Рабочая программа по курсу "Скульптура".
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Уренгойская Детская художественная школа» |
Рабочая программа по курсу «Скульптура»
6 класс ДХШ 7ОП.
Составитель:
преподаватель ДПК
Виницин Константин Анатольевич.
пгт. Уренгой, Пуровский район, ЯНАО,
2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Скульптура» разработана для 6 класса (7-летней образовательной программы) и 4 класса (5-летней образовательной программы) Детских художественных школ и художественных отделений Детских школ искусств.
Образовательная программа модифицирована, так как внесены изменения в ранее существующую программу по предмету «Скульптурная пластика». Федеральное агентство по культуре и кинематографии научно-методический центр по художественному образованию, 2006г., «Академическая скульптура и пластическое моделирование». Учебно-методический комплекс, 2009 г.
Данная программа направлена на формирование представления об особенностях предмета «Скульптура», как одного из видов изобразительного творчества, на воспитание эстетического восприятия предметного мира и явлений окружающей действительности, а также на развитие чувства красоты, пластики, гармонии.
Актуальность программы заключается в том, что она составлена с учетом современных тенденций в изобразительном искусстве и соответствует уровню развития учащихся. Освоение предмета «Скульптура» дает возможность развития моторики, пространственного мышления, а также знакомит учащихся с новыми приемами работы в объеме.
Цель программы: формирование у учащихся знаний и практических навыков пространственного и объемного изображения, развитие объёмно-пространственного мышления и чувства формы (ее конструктивные и индивидуальные особенности), а также формирование навыков мыслить пластическими образами.
Задачи программы:
-
Изучение закономерностей формообразования;
-
Постижение принципов и методов скульптурного изображения объемной формы;
-
Повышение культуры восприятия;
-
Формирование высоких эстетических потребностей;
-
Развитие творческих способностей на основе познания различных уровней художественного образа;
-
Формирование представлений о законах создания контррельефа, барельефа и горельефа;
-
Овладение навыком работы с различными пластическими материалами (пластилин, глина);
-
Изучение пластических композиционных средств, выражающихся в форме в трех основных координатных направлениях (горизонталь, вертикаль, глубина);
-
Развитие пластических форм: линейное, плоскостное, объемное и пространственное;
-
Развитие художественного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей.
Ценность программы.
Данная программа базируется на традициях российского образования, предполагающих поэтапное освоение знаний, умений и навыков. Скульптура способствует овладению рисунком, живописью, композицией и, обусловливая качество усвоения этих специальных дисциплин, во многом определяет успех общего художественно-творческого развития личности.
На протяжении всего этапа обучения применяются эмпирические приемы достижения результата.
Все работы должны подвергаться анализу и подтверждаться знанием и профессиональным умением достижения необходимых результатов, в зависимости от конкретных задач творческой деятельности.
Художественное мышление ребенка отличается своей спецификой и объединяет рациональное и эмоциональное восприятие действительности. Поэтому в процессе художественного образования необходимо достижение особой атмосферы, способствующей наибольшему раскрытию духовных качеств учащегося. Программе курса «Скульптура» отводится в отношении воспитания учащихся огромная роль – раскрыть возможности понимания сложных взаимосвязей объема и пространства, научить терпению в постижении сложных пластических законов, приемам владения различными техниками, достичь понимания постановки определенных скульптурных задач, воспитания воли к достижению нужного результата, понимания и выполнения требований задания.
Практическая часть программы предусматривает постановку учебно-творческих вопросов, которые решаются на занятиях. Учащиеся непосредственно знакомятся с пластическими свойствами мягких материалов (глина, пластилин), выявляют особенности объемных и рельефных форм, постигают образность в разных жанрах скульптуры.
В основе данной части программы лежит последовательный принцип академического обучения основам скульптуры от более простого к сложному .Ряд тем предполагает более свободную реализацию творческих замыслов. Творческий процесс расчленяется на несколько последовательных стадий: поиск идеи – замысла и его разработка, постепенное овладение навыками мастерства. Учащиеся постигают основы скульптурной композиции, учатся моделированию объемных форм в пространстве, знакомятся со спецификой рельефного образа. Учащиеся обобщают знания, полученные ранее на примере более сложных заданий, и решают скульптурные композиции разных жанровых составов, пластически статичных и динамичных, более ясно стилистически выраженных.
Предусматриваются три вида работы: с натуры, по памяти, представлению, которые позволяют передавать различные способы освоения материала – от наглядной реальности до абстрактно-творческих решений. В результате освоения курса учащиеся должны приблизиться к пониманию специфики скульптуры как пластически-изобразительного вида искусства, уметь выполнять практические задания с применением изученного материала: оперировать законами скульптурной композиции, материалом, реализовать творческий замысел.
