Интегрированный урок в 10 классе на тему «С. Дягилев. Русские сезоны навсегда»
2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся на французском языке в рамках данной темы;
3. Развитие умения выражать свое мнение, чувства, эмоции по отношению к музыкальным произведениям на русском и французском языках.
МОУ Лицей г.Истра Московской обл.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
по предметам "МХК" и "Французский язык"
для 10 класса на тему:
"С. ДЯГИЛЕВ. РУССКИЕ СЕЗОНЫ НАВСЕГДА"
Авторы:
учитель истории и МХК Марышева О.А.
учитель французского языка Образцова Н.С.
Урок разработан и проведён с использованием метода художественно-педагогической драматургии Л.М.Предтеченской, который мы чаще других применяем в проведении уроков МХК и интегрированных уроков с этим предметом.
Экспозиция
Был
убеждённым европейцем и, одновременно,
страстно
любил всё русское.
Маковский С.К.
Дягилев
сделал три вещи: он открыл Россию
русским,
открыл Россию миру; кроме
того, он показал мир, новый
мир - ему
самому.
Стейгмюллер Фрэнсис
На доске портреты С.Дягилева, В.Нижинского, Т.Карсавиной, М.Фокина, В.Фокиной, А.Павловой, С.Лифаря, И.Стравинского, афиши Русских сезонов, фотографии сцен из балетов и театральных декораций.
Завязка
E1 (ученик читает) - Le critique Georges-Michel écrit: "Les Ballets ruses marquèrent 20 ans de la scène francaise. Diaghelev inventa une nouvelle culture de l'art. Il ne détermina pas les grands courants de la peinture contemporaine, mais les utilisa, les uns après les autres, à des fins décoratives. Ce fut surtout une espèce de "climat" dont les incidences se firent sentir sur l'architecture, la mode, le costume, l'art décoratif d'un quart du XX-ième siècle".
Жорж Мишель писал: "Русские балеты отметили своё двадцатилетие на французской сцене. Дягилев придумал новую культуру в искусстве. Он не определил главные течения в современной живописи, но использовал их, одно за другим, в декоративных целях. Это стало что-то вроде климата, последствия которого чувствовались в архитектуре, моде, костюме, декоративном искусстве первой четверти XX века.
А теперь перенесёмся в 90-е годы прошлого столетия, когда в Москве открывали свои салоны знаменитые французские фирмы по производству косметики и парфюмерии. Когда молодой француженке задали вопрос, почему она в столь неспокойное время решилась на работу в Москве, то получили удивительный ответ, что она давно мечтала приехать в страну, т.к. помнит с детства незабываемые восторженные рассказы своей бабушки о Русских сезонах.
Почему Русские сезоны помнят во Франции, да и во всей Европе, до сих пор?
Давайте, вместе с французскими зрителями начала прошлого столетия, насладимся не проходящим волшебством русского балета.
(Воспроизводится фрагмент одноактного балета "Шахерезада" (любого другого балета М.Фокина этого периода))
- Что могло привести зрителей в восторг и восхищение?
M. - Par quoi le Ballet russe a charmé le public parisien? Qu'est-ce qui peut attirer l'attention du public?
E1 - Le public est charmé par la chorégraphie audacieux.
E2 - Le public est impressionné par les costumes somptueux, par les couleurs éclatantes des décorations, par la musique, par le synthèse des arts.
"Русские сезоны" и "Русский балет" неразрывно связаны с именем Сергея Дягилева. Европа бережно чтит память о нём. Долгие годы литература, посвящённая дягилевской антрепризе, продолжала пополняться мемуарами её участников и очевидцев её спектаклей, исследованиями историков балета и сценографии, музыковедов, каталогами выставок, связанных с различными юбилейными датами. Памятник С.Дягилеву есть в Монте-Карло, и его именем названа площадь в Париже..
Так кто же это - Сергей Дягилев? Давайте составим своё первое впечатление об этом человеке.
(работа с высказываниями (Приложение №1))
Разработка
Медленно, нехотя уходил XIX век, "золотой век" русского искусства, открывший миру Льва Толстого и Достоевского, Чайковского и Мусоргского, Репина и Сурикова. На смену шёл новый век, полный предчувствий и перемен в социальной и художественной жизни России. Ещё впереди были катаклизмы трёх русских революций, первая мировая война, но ощущение изжитости старых ценностей и старых идеалов уже витало в воздухе. Жизнь требовала перемен.
