Проценты. Нахождение процентов от числа.
Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме «Проценты» и усвоение практической значимости изучаемого понятия. Задачи: -обучающие: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «проценты», закрепление навыков нахождения процентов от числа, применение полученных знаний и умений при решении прикладных задач; -развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, умения работать с различными источниками информации, умения работать в группе;-воспитательные: расширение системы знаний об обществе и человеке, формирование уважения к законам, воспитание гражданственности. Планируемые образовательные результаты:Предметные: Ученик научится: использовать понятия и умения, связанные с процентами в ходе решения математических задач.Ученик получит возможность развить представления о роли процентов в практике. Личностные: Ученик получит возможность для формирования: эмоционального восприятия математических задач и их решения; представления о практической значимости понятия «процент»; чувства ответственности и долга перед Родиной. Метапредметные: Ученик научится: находить в тексте информацию, необходимую для решения математических задач; организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Ученик получит возможность научиться: видеть математическую задачу в окружающей жизни; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий; участвовать в коллективном обсуждении проблем.Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийФормы работы учащихся: фронтальная,групповая Необходимое техническое оборудование: компьютер,интерактивная доска,проектор.
Автор – Шафигулина Лилиана Равильевна,
учитель математики высшей категории,
кандидат педагогических наук.
г. Астрахань.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Математика
Учебник:
Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Тема: Проценты. Нахождение процентов от числа.
5 класс
Продолжительность урока 45 мин.
Тема: Проценты. Нахождение процентов от числа.
Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме «Проценты» и усвоение практической значимости изучаемого понятия.
Задачи:
- обучающие: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «проценты», закрепление навыков нахождения процентов от числа, применение полученных знаний и умений при решении прикладных задач;
-развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, умения работать с различными источниками информации, умения работать в группе;
-воспитательные: расширение системы знаний об обществе и человеке, формирование уважения к законам, воспитание гражданственности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Ученик научится: использовать понятия и умения, связанные с процентами в ходе решения математических задач.
Ученик получит возможность развить представления о роли процентов в практике.
Личностные:
Ученик получит возможность для формирования: эмоционального восприятия математических задач и их решения; представления о практической значимости понятия «процент»; чувства ответственности и долга перед Родиной.
Метапредметные:
Ученик научится: находить в тексте информацию, необходимую для решения математических задач; организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Ученик получит возможность научиться: видеть математическую задачу в окружающей жизни; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Структура и ход урока:
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||||||||||||
1. |
Организационный этап (1 мин.) |
Приветствие учеников. |
Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку. |
||||||||||||||||||||||
2. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (5 мин.) |
Предлагает просмотреть видеоролик о необходимости каждого гражданина платить налоги. (Ресурс 1). Просит выдвинуть предположение о связи увиденного с предстоящим уроком. Ставит при необходимости вопросы учащимся: Что мы делали на предыдущем уроке? Как этот материал может быть связан с увиденным? Обобщает выводы учащихся: Самый распространенный математический термин – «процент». С понятием процентов человек сталкивается каждый день, например, читая объявления в витринах магазинов – «Распродажа до 50 %», покупая упаковку молока с надписью – жирность 6 %, слушая новости об увеличении темпов жилищного строительства в стране на 20 %. Без математических расчетов не обойтись не только специалистам в области финансов. Каждый человек в своей жизни сталкивается с необходимостью уплаты налогов. Ставит вопросы учащимся: Для чего нужны налоги? Когда вы будете сталкиваться с необходимостью уплаты налогов? Определите, чему вы должны научиться сегодня? Помогает сформулировать цель урока и подводит итог беседы: Совершая крупные покупки и при продаже имущества, каждый гражданин платит налоги. При этом важно уметь вычислять проценты от числа. Наша основная цель – применить нахождение процентов от числа для решения практических задач. |
Просмотр видеоролика. Выдвигают предположение о теме урока. Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, формулируют цель урока. |
||||||||||||||||||||||
3 |
Актуализация знаний (8 мин.) |
Какие знания при нахождении процентов от числа вам понадобятся? Предъявляет задания учащимся: 1. Представить проценты в виде десятичных дробей. (Ресурс 2). 2. Выполнить действия с десятичными дробями. (Ресурс 3, презентация 1 (мозаика)). 3. Найти процент от числа. (Ресурс 4). |
Отвечают на вопросы учителя |
||||||||||||||||||||||
4. |
Применение знаний и умений в новой ситуации (13 м) |
А сейчас мы применим наши знания и умения для решения практической задачи – определение величины налога. Делит учащихся на 4 группы и предъявляет задания каждой группе по следующей схеме:
Задача 1. Гражданин Иванов имеет в собственности квартиру площадью 72 кв.м. Инвентаризационная стоимость ее составляет 200000 руб. Гражданка Сидорова владеет жилым домом площадью 100 кв.м. инвентаризационной стоимостью 350000 руб. Определите сумму налога каждого на имущество.
Справка:
Задача 2. Гражданину Федоренко начислена заработная плата за месяц 15440 рублей. Определите сумму, которую получит Федоренко после отчисления 13 % подоходного налога с заработной платы, если он имеет двух детей. Справка. Родителю предоставляется налоговая льгота (вычет) на детей. На первого ребенка – 1400 рублей, на второго ребенка - 1400 рублей, на третьего и каждого последующего - 3000 рублей. Подоходный налог рассчитывается от суммы заработной платы, уменьшенной на сумму всех льгот. Задача 3. Государство возвращает гражданину 13 % суммы, потраченной им на обучение (социальный налоговый вычет). Рассчитайте всю сумму вычета за 5 лет обучения, если стоимость обучения за 1 год составляет 1) 52 тыс. руб.; 2) 130 тыс. руб. Справка. Максимальная сумма, с которой рассчитывается данный процент – 120 тыс. руб. ежегодно. Задача 4. При приобретении квартиры гражданину возвращается 13 % израсходованных им средств (налоговый вычет). Определите сумму имущественного налогового вычета при покупке квартиры Ивановой Натальей стоимостью 1) 2500000 руб.; 2) 1600000 руб. Справка. Максимальная сумма, с которой рассчитывается данный процент – 2 млн. руб. |
Предпринимают попытки решить поставленную задачу.
|
||||||||||||||||||||||
5 |
Контрольный этап (13 мин) |
Организует обсуждение решения задач, при необходимости корректирует результаты работы группы.
Задает вопросы, вскрывающие ошибки (если таковые были допущены), предлагает критерии самооценки работы групп. Верное решение задачи – 2 балла. Верный ход решения с допущенной вычислительной ошибкой 1 балл. Активное участие в работе группы – от 1 до 2 баллов. Активное участие в обсуждении решения между группами – от 1 до 2 баллов. |
Каждая группа предъявляет собственное решение задач.
Обсуждение между группами, коррекция при необходимости. Оценивают, насколько правильно удалось выполнить все действия. |
||||||||||||||||||||||
6. |
Подведение итогов урока, рефлексия (5 мин.) |
Ставит вопросы о том, как достигалась цель урока, анализирует уровень освоенности учащимися необходимых знаний и умений, общеучебных способов действия. Учитель: Для чего нужны налоги? …
Подводит итоги: Налоги пополняют бюджет страны, они расходуются в интересах всех членов общества – на развитие социальной сферы, здравоохранения, образования, выплату зарплат, пенсий, пособий. Поэтому уплата налогов – обязанность каждого гражданина и без умения рассчитывать проценты от числа не обойтись. Предлагает учащимся продолжить фразы: Было непросто … У меня получилось … Мне хотелось бы … Мне запомнилось … |
Определяют значимость полученных знаний и умений Отвечают на вопросы. Фиксируют выводы.
Отвечают на вопросы. |
Таблица 1.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
О налогах |
видеофрагмент |
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=JC9TLE00Rnc |
2 |
Представление процентов в виде десятичных дробей |
Интерактивная модель |
|
3 |
Выполнение действий с десятичными дробями |
Презентация с анимацией |
|
4 |
Нахождение процента от числа. |
Интерактивная модель |
|
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
Урок интересен созданием проблемной ситуации, которая разбирается в ходе решения задач. Кроме образовательных целей, урок реализует множество развивающих и воспитательных целей. Обсуждается актуальная информация, которая может быть использована в каких-либо жизненных ситуациях. Опора на личный опыт обучающихся говорит о внедрении личностно - ориентированного обучения в образовательный процесс.
Учитель представил современный подход к обучению, показал высокую информационную и профессиональную компетентности. Необходимые мультимедийные ресурсы сети Интернет делают урок более ярким, запоминающимся, позволяющим отслеживать различные виды информации. Методика преподавания мотивирует школьников на изучение математики, успешное обучение вообще, формирует позитивный взгляд на гражданскую позицию.
Материал к уроку можно рекомендовать для использования в учебном процессе при изучении данной темы и в курсе повторении.