнение геометрической резьбы. |
12 |
1 |
|
Окончательная отделка изделия. |
4 |
0,3 |
|
Итоговый просмотр. Подведение итогов года. |
2 |
2 |
|
ИТОГО: |
68 |
12,8 |
Методическое обеспечение рабочей программы
В процессе подготовки и преподавания курса используются следующие программы:
-
Adobe Photoshop
-
Microsoft Office Power Point
-
Microsoft Office Word
-
Media Player Classic
Материально-техническое обеспечение:
-
Ноутбук – 1 шт.
-
Сканер – 1 шт.
-
Фотоаппарат цифровой – 1 шт.
-
Натурный фонд
-
Осветительные приборы
-
Инструменты:
-
Пилы продольные.
-
Пилы поперечные.
-
Пилы лучковые.
-
Лобзики.
-
Рубанки.
-
Фуганок.
-
Напильники.
-
Наборы надфилей.
-
Набор стамесок.
-
Набор ручных столярных инструментов.
-
Молотки.
-
Киянки.
-
Стусла.
-
Струбцины.
-
Отвертки.
-
Угольники деревянные.
-
Линейки металлические 30, 50 и 100 см.
-
Угольники пластмассовые.
-
Чертежные принадлежности.
-
Заточные камни.
-
Станочное и прочее оборудование:
-
Станок сверлильный.
-
Электропила.
-
Электрорубанок.
-
Верстаки столярные.
-
Приспособление для замены пилок лобзика.
-
Выпиловочные столики.
-
Электроточило.
Перечень расходных материалов
-
Дерево разных пород.
-
Фанера 3-10 мм.
-
Шпон.
-
Пилки для лобзиков.
-
Наждачная бумага.
-
Различные виды клея.
-
Нитролак.
-
Растворитель 646.
-
Масляный лак.
-
Разбавитель.
-
Краски, тушь, фломастеры, карандаши.
-
Копировальная бумага.
Список источников информации
Для преподавателей:
Абросимова А. А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б., Художественная резьба по дереву, кости и рогу. - М., Высшая школа, 1984.
Амалицкий В.В., Амалицкий В.В. Деревообрабатывающие станки и инструменты. - М., Академия, 2002.
Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву. - М., Профтехобразование, 1990.
Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. - М., 1974.
Барташевич А.А, Антонов В.П. Технология производства мебели и резьба по дереву. - М., Высшая школа, 2001.
Бобров В.А. Справочник по деревообработке. - М., Феникс, 2003.
Браун Джереми. Энциклопедия методов обработки дерева. - М., Астрель, 2005.
Гарбер Н.Б. Декоративное шлифование и полирование. - М., Профтехобразование, 1978.
Завершинский В.В. Практика резьбы по дереву. - М., Народное творчество, 2005.
Кириллов А.Н. Производство фанеры. - М., Профтехобразование, 1985.
Колчин Б.А. Новгородские древности: резное дерево. - М., 1984.
Коршевер Н. Столярные и плотничьи работы. - М., Вече, 2005.
Крейндлин Л.Н. Столярные работы. - М., Высшая школа, 1982.
Куксов В.А. Столярное дело - М., Трудрезервиздат, 1958.
Кулебакин Г.И. Столярное дело. Издание 2. - М., 1987.
Кустов Б.С. Справочник домашнего столяра-плотника. - М., ВЛАСТА, 1996.
Луковский А.М. Окраска. Советы домашнему мастеру. - Л., Лениздат, 1986.
Маркин А. Изготовление мебели. - М., Феникс, 2001.
Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М., Высшая школа, 1989.
Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу - М., Профтехобразование, 1978.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта, - М., Просвещение, 1986.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся, - М., Просвещение, 1988.
Рыкунин С., Кандалина Л. Технология деревообработки. - М., Академия, 2006.
Сафроненко В. М. Инструменты и приспособления для работы с древесиной. - М., Хэлтон, 1999.
Скубренко Н.Б. Резьба по дереву. - М., 1966.
Стендинг Энди. Изделия из дерева. - М., Мой мир, 2007.
Фридман И.М. Деревообработка: руководство. Издание 4. - М., Профи-информ, 2006.
Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. - М., Просвещение, 1985.
Для учащихся и родителей:
Леонтьев Т.А. Сделай сам. - Л., Детская литература, 1978.
Лямин И.В. Художественные работы по дереву. - М., 1972.
Степанов Н.С. Резьбы очарованье. - Л., Лениздат, 1991.
Тусарчук Д.И. Триста ответов любителям работ по дереву. - М., 1985.
Федорова И.В. Триста полезных советов по домоводству. - Л., Лениздат, 1985.
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»