Уроки здоровья
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: — стрессовая педагогическая тактика; — несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; — несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; — недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; — провалы в существующей системе физического воспитания; — интенсификация учебного процесса; — функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; — частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; — отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни. Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Уроки Здоровья». II. Цель и задачи программы Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Задачи: — сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; — формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; — обеспечить физическое и психическое саморазвитие; — научить использовать полученные знания в повседневной жизни; — добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения. III. Особенности программы Данная программа строитсяна принципах: — Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников. — Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. — Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса. При этом необходимо выделитьпрактическую направленность курса. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга. — Обеспечение мотивации Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни. Занятия носят научно-образовательный характер. Основные виды деятельности учащихся: — навыки дискуссионного общения; — опыты; — игра. Режим проведения занятий: 1-й годобучения 2 часа в неделю. 2-й годобучения 2 часа в неделю 3-й годобучения 2 часа в неделю 4-й годобучения 2 часа в неделю. Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности: — чтение стихов, сказок, рассказов; — постановка драматических сценок, спектаклей; — прослушивание песен и стихов; — разучивание и исполнение песен; — организация подвижных игр; — проведение опытов; — выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения; Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества». IV. Место курса в учебном плане Программа рассчитана на 4 года. В 1 классе – 66 часов, 2-4 классы по 68 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 — 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Количество учащихся составляет 15-20 человек. VПланируемые результаты обучения.
В результате изучения курса учащиеся должны: знать:
— о способах и особенностях движений и передвижений человека; — о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем; — об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки; — о причинах травматизма и правилах его предупреждения; На материале гимнастики с основами акробатики учащийся должен уметь: Развитие гибкости:
— выполнять глубокие выпады, в приседе, взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; “выкруты” с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание туловища (в стойках и седах), прогибание туловища; индивидуальные комплексы по развитию гибкости. Развитие координации: -произвольно преодолевать простые препятствия; передвижения с резко изменяющимися направлениями движения с остановками в заданной позе; ходить по гимнастической скамейке, играть на переключение внимания, концентрацию ощущений, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); преодолевать полосы препятствий, включающие в себя висы, упоры, простые прыжки, упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвигаться шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и “по сигналу”; Формирование осанки: — ходить на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановки головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления и коррекции мышечного корсета. На материале легкой атлетики:
Развитие координации: — бегать с изменяющимся направлением во время передвижения; бегать по ограниченной опоре; пробегать короткие отрезки из разных исходных положений; прыгать через скакалку на месте на одной, двух ногах, поочередно на правой и левой. На материале лыжной подготовки:
Развитие координации: -выполнять комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела стоя на лыжах; скользить на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спускаться с горы с изменяющимися “стойками” на лыжах. Развитие выносливости: -передвигаться на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с различными способами передвижения, с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций. Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет выполнять свою задачу по охране их здоровья. Ребенок, не заботящийся о своем здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление, на ведение здорового образа жизни, при всем старании учителей остаться здоровым в современных условиях жизни не сможет.
