Рабочие программы по русскому языку и литературе для традиционной трехгодичной формы обучения заочной группы вечерней школы.
Краткое описание
Поделиться опытом работы учителя-словесника вечерней школы с коллегами
Описание
РАЗДЕЛ 1 Пояснительная записка Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Количество учебных часов В год –72
В неделю –2
Из них: зачеты - 4
сочинения - 6
тестирования — 2
Цели изучения курса
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 11 класса
2 раздел Содержание обучения
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Литература конца XIX века Творчество Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова Литература XXвека
Введение
И. А. Бунин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина. А. И. Куприн Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. М. Горький Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа. Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. Зарубежная XXвека Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм. Э. Хемингуэй Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море». Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
Раздел 3 Учебно-тематический план
Раздел 4 Календарно-тематический план по литературе в 11в классе на 2012-2013 учебный год
№ темы
Дата
Наименование темы
Триединые дидактические цели
№ урока по порядку
№ в теме
Тема урока
Форма урока
Теория литературы
оборудование
Домашнее задание
план
факт
Введение
1 Введение
Дать представление о литературе конца XIX века
1
1
Введение. Общая характеристика литературы к. XIXв.
Лекция с элементами беседы
Литературный процесс, сложности и противоречия
Иллюстрации, портреты.
Составить конспект
1 Вводное повторение
Дать общую характеристику литературы конца 19-го века
2
2
Продолжение и развитие гуманистических традиций в литературе
Лекция с элементами беседы
Гуманизм, реализм
Иллюстрации, портреты
Подготовка по материалам лекции
2 Творчество Ф. М. Достоевского
Ознакомить с основными произведениями автора, этапами его жизни
3
1
Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество. Обзор.
Лекция с элементами беседы
«Золотой век» русской литературы
Портрет автора
Подбор стихов о Петербурге
2 Творчество Ф. М. Достоевского
Дать характеристику роману, знакомить с особенностями жанра
4
2
Роман «Преступление и наказание».Многоплановость.Особенн
ости жанра.
Индивидуальные сообщения
Психологический роман
Роман , учебник
Читать гл. 6
2
Творчество Ф. М. Достоевского
Рассказать об идее страдания и очищения, о проблеме нравственного идеала автора
5
3
Социальные трагедии в романе, семья Мармеладовых
Лекция с элементами беседы
Концепция романа
Роман , учебник
Подготовить рассказ о Катерине Ивановне
2
Творчество Ф. М. Достоевского
Рассказать о сути теории Раскольникова, о ведущих мотивах преступления
6
4
Смысл теории Раскольникова. Социальные и философские истоки бунта
Комментированное чтение, анализ фрагмента
Христианская концепция Достоевского
Отрывок романа
Ответить на вопросы в тетради
2
Творчество Ф. М. Достоевского
Раскрыть суть страшной опасности, которую таит для человека осуществление индивидуальных идей и теорий
7
5
Проблема личной ответственности человека за судьбы мира
Парная работа по сопоставлению героев
Литературная философия
Отрывки из романа
Подготовить план сочинения
2
Творчество Ф. М. Достоевского
Письменно анализировать проблемы романа
8
6
Рр Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Написание сочинения
Абзац , вступление, заключение
Учебник, роман
Индивидуальные задания
3
Творчество Л. Н. Толстого
Знакомить с основными этапами жизненного и творческого пути автора
9
1
Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Ранние произведения.
Лекция с элементами беседы
Художественный мир автора
Учебник
Устный рассказ лекции
3
Творчество Л. Н. Толстого
Знакомить с творческой историей романа, жанровыми особенностями произведения
10
2
«Война и мир»- роман — эпопея
Лекция с элементами беседы
Роман-эпопея
Учебник, вступление к роману
Подготовить сообщения
3
Творчество Л. Н. Толстого
Показать своеобразие композиции романа, сложный и богатый мир героев
11
3
Особенности изображения эпохи. Чтение и анализ текста.
Сообщения учащихся
«Диалектика души»
Сообщения учащихся
Пересказ лекции урока
3
Творчество Л. Н. Толстого
Показать идею нравственной ответственности человека за судьбу близких и за судьбу мира
12
4
Семья Ростовых и Болконских в романе.Семейные ценности
Лекция с элементами беседы
«Мысль семейная» в романе
Отрывок романа
Пересказ сцены «Именины у Ростовых»
3
Творчество Л. Н. Толстого
Рассказать о различии путей нравственных поисков героев романа-П.Безухова, А.Болконского
13
5
Духовные искания Андрея Болконского
Комментированное чтение отрывка романа
Сравнение, сопоставление
Отрывок романа
Подбор цитат о герое
3
Творчество Л. Н. Толстого
Рассказать о различии путей нравственных поисков героев романа-П.Безухова, А.Болконского
14
6
Поиски смысла жизни П.Безуховым
Комментированное чтение отрывка романа
Сравнение, сопоставление
Отрывок романа
Подбор цитат о герое
3
Творчество Л. Н. Толстого
Рассказать о женских образах романа: Наташе Ростовой, Марье Болконской. Их роль и судьба
15
7
Женские образы в романе.Наташа Ростова
Работа с проблемными вопросами
Образ , персонаж
Учебник
Пересказ эпизода романа
3
Творчество Л. Н. Толстого
Показать художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера
16
8
Тема народа в романе. Война 1812г.
Анализ эпизода
«Сквозная» тема романа
Отрывок из романа
Индивидуальные задания
3
Творчество Л. Н. Толстого
Показать художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера
17
9
Патриотизм и героизм в романе
Лекция , сообщения учащихся
Историческая эпоха
Учебник
Составить описание полководцев
3
Творчество Л. Н. Толстого
Показать исторических личностей на страницах романа. Резко противопоставить Кутузова и Наполеона
18
10
Кутузов и Наполеон
Беседа, проблемные задачи
Авторская позиция
Портреты полководцев
Пересказ эпизода» Совет в Филях»
3
Творчество Л. Н. Толстого
Показать мастерство автора при описании сражений
19
11
Анализ эпизода.Подготовка к сочинению
Комментированное чтение
Эпизод
Отрывок из романа
Составить план сочинения
3
Творчество Л. Н. Толстого
Письменно анализировать проблемы романа
20
12
Р/Р Домашнее сочинение по роману Л.Толстого «Война и мир»
Написание сочинения
Абзац , вступление, заключение
Учебник, роман
Подготовиться к зачету
3
Творчество Л. Н. Толстого
Проверить знания о жизненном и литературном пути авторов
21
13
Приём зачёт а№1 по творчеству Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого
Комментированные ответы
Литературная судьба
Вопросы к зачету
Индивидуальные задания
4
Творчество А.П.Чехова
Знакомить с личностью и судьбой писателя, этапами творческого пути
22
1
Жизнь и творчество А.П.Чехова
Лекция с элементами беседы
Реализм
Портрет автора, учебник
Пересказ рассказа по выбору
4
Творчество А.П.Чехова
Рассказать об изображении картин пошлой жизни и стремлении изобразить прекрасное
23
2
Особенности рассказов 80-90х годов. «Человек в футляре»
Рассказ ученика, комментарии учителя
Психологическая деталь
Тексты, учебник
Читать рассказы 90х годов
4
Творчество А.П.Чехова
Выявить проблемы истинных и ложных ценностей чеховских героев
24
3
Проблематика и поэтика рассказов 90х годов. «Дама с собачкой», «Дом с мезонином»
Комментированное чтение
Ирония
Рассказы
Читать рассказ «Ионыч»
4
Творчество А.П.Чехова
Описать образы людей, ведущих бездушное существование
25
4
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»
Анализ отрывка рассказа
Лингвостилистический анализ
Рассказ»Ионыч»
Читать 1-2 действие пьесы «Вишневый сад»
4
Творчество А.П.Чехова
Дать общую характеристику драматургического творчества Чехова
26
5
Особенности драматургии Чехова
Лекция с элементами беседы
Принципы»новой драмы»
Учебник
Индивидуальные задания
4
Творчество А.П.Чехова
Рассказать о способах организации сценического действия в пьесе
27
6
Пьеса «Вишневый сад». Система образов. Тема разрушения дворянского гнезда.
Чтение по ролям
Подтекст
Текст пьесы
Читать 3-4действие пьесы «Вишневый сад»
4
Творчество А.П.Чехова
Показать особенности речевой характеристики персонажей, проанализировать главный образ пьесы
28
7
Раневская и Гаев. Ответственность за свою судьбу и страны. Разлад желаний и реальной жизни
Комментированное чтение
Символ
Текст пьесы
Подготовить сообщения
4
Творчество А.П.Чехова
Показать особенности речевой характеристики персонажей, проанализировать главный образ пьесы
29
8
Лопахин.Понимание труда и его роли в жизни человека.Стремление к красоте.