В 1890 году в столицу Российской империи Санкт-Петербург приезжает розовощёкий увалень, полный сил и энергии 18-летний провинциал Серёжа Дягилев. Первые шаги его столичной жизни, его желание завоевать всех и сразу, его провинциальный максимализм напоминают честолюбивых героев Бальзака и Флобера.
На становление художественных взглядов и ориентиров Дягилева первостепенное влияние оказала встреча с друзьями его кузена, студента юридического факультета Дмитрия Философова, в петербургском доме которого он и поселился. Молодые, блестяще образованные, талантливые в разных отраслях художники Константин Сомов, Евгений Лансере, Лев Бакст, историк музыки Вальтер Нувель, и душа компании, сын петербургского архитектора художник Александр Бенуа организовали "Общество самообразования", приведшее их впоследствии к художественному объединению "Мир искусства".
"Невские пиквинцы", как называли себя будущие "мирискусники", поначалу не принимали Дягилева всерьёз, но они и не подозревали, как талантлив их ученик. Он как губка впитывает все идеи и разговоры своих высокообразованных друзей, посещает выставки, театры, в 1895 году дважды путешествует по Европе. Встречается с европейскими знаменитостями: Золя, Массне, Гуно, Беклиным.
К середине 1890-х годов перед нами совершенно другой Дягилев, изменилась даже внешность: бледное лицо, эффектная седая прядь, надменный взгляд, безупречный костюм - всё соответствовало придуманному им амплуа "мецената европейского толка". Но главное, что присуще только ему, "объединяющая творческая воля". Для Дягилева начинается период созидания, поражающий своим размахом.
Прежде всего, это "Мир искусства" - художественное направление, сформировавшееся к 1989 году и активно действовавшее в русском искусстве более двух десятилетий. И если Бенуа был идейным вождём движения, то Дягилеву ("Наполеону", "Петру Великому", как его называли друзья) принадлежала роль организатора этого движения. Именно Дягилев вывел "Мир искусства" на общественную арену.
В 1898 году он организует и становится главным редактором первого одноименного художественного журнала. В 1900-1903 годах под его руководством проходят пять выставок этого объединения. Прибавьте к этому выставки английских и немецких акварелистов (1897 г.), скандинавских художников (1898 г.), написанную им монографию о русском художнике XVIII века Дмитрии Левицком (1902 г.), грандиозную (свыше двух тысяч произведений) Историко-художественную выставку русских портретов (1905 г.), Выставку русских художников в Париже (1906 г.), пять парижских концертов русской музыки (1907 г.) и грандиозную постановку на сцене Opera de Paris "Бориса Годунова" с Фёдором Шаляпиным в заглавной роли (1908 г.)
Обладая гениальной интуицией предчувствовать всё новое или открывать как новое забытое искусство прошлых эпох, Дягилев с фантастической настойчивостью пытается реализовать каждый свой замысел, каждое своё начинание. Отсутствие денежных средств ему не мешает, наоборот ещё более стимулирует его энергию, придаёт азарта, Ставя на карту своё имя, своё состояние, увлекая своими идеями друзей, русских купцов и промышленников, он одалживает деньги и вкладывает их в новые проекты. Тонко чувствуя человеческую природу, он всё и всех пытается подчинить своему замыслу. Для него существует только два идола, которым Дягилев будет подчиняться всю жизнь - Успех и Слава.
Дягилев при покровительстве императорского двора России и влиятельных лиц в светских кругах Франции приступил к организации Русских сезонов в Париже - такое название с 1907 года получили ежегодные гастроли русских артистов в Париже.
Вернувшись в Петербург, Дягилев занялся подготовкой сезона 1909 года. На этот раз помимо оперы он решил организовать гастроли русского балета. Вместе с единомышленниками - художниками Александром Бенуа и Львом Бакстом, композитором Николаем Черепненым, князем Аргутинским-Долгоруким, балетным критиком Валерианом Светловым и другими Дягилев приступил к работе, задавшись целью создать совершенно иной тип русского балета. Новаторский подход Дягилева отличало стремление достичь "единства художественного замысла и исполнения".
Труппа балетных сезонов была набрана из ведущих танцовщиков Мариинского театра в Петербурге и Большого театра в Москве. Приглашение Дягилева приняли Анна Павлова, Михаил Фокин и его жена Вера Фокина, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн, Вацлав Нижинский, Александр Монахов, Матильда Кшесинская, солисты Большого театра Вера Каралли и Михаил Мордкин.
В апреле 1909 года труппа Дягилева прибыла в Париж. Немедленно началась подготовка зарезервированного для сезонов театра Шатле - увеличена сцена, на месте партера устроили ложи, обновлён интерьер. Одновременно с этим в напряжённом режиме проходили последние репетиции. Репертуар состоял из пяти балетов, поставленных Михаилом Фокиным - в то время он начинал свою карьеру хореографа.
Премьера балетных сезонов обернулась настоящим триумфом. Публика и критика восторженно отзывались о мастерстве русских танцовщиков особенно отметив Нижинского, Павлову и Карсавину, об уникальных декорациях и костюмах работы Рериха, Бакста и Бенуа, о музыке Римского-Корсакова, Мусоргского, Глинки, Аренского, Бородина и других композиторов, чьи произведения составили музыкальную основу балетов.
Кокто впоследствии записал свои впечатления от первых дягилевских постановок: "Красный занавес подымается над праздниками, которые перевернули Францию и которые увлекли толпу в экстазе за колесницей Диониса".
Спектакли на сцене театра Шатле не только стали событием в интеллектуальной жизни Парижа, но и оказали мощное влияние на западную культуру в самых различных её проявлениях, не говоря уже о самом балете, дальнейшее развитие которого прямо предопределилось "Русскими сезонами" не на одно десятилетие. Совершенство ансамбля и высокий профессионализм русского кордебалета стали общим местом в отзывах о русской труппе.
"Каким образом русские, так уступающие нам в делах искусства, достигли столь высокой степени мастерства?" - с таким вопросом довольный Дягилев оставил изумлённый Париж.
Сезон 1909 года околдовал не только парижскую публику. Сам триумфатор оказался в сетях магии русского балета. В 1911 году он создаёт балетную кампанию "Русский балет Дягилева". Выросшая из "Русских сезонов" 1909 года она функционировала до смерти Дягилева в 1929 году и пользовалась большим успехом за рубежом ,особенно во Франции и Великобритании.
Кульминация
Очень редко случались и оглушительные провалы, на смену которым приходил не менее оглушительный успех. Так произошло с балетом "Весна священная" на музыку И. Стравинского.
(Воспроизводится фрагмента балета "Весна священная")
- Чем возмутил балет публику?
- Почему позже балет имел успех?
M. - Vous avez vu un autre fragment du ballet "le Sacré du printemps". Pourquoi le public n'a pas accueilli d'abord le spectacle? Qu'est-ce qui peut repousser les spectateurs dans ce spectacle?
E1 - La chorégraphie étrange qui se diffère de la danse classique. Les mouvements des danseurs sont coinceux.
E2 - La musique est bizzare. Il semble qu'il n'y a pas de mélodie, de l'harmonie dans cette musique.
E3 - Les costumes sont sombres.
M. - Mais le temps passe et quelques années plus tard ce spectacle a du succès. Pourquoi ?
E1 - Pour les mêmes causes: le sujet sur les slaves anciens, les Ballets russes établit "la mode sur le russe", grâce à la popularisation de la culture russe).
"Русский балет" - синтез искусств. Всё русское в моде. Парижские модницы толпились у мастерской Л.Бакста, чтобы заказать себе наряд.
(творческая работа с костюмами Бакста (чёрно-белый вариант костюмов к балетам раскрасить на свой вкус цветными карандашами, приложение №2-5; на работу отводится 5-6 минут, затем работы выставляются и сравниваются с репродукциями оригиналов)
M. - Examinez vos travaux et comparez-les avec ceux de Bakst.
- Qu'est-ce qui caractérise les costumes de Bakst?
E1 - Le luxe féerique (oriental, somptueux), le raffinement, la légèreté, les bras ouverts, les turbans, les bouffantes
M. - Comment sont les couleurs?
E2 - Les couleurs sont éclatantes, claires, pures. On voit la combinaison des couleurs contrastes, les couleurs de passion et de conte.
- Что так привлекало модниц в этих костюмах?
- Какие элементы из них вы хотели бы видеть в вашем гардеробе и почему?
M. - Bakst devient législateur de la mode et les Ballets font naître une nouvelle mode. Qu'est-ce qui peut apparaître dans la mode après les saisons russes?
E3 - Des robes sans corset avec la gorge demi-nue, des robes avec de grands décolletés, des robes avec des bras ouverts, des culottes turcs, des bouffantes.
Развязка
После смерти Дягилева его труппа распалась, но новаторские идеи в мире балета продолжали осуществлять его ученики. Баланчин уехал в США, где стал реформатором американского балета, Мясин совместно с полковником де Базилем основал труппу "Русский балет Монте-Карло", которая сохранила репертуар "Русского балета Дягилева" и во многом продолжала его традиции. Лифарь остался во Франции и возглавил балетную труппу Гранд-опера, сделав огромный вклад в развитие французского балета.
Сезоны 1909-19011 годов можно назвать действительно русскими в истории дягилевской труппы, хотя название "Русский балет" антреприза Дягилева взяла как раз после 1911 года. Идеи и содержание первых трёх сезонов - абсолютное производное от русского искусства начала века, плоть от плоти его идей, задач и воплощения.
Но уже в 1912 году Дягилев будет постепенно освобождаться от своих русских единомышленников, принесших ему мировую славу. Харизматический лидер Дягилев не терпит противостояния. Человек для него важен как носитель творческой идеи: исчерпав идею, Дягилев перестаёт им интересоваться. Исчерпав идеи Фокина и Бенуа, он будет генерировать идеи европейских творцов, открывать новых хореографов и танцовщиков, однако, давая им русские имена.
Русское наследие, с которым он, гениальный импресарио, пытался расстаться, будет возвращаться к нему то вечно манящей "Спящей красавицей", которую он попытался поставить в хореографии Петипа в 1921 году, то не покидавшей его самой заветной мечтой - показать спектакли "Русских сезонов" в России, получить признание русской публики. Но этой мечте не суждено было сбыться. Дягилевская труппа всё больше и больше отрывалась от родины, чтобы спустя более полувека в легендах и воспоминаниях вернуться домой.
Он был убеждён - и не раз говорил об этом друзьям, - что является потомком Петра Первого, И подобно тому, как Пётр "В Европу прорубил окно", он , Дягилев, последователь и потомок Петра, должен был предъявить Европе подлинный - прекрасный и грозный - лик России. Добился ли Дягилев главной цели своей жизни?
Последействие (домашнее задание)
Написать мини-статью в малую энциклопедию искусств "С.Дягилев. Русские сезоны навсегда".
M. - Votre devoir est d'écrire un petit article dans une encyclopédie des arts "Serge Diaguilev. Les Ballets russes pour toujours".
Приложение 1.
СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ
(1872 - 1929)
"РУССКИЕ СЕЗОНЫ НАВСЕГДА"
"…великая сила искусства заключается именно в том, что оно самоцельно, самополезно и главное - свободно…"
"…произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца"
"Я начинал входить в жизнь, когда появились первые мысли, первые идеи, когда чувствовал в себе такую силу и такой поток энергии, который затопит весь мир, когда знал, что будет будущее - большое мировое будущее"
С.П. Дягилев
"Серж Дягилев - человек страшный и обворожительный, он умел заставить плясать даже камни"
К. Дебюсси
"Это чудище, этот священный монстр, этот русский принц, которого жизнь устраивала, только если в ней происходили чудеса"
Жан Кокто
"Дягилев - это Людовик XIV"
Анри Матисс
"Всё в Дягилеве страшное и значительное"
А. Блок
"…всякий, столкнувшийся с Дягилевым, получал глобальную встряску"
Т. Скрябина
"Он никому ничего не давал никогда! Ни малейшего чувства. По отношению к танцовщикам он был беспощаден.
Коко Шанель
"Громадная и несомненно единственная фигура, размеры которой увеличиваются по мере того, как она удаляется"
С. Прокофьев
"Он умел распознавать всё, что свежо и ново.
И. Стравинский
"Он был великим мастером создавать атмосферу заразительной работы, и всякая работа под его главенством обладала прелестью известной фантастики и авантюры"
А. Бенуа
"Этот стихийный человек, одна из самых характерных фигур нашей родины, соединявшая в себе все чары и всю непогасшую мощь русской культуры"
А. Бенуа
"Дягилев сделал три вещи: он открыл Россию русским, открыл Россию миру; кроме того, он показал мир, новый мир - ему самому"
Фрэнсис Стейгмюллер
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Список используемой литературы:
1. Рапацкая Л.А. "Искусство "серебряного века", М. "Просвещение", "Владос" 1996 г.;
2. Пожарская М.Н. "Дягелев и Русские сезоны в Париже", М. 1988 г.;
3. А. Бенуа "Воспоминания";
4. Лифарь "С. Дягелев", СПб "Композитор" 1993 г.;
5. "Л.Бакст" составитель Голынец С.В., М. "Изобразительное искусство"1992 г.;
6. "Les saisons russes", "La langue française" 2009 № 7;
7. "La France, les Français, le français", "Просвещение" 2001 г., стр. 117-120;
8. Michel Larionov "Diaguilev et les Ballets russes", La Bibliothèque des Arts, coll. Ecoles et Mouvements.
2013 год
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре