Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (УМК "Школа 21 века")
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 3
Уровень:базовый (ФГОС НОО)
УМК: «Начальная школа 21 века»
под редакцией
Н. Ф. Виноградовой
Учебный год: 2013-2014
Составитель: Вайс Валентина Константиновна,
учитель начальных классов,
высшей категории.
г. Кизел Пермский край
Пояснительная записка. Настоящая программа разработана на основе:
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009); • «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В. Козлова, А.М.Кондакова); • Базисного учебного плана; • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой); • «Примерных программ начального общего образования»; • Авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. • Авторской программы «Изобразительное искусство» авторов Савенковой Л. Г., Ермолинской Е.А., Протопопова Ю.Н. (Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2010). Общая характеристика учебного предмета. Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и поли художественное развитие школьника. Цели и задачи курса. Цель: реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»: · воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений; · развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности; · освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; · овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире; · развитие опыта художественного восприятия произведений искусства. Структура курса. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений. Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов — художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления. В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа.
Содержание учебного предмета. I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму 1. Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы. 2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства. 3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство; водное пространство; земная поверхность; подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса, создают в природе свой особый рисунок). 4. Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). 5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа. 6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива. 7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета. 8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический. 9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению). 10. Передача объёма в живописи и графике. 11. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: на примере насекомого, выделяя характерные особенности создать летающий объект. 12. Контраст и нюанс в скульптуре (формы, размера, динамики, настроения, характера, фактуры, материала). 13. Передача динамики в объемном изображении — лепка по памяти фигуры человека в движении. 14. Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек. 15. Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм. В технике рельефа. 16. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве обобщенность, силуэт. 17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые. 18. Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города» «Лесные феи». II. Развитие фантазии и воображения. 1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции: музыкальной, предметной, декоративной. Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии. 2. Порождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом. 3. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства: на плоскости, в объеме. Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа. 4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением. 5. Взаимосвязь содержание литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях. 6. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля. 7. Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза). Освоение разнообразия форм в архитектуре: путешествие «исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда). 8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами. 9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек. 10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах. 11. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески. III. Восприятие искусства. 1. Выразительные средства изобразительного искусства живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства: форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция. 2. Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства. 3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения): формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет. Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А.Сислей. 4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург), Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва), музей, находящийся в регионе. 5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно- прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства. 6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и жизнь его обитателей. Место учебного предмета в учебном плане. Общий объём времени, отводимого на изучение изобразительного искусства в 3 классе, составляет 34 часа. Во 3 классе урок изобразительного искусства проводится 1 раз в неделю. Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса изобразительного искусства на основе авторской программы для 3 класса «Изобразительное искусство». (Интегрированная программа. 1 — 4 классы. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. М.: Вентана-Граф, 2010 год)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Человек, природа, социальная среда. Мир природы и мир человека. Материал вводит ученика в разнообразие природных объектов, являющихся основой творчества любого художника: воздушное пространство, водный мир, земная поверхность и подземные недра. Раскрывается идея влияния природного окружения на творчество художника. Формирование представлений об особенностях родной культуры: город и село; труд и профессии; социальная основа жизни и национальный колорит. Основным направлением работы с детьми в этом возрасте является развитие подвижности (продуктивности) воображения и фантазии, композиционного мышления, активизация форм и способов порождения замысла. Планируемые результаты учебного курса.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству: 1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира; 2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии; 4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей; 5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству: 1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи; 2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе; 3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности; 4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи; 5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести; 6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов; 7) развитие интереса к искусству разных стран и народов; 8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли; 9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства; 10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; 11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре; 12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. · Предметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству По окончании третьего класса ученик научится:
· различать основные и составные теплые и холодные цвета;
· узнавать отдельные выдающиеся отечественные и зарубежные произведения искусства и называть их авторов;
· сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для самостоятельной творческой деятельности;
· обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
· оценки произведений искусства (выражение собственного внимания) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
По окончании 3 класса ученик может научиться: понимать: · основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; · известные центры народных художественных ремесел России; · ведущие художественные музеи России; применять средства художественной выразительности (линию, цвет, тон, объем, композицию) в изобразительной деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использоватьхудожественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумагу и др.);
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы в практике образовательного учреждения. В курсе созданы условия для организации работы, направленной на подготовку учащихся к освоению программы в 4 классе, да и в основной школе. Программа направлена на воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений. В результате происходит развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности. Дети осваивают разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Происходит обогащение детей выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире, развитие опыта художественного восприятия произведений искусства. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. 1. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2010г. 2. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г. 3. Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1 — 4 классы. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. М.: Вентана-Граф, 2010 год Электронные образовательные ресурсы.
Название сайта |
Электронный адрес |
Министерство образования и науки РФ |
http://mon.gov.ru/ |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области |
http://www.beluno.ru |
Белгородский региональный институт ПКППС |
http://ipkps.bsu.edu.ru/ |
Федеральный российский общеобразовательный портал |
http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» |
http://www.edu.ru |
Образовательный портал «Учеба» |
http://www.uroki.ru |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») |
http://festival.1september.ru |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема, тип урока | Основное содержание темы, термины и понятия | Виды деятельности, формы работы, ЦОР | Планируемые результаты обучения |
Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся | Формы контроля | Календарные сроки | ||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия УУД | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Искусство в твоём доме – 8 ч. | |||||||||
1 |
Твои игрушки придумал художник (комбинированный) |
Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её. |
Фронтальная – беседа о создании игрушек. Роли игрушек в жизни людей, их многообразии. Коллективная – презентация о разнообразии игрушек. Народная (дымковская, городецкая, филимоновская, каргапольская, богородская), игрушки из подручного материала. Работа в парах– создание игрушки из любых подручных материалов. |
Знаниеобразцов игрушек Дымково, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки Умениепреобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки |
Познавательные: уметь пользоваться доступными художественными средствами и материалами. Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Коммуникативные:участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Личностные: умение видеть, ценить и понимать, что каждое проявление природы прекрасно и неповторимо. |
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. | Взаимоконтроль | ||
2 |
Твои игрушки(лепка из пластилина) (комбинированный). |
Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки из пластилина и украшать её. |
Коллективная – рассматривание игрушек, принесённых детьми. Индивидуальная– выполнение работы из кусочков ткани. Фронтальная– создание выставки игрушек. |
Знаниеобразцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умения выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки. Умениепреобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки. |
Познавательные: выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке. Регулятивные:оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. Коммуникативные: уметь придавать своим мыслям-фантазиям видимые художественные формы. Личностные: выражение личного отношения к произведениям искусства. |
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. | Самоконтроль. | ||
3 |
Посуда у тебя дома (урок открытия новых знаний). |
Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладеть навыками создания выразительной формы посуды в лепке. |
Фронтальная – просмотр презентации «Посуда в твоём доме». Работа в группах– придумывание и изображение на бумаге сервиза из нескольких предметов. Коллективная– создание выставки сервизов. |
Знание работы мастеров Постройки, Украшения, Изображения. Знание отличия образцов посуды, созданных мастерами промыслов (Гжель, Хохлома) Умение изобразить посуду по своему образцу. Знание понятия «сервиз» |
Познавательные: уметь пользоваться доступными художественными средствами и материалами. Регулятивные: умение оценивать собственную работу и работу товарищей. Коммуникативные: уметь придавать своим мыслям — фантазиям видимые художественные формы. Личностные: выражение личного отношения к произведениям искусства. |
Роль художника в создании посуды. Форма и украшение посуды обусловлены её назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Работа по изготовлению посуды: конструкция, форма, украшение, роспись. | Взаимоконтроль | ||
4 |
Мамин платок (урок открытия новых знаний). |
Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка. |
Коллективная – обсуждение назначения платков. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Работа в группах– 1 группа: создание эскиза платка для мамы. 2 группа: создание эскиза платка для девочки. 3 группа: создание эскиза платка для бабушки. Фронтальная – выставка платков. | Знание основных вариантов композиционного решения росписи платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка. |
Познавательные: выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке. Регулятивные: умение оценивать собственную работу и работу товарищей. Коммуникативные:уметь участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник. Личностные: выражение личных отношений к произведениям искусства. |
Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков и их многообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения: праздничный или повседневный, для молодой женщины или пожилой. | Взаимооценка | ||
5 |
Обои и шторы у тебя дома (комбинированный). |
Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты. |
Коллективная – обсуждение и рассматривание образцов обоев: ритм, изобразительные мотивы, орнамент. Работа в паре– создание эскизов обоев для комнаты (спальня, гостиная, детская). Работа с трафаретом. |
Знание роли художников в создании обоев, штор. Понимание роли каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы. |
Познавательные: выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке. Регулятивные: умение оценивать собственную работу и работу товарищей. Коммуникативные:уметь участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник. Личностные: выражение личных отношений к произведениям искусства. |
Роль художников в создании обоев, штор. Передача цветом настроения в работе. Составление непрерывных полосных орнаментов, с использованием растительных композиций. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение её назначения: детская, спальня, гостиная, комната для работы. | Взаимооценка | ||
6 |
Твои книжки (урок-проект). | Понимать роль художника и Братьев — Мастеров в создании книги. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации. |
Фронтальная – просмотр презентации и рассматривание книг (роль обложки, шрифт, буквица) Групповая – разработка детской книжки — игрушки с иллюстрациями. Коллективная– защита своих книг. |
Знание художников, выполняющих иллюстрации. Знание отдельных элементов оформления книги. Овладеть навыками коллективной работы. |
Познавательные: в доступной форме участвовать в создании проектов изображений, украшений. Коммуникативные:формирование навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Регулятивные: умение оценивать собственную работу и работу товарищей. Личностные: выражение личных отношений к произведениям искусства. |
Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг. Игровые формы видов книг. | Самоконтроль | ||
7 |
Поздравительная открытка (декоративная закладка) (комбинированный). | Понимать роль художника и Братьев — Мастеров в создании форм открыток изображений на них. |
Фронтальная – рассматривание открыток, закладок. Индивидуальная – создание эскиза открытки или декоративной закладки. |
Знание видов графических работ (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике) Умениевыполнить простую графическую работу. |
Познавательные: умение использовать для творчества различный художественный материал. Регулятивные: оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. Личностные: выражение личных отношенийк произведениям искусства. |
Создание художником поздравительных открыток. Форма открытки, изображение на ней доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии. | Самооценка | ||
8 |
Труд художника для твоего дома. Обобщение темы (контрольно-обобщающий). | Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей, художников, экскурсоводов. |
Фронтальная – беседа с использованием выставки и обсуждением детских работ. Коллективная – распределение ролей. Творческая игра. |
Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Эстетически оценивать работы сверстников. |
Познавательные: выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке. Регулятивные: умение оценивать собственную работу и работу товарищей. Коммуникативные:уметь участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник. Личностные: выражение личных отношений к произведениям искусства. |
В создании всех предметов в доме принимал участие художник. В любой работе ему помогали наши волшебные мастера. Форма предмета и его украшение. | Фронтальный | ||
Р а з д е л 2. Искусство на улицах твоего города(8 часов) | |||||||||
9 |
Памятники архитектуры (урок открытия новых знаний). |
Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание основных памятников города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города. |
Фронтальная – экскурсия (заочная) по памятным местам города. Коллективная– изучение изображения архитектурных памятников города. Индивидуальная – создание выставки «Мой город родной» |
Знание художников – скульпторов и архитекторов. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа. |
Познавательные: умение использовать для творчества различный художественный материал. Регулятивные: оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. Личностные: выражение личных отношенийк произведениям искусства. |
Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник – архитектор придумывает дома, определяет, какими им быть. Лучшие произведения архитектуры – это достояние народа, их надо беречь и охранять. | Фронтальный | ||
10 |
Витрины на улицах (урок открытия новых знаний). |
Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города. |
Фронтальная – просмотр презентации «О чём говорят вывески» Коллективная – угадывание по вывеске магазина или киоска. Индивидуальная– составление вывески, создание витрины и её украшение. |
Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания облика витрины магазина. |
Регулятивные:самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Познавательные: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Личностные: выражение личного отношения к произведениям искусства. |
Знакомство с основные витринами города, местами их нахождения. Уметь узнавать по витрине предназначение здания в городе. Создание витрины. | Фронтальный | ||
11 |
Парки, скверы, бульвары (урок открытия новых знаний). |
Сравнивать и анализировать парки, скверы и бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения. |
Фронтальная– рассматривание, как построены парки и сады, там, где мы живём. Индивидуальная – самостоятельная работа по проектированию парка отдыха. Коллективная– защита своих проектов. |
Знание, в чём заключается работа художника-архитектора. Понятия «ландшафтная архитектура»; что работа художника- архитектора – работа целого коллектива. Умение изобразить парк или сквер. Овладевать приёмами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. |
Познавательные: в доступной форме участвовать в создании проектов изображений. Регулятивные: умение оценивать собственную работу и работу товарищей. Коммуникативные:уметь участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник Личностные: умение видеть, ценить и понимать, что каждое проявление природы прекрасно и неповторимо. |
Архитектура садов и парков. Художник – архитектор придумывает не только здания, но и парки: для отдыха, парки-музеи, детские парки. | Фронтальный | ||
12 |
Ажурные ограды (урок открытия новых знаний). |
Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки. |
Фронтальная – рассматривание репродукций различных оград, решёток. Работа в парах– проектирование ограды, составление ограды и работа с шаблоном. Индивидуальная – создание проекта ажурной решётки. |
Закрепить приёмы работы с бумагой: складывание, симметричное вырезание. Знание разных инженерных форм ажурных сцеплений металла. Умение конструировать из бумаги ажурные решётки. |
Познавательные: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Регулятивные:использовать для творчества различные материалы и техники. Коммуникативные: уметь придавать своим фантазиям видимые художественные формы. Личностные: ценить и беречь культурное наследие других народов, созданное поколениями. |
Знакомство с разными инженерными формами ажурных сцеплений металла. Конструирование из бумаги ажурной решётки. Защита проекта. | Взаимоконтроль | ||
13 |
Фонари на улицах и в парках (комбинированный). |
Воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Отмечать особенности формы и украшений. |
Фронтальная – беседа о художественных образах фонарей. Коллективная – по репродукциям определить назначение фонарей (праздничные, торжественные, лирические). Индивидуальная– графическое изображение или конструирование формы фонаря на бумаге (по выбору). |
Изображать необычные фонари. Знание виды и назначение фонарей. Умение придумать свои варианты фонарей для детского праздника |
Познавательные: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Регулятивные:использовать для творчества различные материалы и техники. Коммуникативные: уметь придавать своим фантазиям видимые художественные формы. Личностные: ценить и беречь культурное наследие других народов, созданное поколениями. |
Познакомиться с видами и назначением фонарей. Придумать свои варианты фонарей для детского праздника. | Фронтальный | ||
14 |
Новогодний фонарик (комбинированный). |
Наблюдать за разнообразием форм новогодних фонарей, конструировать новогодние игрушки-фонари. Работать в группе. |
Фронтальная – беседа о предметах в доме, сделанных своими руками. Коллективная– выбор игрушек для оформления новогодней ёлки. Индивидуальная– изготовление новогоднего фонарика. |
Знание основных приёмов работы с бумагой. Умение конструировать фонарь из цветной бумаги к празднику, передавать настроение в творческой работе. |
Познавательные: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Регулятивные:использовать для творчества различные материалы и техники. Коммуникативные: уметь придавать своим фантазиям видимые художественные формы. Личностные: ценить и беречь культурное наследие других народов, созданное поколениями. |
Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. Представить предметы в доме, сделанные своими руками и попробовать украсить дом к празднику. | Самоконтроль | ||
15 |
Удивительный транспорт (комбинированный). |
Уметь видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения. |
Фронтальная – беседа о роли художника — дизайнера в создании машин. Работа в группах – придумать и нарисовать образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных) |
Видеть, сопоставлять, объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями. Знание разных видов транспорта. Умение изобразить разные виды транспорта. Обрести новые навыки в конструировании бумаги. |
Регулятивные:самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Познавательные: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Коммуникативные:участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку. Личностные: выражение личного отношения к произведениям искусства. |
Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины, автомобили разных времён, умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник. | Фронтальный | ||
16 |
Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы (контрольно-обобщающий). | Осознавать и уметь объяснить нужную работу художника в создании облика города. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода. |
Фронтальная – беседа – задание «Создать коллективное панно в технике коллажа» Работа в группах– 1 группа – панорама улицы (ажурные ограды и фонари) 2 группа – транспорт. 3 группа – фигуры людей, плоские вырезки деревьев и кустарников. Коллективная– игра в экскурсоводов и художников. |
Овладеть приёмами коллективной творческой деятельности. Значимость труда в жизни человека. Обобщение по теме. |
Регулятивные:самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Познавательные: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Коммуникативные:участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку. Личностные: выражение личного отношения к произведениям искусства. |
Ответ на вопрос: «Что было бы, если бы никто не украшал улицу?» Беседа «Роль художников в создании облика города». Коллективная работа по созданию города Мечты. | Фронтальный | ||
Р а з д е л 3. Художник и зрелище(10 часов) | |||||||||
17 |
Художник в театре (урок открытия новых знаний). |
Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. |
Фронтальная – показ слайдов эскизов театральных художников. Групповая – выбор сказки для создания театра на столе. Создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль. Коллективная– озвучивание эпизода сказки с помощью созданных персонажей. |
Знание истоков театрального искусства. Умение создать эпизод театральной сказки. Придумать эскиз театрального костюма Знание, каким был древний античный театр. Умение нарисовать эскиз театрального костюма. |
Познавательные: в доступной форме участвовать в создании проектов изображений. Регулятивные: умение оценивать собственную работу и работу товарищей. Коммуникативные:уметь участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник Личностные: умение видеть, ценить и понимать, что каждое проявление природы прекрасно и неповторимо. |
Спектакль – вымысел и правда театральной игры. Художник – создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания театрально-сценического оформления. | Фронтальный | ||
18 |
Образ театрального героя (урок открытия новых знаний). | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании образа театрального героя. |
Фронтальная – викторина «Угадай героя» с показом отрывков из спектаклей. Работа в группах– 4 группы по выбору разных по характеру персонажей. Создание костюмов, выражающих характер героев. |
Знание истоков театрального искусства. Умение создать образ героя. Образы героев в зависимости от характера и настроения. |
Познавательные: уметь пользоваться доступными художественными средствами и материалами. Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Коммуникативные:участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Личностные:выражение личного отношения к произведениям искусства. |
Театр – это царство фантазии, мир театрального чуда. Создание образа грустного, радостного, злого и доброго героя. | Взаимоконтроль | ||
19 |
Театральные маски (комбинированный). |
Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу. |
Коллективная– рассматривание фотографий масок разных народов. Индивидуальная– конструирование выразительных и острохарактерных масок. |
Знание истории происхождения театральных масок. Умение конструировать маску из бумаги. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. |
Регулятивные:самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Познавательные: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Личностные: выражение личного отношения к произведениям искусства. |
История происхождения театральных масок. Конструирование маски из бумаги. Лицедейство и маска. Маски разных людей и народов. Маска как образ персонажа. Искусство маски в театре и на празднике. | Самоконтроль | ||
20 |
Театр кукол (комбинированный). | Иметь представление о разных видах кукол, о кукольном театре в наши дни. Использовать куклу для игры в кукольный театр. |
Фронтальная– показ слайдов с изображением театральных кукол, репродукций из книг о кукольном театре. Индивидуальная– создание куклы к кукольному спектаклю. |
Знание театра кукол как пример видового разнообразия театра. Умение создать театральных кукол из различных материалов. |
Регулятивные:самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Познавательные: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Личностные: выражение личного отношения к произведениям искусства. |
Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, марионетки. Работа художника над куклой. Образ куклы, её конструкция и костюм. Представлять отличие кукольного театра от других видов театра. | Самоконтроль | ||
21 |
Театральный занавес (комбинированный). |
Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Уметь объяснить роль художника в создании театрального занавеса. | Фронтальная– показ фотографий различных театральных занавесов. Индивидуальная– самостоятельная работа по созданию занавеса театра кукол. |
Знание устройства театра. Умение анализировать отличие театра от кинотеатра. Знание театральных художников. |
Регулятивные:самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Познавательные: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Личностные: выражение личного отношения к произведениям искусства. | Разнообразие занавесов в зависимости от предназначений театра и темы спектакля. Любой театр начинается с занавеса. важность правильного оформления. | Самоконтроль | ||
22 |
Афиша и плакат (урок открытия новых знаний). |
Иметь представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста. |
Коллективная– рассматривание театральных и цирковых афиш. Индивидуальная– создание эскиза плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению. |
Знание назначения афиши. Умение создать эскиз афиши к спектаклю. Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения. |
Регулятивные:самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Познавательные: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Личностные: выражение личного отношения к произведениям искусства. |
Назначение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста в плакате. Шрифт. Создание эскиза афиши и плаката к спектаклю. | Фронтальный | ||
23 |
Художник в цирке (урок открытия новых знаний). |
Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное. |
Фронтальная – просмотр фотографий, слайдов и видеофрагментов циркового представления. Индивидуальная— выполнение рисунка на тему циркового представления. |
Знание отличия и сходство театра и цирка. Умение создать эскиз циркового представления. Знание элементов оформления, созданных художником в цирке: костюм, реквизит. |
Регулятивные:самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Познавательные: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Личностные: выражение личного отношения к произведениям искусства. |
Роль художника в цирке. Цирк – образ радостного, искромётного и волшебного зрелища. Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности – весёлая тема детского творчества. | Самоконтроль | ||
24 |
Театральная программа (комбинированный). | Понимать и объяснять важную роль художника в театре и цирке. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. |
Фронтальная – рассматривание различных программ к спектаклям и цирковым представлениям. Индивидуальная– создание программы к спектаклю. |
Знание о назначении программы. Умение создать эскиз программы к спектаклю или цирковому представлению. |
Регулятивные:самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Познавательные: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Личностные: выражение личного отношения к произведениям искусства. |
Отличие и сходство театра и цирка. Создание эскиза программы циркового представления. | Самоконтроль | ||
25 |
Праздник в городе (комбинированный) | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать, как можно украсить город к празднику Победы, новому году. |
Фронтальная– презентация видео — изображения праздничного оформления города. Индивидуальная – выполнение рисунка украшения к празднику. |
Знание элементов праздничного оформления, умение использовать художественные материалы, передавать настроение в творческой работе. |
Регулятивные:самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Познавательные: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Личностные: выражение личного отношения к произведениям искусства. |
Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения: панно, транспаранты, декоративно-праздничные сооружения, иллюминация, фейерверк, флаги. | Самоконтроль | ||
26 |
Школьный карнавал. Обобщение темы (контрольно-обобщающий). | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. |
Фронтальная – беседа о предстоящем празднике, его оформлении. Работа в группах– коллективное художественное творчество по оформлению кабинета к празднику. |
Знание роли художника в зрелищных искусствах. Овладение навыками коллективного художественного творчества. |
Познавательные: в доступной форме участвовать в создании проектов изображений. Регулятивные: умение оценивать собственную работу и работу товарищей. Коммуникативные:уметь участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник. Личностные: умение видеть, ценить и понимать, что каждое проявление природы прекрасно и неповторимо. |
Украшение класса к празднику. Включение в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. | Фронтальный | ||
Р а з д е л 4. Художник и музей(8 часов) | |||||||||
27 |
Музеи в жизни города (урок открытия новых знаний). | Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления о самых разных видах музеев. |
Фронтальная – рассказ учителя о музеях с показом презентации «Крупнейшие музеи страны». Работа в группах– рисование на тему «Мы в музее» Изображение музейного интерьера с фигурами зрителей. |
Знания о самых значительных музеях искусства России. Знания о роли художника в создании музейных экспозиций. Умение изобразить интерьер музея. |
Познавательные: в доступной форме участвовать в создании проектов изображений. Регулятивные: умение оценивать собственную работу и работу товарищей. Коммуникативные:уметь участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник. Личностные: умение видеть, ценить и понимать, что каждое проявление природы прекрасно и неповторимо. |
Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи. В музеях хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов. Художники в музеях выражают чувства и настроения в своих произведениях. Изображение интерьера музея. | Фронтальный | ||
28 |
Картина – особый мир. Картина-пейзаж (урок открытия новых знаний). |
Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи. Повторить понятия: холодный и тёплый цвета, звонкий и глухой цвета, разный характер красочного мазка. |
Фронтальная– просмотр пейзажей И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Беседа «Образ родины в картинах –пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души, роль цвета в пейзаже. Работа в группах:1 – радостный и праздничный, 2 – я мрачный и тоскливый, 3 – нежный и певучий пейзажи. |
Знание художников, изображающих пейзажи. Знание, что такое картина-пейзаж, о роли цвета в пейзаже. Умение изобразить пейзаж по представлению. |
Познавательные: в доступной форме участвовать в создании проектов изображений. Регулятивные: умение оценивать собственную работу и работу товарищей. Коммуникативные:уметь участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник Личностные: умение видеть, ценить и понимать, что каждое проявление природы прекрасно и неповторимо. |
Что такое картина? Картина — пейзаж. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Художники выражают чувства и настроения в своих произведениях с помощью красок. Группировка произведений искусства по видам и жанрам. | Фронтальный | ||
29 |
Картина-натюрморт. Жанр натюрморта (урок открытия новых знаний). |
Воспринимать картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах.Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников. |
Фронтальная – рассматривание репродукций с картин натюрмортов: К. Петрова-Водкина, П. Кончаловского, М. Сарьяна, П. Кузнецова. Работа в парах– создание натюрморта: радостного, праздничного или тихого, грустного (изображение натюрморта по представлению с выражением настроения). |
Знание, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт. Умение изобразить натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное). Развитие композиционных и живописных навыков. Знание имен художников, работающих в жанре натюрморта. |
Регулятивные:самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Познавательные: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Коммуникативные:участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Личностные: выражение личного отношения к произведениям искусства. |
Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт, как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в пространстве картины. Приёмы самостоятельного составления натюрморта. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. | Взаимоконтроль | ||
30 |
Картина-портрет (урок открытия новых знаний). |
Иметь представление о жанре портрета. Рассказывать об изображенном на картине человеке. Передача с помощью цвета характера и эмоционального состояния характерных черт внешнего облика человека. |
Фронтальная– беседа с рассматриванием репродукций портретов: В. Серова, И. Репина, В. Тропинина, Ф. Рокотова. Индивидуальная – создание портрета мамы. |
Знание картин и художников, изображающих портреты. Умение создать кого-либо из хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета. |
Регулятивные:самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Познавательные: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Коммуникативные:участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Личностные: выражение личного отношения к произведениям искусства. |
Жанр портрета. Знаменитые картины-портреты. портрет человека, как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете. Рисование портрета близкого человека. | Самоконтроль | ||
31 |
Картины исторические и бытовые (комбинированный). |
Беседовать о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах.Изображение сцены из повседневной жизни людей. |
Фронтальная – рассматривание картин П. Уччелло, А. Рябушкина, В. Перова, З. Серебрякова, А. Пластова. Работа в парах– изображение сцены из школьной жизни: на уроке, на перемене, в актовом зале, на соревновании. |
Знание отличия исторических и бытовых картин. Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей. Развитие композиционных навыков. Знание исторических и бытовых картин и художников, работающих в этих жанрах. Освоение навыков изображения в смешанной технике. |
Регулятивные:самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Познавательные: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Коммуникативные:участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Личностные: выражение личного отношения к произведениям искусства. |
Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторических картинах. Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра. Чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Отличие исторических и бытовых картин. | Взаимоконтроль | ||
32 |
Скульптура в музее и на улице (комбинированный). | Сопоставить изображение на плоскости и объемное. Наблюдение за скульптурой и её объемом. Закрепление навыков работы с пластилином. |
Фронтальная – презентация «Скульптурные памятники» (парковая скульптура, скульптурные произведения разных эпох). Индивидуальная– лепка фигуры животного (в движении) для парковой скульптуры. |
Знание памятников и их авторов. Умение смотреть на скульптуру и лепить фигуру животного, передавая выразительную пластику движения. |
Регулятивные:самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Познавательные: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Личностные: выражение личного отношения к произведениям искусства. |
Скульптура и окружающее её пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина. | Самоконтроль | ||
33 |
Музеи архитектуры (комбинированный). | Рассказать о древних архитектурных памятниках. Учиться изображать соборы и церкви. Закрепление работы графическими материалами. |
Фронтальная – рассказ о древних архитектурных памятниках. Индивидуальная – лепка из пластилина фигуры человека для парковой скульптуры. |
Знание правил работы с пластилином. Умение смотреть на скульптуру и лепить фигуру человека, передавая выразительную пластику движения. |
Регулятивные:самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Познавательные: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Личностные: выражение личного отношения к произведениям искусства. |
Что такое скульптура? Чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях? Парковая скульптура. | Самоконтроль | ||
34 |
Художественная выставка. Обобщение темы (контрольно-обобщающий). | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. |
Фронтальная – роль художника в жизни каждого человека. Работа в группах– организация выставки лучших работ за год. Распределение ролей: экскурсовод и зритель. Фронтальная – выполнение подготовленных ролей. |
Знание крупнейших музеев страны. Понимания роли художника в жизни каждого человека. |
Регулятивные:самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Познавательные: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Коммуникативные:участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Личностные: выражение личного отношения к произведениям искусства. |
Что такое выставка. Подготовка к выставке лучших работ. Включение в художественную деятельность всех учащихся, проявляя инициативу, фантазию, воображение. | Фронтальный |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 3
Уровень: базовый (ФГОС НОО)
УМК: «Начальная школа 21 века»
под редакцией
Н. Ф. Виноградовой
Учебный год: 2013-2014
Составитель: Вайс Валентина Константиновна,
учитель начальных классов,
высшей категории.
г. Кизел
Пермский край
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана на основе:
-
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
-
«Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В. Козлова, А.М.Кондакова);
-
Базисного учебного плана;
-
«Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой);
-
«Примерных программ начального общего образования»;
-
Авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
-
Авторской программы «Изобразительное искусство» авторов Савенковой Л. Г., Ермолинской Е.А., Протопопова Ю.Н. (Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2010).
Общая характеристика учебного предмета.
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и поли художественное развитие школьника.
Цели и задачи курса.
Цель: реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
-
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
-
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
-
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Структура курса.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений. Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов — художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления. В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа.
Содержание учебного предмета.
I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
1. Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.
2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.
3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство; водное пространство; земная поверхность; подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса, создают в природе свой особый рисунок).
4. Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию).
5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.
6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.
7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.
8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.
9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению).
10. Передача объёма в живописи и графике.
11. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: на примере насекомого, выделяя характерные особенности создать летающий объект.
12. Контраст и нюанс в скульптуре (формы, размера, динамики, настроения, характера, фактуры, материала).
13. Передача динамики в объемном изображении — лепка по памяти фигуры человека в движении.
14. Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.
15. Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм. В технике рельефа.
16. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве обобщенность, силуэт.
17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.
18. Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города» «Лесные феи».
II. Развитие фантазии и воображения.
1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции: музыкальной, предметной, декоративной. Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.
2. Порождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.
3. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства: на плоскости, в объеме. Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.
4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.
5. Взаимосвязь содержание литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.
6. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля.
7. Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза). Освоение разнообразия форм в архитектуре: путешествие «исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда).
8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.
9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.
10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.
11. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.
III. Восприятие искусства.
1. Выразительные средства изобразительного искусства живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства: форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.
2. Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.
3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения): формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет. Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А.Сислей.
4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург), Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва), музей, находящийся в регионе.
5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно- прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.
6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и жизнь его обитателей.
Место учебного предмета в учебном плане.
Общий объём времени, отводимого на изучение изобразительного искусства в 3 классе, составляет 34 часа. Во 3 классе урок изобразительного искусства проводится 1 раз в неделю. Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса изобразительного искусства на основе авторской программы для 3 класса «Изобразительное искусство». (Интегрированная программа. 1 - 4 классы. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. М.: Вентана-Граф, 2010 год)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Человек, природа, социальная среда. Мир природы и мир человека. Материал вводит ученика в разнообразие природных объектов, являющихся основой творчества любого художника: воздушное пространство, водный мир, земная поверхность и подземные недра.
Раскрывается идея влияния природного окружения на творчество художника. Формирование представлений об особенностях родной культуры: город и село; труд и профессии; социальная основа жизни и национальный колорит. Основным направлением работы с детьми в этом возрасте является развитие подвижности (продуктивности) воображения и фантазии, композиционного мышления, активизация форм и способов порождения замысла.
Планируемые результаты учебного курса.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
-
Предметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству
По окончании третьего класса ученик научится:
-
различать основные и составные теплые и холодные цвета;
-
узнавать отдельные выдающиеся отечественные и зарубежные произведения искусства и называть их авторов;
-
сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для самостоятельной творческой деятельности;
-
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
оценки произведений искусства (выражение собственного внимания) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
По окончании 3 класса ученик может научиться:
понимать:
-
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
-
известные центры народных художественных ремесел России;
-
ведущие художественные музеи России;
применять средства художественной выразительности (линию, цвет, тон, объем, композицию) в изобразительной деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумагу и др.);
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы
в практике образовательного учреждения.
В курсе созданы условия для организации работы, направленной на подготовку учащихся к освоению программы в 4 классе, да и в основной школе. Программа направлена на воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений. В результате происходит развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности. Дети осваивают разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Происходит обогащение детей выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире, развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
-
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2010г.
-
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г.
-
Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1 - 4 классы. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. М.: Вентана-Граф, 2010 год
Электронные образовательные ресурсы.
Название сайта |
Электронный адрес |
Министерство образования и науки РФ |
http://mon.gov.ru/ |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области |
|
Белгородский региональный институт ПКППС |
|
Федеральный российский общеобразовательный портал |
|
Федеральный портал «Российское образование» |
|
Образовательный портал «Учеба» |
|
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») |
Календарно-тематическое планирование
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»