Для учёта знаний проводятся тесты, опросники, блиц – турниры. На определение уровня физической подготовленности: в силе, ловкости, быстроте, гибкости проводится тестирование. Контроль за физической подготовленностью каждого школьника должен вестись систематически, из года в год. Систематическая оценка знаний, умений имеет большое воспитательное значение — она побуждает учеников прилежно заниматься, бороться за лучшие результаты. Итогом всей работы должно стать безусловное выполнение учебных нормативов и требований ГТЗО, улучшение состояния здоровья и спортивной подготовленности школьников. «Президентские состязания», проводимые в конце учебного года, способствуют выявлению уровня физической подготовленности обучающихся. Универсальными компетенциями учащихсяв ходе реализации программы «Подвижные игры» являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; — умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения учащимися содержания программы «Подвижные игры» являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения: — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; — организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы «Подвижные игры» являются следующие умения: —характеризовать роль спорта и его значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; — представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; — бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; — взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; — в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; — подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; — находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; — выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения; — выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; — применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. VIТематическое планирование. Содержание программы
1 год обучения — (66 часов)
Дружи с водой | ||
1 | Подвижные игры на улице «САЛКИ» | 1 |
2 |
Советы доктора Воды | 1 |
3 | Подвижные игры на улице «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» | 1 |
4 |
Друзья Вода и Мыло | 1 |
5 | Подвижные игры на улице «ПУСТОЕ МЕСТО», «ГОРЕЛКИ» | 1 |
Организм человека | ||
6 |
Организм человека и его функции | 1 |
7 | Подвижные игры на улице «КОЛЕЧКО», «ВЫШИБАЛЫ» | 1 |
8 |
Органы дыхания | 1 |
9 | Подвижные игры на улице «СЛЕПОЙ МЕДВЕДЬ», «В ЦВЕТЫ» | 1 |
10 |
Нервная система | 1 |
11 |
Нервная система | 1 |
12 |
Подвижные игры на улице «ЦВЕТ», «ЦАПЛЯ» | 1 |
13 |
Органы кровообращения. Сердце | 1 |
14 |
Подвижные игры на улице «ПОПАДИ В ЦЕЛЬ», «ШТАНДЕР» | 1 |
Забота о глазах | ||
15 |
Глаза — главные помощники человека | 1 |
16 | Подвижные игры на улице «Челночок», «Пятнашки обыкновенные» | 1 |
Уход за ушами | ||
17 |
Чтобы уши слышали | 1 |
18 | Подвижные игры на улице «Дорожки», «Змейка» | 1 |
Уход за зубами | ||
19 | Почему болят зубы | 1 |
20 | Подвижные игры на улице «Пустое место», «Пятнашки с домом» | 1 |
21 |
Чтобы зубы были здоровыми | 1 |
22 | Подвижные игры на улице«Прерванные пятнашки», «Круговые пятнашки» | 1 |
23 |
Как сохранить улыбку красивой | 1 |
24 |
Подвижные игры на улице «Филин и пташки», «Ловишки в кругу» | 1 |
Уход за руками и ногами | ||
25 |
Рабочие инструменты» человека | 1 |
26 |
Подвижные игры на улице «Берегись!», «Много троих, хватит двоих» | 1 |
Забота о коже | ||
27 |
Зачем человеку кожа | 1 |
28 |
Подвижные игры на улице«Платок», «Курочки» | 1 |
29 |
Надежная защита организма | 1 |
30 |
Подвижные игры на улице «У медведя во бору», «Салка» | 1 |
31 |
Если кожа повреждена | 1 |
32 |
Подвижные игры на улице«Гуси-лебеди», «Лошадки» | 1 |
Как следует питаться | ||
33 |
Органы пищеварения | 1 |
34 |
Подвижные игры на улице «Перебежки», «Палочка-выручалочка» | 1 |
35 |
Питание — необходимое условие для жизни человека | 1 |
36 |
Подвижные игры на улице«Перебежки с выручалкой», «Стадо» | 1 |
37 |
Здоровая пища для всей семьи | 1 |
38 |
Подвижные игры на улице «Горячее место», «Мышка и две кошки» | |
Как сделать сон полезным? | ||
39 |
Сон — лучшее лекарство | 1 |
40 |
Сон — лучшее лекарство | 1 |
41 |
Подвижные игры на улице«Стоп!», «Горелки» | 1 |
Настроение в школе | ||
42 |
Как настроение? | 1 |
43 |
Подвижные игры на улице «Горелки с платочком», «Двойные горелки» | 1 |
Настроение после школы | ||
44 | Я пришел из школы | 1 |
45 |
Подвижные игры на улице«Море волнуется», «Кружева» | 1 |
Поведение в школе | ||
46 |
Я — ученик | 1 |
47 |
Подвижные игры на улице«Кошка и мышка», «Кошка и мышка в лабиринте» | 1 |
48 |
Я — ученик | 1 |
49 |
Подвижные игры на улице«Ошибся», «Медведи с цепью» | 1 |
Вредные привычки | ||
50 |
Вредные привычки | 1 |
51 |
Подвижные игры на улице «Щука и караси», «Уголки» | 1 |
52 |
Вредные привычки | 1 |
53 |
Подвижные игры на улице «Добеги и убеги» | 1 |
Мышцы, кости и суставы | ||
54 |
Скелет — наша опора | 1 |
55 |
Подвижные игры на улице «Зайцы в лесу» | 1 |
56 |
Осанка — стройная спина! | 1 |
57 |
Подвижные игры на улице «Прятки с домом» | 1 |
Как закаляться. Обтирание и обливание | ||
58 |
Если хочешь быть здоров | 1 |
59 |
Подвижные игры на улице «Пожмурки» | 1 |
60 |
Правила безопасности на воде | 1 |
61 |
Подвижные игры на улице «Казаки и разбойники» | 1 |
Народные игры | ||
62 |
Русская игра «Городки» | 1 |
Подвижные игры | ||
63 |
Подвижные игры «Пирожок» | 1 |
64 |
Доктора природы (обобщение) | 1 |
65 |
Подвижные игры на улице «День и ночь» | 1 |
66 |
Итоговый контроль | 1 |
2 год обучения — (68 часов)
№ | Тема занятия |
1 |
Причина болезни |
2 |
Правила поведения в физкультурном зале. Игра на внимание |
3 |
Признаки болезни |
4 |
Строевые упражнения: основная стойка, построение в шеренгу, круг. Игра внимание «Запрещенное движение» |
5 |
Как здоровье? |
6 |
Игры на внимание «Класс, смирно!», «Запрещенное движение» |
7 |
Как организм помогает себе сам |
8 |
Правила поведения на строевой площадке. Строевые упражнения: перестроение. Игра на внимание «Класс, смирно!» |
9 |
Здоровый образ жизни |
10 |
Игры «Море волнуется — раз», «Прыгай через ров» |
11 |
Какие врачи нас лечат |
12 |
Беседа о правильном режиме дня. Игры «Волк во рву», «Челночный бег» |
13 |
Инфекционные болезни |
14 |
Игры «Лапта», «Охотники и утки». Эстафета с бегом на скорость |
15 |
Прививки от болезней |
16 |
Эстафета с мячом. Гимнастические упражнения на низкой |
17 |
Какие лекарства мы выбираем |
18 |
Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Зайцы в огороде» |
19 |
Домашняя аптека |
20 |
Игра с прыжками «Попрыгунчики воробушки». Кто и как предохраняет нас от болезней |
21 |
Отравление лекарствами |
22 |
Игры «День и ночь», «Попрыгунчики воробушки» |
23 |
Пищевые отравления |
24 |
Правила поведения на спортивной площадке в зимнее время. Переноска лыж. Надевание. Ступающий шаг без палок |
25 |
Если солнечно и жарко |
26 |
Игра «Два Деда Мороза». Ступающий шаг без палок |
27 |
Если на улице дождь и гроза |
28 |
Игры «Два Деда Мороза», «Попади снежком», «Самый меткий» |
29 |
Опасность в нашем доме |
30 |
Катание на санках и лыжах. Метание снежков в цель |
31 |
Как вести себя на улице |
32 |
Игра «Два Деда Мороза». Прогулка на свежем воздухе. Метание снежков в цель |
33 |
Вода — наш друг |
34 |
Игра «Волки, белки, лисы». Катание на санках и лыжах |
35 |
Как уберечься от мороза |
36 |
Игра «Захват крепости». Катание на санках и лыжах |
37 |
Чтобы огонь не причинил вреда |
38 |
Катание на санках. Эстафета на санках и лыжах |
39 |
Чем опасен электрический ток |
40 |
Игры «Захват крепости», «Попади в цель». Подъем и спуск с небольшого склона |
41 |
Травмы |
42 |
Зимние русские народные игры. Катание на лыжах и санках. Опасность в нашем доме |
43 |
Укусы насекомых |
44 |
Игра «Охотники и утки». Ловля, бросок, передача мяча |
45 |
Что мы знаем про собак и кошек |
46 |
Ловля и передача большого баскетбольного мяча. Игра «Играй, играй, мяч не потеряй» |
47 |
Отравление ядовитыми веществами |
48 |
Игра «Охотники и утки». Метание малого мяча |
49 |
Отравление угарным газом |
50 |
Игра «Попрыгунчики воробушки». Ведение баскетбольного мяча |
51 |
Как помочь себе при тепловом ударе |
52 |
Игры «Совушка», «Попрыгунчики воробушки» |
53 |
Растяжение связок и вывих костей |
54 |
Игры «Удочка», «Перемена мест», «К своим флажкам» |
55 |
Переломы |
56 |
Бросок и ловля теннисного мяча. Эстафета с теннисным мячом |
57 |
Если ты ушибся или порезался |
58 |
Президентские состязания. |
59 |
Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело |
60 |
Игры «Салки с мячом», «Кто дальше бросит». Метание большого и малого мячей в цель |
61 |
Укус змеи |
62 |
Комплекс ОРУ со скакалкой. Игры «День и ночь», «Лампа по кругу». Как вести себя на улице |
63 |
Расти здоровым |
64 |
Игры «День и ночь», «Море волнуется — раз». Размыкание и смыкание приставными шагами, перестроение из колонны по одному в колонну по два |
65 |
Воспитай себя |
66 |
Дыхательные упражнения в сочетании с приседаниями |
67 |
Я выбираю движение |
68 |
Подвижные игры на свежем воздухе по выбору |
№ | Тема занятия |
1 |
Как воспитывать уверенность и бесстрашие. |
2 |
Легкая атлетика. Строевые упражнения |
3 |
Учимся думать. |
4 |
Бег с изменениями длины и частоты шагов. Игра «Третий лишний» |
5 |
Спеши делать добро. |
6 |
Упражнения на осанку. Бег с преодолением препятствий. Игра «Догони свою пару» |
7 |
Поможет ли нам обман. |
8 |
Упражнения на осанку. Бег с препятствиями. Игра «Два Деда Мороза» |
9 |
«Неправда – ложь»в пословицах и поговорках. |
10 |
Комплекс утренней гимнастики. Челночный бег. Игра «Горячий картофель» |
11 |
Надо ли прислушиваться к советам родителей. |
12 |
Упражнения в равновесии. Подвижная игра «Лапта по кругу». Личная гигиена в семье |
13 |
Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. |
14 |
Строевые упражнения. Метание малого мяча. Подвижная игра «Метко в цель» |
15 |
Все ли желания выполнимы. |
16 |
Акробатические упражнения. Упражнения на параллельных брусьях. Игра «Змейка» |
17 |
Как воспитать в себе сдержанность. |
18 |
Бег из различных исходных положений |
19 |
Как отучить себя от вредных привычек. |
20 |
Игры «Голова и хвост змеи», «Горелки» |
21 |
Как отучить себя от вредных привычек. |
22 |
Лыжная подготовка — разминка с воображаемыми лыжными принадлежностями. Подвижная игра «Белые медведи» |
23 |
Я принимаю подарок. |
24 |
Лыжная подготовка — передвижение попеременным двухшажным ходом без палок и с палками |
25 |
Я дарю подарки. |
26 |
Лыжная подготовка — подъем «полуелочкой» и «лесенкой» |
27 |
Наказание. |
28 |
Лыжная подготовка — спуски в высокой и низкой стойках. Игра в снежки |
29 |
Одежда. |
30 |
Спуски в высокой и низкой стойках. Игра «Попади в цель» |
31 |
Ответственное поведение |
32 |
Лыжная подготовка — ходьба с равномерной скоростью до 2 км |
33 |
Боль. |
34 |
Подвижная игра «Два Деда Мороза». Катание на лыжах |
35 |
Сервировка стола. |
36 |
Ходьба на лыжах. Эстафета |
37 |
Правила поведения за столом. |
38 |
Перетягивание каната, метание мяча. Игры «Белые медведи», «Попади в цель». Культура здорового образа жизни |
39 |
Ты идешь в гости. |
40 |
Игры «Займи место», «Броски в кольцо» |
41 |
Как вести себя в транспорте и на улице. |
42 |
Игры «Белые медведи», «Гори, гори ясно» |
43 |
Как вести себя в театре, кино, школе. |
44 |
Строевая подготовка — повороты «направо», «налево», «кругом». Снежный бейсбол» |
45 |
Умеем ли мы вежливо обращаться. |
46 |
Легкоатлетические упражнения — бег на ускорение, челночный бег 3 x5 м. Игра «Горелки» |
47 |
Умеем ли мы разговаривать по телефону |
48 |
Акробатические упражнения. Игра «Салки» |
49 |
Помоги себе сам |
50 |
Прыжки в длину с разбега. Игра «Гори, гори ясно». Гигиена питания |
51 |
Умей организовать свой досуг. |
52 |
Веселые старты. Игры «Займи место», «Гори, гори ясно» |
53 |
Что такое дружба. |
54 |
Президентские состязания. |
55 |
Кто может считаться настоящим другом. |
56 |
Гимнастические упражнения — висы и упоры. |
57 |
Как доставить родителям радость. |
58 |
Игры с мячом «Броски в кольцо» |
59 |
Если кому-нибудь нужна твоя помощь |
60 |
ОРЦ без предметов. Бег с прыжками «Смотри в ров» |
61 |
Спешите делать добро. |
62 |
Игра «Дуб дубок, выручай, дружок». Флорбол. |
63 |
Огонек здоровья |
64 |
Строевые упражнения. Игра «Метко в цель».Флорбол. |
65 |
Путешествие в страну здоровья |
66 |
Игры «Третий лишний», «Салки» |
67 |
Культура здорового образа жизни. |
68 |
Подвижные игры на свежем воздухе по выбору |
№ | Тема занятия |
1 | Что такое здоровье? |
2 | Значение утренней гимнастики. Игра «Выше ноги от земли». Комплекс утренней гимнастики |
3 | Что такое эмоции? |
4 | Игра с элементами утренней гимнастики «Ловишки». Значение физических упражнений для укрепления здоровья, осанки |
5 | Чувства и поступки |
6 | Игра на внимание «Пустое место». Строевые упражнения с перестроениями из колонны по одному в колонну по два |
7 | Стресс |
8 | Игра «Лапта». Комплекс упражнений на осанку. Почему некоторые привычки называют вредными |
9 | Учимся думать и действовать |
10 | Игра «Смотри в ров». Упражнения на равновесие |
11 | Учимся находить причину и последствия событий |
12 | Игра «Прыжки по полоскам». Комплекс упражнений в лазании по скамейке, перелезание через спортивные сооружения |
13 | Умей выбирать |
14 | Игра с метанием мяча «Лапта по кругу». |
15 | Принимаю решение |
16 | Броски и ловля мяча |
17 | Я отвечаю за свои решения |
18 | Игра с метанием мяча «Кто дальше бросит». Упражнения в равновесии |
19 | Что мы знаем о курении |
20 | Игра с метанием мяча «Метко в цель». Ходьба с изменениями длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра |
21 | Зависимость |
22 | Игра малой подвижности «Тихо — громко». Челночный бег 3 5 м из различных исходных положений |
23 | Умей сказать НЕТ |
24 | Прыжки в длину с разбега. Игра «Перемена мест». Как помочь сохранить здоровье |
25 | Как сказать НЕТ |
26 | Игра «Совушка». Прыжки с места |
27 | Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? |
28 | ОРУ со скакалкой. Игра «Эхо» |
29 | Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения |
30 | ОРУ с малыми мячами. Игра «Удочка» |
31 | Волевое поведение |
32 | Метание малого и большого мячей по горизонтальной и вертикальной целям. Ходьба с изменением направления движения по ориентирам |
33 | Алкоголь |
34 | Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Игра «Попади в цель».Хоккей на валенках |
35 | Алкоголь – ошибка |
36 |
Скользящий шаг с палками. Игра «Метко в цель» Хоккей |
37 | Алкоголь – сделай выбор |
38 | Передвижение попеременным двухшажным ходом без палок и с палками. Катание на санках |
39 | Наркотик |
40 | Подъем «полуелочкой» и «лесенкой». Катание на лыжах |
41 | Наркотик – тренинг безопасного поведения |
42 |
Спуск в высокой и низкой стойках. Игра «Захват крепости» |
43 | Мальчишки и девчонки |
44 | Ходьба с равномерной скоростью до 2 км. Метание снежков в цель Хоккей на валенках. |
45 | Моя семья |
46 | Катание на санках. Хоккей на валенках. |
47 | Дружба |
48 | Ходьба с равномерной скоростью до 2 км. Игра «Метко в цель» |
49 | День здоровья |
50 | Катание на санках. Подъем «полуелочкой» и «лесенкой» |
51 | Умеем ли мы правильно питаться? |
52 | Ходьба с равномерной скоростью до 2 км. Игра «Захват крепости» |
53 | Я выбираю кашу |
54 | Акробатические упражнения. Кувырок, прыжки через скакалку |
55 | Чистота и здоровье |
56 | Акробатические упражнения с обручем. Игра «Успей выбежать» |
57 | Откуда берутся грязнули? |
58 | Игра двухсторонняя в футбол. Строевые упражнения. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» |
59 | Чистота и порядок |
60 | Игра в пионербол. Президентские состязания. |
61 | Будем делать хорошо и не будем плохо |
62 | ОРУ с мячом. Кувырок, стойка на лопатках. Игра «Перестрелка» |
63 | КВН «Наше здоровье» |
64 | Бег, беговые упражнения. Игра «Метательная лапта» |
65 | Я здоровье берегу – сам себе я помогу. |
66 |
Игра «Летает — не летает». Флорбол. |
67 |
Будьте здоровы! |
68 | Подвижные игры на свежем воздухе по выбору |
Уроки здоровья
Программа внеурочной деятельности
Автор-составитель:
Коржикова
Анастасия
Сергеевна,
Место работы:
МБОУ «СОШ №1»,
г. Мариинск Кемеровской области,
тел: 8-905-900-01-04.
Е-mail: dmitrievarosa @ mail. ru
Занимаемая должность:
учитель начальных классов
Мариинск
2013
Содержание
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Особенности программы
Место курса в учебном плане
Планируемые результаты
Тематическое планирование. Содержание программы
Список использованной и рекомендуемой литературы
-
Пояснительная записка
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
-
- стрессовая педагогическая тактика;
-
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
-
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
-
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
-
- провалы в существующей системе физического воспитания;
-
- интенсификация учебного процесса;
-
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
-
- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
-
- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Уроки Здоровья».
-
Цель и задачи программы
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
-
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
-
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
-
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
-
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
-
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
-
Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
-
Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
-
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
-
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
-
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
-
навыки дискуссионного общения;
-
опыты;
-
игра.
Режим проведения занятий:
1-й год обучения 2 часа в неделю.
2-й год обучения 2 часа в неделю
3-й год обучения 2 часа в неделю
4-й год обучения 2 часа в неделю.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
-
чтение стихов, сказок, рассказов;
-
постановка драматических сценок, спектаклей;
-
прослушивание песен и стихов;
-
разучивание и исполнение песен;
-
организация подвижных игр;
-
проведение опытов;
-
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
-
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года. В 1 классе – 66 часов, 2-4 классы по 68 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Количество учащихся составляет 15-20 человек.
V Планируемые результаты обучения.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
— о способах и особенностях движений и передвижений человека;
— о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
— об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
— о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
На материале гимнастики с основами акробатики учащийся должен
уметь:
Развитие гибкости:
- выполнять глубокие выпады, в приседе, взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; “выкруты” с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание туловища (в стойках и седах), прогибание туловища; индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации:
-произвольно преодолевать простые препятствия; передвижения с резко изменяющимися направлениями движения с остановками в заданной позе; ходить по гимнастической скамейке, играть на переключение внимания, концентрацию ощущений, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); преодолевать полосы препятствий, включающие в себя висы, упоры, простые прыжки, упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвигаться шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и “по сигналу”;
Формирование осанки:
- ходить на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановки головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления и коррекции мышечного корсета.
На материале легкой атлетики:
Развитие координации:
- бегать с изменяющимся направлением во время передвижения; бегать по ограниченной опоре; пробегать короткие отрезки из разных исходных положений; прыгать через скакалку на месте на одной, двух ногах, поочередно на правой и левой.
На материале лыжной подготовки:
Развитие координации:
-выполнять комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела стоя на лыжах; скользить на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спускаться с горы с изменяющимися “стойками” на лыжах.
Развитие выносливости:
- передвигаться на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с различными способами передвижения, с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет выполнять свою задачу по охране их здоровья. Ребенок, не заботящийся о своем здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление, на ведение здорового образа жизни, при всем старании учителей остаться здоровым в современных условиях жизни не сможет.
Для учёта знаний проводятся тесты, опросники, блиц – турниры. На определение уровня физической подготовленности: в силе, ловкости, быстроте, гибкости проводится тестирование. Контроль за физической подготовленностью каждого школьника должен вестись систематически, из года в год. Систематическая оценка знаний, умений имеет большое воспитательное значение - она побуждает учеников прилежно заниматься, бороться за лучшие результаты.
Итогом всей работы должно стать безусловное выполнение учебных нормативов и требований ГТЗО, улучшение состояния здоровья и спортивной подготовленности школьников. «Президентские состязания», проводимые в конце учебного года, способствуют выявлению уровня физической подготовленности обучающихся.
Универсальными компетенциями учащихся в ходе реализации программы
«Подвижные игры» являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы «Подвижные игры» являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы «Подвижные игры» являются следующие умения:
—характеризовать роль спорта и его значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
VI Тематическое планирование. Содержание программы
1 год обучения - (66 часов)
Дружи с водой |
||
1 |
Подвижные игры на улице «САЛКИ» |
1 |
2 |
Советы доктора Воды |
1 |
3 |
Подвижные игры на улице «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» |
1 |
4 |
Друзья Вода и Мыло |
1 |
5 |
Подвижные игры на улице «ПУСТОЕ МЕСТО», «ГОРЕЛКИ» |
1 |
Организм человека |
||
6 |
Организм человека и его функции |
1 |
7 |
Подвижные игры на улице «КОЛЕЧКО», «ВЫШИБАЛЫ» |
1 |
8 |
Органы дыхания |
1 |
9 |
Подвижные игры на улице «СЛЕПОЙ МЕДВЕДЬ», «В ЦВЕТЫ» |
1 |
10 |
Нервная система |
1 |
11 |
Нервная система |
1 |
12 |
Подвижные игры на улице «ЦВЕТ», «ЦАПЛЯ» |
1 |
13 |
Органы кровообращения. Сердце |
1 |
14 |
Подвижные игры на улице «ПОПАДИ В ЦЕЛЬ», «ШТАНДЕР» |
1 |
Забота о глазах |
||
15 |
Глаза — главные помощники человека |
1 |
16 |
Подвижные игры на улице «Челночок», «Пятнашки обыкновенные» |
1 |
Уход за ушами |
||
17 |
Чтобы уши слышали |
1 |
18 |
Подвижные игры на улице «Дорожки», «Змейка» |
1 |
Уход за зубами |
||
19 |
Почему болят зубы |
1 |
20 |
Подвижные игры на улице «Пустое место», «Пятнашки с домом» |
1 |
21 |
Чтобы зубы были здоровыми |
1 |
22 |
Подвижные игры на улице «Прерванные пятнашки», «Круговые пятнашки» |
1 |
23 |
Как сохранить улыбку красивой |
1 |
24 |
Подвижные игры на улице «Филин и пташки», «Ловишки в кругу» |
1 |
Уход за руками и ногами |
||
25 |
Рабочие инструменты» человека |
1 |
26 |
Подвижные игры на улице «Берегись!», «Много троих, хватит двоих» |
1 |
Забота о коже |
||
27 |
Зачем человеку кожа |
1 |
28 |
Подвижные игры на улице «Платок», «Курочки» |
1 |
29 |
Надежная защита организма |
1 |
30 |
Подвижные игры на улице «У медведя во бору», «Салка» |
1 |
31 |
Если кожа повреждена |
1 |
32 |
Подвижные игры на улице «Гуси-лебеди», «Лошадки» |
1 |
Как следует питаться |
||
33 |
Органы пищеварения |
1 |
34 |
Подвижные игры на улице «Перебежки», «Палочка-выручалочка» |
1 |
35 |
Питание - необходимое условие для жизни человека |
1 |
36 |
Подвижные игры на улице «Перебежки с выручалкой», «Стадо» |
1 |
37 |
Здоровая пища для всей семьи |
1 |
38 |
Подвижные игры на улице «Горячее место», «Мышка и две кошки» |
|
Как сделать сон полезным? |
||
39 |
Сон — лучшее лекарство |
1 |
40 |
Сон — лучшее лекарство |
1 |
41 |
Подвижные игры на улице «Стоп!», «Горелки» |
1 |
Настроение в школе |
||
42 |
Как настроение? |
1 |
43 |
Подвижные игры на улице «Горелки с платочком», «Двойные горелки» |
1 |
Настроение после школы |
||
44 |
Я пришел из школы |
1 |
45 |
Подвижные игры на улице «Море волнуется», «Кружева» |
1 |
Поведение в школе |
||
46 |
Я — ученик |
1 |
47 |
Подвижные игры на улице «Кошка и мышка», «Кошка и мышка в лабиринте» |
1 |
48 |
Я — ученик |
1 |
49 |
Подвижные игры на улице «Ошибся», «Медведи с цепью» |
1 |
Вредные привычки |
||
50 |
Вредные привычки |
1 |
51 |
Подвижные игры на улице «Щука и караси», «Уголки» |
1 |
52 |
Вредные привычки |
1 |
53 |
Подвижные игры на улице «Добеги и убеги» |
1 |
Мышцы, кости и суставы |
||
54 |
Скелет - наша опора |
1 |
55 |
Подвижные игры на улице «Зайцы в лесу» |
1 |
56 |
Осанка — стройная спина! |
1 |
57 |
Подвижные игры на улице «Прятки с домом» |
1 |
Как закаляться. Обтирание и обливание |
||
58 |
Если хочешь быть здоров |
1 |
59 |
Подвижные игры на улице «Пожмурки» |
1 |
60 |
Правила безопасности на воде |
1 |
61 |
Подвижные игры на улице «Казаки и разбойники» |
1 |
Народные игры |
||
62 |
Русская игра «Городки» |
1 |
Подвижные игры |
||
63 |
Подвижные игры «Пирожок» |
1 |
64 |
Доктора природы (обобщение) |
1 |
65 |
Подвижные игры на улице «День и ночь» |
1 |
66 |
Итоговый контроль |
1 |
2 год обучения - (68 часов)
№ |
Тема занятия |
1 |
Причина болезни |
2 |
Правила поведения в физкультурном зале. Игра на внимание |
3 |
Признаки болезни |
4 |
Строевые упражнения: основная стойка, построение в шеренгу, круг. Игра внимание «Запрещенное движение» |
5 |
Как здоровье? |
6 |
Игры на внимание «Класс, смирно!», «Запрещенное движение» |
7 |
Как организм помогает себе сам |
8 |
Правила поведения на строевой площадке. Строевые упражнения: перестроение. Игра на внимание «Класс, смирно!» |
9 |
Здоровый образ жизни |
10 |
Игры «Море волнуется — раз», «Прыгай через ров» |
11 |
Какие врачи нас лечат |
12 |
Беседа о правильном режиме дня. Игры «Волк во рву», «Челночный бег» |
13 |
Инфекционные болезни |
14 |
Игры «Лапта», «Охотники и утки». Эстафета с бегом на скорость |
15 |
Прививки от болезней |
16 |
Эстафета с мячом. Гимнастические упражнения на низкой |
17 |
Какие лекарства мы выбираем |
18 |
Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Зайцы в огороде» |
19 |
Домашняя аптека |
20 |
Игра с прыжками «Попрыгунчики воробушки». Кто и как предохраняет нас от болезней |
21 |
Отравление лекарствами |
22 |
Игры «День и ночь», «Попрыгунчики воробушки» |
23 |
Пищевые отравления |
24 |
Правила поведения на спортивной площадке в зимнее время. Переноска лыж. Надевание. Ступающий шаг без палок |
25 |
Если солнечно и жарко |
26 |
Игра «Два Деда Мороза». Ступающий шаг без палок |
27 |
Если на улице дождь и гроза |
28 |
Игры «Два Деда Мороза», «Попади снежком», «Самый меткий» |
29 |
Опасность в нашем доме |
30 |
Катание на санках и лыжах. Метание снежков в цель |
31 |
Как вести себя на улице |
32 |
Игра «Два Деда Мороза». Прогулка на свежем воздухе. Метание снежков в цель |
33 |
Вода - наш друг |
34 |
Игра «Волки, белки, лисы». Катание на санках и лыжах |
35 |
Как уберечься от мороза |
36 |
Игра «Захват крепости». Катание на санках и лыжах |
37 |
Чтобы огонь не причинил вреда |
38 |
Катание на санках. Эстафета на санках и лыжах |
39 |
Чем опасен электрический ток |
40 |
Игры «Захват крепости», «Попади в цель». Подъем и спуск с небольшого склона |
41 |
Травмы |
42 |
Зимние русские народные игры. Катание на лыжах и санках. Опасность в нашем доме |
43 |
Укусы насекомых |
44 |
Игра «Охотники и утки». Ловля, бросок, передача мяча |
45 |
Что мы знаем про собак и кошек |
46 |
Ловля и передача большого баскетбольного мяча. Игра «Играй, играй, мяч не потеряй» |
47 |
Отравление ядовитыми веществами |
48 |
Игра «Охотники и утки». Метание малого мяча |
49 |
Отравление угарным газом |
50 |
Игра «Попрыгунчики воробушки». Ведение баскетбольного мяча |
51 |
Как помочь себе при тепловом ударе |
52 |
Игры «Совушка», «Попрыгунчики воробушки» |
53 |
Растяжение связок и вывих костей |
54 |
Игры «Удочка», «Перемена мест», «К своим флажкам» |
55 |
Переломы |
56 |
Бросок и ловля теннисного мяча. Эстафета с теннисным мячом |
57 |
Если ты ушибся или порезался |
58 |
Президентские состязания. |
59 |
Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело |
60 |
Игры «Салки с мячом», «Кто дальше бросит». Метание большого и малого мячей в цель |
61 |
Укус змеи |
62 |
Комплекс ОРУ со скакалкой. Игры «День и ночь», «Лампа по кругу». Как вести себя на улице |
63 |
Расти здоровым |
64 |
Игры «День и ночь», «Море волнуется — раз». Размыкание и смыкание приставными шагами, перестроение из колонны по одному в колонну по два |
65 |
Воспитай себя |
66 |
Дыхательные упражнения в сочетании с приседаниями |
67 |
Я выбираю движение |
68 |
Подвижные игры на свежем воздухе по выбору |
3 год обучения - (68 часов)
№ |
Тема занятия |
1 |
Как воспитывать уверенность и бесстрашие. |
2 |
Легкая атлетика. Строевые упражнения |
3 |
Учимся думать. |
4 |
Бег с изменениями длины и частоты шагов. Игра «Третий лишний» |
5 |
Спеши делать добро. |
6 |
Упражнения на осанку. Бег с преодолением препятствий. Игра «Догони свою пару» |
7 |
Поможет ли нам обман. |
8 |
Упражнения на осанку. Бег с препятствиями. Игра «Два Деда Мороза» |
9 |
«Неправда – ложь»в пословицах и поговорках. |
10 |
Комплекс утренней гимнастики. Челночный бег. Игра «Горячий картофель» |
11 |
Надо ли прислушиваться к советам родителей. |
12 |
Упражнения в равновесии. Подвижная игра «Лапта по кругу». Личная гигиена в семье |
13 |
Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. |
14 |
Строевые упражнения. Метание малого мяча. Подвижная игра «Метко в цель» |
15 |
Все ли желания выполнимы. |
16 |
Акробатические упражнения. Упражнения на параллельных брусьях. Игра «Змейка» |
17 |
Как воспитать в себе сдержанность. |
18 |
Бег из различных исходных положений |
19 |
Как отучить себя от вредных привычек. |
20 |
Игры «Голова и хвост змеи», «Горелки» |
21 |
Как отучить себя от вредных привычек. |
22 |
Лыжная подготовка — разминка с воображаемыми лыжными принадлежностями. Подвижная игра «Белые медведи» |
23 |
Я принимаю подарок. |
24 |
Лыжная подготовка — передвижение попеременным двухшажным ходом без палок и с палками |
25 |
Я дарю подарки. |
26 |
Лыжная подготовка — подъем «полуелочкой» и «лесенкой» |
27 |
Наказание. |
28 |
Лыжная подготовка — спуски в высокой и низкой стойках. Игра в снежки |
29 |
Одежда. |
30 |
Спуски в высокой и низкой стойках. Игра «Попади в цель» |
31 |
Ответственное поведение |
32 |
Лыжная подготовка — ходьба с равномерной скоростью до 2 км |
33 |
Боль. |
34 |
Подвижная игра «Два Деда Мороза». Катание на лыжах |
35 |
Сервировка стола. |
36 |
Ходьба на лыжах. Эстафета |
37 |
Правила поведения за столом. |
38 |
Перетягивание каната, метание мяча. Игры «Белые медведи», «Попади в цель». Культура здорового образа жизни |
39 |
Ты идешь в гости. |
40 |
Игры «Займи место», «Броски в кольцо» |
41 |
Как вести себя в транспорте и на улице. |
42 |
Игры «Белые медведи», «Гори, гори ясно» |
43 |
Как вести себя в театре, кино, школе. |
44 |
Строевая подготовка — повороты «направо», «налево», «кругом». Снежный бейсбол» |
45 |
Умеем ли мы вежливо обращаться. |
46 |
Легкоатлетические упражнения — бег на ускорение, челночный бег 3 x 5 м. Игра «Горелки» |
47 |
Умеем ли мы разговаривать по телефону |
48 |
Акробатические упражнения. Игра «Салки» |
49 |
Помоги себе сам |
50 |
Прыжки в длину с разбега. Игра «Гори, гори ясно». Гигиена питания |
51 |
Умей организовать свой досуг. |
52 |
Веселые старты. Игры «Займи место», «Гори, гори ясно» |
53 |
Что такое дружба. |
54 |
Президентские состязания. |
55 |
Кто может считаться настоящим другом. |
56 |
Гимнастические упражнения — висы и упоры. |
57 |
Как доставить родителям радость. |
58 |
Игры с мячом «Броски в кольцо» |
59 |
Если кому-нибудь нужна твоя помощь |
60 |
ОРЦ без предметов. Бег с прыжками «Смотри в ров» |
61 |
Спешите делать добро. |
62 |
Игра «Дуб дубок, выручай, дружок». Флорбол. |
63 |
Огонек здоровья |
64 |
Строевые упражнения. Игра «Метко в цель».Флорбол. |
65 |
Путешествие в страну здоровья |
66 |
Игры «Третий лишний», «Салки» |
67 |
Культура здорового образа жизни. |
68 |
Подвижные игры на свежем воздухе по выбору |
4 год обучения - (68 часов)
№ |
Тема занятия |
1 |
Что такое здоровье? |
2 |
Значение утренней гимнастики. Игра «Выше ноги от земли». Комплекс утренней гимнастики |
3 |
Что такое эмоции? |
4 |
Игра с элементами утренней гимнастики «Ловишки». Значение физических упражнений для укрепления здоровья, осанки |
5 |
Чувства и поступки |
6 |
Игра на внимание «Пустое место». Строевые упражнения с перестроениями из колонны по одному в колонну по два |
7 |
Стресс |
8 |
Игра «Лапта». Комплекс упражнений на осанку. Почему некоторые привычки называют вредными |
9 |
Учимся думать и действовать |
10 |
Игра «Смотри в ров». Упражнения на равновесие |
11 |
Учимся находить причину и последствия событий |
12 |
Игра «Прыжки по полоскам». Комплекс упражнений в лазании по скамейке, перелезание через спортивные сооружения |
13 |
Умей выбирать |
14 |
Игра с метанием мяча «Лапта по кругу». |
15 |
Принимаю решение |
16 |
Броски и ловля мяча |
17 |
Я отвечаю за свои решения |
18 |
Игра с метанием мяча «Кто дальше бросит». Упражнения в равновесии |
19 |
Что мы знаем о курении |
20 |
Игра с метанием мяча «Метко в цель». Ходьба с изменениями длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра |
21 |
Зависимость |
22 |
Игра малой подвижности «Тихо — громко». Челночный бег 3 5 м из различных исходных положений |
23 |
Умей сказать НЕТ |
24 |
Прыжки в длину с разбега. Игра «Перемена мест». Как помочь сохранить здоровье |
25 |
Как сказать НЕТ |
26 |
Игра «Совушка». Прыжки с места |
27 |
Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? |
28 |
ОРУ со скакалкой. Игра «Эхо» |
29 |
Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения |
30 |
ОРУ с малыми мячами. Игра «Удочка» |
31 |
Волевое поведение |
32 |
Метание малого и большого мячей по горизонтальной и вертикальной целям. Ходьба с изменением направления движения по ориентирам |
33 |
Алкоголь |
34 |
Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Игра «Попади в цель» .Хоккей на валенках |
35 |
Алкоголь – ошибка |
36 |
Скользящий шаг с палками. Игра «Метко в цель» Хоккей |
37 |
Алкоголь – сделай выбор |
38 |
Передвижение попеременным двухшажным ходом без палок и с палками. Катание на санках |
39 |
Наркотик |
40 |
Подъем «полуелочкой» и «лесенкой». Катание на лыжах |
41 |
Наркотик – тренинг безопасного поведения |
42 |
Спуск в высокой и низкой стойках. Игра «Захват крепости» |
43 |
Мальчишки и девчонки |
44 |
Ходьба с равномерной скоростью до 2 км. Метание снежков в цель Хоккей на валенках. |
45 |
Моя семья |
46 |
Катание на санках. Хоккей на валенках. |
47 |
Дружба |
48 |
Ходьба с равномерной скоростью до 2 км. Игра «Метко в цель» |
49 |
День здоровья |
50 |
Катание на санках. Подъем «полуелочкой» и «лесенкой» |
51 |
Умеем ли мы правильно питаться? |
52 |
Ходьба с равномерной скоростью до 2 км. Игра «Захват крепости» |
53 |
Я выбираю кашу |
54 |
Акробатические упражнения. Кувырок, прыжки через скакалку |
55 |
Чистота и здоровье |
56 |
Акробатические упражнения с обручем. Игра «Успей выбежать» |
57 |
Откуда берутся грязнули? |
58 |
Игра двухсторонняя в футбол. Строевые упражнения. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» |
59 |
Чистота и порядок |
60 |
Игра в пионербол. Президентские состязания. |
61 |
Будем делать хорошо и не будем плохо |
62 |
ОРУ с мячом. Кувырок, стойка на лопатках. Игра «Перестрелка» |
63 |
КВН «Наше здоровье» |
64 |
Бег, беговые упражнения. Игра «Метательная лапта» |
65 |
Я здоровье берегу – сам себе я помогу. |
66 |
Игра «Летает — не летает». Флорбол. |
67 |
Будьте здоровы! |
68 |
Подвижные игры на свежем воздухе по выбору |
Литература
-
Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
-
Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
-
Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
-
Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
-
Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
-
Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.
8. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
9. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
10. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
11. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.
12. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.
13. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997
14. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.
15. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2003.
16. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
17. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997
18. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997
19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.
20. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.
21. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»