Урок "Правописание "не" с существительными"
Класс: 6
Продолжительность урока: 45 минут
Использование информационных технологий: мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point2003
Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу. Задачи урока:
Образовательные:познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными;учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу
Воспитательные:формировать ключевые компетенции учащихся.Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками.
Развивающие:развитие речи, совершенствование умственной деятельности (анализ, способность сопоставлять, делать выводы), применять полученные знания на письме
Здоровьесберегающие:профилактика сколиозов, близорукости.
Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Слово учителя: ( слайд №2)
Прозвенел опять звонок, Чтоб позвать нас на урок, В мир открытий, знаний, света. Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя.
На смайликах, которые лежат на ваших столах, нарисуйте выражение, которое соответствует вашему настроению. ( Слайд №3)
2.Проверка домашнего задания.
3.Подготовка к изучению новой темы. 1.Составление кластера. o С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках русского языка? (Имя существительное)
o Что обозначает имя существительное? ( предмет) o Какие признаки имеет имя существительное? ( постоянные: род, склонение и непостоянные: число, падеж) o Что нового об имени существительном вы узнали в этом учебном году?(разноскл., несклон.,)
2. Игра «Кто зоркий»( Слайд№4)
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна…
(К.Г.Паустовский)
· Прочитайте предложение.
· Найдите орфограммы, которые «спрятались» в этом предложении.
· Запишите предложение по памяти, затем проверьте себя.
· Есть ли в этом предложении слова с НЕ?
· Какое из них является именем существительным? (неясность) Докажите это.
3.Новый материал.
-Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? (Правописание Не с именами существительными)
( Слайд 5)
-Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, когда раздельно)
-Тема нашего урока правописание НЕ с именами существительными. ( Запись в тетради)
(Сообщение целей урока Слайд №6)
— Сегодня мы должны с вами повторить и закрепить правописание НЕ с существительными и научиться распознавать, когда НЕ приставка, когда частица, когда часть корня.
— Ребята, а какое слово из предложения относится к нашей теме?(неясность) (подчеркивание слова неясность)Чем является НЕ в этой слове?
4. Работа по новой теме.
1.Задание на внимание. Игра «ЛОТО». Слайд №7-8
Работа в парах (Каждая пара получает карточку со словами и фишками) По лексическому значению угадать слово, закрыть фишкой. Над существительным – фишкой с буквой «С».
1. Относящийся невнимательно к своей работе (НЕБРЕЖНЫЙ).
- Почувствовать неприязнь, нерасположение к кому-нибудь, чему-нибудь (НЕВЗЛЮБИТЬ).
- Не очень много, в некоторой степени, слегка (НЕМНОЖКО).
- В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (НЕБЫЛИЦА).
- Неизвестный человек (НЕЗНАКОМЕЦ).
- Оставшийся неповреждённым (НЕВРЕДИМЫЙ).
- Неаккуратный человек (НЕРЯХА).
- Подвижный, шумливый, который никак не может успокоиться (НЕУГОМОННЫЙ).
- Грубый, невоспитанный человек (НЕВЕЖА).
- Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области (НЕВЕЖДА).
- Растение с мелкими голубыми цветками (НЕЗАБУДКА)
- Горе, несчастье (НЕВЗГОДА).
- Неожиданный, случайный; гость, например (НЕЖДАННО-НЕГАДАННО).
- Непривлекательный с виду, некрасивый (НЕВЗРАЧНЫЙ).
- Находиться в недоумении (НЕДОУМЕВАТЬ).
- Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (НЕДОТРОГА).
НЕБРЕЖНЫЙ
НЕВЗЛЮБИТЬ
НЕВЕЖА
НЕМНОЖКО НЕЖДАННО- -НЕГАДАННО
НЕБЫЛИЦА
НЕУГОМОННЫЙ
НЕЗНАКОМЕЦ
НЕВЕЖДА
НЕВЗРАЧНЫЙ
НЕВЗГОДА
НЕРЯХА
НЕДОТРОГА
НЕЗАБУДКА
НЕДОУМЕВАТЬ
НЕВРЕДИМЫЙ
Что объединяет слова в ваших карточках?( НЕ) Как написано Не с этими словами? Найдите все существительные. Подумайте почему Не в этих сущ. написано слитно? Запишите их в тетрадь
Физминутка ( слайд 9)
2.Лексическая работа (Выполняется письменно в тетради) Слайд 10-11
-К данным существительным записать новые слова с приставкой НЕ, а к ним подобрать синонимы.
О б р а з е ц: друг – недруг (враг)
1. Счастье – несчастье (горе.)
2. Внимательность – невнимательность (рассеянность).
3. Воля – неволя (рабство).
4. Погода – непогода (слякоть).
5. Противник – неприятель (враг).
6. Правда – неправда (ложь).
7. Уверенность – неуверенность (сомнение).
— Сделайте вывод, когда ещё НЕ пишется слитно?
3. Работа в парах Игра «Собери пословицы». Слайд 12)
(Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь).
1). (Не) работа сушит, а забота.
2). (Не) печь кормит, а руки.
3). Глупость (не) порок, а беда.
4). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.
5). (Не) друг поддакивает, а друг спорит.
ВЫВОД :- Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах?-
— Когда НЕ- пишется раздельно?
— Объясните смысл пословиц.
Схема Правила Не с существительными (Слайд №13)
6.Физкультминутка.
Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с заглавной буквы, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с маленькой буквы, вы хлопаете в ладоши над головой.
— На физкультминутке мы с вами вспомнили еще одно правило: какие существительные пишутся с большой буквы?
5.Закрепление.Работа по учебнику
1.Чтение правила с. 100, орф. №32
Упр 237
Несчастье — радость, неразбериха — порядок, нездоровье — здоровье, неправда — искренность, невежливость — учтивость, недоверие — доверие, недруг — товарищ, неодобрение — похвала.
(учтивость— УЧТ'ИВОСТЬ, учтивости, ·жен. 1. толькоед. ·отвлеч. сущ. к учтивый, почтительная вежливость. Учтивость в обращении. Отличаться учтивостью. Сказать или сделатьчто-нибудьс учтивостью. 2. Учтивое выражение, обращение. «Полно ты рядские-то учтивости разводить, слыхали мы это.» А.Островский.)
2. Давайте поиграем! Игра “Третий лишний”. Слайд №14
На экран выведены слова: (Не)поседа, (не)взгоды, (не)внимательность, (не)правда, а ложь; (не)друг, а враг; полное (не)вежество
— Какие слова лишние, почему? 3.Синтаксическая пятиминутка. «Составь предложение».( Работа в группах у доски) ( слайд 15)
1) из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное-дополнение, поставив его в форме им. пад. мн. ч.;
2) из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн ч.;
3) из предложения Ещё в полях белеет снег (Ф.Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед.ч. с предлогом в;
4) из предложения Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч., предл.пад. с предлогом на;
5) из предложения Роняет лес багряный свой убор (А.С.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род.пад.ед.ч…
(Должно получиться: Незабудки цвели в поле и на опушке леса). — Объяснить правописание существительного незабудки
5. Домашнее задание:(слайд № 16.) 1. Выучить орфограмму № 32 2. Упражнение № 238. 6. Итоги урока.(Слайд № 17) · Что новое узнали на уроке? · Как пишется НЕ с существительными? · От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными? · Какую часть орфограммы мы сегодня изучали? · Оценка работы учащихся. ДОПОЛНИТЕЛЬНО
6.Выведен слайд.№19
Небылица, негодование, неожиданность, немощь, невод, недоверие, несчастье.
Замените слова с не синонимами без не, подобрав их из слов для справок.
Слова для справок: рыболовная сеть, горе, сюрприз, болезнь, возмущение, подозрительность, вымысел.
9. Весёлые Загадки .
нужно отгадать загадки
1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)
2. Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не люблю читать я никакие книжки,
Ничего не знаю, не хочу учиться,
Нравится гулять мне, нравится лениться. (Незнайка)
3. Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,
Воет ветер, тучи гонит, на деревьях ветки клонит.
Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,
И в такое время года наступает… (Непогода)
4. В зелёном поле я расту,
Голубым цветком цвету,
Небо синее как будто,
Называюсь … (Незабудка)
По ходу работы дети записывают отгадки и объясняют правописание слов.
Использованные ресурсы: Информационные источники:
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение 2007 год
2. Горашова Н.Г.Поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык: 6 класс». М.: Экзамен 2006
3. Капинос В.И. Сборник заданий для тематического контроля. Русский язык. 6 класс. М.: Интеллект-Центр, 2009
4. Волина А.И. Учимся играя. М.: Просвещение, 2007
http://irinayankova.rusedu.net/post/4840/46372 • http://www.docme.ru/doc/37761/galkina-i.a.-e-lektronnye-fizminutki-dlya-glaz.-chast._-3
• http://www.lenagold.ru/fon/clipart/k/knig/kniga52.jpg
• http://ihtik.lib.ru/lib_ru_edu_21dec2006.html
• http://slovari.gramota.ru
• http://www.slova.ru/
ФИО: Пасечник Наталья Васильевна
Место проживания: Саратовская область, Федоровский район, пос. Солнечный
Название учебного заведения: МОУ СОШ п. Солнечный
Дисциплина: русский языу
Учебник, по которому ведется обучение: М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение», 2009г.