Учащиеся приобретают опыт объемно-пространственного мышления, овладевают пластическими средствами выражения, раскрывают выразительные возможности объемной формы, постигают пластику, структуру предмета.
Преподавание курса «Скульптура» служит не только прикладным целям, но и формированию художеств, вкуса, единой эстетической платформы, развитию общей духовной культуры.
Содержание предмета.
За период обучения учащиеся приобретают элементарные навыки в работе с такими материалами как пластилин и глина; они учатся лепить на основе наблюдений с натуры и по памяти, изучают характер и пропорции предметов, животных и человека, приучаются передавать свои творческие замыслы в пластическом материале.
Работая с учащимися над программными заданиями, педагог объясняет и наглядно показывает им принципы построения фигуры животных и птиц, позднее – человека (используя также проволочный каркас), сосредотачивает внимание учеников на главном, характерном.
Наряду с работой над классными постановками дети выполняют собственные композиции на различные темы (анималистического и растительно-орнаментального характера, исторические и сказочные, из литературных произведений и другие.). Размер работ по высоте не должен превышать 10-15 см.
Формы организации учебной деятельности:
-
Индивидуальная;
-
Групповая.
Методы обучения:
-
Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
-
Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
-
Практические: практические занятия;
-
Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование;
-
Эвристический: продумывание будущей работы.
Формы подведения итогов реализации программы:
-
Выставки детского творчества;
-
Участие детей в районных, поселковых выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня;
-
Итоговая аттестация.
Возраст учащихся, сроки реализации, режим занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей в возрасте с 12 – 14 лет. В соответствии с учебным планом на предмет «Скульптура» отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Примерные условия реализации данной программы:
- наличие учебных групп (в среднем 10-12 человек);
- наличие учебных пособий, методической литературы;
- наличие набора различных скульптурных материалов;
- активный поиск новых форм и методов преподавания, самообразование педагогов;
- сотрудничество разных художественных учебных заведений, обмен опытом работы.
Методы работы:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа);
- наглядный (использование учебных таблиц, методических разработок, наблюдаемых предметов, наглядных пособий, наблюдение и восприятие живой натуры);
- проблемно – поисковый;
- практический (конкретные практические действия);
Формы работы:
- выполнение длительных композиционных заданий;
- выполнение эскизов, набросков;
- различные виды творческих работ.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Промежуточная аттестация учащихся проводится в конце каждого триместра на контрольных уроках. Просмотр работ учащихся осуществляется один раз в полугодие. В конце обучения проводится итоговый просмотр работ. А также при аттестации учащихся учитывается его участие в конкурсах и выставках.
Требования к уровню подготовки модели выпускника 6 класса (7ОП)/4 класса (5ОП).
Учащиеся должны:
Знать:
-
Знать правила Т.Б. на занятиях;
-
Знать виды скульптуры и их отличительные особенности;
-
Знать особенности создания художественного образа в процессе изготовления изделия;
-
Знать требования, предъявляемые к готовому изделию;
-
Знать пластические свойства рабочего материала, технологию лепки (пластилин, глина), технологию создания каркаса.
Уметь: -
Определять технологические свойства пластического материала (пластилин, глина);
-
Правильно оборудовать рабочий стол, подобрать материалы и инструменты для выполнения работы;
-
Владеть технологией и последовательностью изготовления изделий, данных на занятиях педагогом:
- копирование простых фигур (геометрические фигуры, простые рельефы…);
- работа с живой моделью (рельефы, фигуры, этюды…);
- лепка по зарисовкам (технология быстрых зарисовок с натуры).
-
Уметь творчески подбирать средства воплощения замысла в изделии;
-
Активно участвовать в выставках, конкурсах;
-
Уметь творчески создать каждое изделие, максимально используя объём знаний, умений, навыков;
-
Рационально планировать свою работу при изготовлении изделия;
-
Практически выполнять работу различной сложности с применением различных вспомогательных материалов.
