Пейзаж - сфера искусства, в котором формируется отношение к природе
Цели и задачи:1. Образовательная: знакомство учащихся с творчеством русских художников, 2. Воспитательная: отношение художников к русской природе и Родине; формирование понимания значения художника — патриота и гражданина. 3. Развивающая: развитие речи, мышления, выражение собственных чувств к картинам русских художников. Оборудование к уроку: презентация: И. Шишкин. Рожь, Сосны, Корабельная роща Ф. Васильев. Оттепель. Мокрый луг. И. Левитан. Владимирка. Над вечным покоем (видеофрагмент). Весна — большая вода.; Репродукции картин, разрезанные на равные количества частей, для конкурса «Мозаика»; Репродукции и фотографии работ художников для игры «Третий лишний»; ТСО – медиапроектор, ноутбук, экран. <place w:st=«on»>I. Организационный момент. Ребята, сегодня на уроке вы поработаете в группах. По желанию вы создали группы в которых будете работать и зарабатывать баллы, в конце урока вы поделитесь с нами, устраивает ли вас такая форма работы. II. Пейзаж — жанр изобразительно искусства.Вы знакомы с несколькими видами изобразительного искусства. Вспомните и перечислите уже известные вам виды изобразительного искусства. (ДПИ, графика, скульптура, живопись –1б. той команде, которая назовёт вид и определение) Для того чтобы определить вид изобразительного искусства, к которому принадлежит произведение, на какие вопросы необходимо ответить? (Какие средства выразительности использовал художник в своей работе и какие материалы помогли ему создать художественное произведение?) Игра: «Третий лишний»Командам предлагается из трех работ художников выбрать одну лишнюю и объяснить почему. На обдумывание дается 30 сек. Если команда не смогла, право ответа переходит следующей команде (1б. за правильную лишнюю картину, 1б. за объяснение). Баллы набираются фишками. Говоря о жанре искусства, мы должны ответить на вопросы: «На какую тему написана картина? Что является главным в том или ином произведении?» Картины, в которых главным было изображение природы, относятся к жанру «Пейзаж». Кто в наше время не знает, что такое пейзаж? Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д. Как самостоятельное явление этот жанр искусства получил наиболее широкое распространение в двух видах изобразительного искусства: живописи и графике. Пейзаж — это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Подчас он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные коллизии. Русский пейзаж в лучших его воплощениях всегда был прежде всего средоточением глубоких переживаний, острых философских идей. III. Беседа о творчестве Ивана Ивановича Шишкина.На высоком берегу Камы, среди лугов, полей, озер и прекрасных сосновых лесов, расположился старинный городок Елабуга. Здесь родился, провел детство и работал многие годы великий русский художник Иван Иванович Шишкин. На уроках литературы и изобразительного искусства в начальной школе вы знакомились с некоторыми его произведениями. Назовите картины, которые вам запомнились. («Корабельная роща», «Сосны»)Были у художника и многие другие картины: «Сосновый лес», «Дубки», «Сосновый бор», «Лесные дали». «Рожь» — одно из лучших творений в отечественной пейзажной живописи. Что вы видите на этой картине? (Шумит и колышется необъятное море ржи. Только чуть расступается оно, чтобы пропустить полевую дорожку. Идут вдалеке крестьяне, да стоят среди золотистых хлебов одинокие сосны.) Да, сюжет картины прост. Но смотришь на нее и глаз не оторвешь: вот она — Россия, с ее раздольем, богатством земли, благозвучностью бытия. А какими красками написана картина! Светлыми, звонкими, голубовато-зелеными, золотисто-коричневыми — лучезарными! И даже кучевые облака, собирающиеся на краю горизонта, не умаляют жизнерадостности произведения, напротив, подчеркивают ее. Безукоризненно композиционное искусство великого мастера — в картине нет ничего лишнего, все предметы имеют свое предназначение и глубокий смысл. Еще с детства елабужские сосновые леса наметили основную тему картин Шишкина — тему русской природы. Художника справедливо называли «богатырем русского леса», через леса он показывал в своих произведениях силу и былинную мощь Родины, ее душевную щедрость и красоту. IV. «Глубок смысл природы» (беседа о Федоре Александровиче Васильеве).