Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании предметов гуманитарного цикла (истории и обществознания).
Тема: Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании предметов гуманитарного цикла (истории и обществознания). Реализация дистанционного курса «Актуальные проблемы отечественной истории».
Целью в использовании цифровых образовательных ресурсов является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ в гимназии.
Например, целью курса «Актуальные проблемы отечественной истории» является изучение наиболее важных и сложных тем отечественной истории.
Планируемые предметные умения (историко-когнитивная компетентность):
- в контексте всемирной истории относительно целостная система знаний об историческом пути развития России с древнейших времен и до начала ХХ века.
Метапредметные результаты (информационная и социально-коммуникативная компетентности):
- готовность и способность интегрировать и применять знания и умения из разных областей знаний;
-готовность и способность общаться, взаимодействовать и сотрудничать.
Методика образовательного процесса заключается в использовании дистанционных образовательных технологий, применяемых для обеспечения процесса обучения (печатные материалы, видео и аудиозаписи, видеолекции, электронные носители и т. д.)
Способы доставки учебных материалов: рассылка почтой, передача по каналам Интернет.
Взаимодействие обучающихся и учителей осуществляется при помощи почты, электронной почты, телефона после и во время каждого прохождения этапа обучения.
Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовать самостоятельную работу и различные маршруты освоения учебного материала.
Организация и проведение аттестации: контроль и промежуточная аттестация осуществляется образовательным учреждением при помощи использования электронных средств контроля, в форме зачёта, выполнения контрольной работы и реферата.
В ходе изучения курса обучающемуся предлагается календарно-тематическое планирование и теоретический учебный материал.
Обучающийся в ходе изучения учебного курса может набрать максимальное количество
баллов (108), что определяет рейтинг.
К плюсам использования ЦОР и дистанционного обучения можно отнести:
- обучение в индивидуальном темпе;
- свобода и гибкость;
- доступность;
- мобильность;
- технологичность;
- социальное равноправие;
- творчество;
- использование электронных библиотек;
- участие в олимпиадах;
- консультации не ограничены.
Очевидные минусы:
- отсутствие очного общения;
- необходимость наличия индивидуально-психологических условий;
- необходимость постоянного доступа к источникам информации;
- отсутствие постоянного контроля над обучающимися;
- в дистанционном обучении основа обучения только письменная;
- неразвитость информационной и коммуникационной инфраструктуры.
Рекомендации:
- использовать дистанционное обучение в профильных классах;
- вводить элементы дистанционного обучения и использование ИКТ и ЦОР на всех ступенях получения образования;
- интеграция очных и дистанционных форм обучения.
Использование ИКТ и ЦОР на уроках истории и обществознания может быть представлено в следующей последовательности:
- электронные образовательные ресурсы;
- электронные энциклопедии;
- работа с историческими источниками в электронном виде;
- работа с историческими картами;
- использование электронных программ и ресурсов для проверки знаний обучающихся по истории и обществознанию;
- создание проектов.
Каждый обучающийся в процессе обучения получает следующие рекомендации для успешного изучения учебного материала:
- ссылки на курс истории или обществознания (в виде видеолекций,видеоуроков, презентаций, электронного учебника или энциклопедии);
- рекомендации по использованию материалов видеохостинга www.youtube.com/ ;
- ссылки на материалы «Кольской энциклопедии» для изучения истории Кольского Севера;
- ссылки на библиотеки по истории и обществознанию.
Вывод: использование ИКТ и ЦОР позволяет повысить качество обучения,
- повысить мотивацию обучающихся в процессе обучения;
- делает процесс обучения более интерактивным;
- организованный таким образом процесс обучения повышает общий уровень культуры обучающихся;
- формирует личностные универсальные учебные действия;
- позволяет активизировать и закрепить метапредметные связи в процессе обучения.
В рамках преподавания в период 2010 - 2013 учебный год были разработаны следующие учебные программы по истории и обществознанию:
1) Программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень). Ресурсный центр гимназии №4 г. Мурманска 2010-2011 учебный год.
2) Программа основного общего образования по обществознанию ресурсный центр гимназии №4 г. Мурманска 2010-2011 учебный год.
3) Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек — Общество — Мир» 11 класс. 2011 — 2012 учебный год.
4) Рабочая программа для подготовки к экзамену по «Истории России» в 9 классе. 2011 — 2012 учебный год.
5) Рабочая программа для подготовки к экзамену по «Обществознанию» в 9 классе. 2011 — 2012 учебный год.
6) Рабочая программа подготовки к ЕГЭ по истории. 2011 - 2012 учебный год
7) Рабочая программа подготовки к ЕГЭ по обществознанию. 2011 - 2012 учебный год
8) Рабочая программа дистанционного курса по истории «Актуальные проблемы отечественной истории» для 10 класса. 2011 — 2012 учебный год.
9) Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек и общество» для 8 класса. 2012-2013 учебный год.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
С уважением, Стрельникова Ирина.
С уважением, Гуляев Л.Л.