Учебно-тематический план
№ задания |
Тема |
Кол-во учебных часов на тему |
Из них теоретических |
|
Вводная беседа. Закрепление понятий о скульптуре и ее видах, жанрах, материалах. Рельеф, как вид декоративной композиции в станковой скульптуре. |
2 |
2 |
|
Этюд характерного уголка природы с тематической направленностью. Закрепление навыков изображения природных объектов в рельефе, с использованием натурного подсобного материала, созданного на пленэре. |
6 |
1 |
|
Контрольная работа. Этюд гипсового геометрического тела (куба/призмы) на фоне гладкой драпировки. Проверка ЗУН по отработке основных принципов построения угловой перспективы предмета в рельефе. |
4 |
- |
|
Этюд из 2-3-х подобных друг другу предметов, различной формы и высоты (например, 3 геометрических гипсовых тела/кувшин или горшочек и др.). Одновременное построение сложных форм в пространстве. Выявление характера и пропорций отдельных предметов, расположенных на одном постаменте. |
6 |
1 |
|
Этюд тематического натюрморта, составленного самими учащимися (например, «Завтрак»- или «Чай»). Знакомство с правилами составления несложного натюрморта, состоящего из 2-4-х предметов на плоскости (подставке). |
6 |
1 |
|
Этюд с гипсового слепка, представляющего растительную форму (лист аканта или розетки). Практическое изучение растительных форм, выполненных в пластической технике. Точная передача пропорциональных отношений элементов. |
6 |
1 |
|
Контрольная работа. Этюд натюрморта, состоящего из гипсовой розетки и небольшого бытового предмета (овоща/фрукта) округлой формы. Закрепление навыков одновременного построения 2-3-х предметов сложных форм в условном пространстве рельефа. |
8 |
- |
|
Набросок с животных по наблюдению и по памяти. Развитие наблюдательности и зрительной памяти. Стремление передать характерные позы конкретной породы животных. |
2 |
0,3 |
|
Анималистическая композиция с передачей эмоционального состояния животного (например «Хитрая лиса», «Обиженная собака», «Трусливый заяц» и т.д.). Интерпретация образов, навеянных иллюстрациями и скульптурными работами художников-анималистов (Г. Горлова, В. Ватагина и др.). Формирование умений передавать эмоциональный настрой животного. |
6 |
1 |
|
Кратковременный этюд фигуры человека с натуры. Формирование представлений о пропорциях фигуры человека (в т. ч. ребенка). Освоение приемов построения круглой скульптуры на проволочном каркасе. |
4 |
0,5 |
|
Динамическая композиция из 1-2 фигуры человека в движении, с использованием проволочного каркаса. Использование основных законов композиции круглой скульптуры с тематической направленностью («Спорт», «Балет», «Труд» и т.п.). |
6 |
1 |
|
Этюд с чучела птицы. Передача индивидуальных характерных черт, позы, объема, пропорций и анатомических особенностей. Закрепление навыков формирования круглой скульптуры на проволочном каркасе. |
6 |
1 |
|
Контрольная работа. Анималистическая композиция на тему национального ненецкого праздника «День Ворона». Закрепление ЗУНов по реализации пластического замысла композиции круглой скульптуры животных/птиц на проволочном каркасе, с передачей эмоционального образа персонажа. |
6 |
- |
|
ИТОГО: |
68 |
9,8 |
Методические рекомендации
Для лепки скульптуры необходима комната с верхним светом. Источник света (лампа) должен находиться над спиной и над головой. Для лепки небольших скульптур используется станок с поворотным кругом-бюстовый станок. Для рельефных композиций применяется деревянная доска. Стеки - обязательная принадлежность в работе. Они подбираются разной конфигурации, как правило, из дерева, металла.
Лепку можно классифицировать по материалу: из глины, из теста, пластилина, снега и других мягких материалов. Каждая из них имеет свои особенности и возможности, поэтому, не следует заменять их друг другом, а использовать разные материалы, в зависимости от поставленных целей и задач. Это необходимо учитывать при планировании работы с детьми.
Глина – природный материал, который добывали еще в древности и применяли для изготовления посуды, игрушек и других предметов обихода.
Опытные педагоги предпочитают работать с глиной, зная, что пластилин хуже поддается обработке, его долго приходится разминать, как бы разогревать в руках прежде, чем что-либо вылепить, к тому же он со временем теряет форму и не годится для обжига.
В школах чаще всего используется лепка из пластилина, так как при работе с глиной требуются дополнительные занятия по зачистке и обжигу изделий. Но приемы и методы для лепки из глины и пластилина идентичны. В практической работе данного курса мы за основу берем работу с пластилином.
Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, глицерина, жиров, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина.
Выделяют особенности работы с пластилином:
-
мелкая пластика (задано размерами и возможностями материала);
-
работа идёт сразу в цвете;
-
позволяет создавать дополнительные цвета;
-
материал практически не требует дополнительной подготовки;
-
позволяет создавать объемные, все виды рельефных изображений; плоские картины, что позволяет использовать его как разновидность техник;
-
при соблюдении температурного режима хорошо держит форму, пластичен.
Любое построение необходимо начинать с анализа натуры. Уясняется линейно-конструктивная основа объемных форм, соотношение пропорций частей предмета к целому и отдельных предметов в связи с другими. Уяснить конструктивную форму фигур, их пропорциональные соотношения - значит зрительно видеть их в крепкой, устойчивой композиции. Круглая скульптура имеет свои особенности. В круглой скульптуре автор стремится к законченности, отбору и сохранению лишь тех необходимых деталей, без которых смысл произведения был бы неясен. Круглую скульптуру необходимо начинать от общего к частному. Возможны разные способы работы: композиция из целого объема - пластический способ, композиция из отдельных частей - конструктивный, композиция из цельного объема и отдельных частей - комбинированный.
Первоначально взятый объем в лепке наращивается способом прибавления небольших кусочков глины для придания изображению характерной формы. Во время лепки, необходимо как можно чаще смотреть на свою работу и натуру издали, чтобы целиком охватить глазом и путем сравнения выявить ошибки, которые вблизи бывают незаметны. Только на расстоянии легко понять характер и движение натуры. Изучение натуры на расстоянии помогает отразить типичное, основное. Лепить круглую скульптуру только по силуэту нельзя. Надо лепить ее вглубь, подобно рельефам. Силуэт же служит для проверки правильности форм и движения. Когда фигура проложена глиной в общей массе и вполне выявлено ее движение и соотношение всех объемов крупных форм, переходят к увязыванию внутренних форм с общей массой фигуры. Нужно помнить, что каждая часть, даже самая маленькая, не должна воспроизводиться с натуры без увязки ее со всей скульптурой. Невозможно лепить детали на неправильно построенной форме, так как каждая деталь есть часть общей формы. Лепка должна идти от общего к частному, от частного к общему и к синтезу того и другого. Это касается и рельефа.
Особенность рельефа заключается в его двухслойности. Он похож на соединение рисунка и пластики, когда плоскостное изображение переходит в объемное. Композиция в рельефе развертывается вдоль плоскости, которая служит фоном, позволяющим воспроизводить пейзаж и многофигурные сцены.
Острой стекой на глине рисуют набросок. Неправильные линии разглаживают шпателем. Следует следить за тем, чтобы набросок был скомпонован. Лепку надо начинать с низких рельефов, то есть с наиболее отдаленных частей. Наносят глину небольшими порциями. Там, где должна располагаться более объемная масса, наносят большее количество глины. Постепенное наращивание рельефов по всей фигуре позволяет правильно брать отношения рельефов друг к другу и не сбивать сделанный рисунок, стараясь сохранить движение и характер натуры. Рука и стеки двигаются в направлении .повторяющем .форму фигуры. При таком подходе изображение легче охватить взглядом и проще вносить исправления. Когда рельеф готов, прорабатываются детали. Нельзя переходить на детальную лепку, не построив всей фигуры и не увязав ее отдельных частей между собой.
В барельефном этюде рельеф должен быть сильно уплотненным, мало возвышающимся над фоном, но лепка должна давать впечатление округлой формы. Главная задача при работе барельефа – везде выдержать один и тот же размер сокращений.
В горельефе необходимо сильное возвышение фигуры над фоном и допустимы теневые подрезы ее контуров. В горельефе, подобно барельефу некоторые части Фигуры выполняются в низком рельефе, но так, чтобы создавалось впечатление единого целого с соблюдением как бы перспективного удаления фигуры, но не столько путем рисунка, сколько путем уменьшения и увеличения высоты объемов.
Методическое обеспечение рабочей программы
В процессе подготовки и преподавания курса используются следующие программы:
-
Adobe Photoshop
-
Microsoft Office Power Point
-
Microsoft Office Word
-
Media Player Classic
Материально-техническое обеспечение:
-
Ноутбук – 1 шт.
-
Сканер – 1 шт.
-
Фотоаппарат цифровой – 1 шт.
-
Стенды – зрительный ряд программы
-
Студенческие работы методического фонда
-
Натурный фонд
-
Осветительные приборы
-
Скульптурные станки;
-
Пластилин, глина;
-
Каркасы, стеки, скребки, кронциркуль.
Список источников информации
Для преподавателей:
-
Голубкина А. Несколько слов о ремесле скульптура. – М.,1965.;
-
Иодко Р. Построение рельефа на плоскости. – М., 1962.;
-
Лантери Э. Лепка. - М., 1963.;
-
Ле Корбюзье. Модулор. - «Стройиздат», 1976.
-
Одноралов В. Скульптура и скульптурные материалы. - М., 1970.;
-
Соколов В. Лепка фигуры. - М., 1962.;
Для учащихся:
-
Дьюи К. Научитесь лепить животных.
-
Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей.
-
Школьник Ю. Животные. Полная энциклопедия.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
Рекомендую Вам внимательно прочитать требования к загружаемым в библиотеку Портала материалам (см. раздел «Справка»).
Надеюсь в ближайшее время увидеть Ваш отредактированный материал в библиотеке нашей группы! О повторной загрузке файлов сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, модератор группы "Предметы искусства", Татьяна Николаевна Остапцова.