Чтение по ролям
Система образов
Текст пьесы
Составить план сочинения
4
Творчество А.П.Чехова
Определить особенности писательской манеры Чехова
30
9
Символ сада в пьесе «Вишнёвый сад»
Лекция с элементами беседы
Эпоха модерна
Учебник
Подбор цитат о героях пьесы
4
Творчество А.П.Чехова
Уметь выразить авторскую позицию в своем сочинении, изложить свой взгляд на творчество Чехова
31
10
Подготовка к домашнему сочинению
Коллективное обсуждение
Абзац , вступление, заключение
Учебник , записи в тетрадях
Написать черновик сочинения
4
Творчество А.П.Чехова
Уметь выразить авторскую позицию в своем сочинении, изложить свой взгляд на творчество Чехова
32
11
Р/Р Сочинеие по творчеству А.П.Чехова
Написание сочинения
Абзац , вступление, заключение
Учебник, записи в тетрадях, черновик
Подготовиться к зачету
4
Творчество А.П.Чехова
Проверить знания о жизненном и литературном пути Чехова
33
12
Прием зачета №2 по творчеству Чехова.
Комментированные ответы
Литературная судьба
Вопросы к зачету
Индивидуальные задания
Реализм
5
Литературный процесс
Дать обзор жизни и творческого пути Бунина, воспитывать чувства эстетичности.
34
1
Особенности литературного процесса рубежа веков
Лекция-беседа, анализ рассказа
Реализм и его становление
Выставка книг автора, его портрет
Читать рассказы, «Господин из Сан-Франциско»
5
Литературный процесс
Раскрыть философское содержание модернизма
35-36
2
Основные направления развития литературы
Аналитическое чтение
Символ, символическое значение
Рассказ «Господин из Сан-Франциско», портрет автора
Перечитать рассказы о любви, цикл «Тёмные аллеи»
6
Литературный процесс
Контроль ЗУН
37
3
Тестирование по теме « Литература на рубеже веков» № 1
Тесты
Тесты
Индивидуальные задания
7
Творчество И.Бунина
Рассказать об особенностях поэтического мира Бунина
38
1
Поэтический мир Бунина
Рассказ учителя
Элегия
Выставка книг автора, его портрет
Читать рассказы о природе
7
Творчество И.Бунина
Показать элегическое восприятие действительности автором
39
2
Кровная связь с природой в творчестве автора
Аналитическое чтение
Стилевые контрасты
Выставка книг автора, его портрет
Пересказ лекции
7
Творчество И.Бунина
Раскрыть глубину социально-философских обобщений в рассказе
40
3
Социально-философские обобщенияв рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Комментированное чтение
Подтекст
Рассказ
Читать рассказы о любви
7
Творчество И.Бунина
Рассказать о трагизме любви Бунина
41
4
Цикл «Темные аллеи». Любовь в прозе Бунина.
Комментированное чтение
Цикл рассказов
Тексты
Читать рассказ»Чистый понедельник»
7
Творчество И.Бунина
Рассказать о способах достижения своеобразия рассказов при общей сюжетной линии
42
5
Образы героинь рассказов
Рассказ учителя
Эстетические принципы писателя
Рассказ
Индивидуальные задания
7
Творчество И.Бунина
Комплексно анализировать текст
43
6
Анализ рассказа «Чистый понедельник»
Комментированное чтение
Комплексный анализ
Рассказ
Подготовить сообщения
7
Творчество И.Бунина
Комплексно анализировать текст
44
7
Поэтизация мира ущедшей Москвы
Комментированное чтение
Комплексный анализ
Рассказ
Индивидуальные задания
8
Творчество А.Куприна
Познакомить с биографией и особенностями творческого мировоззрения Куприна
45
2
Жизнь и творчество А. И. Куприна
Беседа,хронологическая таблица
Новелла
Выставка книг автора, его портрет
Читать рассказ «Гранатовый браслет»
8
Творчест во А.Куприна
Знакомить с содержанием, идейным замыслом, творческой манерой писателя
46
3
Рассказ «Гранатовый браслет» Мир человеческих чувств в новелле
Беседа по материалам урока
Ритмика абзацев
Текст рассказа
Читать повесть «Олеся»
8
Творчество А.Куприна
Знакомить с содержанием, идейным замыслом, творческой манерой писателя
46
4
Повесть А. И. Куприна «Олеся» Мир героини
Сообщения учеников
Реализм
Текст повести
Подготовка к зачету
8
Творчество А.Куприна
Проверить знания о жизненном и литературном пути Бунина, Куприна
47
1
Зачет № 3по творчеству Бунина, Куприна
Развернутые ответы на вопросы
Новелла Ритмика абзацев Реализм
Записи в тетради
Подготовить сообщения о Короленко
9
Творчество В.Короленко
Знакомить с общими эстетическими принципами писателя и их реализацией в творчестве
48-49
1-1
В.Г.Короленко» Река играет» Письма к Луначарскому
Беседа по материалам урока
Эстетические принципы писателя
Сообщения учеников
Подготовить план сочинения
9
Творчество А.Куприна
Уметь выразить авторскую позицию в своем сочинении, изложить свой взгляд на творчество Куприна
50
1
Сочинение по творчеству Куприна №4
Написание сочинения
Абзац, вступление, заключение
План сочинения
Подготовить сообщения о Горьком
10
Творчество М. Горького
Знакомить с биографией и особенностью творческого пути Горького
51-52
1-2
Жизнь и творчество М. Горького. Художественный мир писателя
Беседа по материалам урока Сообщения учеников
Романтизм
Сообщения учеников
Индивидуальные задания
10
Творчество М. Горького
Рассказать об особенностях драматургии Горького, о популярности пьес писателя
53
3
Новаторство Горького-драматурга
Составление таблицы-схемы
Принципы драматургии
Текст пьесы
Читать 1 действие пьесы «На дне»
10
Творчество М.Горького
Раскрыть глубину и своеобразие конфликта в пьесе, понять авторскую позицию и способы ее выражения
54
4
Своеобразие драматургического конфликта в пьесе «На дне»
Беседа по материалам урока
Конфликт
Текст пьесы
Читать 2-3действие пьесы «На дне»
10
Творчество М. Горького
Раскрыть глубину и своеобразие философского аспекта пьесы
55
5
Философский аспект пьесы
Беседа по материалам урока Сообщения учеников
Символизм
Текст пьесы
Читать 4действие пьесы «На дне»
10
Творчество М. Горького
Рассказать о проблеме смысла жизни на страницах пьесы
56-57
6-7
Спор о правде на страницах пьесы Горького « На дне»
Письменная работа
Идейный замысел
Текст пьесы
Читать отрывки из сборника «Несвоевременные мысли»
10
Творчество М. Горького
Рассказать о позиции Горького-публициста
58
8
Публицистика М. Горького
Беседа по материалам урока Сообщения учеников
Публицистика
Записи в тетрадях
Читать публицистику 30х годов
10
Творчество М. Горького
Дать характеристику авторскому стилю
59
9
Публицистика первых лет революции
Беседа по материалам урока Со
Авторский стиль
Записи в тетрадях
Индивидуальные задания
Поэзия конца XIX-начала XX века
10
Творчество М. Горького
Обобщить знания о Горьком, сделать вывод о влиянии автора на русскую литературу
60
10
Роль Горького в судьбе русской культуры
Доклады учащихся
Авторские традиции
Доклады учащихся
Подготовиться к тестированию
10
Творчество М. Горького
Контроль ЗУН
61
11
Тестирование по творчеству Горького
Тесты
Тесты
Подготовить план сочинения
10
Творчество М. Горького
Уметь выразить авторскую позицию в своем сочинении, изложить свой взгляд на творчество Горького
62
12
Сочинение по творчеству Горького №5(домашнее)
Написания сочинения
Абзац, вступление, заключение
План сочинения
Подготовить сообщения о Хемингуэе
11
Зарубежная литература
Рассказать о творческом пути автора, его писательской манере
63
1
Творчество Хемингуэя
Беседа по материалам урока Сообщения учеников
Американская литература
Сообщения учащихся
Подготовить сообщения о современных авторах
12
Творчество современных авторов
Рассказать о современном литературном процессе, об авторах, их художественной манере
64
1
Творчество современных авторов
Беседа по материалам урока Сообщения учеников
Постмодернизм
Доклады учащихся
Подготовить план сочинения
12
Творчество современных авторов
Уметь выразить авторскую позицию в своем сочинении, изложить свой взгляд на проблему повести
65
1
Сочинение по отрывку из произведения В.Астафьева»Печальный детектив»
Написания сочинения
Абзац, вступление, заключение
План сочинения
Подготовиться к зачету
13
Повторение ,обобщение
Вспомнить материал, изученный в течении года, сделать вывод о художественном наследии литературы рубежа 19-20веков
66
1
Повторение по курсу 11 кл.
Опрос по материалам уроков
Творческое наследие
Групповое обсуждение
Подготовиться к зачету
14
Повторение ,обобщение
Вспомнить материал, изученный в течении года, сделать вывод о художественном наследии литературы рубежа 19-20веков
68
1
Подготовка к зачету
Опрос по материалам уроков
Творческое наследие
Групповое обсуждение
Подготовиться к зачету
14
Повторение ,обобщение
Проверить знания о жизненном и литературном пути Горького
69
1
Зачет № 4 по творчеству Горького
Развернутые ответы на вопросы
Дискуссия
Индивидуальные задания
14
Повторение ,обобщение
Вспомнить материал, изученный в течении года, сделать вывод о художественном наследии литературы рубежа 19-20веков
70
1
Анализ работ
Ликвидация пробелов в знаниях
Творческое наследие
Групповое обсуждение
Индивидуальные задания
15
Повторение ,обобщение
Вспомнить материал, изученный в течении года, сделать вывод о художественном наследии литературы рубежа 19-20веков
71
1
Обобщение по курсу
Ликвидация пробелов в знаниях
Творческое наследие
Групповое обсуждение
5 раздел Используемые УМК Русская литература XXвека. 11 кл. Учебник. В 2-х ч./Под ред. В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2007 Дополнительная литература 1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс.II полугодие.- М.: ВАКО, 2006 2. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XXвека. 11 класс. I полугодие- М.: ВАКО, 2003 3. Оглоблина Н. Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. – М.: «Издательство Астрель», <metricconverter productid=«2000 г» w:st=«on»>2000 г. 4. Русская литература XXвек. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. ~ В. В. Агеносов и др., м.: Дрофа, <metricconverter productid=«2002 г» w:st=«on»>2002 г. 5. В мире литературы. 11 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений ~ А. Г.Кутузов, А.К. Киселев, Е. С. Романичева и др.; М.: Дрофа, 2003 гг. 6. Нянковский М.А. Уроки литературы в 11 классе. Развернутое планирование ~ Ярославль: Академия развития 2003 гг.
РАЗДЕЛ 1 Пояснительная записка Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№ | Нормативные документы |
1. 2. 3. 4. |
Государственные стандарты общего образования 2004г. Примерная программа среднего полного общего образования по литературе (базовый уровень) (10-11классы) Примерная программа по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой(10-11классы) (базовый уровень) 2009год Учебный план МБОУ ОСОШ №4, традиционная трехгодичная форма обучения для заочной группы вечерней школы. |
В неделю –2
Из них: зачеты - 4
сочинения - 6
тестирования — 2
Цели изучения курса
Компетенции | |
Общеучебные |
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей; • сравнение, сопоставление, классификация; • самостоятельное выполнение различных творческих работ; • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; • составление плана, тезисов, конспекта; • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. |
Предметно-ориентированные | • воспитаниедуховно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитиепредставлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; • освоениетекстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; • совершенствованиеумений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. |
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 11 класса
знать/понимать: • образную природу словесного искусства; • содержание изученных литературных произведений; • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; • основные теоретико-литературные понятия; уметь: • воспроизводить содержание литературного произведения; • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; • определять род и жанр произведения; • сопоставлять литературные произведения; • выявлять авторскую позицию; • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; • участия в диалоге или дискуссии; • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений. • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений. |
2 раздел Содержание обучения
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Литература конца XIX века Творчество Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова Литература XXвека
Введение
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Литература первой половины XXвека Обзор русской литературы первой половины XXвека Традиции и новаторствов литературе рубежа XIX-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.И. А. Бунин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина. А. И. Куприн Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. М. Горький Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа. Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. Зарубежная XXвека Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм. Э. Хемингуэй Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море». Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
Раздел 3 Учебно-тематический план
№ | Тема блока | Часов |
1 | Литература конца XIX века | 2 |
2 | Творчество Ф.М. Достоевского | 6 |
3 | Творчество Л.Н. Толстого | 13 |
4 | Творчество А.П. Чехова | 12 |
5 | Реализм | 26 |
6 | Зарубежная литература | 1 |
7 | Творчество современных авторов | 2 |
8 | Повторение | 3 |
Раздел 4 Календарно-тематический план по литературе в 11в классе на 2012-2013 учебный год
ости жанра.
Резерв | 72 | 1 |
5 раздел Используемые УМК Русская литература XXвека. 11 кл. Учебник. В 2-х ч./Под ред. В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2007 Дополнительная литература 1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс.II полугодие.- М.: ВАКО, 2006 2. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XXвека. 11 класс. I полугодие- М.: ВАКО, 2003 3. Оглоблина Н. Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. – М.: «Издательство Астрель», <metricconverter productid=«2000 г» w:st=«on»>2000 г. 4. Русская литература XXвек. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. ~ В. В. Агеносов и др., м.: Дрофа, <metricconverter productid=«2002 г» w:st=«on»>2002 г. 5. В мире литературы. 11 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений ~ А. Г.Кутузов, А.К. Киселев, Е. С. Романичева и др.; М.: Дрофа, 2003 гг. 6. Нянковский М.А. Уроки литературы в 11 классе. Развернутое планирование ~ Ярославль: Академия развития 2003 гг.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
Литература
11 класс
03 сентября 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»