Древнерусское государство в IX - XII вв. Рабочий лист для подготовки к ГИА
№ п/п | Событие | Дата |
1. | Восстание древлян | |
2. | Второе восстание в Киеве и призвание Владимира Мономаха | |
3. | Гибель Святослава | |
4. | Крещение Руси | |
5. | Любечский съезд | |
6. | Объединение Новгорода и Киева в рамках одного государства | |
7. | Окончательный распад Древнерусского государства | |
8. | Поражение Ярославичей от половцев и восстание в Киеве | |
9. | Поход Олега на Константинополь | |
10. | Призвание варягов | |
11. | Разгром Хазарского каганата | |
12. | Усобица среди сыновей Владимира |
Исторический деятель | Кто такой? Что сделал? Чем знаменит? |
Анна | |
Аскольд и Дир | |
Борис и Глеб | |
Владимир Мономах | |
Владимир Святославович | |
Игорь | |
Иларион | |
Кирилл и Мефодий | |
Мстислав Владимирович | |
Нестор | |
Олег | |
Ольга | |
Рюрик | |
Святополк Окаянный | |
Святослав | |
Ярополк Святославович | |
Ярослав Мудрый |
1. «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи»__________________ 2. «… и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий […] И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя […] И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей»_________________________________________________ _________________________________ 3. «Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное» _________________________________________________ _____________________________________ 4. «[…]с ранней молодости стоял на стороже Русской земли, бился за нее с погаными, приобрел имя доброго страдальца (труженика) за Русскую землю по преимуществу. В тот век народной юности богатырские подвиги […], его изумительная деятельность не могли не возбудить сильное сочувствие, особенно когда эти подвиги совершались на пользу земли. Большую часть жизни провел он вне дома, большую часть ночей проспал на сырой земле; одних дальних путешествий совершил он 83; дома и в дороге, на войне и на охоте делал все сам, не давал себе покою ни ночью, ни днем, ни в холод, ни в жар; до света поднимался он с постели, ходил к обедне, потом думал с дружиною, оправливал (судил) людей, ездил на охоту или так куда-нибудь, в полдень ложился спать и потом снова начинал ту же деятельность._________________________________________________ _______ 5. «И уговорил их царь, и послал их в Славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, – начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие. И рады были славяне, что услышали они о величии Божьем на своем языке. Затем перевели они Псалтырь, Октоих и другие книги» _________________________________________________ ________ 6. «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» — так с первых строк определил цель своего труда […]_________________________________________________ _______________________________________ 7. «Когда … вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». »
3. Работа с терминами и понятиями.
Дайте определение понятий.
Барщина- _________________________________________________ _______________________________
Бортничество_________________________________________________ ____________________________
Вервь_________________________________________________ __________________________________
Вече_________________________________________________ ___________________________________
Вира_________________________________________________ ___________________________________
Волхв_________________________________________________ __________________________________
Вотчина_________________________________________________ ________________________________
Детинец_________________________________________________ ________________________________
Дружина_________________________________________________ ________________________________
Закуп_________________________________________________ __________________________________
Зернь_________________________________________________ __________________________________
Идол_________________________________________________ ___________________________________
Капище_________________________________________________ _________________________________
Летопись_________________________________________________ _______________________________
Митрополит_________________________________________________ _____________________________
Мозаика_________________________________________________ ________________________________
Оброк_________________________________________________ __________________________________
Погосты_________________________________________________ ________________________________
Подсека_________________________________________________ ________________________________
Полюдье_________________________________________________ ________________________________
Посад_________________________________________________ __________________________________
Рядович_________________________________________________ ________________________________
Скань_________________________________________________ __________________________________
Уроки_________________________________________________ __________________________________
Филигрань_________________________________________________ ______________________________
Фреска_________________________________________________ _________________________________
Холоп_________________________________________________ __________________________________
Шишак_________________________________________________ _________________________________
4. Работа с источниками.
Определите, о каких событиях идет речь в отрывках из «Повести временных лет». Укажите дату события.
1. «В год 6605 (1097) прибыли Святополк (Изяславич), и Владимир (Всеволодович), и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались (в городе) Любече, чтобы уладить и мир И говорили они друг другу, говоря: \«Зачем мы губим Русскую землю, сами против себя распрю имея? А половцы землю нашу разносят и совете есть, что между нами война сей Теперь зьеднаймося в одно августа это и обереги Русскую землю Каждый пусть держит отчину свою: Святополк — Киев Изяслава; Владимир — Всеволода (удел) Давид и Олег, и Ярослав — Святослава (удел) (другим пусть будут) города, которые им р оздав Всеволод; Давиду — Владимир: двум Ростиславичам: Перемышль — Владыке, а Теребовль-Василькове \»И на этом они целовали крест:\» 2. ««Если бы это нехорошо было, князь и бояре сего бы не приняли\» А назавтра вышел Владимир с попами цесарицинимы и корсунскими на Днепр И сошлось людей без счета, и влезли эоны в воду и стояли — те до ши ии, а вторые к груди Дети же (не отходили) от берега, а другие младенцев держали Взрослые бродили (в воде), а попы, стоя, молитвы творилиолитви творили.».
3. «Когда же услышали древляне, что он снова идет, посоветовались древляне с князем своим Малом и сказали: \«Если повадится волк к овцам, то выносит по одной все стадо, если не убьют его Так и этот: если не вбьем мо его, то он всех нас погубитубить»» 4. «Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.».
5. «И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.». 6. «Сказала же им Ольга: «Любезна мне речь ваша, — мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: „Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье“, — и вознесут вас в ладье», и отпустила их к ладье. Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града, На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним, и сказали: «Зовет вас Ольга для чести великой». Они же ответили: «Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье». И ответили киевляне: «Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя», — и понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?». Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.».
7. «И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись – и так оставшиеся их возвратились домой. И придя в землю свою, поведали – каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. «Будто молнию небесную, – говорили они, – имели у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их”». 8. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам...». 9. «Когда он вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: „Хочу на вас идти“. И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей...».
10. «А было печенегов без числа. Он выступил из города и исполчил дружину, и поставил варягов посередине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая… И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня». 5. Работа с суждениями. Прочитайте текст, заполнив пропуски. Выполните задания. 1. ___________(1) теория — разновидность договорной теории образования государства, согласно которой __________ (2) основали Русское государство. Выдвинута в с.XVIII в. при Анне Ивановне во время бироновщины работавшими в России немецкими историками__________(3), Миллером Г.Ф., Шлёцером А.Л. и др., которые использовали легенду о призвании ___________(4) в Новгород и считали не славян, а варягов (норманнов) создателями русского государства из-за отсталости русских. Согласно „Повести временных лет“, в IX в. ильменские словене и кривичи жили „звериньским образом“, выплачивая дань норманнам. Выведенные из терпения господством варягов, они прогнали их и стали управлять по старинным родовым обычаям, но вскоре среди них начались усобицы. Поэтому они обратились к варягам с приглашением: „Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами“.В _____ (5) они пригласили варяжского конунга Рюрика в ____________(6). Его полулегендарные братья — __________(7) поселился м.чудью и весью на Белоозере, а ____________(8) — у кривичей в Изборске. Часть новгородцев во главе с водинским князем Вадимом Храбрым оказали вооружённое сопротивление Рюрику, но в 862 (863)были разбиты. 1.1.Кто являлся противником теории, о которой идет речь в тексте? Почему? 1.2.Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории (приведите три объяснения). 2. Ниже указаны две точки зрения на наличие государства в Древней Руси. Какая из точек зрения представляется вам более предпочтительной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную вами точку зрения. 1) Древнюю Русь X—начала XII вв. можно назвать централизованным государством. 2) Древнюю Русь X—начала XII вв. нельзя назвать централизованным госу
Жох Яна Викторовна
Саратовская область, Саратовский район, р.п. Красный Октябрь
Древнерусское государство в IX – XII вв.
Рабочий лист для подготовки к ГИА
Древнерусское государство в IX – XII вв.
-
Работа с хронологией.
Заполните таблицу.
№ п/п |
Событие |
Дата |
|
Восстание древлян |
|
|
Второе восстание в Киеве и призвание Владимира Мономаха |
|
|
Гибель Святослава |
|
|
Крещение Руси |
|
|
Любечский съезд |
|
|
Объединение Новгорода и Киева в рамках одного государства |
|
|
Окончательный распад Древнерусского государства |
|
|
Поражение Ярославичей от половцев и восстание в Киеве |
|
|
Поход Олега на Константинополь |
|
|
Призвание варягов |
|
|
Разгром Хазарского каганата |
|
|
Усобица среди сыновей Владимира |
|
Определите последовательность событий.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Работа с персоналиями.
-
Заполните таблицу.
Исторический деятель |
Кто такой? Что сделал? Чем знаменит? |
Анна |
|
Аскольд и Дир |
|
Борис и Глеб |
|
Владимир Мономах |
|
Владимир Святославович |
|
Игорь |
|
Иларион |
|
Кирилл и Мефодий |
|
Мстислав Владимирович |
|
Нестор |
|
Олег |
|
Ольга |
|
Рюрик |
|
Святополк Окаянный |
|
Святослав |
|
Ярополк Святославович |
|
Ярослав Мудрый |
|
-
Прочитайте текст и укажите, о ком идет речь?
-
«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи» __________________
-
«… и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий […] И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя […] И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей»__________________________________________________________________________________
-
«Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное» ______________________________________________________________________________________
-
«… с ранней молодости стоял на стороже Русской земли, бился за нее с погаными, приобрел имя доброго страдальца (труженика) за Русскую землю по преимуществу. В тот век народной юности богатырские подвиги …, его изумительная деятельность не могли не возбудить сильное сочувствие, особенно когда эти подвиги совершались на пользу земли. Большую часть жизни провел он вне дома, большую часть ночей проспал на сырой земле; одних дальних путешествий совершил он 83; дома и в дороге, на войне и на охоте делал все сам, не давал себе покою ни ночью, ни днем, ни в холод, ни в жар; до света поднимался он с постели, ходил к обедне, потом думал с дружиною, оправливал (судил) людей, ездил на охоту или так куда-нибудь, в полдень ложился спать и потом снова начинал ту же деятельность.________________________________________________________
-
«И уговорил их царь, и послал их в Славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, – начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие. И рады были славяне, что услышали они о величии Божьем на своем языке. Затем перевели они Псалтырь, Октоих и другие книги» _________________________________________________________
-
"Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда … ________________________________________________________________________________________
-
«Когда … вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". »
-
Работа с терминами и понятиями.
Дайте определение понятий.
Барщина- ________________________________________________________________________________
Бортничество_____________________________________________________________________________
Вервь___________________________________________________________________________________
Вече____________________________________________________________________________________
Вира____________________________________________________________________________________
Волхв___________________________________________________________________________________
Вотчина_________________________________________________________________________________
Детинец_________________________________________________________________________________
Дружина_________________________________________________________________________________
Закуп___________________________________________________________________________________
Зернь___________________________________________________________________________________
Идол____________________________________________________________________________________
Капище__________________________________________________________________________________
Летопись________________________________________________________________________________
Митрополит______________________________________________________________________________
Мозаика_________________________________________________________________________________
Оброк___________________________________________________________________________________
Погосты_________________________________________________________________________________
Подсека_________________________________________________________________________________
Полюдье_________________________________________________________________________________
Посад___________________________________________________________________________________
Рядович_________________________________________________________________________________
Скань___________________________________________________________________________________
Уроки___________________________________________________________________________________
Филигрань_______________________________________________________________________________
Фреска__________________________________________________________________________________
Холоп___________________________________________________________________________________
Шишак__________________________________________________________________________________
-
Работа с источниками.
Определите, о каких событиях идет речь в отрывках из «Повести временных лет». Укажите дату события.
-
«В год 6605 (1097) прибыли Святополк (Изяславич), и Владимир (Всеволодович), и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались (в городе) Любече, чтобы уладить и мир И говорили они друг другу, говоря: \"Зачем мы губим Русскую землю, сами против себя распрю имея? А половцы землю нашу разносят и совете есть, что между нами война сей Теперь зьеднаймося в одно августа это и обереги Русскую землю Каждый пусть держит отчину свою: Святополк - Киев Изяслава; Владимир - Всеволода (удел) Давид и Олег, и Ярослав - Святослава (удел) (другим пусть будут) города, которые им р оздав Всеволод; Давиду - Владимир: двум Ростиславичам: Перемышль - Владыке, а Теребовль-Василькове \"И на этом они целовали крест:\»
-
«"Если бы это нехорошо было, князь и бояре сего бы не приняли\" А назавтра вышел Владимир с попами цесарицинимы и корсунскими на Днепр И сошлось людей без счета, и влезли эоны в воду и стояли - те до ши ии, а вторые к груди Дети же (не отходили) от берега, а другие младенцев держали Взрослые бродили (в воде), а попы, стоя, молитвы творилиолитви творили.».
-
«Когда же услышали древляне, что он снова идет, посоветовались древляне с князем своим Малом и сказали: \"Если повадится волк к овцам, то выносит по одной все стадо, если не убьют его Так и этот: если не вбьем мо его, то он всех нас погубитубить"»
-
«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.».
-
«И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: "Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь". И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: "Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом". И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.».
-
«Сказала же им Ольга: "Любезна мне речь ваша, - мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: "Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье", - и вознесут вас в ладье", и отпустила их к ладье. Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града, На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним, и сказали: "Зовет вас Ольга для чести великой". Они же ответили: "Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье". И ответили киевляне: "Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя", - и понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: "Хороша ли вам честь?". Они же ответили: "Горше нам Игоревой смерти". И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.».
-
«И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись – и так оставшиеся их возвратились домой. И придя в землю свою, поведали – каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. "Будто молнию небесную, – говорили они, – имели у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их”».
-
«Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам...».
-
«Когда он вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей...».
-
«А было печенегов без числа. Он выступил из города и исполчил дружину, и поставил варягов посередине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая... И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня».
-
Работа с суждениями.
Прочитайте текст, заполнив пропуски. Выполните задания.
-
___________(1) теория - разновидность договорной теории образования государства, согласно которой __________ (2) основали Русское государство. Выдвинута в с.XVIII в. при Анне Ивановне во время бироновщины работавшими в России немецкими историками__________(3), Миллером Г.Ф., Шлёцером А.Л. и др., которые использовали легенду о призвании ___________(4) в Новгород и считали не славян, а варягов (норманнов) создателями русского государства из-за отсталости русских. Согласно "Повести временных лет", в IX в. ильменские словене и кривичи жили "звериньским образом", выплачивая дань норманнам. Выведенные из терпения господством варягов, они прогнали их и стали управлять по старинным родовым обычаям, но вскоре среди них начались усобицы. Поэтому они обратились к варягам с приглашением: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами".В _____ (5) они пригласили варяжского конунга Рюрика в ____________(6). Его полулегендарные братья - __________(7) поселился м.чудью и весью на Белоозере, а ____________(8) - у кривичей в Изборске . Часть новгородцев во главе с водинским князем Вадимом Храбрым оказали вооружённое сопротивление Рюрику, но в 862 (863)были разбиты.
-
Кто являлся противником теории, о которой идет речь в тексте? Почему?
-
Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории (приведите три объяснения).
-
Ниже указаны две точки зрения на наличие государства в Древней Руси. Какая из точек зрения представляется вам более предпочтительной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную вами точку зрения.
1) Древнюю Русь X—начала XII вв. можно назвать централизованным государством.
2) Древнюю Русь X—начала XII вв. нельзя назвать централизованным государством.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»