Программа/геометрия/ 8 класс
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 имени А.Г. Головко»
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
на заседании ШМО на заседании МС И.о.Директора МБОУ«СОШ№ 4»
Протокол № ___ Протокол № ____ ________________ А.В.Дудка
от « »______ 2012г. от « »_______2012г. « » __________ 2012г.
_________________ ____________
Рабочая программа
учебного курса по геометрии
для 7а класса
на 2012 – 2013 учебный год
Составитель:
учитель математики
МБОУ «СОШ № 4»
Корнеева Н.А
Рабочая программа составлена на основе
программы Т.А. Бурмистрова: Программы
общеобразовательных учреждений, Москва,
Просвещение, 2010 год .
г. Прохладный, КБР
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Содержание тем учебного курса.
3. Учебно-тематический план.
4. Календарно – тематический план.
5. Список рекомендуемой литературы.
6. Приложение.
I. Пояснительная записка
-
Цели ступени общего образования
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
-
федерального компонента государственного стандарта общего образования,
-
примерной программы по математике основного общего образования,
-
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год,
-
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
-
авторского тематического планирования учебного материала,
-
базисного учебного плана 2011 года.
Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
-
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
-
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
-
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
-
овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
-
целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
-
Цели и задачи изучения учебного предмета
Общеучебные цели изучения курса:
-овладение математическими знаниями необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения физики и химии , для продолжения образования;
-развитие интереса к предмету, формирование понимания значимости математики ;
-развитие способностей, творческой активности;
-формирование опыта решения разнообразных задач, планирования деятельности;
-ясного, точного и грамотного изложения своих мыслей.
Задачи:
-развить навыки вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, отрицательными и положительными числами ;
-формировать навыки преобразования выражений;
-закрепить и углубить умения решать уравнения и текстовые задачи;
-ввести понятие координатной плоскости и научить изображать точки в координатной плоскости;
-познакомить с видами графиков.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся 7 классов.
Организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик.
Данное тематическое планирование, тем самым содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Развитие:
-
Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
Математической речи;
-
Сенсорной сферы; двигательной моторики;
-
Внимания; памяти;
-
Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
-
Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-
Волевых качеств;
-
Коммуникабельности;
-
Ответственности.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится 204 часа из расчета 6 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии будет следующим:
4 часа в неделю алгебры и 2 часа в неделю геометрии в течение всего учебного года, итого 136 часов алгебры и 68 часов геометрии.
3. Требования к уровню усвоения программы.
В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен знать / понимать:
-
существо понятия математического доказательства; некоторые примеры доказательств;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен уметь:
-
Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира
-
Распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение
-
Изображать изученные геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач
-
Вычислять значение геометрических величин: длин и углов.
-
Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения
-
Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования
-
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
решения простейших практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (использую при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
-
Сведения о рабочей программы.
Рабочая программа по геометрии составлена:
- на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
- на основе программы основного общего образования по математике МОН РФ «Народное образование» №1, 2005 год,
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебный год,
- с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
-авторского тематического планирования учебного материала,
- базисного учебного плана 2009 года.
-
Сведения об используемом учебно-методическом комплекте, дополнительной литературе.
Учебник:
Погорелов А.В., «Геометрия»:
учебник для 7-9 кл. общеобразоват.
учреждений/ -
М.: Просвещение, 2008.- 224
с.
Дополнительная литература:
-
Журнал «Математика в школе» № 16 2006 г., планирование и контрольные работы.
Тематическое планирование конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное поурочное распределение учебных часов.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 7 классах отводится не менее 68 часов из расчета 2 ч в неделю.
6. Формы аттестации, контроля и учета достижений учащихся.
Промежуточная и итоговая аттестация учащихся школы проводится в соответствии с нормативными документами Министерства образования РФ.
Формы промежуточной аттестации:
- самостоятельные и проверочные работы;
- контрольные работы;
- устные ответы на уроках;
- тематические тесты.
Формы итоговой аттестации.
- итоговая контрольная работа за 7 класс.
II.Содержание тем учебного курса
(Погорелов
А.В., «Геометрия»: учебник для 7-9 кл.
общеобразоват. учреждений/ -
М.:
Просвещение, 2008. – 224 с.
Основные свойства простейших геометрических фигур – 14 ч.
Геометрические фигуры. Точка и прямая. Отрезок. Измерение отрезков. Полуплоскости. Полупрямая. Угол. Откладывание отрезков и углов. Треугольник треугольника. Существование треугольника, равного данному. Параллельные прямые. Теоремы и доказательства. Аксиомы.
Смежные и вертикальные углы. – 7 ч.
Смежные углы. Вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Доказательство от противного. Биссектриса угла.
Признаки равенства треугольников. – 15 ч.
Первый признак равенства треугольников. Использование аксиом при доказательстве теорем. Второй признак равенства. Высота, биссектриса и медиана треугольников. Равнобедренный треугольник. Обратная теорема. Свойство медианы равнобедренного треугольника. Третий признак равенства треугольников.
Сумма углов треугольника. – 14 ч.
Параллельность прямых. Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей. Признак параллельности прямых. Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Прямоугольный треугольник. Существование и единственность перпендикуляра и прямой.
Геометрические построения. – 14 ч.
Окружность. Окружность, описанная около треугольника. Касательная к окружности. Окружность, вписанная в треугольник. Что такое задачи на построение. Построение треугольника с данными сторонами. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла. Деление отрезка пополам. Построение перпендикулярной прямой. Геометрическое место точек. Метод геометрических мест.
Повторение. Решение задач. – 4 ч.
Начальные геометрические сведения. Признаки равенства треугольников. Сумма углов треугольника. Геометрические построения.
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 ч в неделю, всего 68 ч.
Пункт учеб-ника |
Содержание обучения |
Коли-чество часов |
1-13 |
Основные свойства простейших геометрических фигур. |
14 |
|
Геометрические фигуры. Точка и прямая. |
1 |
|
Отрезок. |
1 |
|
Измерение отрезков. |
1 |
|
Полуплоскости. |
1 |
|
Полупрямая. |
1 |
|
Угол. |
1 |
|
Откладывание отрезков и углов. |
2 |
|
Треугольник. |
1 |
|
Существование треугольника, равного данному. |
1 |
|
Параллельные прямые. |
1 |
|
Теоремы и доказательства. |
1 |
|
Аксиомы. |
1 |
|
Контрольная работа №1 по теме: «Основные свойства простейших геометрических фигур» |
1 |
14-19 |
Смежные углы и вертикальные углы. |
7 |
|
Смежные углы. |
2 |
|
Вертикальные углы. |
1 |
|
Перпендикулярные прямые. Доказательство от противного. |
1 |
|
Биссектриса угла. |
2 |
|
Контрольная работа №2 по теме: «Смежные углы и вертикальные углы» |
1 |
20-28 |
Признаки равенства треугольников. |
15 |
|
Первый признак равенства треугольников. |
1 |
|
Второй признак равенства треугольников. |
2 |
|
Равнобедренный треугольник. |
2 |
|
Обратные теоремы. |
2 |
|
Высота, биссектриса и медиана треугольника. |
1 |
|
Свойство медианы равнобедренного треугольника. |
4 |
|
Третий признак равенства треугольников. |
3 |
|
Контрольная работа №3 по теме: «Признаки равенства треугольников» |
1 |
29-37 |
Сумма углов треугольника. |
14 |
|
Параллельность прямых. |
1 |
|
Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей. |
1 |
|
Признак параллельности прямых. |
1 |
|
Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей. |
2 |
|
Сумма углов треугольника. |
2 |
|
Внешние углы треугольника. |
1 |
|
Прямоугольный треугольник. |
2 |
|
Существование и единственность перпендикуляра к прямой. |
3 |
|
Контрольная работа №4 по теме: «Сумма углов треугольника» |
1 |
38-49 |
Геометрические построения. |
14 |
|
|
|
|
Окружность. |
1 |
|
Окружность, описанная около треугольника. |
1 |
|
Касательная к окружности. |
1 |
|
Окружность, вписанная в треугольник. |
1 |
|
Построение треугольника с данными сторонами. |
1 |
|
Построение угла, равного данному. |
1 |
|
Построение биссектрисы угла. |
1 |
|
Деление отрезка пополам. |
1 |
|
Построение перпендикулярной прямой. |
1 |
|
Геометрическое место точек. |
1 |
|
Метод геометрических мест. |
1 |
|
Решение задач на построение. |
2 |
|
Контрольная работа №5 по теме: «Геометрические построения» |
1 |
|
Повторение. |
4 |
|
Итого часов |
68 |
V. Список рекомендуемой литературы
Литература для учителя
-
Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004
-
Тематическое приложение к вестнику образования №4 2005 г.
-
Требование к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
-
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 кл., Д.: Дрофа, 2002г.
-
Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2006
-
«Математика», № 13, 2006г. Газета, Приложение к газете «Первое сентября»». Тематическое планирование и контрольные работы.
-
Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. – М.: Просвещение
-
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса, - М.: Илекса, 2002.
-
Мищенко Т.М., Семенов А.В. Разноуровневые дидактические карточки-задания по геометрии. 7 класс. – М.: Генжер
Литература для учеников
-
Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2006
Интернет-ресурсы:
-
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/;http:// www.ed.gov.ru /; http:// www.edu.ru/.
-
Тестирование online: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.
-
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:http://teacher.fio.ru.
-
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
-
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.
-
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.
-
Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubicjn.ru/; http://www.encyclopedia.ru/
VI. ПРИЛОЖЕНИЕ
Плановых контрольных уроков:
I четверть - 1 контрольная работа
Контрольная работа №1
По теме «Основные свойства простейших геометрических фигур»
II четверть – 1 контрольная работа
Контрольная работа №2
По теме «Смежные и вертикальные углы»
III четверть – 2 контрольные работы.
Контрольная работа №3
По теме «Признаки равенства треугольников»
Контрольная работа №4
По теме «Сумма углов треугольника»
IY четверть – 1 контрольная работа
Контрольная работа №5
По теме «Геометрические построения»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- почему указанное содержание не соответствует программе (отсутствует 4. Календарно – тематический план.)?
- зачем первый абзац на второй странице дублирует (почти) первый абзац на шестой странице?
- зачем два раза печатать литературу?
- почему в программе нет приложений, а представлен только их перечень?
- уникальность текста 44%, зачем называть ее авторской?
- почему некоторые источники литературы записаны не по стандарту?
Для признания авторского документа, программа требует доработки.