Рабочая программа психологического сопровождения адаптации учащихся 1-ых классов "Здравствуй, моя школа""
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально – стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы. При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем. Что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Психологами доказано, что обычные дети в младших классах с вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к школе и дома научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательным и усидчивым. Теоретическая основа. Представленная программа «Здравствуй, моя школа!» имеет психокоррекционную и развивающую направленность. За основу программы взяты следующие программы: «Четыре путешествия» Л.М. Новиковой, И.В. Самойловой; «Психологическая азбука» Арджакеева Т.А. В теоретическом аспекте опирается на понятие психологического здоровья, введенное И.В. Дубровиной и в последующем развитое О.В. Хухлаевой. Под психологическим здоровьем И.В. Дубровина понимает, прежде всего, психологические аспекты психического здоровья, взаимосвязанные со всей личностью в целом и находящиеся в тесной связи с высшим проявлениями человеческого духа. (Практическая психология образования / под ред. Дубровиной И.В. – СПб., 2006. – С. 52) По мнению О.В. Хухлаевой, психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. (Хухлаева О.В. основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2011. – С.10) О.В. Хухлаева описала соответствующие уровни развития психологического здоровья, применимые в том числе к младшим школьникам: 1. Креативный уровень (высший) – к нему относятся дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием ресурса сил для преодоления стрессовых ситуаций и творческим отношением к действительности. Такие дети не нуждаются в психологической помощи, но, к сожалению, на практике они встречаются редко. 2. Адаптивный уровень – к нему относятся относительно «благополучные» дети, которых большинство: они в целом адаптированы к среде. Но имеют отдельные признаки дезадаптации (повышенную тревожность, например). Что выявляется по результатм диагностических методик. Именно такие дети относятся к «группе риска» и нуждаются в психопрофилактичесих групповых занятиях. 3. Дезадаптивный уровень, или ассимилятивно – аккомодативный (низкий) – сюда относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции (замена) и аккомодации (приспособление), использующие для разрешения своих внутренних конфликтов либо первый, либо второй механизм. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее сложно зафиксировать, поскольку это «удобные» и тихие дети, робкие и прилежные. Но на самом деле у таких детей нередко присутствуют различные страхи. Дети этого уровня нуждаются в психологической коррекционной помощи. Цель программы: Основной целью программы является формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей в соответствии с его трехкомпонентной структурой, выполнение возрастных задач. Задачи программы: 1. Формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки; 2. Развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков, 3. Формирование потребности в саморазвитии и самоизменении у ребенка, 4. Развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, 5. Расширение пассивного и активного психологического слова. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 30-40 минут. Программа рассчитана на целый учебный год. Формы и методы:
· Ролевые игры; · Коммуникативные и командные игры; · Методы, развивающие воображение, · Терапевтические метафоры, · Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект, · Групповые дискуссии, · Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность,. · Арттерапевтические приемы Организация психологических занятий: На первых уроках психолог знакомит учащихся с рядом правил: § Конфиденциальность – то, что обсуждается на занятии, не должно выходить за пределы класса; § Безоценочность – на уроках психологии нет отметок и оценок, правильных и неправильных ответов, каждый выражает свое мнение; § «Правило одного микрофона» — когда один человек говорит, другие слушают и не перебивают и т.д. Ожидаемый результат: После завершения программы мы ожидаем получить следующие результаты: 1. Приобретение знания основных терминов и понятий курса; 2. Приобретение коммуникативных умений, способности к рефлексии, саморегуляции; 3. Развитие способности анализировать, рассуждать, планировать; 4. Развитие социальных эмоций; 5. Развитие познавательных процессов (память, мышление, речь, внимание); 6. Повышение уровня адаптации к школе
Учебно – тематический план
№ | Название занятия | Количество часов | Сроки |
1 |
Адаптационная игра «Здравствуй, школа!» | 1 | |
2 |
Знакомство. Введение в мир психологии | 1 | |
3 |
Я – первоклассник! | 1 | |
4 |
Правила школьной жизни | 1 | |
5 |
Правила и права | 1 | |
6 |
Моя школьная жизнь | 1 | |
7 |
Школа моей мечты | 1 | |
8 |
Игра «Страна слов» | 1 | |
9 |
Занятия по развитию интеллектуальных способностей | 3 | |
10 |
Занятия по развитию памяти | 2 | |
11 |
Занятия по развитию внимания | 3 | |
12 |
Занятия по развитию мышления и речевых навыков | 2 | |
13 |
Игра «Волшебная поляна» | 1 | |
14 |
Мимика и жесты – язык мира Эмоций | 1 | |
15 |
Город радости и веселья | 1 | |
16 |
Остров Страха и его обитатели | 1 | |
17 |
Все что бывает на Острове Страха | 1 | |
18 |
Мы умеем побеждать страх | 1 | |
19 |
Пещера гнева | 1 | |
20 |
Откуда берется гнев? | 1 | |
21 |
Обиженная Деревня | 1 | |
22 |
Прощение растворяет обиды | 1 | |
23 |
Мешок хороших качеств | 1 | |
24 |
«Темные» и «Светлые» качества | 1 | |
25 |
Умение видеть «светлые» качества | 1 | |
26 |
Салют качеств | 1 | |
27 |
Психологические игры по снятию утомляемости, тревожности | 1 | |
28 |
Психологические игры по развитию выразительных движений ребенка, его коммуникативных способностей | 1 | |
29 |
Рефлексия курса | 1 | |
Итого по курсу: 29 занятий. 35 часа |
Содержание программы: Тема 1. «Здравствуй школа!». 1 час
Профилактическая игра, направленная на адаптацию детей к школе, к новой социальной ситуации, развитие детского коллектива.
Тема 2. Я – школьник. 6 часов
Знакомство с учащимися. Помощь в осознании позиции «Я — ученик». Наблюдения за учащимися по степени адаптации. Знакомство с правилами и приемами.
Тема 3. Учебно – игровые занятия. 11 часов
Профилактическая игра «Страна слов», направленная на развитие навыков чтения и правописания. Математические головоломки. Задания на развитие способности анализировать, систематизировать и обобщать. Задание на развитие памяти, внимания. Упражнения по развитию мышления и речевых навыков.
Тема 4. Мир Эмоций. 10 часов
Профилактическая игра «Волшебная поляна», направленная на изучение особенностей процесса адаптации учащихся. Изучение мимики и жестов. Знакомство с социальными эмоциями. Развитие поведенческих особенностей. Развитие навыков коммуникативного общения.
Тема 5. Мир качеств. 4 часа.
Знакомство с характером. Умение управлять своим эмоциональным состоянием. Умение выходить из трудных ситуаций.
Тема 6. Психологические игры по снятию утомляемости, тревожности. 1 час
Тема 7. Психологические игры по развитию выразительных движений ребенка, его коммуникативных способностей. 1 час
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. В своей работе мы предполагаем использовать следующие методы и приемы:
1. Анализ литературы по теме.
2. Диагностика познавательных процессов, мотивации, степени адаптации
3. Психологические игры
4. Психокоррекционные занятия
5. Развивающие занятия
Использование этих методов позволяет в доступной форме эффективно повысить уровень адаптации первоклассников, создать позицию «Я — ученик». Психокоррекционные упражнения используются для развития различных познавательных процессов. Психологические игры способствуют развитию межличностной сферы учащихся.
Контроль за реализацией программы осуществляется с помощью отчета о проделанной работе, просмотра наглядного материала, наработанного по ходу реализации программы.
Список литературы:
- Амонашвили Ш.А, В школу с 6 лет. М.: Педагогика, 1986.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.
- Битянова М., Азарова Т., Афанасьева Е., Васильева Н. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998.
- Божович Л.И, Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
- Вачков И.В, Групповые методы в работе школьного психолога. М.: Ось-89, 2002
- Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). М., 1992.
- Психическое развитие младшего школьника, /экспериментальное психологическое исследование под ред. Давыдова В.В,, М., «Педагогика», 1990
- Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. Дубна: «Феникс»,1998.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Г.САРАТОВА
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«ЛИЦЕЙ № 62»
«Утверждаю»
Директор МАОУ «Лицей №62»
_______________ Медведева З.В.
_________________20__г.
ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА
СОПРОВОЖДЕНИЯ
АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-ЫХ КЛАССОВ
«Здравствуй, моя школа!»
Программа рассчитана на возрастную группу 6-8 лет
Срок реализации программы 1 год
Психолог: Симахина Ю.А.
Саратов 2013 г
Пояснительная записка
Актуальность:
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально – стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем. Что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах с вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к школе и дома научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательным и усидчивым.
Теоретическая основа.
Представленная программа «Здравствуй, моя школа!» имеет психокоррекционную и развивающую направленность. За основу программы взяты следующие программы: «Четыре путешествия» Л.М. Новиковой, И.В. Самойловой; «Психологическая азбука» Арджакеева Т.А. В теоретическом аспекте опирается на понятие психологического здоровья, введенное И.В. Дубровиной и в последующем развитое О.В. Хухлаевой.
Под психологическим здоровьем И.В. Дубровина понимает, прежде всего, психологические аспекты психического здоровья, взаимосвязанные со всей личностью в целом и находящиеся в тесной связи с высшим проявлениями человеческого духа. (Практическая психология образования / под ред. Дубровиной И.В. – СПб., 2006. – С. 52)
По мнению О.В. Хухлаевой, психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. (Хухлаева О.В. основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2011. – С.10)
О.В. Хухлаева описала соответствующие уровни развития психологического здоровья, применимые в том числе к младшим школьникам:
1. Креативный уровень (высший) – к нему относятся дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием ресурса сил для преодоления стрессовых ситуаций и творческим отношением к действительности. Такие дети не нуждаются в психологической помощи, но, к сожалению, на практике они встречаются редко.
2. Адаптивный уровень – к нему относятся относительно «благополучные» дети, которых большинство: они в целом адаптированы к среде. Но имеют отдельные признаки дезадаптации (повышенную тревожность, например). Что выявляется по результатм диагностических методик. Именно такие дети относятся к «группе риска» и нуждаются в психопрофилактичесих групповых занятиях.
3. Дезадаптивный уровень , или ассимилятивно – аккомодативный (низкий) – сюда относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции (замена) и аккомодации (приспособление), использующие для разрешения своих внутренних конфликтов либо первый, либо второй механизм. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее сложно зафиксировать, поскольку это «удобные» и тихие дети, робкие и прилежные. Но на самом деле у таких детей нередко присутствуют различные страхи. Дети этого уровня нуждаются в психологической коррекционной помощи.
Цель программы:
Основной целью программы является формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей в соответствии с его трехкомпонентной структурой, выполнение возрастных задач.
Задачи программы:
-
Формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
-
Развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков,
-
Формирование потребности в саморазвитии и самоизменении у ребенка,
-
Развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя,
-
Расширение пассивного и активного психологического слова.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 30-40 минут. Программа рассчитана на целый учебный год.
Формы и методы:
-
Ролевые игры;
-
Коммуникативные и командные игры;
-
Методы, развивающие воображение,
-
Терапевтические метафоры,
-
Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект,
-
Групповые дискуссии,
-
Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность,.
-
Арттерапевтические приемы
Организация психологических занятий:
На первых уроках психолог знакомит учащихся с рядом правил:
-
Конфиденциальность – то, что обсуждается на занятии, не должно выходить за пределы класса;
-
Безоценочность – на уроках психологии нет отметок и оценок, правильных и неправильных ответов, каждый выражает свое мнение;
-
«Правило одного микрофона» - когда один человек говорит, другие слушают и не перебивают и т.д.
Ожидаемый результат:
После завершения программы мы ожидаем получить следующие результаты:
1. Приобретение знания основных терминов и понятий курса;
2. Приобретение коммуникативных умений, способности к рефлексии, саморегуляции;
3. Развитие способности анализировать, рассуждать, планировать;
4. Развитие социальных эмоций;
5. Развитие познавательных процессов (память, мышление, речь, внимание);
6. Повышение уровня адаптации к школе
Учебно – тематический план
№ |
Название занятия |
Количество часов |
Сроки |
1 |
Адаптационная игра «Здравствуй, школа!» |
1 |
|
2 |
Знакомство. Введение в мир психологии |
1 |
|
3 |
Я – первоклассник! |
1 |
|
4 |
Правила школьной жизни |
1 |
|
5 |
Правила и права |
1 |
|
6 |
Моя школьная жизнь |
1 |
|
7 |
Школа моей мечты |
1 |
|
8 |
Игра «Страна слов» |
1 |
|
9 |
Занятия по развитию интеллектуальных способностей |
3 |
|
10 |
Занятия по развитию памяти |
2 |
|
11 |
Занятия по развитию внимания |
3 |
|
12 |
Занятия по развитию мышления и речевых навыков |
2 |
|
13 |
Игра «Волшебная поляна» |
1 |
|
14 |
Мимика и жесты – язык мира Эмоций |
1 |
|
15 |
Город радости и веселья |
1 |
|
16 |
Остров Страха и его обитатели |
1 |
|
17 |
Все что бывает на Острове Страха |
1 |
|
18 |
Мы умеем побеждать страх |
1 |
|
19 |
Пещера гнева |
1 |
|
20 |
Откуда берется гнев? |
1 |
|
21 |
Обиженная Деревня |
1 |
|
22 |
Прощение растворяет обиды |
1 |
|
23 |
Мешок хороших качеств |
1 |
|
24 |
«Темные» и «Светлые» качества |
1 |
|
25 |
Умение видеть «светлые» качества |
1 |
|
26 |
Салют качеств |
1 |
|
27 |
Психологические игры по снятию утомляемости, тревожности |
1 |
|
28 |
Психологические игры по развитию выразительных движений ребенка, его коммуникативных способностей |
1 |
|
29 |
Рефлексия курса |
1 |
|
|
Итого по курсу: 29 занятий. 35 часа |
|
|
Содержание программы:
Тема 1. «Здравствуй школа!». 1 час
Профилактическая игра, направленная на адаптацию детей к школе, к новой социальной ситуации, развитие детского коллектива.
Тема 2. Я – школьник. 6 часов
Знакомство с учащимися. Помощь в осознании позиции «Я - ученик». Наблюдения за учащимися по степени адаптации. Знакомство с правилами и приемами.
Тема 3. Учебно – игровые занятия. 11 часов
Профилактическая игра «Страна слов», направленная на развитие навыков чтения и правописания. Математические головоломки. Задания на развитие способности анализировать, систематизировать и обобщать. Задание на развитие памяти, внимания. Упражнения по развитию мышления и речевых навыков.
Тема 4. Мир Эмоций. 10 часов
Профилактическая игра «Волшебная поляна», направленная на изучение особенностей процесса адаптации учащихся. Изучение мимики и жестов. Знакомство с социальными эмоциями. Развитие поведенческих особенностей. Развитие навыков коммуникативного общения.
Тема 5. Мир качеств. 4 часа.
Знакомство с характером. Умение управлять своим эмоциональным состоянием. Умение выходить из трудных ситуаций.
Тема 6. Психологические игры по снятию утомляемости, тревожности. 1 час
Тема 7. Психологические игры по развитию выразительных движений ребенка, его коммуникативных способностей. 1 час
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
В своей работе мы предполагаем использовать следующие методы и приемы:
-
Анализ литературы по теме.
-
Диагностика познавательных процессов, мотивации, степени адаптации
-
Психологические игры
-
Психокоррекционные занятия
-
Развивающие занятия
Использование этих методов позволяет в доступной форме эффективно повысить уровень адаптации первоклассников, создать позицию «Я - ученик». Психокоррекционные упражнения используются для развития различных познавательных процессов. Психологические игры способствуют развитию межличностной сферы учащихся.
Контроль за реализацией программы осуществляется с помощью отчета о проделанной работе, просмотра наглядного материала, наработанного по ходу реализации программы.
Список литературы:
-
Амонашвили Ш.А, В школу с 6 лет. М.: Педагогика, 1986.
-
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.
-
Битянова М., Азарова Т., Афанасьева Е., Васильева Н. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998.
-
Божович Л.И, Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
-
Вачков И.В, Групповые методы в работе школьного психолога. М.: Ось-89, 2002
-
Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). М., 1992.
-
Психическое развитие младшего школьника, /экспериментальное психологическое исследование под ред. Давыдова В.В,, М., «Педагогика», 1990
-
Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. Дубна: «Феникс»,1998.
-
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999
- Вебинар «Нарушение обработки сенсорной интеграции (НОСИ) у детей: игровая терапия, направленная на улучшение адаптивного ответа на сенсорные раздражители и сокращение поведенческих трудностей»
- Вебинар «Чистоговорки со зрительной опорой для детей дошкольного возраста, или Учимся выговаривать все звуки»
- Международный вебинар «Избыточное употребление пищи (переедание): физиологические, психологические и социальные причины»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»