Урок на тему: Класс Птицы
5.Цель урока:
Дидактическая цель- создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки условия усвоения системы знаний и умений.
1.Образовательные цели – ознакомить обучающихся с внешним строением птиц, отметив особенности, связанные с полётом, внутренним строением и размножением.
2.Развивающие цели: Изучить общую характеристику класса Птицы; выявить доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся; отметить особенности, связанные с полётом, внутренним, внешним строением и размножением.
3. Воспитательные цели: Бережное отношение к природе;
показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, обосновывать необходимость их охраны.
На уроке будут созданы условия для: пропедевтического ознакомления с категориями предмета «Биология»
6. Ожидаемые результаты: соответствуют поставленным целям и оформлены в содержании технологической карты.
7.Тип урока: Урок изучение нового материала.
8. Методы: проблемный
9. Формы работы: индивидуально- коллективная, парная, групповая.
1.Ф.И.О. учителя: Горшкова Галина Александровна
2.Класс 7. Предмет: Биология
3. Тема урока: Класс Птицы.
4. Место и роль урока в изучаемой теме: 27 урок в разделе «Многообразие животных».
5.Цель урока:
Дидактическая цель- создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки условия усвоения системы знаний и умений.
1.Образовательные цели – ознакомить обучающихся с внешним строением птиц, отметив особенности, связанные с полётом, внутренним строением и размножением.
2.Развивающие цели: Изучить общую характеристику класса Птицы; выявить доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся; отметить особенности, связанные с полётом, внутренним, внешним строением и размножением.
3. Воспитательные цели: Бережное отношение к природе;
показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, обосновывать необходимость их охраны.
На уроке будут созданы условия для: пропедевтического ознакомления с категориями предмета «Биология»
6. Ожидаемые результаты: соответствуют поставленным целям и оформлены в содержании технологической карты.
7.Тип урока: Урок изучение нового материала.
8. Методы: проблемный
9. Формы работы: индивидуально- коллективная, парная, групповая.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
1.Организационный момент |
Человеческая улыбка одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передавать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передавать свое настроение. Вижу, что оно у вас радостное и деловое. Подарите свои улыбки нашим гостям. Садитесь. А теперь внимание на экран. Разгадайте ребусы (Презентация 1-3 слайд) |
Познавательные УУД: 1.формируем умение извлекать информацию из схем иллюстраций; 2. |
2.Актуализация знаний |
Назовите систематическое положение данной группы живых организмов(Слайд-4) |
Логическое (анализ объектов с целью выделения признаков) |
3.Сообщение темы и цели |
Итак, тема нашего урока - ? (Слайд -5. Класс Птицы) |
Общеучебные (структурирование знаний) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. |
4.Целеполагание и мотивация (Планируемые результаты) |
Какова же цель нашего урока? (Слайд -6.) Наши задачи- (Слайд -7). |
Познавательные УУД: 1..Общеучебные (самостоятельное выделение и формирование познавательной цели) Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися |
5.Усвоение новых знаний и способов действий Работа в группах, получение продукта от группы 6. Первичная проверка понимания 7. Закрепление знаний и способов действий 8. Подведение итогов 9. Рефлексия |
Птицы- наиболее многочисленная группа наземных позвоночных животных, объединяющая около 8600 видов, разделяющихся на 35-40 отрядов. Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.(Слайд 8) На основе, каких признаков внутреннего и внешнего строения животного можно сказать, что это птица? Работа в группах (Слайд 9 ) Инструкция по работе в группе (карточки) Задания для 1 группы 1. Используя текст учебника параграф 27 стр. 134 – 136 и дополнительный текст «Птицы». Перечислите доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся. а) Прочитайте внимательно тексты; б) кратко законспектируйте в обычную тетрадь; в) сделайте вывод по данному вопросу. 