Одним из самых одаренных учеников Шишкина был Ф.А. Васильев. Прожив всего 23 года, он создал ряд удивительных, запоминающихся произведений: картин, этюдов, акварелей, рисунков. Вот названия лишь некоторых из них: «После грозы», «У водопоя», «Перед грозой», «Возвращение стада», «Деревенское утро», «Туча», «Заря в Петербурге», «Перед дождем», «После проливного дождя». Уже по названиям видно, что художнику интересны различные состояния природы, которые рождают в душе разнообразные эмоции — радость, тревогу, грусть, восторг, безысходность, смятение, просветленность и т. д. В девятнадцатилетнем возрасте в Васильеве сформировались твердые реалистические позиции, полная творческая зрелость. Все лето он провел в живописных местах Тамбовской и Харьковской губернии — впервые в жизни уехав так далеко от Петербурга. Путевые письма полны восторгов: «Я всем наслаждался. Всему сочувствовал и удивлялся, все было ново… новые места, люди, а, следовательно, и впечатления обступили со всех сторон и не дают умирать мысли и чувству». «Рощи, приветливо зеленеющие поля ржи и овса, деревни с крытыми соломой домиками. Колодцы с журавлями. Цветущие подсолнухи… И все это поражало своей новостью и типичностью. Вся жизнь наружу!» Ф.А. Васильев безгранично верил, что искусство обладает огромной силой воспитательного воздействия на общество, что мораль и художественность в искусстве нераздельны. Говорил: «Если написать картину, состоящую из одного этого голубого воздуха и гор, без единого облачка, и передать это так, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы, будет отложен и покажется во всей безобразной наготе. Я верю, что у человечества, в далеком, конечно, будущем, найдутся такие художники, и тогда не скажут, что картины — роскошь развращенного сибарита».Художник утверждал, что без любви к природе невозможно полное счастье и долг пейзажиста — помочь людям обрести это счастье, обогатить и возвысить его. В картине «После дождя» Васильев нашел ответ на главные волновавшие его вопросы — здесь органично соединились красота и правда, живописность и безукоризненное знание натуры, социальная направленность и щемящая душу лирика. Великолепно написано небо, пронизанное прощальными вечерними лучами солнца, живо и верно передано мягкое освещение, которое объединяет все изображение, придает пейзажу воздушность, цельность. И композиционно картина решена безупречно. • Охарактеризуйте композицию этого пейзажа. (Группа деревьев, дорога, идущая почти по диагонали, ведет наш взгляд к повозке, что движется навстречу. Хотя до сидящих на сене крестьян неблизко, фигура одного из них четко выделяется на фоне светлого неба.) Типично русский пейзаж передан с неизъяснимым теплом и обаянием. Россия для художника прекрасна илюбима. Лучшим произведением русской, да и мировой живописи является пейзаж «Мокрый луг». Торжественный, величественный пейзаж рождает ощущение молодой буйной силы. Только что прошла мглистая грозовая туча, основательно промыв зелень, землю, воздух. Как легко дышится после летнего шквального ливня, как радуешься, предвкушая тот миг, когда ослепительное солнце отразится в миражах капель на траве и листьях. Так, внешне бедный мотив смог воплотить целый мир мыслей и чувств художника, став символом отчизны. В пору создания «Мокрого луга» Федору Александровичу Васильеву было всего двадцать два года... Лучшие произведения художника предвосхищают пейзажи И.И. Левитана, великого мастера выражения тончайшей гаммы чувств средствами пейзажа. Исаак Ильич Левитан безмерно ценил творчество Васильева, пристально изучая его наследие, стремился привить любовь к нему у своих учеников. V. «Как у Левитана!» (Беседа об Исааке Ильиче Левитане)Есть художники, имена которых светят нам из прошлого и согревают нас. Один из них — Левитан. Достаточно произнести это имя, и перед нами предстает облик прекрасного, глубокого и благородного человека. Встают картины художника, что с детства навсегда вошли в нашу жизнь, картины родной русской природы, то грустные, то радостные. «Левитановские», — говорим мы. Характерные черты его пейзажа — простота мотива, соединенная с глубоким внутренним содержанием, единство, цельность, жизненная трепетность, подвижность, материальность предметов. После окончания художественного училища Левитан часто выезжал за границу писать классическую итальянскую природу. Поездки не принесли ему удовлетворения. Он тосковал там, а работа не шла. «Зачем я здесь? — пишет он в письме к другу из Ниццы. — Что мне здесь нужно, в чужой стране, в то самое время, как меня тянет в Россию и так мучительно хочется видеть тающий снег, березку?» Художник возвращается в Россию. Он снова уходит в работу. Результатом поездки на Волгу явились картины «Тихая обитель», «У омута», «Вечерний звон». Одно из самых лучших созданий Левитана — «Владимирка». С такой силой прозвучала здесь любимая художником тема дороги! Да, это та печально известная дорога, по которой сотни лет гнали арестантов на каторгу, над которой веками не утихал кандальный звон. «Владимирка» — исторический, несущий большие социальные идеи пейзаж. Полоса земли и небо. Бескрайние дали. Голубец у дороги и одинокая фигура странницы. И церковка маленькая. Затерянная вдали среди бескрайних просторов светлая капелька, которую едва высветил луч с темного неба. Несколько маленьких, чахлых деревьев еле видны далеко впереди. И все. Тишина. Какая глубина и зрелость чувств и какое мастерство художника, которому было немногим более двадцати лет! Было у художника много картин радостного звучания: «Свежий ветер. Волга», «Золотая осень», «Март». Эти картины наполнены жизнью, солнцем, напоены светом и воздухом. Через год было создано грандиозное полотно «Над вечным покоем». «В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», — писал Левитан П.М. Третьякову. (Видеофрагмент). В этой картине художник говорит о трагическом противоречии между печальной судьбой человека с его кратковременным существованием и вечно живущей, могучей, прекрасной во всех своих проявлениях природой. Природа словно торжествует над бренностью людской участи: мрачные, тяжелые, ползущие вереницей одна за другой тучи, порывистый ветер, широкие водные просторы — все угрожает жалким человеческим останкам, покоящимся под убогими крестами у трепещущих и гнущихся деревьев. Мы часто говорим «левитановская осень», «шишкинский лес», сравнивая природу с уже увиденными в картинах уголками нашей необъятной родины. И действительно, разве левитановские картины «Весна. Большая вода» и «Март» — это не поэма о русской весне? Разве «Рожь» — это не целая повесть о полях, о полуденном солнце и одиноких соснах? Умение создать в пейзаже образ, передать самое характерное в явлении природы есть качество, отличительное для русской пейзажной школы. Этим качеством, пожалуй, определяется и ее место в истории мировой живописи. Игра:«Мозаика»Командам предстоит собрать по кусочкам репродукцию картины великого мастера, назвать ее и автора и дать краткий анализ картины. (Капитаны команд выбирают конверты с разрезанными репродукциями картины и вскрывают их только по команде учителя) Время ограничено — только 2 минуты. (Оценивается быстрота, в определении автора (1б.) и названия(1б.) картины). VI. Домашнее задание: выполнить рисунок в цвете «Солнечный день/Дождливая погода» -какие цвета будете использовать? — как изменить насыщенность цвета? — теплые или холодные цвета будете использовать? VII. Итог урока.1. С какими художниками мы познакомились на сегодняшнем уроке? 2. Какие картины вам запомнились? 3. Назовите картины, которые произвели на вас наибольшее впечатление. Почему? 4.
Посчитайте сколько баллов заработали ваши команды на сегодняшнем уроке (вручение эмблем: большее количество баллов – «Знатоки», меньшее – «Умники и умницы».
Тест №1
Виды изобразительного искусства
-
Класс
Фамилия и имя ученика
Выбери правильный ответ:
1. Один из видов скульптуры:
Язык изобразительного искусства
Пейзаж - сфера искусства, в котором формируется отношение к природе
Цели и задачи: 1. Образовательная: знакомство учащихся с творчеством русских художников,
2. Воспитательная: отношение художников к русской природе и Родине;
формирование понимания значения художника - патриота и гражданина.
3. Развивающая: развитие речи, мышления, выражение собственных чувств к картинам русских художников.
Оборудование к уроку: презентация: И. Шишкин. Рожь, Сосны, Корабельная роща
Ф. Васильев. Оттепель. Мокрый луг.
И. Левитан. Владимирка. Над вечным покоем (видеофрагмент). Весна - большая вода.;
Репродукции картин, разрезанные на равные количества частей, для конкурса «Мозаика»;
Репродукции и фотографии работ художников для игры «Третий лишний»;
ТСО – медиапроектор, ноутбук, экран.
I. Организационный момент. Ребята, сегодня на уроке вы поработаете в группах. По желанию вы создали группы в которых будете работать и зарабатывать баллы, в конце урока вы поделитесь с нами, устраивает ли вас такая форма работы.
II. Пейзаж - жанр изобразительно искусства.
Вы знакомы с несколькими видами изобразительного искусства. Вспомните и перечислите уже известные вам виды изобразительного искусства.
(ДПИ, графика, скульптура, живопись –1б. той команде, которая назовёт вид и определение)
Для того чтобы определить вид изобразительного искусства, к которому принадлежит произведение, на какие вопросы необходимо ответить?
(Какие средства выразительности использовал художник в своей работе и какие материалы помогли ему создать художественное произведение?)
Игра: «Третий лишний» Командам предлагается из трех работ художников выбрать одну лишнюю и объяснить почему. На обдумывание дается 30 сек. Если команда не смогла, право ответа переходит следующей команде (1б. за правильную лишнюю картину, 1б. за объяснение). Баллы набираются фишками.
Говоря о жанре искусства, мы должны ответить на вопросы: «На какую тему написана картина? Что является главным в том или ином произведении?»
Картины, в которых главным было изображение природы, относятся к жанру «Пейзаж».
Кто в наше время не знает, что такое пейзаж? Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.
Как самостоятельное явление этот жанр искусства получил наиболее широкое распространение в двух видах изобразительного искусства: живописи и графике.
Пейзаж - это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Подчас он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные коллизии.
Русский пейзаж в лучших его воплощениях всегда был прежде всего средоточением глубоких переживаний, острых философских идей.
III. Беседа о творчестве Ивана Ивановича Шишкина.
На высоком берегу Камы, среди лугов, полей, озер и прекрасных сосновых лесов, расположился старинный городок Елабуга. Здесь родился, провел детство и работал многие годы великий русский художник Иван Иванович Шишкин.
На уроках литературы и изобразительного искусства в начальной школе вы знакомились с некоторыми его произведениями. Назовите картины, которые вам запомнились.
(«Корабельная роща», «Сосны»)
Были у художника и многие другие картины: «Сосновый лес», «Дубки», «Сосновый бор», «Лесные дали».
«Рожь» - одно из лучших творений в отечественной пейзажной живописи. Что вы видите на этой картине?
(Шумит и колышется необъятное море ржи. Только чуть расступается оно, чтобы пропустить полевую дорожку. Идут вдалеке крестьяне, да стоят среди золотистых хлебов одинокие сосны.) Да, сюжет картины прост. Но смотришь на нее и глаз не оторвешь: вот она - Россия, с ее раздольем, богатством земли, благозвучностью бытия.
А какими красками написана картина! Светлыми, звонкими, голубовато-зелеными, золотисто-коричневыми - лучезарными! И даже кучевые облака, собирающиеся на краю горизонта, не умаляют жизнерадостности произведения, напротив, подчеркивают ее. Безукоризненно композиционное искусство великого мастера — в картине нет ничего лишнего, все предметы имеют свое предназначение и глубокий смысл.
Еще с детства елабужские сосновые леса наметили основную тему картин Шишкина - тему русской природы. Художника справедливо называли «богатырем русского леса», через леса он показывал в своих произведениях силу и былинную мощь Родины, ее душевную щедрость и красоту.
IV. «Глубок смысл природы» (беседа о Федоре Александровиче Васильеве).
Одним из самых одаренных учеников Шишкина был Ф.А. Васильев. Прожив всего 23 года, он создал ряд удивительных, запоминающихся произведений: картин, этюдов, акварелей, рисунков. Вот названия лишь некоторых из них: «После грозы», «У водопоя», «Перед грозой», «Возвращение стада», «Деревенское утро», «Туча», «Заря в Петербурге», «Перед дождем», «После проливного дождя».
Уже по названиям видно, что художнику интересны различные состояния природы, которые рождают в душе разнообразные эмоции - радость, тревогу, грусть, восторг, безысходность, смятение, просветленность и т. д.
В девятнадцатилетнем возрасте в Васильеве сформировались твердые реалистические позиции, полная творческая зрелость.
Все лето он провел в живописных местах Тамбовской и Харьковской губернии - впервые в жизни уехав так далеко от Петербурга. Путевые письма полны восторгов: «Я всем наслаждался. Всему сочувствовал и удивлялся, все было ново ... новые места, люди, а, следовательно, и впечатления обступили со всех сторон и не дают умирать мысли и чувству».
«Рощи, приветливо зеленеющие поля ржи и овса, деревни с крытыми соломой домиками. Колодцы с журавлями. Цветущие подсолнухи... И все это поражало своей новостью и типичностью. Вся жизнь наружу!»
Ф.А. Васильев безгранично верил, что искусство обладает огромной силой воспитательного воздействия на общество, что мораль и художественность в искусстве нераздельны. Говорил: «Если написать картину, состоящую из одного этого голубого воздуха и гор, без единого облачка, и передать это так, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы, будет отложен и покажется во всей безобразной наготе. Я верю, что у человечества, в далеком, конечно, будущем, найдутся такие художники, и тогда не скажут, что картины - роскошь развращенного сибарита».
Художник утверждал, что без любви к природе невозможно полное счастье и долг пейзажиста - помочь людям обрести это счастье, обогатить и возвысить его.
В картине «После дождя» Васильев нашел ответ на главные волновавшие его вопросы - здесь органично соединились красота и правда, живописность и безукоризненное знание натуры, социальная направленность и щемящая душу лирика.
Великолепно написано небо, пронизанное прощальными вечерними лучами солнца, живо и верно передано мягкое освещение, которое объединяет все изображение, придает пейзажу воздушность, цельность. И композиционно картина решена безупречно.
• Охарактеризуйте композицию этого пейзажа. (Группа деревьев, дорога, идущая почти по диагонали, ведет наш взгляд к повозке, что движется навстречу. Хотя до сидящих на сене крестьян неблизко, фигура одного из них четко выделяется на фоне светлого неба.) Типично русский пейзаж передан с неизъяснимым теплом и обаянием. Россия для художника прекрасна и любима.
Лучшим произведением русской, да и мировой живописи является пейзаж «Мокрый луг».
Торжественный, величественный пейзаж рождает ощущение молодой буйной силы. Только что прошла мглистая грозовая туча, основательно промыв зелень, землю, воздух. Как легко дышится после летнего шквального ливня, как радуешься, предвкушая тот миг, когда ослепительное солнце отразится в миражах капель на траве и листьях. Так, внешне бедный мотив смог воплотить целый мир мыслей и чувств художника, став символом отчизны. В пору создания «Мокрого луга» Федору Александровичу Васильеву было всего двадцать два года...
Лучшие произведения художника предвосхищают пейзажи И.И. Левитана, великого мастера выражения тончайшей гаммы чувств средствами пейзажа. Исаак Ильич Левитан безмерно ценил творчество Васильева, пристально изучая его наследие, стремился привить любовь к нему у своих учеников.
V. «Как у Левитана!» (Беседа об Исааке Ильиче Левитане)
Есть художники, имена которых светят нам из прошлого и согревают нас. Один из них - Левитан. Достаточно произнести это имя, и перед нами предстает облик прекрасного, глубокого и благородного человека.
Встают картины художника, что с детства навсегда вошли в нашу жизнь, картины родной русской природы, то грустные, то радостные. «Левитановские», - говорим мы.
Характерные черты его пейзажа - простота мотива, соединенная с глубоким внутренним содержанием, единство, цельность, жизненная трепетность, подвижность, материальность предметов.
После окончания художественного училища Левитан часто выезжал за границу писать классическую итальянскую природу.
Поездки не принесли ему удовлетворения. Он тосковал там, а работа не шла. «Зачем я здесь? — пишет он в письме к другу из Ниццы. - Что мне здесь нужно, в чужой стране, в то самое время, как меня тянет в Россию и так мучительно хочется видеть тающий снег, березку?»
Художник возвращается в Россию. Он снова уходит в работу. Результатом поездки на Волгу явились картины «Тихая обитель», «У омута», «Вечерний звон».
Одно из самых лучших созданий Левитана - «Владимирка».
С такой силой прозвучала здесь любимая художником тема дороги! Да, это та печально известная дорога, по которой сотни лет гнали арестантов на каторгу, над которой веками не утихал кандальный звон.
«Владимирка» - исторический, несущий большие социальные идеи пейзаж. Полоса земли и небо. Бескрайние дали. Голубец у дороги и одинокая фигура странницы. И церковка маленькая. Затерянная вдали среди бескрайних просторов светлая капелька, которую едва высветил луч с темного неба. Несколько маленьких, чахлых деревьев еле видны далеко впереди. И все. Тишина. Какая глубина и зрелость чувств и какое мастерство художника, которому было немногим более двадцати лет!
Было у художника много картин радостного звучания: «Свежий ветер. Волга», «Золотая осень», «Март». Эти картины наполнены жизнью, солнцем, напоены светом и воздухом.
Через год было создано грандиозное полотно «Над вечным покоем». «В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», - писал Левитан П.М. Третьякову. (Видеофрагмент).
В этой картине художник говорит о трагическом противоречии между печальной судьбой человека с его кратковременным существованием и вечно живущей, могучей, прекрасной во всех своих проявлениях природой. Природа словно торжествует над бренностью людской участи: мрачные, тяжелые, ползущие вереницей одна за другой тучи, порывистый ветер, широкие водные просторы - все угрожает жалким человеческим останкам, покоящимся под убогими крестами у трепещущих и гнущихся деревьев. Мы часто говорим «левитановская осень», «шишкинский лес», сравнивая природу с уже увиденными в картинах уголками нашей необъятной родины. И действительно, разве левитановские картины «Весна. Большая вода» и «Март» - это не поэма о русской весне? Разве «Рожь» - это не целая повесть о полях, о полуденном солнце и одиноких соснах? Умение создать в пейзаже образ, передать самое характерное в явлении природы есть качество, отличительное для русской пейзажной школы. Этим качеством, пожалуй, определяется и ее место в истории мировой живописи.
Игра: «Мозаика» Командам предстоит собрать по кусочкам репродукцию картины великого мастера, назвать ее и автора и дать краткий анализ картины.
(Капитаны команд выбирают конверты с разрезанными репродукциями картины и вскрывают их только по команде учителя)
Время ограничено - только 2 минуты. (Оценивается быстрота, в определении автора (1б.) и названия(1б.) картины).
VI. Домашнее задание: выполнить рисунок в цвете «Солнечный день/Дождливая погода»
- какие цвета будете использовать?
- как изменить насыщенность цвета?
- теплые или холодные цвета будете использовать?
VII. Итог урока.
-
С какими художниками мы познакомились на сегодняшнем уроке?
-
Какие их картины вам запомнились?
-
Назовите картины, которые произвели на вас наибольшее впечатление. Почему?
-
Посчитайте сколько баллов заработали ваши команды на сегодняшнем уроке (вручение эмблем: большее количество баллов – «Знатоки», меньшее – «Умники и умницы».
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Увлекательное создание историко-географических карт на основе программ: PowerPoint, Remove.bg, Web-Tool.org»
- Международный вебинар «План противодействия коррупции: цели, задачи, наполнение»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
Рекомендую Вам внимательно прочитать требования к загружаемым в библиотеку Портала материалам (см. раздел «Справка»).
Обратите внимание на размещение логотипа Портала на титульных листах документа ( урок) и презентации. Все документы и презентацию, а также музыкальные файлы следует поместить в один архив. Обратите внимание на оформление титульный листов презентации и урока. На титульном листе (слайде), помещается следующая информация:
· фамилия, имя, отчество автора;
· квалификационная категория (по желанию);
· место проживания (город, поселок), область, край, регион;
· название учебного заведения;
· дисциплина;
· учебник, по которому ведется обучение;
· тема (для материалов типа «Урок», «Мероприятие», «Обобщение опыта» (при необходимости));
· класс (курс);
· продолжительность урока;
· логотип Портала - в верхнем колонтитуле разработки (
На последнем слайде и последнем листе урока размещаются ссылки на использованную литературу и источники в сети Интернет.
Надеюсь в ближайшее время увидеть Ваш материал в библиотеке нашей группы! О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, Татьяна Николаевна Остапцова.