Тема: «Правописание Не с существительными», раздел «Морфология и орфография»
Класс: 6
Продолжительность урока: 45 минут
Использование информационных технологий: мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point 2003
Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу
Воспитательные: формировать ключевые компетенции учащихся. Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками.
Развивающие: развитие речи, совершенствование умственной деятельности (анализ, способность сопоставлять, делать выводы), применять полученные знания на письме
Здоровьесберегающие: профилактика сколиозов, близорукости.
Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Слово учителя: ( слайд №2)
Прозвенел опять звонок,
Чтоб позвать нас на урок,
В мир открытий, знаний, света.
Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя.
На смайликах , которые лежат на ваших столах, нарисуйте выражение, которое соответствует вашему настроению. ( Слайд №3)
2.Проверка домашнего задания.
3.Подготовка к изучению новой темы.
1.Составление кластера.
-
С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках русского языка? (Имя существительное)
-
Что обозначает имя существительное? ( предмет)
-
Какие признаки имеет имя существительное? ( постоянные: род, склонение и непостоянные: число, падеж)
-
Что нового об имени существительном вы узнали в этом учебном году? (разноскл., несклон.,)
2. Игра «Кто зоркий»( Слайд№4)
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна…
(К.Г.Паустовский)
-
Прочитайте предложение.
-
Найдите орфограммы, которые «спрятались» в этом предложении.
-
Запишите предложение по памяти, затем проверьте себя.
-
Есть ли в этом предложении слова с НЕ?
-
Какое из них является именем существительным? (неясность) Докажите это.
3.Новый материал.
-Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? (Правописание Не с именами существительными)
( Слайд 5)
-Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, когда раздельно)
-Тема нашего урока правописание НЕ с именами существительными. ( Запись в тетради)
(Сообщение целей урока Слайд №6)
- Сегодня мы должны с вами повторить и закрепить правописание НЕ с существительными и научиться распознавать, когда НЕ приставка, когда частица, когда часть корня.
- Ребята, а какое слово из предложения относится к нашей теме?(неясность) (подчеркивание слова неясность)Чем является НЕ в этой слове?
4. Работа по новой теме.
1.Задание на внимание. Игра «ЛОТО». Слайд №7-8
Работа в парах (Каждая пара получает карточку со словами и фишками) По лексическому значению угадать слово, закрыть фишкой. Над существительным – фишкой с буквой «С».
-
Относящийся невнимательно к своей работе (НЕБРЕЖНЫЙ).
-
Почувствовать неприязнь, нерасположение к кому-нибудь, чему-нибудь (НЕВЗЛЮБИТЬ).
-
Не очень много, в некоторой степени, слегка (НЕМНОЖКО).
-
В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (НЕБЫЛИЦА).
-
Неизвестный человек (НЕЗНАКОМЕЦ).
-
Оставшийся неповреждённым (НЕВРЕДИМЫЙ).
-
Неаккуратный человек (НЕРЯХА).
-
Подвижный, шумливый, который никак не может успокоиться (НЕУГОМОННЫЙ).
-
Грубый, невоспитанный человек (НЕВЕЖА).
-
Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области (НЕВЕЖДА).
-
Растение с мелкими голубыми цветками (НЕЗАБУДКА)
-
Горе, несчастье (НЕВЗГОДА).
-
Неожиданный, случайный; гость, например (НЕЖДАННО-НЕГАДАННО).
-
Непривлекательный с виду, некрасивый (НЕВЗРАЧНЫЙ).
-
Находиться в недоумении (НЕДОУМЕВАТЬ).
-
Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (НЕДОТРОГА).
НЕБРЕЖНЫЙ
|
НЕВЗЛЮБИТЬ |
НЕВЕЖА |
НЕМНОЖКО |
НЕЖДАННО- -НЕГАДАННО
|
НЕБЫЛИЦА |
НЕУГОМОННЫЙ |
НЕЗНАКОМЕЦ |
НЕВЕЖДА
|
НЕВЗРАЧНЫЙ |
НЕВЗГОДА |
НЕРЯХА |
НЕДОТРОГА
|
НЕЗАБУДКА |
НЕДОУМЕВАТЬ |
НЕВРЕДИМЫЙ |
Что объединяет слова в ваших карточках?( НЕ) Как написано Не с этими словами? Найдите все существительные . Подумайте почему Не в этих сущ. написано слитно? Запишите их в тетрадь
Физминутка ( слайд 9)
2.Лексическая работа (Выполняется письменно в тетради) Слайд 10-11
-К данным существительным записать новые слова с приставкой НЕ, а к ним подобрать синонимы.
О б р а з е ц : друг – недруг (враг)
-
Счастье – несчастье (горе.)
-
Внимательность – невнимательность (рассеянность).
-
Воля – неволя (рабство).
-
Погода – непогода (слякоть).
-
Противник – неприятель (враг).
-
Правда – неправда (ложь).
-
Уверенность – неуверенность (сомнение).
- Сделайте вывод, когда ещё НЕ пишется слитно?
3. Работа в парах Игра «Собери пословицы». Слайд 12)
(Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь).
1). (Не) работа сушит, а забота.
2). (Не) печь кормит, а руки.
3). Глупость (не) порок, а беда.
4). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.
5). (Не) друг поддакивает, а друг спорит.
ВЫВОД :- Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах?-
- Когда НЕ- пишется раздельно?
- Объясните смысл пословиц.
Схема Правила Не с существительными (Слайд №13)
6. Физкультминутка.
Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с заглавной буквы, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с маленькой буквы, вы хлопаете в ладоши над головой.
- На физкультминутке мы с вами вспомнили еще одно правило: какие существительные пишутся с большой буквы?
5.Закрепление .Работа по учебнику
1.Чтение правила с. 100, орф. №32
Упр 237
Несчастье - радость, неразбериха - порядок, нездоровье - здоровье, неправда - искренность, невежливость - учтивость, недоверие - доверие, недруг - товарищ, неодобрение - похвала.
(учтивость - УЧТ'ИВОСТЬ , учтивости, ·жен. 1. только ед. ·отвлеч. сущ. к учтивый , почтительная вежливость. Учтивость в обращении. Отличаться учтивостью. Сказать или сделать что-нибудь с учтивостью. 2. Учтивое выражение, обращение. "Полно ты рядские-то учтивости разводить, слыхали мы это." А.Островский.)
2. Давайте поиграем! Игра “Третий лишний”. Слайд №14
На экран выведены слова: (Не)поседа, (не)взгоды, (не)внимательность, (не)правда, а ложь; (не)друг, а враг; полное (не)вежество
- Какие слова лишние, почему?
3. Синтаксическая пятиминутка. «Составь предложение».( Работа в группах у доски) ( слайд 15)
1) из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное-дополнение, поставив его в форме им. пад. мн. ч.;
2) из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн ч.;
3) из предложения Ещё в полях белеет снег (Ф.Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед.ч. с предлогом в;
4) из предложения Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч., предл.пад. с предлогом на;
5) из предложения Роняет лес багряный свой убор (А.С.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род.пад.ед.ч..
(Должно получиться: Незабудки цвели в поле и на опушке леса).
- Объяснить правописание существительного незабудки
5. Домашнее задание: (слайд № 16.)
1. Выучить орфограмму № 32
-
Упражнение № 238.
6. Итоги урока. (Слайд № 17)
-
Что новое узнали на уроке?
-
Как пишется НЕ с существительными?
-
От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?
-
Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?
-
Оценка работы учащихся.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
6.Выведен слайд.№19
Небылица, негодование, неожиданность, немощь, невод, недоверие, несчастье.
Замените слова с не синонимами без не, подобрав их из слов для справок.
Слова для справок: рыболовная сеть, горе, сюрприз, болезнь, возмущение, подозрительность, вымысел.
9. Весёлые Загадки .
нужно отгадать загадки
1.
Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы
всклочены,
Кто Я? (Неряха)
2.
Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не
люблю читать я никакие книжки,
Ничего
не знаю, не хочу учиться,
Нравится
гулять мне, нравится лениться. (Незнайка)
3.
Дождь шумит, стучит в окно, и на улице
темно,
Воет ветер , тучи гонит, на
деревьях ветки клонит.
Осень, слякоти
пора, гонит лето со двора,
И в такое
время года наступает… (Непогода)
4.
В зелёном поле я расту,
Голубым цветком
цвету,
Небо синее как будто,
Называюсь
… (Незабудка)
По ходу работы дети записывают отгадки и объясняют правописание слов.
Использованные ресурсы:
Информационные источники:
-
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение 2007 год
-
Горашова Н.Г.Поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык: 6 класс». М.: Экзамен 2006
-
Капинос В.И. Сборник заданий для тематического контроля. Русский язык. 6 класс. М.: Интеллект-Центр, 2009
-
Волина А.И. Учимся играя. М.: Просвещение, 2007
http://irinayankova.rusedu.net/post/4840/46372
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»