2. Выполните задание в тетради на печатной основе к параграфу 27 № 2;8. стр.65 - 66 . 3. Сделайте вывод: 4. Домашнее задание: 1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7 2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138 2В-отряд Страусообразные стр.140 3В-отряд Нандуобразные стр.140-141 3.Составить презентацию в соответствии с требованиями - отряд Гусеобразные Птицы. Птицы – специализированный класс высших позвоночных, приспособленных к полету. Птицы во многом сходны с рептилиями. От них птицы унаследовали роговые чешуи на задних конечностях и роговой чехол, покрывающий клюв. Но роговые чешуи тела рептилий у птиц превратились в перья. Перьевой покров создает обтекаемую форму тела и поддерживает его во время полета. Перья – рулевые и маховые – участвуют в полете, а пуховые перья вместе с контурными способствуют сохранению постоянной температуры тела. Кожа у птиц сухая. Копчиковая железа выделяет маслянистую жидкость, которой смазываются перья, что предохраняет перо от намокания. Скелет птицы приспособлен к полету: кости скелета тонкие, прочные; полости трубчатых костей заполнены воздухом; поясничные и крестцовые позвонки, прочно соединяясь. Служат надежной опорой туловищу. На грудине имеется большой выступ – киль. К нему прикрепляются хорошо развитые мышцы, приводящие в движение крылья. Череп состоит из тонких костей, прочно соединенных между собой, в мозговой коробке большие глазницы, кости челюстей лишены зубов. Перетирание пищи и высокая активность ферментов обеспечивают высокую скорость переваривания пищи. Легкие имеют ячеистое строение. Воздушные мешки являются дополнительным органом дыхания при полете и предохраняют организм от перегревания. При вдохе часть воздуха поступает в легкие, часть – в воздушные мешки, а при выдохе воздух из легочных мешков поступает опять в легкие. Таким образом осуществляется двойное дыхание. Сердце четырехкамерное, что обеспечивает полное разделение артериальной крови от венозной. Поэтому тело птицы снабжается максимально насыщенной кислородом кровью. Температура тела постоянная (40 – 50 C 0) Органы выделения – почки, мочеточники. Мочевой пузырь отсутствует, что облегчает полет. Потери воды не велики, а отсюда потребности в воде ограничены. Головной мозг развит сильнее, что обеспечивает более сложное поведение. Органы чувств – зрение и слух (наиболее развиты). Птицы раздельнополые, яйцекладущие, оплодотворение внутреннее. Яйца согревают постепенно, откладываются по одному через определенные промежутки времени а – это тоже одно из приспособлений к полету.
Задание для 2 группы. Изучение внешнего строения птиц. 1. Рассмотрите чучело птицы . а) отметьте, чем покрыто тело птицы; б) какие отделы тела лишены оперения; в) как налегает перо одно на другое; г) все ли перья на теле одинаковые ( по размерам, окраске, строению); д) как расположены на голове глаза; е) какую форму имеет клюв; ж) чем покрыты ноги птицы; з) как расположены пальцы на ногах 2.Сделайте вывод: 3. Домашнее задание: 1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7 2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138 2В-отряд Страусообразные стр.140 3В-отряд Нандуобразные стр.140-141 3.Составить презентацию в соответствии с требованиями - отряд Гусеобразные. Задание для 3 группы. 1. Используя текст учебника параграф 27 стр. 134 – 136 и дополнительный текст «Птицы» ответьте на вопрос - Как приспособлено внутреннее строение и размножение птиц к полёту. а) Прочитайте внимательно тексты; б) кратко законспектируйте в обычную тетрадь; в) сделайте вывод по данному вопросу. 2. Выполните задание в тетради на печатной основе к параграфу 27 № 1; 9; 10. 3.Сделайте вывод: 4. Домашнее задание: 1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7 2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138 2В-отряд Страусообразные стр.140 3В-отряд Нандуобразные стр.140-141 3.Составить презентацию в соответствии с требованиями - отряд Гусеобразные. . Задания для 4 группы Работа с природным объектом 1. Опишите строение биологического объекта. а) рассмотрите наборы перьев птицы (используйте лупу и рисунок 112 стр. 135); б) выясните, как устроено перо; в) в чем разница между контурным и пуховым перьями ( для этого препаровальной иглой попробуйте разнять бородки на опахале контурного и пухового перьев). 2. Выполните задание в тетради на печатной основе №3; 5; 6. Стр. 65 -66. 3.Сделайте вывод: 4. Домашнее задание: 1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7 2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138 2В-отряд Страусообразные стр.140 3В-отряд Нандуобразные стр.140-141 3.Составить презентацию в соответствии с требованиями - отряд Гусеобразные. В ходе работы обучающиеся готовя продукт своей деятельности (т.е.собраную информацию оформляют в форме краткосрочного мини- проекта). Представитель каждой группы демонстрирует свой мини-проект. Выполнение теста: (Слайд 10) Выберите правильный ответ. 1.Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как а) состоят из ствола и опахала; б) воздух, который находится между ними, обладает большой теплопроводностью; в) воздух, который находиться между ними, обладает малой теплопроводностью; г) они смазаны маслянистой жидкостью, которая образуется в копчиковой железе. 2. У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть а) хвост; б) шея; в) крылья; г) когти. 3. Обтекаемая форма тела птиц - это приспособление к: а) полету; в) размножению; б) защите от хищников; г) поиску корма. 4. На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует о их родстве с а) пресмыкающимися; в) млекопитающими; б) земноводными; г) кольчатыми червями. 5. У птиц не является приспособлением к полету: а) обтекаемая форма; в) когти; б) крылья; г) образование цевки. Самооценка Ответы: 1-в; 2-в; 3-а; 4-а; 5в. (Слайд 11) Проанализируйте и оцените успешность достижения цели при работе в группе Назовите фамилии учеников работы которых способствовали достижению цели урока.
|
Познавательные УУД: 1.формируем умение извлекать информацию из текста, иллюстраций обрабатывать, её, делать вывод; 2. формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3.формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4. формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 5. формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации; 6. формируем умение владеть методами исследования; 7. формируем умение организовать работу в группе для достижения цель Регулятивные УУД: 1. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника и дополнительного текста; 2. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3. формируем умение работать самостоятельно Коммуникативные УУД: 1. формируем умение слушать и понимать других; 2. формируем умение строить речевое высказывание в соответствии поставленными задачами; 3. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Личностные УУД: 1. формируем умение выражать свои эмоции; 2. формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3. формируем умение сотрудничать с одноклассниками при работе в группе. Духовно-нравственное развитие: 1.воспитание нравственного чувства, эстетического сознания и готовности совершать поступки, в том числе речевые; 2.воспитание трудолюбия, способности к познанию; 3.гражданско-патриотическое воспитание; 4. экологическое и эстетическое воспитание . |
|
|
|
Литература:
1.Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учеб.для 7 кл. общеобразоват.учеб.заведений. _ 2-е изд., стериотип.- М.: Дрофа,2001. – 304 с.: ил.
2. Латюшин В.В., . Биология. Животные. 7 класс : рабочая тетрадь /В.В. Латюшин,Е.А. Ламехова. – 4-еизд., стериотип. – М.: Дрофа,2006. – 141,(3)с.: ил.
3.Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7-8 класс: Поурочные разработки к урокам Никишова А.И.,Шаровой И.Х.; Латюшина В.В., Шапкина В.А; Константинова В.М. и др. – М.: ВАКО,2004. – 432с.
4.Ресурсы Интернет.
- Вебинар «Пальчиковая живопись как нетрадиционная изобразительная техника в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Вебинар «Нейродинамическая гимнастика для детей дошкольного возраста: повышаем согласованность полушарий, улучшаем речевые навыки, развиваем мелкую и крупную моторику, корректируем эмоционально-волевую сферу»
- Вебинар «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Использование игрового массажа и самомассажа как оздоровительного мероприятия для укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
- Вебинар «Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм»