А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане
Астунина Любовь Васильевна, учитель начальных классов
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34
г.Волгоград
Методическая разработка урока литературного чтения по книге Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «В океане света» 4 класс. Программа «Школа 2100»
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Цели урока:
-
закрепить основные признаки литературных жанров, в частности, сказки;
-
совершенствовать технику чтения, навыки ролевого чтения, работать над выразительностью речи;
-
развивать умение прогнозировать, анализировать, выделять главную мысль, сравнивать, обобщать;
-
прививать интерес к устному творчеству, развивать воображение, творческое мышление.
Оборудование: наглядный материал с изображением героев различных народных сказок, таблички с названиями сказок А.С.Пушкина, детские сочинения на тему «Мой любимый писатель», портрет А.С.Пушкина, выставка его произведений.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Пожелаем сегодня на уроке друг другу успехов и хорошего настроения
Подготовительная работа к изучению нового материала
- В начале года, вспомните, мы с вами писали сочинение о любимом писателе. Звучали фамилии многих авторов, и в том числе, есть несколько сочинений, которые мне бы хотелось вам зачитать, не называя имя автора. Попробуйте догадаться, о ком и о каких произведениях в своих сочинениях писали ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений)
-
«С этим писателем я познакомилась однажды на уроке чтения и полюбила всей душой его весёлые и поучительные произведения. Я советую своим друзьям прочитать хотя бы одно произведение этого писателя, уверена, им понравится.»
-
«Я люблю его произведения за то, что они добрые и интересные, всегда хорошо заканчиваются, а зло, если и наказывается, то всегда справедливо. Мой любимый герой – старик, потому что он добрый и отзывчивый.»
-
«Он пишет стихи и сказки для детей и взрослых. Первая встреча с его произведениями произошла в детском садике. Мне запомнился весёлый работник Балда. Я люблю книги этого автора, потому что их интересно и легко читать. Моё знакомство продолжается в школе. Я посоветовал бы своим друзьям прочитать все сказки этого автора.»
-
«Его произведения учат нас быть добрыми, честными, трудолюбивыми. Мой любимый герой – золотая рыбка. За доброту старика она отплатила добром, но и проучила старуху – та хотела стать владычицей мира. Но жадная старуха осталась у разбитого корыта. А ещё я рекомендую друзьям прочитать его «Сказку о царе Салтане».
(Обращение к портрету А.С.Пушкина, биографические данные дополняются высказываниями детей)
- Мы знаем А.С.Пушкина как большого любителя и ценителя сказок с детских лет. Эту любовь ему привили его бабушка и няня – Арина Родионовна, с которыми маленький А.С. был очень дружен. За свою короткую жизнь (38 лет) он написал много стихов о любви, о жизни, природе и, конечно, сказок. (Просмотр подобранных произведений А.С.Пушкина на выставке книг, рекомендации по их прочтению)
Работа с текстом до чтения
- Откройте учебники, прочтите название. Вспомните какие-либо сказки и давайте сравним названия сказок А.С.Пушкина с названиями других сказок. (Запись ответов детей или угадывание сказок по наглядному материалу, выставление табличек с названиями сказок А.С.Пушкина)
- Зачем Пушкин лишний раз подчёркивает, что это – сказка? И мало того, сразу уточняет всех его героев? (Хочет привлечь внимание ребят, чтобы они познакомились с этим произведением)
- Сказка, как литературный жанр, имеет свои отличительные признаки. Давайте их уточним. Не зря говорят: «Ты ещё в сказки веришь?» или «Ты рассказываешь сказки» - о каком признаке сказки идёт речь? (О том, что сказка сама по себе – вымысел, там бывают чудеса, волшебство, превращения)
- Какие ещё признаки вы можете выделить? (Победа добра над злом – именно сказки учат нас быть добрыми, открытыми – лучшими; повторы событий, а также зачин и концовка)
- Приведите примеры, ведь именно по зачину можно легко определить, сказка это или нет. (Дети приводят примеры сказок, акцентируя внимание на зачине). По ходу чтения мы будем находить эти признаки в сказке А.С.Пушкина.
- Перелистайте странички. Посмотрите, какая это большая сказка, и заметьте, она написана не сплошным текстом, а как бы поделена на маленькие части – абзацы. Как вы думаете, для чего так сделал автор? (Возможно, каждый абзац – это маленький эпизод, маленькое действие)
- Это удобно? Пронумеруйте их, так нам легче будет ориентироваться в тексте.
Работа с текстом во время чтения
- Прочтите 1 абзац. (Ученик – вслух). Где зачин? О чём говорит его отсутствие? (О том, что действия происходят где-то рядом, события реальные, и , возможно, «сказка» в названии специально для того, чтобы у нас не было сомнений, сказка ли это).
- Какие слова непонятны? Как бы вы охарактеризовали этих девушек? (1 – любит готовить и вкусно поесть, 2 – любит шить и модно одеваться, 3 – любит детей и мечтает о семье)
- Попробуйте догадаться, кто из них на иллюстрации.
- Какова основная мысль этого абзаца? Подчеркнём и дадим ему название.
- Какие средства выразительности можно использовать при чтении? (Разные голоса и интонации для каждой героини)
- Читаем 2 абзац. (Читают про себя). Не показался ли вам царь Салтан немного необычным?.. Почему он подслушивает? Почему женится тут же? Он легкомысленный и беспечный? (Возможно, его царское окружение только льстит царю, придворные лишь восхваляют его, не говоря правды, боясь царя раздосадовать, и зная это, он подслушивает в надежде, что таким образом ему удастся услышать правду и именно это подтолкнуло царя к скоропостижной женитьбе, что, конечно же, очень необычно)
- Какова основная мысль этого абзаца? Подчеркнём и дадим ему название.
- Как передать присутствие царя? (уверенным голосом, неторопливым темпом речи)
- 3 абзац. (Ученик – вслух). Как ведут себя сестрицы? Почему? Можно ли говорить об их искренних чувствах к своей сестрице? Что из выразительных средств здесь можно использовать? (тихое чтение, чтобы показать злой замысел сестриц)
- 4 абзац. (Ученик – вслух). Похоже, в царстве Салтана никакого порядка. Почему он сам поехал на войну? Почему он поверил, что жена родила ему неведомую зверюшку?
- 5 – 6 абзац. (Читают про себя). Почему такой приказ не смутил бояр? (видно, привыкли к странностям царя. Наверное, он не был однозначно хорошим или плохим – то доверчивый и добрый, то злой и несправедливый)
- 7 – 8 абзац. (Читают по себя). Чудеса и волшебство – основные признаки сказок. А здесь какие?
Работа с текстом после чтения
- В каждом произведении есть свои положительные и отрицательные герои. Можно уже предположить, кто какие?
- Какой эпизод взволновал больше всего, заставил переживать?
- Перечитайте начало сказки и докажите, что у Пушкина есть и пейзаж, и разговор, и чувства, и действия. (Каждый вывод дети подтверждают цитатами из текста)
- Как относится к своим героям автор? (Отношение доброе)
Подведение итогов
- Кто ни разу не смотрел мультфильма, не читал это произведение – как вы думаете, каков финал этой сказки? Как обычно заканчиваются волшебные фольклорные сказки?
Домашнее задание. Самостоятельное выразительное чтение нескольких частей. Иллюстрации к понравившейся части текста. Выбор героя и прослеживание его развития на протяжении всей сказки.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО