Рабочая программа по развитию речи в подготовительном классе.
Управление образования администрации г. Йошкар-Олы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
подготовительного класса по развитию речи
« Мир вокруг нас»
(Это практический курс для работы с дошкольниками в подготовительном классе по развитию речи на материале изучения лексических тем)
(30ч, 1ч в неделю)
Автор – учитель-логопед Кундель Т.И.
Пояснительная записка.
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира.
Ребёнок в школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определённого уровня умственного и эмоционально волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий, достаточно высокого уровня речевого развития. Ребёнок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и выражать свои знания и умения при помощи речи.
Занятия по курсу «Мир вокруг нас» нацелены на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов речевой деятельности . В ходе занятий дети систематизируют ранее накопленные знания об окружающем мире, приобретают новые, учатся делиться впечатлениями, рассказывать, сочинять.
В основе системы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе на решение главной задачи — развитие связной речи через познание окружающего мира.
Большинство занятий построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми, любовь к природе.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при работе над речью приобретают речевые игры. Они развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Данная программа включает такие направления по развитию речи как:
- расширение и активизация словарного запаса детей: обогащение словаря ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов, словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами,
- употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений ,
- развитие умений и навыков связной монологической и диалогической речи:
ответы на вопросы, участие в диалоге;
- пересказ рассказа, сказки с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя;
- составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению;
- рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям;
- составление загадок, сказок, рассказов;
- словесное рисование
- разучивание загадок, скороговорок, пословиц
- знакомство с художественными произведениями.
- развитие интереса детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрение создания рассказов, сказок, стихотворений.
- формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать.
Цель занятий, проводимых по программе «Мир вокруг нас» - способствовать более прочному и сознательному усвоению знаний об окружающем мире, содействовать развитию речи детей, развивать звуковую и лексическую стороны речи, совершенствовать у них навыки словообразования, повышать уровень языкового развития, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития .
Задачами курса «Мир вокруг нас» являются:
- накопление детьми достаточного словарного запаса по основным лексическим темам;
-усвоение доступной первоначальной информации об окружающем мире;
-овладение простыми грамматическими формами и синтаксическими конструкциями;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи детей;
- формирование речевых интересов и потребностей дошкольников; - совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической с опорой на речевой опыт ребёнка;
- развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
Важнейшей особенностью курса является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение дошкольников осуществлению различных видов речевой деятельности.
Вторая особенность заключается в том, что содержание программы строится как синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению окружающего мира и родного языка и дальнейшему практическому овладению им.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность, создаются предпосылки к творчеству, развивается стремление к познанию.
Личностные, метапредметные (предпосылки) освоения программы.
В результате занятий по программе «Мир вокруг нас» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений: .
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», цприрода», «семья».
- уважать свою семью, к своих родственников, любовь к родителям.
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями)
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Ожидаемый результат:
-овладение первоначальными знаниями об окружающем мире;
-овладение родным языком на более высоком уровне;
-развитие интеллектуальных способностей ребенка через владение словом, как инструментом общения и мышления.
Рабочая программа рассчитана на 30 часов (1 час в неделю).
Календарно-тематическое планирование занятий
№ |
Тематика занятий по развитию речи |
Лексическая тема |
Часы |
1. |
Речь. Понятие о культуре речи |
Природа живая и неживая. |
1 |
2. |
Основы качества речи: правильность, точность, богатство. |
Осень. Приметы осени. |
1 |
3. |
Средства выразительности речи: темп, тембр, интонация. Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию |
Растительный мир. Деревья. Кустарники.Травы. |
1 |
4. |
Слово, его значение. Откуда берутся слова. |
Животный мир. Домашние и дикие животные. |
1 |
9. |
Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий; объяснение их значений |
Растительный мир. Овощи и фрукты. |
1 |
10. |
Слова-друзья |
Грибы-съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов. |
1 |
11. |
Слова с противоположным значением |
Животный мир. Детеныши животных. |
1 |
12. |
Вежливые слова |
Птицы. |
1 |
13. |
Понятие о предложении |
Зима. Признаки зимы. |
1 |
14. |
Предложения с разной интонацией |
Рыбы. |
1 |
15. |
Редактирование предложений |
Насекомые. |
1 |
16. |
Составление предложений по вопросу |
Предметный мир. Игрушки. |
1 |
17. |
Составление предложений по теме |
Предметный мир. Одежда и обувь. |
1 |
18. |
Составление предложений по картине |
Я и общество. Наша страна. |
1 |
19. |
Понятие о тексте. Связь между предложениями ткста. |
Я и общество. Моя семья. |
1 |
20. |
Изобразительные средства языка(сравнения, олицетворение) |
Я и общество. Профессии. |
1 |
21. |
Крылатые слова и выражения. |
Весна . приметы весны. |
1 |
22. |
Составление рассказа по вопросам. |
Растительный мир. Цветы. |
1 |
23. |
Составление рассказа по сериикартин. |
Растительный мир. Ягоды. |
1 |
24. |
Составление рассказа по опорным словам и картине. |
Неживая природа.. |
1 |
25. |
Составление рассказа по картине. |
Транспорт. |
1 |
26. |
Учимся сочинять и фантазировать. |
Техника в быту. |
1 |
27. |
Сочинение по опорным словам. |
Я-будущий школьник. |
1 |
28. |
Сочинение загадок. |
Спорт. |
1 |
29. |
Сочинение сказки |
Лето. Приметы лета. |
1 |
30. |
Проверь себя. |
|
1 |
Литература
-
Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. – М.: Просвещение, 2009.
-
Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. – М. : Просвещение, 2009.
-
Федосова Н.А. , Игнатьева Т.В. Развитие речи. Дополнительный материал. Сказки, рассказы, стихи для чтения детям. // Владос, 2000.
-
Володина Н.В. Говорю красиво: для детей 6 – 7 лет : в 2 ч. – М. : Эксмо, 2011. (Ломоносовская школа)
-
Созонова Н.Н., Куцмна Е.В., Хрушкова Н. Г. Фонетические рассказы и сказки (для детей 5 – 7 лет). В 3 ч. – Екатеринбург: ООО «Книгомир», 2010.
-
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. -М.: Дрофа, 2000 г.
-
Волина В. Учимся играя. - Москва, «Новая школа», 2001 .
-
Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе. М. «Вента-Граф», 2001 г
-
Зуева Л.Н., Костылев Н.Ю., Соломенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста. Дидактические альбомы (№1,2,3,4) - Астрель – АСТ
-
Чистякова О.В. Окружающий мир.-С-Пб,2009г.
-
Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 г.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»