В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане

А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане

Любовь Астунина
Тип материала: Урок
просмотров: 7798 комментариев: 1
Краткое описание
Закрепить основные признаки литературных жанров, в частности, сказки; совершенствовать технику чтения, навыки ролевого чтения; развивать умение прогнозировать, анализировать, выделять главную мысль, сравнивать, обобщать материал.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок чтения 4 класс.doc Скачать

Астунина Любовь Васильевна, учитель начальных классов

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34

г.Волгоград

Методическая разработка урока литературного чтения по книге Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «В океане света» 4 класс. Программа «Школа 2100»


А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Цели урока:

  • закрепить основные признаки литературных жанров, в частности, сказки;

  • совершенствовать технику чтения, навыки ролевого чтения, работать над выразительностью речи;

  • развивать умение прогнозировать, анализировать, выделять главную мысль, сравнивать, обобщать;

  • прививать интерес к устному творчеству, развивать воображение, творческое мышление.

Оборудование: наглядный материал с изображением героев различных народных сказок, таблички с названиями сказок А.С.Пушкина, детские сочинения на тему «Мой любимый писатель», портрет А.С.Пушкина, выставка его произведений.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Пожелаем сегодня на уроке друг другу успехов и хорошего настроения

Подготовительная работа к изучению нового материала

- В начале года, вспомните, мы с вами писали сочинение о любимом писателе. Звучали фамилии многих авторов, и в том числе, есть несколько сочинений, которые мне бы хотелось вам зачитать, не называя имя автора. Попробуйте догадаться, о ком и о каких произведениях в своих сочинениях писали ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений)

  • «С этим писателем я познакомилась однажды на уроке чтения и полюбила всей душой его весёлые и поучительные произведения. Я советую своим друзьям прочитать хотя бы одно произведение этого писателя, уверена, им понравится.»

  • «Я люблю его произведения за то, что они добрые и интересные, всегда хорошо заканчиваются, а зло, если и наказывается, то всегда справедливо. Мой любимый герой – старик, потому что он добрый и отзывчивый.»

  • «Он пишет стихи и сказки для детей и взрослых. Первая встреча с его произведениями произошла в детском садике. Мне запомнился весёлый работник Балда. Я люблю книги этого автора, потому что их интересно и легко читать. Моё знакомство продолжается в школе. Я посоветовал бы своим друзьям прочитать все сказки этого автора.»

  • «Его произведения учат нас быть добрыми, честными, трудолюбивыми. Мой любимый герой – золотая рыбка. За доброту старика она отплатила добром, но и проучила старуху – та хотела стать владычицей мира. Но жадная старуха осталась у разбитого корыта. А ещё я рекомендую друзьям прочитать его «Сказку о царе Салтане».

(Обращение к портрету А.С.Пушкина, биографические данные дополняются высказываниями детей)

- Мы знаем А.С.Пушкина как большого любителя и ценителя сказок с детских лет. Эту любовь ему привили его бабушка и няня – Арина Родионовна, с которыми маленький А.С. был очень дружен. За свою короткую жизнь (38 лет) он написал много стихов о любви, о жизни, природе и, конечно, сказок. (Просмотр подобранных произведений А.С.Пушкина на выставке книг, рекомендации по их прочтению)

Работа с текстом до чтения

- Откройте учебники, прочтите название. Вспомните какие-либо сказки и давайте сравним названия сказок А.С.Пушкина с названиями других сказок. (Запись ответов детей или угадывание сказок по наглядному материалу, выставление табличек с названиями сказок А.С.Пушкина)

- Зачем Пушкин лишний раз подчёркивает, что это – сказка? И мало того, сразу уточняет всех его героев? (Хочет привлечь внимание ребят, чтобы они познакомились с этим произведением)

- Сказка, как литературный жанр, имеет свои отличительные признаки. Давайте их уточним. Не зря говорят: «Ты ещё в сказки веришь?» или «Ты рассказываешь сказки» - о каком признаке сказки идёт речь? (О том, что сказка сама по себе – вымысел, там бывают чудеса, волшебство, превращения)

- Какие ещё признаки вы можете выделить? (Победа добра над злом – именно сказки учат нас быть добрыми, открытыми – лучшими; повторы событий, а также зачин и концовка)

- Приведите примеры, ведь именно по зачину можно легко определить, сказка это или нет. (Дети приводят примеры сказок, акцентируя внимание на зачине). По ходу чтения мы будем находить эти признаки в сказке А.С.Пушкина.

- Перелистайте странички. Посмотрите, какая это большая сказка, и заметьте, она написана не сплошным текстом, а как бы поделена на маленькие части – абзацы. Как вы думаете, для чего так сделал автор? (Возможно, каждый абзац – это маленький эпизод, маленькое действие)

- Это удобно? Пронумеруйте их, так нам легче будет ориентироваться в тексте.

Работа с текстом во время чтения

- Прочтите 1 абзац. (Ученик – вслух). Где зачин? О чём говорит его отсутствие? (О том, что действия происходят где-то рядом, события реальные, и , возможно, «сказка» в названии специально для того, чтобы у нас не было сомнений, сказка ли это).

- Какие слова непонятны? Как бы вы охарактеризовали этих девушек? (1 – любит готовить и вкусно поесть, 2 – любит шить и модно одеваться, 3 – любит детей и мечтает о семье)

- Попробуйте догадаться, кто из них на иллюстрации.

- Какова основная мысль этого абзаца? Подчеркнём и дадим ему название.

- Какие средства выразительности можно использовать при чтении? (Разные голоса и интонации для каждой героини)

- Читаем 2 абзац. (Читают про себя). Не показался ли вам царь Салтан немного необычным?.. Почему он подслушивает? Почему женится тут же? Он легкомысленный и беспечный? (Возможно, его царское окружение только льстит царю, придворные лишь восхваляют его, не говоря правды, боясь царя раздосадовать, и зная это, он подслушивает в надежде, что таким образом ему удастся услышать правду и именно это подтолкнуло царя к скоропостижной женитьбе, что, конечно же, очень необычно)

- Какова основная мысль этого абзаца? Подчеркнём и дадим ему название.

- Как передать присутствие царя? (уверенным голосом, неторопливым темпом речи)

- 3 абзац. (Ученик – вслух). Как ведут себя сестрицы? Почему? Можно ли говорить об их искренних чувствах к своей сестрице? Что из выразительных средств здесь можно использовать? (тихое чтение, чтобы показать злой замысел сестриц)

- 4 абзац. (Ученик – вслух). Похоже, в царстве Салтана никакого порядка. Почему он сам поехал на войну? Почему он поверил, что жена родила ему неведомую зверюшку?

- 5 – 6 абзац. (Читают про себя). Почему такой приказ не смутил бояр? (видно, привыкли к странностям царя. Наверное, он не был однозначно хорошим или плохим – то доверчивый и добрый, то злой и несправедливый)

- 7 – 8 абзац. (Читают по себя). Чудеса и волшебство – основные признаки сказок. А здесь какие?

Работа с текстом после чтения

- В каждом произведении есть свои положительные и отрицательные герои. Можно уже предположить, кто какие?

- Какой эпизод взволновал больше всего, заставил переживать?

- Перечитайте начало сказки и докажите, что у Пушкина есть и пейзаж, и разговор, и чувства, и действия. (Каждый вывод дети подтверждают цитатами из текста)

- Как относится к своим героям автор? (Отношение доброе)

Подведение итогов

- Кто ни разу не смотрел мультфильма, не читал это произведение – как вы думаете, каков финал этой сказки? Как обычно заканчиваются волшебные фольклорные сказки?

Домашнее задание. Самостоятельное выразительное чтение нескольких частей. Иллюстрации к понравившейся части текста. Выбор героя и прослеживание его развития на протяжении всей сказки.

Обсуждение материала
Елена Гликман
29.08.2013 20:19
Уважаемая Любовь Васильевна! На Ваш почтовый ящик высланы рекомендации по доработке этого загруженного материала. Срок перезагрузки - до 05.09.2013. Надеюсь на понимание.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос