Занятие на развитие коммуникативных навыков подростков. Тема: "Невербальная коммуникация"
Цель:помощь подросткам в развитии коммуникативных навыков.
Задачи:
· отработка навыков установления контакта, отношения в различных ситуациях;
· расширение возможностей использования навыков невербальной коммуникации.
Участники: подростки 14-16 лет
Численность группы: 10-12 человек.
Ход занятия. Разминка
Упражнение «Атомы-молекулы»
Цель упражнения: раскрепощение участников.
Инструкция(произносится тренером): Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).
Возможная модификация: скорость движения атомов и собранных молекул зависит от температуры окружающей среды. Если тренер называет отрицательную температуру, движение замедляется или даже останавливается, при повышение – ускоряется.
По завершению упражнения можно задать вопросы: — Как вы себя чувствуете? — Все ли соединились с теми, с кем хотели?
Примерные ответы детей из анализа упражнения:
— мне было не комфортно, когда я не смог ни к кому присоединиться;
-мне было очень весело, упражнение понравилось;
-сложно сразу сориентироваться, к какой группе присоединиться.
Теоретическая часть
«Невербальная коммуникация»
Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?
• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.
5 подсистем невербального общения:
1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).
2. Взгляд.
3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: внешний вид собеседника, мимика (выражение лица), пантомимика (позы и жесты).
4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр.
5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся: темп речи, паузы, смех и т.д.
Рассказ о трёх подсистемах, имеющих наибольшее значение, несущих максимум информации о собеседнике – взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы.
Упражнение «Автобус»
Цель упражнения: отработка гибкости невербального поведения
Участники разбиваются на пары. Инструкция следующая: «Сейчас вы пассажир автобуса. По сигналу «Красный» автобус останавливается на светофоре. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора. По сигналу «Зеленый» загорается зеленый свет и автобусы разъезжаются».
После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга.
Примерные ответы детей из анализа упражнения:
— жестами не сложно договориться о том, чтобы созвониться;
-по эмоциям на его лице я сразу понял, что он тоже хочет со мной встретиться;
— догадался по ассоциациям по поводу места встречи;
— время удобно показать на пальцах;
— я с этим человеком очень близко общался, поэтому мне легко понять его жестикуляции;
-можно частично прочитать по губам.
Упражнение «Испорченный телефон»
Цель упражнения: совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.
Из группы выбирается пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому даётся текст: „ У отца было 3 сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе“. Он должен без слов показать этот текст четвёртому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Для лучшего запоминания первый человек может проговорить текст несколько раз. Потом, начиная c самого последнего человека, вы расспрашиваете, о чём был текст истории. Можно просить повторять текст, если тот, кому он передается, не понимает его.
Обсуждение того, какие средства рассказчик использовал для передачи сообщения. На что обращал в первую очередь внимание слушатель. Насколько слушатель менял коммуникативные средства, становясь рассказчиком.
Из анализа упражнения:
Использовались мимика, жесты, подручные средства, указывание на людей, при понимании помимо этого обращалось внимание на эмоциональную окраску «рассказчика». При передаче информации многие пользовались теми жестами, которые показывали им, не всегда понимая их смысла.
Упражнение «Побег из тюрьмы»
Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: «Первая шеренга будет играть преступников, вторая — их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания (5 минут) сообщники с помощью жестов и мимики должны „рассказать“ преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый „сообщник“ спасает одного „преступника“)».
После окончания игры «преступники» рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.
Упражнение «Зеркало»
Инструкция тренера: «Сейчас вам предлагается выполнить несколько несложных заданий, вернее сымитировать их выполнение. Для первого выполнения потребуется 2 участника».
Пара участников выходит вперед. Один из них — исполнитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы — зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Каждый выполняет по 2 действия. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников будут суммироваться и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Обсудить, как себя чувствовали участники в разных ролях, удобно ли им было быть зеркалом и отображать чужие действия.
Предлагаемые действия: пришить пуговицу, погладить белье, испечь пирог, собраться в дорогу, зашнуровать ботинки, выступить в цирке, помыть голову, подмести пол, убраться в комнате, нарисовать картину, посадить картошку, приготовить салат…действия могут добавляться в зависимости от количества участников.
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: эмоциональная разрядка участников в конце занятия.
Инструкция тренера: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.».
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Обратная связь и рефлексия занятия
В конце занятия попросить участников высказать обратную связь по прошедшему занятию. Высказаться должны все, можно предложить вариант по кругу или с перекидыванием игрушки следующему участнику.
Из анализа работы:
Занятие понравилось, было интересно узнать, как ещё, помимо слов, можно передавать информацию.
Во время выполнения упражнений столкнулись с рядом сложностей, но все их удалось в последствии преодолеть. Сначала казалось невозможным объясниться без слов, а в процессе оказалось, что при отсутствии речи мы начинаем обращать большее внимание на мимику, жесты и прочее, которые помогают нам понять других людей.
Список литературы: 1. Браткин А., Скоробогатова И. «Чемоданчик тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге»
2. Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Голышев Г.С. «Игра в тренинге. Личный помощник тренера»
3. Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками»
4. Фопель К. «Групповая сплоченность»
5. Фопель К. «На пороге взрослой жизни»
6. Чуричков А., Снегирев В. «Головоломки и занимательные задачи в тренинге»
7. Чуричков А., Снегирев В. «Копилка для тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге»
Занятие на развитие коммуникативных навыков подростков.
Тема: «Невербальная коммуникация»
Составила:
педагог-психолог
ГБОУ СОШ №1034
Пимчева О.А.
Цель: помощь подросткам в развитии коммуникативных навыков.
Задачи:
· отработка навыков установления контакта, отношения в различных ситуациях;
· расширение возможностей использования навыков невербальной коммуникации.
Участники:подростки 14-16 лет
Численность группы: 10-12 человек.
Ход занятия.
Разминка
Упражнение «Атомы-молекулы»
Цель упражнения: раскрепощение участников.
Инструкция (произносится тренером): Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).
Возможная модификация: скорость движения атомов и собранных молекул зависит от температуры окружающей среды. Если тренер называет отрицательную температуру, движение замедляется или даже останавливается, при повышение – ускоряется.
По завершению упражнения можно задать вопросы: — Как вы себя чувствуете? — Все ли соединились с теми, с кем хотели?
Примерные ответы детей из анализа упражнения:
— мне было не комфортно, когда я не смог ни к кому присоединиться;
-мне было очень весело, упражнение понравилось;
-сложно сразу сориентироваться, к какой группе присоединиться.
Теоретическая часть
«Невербальная коммуникация»
Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?
• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.
5 подсистем невербального общения:
1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).
2. Взгляд.
3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: внешний вид собеседника, мимика (выражение лица), пантомимика (позы и жесты).
4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр.
5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся: темп речи, паузы, смех и т.д.
Рассказ о трёх подсистемах, имеющих наибольшее значение, несущих максимум информации о собеседнике – взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы.
Упражнение «Автобус»
Цель упражнения:отработка гибкости невербального поведения
Участники разбиваются на пары. Инструкция следующая: «Сейчас вы пассажир автобуса. По сигналу «Красный» автобус останавливается на светофоре. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора. По сигналу «Зеленый» загорается зеленый свет и автобусы разъезжаются».
После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга.
Примерные ответы детей из анализа упражнения:
— жестами не сложно договориться о том, чтобы созвониться;
-по эмоциям на его лице я сразу понял, что он тоже хочет со мной встретиться;
— догадался по ассоциациям по поводу места встречи;
— время удобно показать на пальцах;
— я с этим человеком очень близко общался, поэтому мне легко понять его жестикуляции;
-можно частично прочитать по губам.
Упражнение «Испорченный телефон»
Цель упражнения: совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.
Из группы выбирается пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому даётся текст: „ У отца было 3 сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе“. Он должен без слов показать этот текст четвёртому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Для лучшего запоминания первый человек может проговорить текст несколько раз. Потом, начиная c самого последнего человека, вы расспрашиваете, о чём был текст истории. Можно просить повторять текст, если тот, кому он передается, не понимает его.
Обсуждение того, какие средства рассказчик использовал для передачи сообщения. На что обращал в первую очередь внимание слушатель. Насколько слушатель менял коммуникативные средства, становясь рассказчиком.
Из анализа упражнения:
Использовались мимика, жесты, подручные средства, указывание на людей, при понимании помимо этого обращалось внимание на эмоциональную окраску «рассказчика». При передаче информации многие пользовались теми жестами, которые показывали им, не всегда понимая их смысла.
Упражнение «Побег из тюрьмы»
Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: «Первая шеренга будет играть преступников, вторая — их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания (5 минут) сообщники с помощью жестов и мимики должны „рассказать“ преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый „сообщник“ спасает одного „преступника“)».
После окончания игры «преступники» рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.
Упражнение «Зеркало»
Инструкция тренера: «Сейчас вам предлагается выполнить несколько несложных заданий, вернее сымитировать их выполнение. Для первого выполнения потребуется 2 участника».
Пара участников выходит вперед. Один из них — исполнитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы — зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Каждый выполняет по 2 действия. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников будут суммироваться и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Обсудить, как себя чувствовали участники в разных ролях, удобно ли им было быть зеркалом и отображать чужие действия.
Предлагаемые действия:пришить пуговицу, погладить белье, испечь пирог, собраться в дорогу, зашнуровать ботинки, выступить в цирке, помыть голову, подмести пол, убраться в комнате, нарисовать картину, посадить картошку, приготовить салат…действия могут добавляться в зависимости от количества участников.
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: эмоциональная разрядка участников в конце занятия.
Инструкция тренера: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.».
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Обратная связь и рефлексия занятия
В конце занятия попросить участников высказать обратную связь по прошедшему занятию. Высказаться должны все, можно предложить вариант по кругу или с перекидыванием игрушки следующему участнику.
Из анализа работы:
Занятие понравилось, было интересно узнать, как ещё, помимо слов, можно передавать информацию.
Во время выполнения упражнений столкнулись с рядом сложностей, но все их удалось в последствии преодолеть. Сначала казалось невозможным объясниться без слов, а в процессе оказалось, что при отсутствии речи мы начинаем обращать большее внимание на мимику, жесты и прочее, которые помогают нам понять других людей.
Список литературы:
-
Браткин А., Скоробогатова И. «Чемоданчик тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге»
-
Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Голышев Г.С. «Игра в тренинге. Личный помощник тренера»
-
Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками»
-
Фопель К. «Групповая сплоченность»
-
Фопель К. «На пороге взрослой жизни»
-
Чуричков А., Снегирев В. «Головоломки и занимательные задачи в тренинге»
-
Чуричков А., Снегирев В. «Копилка для тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»