Программа кружка "Тайна слова" 3-4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступных по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.
Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.
В школьных программах по русскому языку для начальных классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.
Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку. Внеклассная работа по русскому языку должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.
Предлагаемая программа «К тайнам слова» разработана на основе авторского курса Е. М. Елизаровой «К тайнам слова. Занимательная лексика для младших школьников», рассчитан на 68 часов и предлагается для работы с обучающимися 3-4 классов. Она состоит из двух частей:
— «Таинства лексики»
— «Слово о словах»
В первой части дети подробно, в занимательной форме знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.
Во второй части речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
Основная цель данного курса – вызвать интерес к изучению русского языка.
Задачи курса:
· Развитие интереса к изучению тайн русского слова.
· Воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.
· Углубление уже имеющихся знаний о лексике.
· Изучить и исследовать вместе с детьми конкретные лексические понятия.
· Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся.
К концу изучения программы обучающиеся должны иметь представления:
§ об основных терминах, связанных с лексикой.
знать:
§ откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения;
§ некоторые термины и понятия;
§ некоторые пословицы, поговорки, загадки;
уметь:
§ правильно употреблять изученные слова в речи;
§ подбирать синонимы и антонимы;
§ различать слова-паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС «ТАИНСТВА ЛЕКСИКИ»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 |
Лексическое значение слова. Работа с толковыми словарями русского языка | 2 | |
2 |
Прямое и переносное значение слова | 2 | |
3 |
Ударение меняет значение. Орфоэпический и орфографический словари | 3 | |
4 |
Пёстрое семейство синонимов. З. Е. Александрова «Словарь синонимов русского языка» | 3 | |
5 |
Великое противостояние антонимов. М. Р. Львов «Словарь антонимов русского языка» | 3 | |
6 |
Слова-двойники. Омонимы. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» | 2 | |
7 |
Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов | 2 | |
8 |
Похожи, но не одинаковы. Паронимы | 2 | |
9 |
Из глубины веков. Архаизмы | 2 | |
10 |
Красна речь пословицей. В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» | 3 | |
11 |
Устойчивые сравнения | 2 | |
12 |
Фразеологические сочетания. В. П. Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка» | 3 | |
13 |
Шарада | 2 | |
14 |
Поиграем в слова (метаграммы, логогрифы, перевёртыши) | 2 | |
15 |
Заключительное занятие. Что узнали. Чему научились. | 1 |
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС «СЛОВО О СЛОВАХ»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 |
Откуда ты, имя? Какие имена носили люди Древней Руси. Тайна твоего имени | 3 | |
2 |
Отчество и фамилия. Откуда пришли отчества и фамилии в русский язык? | 2 | |
3 |
Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Откуда пришли названия месяцев? Как назывались месяцы в Древней Руси? О. Д. Ушаков «Этимологический словарик школьника» | 4 | |
4 |
«Крутится — вертится шар голубой…» Что означают названия материков, частей света? | 2 | |
5 |
В гостях у сказки. Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках. Сочини свою сказку | 3 | |
6 |
Что нужно школьнику. Откуда пришли названия некоторых учебных принадлежностей, учебных предметов. Сочини свою загадку | 3 | |
7 |
Скатерть – самобранка. Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек? Кроссворды, шарады, ребусы, загадки | 3 | |
8 |
Растения – почему их так называют? Загадки, пословицы, поговорки о растениях. Составление кроссвордов | 4 | |
9 |
Птицы и звери – почему их так называют? Загадки, пословицы, поговорки о животных. Составление кроссвордов | 4 | |
10 |
О том, что мы носим. Что означают названия некоторых предметов одежды? Составление кроссвордов | 3 | |
11 |
Слова, которые пришли к нам из других языков. | 2 | |
12 |
Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай» | 1 |
Программа кружка
«К тайнам слова»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступных по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.
Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.
В школьных программах по русскому языку для начальных классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.
Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку. Внеклассная работа по русскому языку должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.
Предлагаемая программа «К тайнам слова» разработана на основе авторского курса Е. М. Елизаровой «К тайнам слова. Занимательная лексика для младших школьников», рассчитан на 68 часов и предлагается для работы с обучающимися 3-4 классов. Она состоит из двух частей:
- «Таинства лексики»
- «Слово о словах»
В первой части дети подробно, в занимательной форме знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.
Во второй части речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
Основная цель данного курса – вызвать интерес к изучению русского языка.
Задачи курса:
-
Развитие интереса к изучению тайн русского слова.
-
Воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.
-
Углубление уже имеющихся знаний о лексике.
-
Изучить и исследовать вместе с детьми конкретные лексические понятия.
-
Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся.
К концу изучения программы обучающиеся должны иметь представления:
-
об основных терминах, связанных с лексикой.
знать:
-
откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения;
-
некоторые термины и понятия;
-
некоторые пословицы, поговорки, загадки;
уметь:
-
правильно употреблять изученные слова в речи;
-
подбирать синонимы и антонимы;
-
различать слова-паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
«ТАИНСТВА ЛЕКСИКИ»
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1 |
Лексическое значение слова. Работа с толковыми словарями русского языка |
2 |
|
2 |
Прямое и переносное значение слова |
2 |
|
3 |
Ударение меняет значение. Орфоэпический и орфографический словари |
3 |
|
4 |
Пёстрое семейство синонимов. З. Е. Александрова «Словарь синонимов русского языка» |
3 |
|
5 |
Великое противостояние антонимов. М. Р. Львов «Словарь антонимов русского языка» |
3 |
|
6 |
Слова-двойники. Омонимы. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» |
2 |
|
7 |
Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов |
2 |
|
8 |
Похожи, но не одинаковы. Паронимы |
2 |
|
9 |
Из глубины веков. Архаизмы |
2 |
|
10 |
Красна речь пословицей. В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» |
3 |
|
11 |
Устойчивые сравнения |
2 |
|
12 |
Фразеологические сочетания. В. П. Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка» |
3 |
|
13 |
Шарада |
2 |
|
14 |
Поиграем в слова (метаграммы, логогрифы, перевёртыши) |
2 |
|
15 |
Заключительное занятие. Что узнали. Чему научились. |
1 |
|
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
«СЛОВО О СЛОВАХ»
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1 |
Откуда ты, имя? Какие имена носили люди Древней Руси. Тайна твоего имени |
3 |
|
2 |
Отчество и фамилия. Откуда пришли отчества и фамилии в русский язык? |
2 |
|
3 |
Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Откуда пришли названия месяцев? Как назывались месяцы в Древней Руси? О. Д. Ушаков «Этимологический словарик школьника» |
4 |
|
4 |
«Крутится - вертится шар голубой…» Что означают названия материков, частей света? |
2 |
|
5 |
В гостях у сказки. Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках. Сочини свою сказку |
3 |
|
6 |
Что нужно школьнику. Откуда пришли названия некоторых учебных принадлежностей, учебных предметов. Сочини свою загадку |
3 |
|
7 |
Скатерть – самобранка. Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек? Кроссворды, шарады, ребусы, загадки |
3 |
|
8 |
Растения – почему их так называют? Загадки, пословицы, поговорки о растениях. Составление кроссвордов |
4 |
|
9 |
Птицы и звери – почему их так называют? Загадки, пословицы, поговорки о животных. Составление кроссвордов |
4 |
|
10 |
О том, что мы носим. Что означают названия некоторых предметов одежды? Составление кроссвордов |
3 |
|
11 |
Слова, которые пришли к нам из других языков. |
2 |
|
12 |
Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай» |
1 |
|
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО